ТОП 10:

Экологические нормы и правоотношения(структура, виды, особенности).



Нормы ЭП- общеобязательные правила поведения субъектов экол.отношений по поводу использования и охраны окр.среды. Формируются под воздействием эколог.изменений.

Нормы подразделяются на:

-комплексные

-отраслевые

-экологизированные(содержащиеся в др.отраслях права, и принимающ.участие в регулировании экологич.отношений).

По содержанию юр. предписания:

1.нормы-пинципы(общеэколог., отраслевые, межотраслевые).

2.нормы-приоритеты

3.нормы-правила(обязывающие, поощрительные,запрещающие,управомочивающие).

Особенности экол.норм: отражают не только соц. закономерности общ.развития, но и закономерности эколог.развития; они представляют собой единство соц-эколог. закономерностей.

Эколог. Потношения- общ.отношения, возникающие в сфере взаимодействия об-ва и природы, урегулированные нормами ЭП.

Все эк.отношения можно разделить на:

1.природоресурсные (связаны с использованием)

2.природоохранные

3.отношения по обеспечению эк. безопасности

Субъекты: РФ, Суб.РФ, МО, фл, юл.

Объекты:

1.ОПС в целом(интегрированный об-т)

2.отдельн.об-ты природы(дифференцираный)

3.комплексный об-т(заповедники,заказники) это непосредств.об-ты

Опосредованный об-т: жизнь и здоровье человека, права и свободы гр-н.

Особенность непосредст.об-та в ЭП:

-имеют естественное происхождение

-нах-ся в экол.взаимосвязи

-триединство

-выполняют жизнеобеспеч.ф-ии

-не изолированы от воздушной стихии.

 

 

Источники ЭП(Понятие, система, особенности)

Источники ЭП – это НПА, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

 

Классификация источников:

§ По субъекту принятия

1)НП акты

2)НП договоры

§ По юридической силе

1)законы принимаемые правоохранительными органами ОГВ

2)подзаконные акты

§ По уровню принятия и уровню действия

1)S уровня РФ

2)уровень Ss РФ

3)уровень МО

§ По содержанию

1)чисто экологические

2)экологизированные

§ По предмету регулирования

1)общие

2)специальные

 

Система источников

1) К РФ, федеративные договоры, м\н договоры

2) ФКЗ

3) ФЗ, чрезвычайные Указы Президента

4) Обычные Указы Президента

5) Постановления и норм-ые распоряжения правит-ва

6) Ведомственные НПА

7) Законы Ss РФ и иные НПА Ss РФ

8) Акты ОМСУ

9) Локальные НПА

10) Судебные решения

 

Особенности:

1)эколого-правовые нормы устанавливаются на обоих уровнях

2)правовые нормы ЭП содержатся в самых разных отраслях права ГП, КП, УП, Предприн П и тд.

 

 

Конституционные основы ЭП.

 

Статья 9

 

Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В комментируемой статье подчеркивается особая роль земли и других природных ресурсов как основы жизнедеятельности народов, что обусловливает и особый порядок их использования, отличающийся от порядка владения, пользования и распоряжения другими объектами собственности.

Использование и охрану земли и других природных ресурсов осуществляют в соответствии с требованиями ЗК, Федеральных законов от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" и иных законодательных и подзаконных актов РФ и субъектов РФ. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и иными природными ресурсами находятся в совместном ведении РФ и субъектов в составе РФ. Это означает, что органы государственной власти федерального уровня и субъектов РФ обязаны обеспечивать охрану и рациональное использование земли и других природных ресурсов.

Государственная собственность на землю и другие природные ресурсы включает в себя федеральную собственность и собственность субъектов РФ. Земельные участки, находящиеся в границах муниципального образования и используемые для нужд местного населения, не находящиеся в федеральной собственности и собственности субъектов РФ, могут находиться в муниципальной собственности.

 

 

Статья 36

Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Конституция предусматривает два основных ограничения права частной собственности на землю и другие природные ресурсы, при соблюдении которых собственник остается свободным в своих действиях: недопустимость нанесения ущерба окружающей среде и нарушение прав и законных интересов иных лиц.

 

Статья 41

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Функции государства по охране окружающей среды получают в Конституции РФ достаточное развитие. Это и поощрение деятельности, способствующей экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (ст. 41), и установление Федерацией основ федеральной политики, и федеральные программы экологического развития страны (п. "е" ст. 71), и обеспечение Правительством РФ проведения единой государственной политики в области экологии (п. 1 "в" ст. 114).

 

Статья 42

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Сердцевиной гуманитарной составляющей конституционных основ экологии является ст. 42 Конституции РФ о праве каждого на благоприятную окружающую среду, повторяющая аналогичные нормы конституций многих европейских стран <*>. Как и в других государствах, этот конституционный тезис представляется слишком общим, нуждается в конкретизации, подкреплении иными актами и правоприменением. Иски граждан, основанные на этой статье Конституции РФ, либо остаются без удовлетворения, а если удовлетворяются, то остаются нереализованными, как это случилось в Подмосковье, где муниципальные образования оказались не в состоянии выполнить решения судов о переселении граждан, проживающих в неблагоприятных шумовых условиях вблизи аэропорта Быково.

Предусмотренные в той же статье российской Конституции права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу человека экологическим правонарушением, в какой-то мере раскрывают содержание общего права на благоприятную среду, но недостаточны и также нуждаются в разъяснении, прежде всего в федеральных законах.

Россия не подписала Орхусскую конвенцию 1998 г. о доступе к экологической информации из-за неуверенности в своих возможностях выполнить все ее требования на современном этапе. Между тем согласно Закону РФ "О государственной тайне" сведения о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране не могут быть засекречены и стать объектом государственной тайны (ст. 7)

 

Ст.71

В ведении Российской Федерации находятся:

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

Согласно ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации. Охрана окружающей среды и законодательство об охране окружающей среды в соответствии со ст. 72 Конституции РФ находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 

Статья 72

1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.216.157 (0.008 с.)