Классификация пассивов организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация пассивов организации



Имущество предприятия, как правило, различно по своему экономическому содержанию. Некоторое имущество выступает собственным, а некоторое покупается за счет заемных средств. В любом случае имущество приобретается за счет каких-либо источников средств предприятия.

Пассивы – все источники финансирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия (организации), предназначенные для формирования ее активов. В сумме все источники финансирования образуют совокупный капитал предприятия (организации), который может быть сгруппирован по ряду признаков.

По форме собственности источники финансирования предприятия можно объединить в следующие группы: государственный капитал; частный капитал.

По принципу формирования принято различать следующие капиталы: акционерный (акционерных обществ); паевой (капитал партнерских предприятий: обществ с ограниченной ответственностью, коммандитных обществ и т. п.); индивидуальный.

По принадлежности все источники финансирования предприятия объединяются в следующие группы: собственный капитал(отражается в третьем разделе баланса); заемный капитал (отражается в четвертом и пятом разделах пассива).

По характеру использования собственниками источники финансирования предприятия могут подразделяться:

  • не реинвестируемый капитал, т. е. тот, который накапливается;
  • потребляемый капитал (используется в целях потребления).

Управление капиталом в финансовом менеджменте основано на использовании следующей терминологии, характеризующей особенности определенных видов капитала. Так, выделяют следующие.

  1. Собственный капитал – общая стоимость средств предприятия, принадлежащих ему на праве собственности.
  2. Уставный (складочный) капитал, который формируется в момент создания предприятия и находится в его распоряжении на всем протяжении времени его существования (в зависимости от организационно-правовой формы предприятия его уставный (вкла-дочный) капитал может создаваться за счет выпуска и последующей продажи акций, вложений в уставный капитал паев, долей и т. д.).
  3. Добавочный капитал:
    • сумма дооценки основных средств, объектов капитального строительства и других материальных объектов имущества предприятий, имеющих срок полезного использования больше 12 месяцев;
    • безвозмездно полученные предприятием ценности;
    • сумма, полученная сверх номинальной стоимости размещенных акций (эмиссионный доход акционерного общества);
    • другие подобные суммы.
  4. Резервный капитал, который образуется путем отчислений от прибыли в размере, определенном уставом предприятия, но не менее 15 % его уставного капитала, каждый год по закону в резервный фонд должно отчисляться не менее 5 % чистой прибыли предприятия до тех пор, пока резервный капитал не достигнет установленного уставом предприятия размера.
  5. Заемный капитал, который включает все денежные средства или другие имущественные ценности, привлекаемые на возвратной основе для финансирования развития деятельности предприятия; различные формы этого капитала представляют собой финансовые обстоятельства предприятия и подлежат погашению в определенные сроки.

Капитальное (освновное) уравнение бухгалтерского учета.

  1. Взаимосвязь имущества и организации и ее собственного капитала с обязательствами выражается в капитальном (основном) уравнении бух. учета. Выраженная в денежной оценке стоимость имущества равна стоимости капитала и обязательств организации. (Имущество = Собственный капитал + Обязательства) – Это капитальное (основное) уравнение бух. учета!!!
    Из уравнения следует, что имущество образуется за счет источников т.е. ресурсы организации становятся реальностью благодаря источникам, за счет которых они образованы. Иными словами, активы равны капиталу, вложенному в организацию собственниками и сторонними лицами (кредиторами и др.). Таким образом, можно говорить о двойственности экономической природы всех учитываемых объектов. Этот принцип является фундаментальным в бух. учете.

    Осуществив преобразование капитального (основного) уравнения бух. учета, можно получить и другое фундаментальное уравнение бух. учета – значение собственного капитала. (Имущество – Обязательства = Собственный капитал).
    Следовательно, собственный капитал организации представляет собой разницу между стоимостью всего его имущества и обязательствами. Это чистая стоимость имущества (т.е.чистые активы). Кроме того, очередное преобразование капитального (основного) уравнения бух. учета позволяет получить важнейшее для внешних пользователей информации значение суммы обязательств организации перед третьими лицами. (Имущество – собственный капитал = обязательства).
    Капитальное (основное) уравнение бух. учета положено в основу построения важнейшего бухгалтерского документа – бухгалтерского баланса и может также называться балансовым уравнением.

Бухгалтерский баланс

Хозяйственная деятельность предприятия невозможна без информации о средствах, которыми оно располагает. Эти данные отражаются в бухгалтерском балансе. Вы хотите сократить затраты и потери? Или вы являетесь акционером, учредителем или кредитором предприятия и хотите оценить его состояние? Тогда вам потребуется бухгалтерский баланс. Что включает в себя это понятие? Какого его содержание? Как строится бухгалтерский баланс?

 

Понятие бухгалтерского баланса

 

Бухгалтерский баланс – это количественное соотношение, которое состоит из двух частей. Они должны быть равны друг другу, поскольку показывают поступление и расходование одного и того же количества денег, товара.

 

Бухгалтерский баланс содержит информацию синтетического характера, он позволяет свести частные показатели в целостную систему обобщенных данных в едином денежном измерителе. Содержание бухгалтерского баланса – это сведения о деятельности предприятия, его обеспеченности собственными средствами, о фактическом наличии основных средств и запасах материальных ценностей.

 

Кроме того, бухгалтерский баланс подводит итог деятельности предприятия за определенный календарный период. Баланс составляют на 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом. То есть бухгалтерский баланс не дает полного представления о деятельности предприятия на протяжении всего месяца (квартала, года), он показывает состояние дел на конкретную дату.

 

Пример: в течение отчетного периода наличные деньги поступали в кассу предприятия, их тратили, средства снова приходили, а затем расходовались. В результате всех этих операций на момент составления баланса в кассе ничего не оказалось. Бухгалтерский баланс будет отражать отсутствие денег, а все процессы, которые происходили с наличностью в течение этого времени, останутся за его пределами.

 

Содержание и принципы построения бухгалтерского баланса

 

Бухгалтерский баланс представляет собой таблицу. Все ресурсы предприятия сгруппированы в активе баланса, а источники их образования – в пассиве баланса.

 

Основной элемент бухгалтерского баланса – балансовая статья (строка) актива и пассива баланса. Они соответствуют виду имущества, источникам его формирования, обязательствам организации. Статьи объединяются в группы, а из групп формируются разделы по экономическому содержанию.

 

Актив отражает имущество предприятия и содержит два раздела: «Внеоборотные активы» и «Оборотные активы». Разделы в активе баланса расположены в порядке возрастания ликвидности. Пассив содержит три раздела: «Капитал и резервы», «Долгосрочные пассивы» и «Краткосрочные пассивы».

Равенство итогов актива и пассива бухгалтерского баланса называется валютой баланса.

Показатели баланса в денежной оценке указываются на начало и на конец отчетного периода. Это – стоимость остатков имущества, материалов, задолженности, сформированный капитал, фонды, займы, кредиты и прочие долги.

7) Строение и содержание баланса

Две системы о бух балансе предусматривают собой с одной стороны состав имущ. Одной орг. С другой состав ее собств. Капитала.

Важнейшим состоянием которым явл. Капитализированная прибыль и обязательства. Эти системы показателей, обозначаются обез. Терминами актив и пассив

Актив – это система показ. Отражающих состав и размещение имущества в организации в ден. Оценке.

Пассив – система показателей отражающих состав собств. Капитала и обязательств а так же их целевое назначение. Выражение в ден оценке, каждая отдельная составная часть баланса его актива и пассива наз. Статьей баланса.

(Например статься баланса “запасы”, “ОС”)

Объединяются вместе и образуют однородные группы. А группы обощаются в разделы. Итоги актива и пассива бух баланса всегда равны между собой. Общий итог показ актива и пассива наз. Валютой баланса.

Возможно применение двух основных моделей бух. Баланса: Баланс Брута и Баланса Нетто. В рф применяется баланс нетто.

Амартизация ОС отражается в активе баланса, в уменьшении стоимости обьектов ОС и собственно уменьшает валюту баланса.

8) Счета бухгалтерского учета, их содержание и строение.

Зафиксирована в первичных документах информация по технологии учетного процесса подлежит регистрации и классификации (группированию) с целью ее систематизации с тем, чтобы в конечном итоге стать отдельной статьей баланса. Отражение хозяйственных операций непосредственно в бухгалтерском балансе практически нецелесообразно, поскольку после каждой операции пришлось бы составлять новый баланс (вспомните четыре типа изменений на балансе). Кроме того, баланс как моментный показатель составляют на первое число месяца и он не содержит обобщенной информации о движении каждой группы средств и их источников.
Известно, что бухгалтерский баланс дает оценку активов только в денежном измерителе, а учет, например, материальных ценностей требует еще и натуральных измерителей. Поэтому текущий учет состояния и изменений средств и их источников, самих хозяйственных процессов в деятельности предприятия обеспечивается с помощью системы счетов.Счета - это один из элементов метода бухгалтерского учета, как группировать и текущего отображения по определенным признакам наличия и движения средств предприятия и их источников и хозяйственных процессов.
Каждой группе активов, источников их формирования и хозяйственных процессов открывают счет. Так, для учета основных средств открывается счет "Основные средства", для учета товаров - "Товары", для учета процесса производства - "Производство" и тп Следовательно, счет является средством группировки (обобщение) активов, пассивов, хозяйственных процессов и контроля за их состоянием и движением в процессе хозяйственной деятельности предприятий.Содержание, назначение и строение счетов обусловлены объектами, которые учитываются, и задачами учета.
В результате хозяйственной деятельности активы и источники их образования могут увеличиваться или уменьшаться. Такое увеличение или уменьшение на счетах отображается отдельно. Поэтому счета бухгалтерского учета принято изображать в виде двусторонней таблицы, левую сторону которой обозначают условным сроком дебет, а правую - кредит.
Название счета пишут посередине таблицы. Термин "дебет" происходит от лат. debet, что означает "он должен", а "кредит" - от лат. credit, что означает "он верит". Теперь дебет и кредит - это условные технические обозначения сторон счета. Такую форму применяют и понимают одинаково бухгалтерами всего мира.

Двойная запись

Двойная запись – это одновременное и взаимосвязанное отражение хозяйственной операции по дебету одного счета и кредиту другого счета в одинаковых суммах. Все операции должны быть подтверждены документами. Записи операций составляются на основе документов.

Бухгалтерской записью – проводкой – называют запись операции, т. е. указание дебетуемого и кредитуемого счетов, в которые записывается сумма операции.

Корреспонденция счетов – связь, возникшая между счетами в результате двойной записи на них. Корреспондирующими счетами называют счета, применяемые для отражения операции способом двойной записи.

Порядок отражения операций способом двойной записи:

операция первого типа отражается по дебету и кредиту активного счета;

операция второго типа отражается по дебету и кредиту пассивного счета;

операция третьего типа отражается по дебету активного счета и кредиту пассивного счета;

операция четвертого типа отражается по дебету пассивного счета и кредиту активного счета.

Ее использование обеспечивает возможность самоконтроля, так как позволяет сбалансировать итоги записей на счетах. Используя двойную запись, один счет дебетуется, другой счет кредитуется на одну и ту же сумму. Если правильно сделана разноока операций по счетам, то сумма оборотов по дебету всех счетов и сумма оборотов по кредиту всех счетов будут равны. Если ошибочно изменена сумма по корреспондирующему счету или запись произведена на одной и той же стороне корреспондирующих счетов (неверно перенесено сальдо), то выявленное неравенство дебетовых и кредитовых оборотов по счетам означает ошибку в сумме или в характере записанной операции.

Вместе с тем двойная запись имеет познавательное значение, так как показывает, откуда поступили средства и куда направляются. Запись на счетах производят на основании документов, поэтому все бухгалтерские документы подвергаются бухгалтерской обработке, одним из этапов которой является запись корреспондирующих счетов по каждой операции, отражаемой в документе. Определение и запись на документах корреспондирующих счетов – контировка. Контировка сопровождается подписью бухгалтера, сделавшего ее. Применение двойной записи обеспечивает постоянный самоконтроль за правильностью разнесенной по счетам суммы и за правомерностью (экономическим содержанием) произведенной операции. Отражение хозяйственной операции на счете называется проводкой. Cоставить бухгалтерскую проводку – значит указать, на какую сторону каких счетов нужно записать сумму операции. Различают проводки: простые – в которых корреспондируются только два счета; сложные– в которых один счет корреспондируется с несколькими счетами.

10) Хронологические и систематические записи

Учесть хозяйственную операцию – значит отразить в бухгалтерском учете факт ее совершения. Совершение хозяйственной операции подтверждается наличием документов, ее оформляющих.

Последовательность текущего учета хозяйственных операций:

· регистрация хозяйственных операций по документам согласно календарной очередности их оформления или поступления;

· разноска хозяйственных операций – запись тех же хозяйственных операций в учетные регистры по дебету одного и кредиту другого счета в определенном порядке.

При записи хозяйственных операций на счета их группируют по экономически однородным признакам, т. е. записывают по определенной системе.

Записи всех операций в текущем учете ведутся следующими способами:

  • хронологическим;
  • систематическим.

Различия в экономическом содержании операции при этом не учитываются.

Хронологическая запись – отражение хозяйственных операций независимо от содержания в последовательности их совершения во времени и оформления документами. Запись производится в специальных книгах или журналах, являющихся регистрационными.

Данные об отдельных объектах учета хронологическая запись не предоставляет, поскольку не производит их необходимой группировки.

Хронологическая запись не показывает нам общую сумму прихода материалов в целом и по отдельным их видам, общую сумму оплаты поставщикам в целом и по отдельным кредиторам и т. д.

Назначение хронологической записи – контроль полноты и правильности разноски операций по счетам, т. е. контроль систематической записи.

Систематической записью называется систематизированная группировка по экономическому содержанию на счетах бухгалтерского учета, необходимая для получения требуемых показателей об отдельных объектах учета. Систематизировать необходимо все зарегистрированные в хронологическом порядке хозяйственные операции.

Примером хронологической записи всех операций служит Книга учета доходов и расходов, применяемая организациями и предпринимателями, использующими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, но Книга учета доходов и расходов предназначена для налогового учета и регистром бухгалтерского учета не является.

Учетные регистры, отражающие все хозяйственные операции только в хронологическом порядке, современными формами бухгалтерского учета не применяются. Примером хронологического регистра по отдельным объектам учета может служить Кассовая книга, где ведутся в хронологическом порядке записи кассовых операций. Книга покупок и Книга продаж учитывают стоимость налога на добавленную стоимость по приобретенным и реализованным материальным ценностям у плательщиков налога на добавленную стоимость. Хронологическая регистрация хозяйственных операций на предприятиях сочетается с систематической в учетных регистрах, предназначенных для отражения операций по одному счету (журнал-ордер № 1 по кредиту счета 50 «Касса»), по группе счетов (журнал-ордер № 10 по дебету счетов производственных затрат), по всем счетам, отражающим операции (журнал – главная форма учета). Операции разносятся по счетам в последовательности их совершения и документального оформления, что значительно сокращает и упрощает учетные записи. Все операции нумеруются.

11 ) Синтетический и аналитический учет

По степени детализации учета бухгалтерские счета делятся на синтетические, аналитические и субсчета. На синтетических счетах отражаются наличие и движение хозяйственных средств в итоговой денежной оценке.

На аналитических счетах учет ведется более детально, с разбивкой по конкретным видам средств, их открывают в развитие соответствующих синтетических счетов. Учет на аналитических счетах ведется в денежном и натуральном выражении (метрах, килограммах, тоннах, штуках и т.п.).

Субсчета являются промежуточной группировкой средств между синтетическим и аналитическим учетом.

Аналитический учет — это, как правило, количественно-суммовой учет, поэтому в основном он ведется на складах. Синтетический учет ведется в бухгалтерии предприятия. Но и в бухгалтерии на некоторых счетах может вестись аналитический учет, например, на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» ведется учет заработной платы по каждому работнику;

синтетический учет ведется только в денежном выражении, а аналитический учет может вестись как в денежном выражении, так и в натуральных единицах;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.179 (0.038 с.)