Тема 2: этика отношений в системе «педагог-педагог» и «педагог – учащийся» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2: этика отношений в системе «педагог-педагог» и «педагог – учащийся»



(4 часа)

Вопросы темы:

1. Этика служебных отношений «по горизонтали»: общие нормы и принципы моральной регуляции служебных отношений; специфика моральной регуляции в педагогическом коллективе; принципы и нормы отношений «по горизонтали».

2. Этика служебных отношений «по вертикали»: общие требования к руководителю; морально-этические аспекты деятельности руководителя; моральные принципы и нормы руководства педагогическим коллективом.

3. Основные принципы межличностных отношений педагогов и учащихся: уважение к личности ученика; ориентация на положительные отношения и чувства; знание основных типов собеседника в педагогическом общении.

Морально-психологическая культура педагога и «барьеры» его общения с учащимися.

Методические рекомендации

1. Используя текст лекции и источник № 2 списка литературы подготовке ответы на вопросы темы.

  1. Игровое упражнение «Познай себя самого».

 

Цель: познакомиться с общими принципами эффективного общения, а также вникнуть в свою натуру, разобраться с тем, что же мы есть

Условия игры: работа в «малых группах».

Педагоги знакомятся с рядом основополагающих правил общения, выбирают три, на их взгляд, наиболее актуальных. На каждое правило приводят пример ситуации-иллюстрации из жизни.

Правила игры: ситуации-иллюстрации должны отражать суть общения.

Основополагающие правила общения:

1) Никогда не пожалеешь о том, что можешь держать себя в руках.

2) Человек лишь тогда человек, когда вокруг него среда человеческая.

3) Не критикуйте других – зачем вам чужие недостатки? (Удовлетворитесь тем, что они не Ваши).

4) С проблемными людьми, дабы не иметь проблем, никогда не создавайте ситуацию «один на один» (В присутствии других «проблемные» обычно уже не столь проблемны!).

5) «Общение – не физика: здесь трения ведут к охлаждению» (Станислав Ежи Лец).

6) «Чтобы найти общий язык общения, свой следует немного прикусить».

7) «Чтобы испортить отношения, достаточно начать выяснят их».

8) «Не кусай того, кто может Вас съесть».

9) Некоторые режут правду-матку в глаза, а ее лучше бы намазывать, как масло на хлеб».

10) «Ничто так не укорачивает жизнь, как длинный язык».

11) «Привычка противоречить есть болезнь ума, которая иногда вредит сердцу» (Э.П. Бошен).

12) «Чтобы увидеть чьи-то достоинства, надо самому обладать ими».

13) «Чем выше стараешься показать себя людям, тем ниже становишься в их мнении» (Л.Н. Толстой).

14) «То, что начинается в гневе, заканчивается в стыде (Л.Н. Толстой).

15) «Чтобы что-то из себя строить, надо иметь для этого фундамент» (Владлен Прудовский).

16) «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом» (А.Н. Радищев).

 

  1. Игра «Разговор через стекло»

 

Цель: развить умение использовать мимику и жесты.

Участникам игры предлагается представить ситуацию, когда у них нет возможности сообщить что-либо друг другу словами. Педагоги должны лишь с помощью жестов о чем-то договориться (тему сообщения (ситуацию) выбирают сами студенты). Они должны быть настроены на то, что передать информацию очень нужно, но … мешает стекло. Тем не менее, передать сообщение придется.

 

  1. МЕТОДИКА «Q-СОРТИРОВКА»

Цель. Исследование основных тенденций поведения, обеспечиваю­щих особенности и характер общения человека в группе. Методика может применяться также при исследовании взаимооцен­ки; она позволяет сравнить представления каждого члена группы о самом себе с мнениями остальных представителей изучаемой группы друг о друге.

Инструкция. Просмотрите представленные ниже утверждения. На­против каждого утверждения напишите «да» или «нет». «Да», — если утверждение соответствует вашим представлениям о себе как члене конкретной группы. «Нет», — если утверждение противоречит вашим представлениям. В исключительных случаях разрешается ответить «сомневаюсь».

Текст методики

1. Критичен по отношению к окружающим.

2. Возникает тревога, когда в группе начинается конфликт.

3. Склонен следовать советам лидера.

4. Не склонен создавать слишком близкие отношения с товарищами.

5. Нравится дружественность в группе.

6. Склонен противоречить лидеру.

7. Испытывает симпатии к одному-двум членам группы.

8. Избегает встреч и собраний в группе.

9. Нравится похвала лидера.

10. Независим в суждениях и манере поведения.

11. Готов встать на чью-либо сторону в споре.

12. Склонен руководить товарищами.

13. Радуется общению с одним-двумя друзьями.

14. Внешне спокоен при проявлении враждебности со стороны чле­нов группы.

15. Склонен поддерживать настроение своей группы.

16. Не придает значения личным качествам членов группы.

17. Склонен отвлекать группу от ее целей.

18. Испытывает удовлетворение, противопоставляя себя лидеру.

19. Хотел бы сблизиться с некоторыми членами группы.

20. Предпочитает оставаться нейтральным в споре.

21. Нравится, когда лидер активен и хорошо руководит.

22. Предпочитает хладнокровно обсуждать разногласия.

23. Недостаточно сдержан в выражении чувств.

24. Стремится сплотить вокруг себя единомышленников.

25. Недоволен слишком формальными отношениями.

26. Когда обвиняют - теряется и молчит.

27. Предпочитает соглашаться с основными направлениями в группе.

28. Привязан к группе в целом больше, чем к определенным товари­щам.

29. Склонен затягивать и обострять спор.

30. Стремится быть в центре внимания.

31. Хотел бы быть членом более узкой группировки.

32. Склонен к компромиссам.

33. Испытывает внутреннее беспокойство, когда лидер поступает вопреки его ожиданиям.

34. Болезненно относится к замечаниям товарищей.

35. Может быть коварным и вкрадчивым.

36. Склонен принять на себя руководство в группе.

37. Откровенен в группе.

38. Возникает нервное беспокойство во время группового разно­гласия.

39. Предпочитает, чтобы лидер брал на себя ответственность при планировании работ.

40. Не склонен отвечать на проявление дружелюбия.

41. Склонен сердиться на товарищей.

42. Пытается вести других против лидера.

43. Легко находит знакомства за пределами группы.

44. Старается избегать быть втянутым в спор.

45. Легко соглашается с предложениями других членов группы.

46. Оказывает сопротивление образованию группировок в группе.

47. Насмешлив и ироничен, когда раздражен.

48. Возникает неприязнь к тем, кто пытается выделиться.

49. Предпочитает меньшую, но более интимную группу.

50. Пытается не показывать свои истинные чувства.

51. Становится на сторону лидера при групповых разногласиях.

52. Инициативен в установлении контактов в общении.

53. Избегает критиковать товарищей.

54. Предпочитает обращаться к лидеру чаще, чем к другим.

55. Не нравится, что отношения в группе слишком фамильярны.

56. Любит затевать споры.

57. Стремится удерживать свое высокое положение в группе.

58. Склонен вмешиваться в контакты товарищей и нарушать их.

59. Склонен к «перепалкам», «задиристый».

60. Склонен выражать недовольство лидером.

 
 

 

 


Обработка и интерпретация результатов. Методика позволяет опре­делить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщитель­ность, принятие борьбы и избегание борьбы. Тенденция к зависимости определена как внутреннее стремление индивида к принятию группо­вых стандартов и ценностей: социальных и морально-этических. Тен­денция к общительности свидетельствует о контактности, стремлении образовывать эмоциональные связи, как в своей группе, так и за ее пределами. Тенденция к борьбе - активное стремление личности уча­ствовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в сис­теме межличностных взаимоотношений; в противоположность этой тенденции избегание борьбы показывает стремление уйти от взаимо­действия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям. Каждая из этих тенденций имеет внутреннюю и внешнюю характеристики, то есть может отражать внутреннее свойство индивида или являться его внешней «маской».

Представленные выше тенденции являются парными. Из этого следует, что интерпретироваться могут не только отдельные показате­ли, но и те, которые состоят из полярных тенденций: зависимость - не­зависимость, общительность - необщительность, принятие борьбы - избегание борьбы.

Ответы испытуемого разносятся по соответствующим графам и выявляются тенденции по каждой из сопряженных пар. Так как отри­цание одного качества является признанием полярного качества, число ответов «да» складывается с числом ответов «нет» противоположной тенденции. Если число баллов по каждой из трех указанных тенденций превышает 20, тенденция может считаться выраженной.

 

  1. МЕТОДИКА «НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ»

Цель. Определение направленности личности: на себя, на взаимо­отношения или на задание (деловая направленность).

Инструкция. Вам предлагается ряд неоконченных предложений (утверждений), по каждому из них возможны три варианта окончания (ответа), обозначенные буквами «а», «б», «в».

С помощью этой методики вы получите ориентировочную инфор­мацию о некоторых особенностях вашей личности. Из ответов по ка­ждой позиции выберите тот, который лучше всего выражает вашу точ­ку зрения, больше всего соответствует правде. Букву этого ответа запишите в графе «больше всего» бланка ответов. Затем выберите ответ, менее всего соответствующий вашему мнению, и поставьте его букву в графе «меньше всего».

Текст методики

1. Больше всего в жизни дает удовлетворение: а) высокая оценка твоей работы; б) сознание того, что работа выполнена хорошо; в) сознание того, что находишься среди друзей.

2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть: а) тренером; б) из­вестным игроком; в) избранным капитаном команды.

3. Лучшими преподавателями являются те, кто: а) имеют индиви­дуальный подход к учащимся; б) увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему; в) создают доброжелательную атмо­сферу в классе.

4. Учащиеся оценивают как самых плохих преподавателей тех, кто: а) не скрывают, что некоторые люди им несимпатичны; б) вызы­вают у всех дух соревнования; в) создают представление о пре­подаваемом предмете как не интересующем их.

5. Я рад, если мои друзья: а) помогают другим при всякой возмож­ности; б) всегда верны и надежны; в) интеллигентны, имеют ши­рокие интересы.

6. Лучшими друзьями считают тех: а) с которыми складываются хорошие отношения; б) которые могут сделать больше, чем дру­гие; в) на которых всегда можно положиться.

7. Я хотел бы быть таким, как те: а) кто добился жизненного успеха; б) кто может быть увлеченным человеком; в) кто отличается дру­желюбием и доброжелательностью.

8. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть: а) научным работником;

б) начальником отдела; в) опытным летчиком.

9. Когда я был ребенком, я любил: а) играть с друзьями; б) успевать во всех своих делах; в) когда меня хвалили.

10. Больше всего мне не нравится, когда: а) я встречаю препятствия в своих занятиях; б) ухудшаются дружеские отношения; в) меня критикуют.

11. Основная задача школы должна заключаться: а) в подготовке учащихся к работе по специальности; б) в развитии индивиду­альных способностей и самостоятельности; в) в воспитании у школьников качеств, благодаря которым они могли бы уживать­ся с людьми.

12. Мне не нравятся коллективы, в которых: а) недемократичная атмосфера; б) человек теряет индивидуальность в общей массе;

в) невозможно проявление собственной инициативы.

13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы исполь­зовал его: а) для общения с друзьями; б) для любимых дел и са­мообразования; в) для беспечного отдыха.

14. Мне кажется, что я способен на максимальную отдачу, когда: а) работаю с симпатичными людьми; б) у меня работа, которая мне по душе; в) мои усилия достаточно вознаграждаются.

15. Я люблю, когда: а) другие ценят меня; б) чувствую удовлетворение от выполняемой работы; в) приятно провожу время с друзьями.

16. Если бы обо мне написали в газете, мне хотелось бы, чтобы: а) от­метили мои успехи в делах; б) похвалили меня за мою работу; в) сообщили, что меня часто выбирают в советы коллективов, в депутаты, лидером команды.

17. Лучше всего учиться, когда преподаватель: а) имеет индивиду­альный подход ко мне; б) стимулирует меня на более интенсивный труд; в) вызывает дискуссии по разбираемым вопросам.

18. Нет ничего хуже, чем: а) оскорбление личного достоинства; б) не­успех при выполнении важного задания; в) потеря друзей.

19. Больше всего я ценю: а) личный успех; б) общую, совместную работу; в) фактические результаты.

20. Очень мало людей, которые: а) действительно радуются выпол­ненной работе; б) с удовольствием работают совместно; в) вы­полняют работу по-настоящему хорошо.

21. Я не переношу: а) ссоры и споры; б) неприятие всего нового; в) людей, ставящих себя выше других.

22. Мне хотелось бы: а) чтобы окружающие считали меня своим другом; б) помогать другим в общем деле; в) вызывать восхище­ние других.

23. Я люблю руководство (начальника), которое: а) требовательно; б) пользуется авторитетом; в) доступно.

24. Желательно, чтобы на работе: а) решения принимались совмест­но; б) была возможность самостоятельно решать проблемы; в) на­чальство признавало мои достоинства.

25. Хотелось бы прочитать книгу: а) об искусстве хорошо уживаться с другими людьми; б) о жизни замечательного, известного чело­века; в) из серии «сделай сам».

26. Если бы у меня были развиты музыкальные способности, то мне бы хотелось быть: а) дирижером; б) солистом; в) композитором.

27. Свободное время с наибольшим удовольствием я провожу: а) про­сматривая детективные фильмы; б) развлекаясь с друзьями; в) за­нимаясь своим хобби.

28. При одинаковом финансовом успехе для меня было бы предпо­чтительнее: а) подготовить интересный конкурс; б) выиграть в конкурсе; в) организовать конкурс и руководить им.

29. Для меня важнее всего знать: а) что я хочу сделать; б) как достичь цели; в) как привлечь других к достижению моей цели.

30. Человек должен вести себя так, чтобы: а) другие были довольны им; б) выполнить, прежде всего, свою задачу; в) не нужно было укорять его за работу.

Обработка и интерпретация результатов. Обработка результатов вклю­чает анализ характера ответов с учетом максимальных и минимальных предпочтений индивида. За каждый ответ в рубрике «больше всего» испытуемый получает 2 балла, в рубрике «меньше всего» - 0 баллов.

       
 
 
   

 


Диапазон получаемых в сумме баллов по каждой направленности - от 60 (если все ответы испытуемого находятся в первой рубрике) до 0 (если все ответы испытуемого находятся во второй рубрике).

Направленность человека на себя: 1а, 26, За, 4а, 56,6в, 7а, 8в, 9в, 10в, 116,126,13в, 14в, 15а, 166,17а, 18а, 19а,20в,21в,22в,23б,24в,25б,26б, 27а, 286, 29а, 30в.

Направленность на взаимоотношения: 1в, 2в, Зв, 46, 5а, 6а, 7в, 86,9а, 106, Ив, 12а, 13а, 14а, 15в, 16в, 17в, 18в, 196,20в, 21а, 22а, 23в, 24а, 25а, 26а, 276, 28в, 29в, 30а.

Направленность на задание: 16, 2а, 36, 4в, 5в, 66, 76, 8а, 96, 10а, Па, 12в, 136, 146, 156, 16а, 176, 186, 19в, 20а, 216, 226, 23а, 246, 25в, 26в, 27в, 28а, 296, 306.

Направленность на себя отражает, в какой мере испытуемый опи­сывает себя как человека, ожидающего прямого вознаграждения и удовлетворения независимо от того, какую работу и с кем он выпол­няет. В представлении такого человека группа является «буквально театром», в котором можно удовлетворить определенные общие по­требности, показать свои личные трудности, приобрести достоинст­во, уважение или общественный статус, быть агрессивным или гос­подствовать. Такой человек интроспективен, властен, не реагирует на потребности окружающих его людей. Он занимается преимуще­ственно собой, игнорирует людей или работу, которую обязан вы­полнять.

Направленность на взаимоотношения отражает интенсивность, с которой человек старается поддержать хорошие взаимоотношения, но лишь «на поверхности», что часто препятствует выполнению конкрет­ных заданий или оказанию искренней помощи людям. Такой человек проявляет большой интерес, когда речь идет о коллективной деятельности, но, по сути сам он не вносит никакого вклада в осуществление трудовых заданий группы.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Арбузова, Е.Н. Практикум по психологии общения [Текст]/Е.Н. Арбузова, А.И. Анисимов, О.В. Шатрова. – СПб.: Речь, 2008. – 272с.

2. Мишаткина, Т.В. Педагогическая этика [Текст]/ Т.В. Мишаткина. – Ростов н/Дону, 2004. – 304с.

3. Морева, Н.А. Основы педагогического мастерства [Текст]/ Н.А. Морева. – М.: Просвещение, 2006. – 320с.

Тема 3: Особенности педагогической этики в вузе. Этика гражданственности и политическая культура педагога (6 часов)

 

Вопросы темы:

1. Специфика вузовского образования и этика отношений в системе «педагог-студент»: современные парадигмы высшего образования; особенности вузовской педагогики; этика и культура педагогического общения в вузе.

2. Вузовское образование и этика науки: моральные нормы-регуляторы поведения педагога как ученого; морально-психологические проблемы взаимоотношений в научном коллективе; нравственный кодекс вузовского научного работника.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 628; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.93.44 (0.046 с.)