ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика уроков при занятиях акробатикой



С.КОЖЕВНИКОВ

Издание третье, дополненное

МОСКВА

«ИСКУССТВО»


ББК 85.35

К58

Допущено Управлением учебных заведений

и научных учреждений Министерства культуры СССР

в качестве учебного пособия

для учащихся училищ циркового

и эстрадного искусства

К 4909000000-175 112-83

025(01)-84

© Издательство «Искусство». 1984


Глава I

ОБЩИЕ ПРАВИЛА

ПРИ ЗАНЯТИЯХ АКРОБАТИКОЙ

Занятия акробатикой, как и занятия любым видом спорта и физической культуры, должны проводиться систематически и мето­дически. Только такие занятия могут дать положительные резуль­таты.

Урок — эта общепринятая и наилучшая форма проведения за­нятий — должен строиться и проводиться по определенному плану.

Независимо от того, где проводится тренировка — в кружке ли самодеятельности, в спортивной ли школе или цирке,— инструктор-тренер (преподаватель) должен строить свой урок, учитывая общую цель занятий. Урок, конечно, не может быть стандартным, одина­ковым для любого коллектива занимающихся, но схема его должна явиться общим ориентиром, допускающим частные отклонения и изменения.

Например, в коллективе самодеятельности тренер преследует цель обучить занимающихся элементарным акробатическим упраж­нениям. По освоении их он подготавливает «номер», составляя его на основе этих упражнений. Это одно.

В секциях акробатики учебных заведений или спортивных обществ тренер (преподаватель) ставит своей целью воспитать из занимающихся настоящих мастеров этого вида спорта, которые в дальнейшем будут участвовать в соревнованиях. Это другое.

Но основная задача тренера — воспитать здорового, сильного, ловкого, волевого, закаленного человека, надежного защитника со­циалистической Родины.

Сама техника акробатики невозможна без освоения и развития в себе этих качеств.

При занятиях акробатикой преподаватель обязан требовать от учеников строжайшей дисциплины. Невнимательное отношение к занятиям может привести к ушибам и травмам. Преподаватель дол­жен внимательно следить за исполнением упражнений и сразу же устранять каждую, даже незначительную, ошибку. Не замеченную и не устраненную вовремя ошибку в дальнейшем исправить намного труднее. Преподаватель должен развить в ученике смелость и настойчивость.

Число занимающихся в акробатическом кружке — группе — не должно превышать двенадцати — пятнадцати человек на одного преподавателя. Акробатические упражнения приходится неоднократно повторять с каждым учеником, что занимает много времени. В чрез­мерно большой группе медленнее усваиваются упражнения, и уче­ники теряют интерес к занятиям.

Зимой занятия проводятся в спортивных залах с хорошей венти­ляцией и температурой не ниже 15—18°.

Летом занятия переносятся в парки, сады, на спортплощадки и на специально подготовленные, вскопанные и посыпанные опил­ками акробатические площадки. Женская и мужская группы зани­маются, как правило, отдельно.

При приеме в акробатическую группу учащиеся должны пройти обязательный медицинский осмотр.

Замечания о терминологии

Акробатика сравнительно недавно получила признание в общей системе физического воспитания и развития молодого советского поколения, как один из ценных и интересных видов физической культуры и спорта. Акробатические упражнения занимают теперь законное место в комплексе ГТО-1 и ГТО-2. До недавней поры акробатика была уделом чисто профессионального круга цирковых артистов.

Названия акробатических упражнений, употреблявшиеся в этой среде, были непонятны из-за иностранного происхождения и подчас никак не объясняли самой сущности этих упражнений. С развитием акробатики в системе физического воспитания, спорта и самодея­тельности встал вопрос о создании единой русской терминологии.

При составлении программ соревнований по акробатике была частично изменена существующая терминология. Это принесло в некоторой степени положительные результаты, но не решило еще окончательно задачи, так как русские названия иногда даже самых простых упражнений оказались труднопроизносимыми, чересчур длинными и не получили широкого распространения. Это привело к тому, что большинство занимающихся пользуется старыми назва­ниями. Не беря на себя смелость решения этой сложной и серьез­ной задачи, при описании некоторых упражнений мы будем при­держиваться новых названий, оставляя в скобках старые, так как новая терминология не охватывает всех жанров акробатики.

Наряду с объяснением по терминологии необходимо привести разъяснения некоторых слов, часто упоминающихся в этой книге и имеющих большое значение при занятиях акробатикой. Это слова:

1) пассировка,

2) темп,

3) группировка,

4) стрекассат.

Слово «пассировка» (или «пассировать») имеет два значения.

Первое — страховка. Страховщик (пассировщик) находится око­ло занимающегося с целью страховки последнего от возможных падений. В данной книге мы пользуемся русскими словами «стра­ховать», «страховщик».

Второе — смягчение прихода на ноги, в кисти рук и т. д. с како­го-либо упражнения, которое делается как самим исполнителем, так и партнером, принимающим или ловящим исполнителя. Смягчение достигается незначительным (пружинистым) приседанием с после­дующим выпрямлением ног. Это второе значение будет обозначать­ся в дальнейшем словом «пассировать».

Слово «темп» также имеет два значения.

Первое — сделать какое-нибудь одно упражнение или несколько «в темп» или «в темпе», т. е. сделать его одно или поочередно с другими несколько раз подряд, не останавливаясь, в заданном ритме.

Второе — дать темп, т. е. произвести необходимый толчок нога­ми или руками для облегчения исполнения какого-либо упражне­ния. Например, при входе и отходе на плечи и с плеч, при броске руками, при построении и распаде пирамид.

При броске партнера с плеч применяется обычно так называе­мый двойной темп, состоящий из двух движений: вниз и вверх. Беря партнера на плечи, нижний делает небольшое приседание (движение вниз) с последующим выпрямлением ног (движение вверх). Выбрасывая партнера с плеч, нижний снова делает два дви­жения: приседает (движение вниз) и выпрямляет ноги (вверх).

Группировка. Прежде чем приступить к разучиванию различ­ных акробатических упражнений, необходимо познакомить учени­ка с группировкой, так как правильная группировка необходима для исполнения в дальнейшем почти всех технически сложных прыжков, как, например, различных сальто.

Под группировкой подразумевается такое положение исполни­теля, при котором его корпус и ноги собраны как бы «в комок». Для наглядного представления о группировке занимающийся дол­жен сделать следующее: лечь на спину выпрямившись, руки вытя­нуть за головой; резким движением согнуть ноги в коленях по ширине плеч, плотно прижимая колени руками к груди. Подборо­док также прижимается к груди, спина круглая. Таким образом, тело образует как бы «комок». Это положение называется группи­ровкой.

В дальнейшем в описании различных упражнений встречаются слова: «плотная», «широкая» группировки — это значит, что колени до предела подтягиваются к груди, т. е. плотно, и вместе с тем ко­лени разведены чуть шире головы, пятки и носки вместе, подъем вытянут до отказа. При исполнении различных прыжков группи­ровка считается правильной, когда она взята плотно и широко.

Стрекассированным прыжком, или прыжком-стрекассат, назы­вается такой прыжок, в котором прыгун, сделав заднее сальто, при­ходит впереди той точки, на которой он находился до прыжка, и, наоборот, сделав переднее сальто, оказывается позади этой точки.

Оборудование

Для занятий акробатикой необходимо иметь следующее обору­дование:

1. Войлочную дорожку, обшитую брезентом. Ширина ее — 1 м 20 см, длина — 8—15 м, толщина — не менее 3 см.

2. Гимнастический мат.

3. Ковер.

4. Ручные лонжи, из расчета одна на троих занимающихся.

5. Подвесную лонжу одинарную и двойную.

6. Трамплин деревянный и пружинный.

7. Фетровые шапочки — 2—4.

Костюмы

Костюм для мужчин и женщин, занимающихся акробатикой, должен быть легок, удобен, не должен стеснять движений. Обыч­ный костюм акробатов состоит из трусов и майки. При исполнении акробатических упражнений как женщины, так и мужчины долж­ны под костюм надевать бандаж, сделанный из резиновых лент или резинового пояса. В период изучения и освоения акробатиче­ских упражнений не рекомендуется заниматься в шароварах, брю­ках, комбинезонах. Эти костюмы стесняют свободу движений и не дают преподавателю возможности наблюдать, правильно ли испол­няются акробатические упражнения.

Для занятий нужны акробатические ботинки, сшитые из пару­сины, брезента или мягкой кожи с выворотной мягкой кожаной по­дошвой. Ботинки (а не туфли) необходимы для предохранения голеностопного сустава от растяжений. Всякая грубая обувь для занятия акробатикой совершенно непригодна, так как она будет царапать руки, шею и плечи партнера.

Страховка

При изучении акробатических упражнений применяется лонжа. Ручная лонжа применяется для страховки невысоких акробатиче­ских упражнений; подвесная лонжа — для высоких отходов (с рук, с плеч, с колонны, с подкидных досок). Подвесную лонжу дер­жат так, что руки свободно скользят по веревке. Во время исполнения трюков лонжу нуж­но держать, устраняя провис веревки и при этом ни на ми­нуту не ослаблять внимания.

 

 

Рис.2

Рис.1

При падении акробата держащий лонжу крепко сжимает веревку обеими руками и, сдерживая падение, плавно опускает акробата на землю (рис. 1 и 2).

При переходе к исполнению акробатических упражнений без лонжи ученика необходимо первое время страховать.

Страховка производится следующим образом: страховщик ста­новится рядом с исполнителем с правой или с левой стороны и, внимательно следя за исполнением упражнения, предохраняет уче­ника от падения. К страховке допускаются только очень опытные ассистенты-страховщики.

* * *

Акробатика состоит из следующих видов (жанров):

1. Акробатики прыжковой.

2. Акробатики силовой.

3. Акробатики эксцентрической.

4. Акробатики с использованием аппаратуры.

Упражнения каждого жанра подразделяются на индивидуаль­ные и групповые.

Основной вид акробатики — прыжковая акробатика, которая яв­ляется как бы фундаментом всех акробатических жанров. Поэтому мы начнем с описания акробатических прыжков.


Глава II

АКРОБАТИЧЕСКИЕ ПРЫЖКИ

Стойка на трех точках

(стойка на голове с опорой на руки)

Стойка на трех точках является, во-первых, самостоятельным упражнением и, во-вторых, служит подготовительным упражнением к стойке на кистях и к стойке на голове.

Исполнение. Ученик делает глубокое приседание, руки ставит перед собой на пол по ширине плеч, становится на голову, на темен­ную часть (голова немного впереди рук); таким образом, руки и

Рис. 5 Рис. 6

голова как бы образуют треугольник. Легким толчком ноги досыла­ется вверх в стойку. Прямая спина и вытянутые ноги образуют прямую линию (стойку) (рис. 6).

Стойка на кистях с толчка одной ногой

Исполнение. Ученик выставляет правую ногу на шаг вперед, склоняет корпус вперед и ставит прямые руки на пол по ширине плеч(кисти рук смотрят вперед). Толчком правой ноги и одно­временным взмахом левой ноги снизу вверх ученик выходит в стой­ку на кистях, соединяя ноги вместе.

Необходимо обратить особое внимание на правильную постанов­ку плеч, т. е. при толчке и взмахе ногами ученик должен сохра­нять первоначально установленное положение плеч.

Стойка должна быть строго прямая: плечи выключены, спина прямая, носки вытянуты. Фиксирование стойки происходит за счет упора пальцами рук, правильного положения плеч и строго верти­кального положения корпуса {рис. 7).

 

Примечание. В стойке на кистях не допуска­ется поиск баланса путем прогибания спины, опускания ног, сгибания рук и опускания груди.

Переворот боком (колесо)

Исходное положение. Ученик становится боком к направлению движения (в данном случае он исполняет колесо влево); ноги рас­ставлены немного более ширины плеч, руки подняты и вытянуты вверх также на расстоянии немного шире плеч, ладонями вперед.

Исполнение. Наклоняя корпус и руки вправо, ученик одновре­менно приподнимает левую ногу вверх, делая замах, затем ставит

Рис.8

левую ногу на землю, одновременно перенося на нее центр тяжести с правой ноги. Взмахом рук и резким сгибанием корпуса справа налево он ставит левую прямую руку на пол на линию левой ноги. Коснувшись левой рукой земли, он отталкивается левой ногой от земли н делает взмах правой прямой ногой снизу вверх, затем ста вит правую руку на линию левой по ширине плеч и через стоику на кистях переносит центр тяжести с левой руки на правую. Кос­нувшись землю правой рукой, ученик левой рукой отталкивается от пола; толчком правой руки, сгибая корпус, он становится на землю сначала правой, а затем левой ногой и принимает исходное поло­жение (рис. 8).

Примечание. Данное упражнение как бы имитирует вращение спицы колеса. Следует обратить внимание на корпус, который должен быть прямым, без прогиба в пояснице. Руки все время прямые, ноги тоже.

Вальсет

Вальсет самостоятельного значения не имеет. Он необходим при исполнении различных акробатических прыжков, так как придает телу акробата инерцию, направление и усиливает толчок от земли.

Исполнение. Стоя на правой ноге, ученик немного поднимает перед собой левую и слегка сгибает ее в колене. Подпрыгнув на правой ноге, он слегка наклоняет корпус вперед и переносит центр тяжести с правой ноги на ставящуюся вперед слегка согнутую в колене левую ногу. С приходом на левую ногу он отталкивается ею от земли, делая одновременно взмах снизу вверх прямой правой ногой.

Вальсет бывает как с места, так и с разбегу.

Примечание. Вальсет может исполняться и с левой ноги, как описа­но выше, и с правой, но рекомендуется делать с левой ноги.

Переворот вперед с опорой на прямые руки (фордершпрунг)

Исполнение. С небольшого разбега ученик делает с левой ноги вальсет; нагибая корпус вперед, ставит прямые руки перед собой на пол по ширине плеч, держа голову прямо; затем он отталкива­ется левой ногой и делает резкий взмах снизу вверх правой ногой; через стойку на кистях, оттолкнувшись прямыми руками от земли, прогибаясь в пояснице, ученик приходит на прямые ноги на землю с поднятыми вверх руками и с откинутой назад головой. В момент перехода корпуса через стойку на кистях левая нога присоединяет­ся к правой и обе ноги выпрямляются (рис. 11).

Усложненным вариантом этого упражнения является переворот вперед с опорой на прямые руки (фордершпрунг) с разбегу и с

прыжка. В данном случае ученик делает небольшой разбег, слегка прыгает на две ноги и выносит руки перед собой; наклоняя кор­пус вниз вперед, делает резкий взмах руками свер­ху вниз. Оттолкнувшись ногами от пола, ученик через стойку на прямых руках приходит на пол на прямые ноги с поднятыми вверх руками, с откинутой назад головой.

Оба упражнения для быстрейшего освоения и предохранения разучиваются при помощи ручной лонжи.

Курбет

Курбет состоит из двух частей (полукурбетов). Первая часть — переход с ног на руки; вторая часть — переход с рук на ноги. Вто­рая часть — переход с рук на ноги — должна изучаться сначала, поскольку она является менее сложной и, кроме того, входит сос­тавным элементом в некоторые другие акробатические упражнения.

Вторая часть курбета.

Исполнение. Ученик с толчка становится в стойку на кистях. Обозначив стойку на кистях, он слегка опускает всю стойку (т. е. корпус с ногами), как бы намереваясь сойти с нее на пол. Затем, немного прогнув корпус в пояснице и одновременно согнув ноги в коленях, он резко выпрямляет ноги, одновременно отталкивается прямыми руками от пола и, немного сгибая корпус, становится на ноги с поднятыми вверх руками.

Примечание. На разучивание этого упражнения следует обратить осо­бое внимание.

Первая часть курбета.

Исходное положение. Стоя, руки свободно, без напряжения опу­щены по швам, ноги слегка расставлены, ступни параллельны.

Исполнение. Ученик делает мелкое приседание, одновременно вынося руки перед собой, слегка отрывая пятки от пола. Свобод­ным взмахом ненапряженными руками сверху вниз за себя, одно­временно резко наклоняя корпус вниз, резким толчком обеих ног ученик ставит прямые руки на пол и выходит в стойку на кистях.

Примечания. 1. Обратите внимание на взмах руками (за себя), когда руки при наклоне корпуса вниз поднимаются как можно выше и при толчке потами должны протянуть за собой корпус в стойку. 2. Руки на пол нужно поставить на место первоначального положения ног.

Выйдя в стойку на кистях, ученик исполняет вторую часть кур­бета, описанную выше. При соединении обеих частей в одно движе­ние получается полный курбет. Полный курбет является самостоя­тельным упражнением и исполняется обычно в темпе, т. е. несколь­ко раз подряд (рис. 12). Упражнение разучивается на лонже.

Рондад

Для выполнения акробатических прыжков с разбегу кроме пе­реднего сальто необходимо уметь делать так называемый рондад, с помощью которого инерция, полученная от разбега, облегчает взлет тела вверх для исполнения сальто и способствует приобрете­нию скорости (резкости) при исполнении движений назад в длину (например, флик-фляк).

Исполнение. С разбегу сделав вальсет с левой ноги, ученик на­клоняет корпус и руки вниз при одновременном выносе прямых рук перед собой. Поставив руки на землю (сначала левую, потом правую) кистями, повернутыми влево, ученик толчком левой ноги и взмахом правой выходит в стойку на кистях; причем левая рука становится на линии правой ноги, а правая слегка заносится влево и ставится на линии левой ноги. Руки ставятся по ширине плеч. С выходом в стойку на кистях левая нога присоединяется к пра­вой и корпус поворачивается на 180°. (Занос правой руки, когда

ученик ставит ее на землю, должен облегчать поворот корпуса, исполняемый движением плеч.) После поворота ученик исполняет вторую часть курбета и становится прямыми ногами на пол с под­нятыми вверх руками (рис. 13).

Примечание. Ставя ноги на землю (вторая часть курбета), в отли­чие от вышеописанного курбета, ученик не должен сгибать их в коленях.

 

Арабское колесо

Арабское колесо на месте

Исходное положение. Стоя.

Исполнение. Ученик приподнимает левую ногу и правую руку перед собой, делает большой шаг назад левой ногой (не наклоняя корпус), перенося центр тяжести с правой ноги на слегка согну­тую в колене левую. Правая нога, отрываясь от пола, остается впе­реди. Ученик делает сильный взмах правой рукой и ногой назад снизу вверх, причем правой рукой описывает кругообразное движе­ние снизу вверх назад. Со взмахом ногой и рукой ученик наклоняет корпус вниз и ставит левую руку кистью вовнутрь на пол перед левой ногой на одной с ней линии. Затем он ставит на пол правую руку также кистью вовнутрь на линии правой ноги; причем правую руку он ставит ближе, чем левую. С приходом правой руки на пол левая рука отрывается, ученик, сильно прогнувшись в пояснице, оттолкнувшись правой рукой, приходит на пол на правую ногу. Левую, «отстающую» ногу он проносит за правую ногу на шаг на­зад, одновременно отклоняя прямой корпус назад и перенося центр тяжести на левую ногу. Левую руку ученик держит перед собой, правую — за головой {рис. 15).

При исполнении данного упражнения, так же как и в преды­дущем упражнении, с момента прогиба в пояснице и до окончания колеса голова должна быть откинута назад. Освоив арабское колесо на месте, можно приступить к исполнению нескольких арабских колес на месте в темпе, исходя из описания прихода после испол­нения одного колеса на месте.

Рондад-сальто

С хорошо выполненного рондада заднее группированное сальто исполнять намного легче, чем с места. Поэтому, разучивая сальто с места, но еще не делая его без лонжи, можно приступить к трени­ровке заднего сальто с рондада.

Исполнение. Сделав с разбегу рондад, ученик, придя на пол, отталкивается прямыми ногами, слегка направляя корпус назад, выбрасывает руки вверх и делает заднее сальто (рис. 18).


Флик-фляк с места в длину

Исходное положение. Стоя, ноги слегка расставлены, ступни параллельны, спина прямая, прямые ненапряженные руки опуще­ны но швам, ладони направлены назад.

Исполнение. Ученик делает неглубокое приседание, одновремен­но отклоняя прямой корпус назад и отводя назад руки. В момент потери равновесия ученик делает сильный взмах руками снизу вверх через голову назад. Когда руки в своем движении достигают головы, голова вместе с руками откидывается назад. При взмахе руками ноги, выпрямляясь, отталкиваются от пола и соединяются, корпус прогибается в пояснице, и ученик приходит на прямые руки на пол (руки по ширине плеч).

С приходом рук на пол корпус продолжает вращательное движе­ние по инерции, полученной от взмаха руками и от толчка ногами, как бы образуя дугу.

Отталкиваясь прямыми руками от пола, ученик становится на ноги с поднятыми вверх руками (рис. 19).

Движение, начинающееся с момента прихода рук на пол, явля­ется исполнением второй части курбета, описанного выше.

Примечания. При тренировке этого упражнения (обязательно разу­чивается на лонже) следует обратить особое внимание на ошибки, которые могут произойти и которых необходимо избегать.

1. Флик-фляк может быть выполнен с прыжка, т. е. когда он слишком высокий, отчего происходит прыжок на руки. Происходит это потому, что ученик мало отводит корпус назад, переходит на носки, сгибая колени впе­ред, и преждевременно делает взмах руками.

2. Флик-фляк может быть недокрученным, и ученику трудно прийти на ноги. Происходит это потому, что взмах руками недостаточно резкий и голо­ва начинает откидываться раньше, чем руки. Руки ставятся на пол непра­вильно (т. е. не сразу вертикально, а с наклоном плеч вперед, что отра­жается на кистях и может повлечь за собой растяжение.

3. Обратить внимание на приход на руки. Руки должны ставиться верти­кально, плечи должны быть выключенными. Если голова откидывается назад раньше, чем руки, «догнавшие» ее при взмахе, то при постановке рук на пол плечи выходят вперед, грудь проваливается, корпус сильно прогибается и курбет не будет выполнен.

Рондад — флик-фляк

Освоив флик-фляк с места, следует перейти к разучиванию флик-фляка с рондада (с разбегу) ифлик-фляка в темп.

Исполнение. Сделав с разбегу рондад и ставя с курбета ноги по возможности ближе к рукам (чтобы избежать подачи колен впе­ред и перехода на носки, отчего получится флик-фляк с прыжка), ученик прямыми руками с пола делает сильный взмах вверх назад, отклоняя назад прямой корпус, затем отталкивается ногами и дела­ет флик-фляк (рис. 20).

Флик-фляк в темпе

Для исполнения нескольких флик-фляков подряд (сначала двух) необходимо, чтобы ученика с приходом на пол после первого флик-фляка тянуло назад, т. е. чтобы первый флик-фляк дал необходи­мую инерцию для исполнения следующего флик-фляка. (Если этой инерции не будет, то темп флик-фляка ослабеет, т. е. он будет исполнен отдельно через темп с интервалом.) Поэтому нужно силь­нее оттолкнуться ногами, чтобы флик-фляк был слегка перекручен, курбет выполнялся легко и ноги ставились бы близко к кистям рук.

Другие разновидности флик-фляка будут описаны в следующих главах, так как они по трудности исполнения относятся к индиви­дуальным, редко исполняемым прыжкам, и ученику, изучающему упражнения в последовательном порядке, их делать в данный мо­мент не следует.

Темповое сальто

Темповое сальто применяется в различных вариантах, напри­мер, темповое сальто с места в длину (несколько сальто в темпе) и темповое сальто, чередующееся с флик-фляками.

Разучивать темповое сальто необходимо с места на лонже. Разница между темповым и группированным сальто состоит в том, что в темповом сальто группировка отсутствует и переворот корпуса назад производится сильным взмахом прямыми ненапряженными руками снизу вверх через голову до отказа (руки тянут за собой корпус) и одновременно сильным толчком ногами и броском головой назад. Темповое сальто имеет некоторое сходство с флик-фляком, но с той разницей, что руки на пол не ставятся и прогиб в пояснице меньше, чем при флик-фляке (рис. 22).

 

Заднее сальто в темпе

Для исполнения нескольких темповых сальто подряд (сначала двух) необходимо, чтобы первое сальто не было высоким и ученика с приходом на ноги после первого сальто тянуло назад. Это дости­гается резким снятием курбета, при котором ноги ставятся по возможности

больше под себя. Взмах руками должен быть до отказа, руки должны оставаться в последней точке взмаха, и при приходе на ноги руками сразу же производится взмах для следующего саль­то (рис. 23).


Переднее сальто с места

Прежде чем исполнять переднее сальто, нужно хорошо изучить и освоить темп для него, т. е. научиться делать правильно прыжок, группировку и объединять прыжок-взлет и группировку в одно общее движение. Только после этого можно приступить к исполне­нию переднего сальто.

Исходное положение. Стоя, ноги слегка расставлены, ступни параллельны, грудь слегка направлена вперед, голова прямо, не­напряженные, слегка согнутые в локтях руки опущены по швам.

Исполнение. Наклоняя корпус вперед, поднимаясь на носки, одновременно поднимая прямые руки вверх перед собой ладонями вовнутрь и слегка поднимая голо­ву, ученик делает короткое неглу­бокое приседание и одновременно сгибает руки в локтях, не изме­няя их положения (т. е. не закидывая локти назад). Затем ученик резко выпрямляет ноги и, отталкиваясь от пола и одновременно выбрасывая руки вверх, делает прыжок вверх, во время которого руки, слегка согнутые в локтях, делают сильный взмах сверху вниз; беря широкую и плотную группировку, ученик прижимает голову к груди (грудь резко посылается к коленям), делает переворот через голову и, разгруппировываясь, приходит на пол на согнутые ноги. Упражнение разучивается на лонже (рис. 25).

Переднее сальто с разбегу

Переднее сальто с разбегу намного легче переднего сальто с мес­та, но для освоения переднего сальто рекомендуется разучивать его вначале с места, так, как указано выше.

Переднее сальто с разбегу исполняется двояко:

1. По типу переднего сальто с места, так, как оно описано выше, т. е. переворот выполняется за счет выноса рук вверх перед собой и резкого взмаха ими с последующей группировкой. (Вращение корпуса и группировка происходят одновременно.)

2. Так называемым плечевым темпом, когда переворот осущест­вляется за счет взмаха руками назад снизу вверх. (Группировка происходит после начала вращения.)

Освоив исполнение переворота вперед при разучивании его с места, тренировку переднего сальто с разбегу следует выполнять но второму способу.

Исполнение. Взяв разбег, ученик отталкивается двумя ногами, слегка вынося свободные, ненапряженные руки перед собой; резким взмахом рук назад снизу вверх, одновременно резко нагибая голову

к груди, сгибая корпус, ученик берет широкую плотную группиров­ку, докручивает сальто, разгруппировывается, выпрямляя ноги и корпус, и приходит на пол на носки прямых ног (рис. 26).

Боковое сальто (арабское)

Освоив технику сальто боком с места, с вальсета на лонже, сле­дует перейти для облегчения окончательного усвоения этого прыж­ка на тренировку его с разбегу, чтобы ученик мог сделать этот прыжок самостоятельно. Освоив этот прыжок с разбегу, ученик при небольшой тренировке будет в состоянии сделать его также и с места с вальсета и с возвышенности. Техника его исполнения в этих случаях одна и та же.

Флик-фляк на месте

Исходное положение. Ноги слегка расставлены, ступни парал­лельны, грудь слегка наклонена вперед, голова прямо, прямые не­напряженные руки опущены по корпусу с ладонями, направленны­ми назад.

Исполнение. Прыгун, слегка сгибая ноги в коленях, наклоняя грудь вперед и отводя руки назад, делает взмах ненапряженными руками снизу вверх через голову и одновременно выпрямляет ноги; отклоняя голову назад, сильно прогибаясь в пояснице, он оттал­кивается ногами от пола, делает переворот назад и приходит на прямые руки, которые благодаря наклону корпуса перед прыжком вперед и последующему за ним сильному прогибу в спине ставятся немного впереди того места, на котором стояли ноги перед толчком.

С приходом рук на пол по инерции, полученной от взмаха рука­ми и от толчка ногами, корпус с ногами продолжает вращательное движение (как бы образуя дугу). Отталкиваясь руками от пола, снимая курбет, прыгун приходит на ноги с поднятыми вверх ру­ками и слегка наклоненной вперед грудью, причем ноги он ставит как можно ближе к тому месту, на котором стояли руки (рис. 35).

 

Бедуинский прыжок

Бедуинский прыжок является особенным прыжком и исполня­ется очень редко. Кажущийся вначале при разучивании очень не­сложным, в дальнейшем он оказывается далеко не легким. Вместе с тем этот прыжок, исполненный в темпе по кругу, очень эффек­тен, и, хотя он не относится к разряду чисто акробатических прыжков, т. е. к сальто, следует упомянуть о нем и описать его исполнение.

Исходное положение. Прямые ноги широко расставлены, корпус наклонен горизонтально и образует с ногами прямой угол, голова приподнята, руки широко разведены в стороны. (Описываемый пры­жок исполняется справа налево.)

Исполнение. Сгибая в колене прямую правую ногу, перенося на нее центр тяжести и слегка отрывая левую ногу (делая замах), прыгун снова ставит слегка согнутую в колене левую ногу на пол, перенося на нее центр тяжести, и тотчас отталкивается ею, делая

взмах правой ногой вверх справа налево; взлетая, он поворачивает­ся вокруг своей оси на 360° через левое плечо и приходит на пол на правую ногу.

Условия прыжка. Во время замаха, взлета и приземления кор­пус не изменяет своего горизонтального положения. При взлете корпус плечами тянется вперед, а поворот осуществляется взмахом правой ногой вверх справа налево. При приземлении на правую ногу корпус приходит слегка недокрученным, левая нога немного запаздывает с приземлением и ставится на пол немного позади правой на расстоянии ширины плеч от нее, с расчетом для после­дующего толчка и отхода на следующий прыжок {рис. 36).

Поочередный взмах ногами должен быть как можно выше, а крутка (поворот корпуса), по сути, обеспечивается замахом (зано­сом) ног.

Глава III

АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

ДЛЯ ДВУХ УЧАСТНИКОВ

Упражнения для двух участников делятся на четыре вида:

1. Парная акробатика (неэксцентрического характера), культи­вируемая как в цирковом искусстве, так и в спорте и состоящая из различных прыжков исполнителя и бросков его партнером с рук, за ноги, со спины.

2. Парная акробатика, состоящая из прыжков, каскадов (паде­ний), а также из различных бросков, которые исполняются только артистами-профессионалами. Но последнее время парную акроба­тику этого вида начали вводить и в некоторых кружках самодея­тельности для показательных акробатических номеров.

3. Парная силовая акробатика, состоящая из упражнений сило­вого характера, культивируемая как в спорте, так и в цирковом искусстве.

4. Близко соприкасающаяся с последним разделом парная акро­батика так называемого вольтижного плана, в которой иногда в ка­честве «верхнего» выступает женщина (смешанная пара). Этот вид парной акробатики состоит из элементов, культивируемых как в цирковом искусстве, так и в спорте.

Исполнители парной акробатики делятся на «нижнего» и «верх­него». У каждого из них свои функции. Задача нижнего (более сильного и крепкого) — держать, поднимать, бросать, ловить парт­нера и т. д. Задача верхнего (более легкого, собственно акроба­та) — влезать партнеру на плечи, на голову, исполнять стойку в руках и на голове нижнего, отходить на различные прыжки с брос­ков нижнего и т. д.

Раздел этой акробатической работы начинается с самого легко­го — входа на плечи партнера. Существует несколько способов входа на плечи. Приступить к разучиванию их нужно с бокового входа на плечи.

Боковой вход на плечи

Исходное положение. Нижний стоит, расставив ноги чуть шире плеч, делает глубокое приседание так, чтобы каждая согнутая в колене нога образовала прямой угол, спина прямая. За счет сгиба­ния ног получаются как бы ступеньки для входа на плечи.

Исполнение. Верхний подходит к нижнему с левой стороны, сбо­ку, берется с нижним за руки: правой кистью — за правую кисть, левой — за левую (захват рук глубокий с плотным захватом боль­ших пальцев и упором указательных пальцев на основание кистей друг друга). Затем верхний становится левой ногой на левую ногу нижнего, ближе к корпусу; правой ногой отталкивается от пола, перенося центр тяжести на левую ногу, выпрямляется на ней, ста­вит правую ногу на правое плечо нижнего, затем ставит левую ногу

на левое плечо нижнего и, отпуска его руки, выпрямляется. Вход на плечи должен облегчаться выпрям­лением рук нижнего сбоку слева наверх над головой и упором рук верхнего на руки нижнего. С разъ­единением рук по входе верхнего на плечи нижний держит голову прямо, сохраняя передний упор для ног верхнего, согнутыми в локтях рука­ми обхватывает икры ног верхнего. Локти нижнего должны быть раз­вернуты в стороны. Верхний стоит на плечах нижнего на носках с опу­щенными вниз и соединенными вместе пятками, держа ноги слегка согнутыми в коленях, корпус и голову держит прямо (рис. 41).


Сход с плеч

Исполнение. Нижний подает стоящему у него на плечах верх­нему прямые руки, создавая этим упор для верхнего. Верхний, твердо опираясь прямыми руками на руки нижнего, переносит центр тяжести с ног на руки; находясь в упоре, сгибает ноги в ко­ленях (т. е. группируется) и выносит их вперед. Нижний сгибает руки в локтях и ставит верхнего перед собой на пол.

Вход на плечи сзади





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.107.166 (0.048 с.)