Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этика отношения педагога к своему труду.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Этика отношения педагога к своему труду. Методические рекомендации 1. Используя педагогические энциклопедии и словари, раскройте содержание ключевых понятий темы. 2. Используя текст лекции и источник № 4 списка литературы подготовке ответы на вопросы темы. 3. Вводный игровой практикум по общению Цели: тренировка своей эмоциональной памяти, фантазии, воображения; развитие умения видеть и слышать собеседника, расположить его к себе, заинтересовать. А) «Знакомство – представление» Предложите для всех свою визитную карточку – это может быть песня, стихотворение, афоризм, девиз, рисунок, рассказ о себе и т.д. Б) «Сходство – отличие» Назовите признаки, которые объединяют вас, один из признаков необходимо продемонстрировать, не озвучивая, чтобы другие догадались. Далее назвать признаки, которые отличают вас от других (называть не повторяясь). Во время второго этапа игры участники строятся по кругу. В) «Непрерывный рассказ» Предлагается фраза, и каждый добавляет свою. Рассказ может получиться фантастический, но это должно быть оправдано логикой игры.
4. Проведите в студенческой группе дискуссию на темы: «Имидж педагога современного образовательного учреждения: «за» и «против»; «Педагог: проблема ответственности в обществе». Подбор вопросов для обсуждения определяет студенческая группа совместно с преподавателем. Примечание (ознакомиться до проведения дискуссий): Дискуссия (лат. diskussio - исследование, рассмотрение, разбор) - публичный спор, цель которого - выяснение и сопоставление различных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу. Методика подготовки и проведения групповой дискуссии включает в себя несколько этапов: 1. Выбор темы. Тема должна быть актуальной для участников дискуссии, социально значимой, связанной с реальной практикой. Она должна содержать проблемные моменты, вызывать интерес у присутствующих, быть для них достаточно знакомой, чтобы они могли компетентно вести ее обсуждение. Тема может быть выбрана в рамках учебной программы изучаемых дисциплин, но обязательно с учетом интересов участников дискуссии. Формулировка темы должна быть четкой и ясной, по возможности краткой, привлекающей внимание участников, заставляющей задуматься над поставленной проблемой. К примеру, для студенческой среды могут быть предложены следующие темы: «Как стать профессионалом?», «Всегда ли понимают друг друга отцы и дети?», «Что зависит от меня в студенческой жизни?» и др. 2.Разработка вопросов для обсуждения. От того как будут поставленыэти вопросы, во многом зависит успех предстоящего договора.Формулировка вопросов должна включать в себя возможность предъявления различных точек зрения, быть поводомдля размышления. В формулировках могут содержатьсямнения, которые не являются бесспорными, могут приводиться положения, противоречащие фактам действительности, отличные от общепринятой трактовки. 3. Разработка сценария дискуссии. Сценарий, как правило, включает: вводное слово руководителя (обоснование выбора данной темы, указание на ее актуальность, задачи, состоящие перед участниками дискуссии); вопросы, вынесенные ил обсуждение, условия ведения дискуссии; приемы активизацииобучаемых (наглядные пособия, технические средства и др.); список литературы, необходимой для изучения. Основные контуры замысла дискуссии доводятся до ее участников заранее. Обучаемые должны за несколько дней до проведения дискуссии знать тему спора, предложенные для обсуждения вопросы, чтобы изучить проблему, прочитать необходимую литературу, проконсультироваться со специалистами, проанализировать различные точки зрения, сопоставить их, определить собственную позицию. 4. Непосредственное проведение групповой дискуссии на учебном занятии. Ведущий во вступительном слове напоминает тему, цели и задачи дискуссии, предлагаемые вопросы для обсуждения. После вводного слова ведущий начинает дискуссию постановкой вопроса или комментариями по проблеме, приглашает присутствующих высказать собственное мнение по первому вопросу. Он предоставляет слово желающим выступить, активно содействует естественному развитию обсуждения, втягивает в активный обмен мнениями всех участников. Вводная часть - важный и необходимый элемент в любой дискуссии, так как участникам необходим интеллектуальный и эмоциональный настрой на работу, на предстоящее обсуждение. Варианты организации вводной части могут быть и иные: - заранее поставить перед одним или двумя участниками задачу выступить с вводным проблемным сообщением, раскрывающим постановку проблемы; - кратко обсудить вопрос в малых группах; - использовать краткий опрос по теме. Любой из вариантов не должен занимать много времени, чтобы можно было быстрее перейти к дискуссии. Руководитель может задавать вопросы участникам разговора, ограничивать их, если они выходят за рамки обсуждаемойтемы. Он может применять специальные приемы для повышения активности аудитории: подбадривать «противников»; заострять противоположные точки зрения; использоватьпротиворечия, разногласия в суждениях выступающих, обращать доводы спорящего против него самого; предупреждать возможные возражения со стороны спорящих; создаватьзатруднительные ситуации, когда выдвигаются примеры, содержащие противоречивые моменты, сложные решения, делающие возможным появление различных точек зрения. При руководстве дискуссией продуктивность выдвижения гипотез и идей повышается, если ведущий: - дает время на обдумывание ответов; - избегает неопределенных двусмысленных вопросов; - обращает внимание на каждый ответ; - изменяет ход рассуждения участников - расширяет мысль или меняет ее направленность (например, задает вопросы типа: «Какие еще сведения можно использовать? Какие еще факторы могут оказывать влияние? Какие здесь возможны альтернативы?» и т.д.); - побуждает участников к углублению мысли (например, с помощью вопросов: «Итак, у вас есть ответ? Как вы к нему пришли? Как можно доказать, что это верно?»). Ведущему следует поощрять участников спора, используя такие реплики, как: «интересная мысль», «хорошая постановка вопроса», «давайте разберемся, подумаем» и т.п. Он должен помогать выступающим в четкой формулировке мыслей, подборе нужных слов. Не нужно уходить от неожиданных вопросов, отказываться от обсуждения частных проблем, ссылаясь на их несоответствие плану дискуссии. По результатам обсуждения проблемы ведущему необходимо сделать вывод и переходить к следующему вопросу. 5. Разбор, подведение итогов дискуссии. Ведущий подводит итоги дискуссии, анализирует выводы, к которым пришли участники спора, подчеркивает основные моменты правильного понимания проблемы, показывает ложность, ошибочность высказываний, несостоятельность отдельных позиций по конкретным вопросам темы спора. Он обращает внимание на содержание речей, точность выражения мыслей, глубину и научность аргументов, правильность употребления понятий, оценивает умение отвечать на вопросы, применять различные средства полемики, отмечает наиболее активных участников дискуссии, дает рекомендации по дальнейшему изучению обсуждаемой проблемы, совершенствованию полемических навыков и умений. Иногда, если состав учебной группы велик, ведущий в начале занятия создает дискуссионные группы, в которых и идет первоначальное обсуждение вынесенной для спора проблемы. При этом может быть рекомендовано такое распределение ролей-функций в дискуссионной группе: - ведущий-организатор организует обсуждение вопроса, проблемы, вовлекая в него всех членов группы; - аналитик задает вопросы участникам по ходу обсуждения проблемы, подвергая сомнению высказываемые идеи, формулировки; - протоколист фиксирует все, что относится к решению проблемы, по окончании первичного обсуждения именно он обычно выступает, чтобы представить мнение, позицию своей группы; - наблюдатель оценивает участие каждого члена группы на основе заданных критериев. Как свидетельствует практика проведения дискуссий, их успех во многом зависит от соблюдения участниками правил ведения дискуссии, которые зачастую вывешиваются на плакате перед участниками спора. Правила ведения дискуссии (по М.В. Кларину, Н. Энкельманну): • дискуссия - это деловой обмен мнениями, в ходе которогокаждый выступающий должен стараться рассуждать как можно объективнее; • выступления должны проходить организованно, каждый участник может выступать только с разрешения ведущего, повторные выступления могут быть только отсроченными, недопустима перепалка между участниками; • каждое высказывание должно быть подкреплено фактами; • в обсуждении следует предоставить каждому участнику возможность высказаться; • каждое высказывание, позиция должны быть внимательнорассмотрены; • необходимо внимательно слушать выступления других, размышлять над ними и начинать говорить только тогда, когдапоявляется уверенность, что каждое ваше слово будет сказано по делу; • входе обсуждения недопустимо «переходить на личности, навешивать ярлыки, допускать уничижительные высказыванияи т.д.; • отстаивайтесвои убеждения в энергичной и яркой форме, не унижая при этом достоинства лица, высказавшего противоположное мнение; • при высказывании мнений, не совпадающих с вашим, сохраняйтеспокойствие, исходя из того, что два человека и не могут обладать одинаковым мнением; • любое выступление должно иметь целью разъяснение разных точек зрения и примирение спорящих; • говорите только по заданной теме и избегайте любых бесполезных уклонений в сторону; • говорите лаконично, воздерживайтесь от растянутых вступлений, сразу же начинайте говорить по существу. Остроту дискуссии придают точные высказывания; • ведитесебя корректно. Не используйте время для высказывания недовольства тому или иному лицу, тем более отсутствующему. Памятка участнику ведения спора-диалога в рамках дискуссии (по М.В. Кларину) 1. Я критикую идеи, а не людей. 2. Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы «прийти к наилучшему решению». 3. Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать всю нужную информацию. 4. Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен. 5. Я пересказываю (делаю парафраз) то, что мне не вполне понятно. 6. Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям, а затем пытаюсь совместить их так, чтобы это совмещение давало новое понимание проблемы. 7. Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему. 8. Я изменяю точку зрения, когда факты дают для этого основание. Формулировки, используемые в споре, дискуссии (по Н.Т. Оганесян ) - «Уважаемые коллеги...», «Основной вопрос» и нашегоспора состоит в том, что...», «Я хотел бы выразить мнение...», «Для подтверждения нашей точки зрения мы приведемцитату...», «Вам, конечно, известно, что наука давно установила ...», «Общеизвестным является тот факт...», Я внимательно выслушал предыдущего оратора и хочу быть беспристрастным...», «Позвольте для подтверждения правильности этого тезиса апеллировать к следующим авторитетам...», «Я хочу поблагодарить выступающего за большое количество новых фактов...», «Среди прочего он отметил...», «Против этого свидетельствует то, что...», «Если сравнить оба эти мнения, то...», «По этой причине я предлагаю...», «В общих чертах дело выглядит следующим образом...», «Но из вашего ответа ясно...», «Итак, во-первых...», «Далее...», «Я не то хотел сказать...», «Эти слова неправильно выражают мою мысль...», «Позвольте мне уточнить свою позицию...», «Я считаю, что это предложение недостаточно аргументировано...», «Мы должны подумать, а не...», «Лучшим путем, как мне кажется...», «Нам необходимо решить...», «Наша группа занимает следующую позицию, отстаивает следующую точку зрения...», «Мы обосновываем ее со следующих позиций, таким образом...», «Я не хочу поддерживать ни ту, ни другую сторону...», «Мы утверждаем...», «Они возражают, указывая на...», «Мне кажется, что они сходятся в этом вопросе...», «Возможно, что здесь и кроется решение, так как...», «В этом направлении мы и должны продолжать размышления...», «Мы уже довольно много говорим о...», «До сих пор все вертелось вокруг...», «При этом как-то упустили из виду...», «Именно это мне и кажется особенно важным, потому что...», «Вношу предложение...».
ЛИТЕРАТУРА 1. Быков, А.К. Методы активного социально-психологического обучения [Текст]/ А.К. Быков. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160с. 2. Введение в педагогическую деятельность [Текст]/А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова. – М.: Академия, 2000. – 208с. 3. Ельцова, О.М. Практикум по профессиональной коммуникации педагогов: рекомендации, игры, тренинги [Текст]/ О.М. Ельцова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 215с. 4. Мишаткина, Т.В. Педагогическая этика [Текст]/ Т.В. Мишаткина. – Ростов н/Дону, 2004. – 304с.
Текст методики 1. Критичен по отношению к окружающим. 2. Возникает тревога, когда в группе начинается конфликт. 3. Склонен следовать советам лидера. 4. Не склонен создавать слишком близкие отношения с товарищами. 5. Нравится дружественность в группе. 6. Склонен противоречить лидеру. 7. Испытывает симпатии к одному-двум членам группы. 8. Избегает встреч и собраний в группе. 9. Нравится похвала лидера. 10. Независим в суждениях и манере поведения. 11. Готов встать на чью-либо сторону в споре. 12. Склонен руководить товарищами. 13. Радуется общению с одним-двумя друзьями. 14. Внешне спокоен при проявлении враждебности со стороны членов группы. 15. Склонен поддерживать настроение своей группы. 16. Не придает значения личным качествам членов группы. 17. Склонен отвлекать группу от ее целей. 18. Испытывает удовлетворение, противопоставляя себя лидеру. 19. Хотел бы сблизиться с некоторыми членами группы. 20. Предпочитает оставаться нейтральным в споре. 21. Нравится, когда лидер активен и хорошо руководит. 22. Предпочитает хладнокровно обсуждать разногласия. 23. Недостаточно сдержан в выражении чувств. 24. Стремится сплотить вокруг себя единомышленников. 25. Недоволен слишком формальными отношениями. 26. Когда обвиняют - теряется и молчит. 27. Предпочитает соглашаться с основными направлениями в группе. 28. Привязан к группе в целом больше, чем к определенным товарищам. 29. Склонен затягивать и обострять спор. 30. Стремится быть в центре внимания. 31. Хотел бы быть членом более узкой группировки. 32. Склонен к компромиссам. 33. Испытывает внутреннее беспокойство, когда лидер поступает вопреки его ожиданиям. 34. Болезненно относится к замечаниям товарищей. 35. Может быть коварным и вкрадчивым. 36. Склонен принять на себя руководство в группе. 37. Откровенен в группе. 38. Возникает нервное беспокойство во время группового разногласия. 39. Предпочитает, чтобы лидер брал на себя ответственность при планировании работ. 40. Не склонен отвечать на проявление дружелюбия. 41. Склонен сердиться на товарищей. 42. Пытается вести других против лидера. 43. Легко находит знакомства за пределами группы. 44. Старается избегать быть втянутым в спор. 45. Легко соглашается с предложениями других членов группы. 46. Оказывает сопротивление образованию группировок в группе. 47. Насмешлив и ироничен, когда раздражен. 48. Возникает неприязнь к тем, кто пытается выделиться. 49. Предпочитает меньшую, но более интимную группу. 50. Пытается не показывать свои истинные чувства. 51. Становится на сторону лидера при групповых разногласиях. 52. Инициативен в установлении контактов в общении. 53. Избегает критиковать товарищей. 54. Предпочитает обращаться к лидеру чаще, чем к другим. 55. Не нравится, что отношения в группе слишком фамильярны. 56. Любит затевать споры. 57. Стремится удерживать свое высокое положение в группе. 58. Склонен вмешиваться в контакты товарищей и нарушать их. 59. Склонен к «перепалкам», «задиристый». 60. Склонен выражать недовольство лидером.
Обработка и интерпретация результатов. Методика позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие борьбы и избегание борьбы. Тенденция к зависимости определена как внутреннее стремление индивида к принятию групповых стандартов и ценностей: социальных и морально-этических. Тенденция к общительности свидетельствует о контактности, стремлении образовывать эмоциональные связи, как в своей группе, так и за ее пределами. Тенденция к борьбе - активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений; в противоположность этой тенденции избегание борьбы показывает стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям. Каждая из этих тенденций имеет внутреннюю и внешнюю характеристики, то есть может отражать внутреннее свойство индивида или являться его внешней «маской». Представленные выше тенденции являются парными. Из этого следует, что интерпретироваться могут не только отдельные показатели, но и те, которые состоят из полярных тенденций: зависимость - независимость, общительность - необщительность, принятие борьбы - избегание борьбы. Ответы испытуемого разносятся по соответствующим графам и выявляются тенденции по каждой из сопряженных пар. Так как отрицание одного качества является признанием полярного качества, число ответов «да» складывается с числом ответов «нет» противоположной тенденции. Если число баллов по каждой из трех указанных тенденций превышает 20, тенденция может считаться выраженной.
Цель. Определение направленности личности: на себя, на взаимоотношения или на задание (деловая направленность). Инструкция. Вам предлагается ряд неоконченных предложений (утверждений), по каждому из них возможны три варианта окончания (ответа), обозначенные буквами «а», «б», «в». С помощью этой методики вы получите ориентировочную информацию о некоторых особенностях вашей личности. Из ответов по каждой позиции выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения, больше всего соответствует правде. Букву этого ответа запишите в графе «больше всего» бланка ответов. Затем выберите ответ, менее всего соответствующий вашему мнению, и поставьте его букву в графе «меньше всего». Текст методики 1. Больше всего в жизни дает удовлетворение: а) высокая оценка твоей работы; б) сознание того, что работа выполнена хорошо; в) сознание того, что находишься среди друзей. 2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть: а) тренером; б) известным игроком; в) избранным капитаном команды. 3. Лучшими преподавателями являются те, кто: а) имеют индивидуальный подход к учащимся; б) увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему; в) создают доброжелательную атмосферу в классе. 4. Учащиеся оценивают как самых плохих преподавателей тех, кто: а) не скрывают, что некоторые люди им несимпатичны; б) вызывают у всех дух соревнования; в) создают представление о преподаваемом предмете как не интересующем их. 5. Я рад, если мои друзья: а) помогают другим при всякой возможности; б) всегда верны и надежны; в) интеллигентны, имеют широкие интересы. 6. Лучшими друзьями считают тех: а) с которыми складываются хорошие отношения; б) которые могут сделать больше, чем другие; в) на которых всегда можно положиться. 7. Я хотел бы быть таким, как те: а) кто добился жизненного успеха; б) кто может быть увлеченным человеком; в) кто отличается дружелюбием и доброжелательностью. 8. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть: а) научным работником; б) начальником отдела; в) опытным летчиком. 9. Когда я был ребенком, я любил: а) играть с друзьями; б) успевать во всех своих делах; в) когда меня хвалили. 10. Больше всего мне не нравится, когда: а) я встречаю препятствия в своих занятиях; б) ухудшаются дружеские отношения; в) меня критикуют. 11. Основная задача школы должна заключаться: а) в подготовке учащихся к работе по специальности; б) в развитии индивидуальных способностей и самостоятельности; в) в воспитании у школьников качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми. 12. Мне не нравятся коллективы, в которых: а) недемократичная атмосфера; б) человек теряет индивидуальность в общей массе; в) невозможно проявление собственной инициативы. 13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его: а) для общения с друзьями; б) для любимых дел и самообразования; в) для беспечного отдыха. 14. Мне кажется, что я способен на максимальную отдачу, когда: а) работаю с симпатичными людьми; б) у меня работа, которая мне по душе; в) мои усилия достаточно вознаграждаются. 15. Я люблю, когда: а) другие ценят меня; б) чувствую удовлетворение от выполняемой работы; в) приятно провожу время с друзьями. 16. Если бы обо мне написали в газете, мне хотелось бы, чтобы: а) отметили мои успехи в делах; б) похвалили меня за мою работу; в) сообщили, что меня часто выбирают в советы коллективов, в депутаты, лидером команды. 17. Лучше всего учиться, когда преподаватель: а) имеет индивидуальный подход ко мне; б) стимулирует меня на более интенсивный труд; в) вызывает дискуссии по разбираемым вопросам. 18. Нет ничего хуже, чем: а) оскорбление личного достоинства; б) неуспех при выполнении важного задания; в) потеря друзей. 19. Больше всего я ценю: а) личный успех; б) общую, совместную работу; в) фактические результаты. 20. Очень мало людей, которые: а) действительно радуются выполненной работе; б) с удовольствием работают совместно; в) выполняют работу по-настоящему хорошо. 21. Я не переношу: а) ссоры и споры; б) неприятие всего нового; в) людей, ставящих себя выше других. 22. Мне хотелось бы: а) чтобы окружающие считали меня своим другом; б) помогать другим в общем деле; в) вызывать восхищение других. 23. Я люблю руководство (начальника), которое: а) требовательно; б) пользуется авторитетом; в) доступно. 24. Желательно, чтобы на работе: а) решения принимались совместно; б) была возможность самостоятельно решать проблемы; в) начальство признавало мои достоинства. 25. Хотелось бы прочитать книгу: а) об искусстве хорошо уживаться с другими людьми; б) о жизни замечательного, известного человека; в) из серии «сделай сам». 26. Если бы у меня были развиты музыкальные способности, то мне бы хотелось быть: а) дирижером; б) солистом; в) композитором. 27. Свободное время с наибольшим удовольствием я провожу: а) просматривая детективные фильмы; б) развлекаясь с друзьями; в) занимаясь своим хобби. 28. При одинаковом финансовом успехе для меня было бы предпочтительнее: а) подготовить интересный конкурс; б) выиграть в конкурсе; в) организовать конкурс и руководить им. 29. Для меня важнее всего знать: а) что я хочу сделать; б) как достичь цели; в) как привлечь других к достижению моей цели. 30. Человек должен вести себя так, чтобы: а) другие были довольны им; б) выполнить, прежде всего, свою задачу; в) не нужно было укорять его за работу. Обработка и интерпретация результатов. Обработка результатов включает анализ характера ответов с учетом максимальных и минимальных предпочтений индивида. За каждый ответ в рубрике «больше всего» испытуемый получает 2 балла, в рубрике «меньше всего» - 0 баллов.
Диапазон получаемых в сумме баллов по каждой направленности - от 60 (если все ответы испытуемого находятся в первой рубрике) до 0 (если все ответы испытуемого находятся во второй рубрике). Направленность человека на себя: 1а, 26, За, 4а, 56,6в, 7а, 8в, 9в, 10в, 116,126,13в, 14в, 15а, 166,17а, 18а, 19а,20в,21в,22в,23б,24в,25б,26б, 27а, 286, 29а, 30в. Направленность на взаимоотношения: 1в, 2в, Зв, 46, 5а, 6а, 7в, 86,9а, 106, Ив, 12а, 13а, 14а, 15в, 16в, 17в, 18в, 196,20в, 21а, 22а, 23в, 24а, 25а, 26а, 276, 28в, 29в, 30а. Направленность на задание: 16, 2а, 36, 4в, 5в, 66, 76, 8а, 96, 10а, Па, 12в, 136, 146, 156, 16а, 176, 186, 19в, 20а, 216, 226, 23а, 246, 25в, 26в, 27в, 28а, 296, 306. Направленность на себя отражает, в какой мере испытуемый описывает себя как человека, ожидающего прямого вознаграждения и удовлетворения независимо от того, какую работу и с кем он выполняет. В представлении такого человека группа является «буквально театром», в котором можно удовлетворить определенные общие потребности, показать свои личные трудности, приобрести достоинство, уважение или общественный статус, быть агрессивным или господствовать. Такой человек интроспективен, властен, не реагирует на потребности окружающих его людей. Он занимается преимущественно собой, игнорирует людей или работу, которую обязан выполнять. Направленность на взаимоотношения отражает интенсивность, с которой человек старается поддержать хорошие взаимоотношения, но лишь «на поверхности», что часто препятствует выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям. Такой человек проявляет большой интерес, когда речь идет о коллективной деятельности, но, по сути сам он не вносит никакого вклада в осуществление трудовых заданий группы.
ЛИТЕРАТУРА 1. Арбузова, Е.Н. Практикум по психологии общения [Текст]/Е.Н. Арбузова, А.И. Анисимов, О.В. Шатрова. – СПб.: Речь, 2008. – 272с. 2. Мишаткина, Т.В. Педагогическая этика [Текст]/ Т.В. Мишаткина. – Ростов н/Дону, 2004. – 304с. 3. Морева, Н.А. Основы педагогического мастерства [Текст]/ Н.А. Морева. – М.: Просвещение, 2006. – 320с. Тема 3: Особенности педагогической этики в вузе. Этика гражданственности и политическая культура педагога (6 часов)
Вопросы темы: 1. Специфика вузовского образования и этика отношений в системе «педагог-студент»: современные парадигмы высшего образования; особенности вузовской педагогики; этика и культура педагогического общения в вузе. 2. Вузовское образование и этика науки: моральные нормы-регуляторы поведения педагога как ученого; морально-психологические проблемы взаимоотношений в научном коллективе; нравственный кодекс вузовского научного работника. Карточка № 1 Статья 4. Сохранение гражданства Российской Федерации < … > (извлечение) 1. Проживание гражданина РФ за пределами РФ не прекращает его гражданства РФ. 2. Гражданин РФ не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его. 3. Гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан иностранному государству. Карточка № 2 Статья 8. Гражданство Российской Федерации и брак (извлечение) 1. Заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изменение гражданства другого лица. 2. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. 3. Расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей. Карточка № 3 Статья 12. Приобретение гражданства Российской Федерации по рождению (извлечение) 1. Ребенок приобретает гражданство РФ по рождению, если на день рождения ребенка: а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство РФ (независимо от места рождения ребенка); б) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка). 2. Ребенок, который находится на территории РФ и родители которого неизвестны, становится гражданином РФ в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения. Карточка № 4 Статья 13. Прием в гражданство РФ в общем порядке (извлечение) 1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в общем порядке при условии, если указанные лица: а) проживают на территории РФ в течение 5 лет непрерывно; б) обязуются соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ; в) имеют законный источник средств к существованию; г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ не требуется, если это предусмотрено законом или невозможно. 2. Срок проживания на территории РФ сокращается до 1 года при наличии хотя бы одного их следующих оснований: а) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры, обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющей интерес для РФ; б) предоставление лицу политического убежища на территории РФ; в) признание лица беженцем.
Карточка № 5 Статья 14. Прием в гражданство РФ в упрощением порядке (извлечение) 1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке..., если указанные граждане и лица: а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство РФ и проживающего на территории РФ; б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства; в) являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование до 1 июля 2002 года. Шаг 2. Образуйте новые группы, перераспределяя участников по принципу: 1-е номера в группу №1,2 - е номера - в группу № 2 и т. д. или по методу «Фруктового салата» (банан, апельсин, виноград, лимон, груша, яблоко) и др. В течение 5 минут по очереди каждый участник в новой группе рассказывает о своем знании Закона «О гражданстве РФ». Шаг 3. Группы получают по 1 казусу, который нужно представить в виде сценки. При этом участники из других групп дополняют или исправляют выступающих. Казусы 1) Семья Безруковых проживает в одной из стран Африки, где глава семьи работает по контракту. Родители Безруковых опасаются, что со временем их дети потеряют гражданство РФ. - Что говорит закон? 2) 29 августа 2005 года в американском городе Новый Орлеан произошло стихийное бедствие. Один из самых красивых городов был разрушен ураганом «Катрин». В центре событий оказались среди других воронежец Павел Паринов и несколько студентов из других городов Черноземья. Они чудом остались живы. - Кто должен помочь гражданам России за рубежом? 3) Звезда шоу-бизнеса К.О. собирается замуж за иностранца. - Может ли он получить гражданство России, если он нигде не работает и живет за счет богатых женщин? 4) Работники милиции задержали группу малолетних бродяг 6-10 лет, которые жили попрошайничеством и мелкими кражами. С их слов, они являются сиротами, так как родители погибли во время событий в Чечне. - Как закон «О гражданстве РФ» определяет гражданство детей в данном случае? 5) Гражданин Киргизии О., покинувший страну летом 2005 года, обратился с заявлением о приеме его в гражданство России в виду того, что в Киргизии шли боевые действия. - Что говорит закон? 3.Игровое упражнение Общение с коллегами» Цель: формировать навыки позитивного, созидательного общения между сверстниками. Перед каждой группой участников лежат листы с цитатами. Им дается 5 минут, чтобы прочитать и подготовить короткий комментарий к цитате. 1) «Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение». 2) «Чем больше «балласта», тем труднее становится общение». 3) «Чем больше Вы принимаете во внимание потребности Вашего собеседника, тем больше он будет (автоматически) удовлетворять Ваши собственные потребности». 4) «Важно не то, что говорят, а важно то, что окружающие слышат в словах говорящего». 5) «Нет никаких гарантий, что Ваш собеседник слышит то, что Вы хотели бы ему сказать». 6) «Уверенность в своих знаниях придает силу». 7) «Представление о самом себе - самое важное из всех представлений вообще». 8) «Настраивайтесь на человека, а не на сообщение». 9) «Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам». 10) «Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто плохо говорит». 11) «Того, кому доверяют, за руку не держат». 12) «Когда Конфуция спросили, есть ли одно такое слово, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь, он ответил: «Это слово – снисходительность»». Практикум делового общения. Одной из наиболее важных черт творческой личности, человека, владеющего красноречием, является умение говорить о самом себе, говорить в позитивном смысле этого слова, а значит, четко, кратко, логично, понятно. За этими четырьмя словами скрываются серьезные и точные для красноречия понятия. Что же они обозначают? Четко - говорить так, чтобы были понятны слова, а следовательно, понятны все звуки, окончания слов, концы фраз. Иными словами, здесь имеется в виду фонетическая сторона красноречия. Кратко - без лишних слов, без слов-паразитов, без бессмысленных повторов слов, положений, мнений, соображений и прочего. Логично - нужно стремиться к тому, чтобы вторая мысль вытекала из первой, третья - из второй и т. д. Логично — значит основано на формальной логике, на ее формах и законах. Понятно - означает то, что вся речь говорящего будет полностью понятна слушающему. Речь говорящего соответствует интересам, образованию, полу, возрасту слушающего. Несоблюдение хотя бы одного из перечисленных признаков приводит к тому, что речь из области красноречия и коммуникации превращается в обычное сотрясение воздуха, производимое ветром в безлюдной пустыне, под воздействием которого пересыпается по барханам песок; к шороху его привычно и бездумно прислушиваются верблюды, пережевывающие свои колючки. Итак, мы говорим об «Автобиографии». Существует, по меньшей мере, два подхода к этой деликатной теме: или абсолютная скромность («Пускай обо мне говорят другие»), или столь же абсолютная развязность, граничащая с наглостью («Кто тебя похвалит, если ты не сделаешь этого сам!»). Решая эту задачу, следует выбрать подход, который по праву можно было бы назвать профессиональным. Такой подход предполагает, что все сказанное о себе: • можно подтвердить документально; • изложено с максимальным чувством собственного достоинства, с абсолютным уважением к слушающему (слушающим); • устный вариант рассказа (автобиография) и его письменное сопровождение (резюме) идентичны во всех своих составляющих; • из рассказа с
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 915; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.174 (0.02 с.) |