Культура 2-ой половины XIX века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура 2-ой половины XIX века



• Наука 2-ой пол. XIX в: Большие успехи были достигнуты в области математики и физике:

• Математик Чебышев (напр.: сделал автоматическую счетную машинку – арифмометр,

сделал открытия в математическом анализе, теории чисел, теории вероятностей)

• Математик – Софья Ковалевская; Физик – Столетов (теория света, занимался скоростью

света…)

• Яблочков создал «электрическую лампочку». Ещё физик Лодыгин изобрел более

совершенную лампу накаливания. (А Яблочков – дуговую лампу, «свеча Яблочкова» -

прообраз будущей электрической лампочки)

• Попов – радио. Можайский – 1-ый в мире самолет, но он закончил полет не удачей.

• Блинов – изобрел гусеничный трактор. Химики: Бутлеров (он ученик Зинина); заложил

основы органической химии; Менделеев – периодический закон химических элементов.

• Докучаев – науку о свойствах различных почв. Его книги «Русский чернозем», «Наши степи

прежде и теперь» принесли ему мировую славу.

• Физиологи: Сеченов – создал учение о рефлексах головного мозга, Павлов – учение об

условных рефлексах.

• Биолог – Мечников. Историки – Соловьев «История России с древнейших времен» (вышло

29 томов с 1851 по 1880г) События были доведены до 1775 года. Ещё историк

– Ключевский (ученик Соловьева). Он много чего написал. Например: «Курс русской

истории», «Боярская дума Древней Руси» и др.

• Всеобщей историей занимался в XIX в Ковалевский…

• Географы и путешественники 2 пол XIX в: Семенов – Тян-Шанский,

Кропоткин, Пржевальский, Войков, Миклухо-Маклай, Богомаз – Тан…

• Архитектура: Архитекторов много (Померанцев, Шохов, Шервуд, Шретер, Тон…

• В конце 50-х годов 19в. Был объявлен конкурс на создание памятника «Тысячелетие

России». Его намечено было воздвигнуть в Новгороде в 1862г в ознаменование 1000-и

летия со времени призвания Рюрика новгородцами. Победителем конкурса стал 25-и

летний выпускник Академии художеств М.О. Микешин. По эскизам Микешина и под его

руководством в работе принимала участие большая группа ваятелей. Здесь (на памятнике)

мы видим 129 скульптурных фигур (князей Владимира, Ал. Невского, Дмитрия Донского),

царей (Ивана III, Петра I), полководцев (Пожарского, Суворова, Кутузова, Корнилова,

Нахимова) писателей (Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Гоголя..)

• Главная часть памятника, сделанная в виде шара, отражает символ державы – эмблему

царской власти. Женщина, стоящая на преклоненном колене олицетворяет Россию. Её

осеняет крестом крылатый ангел. Спустя некоторое время по проекту Микешина были

созданы памятники Екатерине II в Петербурге, и Богдану Хмельницкому в Киеве. Нужно

сказать, что в возведении памятника «Тысячелетием России» принимал участие,

бывший крепостной А.М. Опекушин. Самым значительным его произведением стал

памятник Пушкину. На его открытие в 1880г. собрались многие выдающиеся деятели

культуры. Среди выступавших был сам Достоевский.

2 пол. XIX в: В 40-50е г. XIX в начали свою деятельность: Достоевский, Некрасов, Тургенев,

Салтыков – Щедрин, Островский, Толстой.

Тургенев – «Рудин», «Накануне», «Отцы и дети»…

Чернышевский – роман «Что делать?» (призыв к революции)

Гончаров – «Обрыв», «Обломов»

Достоевский «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Записки из Мертвого дома»,

«Бедные люди»

Салтыков – Щедрин «История города Глупова», «Господа Головлевы»

Некрасов: поэмы «Кому на Руси жить хорошо», «Русские женщины»

Л.Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение»

Чехов «Хамелеон», «Человек в футляре»…

Живопись (изобразительное искусство, Лучшие художники) II пол. XIX в:

Художники – передвижники: в 1863 году очень много художников, главный среди которых был

Крамской, покинуло Академию, отказалось писать работы на тему скандинавской мифологии. Они

покинули, порвали с Академией художеств и объединились в Петербургскую артель свободных

художников. Стали жить коммуной (глава передвижников – Крамской) В 1870г было создано

Товарищество художественных передвижных выставок, в котором были объединены лучшие

художники. Передвижники были едины в своем неприятии академизма с его мифологией,

декоративными пейзажами и напыщенной театральностью. Они хотели изображать живую жизнь.

Ведущее место в их творчестве заняли бытовые сцены, особенно любили передвижники рисовать

кр-н.

• Крамской – «Незнакомка», «Христос в пустыне», «Портрет Некрасова», «Портрет

Третьякова»

• Перов «Сельский крестный ход на Пасху» (о пьянстве сельского духовенства), «Проводы

покойника» (семья осталась без кормильца, едут отца хоронить), «Последний кабак у

заставы», «Чаепитие в Мытищах близ Москвы», «Охотники на привале», «Рыбалов», много

портретов: Островского, Даля, Тургенева, Достоевского… (куча картин)

• Коровин «На миру»

• Мясоедов «Косцы»

• Саврасов «Грачи прилетели», «К концу лета на Волге», «Сосны»,

• Васильев – то же художник

• Шишкин «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «Лесные дали», «Дебри», «Рубка леса», «Дождь

в дубовом лесу»

• Куинджи «Лунная ночь на Днепре», «Березовая роща»

• Левитан «Март», «После дождя», «Хмурый день», «Над вечным покоем», «Вечер на

Волге», «Вечерний звон», «Тихая обитель», «Золотая осень»

• Репин «Бурлаки на Волге» (1872), «Иван Грозный и сын его Иван», «Запорожцы пишут

письмо турецкому султану», «Заседание Государственного Совета», картины о

революционном движении: «Не ждали», «Арест пропагандиста», «Сходка», «Отказ от

исповеди»…, «Крестный ход в Курской губернии», «Правительница Софья Алексеевна в

монастыре», Репин написал много портретов: ученых (Пирогова, Сеченова), писателей

(Толстого, Тургенева…), композиторов (Глинки, Мусоргского), художников (Крамского,

Сурикова), артистов (Щепкина, Стрепетовой.)

Например: в картине «Торжественное заседание Государственного совета», нарисовано много

персонажей (Витте, Победоносцев, Семенов – Тян-Шанский, Николай II)

• Суриков «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова»,

«Степан Разин», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы»,

«Взятие снежного городка»

• Поленов «Московский дворик»

• Серов «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем»…

В 1887г. 22-х летний Серов отдыхал в Абрамцеве, подмосковной даче мецената Мамонтова. В

картине «Девочка с персиками» нарисована дочь Мамонтова – 12-и летняя Вера. А вот на картине

«Девушка, освещенная солнцем» Серов нарисовал портрет своей сестры Марии Симонович.

• Васнецов – рисовал много картин на сюжеты русских народных сказок, былины.

Например: «Богатыри», «Аленушка», «Снегурочка»

• Айвазовский – рисовал море «Девятый вал», «Черное море»

• Верещагин «Апофеоз войны», «Мавзолей Тадж-Махал»…

Итог по передвижникам: в артель входили: Крамской, Маковский (Маяковский – это поэт 20в, а

Маковский – художник)

Лемох, Григорьев, Шишкин, Репин, Ярошенко, Суриков, Васнецов, Ге, Айвазовский, Саврасов,

Верещагин, Левитан, Куинджи, Полеков, скульптур Антакольский.

Эти передвижники выставки были во многих городах России. С 1871 по 1923г. состоялось 48

выставок (от Петербурга до Ярославля и Кишинева) На них побывало много народа.

• Многие картины Репина, Сурикова, Левитана, Серова, передвижников попали в собрание

Третьякова. Он начал собирать картины русских художников с 1856г. Увлечение переросло

в главное дело жизни. Вначале 90-х г. собрание достигло уровня музея, позднее оно

перешло в собственность Москвы.

• Запомните – в Москве Третьяковская галерея, там собраны картины русских Художников.

Третьяковская галерея – музей рус. живописи, графики, скульптуры. А в 1898г. в

Петербурге, в Михайловском дворце был открыт Русский музей (там тоже картины)

• Репин «Бурлаки на Волге» - фамилия одного из бурлаков – Канин. Он увидел Канина на

Волге и с него рисовал бурлака.

• Кризис объединения передвижников: Постепенно редели ряды посетителей на выставках

передвижников. Происходили изменения и в среде самих передвижников. Уходили из

жизни такие корифеи, как Перов, Крамской, Ге, Шишкин. Некоторые передвижники

«породнились с Академией художеств, заняли профессорские должности. Кто-то рисовал

портреты по заказам. В «Товариществе передвижных выставок» обострилась внутренняя

борьба. Многие молодые талантливые художники были лишены возможности участвовать

в передвижных выставках. Особенно плохо приходилось молодому художнику Врубелю.

• Мир искусства: В конце 80-х годов XIX в. В Петербурге возник кружок гимназистов и

студентов, любителей живописи, музыки, литературы. Они собирались на квартире

Александра Бенуа. Постоянными членами кружка были Константин Сомов и Лев Бакст.

Позднее к ним присоединился Евгений Лансере (племянник Бенуа) и Сергей Дягилев. В

кружке обсуждались вопросы живописи, музыки, лит-ры, истории. Вскоре во главе кружка

оказался Сергей Дягилев. (Он теоретик кружка). Дягилев в 1897г организовал в Петербурге

две выставки (немецких и скандинавских художников), в 1898г. он устроил выставку

русских и финляндских художников, а в 1906г – грандиозная выставка в Париже «Два века

русской живописи и скульптуры». Т.е. благодаря Дягилеву мы «культурно прорвались» в

Западную Европу. В 1898г на средства меценатов, фабриканта Мамонтова и княгини

Телешевой, кружок Бенуа-Дягилева стал издавать журнал «Мир искусства». Название от

журнала перешло к творческому объединению художников, костяк которого составил

кружок Бенуа-Дягилев. К объединению примкнули такие мастера, как Серов, Врубель,

Нестеров, Левитан, Рерих. Их называли «мирискусники» +Бенуа, Сомов, Лансере тоже туда

входили.

• Любили «мирискусники» рисовать старый Петербург, оформлять книги, балетные и

театральные постановки. Например, декорации Рериха к опере «Князь Игорь», художник

Бакст оформлял балет «Шехерезада» Римского-Корсакова, Головин оформил балет «жар-

птица» (на музыку Стравинского) Балет «Петрушка», обошедший театральные подмостки

многих стран, был совместным произведением Игоря Стравинского и Худука Александра

Бенуа, сочинившего также и либретто.

Бенуа – художник. Он был душой объединения. Его талант запечатлелся в живописи, книжной

графике, театральных постановках. Версаль и старый Петербург – основные Сюжеты в его

творчестве («Петрушка», «Парад при Павле I», «Прогулка короля»). С объединением «Мир

искусства» связано и творчество К.А. Сомова («Дама в голубом»). Любил рисовать кавалеров и

дам XVIII в – с записками, свиданиями, поцелуями, парками, цветниками, фонтанами, радугой,

фейерверками. Ещё худ-к: Бакст (например, картина «Античный ужас» - на ней изображена гибель

Атлантиды.) Судьба объединения «Мир искусства» оказалась непростой. Журнал перестал

издаваться после 1904г. К этому времени многие художники отошли от объединения. В 1911г.

Бенуа и Дягилева удалось возродить «Мир искусства». Новая организация просуществовала до

1924г, занимаясь в основном устройством выставок. Особое место в этом объединении занимал

Врубель.

Врубель – художник из Сибири, из Омска. В 24 года поступил в Академию художеств. В 1884г – он

в Киеве расписывал Кирилловскую церковь. Здесь он написал «Сошествие Св. Духа на апостолов»,

«Пророк Моисей», «Положение во гроб» (это на стенах храма). Основные картины связаны с

Демоном. («Демон», «Демон сидящий»)

В 1896г для Всероссийской выставки в Н.Новгород Врубель написал панно «Микуля Селянинович»

(про героя пахаря), еще картины «Богатырь», «Пан» (1898-1899) и др. Врубель «Царевна – лебедь»

Театр: 2пол XIX в. вошла в историю театра как время А.Н. Островского. Его пьесы «Гроза», «Свои

люди – сочтемся», «Бешеные деньги», «Волки и овцы», «Доходное место» и др. Их много (до

30шт). Все его пьесы ставились в театрах, особенно в Московском Малом театре, который

прозвали театром Островского. На сцене Малого театра прославились замечательные актеры –

Садовский, Федотова, Южик, и особенно всеми любима была великая актриса Мария Николаевна

Ермолова.

Вы знаете, что в 1пол. XIX в. Самый известный актер – Щепкин. Он в 1863г умер. С ним

закончилась целая полоса, в истории русского театра – театра времен Гоголя. А во 2-ой пол. XIX в

свои актера: Садовский, Стрепетов (ее в 1881г. пригласили в Александринский театр), звезда М.Н.

Ермолова. Если Садовский продолжил и развил традиции Щепкина, то Ермолова – актера

Мочалова.

С 1898г. возник Московский художественный театр, который возглавили Станиславский

и Немирович – Данченко.

Запомните: XIX век – это "золотой век культуры", а начало XX в – серебряный век культуры.

• Музыка (композиторы) 2 по. XIX века:

Если в 1 пол XIX в. блистал Глинка, то во 2 пол XIX в – Петр Ильич Чайковский (он не входил в

«Могучую кучку») Он создал 6 симфоний, оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа»,

«Орлеанская дева», и др. много романсов. Балеты Чайковского «Лебединое озеро», «Спящая

красавица», «Щелкунчик». Много чего написал, только более 100 романсов. Его музыка – это не

только гордость России, но и достояние всего мира.

• В 60-е XIXв появилось объединение композиторов «Могучая кучка». Туда входили: Балакирев,

Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков, Кюи. Душой, организатором, теоретиком «Могучей

кучки» был Балакирев.

• Мусоргский – опера «Борис Годунов», «Хованщина»

• Бородин – опера «князь Игорь».

• Римский - Корсаков: 15 опер, симфонии, романсы. Его оперы: «Псковитянка» (1873), «Садко»,

«Снегурочка», «Майская ночь», «Царская невеста» и др.

• Балакирев – в 1866г он издал «Сборник русских народных песен»

Деятельность «Могучая кучки» - яркое явление в русской культуре, это была своего рода

«музыкальная революция 60-70х г.г. XIX в.

• До последней четверти XIX в газеты в России не имели широкого распространения. Основным

видом изданий оставались журналы. Самые популярные журналы – это «Современник» и

«Отечествен. записки». В 1876г. был основан журнал «Русское богатство». В период отмены

крепостного права самым известным журналом был «Русский вестник», в 1866г возобновилось

(после долгого перерыва) издание «Вестника Европы»

Газеты: «Санкт – Петербургские ведомости», «Московские ведомости», в 1863г в Москве

выходила газета «Русские ведомости», «Новое время», в Томске «Сибирская жизнь» и др.

Книгоиздательское дело, книгоиздатели: Павленков, Сытин. В к XIX в две издательские фирмы –

Брокгауза (Лейпциг) и Ефрона (Петербург) задумали осуществить в России издание немецкой

энциклопедии в переводе на русский язык с добавлением рус. материала. Но редакция,

повернула дело к созданию самостоятельной русской энциклопедии. В работе над ней приняли

участие Менделеев, Войков и др. ученые. «Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона в 82

томах вышел в свет в 1890-1907г.г. и стал лучшей российской энциклопедией. К его помощи

обращаются до сих пор ученые, преподаватели, студенты и школьники.

• Русская православная церковь XIX в: Если вы помните, то еще при Петре I (после смерти

патриарха Андриана), Петр I больше не разрешил избирать патриарха, он упразднил

патриаршество и был создан Синод – духовная коллегия, которая подчинялась царю. Так вот на

протяжении 19в положение русской православной церкви определялась законами, принятыми

ещё при Петре I. Важнейшие статьи петровского «Духовного регламента» были включены в свод

законов Российской империи. По нему: главным в России является император, все ему должны

повиноваться. Православие – главная религия в России. Император Российский должен быть

только православного исповедания. Закон разрешал исповедовать в России все религии, если они

лояльно относились к самодержавию. Закон требовал от православных ходить в церковь и хотя

бы раз в год исповедоваться и причащаться. В середине XIX в. численность православного

духовенства была равна приблизительно 60 тыс. чел. Оно разделялось на черное (7тыс) и белое

(53тыс)

Черное – это монахи, монахини, белое – это приходские священники. (Они служат в церкви, но

живут в миру, имеют семьи.) Монахи – живут в монастыре, семьи не имеют (безбрачие). Высшим

органом церковного управления в XIX в. так и остался Синод. Его члены назначались царем (т.е. и

в XIX в. патриарха нет) Т.е. со времен Петра I православная церковь превратилась в часть

государственной машины самодержавия. Но, слава Богу, что полного слияния церкви и гос-ва не

произошло (были трения и противоречия) Трения между Синодом и обер-прокурором никогда не

прекращались. Основным звеном местного церковного управления были епархии. Во главе

епархии стоял архиерей. Вспомните секуляризация монастырского землевладения в XVIII в.

лишила монастыри больших земельных площадей (у церкви землю забирало гос-во). При

императорах Павле I и Николаи I каждому монастырю от казны был выделен небольшой

земельный надел, + монастыри могли приобретать недвижимое имущество (даже в виде дара) +

сколько денег в монастыри несли богомольцы (т.е. верующие люди). Среди русских монастырей

особенно в 19в чтимы – Троице-Сергиева Лавра (под Москвой), Александро-Невская Лавра

(Питер), Оптина пустынь (в Калужской обл), Саровская пустынь (в Нижегородской области

недалеко от Дивеева).

При Александре I духовно-учебные заведения были объединены в одну систему. В то время в

России действовали 3 духовные академии: Киевская, Петербургская, Московская,

преобразованная из Славяно-греко-латинской академии. В 1842г была открыта духовная

академия в Казани. В каждой епархии были созданы семинарии (средние духовные учебные

заведения), где учились на священников.

Самой, пожалуй, яркой личностью в церкви в XIX в. был московский митрополит Филарет

(Дроздов)

В 1803г на должность обер-прокурора Синода был назначен князь Голицын, личный друг

Александра I. Это он обратил внимания на ученого монаха Филарета, который потом станет

митрополитом московским.

• В 1880г на пост обер-прокурора Синода был назначен К.П.Победоносцев. Он - идеолог

самодержавия. Церковь и гос-во в России, утверждал Победоносцев, должны находиться в

неразрывной связи. Он стремился осуществить полное и безоговорочное руководство церковью.

• Самым почитаемым старцем в XIX в был Амвросий из Оптиной пустыни (в Калужской обл.). К

нему ездили многие даже знаменитости. Достоевский, Толстой.. Называли его святым. Пример

Амвросия и других духовных подвижников показывал, что православная церковь обладала

большой нравственной силой.

• Забегаю в XX век: После ВОСр большевики, Ленин пришли к власти. Они атеисты (безбожники).

Вышел декрет (январь 1918) об отделении церкви от гос-ва и школы от церкви. Закрывались

храмы, монастыри, священников убивали, сажали в тюрьма, лагеря, заставляли отречься от веры

православной. А еще до этого – главой русской православной церкви после восстановления

патриаршества в 1917г стал митрополит Тихон. Он как патриарх в янв. 1918г предал большевиков

анафеме (это церковные проклятие, отлучение от церкви) Его убрали. А следующий митрополит

Петр, которого после смерти Тихона должен стать патриархом – его выслали на Соловки. Опять

страна с 1925г без патриарха.

Но не забывайте в годы Великой Отечественной войны (при Сталине) в 1943г будет выбран

патриарх Сергий. Сначала он был местоблюстителем патриаршего престола, а в 1943г – его

(Сергия) избрали патриархом. (Война была. Надо было победить, вспомнили о Боге, +о главе

церкви).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.61.119 (0.09 с.)