Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Двухфакторный дисперсионный анализСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Двухфакторные комплексы по своей структуре более сложны, чем однофакторные. Объединение в один статистический комплекс допускается только таких факторов, которые независимы друг от друга (например, тип кормления и доза облучения, возраст и пол и т.д.). Чтобы построить двухфакторную дисперсионную модель все имеющиеся данные представим в виде табл. 1, в которой по строкам - уровни фактора А, по столбцам - уровни фактора В, а в соответствующих клетках, или ячейках, таблицы находятся значения признака (i=1,2…, m; j=1,2…, l; k=1,2…, n):
Таблица 1.
Двухфакторная дисперсионная модель имеет вид: (1)
где - значение наблюдения в ячейке ij c номером k; - общая средняя; - эффект, обусловленный влиянием i-го уровня фактора А; - эффект, обусловленный влиянием j-го уровня фактора B; - эффект, обусловленный взаимодействием двух факторов, т.е. отклонение от средней по наблюдениям в ячейке ij от суммы первых трех слагаемых в модели (1); - возмущение, обусловленное вариацией переменной внутри отдельной ячейки. Полагаем, что имеет нормальный закон распределения , а все математические ожидания равны нулю.
Групповые средние находятся по формулам:
в ячейке - (2) по строке - , (3) по столбцу –
(4) Общая средняя
(5)
Таблица дисперсионного анализа имеет вид: Таблица 2
Можно показать, что проверка нулевых гипотез об отсутствии влияния на рассматриваемую переменную факторов А, В и их взаимодействия АВ осуществляется сравнением отношений . Если n=1, т.е. при одном наблюдении в ячейке, то не все нулевые гипотезы могут быть проверены, так как выпадает компонента из общей суммы квадратов отклонений, а с ней и средний квадрат , ибо в этом случае не может быть речи о взаимодействии факторов. Пример. В табл. 3 приведены суточные привесы (г) отобранных для исследования 18 поросят в зависимости от метода содержания поросят (фактора А) и качества их кормления (фактор В).
Таблица 3.
Необходимо на уровне значимости оценить существенность (достоверность) влияния каждого фактора и их взаимодействия на суточный привес поросят. Решение. Имеем m =3, l =2, n =3. Определим (в г) средние значения привеса: в ячейках – по (формуле 2) и аналогично ; по строкам – по (3): и аналогично по столбцам – (4): и аналогично Общий средний привес – по (5): . Все средние значения привеса (г) поместим в табл. 3 Таблица 3.
Из табл. 3 следует, что с увеличением количества голов в группе средний суточный привес поросят в среднем уменьшается, а при увеличении содержания протеина в корме - в среднем увеличивается. Но является ли эта тенденция достоверной или объясняется случайными причинами? Для ответа на этот вопрос по формулам табл. 2 вычислим необходимые суммы квадратов отклонений: ; ; Средние квадраты находим делением полученных сумм на соответствующие им число степеней свободы m-1=2, l-1=1; (m-1)(l-1)=2; mln-ml=18-6=12; mln-1=18-1=17. Результаты расчета сведем в табл. 4. Очевидно, данные факторы имеют фиксированные уровни, т.е. мы находимся в рамках модели I. Поэтому для проверки существенности влияния факторов А, В и их взаимодействия АВ необходимо найти отношения: , и сравнить их с табличными значениями (см. приложение 6) соответственно Так как и , то влияние метода содержания поросят (фактор А) и качества их кормления (фактор В) является существенным. В силу того что взаимодействие указанных факторов незначимо (на 5%-ном уровне).
Таблица 4.
MS Excel в статистике Широкое внедрение методов анализа данных в повседневную практику стимулировано распространением персональных компьютеров. Однако для осмысленной работы пользователь должен обладать определенной подготовкой: понимать, в каких ситуациях применимы различные статистические методы, знать их возможности и ограничения, уметь корректно интерпретировать результаты. В настоящее время наиболее широко используемым программным обеспечением является программное обеспечение, работающее в среде Windows. Одним из составляющих программного обеспечения среды Windows, является программа Microsoft Excel, которая является мощным средством для работы с таблицами статистических данных. Она позволяет упорядочивать, обрабатывать определенным образом, графически представлять и анализировать различные виды статистической информации. С помощью пакета анализа можно проводить следующие действия: - генерировать случайные числа, подчиняющиеся различным законам распределения; - проводить формирование выборки из генеральной совокупности; - по выборке строить интервальный вариационный ряд, гистограмму, кумулятивную кривую и диаграмму Парето; - вычислять точечные и интервальные оценки статистической совокупности; - проводить сглаживание временных рядов; - оценивать зависимость системы двух случайных величин; - проверять статистические гипотезы с использованием различных критериев; - проводить однофакторный и двухфакторный дисперсионный анализ; - строить множественное уравнение регрессии; - ранжировать статистические данные.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 569; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.72.44 (0.009 с.) |