Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра педагогики и психологии с курсом ипо
Кафедра педагогики и психологии с курсом ИПО Дисциплина Биоэтика. Лечебный факультет курс I, семестр II. Лекция № 1 Слайд №1 Темы лекции · Медицинская этика. Медицина и этика. История биомедицинской этики. · Теоретические основы биомедицинской этики. · Основные этические теории и принципы биомедицинской этики · Основные правила биомедицинской этики Медицинская этика. Медицина и этика. История биомедицинской этики. Уважаемые студенты, Вы приступаете к изучению новой дисциплины, которую на разных этапах ее развития называли врачебной этикой или медицинской деонтологией, а с 70 – годов все чаще называют биомедицинской этикой или биоэтикой. Слайд №2 Медицинская этика как составляющая медицины существует и развивается не одно тысячелетие. До настоящего времени сохранили свою значимость многие нормы и требования, которые предъявлялись к врачам эпоху Гиппократа и в эпоху Возрождения. Однако только во второй половине XX в., когда медицина стала особенно широко использовать достижения научно-технического прогресса, вплотную стал вопрос о необходимости знания и соблюдения каждым врачом норм медицинской этики, которую все чаще в этот период называют биоэтикой, а следовательно, и о необходимости преподавания этого предмета в высших медицинских школах. По данным ВОЗ, преподавание специального курса медицинской этики ведется в настоящее время в большинстве развитых стран мира. Академик РАМН А. М. Сточик Медицина – одна из наиболее гуманных сфер общественной практики. Это система научных знаний и практической деятельности, целью которых является укрепление и сохранение здоровья, продолжения жизни людей. Тысячелетиями вырабатывались гуманистические принципы медицины, согласно которым лица медицинской профессии не имеют права причинять вреда здоровью человека, обрекать больного на гибель, использовать его бедственное положение в целях обогащения. При изучение костных останков людей эпохи неолита исследователи неоднократно обнаруживали следы заживших переломов. Люди с такими повреждениями могли выжить только при условии длительного ухода за ними. В уходе нуждались и женщины после родов, маленькие дети. Слайд № 3 Таким образом, в эпоху неолита лечение больных стало видом профессиональной деятельности, то есть начала формироваться, та система научных знаний, которую в последствии назовут медициной. Очевидно тогда и начался первый этап развития науки о регулировании поведения медика (знахаря), то есть медицинской этики, деонтологии или биоэтики. И первый закон этой науки, который в последствии назовут принципом добродеяния гласил, «Оказания помощи больному – добро, неоказание (без каких-либо весомых причин) зло. Людей, владеющих искусством исцеления, у древних греков называли асклепиадами, у славян – знахарями, чародеями, колдунами, ведунами, у евреев левитами. Различалось и отношение к ним у разных народов и в разные времена. Иногда людей, владеющих искусством исцеления обожествляли, их одаривали если молитвы и действия приносили пользу; а иногда и убивали, если больной, которого они лечили, умирал. В Древнем Вавилоне Свод законов Хаммурапи (около 2000 лет до н. э.) включал положения о медицинской этике. Эти законы, в частности, высоко оценивали деятельность и звание врача. Врачебная этика поддерживалась не только значительными размерами вознаграждения, но и системой наказаний, которые применялись по отношению к врачам, совершивших проступки или обнаруживших свое невежество. Хирургу, разрезавшему руку больного и не излечившему ее от болезни, отрубали его собственную или требовали выплатить огромный штраф. Со времени расцвета персидской медицины 11-12 в. до н. э. сохранилось описание идеальных качеств, к обладанию которых должны были стремиться все врачи. По указаниям персидской медицины, врач должен не только глубоко изучать медицину, много читать и заниматься, накапливать опыт по специальности, но и вырабатывать в себе умение выслушивать больного спокойно, болезнь его распознавать тщательно и старательно, а лечить добросовестно. При встречи с больным врач обязан пользоваться мягкой речью, быть на всем протяжении встречи с пациентом внимательным, сердечно и дружественно настроенным и делать все для того, чтобы умышленно не затягивать болезнь, способствовать ее быстрейшему лечению, обеспечивать выздоровление больного и предупреждать рецидивы болезни. Слайд №4 Постепенно складывалась наука о морали - этика Мораль (от лат. moralis - нравственный) – нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.п. В отличие от права исполнение требований морали санкционируются лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения) Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие и классовые нормы, принципы и идеалы. Отцом античной этики считается Сократ (469- 399г. до н.э.). Основной принцип этики Сократа тождество добродетели со знанием. Добродетель есть знание или мудрость. Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) автор «Никомаховой этики», «Большой этики», предложил и название этой науки – этика от греч привычка, мораль, обычай, нрав, характер). Специфика этики, по мнению Аристотеля, состоит в том, что она вооружает человека методами и средствами воздействия на окружающий мир и людей, живущим в нем. Делает она это путем формирования идей о должном (от греч отсюда деонтология- наука о должном), о добре и зле, об идеалах. Этика становиться учением о назначении и смысле жизни человека, моральных принципах и нормах поведения. С тех пор, говоря об этике применительно к медицине, т.е. о медицинской этике, или медицинской деонтологии, ее часто называют «мудростью врачевания». Одним из самых древних медико-этических документов является «Клятва Гиппократа». Эту клятву давали выпускники знаменитой школы асклепиадов, родоначальником которой считался бог медицины Асклепий. Самым известным ее выпускником был знаменитый Гиппократ Великий Косский, родившийся в 460г. –377гг. до н.э.). Слайд 5 -7 Клятва представляет собой документ, освящающий нам врачебный быт медицинских школ времен Гиппократа. В то время уже появились врачебные школы, объедения (корпорации) врачей. Вступая во врачебную корпорацию врач должен вести себя соответствующим образом: воздерживаться от всяких предосудительных действий и не ронять своего достоинства. Появление клятвы Гиппократа было вызвано необходимостью отмежеваться от врачей одиночек, разных шарлатанов и обеспечить доверие общества врачам определенной школы. «Клятва Гиппократа» Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство. Аполлон считался в послегомеровское время врачом богов; Асклепий (в Древнем Риме – Эскулап), сын Аполлона - богом врачебного искусства; Гигиея, дочь Асклепия - богиня здоровья (отсюда слово гигиена), ее изображали цветущей девушкой с чашей, из которой пила змея (символ мудрости); Панакея (всеисцеляющая) другая дочь Асклепия, отсюда панацея – лекарство от всех болезней. - считать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; -его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора, наставления, устные уроки и все остальное сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой, но никому другому. Следующее положение «Клятвы» свидетельствует о том, что профессия врача считалась семейной, врачебный опыт, знания, накапливался и передавался из поколения в поколение. Как свидетельствуют Гален и Платон, врачи в их времена обучались заплату. Как видите, материальная и экономическая сторона обучения и дальнейшей практической деятельности оговаривается подробно и обдумано. Переходя к собственно медицинским обязательствам, авторы не случайно ставят на первое место образ жизни больного (режим) Биоэтика, как и медицинская этика, осталась наукой о законах, принципах и правилах регулирования профессионального поведения медицинского работника, которая в условиях новых медицинских технологий позволяет не только использовать достижения научно – технического прогресса на благо человека, но и предупреждать практикующего врача, ученого – медика о недопустимости нанесения вреда человеку, его потомству, окружающему на миру, заставляя испытывать невольное «благоговение перед Жизнью». Слайд № 1 Башкирский государственный медицинский университет Лекция № 1 Темы лекции · Медицина и этика. Медицинская этика. Слайд № 2 Медицинская этика как составляющая медицины существует и развивается не одно тысячелетие. До настоящего времени сохранили свою значимость многие нормы и требования, которые предъявлялись к врачам эпоху Гиппократа и в эпоху Возрождения. Однако только во второй половине XX в., когда медицина стала особенно широко использовать достижения научно-технического прогресса, вплотную стал вопрос о необходимости знания и соблюдения каждым врачом норм медицинской этики, которую все чаще в этот период называют биоэтикой, а следовательно, и о необходимости преподавания этого предмета в высших медицинских школах. Слайд № 3 Сократ (469- 399 гг. до н.э.). Слайд № 4 Наука о морали - этика Мораль (от лат. moralis - нравственный) – нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.п. В отличие от права исполнение требований морали санкционируются лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения) Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие и классовые нормы, принципы и идеалы. Этика (от греч ethika) привычка, мораль, обычай, нрав, нравственный характер. Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) автор «Никомаховой этики», «Большой этики». Специфика этики, по мнению Аристотеля, состоит в том, что она вооружает человека методами и средствами воздействия на окружающий мир и людей, живущим в нем. Делает она это путем формирования идей о должном, о добре и зле, об идеалах. Слайд № 5 Этика становиться учением о назначении и смысле жизни человека, моральных принципах и нормах поведения. С тех пор, говоря об этике применительно к медицине, т.е. о медицинской этике, ее часто называют «мудростью врачевания». Одним из самых древних медико-этических документов является «Клятва Гиппократа». Эту клятву давали выпускники знаменитой школы асклепиадов, родоначальником которой считался бог медицины Асклепий. Самым известным ее выпускником был знаменитый - Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство. Аполлон считался в послегомеровское время врачом богов; Асклепий (в Древнем Риме – Эскулап), сын Аполлона - богом врачебного искусства; Гигиея, дочь Асклепия - богиня здоровья (отсюда слово гигиена), ее изображали цветущей девушкой с чашей, из которой пила змея (символ мудрости); Панакея (всеисцеляющая) другая дочь Асклепия, отсюда панацея – лекарство от всех болезней.
слайд № 6 - считать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; -его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора, наставления, устные уроки и все остальное сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой, но никому другому. Переходя к собственно медицинским обязательствам, авторы не случайно ставят на первое место образ жизни больного (режим) Таким образом, первый этап формирования морального кодекса людей, избравший врачевание видом профессиональной деятельности, начавшись с «формирующийся медицины», завершился появлением трудов греческих философов, особенно трудов «Корпуса Гиппократа». По М. Я. Яровинскому Медицинская этика 2001 г. слайд № 8 Буддизм. Этический принцип буддизма · стремление делать добро «Братья у вас нет ни отца, ни матери и заботиться о вас некому. Если вы не позаботьтесь друг о друге, то кто другой это сделает? Братья кто почитает меня да почтит больного» – обращение Будды к монахам. Легенда гласит, что предписание было дано после того, как Будда, обходя кельи монахов, обнаружил одного из них жестоко страдающего от дизентерии, ослабевшего от болезни, лежавшего в собственных испражнениях. Он поднял его, обмыл с головы до ног, уложил в постель покойно и удобно, а потом объявил, что Сострадание и помощь больному являются важнейшими правилами поведения членов общины. С тех пор монахи стали изучать медицину, чтобы лечить друг друга и мирян. Христианство Существует придание, что Иисус в молодости изучал врачебные манускрипты для излечения физических и нравственных недугов. По мере утверждения Христианства как государственной, господствующей религии в Европе христианская церковь взяла на себя уход и заботу за немощными и больными. Эта обязанность лежала на дьяконах.
слайд № 9 С утверждением рыцарских орденов некоторые из них посвящали себя уходу за больными. Например, члены ордена св. Лазаря в Иерусалиме ухаживали за прокаженными. От названия ордена св. Лазаря произошло слово лазарет. Ислам Заметный след в истории медицинской этике оставили труды исповедующих ислам арабских ученых медиков эпохи Среднеазиатского Возрождения: «Практическая этика врача» Аль-Рухави, «Приказ медицины» Ибн-абу Усейби, «Канон медицины» и «Фирузнома» Ибн Сины (Авицены). Многие выдержки из них стали афоризмами, переводились на латынь и европейские языки. Носители медицинских знаний – священнослужители и их помощники, оказывая помощь больному человеку, действовали в соответствии с религиозными установлениями. Так продолжалось до тех пор, пока профессия врача не стала самостоятельной и более распространенной, благодаря созданию медицинских факультетов университетов.
слайд № 10 Деонтологический этап Деонтология (от греч. deontos должное и logos -учение) – раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и моральных требований. Термин введен англ. Философом Иеремией Бентамом, который употреблял его для обозначения учения о нравственности в целом. Виднейшим представителем утилитаризма является британский юрист и мыслитель Иеремия Бентам (первая треть 19 века). В основе его этической теории лежит принцип полезности. Добро, нравственный смысл в наших поступках определяются их результатом – насколько они доставляют нам удовольствие (насколько выгодны) и насколько помогают избегать страданий. Так как с точки зрения морали все люди равны, они всегда должны помнить об общественном интересе, который есть совокупность личных интересов. В конечном счете, нравственный смысл наших поступков определяется тем, насколько они соответствуют формуле: «Наибольшее счастье наибольшего числа людей». Чтобы достичь этой цели, человек должен владеть «моральной арифметикой» - объективно рассчитывать все удовольствия и все страдания проистекающие из его действий. Бентам составил своего рода шкалу – «лестницу удовольствий» и «лестницу страданий», с учетом их интенсивности, продолжительности и т.д. С целью популяризации этой теории он сочинил стихотворение: «И удовольствие, и боль мы можем «сосчитать». Какими могут быть они, нам нужно четко знать. Они бывают интенсивны, бывают длительны, быстры, результативны и чисты. В современном обществе есть немало сторонников этики утилитаризма, которые, например, в отношении детей с анэнцефалией рекомендуют эвтаназию и считают безусловно оправданным использование их органов для трансплантации. Однако современная медицинская практика всегда связана с расчетом степени риска медицинского вмешательства (соотношения пользы и неизбежных побочных осложнений (вреда)), и поэтому подчиняется логике этики утилитаризма. слайд № 12 С позиций медицинской деонтологии наибольший интерес представляет деонтологическая теория немецкого философа Иммануила Канта (вторая половина 18-го века). Кант представил формулу нравственного закона, которую назвал «категорический императив» «Поступай так, чтоб максима своей воли в любое время могла стать принципом всеобщего законодательства». В таком самопринуждении личность находит подлинную свободу и обретает подлинное человеческое достоинство (как осознание в своем лице достоинстве всего человечества). Кант озвучил в своем категорическом императиве «золотое правило» общепризнанное в этике название библейской заповеди: «Во всем, как хотите, чтобы другие поступали с вами, поступайте и вы с ними». Очевидно, что важнейший принцип современной биомедицинской этики – уважения моральной автономии пациента – восходит именно к кантовским представлениям о нравственной свободе, ответственности и достоинстве личности.
слайд № 13. Г. Сигерист. 1934 г. «…Врачу стало трудно найти свое место в этом мире, управляемой железной экономической необходимостью. Росло число врачей и возрастала конкуренция. Если еще вчера врач не беспокоился о своих счетах, то сегодня он должен продавать свое обслуживание…Чем эффективнее становилась медицина, тем сложнее и дороже она была, а врачу было все сложнее оказывать бесплатную медицинскую помощь…» Roemer M. Z. 1980г.
слайд № 14.
Медицинская деонтология «Деонтология в медицине – это конкретизация медицинской этики в соответствии с различными специальностями, с различными областями медицинской деятельности, с различными звеньями медицинского труда; это коллективный нравственный (духовно-практический) опыт медицины, школа профессионализма в медицине, искусства выбора самых оптимальных средств для утверждения медицинского гуманизма; это применение на практике принципов и норм медицинской этики в целях «максимального повышения суммы общественной полезности и максимального устранения вредных последствий неполноценной медицинской работы» (Н.Н. Петров) слайд № 15 Биоэтика. Термин биоэтика предложен В. Р. Поттером (Van Rensselaer Potter) Биоэтика рассматривается В. Поттером как «новая дисциплина» (которая перекинет мост точными и гуманитарными науками или, если быть более точным, мост между биологией и этикой, отсюда «биоэтика». «… Но этот мост был только средством достичь конечного пункта. Конечный пункт или цель, или первичное видение было таковым: использовать биоэтику как еще один мост, а именно мост в будущее …» В. Поттер 1971 г., - «Биоэтика, мост в будущее». По В. Поттеру, термин «биоэтика» следует понимать следующим образом. · Основное значение – мост в будущее. · Рабочее значение: биоэтика – мост (связующее звено) между различными дисциплинами. «…Долгосрочное выживание человечества как вида в нормальной и устойчивой цивилизации требует развития и поддержки системы этических норм. Такой системой является глобальная биоэтика, основанная на интуиции и разуме (логике), подкрепленных эмпирическими знаниями всех отраслей науки, но особенно биологии… слайд № 16 Глобальная этика призывает специалистов, работающих в области медицинской этики, принять во внимание истинное значение биоэтики и расширить свои исследования и практическую деятельность до проблем сохранения здоровья всего человеческого сообщества. Слово «биоэтика» попало в средства массовой информации и стало частью языка. Затем первоначальное значение слова «биоэтика» стало эксплуатироваться специалистами в области общественных отношений и медицинской этики, ему было придано другое значение, в результате чего в настоящее время термин повсеместно используется в значении «клиническая этика». Я решил привлечь внимание к этому несовпадению между моим пониманием термина биоэтика и тем, как его понимают специалисты по медицинской этике. И я сделал это в своем Президентском обращении к членам Американской ассоциации раковых исследований в 1975г. в лекции, названной «Смирение и ответственность: Биоэтика для онкологов»… Поттер считает, что нельзя именовать биомедицинской этикой биоэтику, такт, как она не имеет функции строительства моста. слайд № 17 «Она была выделена в отдельную специальность Лероем Вальтером в 1978г., примерно 20 лет назад. По его, определению «биоэтика является частью прикладной этики, которая изучает практику и развитие в биомедицинской сфере», т.е. он игнорирует определение, данное мною в 1971г. С самого начало я рассматривал биоэтику как название новой дисциплины, которая соединит знание и размышление. Биоэтику следует рассматривать как кибернетический подход к постоянному поиску мудрости человечеством. Под мудростью я понимаю знание того, как использовать знания для выживания человечества и для улучшения условий жизни человечества. В заключение, я прошу вас понимать биоэтику как новое этическое учение, объединяющие смирение, ответственность и компетентность как науку, которая по соей сути является междисциплинарной, которая объединяет все культуры и расширяет значение слова «гуманность» Van Rensselaer Potter 1999г.
«К сожалению возражения В. Поттера не были приняты во внимание и термины «биоэтика», «биомедицинская этика полностью вытеснили термин «медицинская этика». Яровинский М. Я. слайд № 18 Э. Пеллегрино в специальной монографии, посвященной анализу биоэтики в США, которая называется «Биоэтика в США», утверждает, что к изменениям в профессиональной врачебной этике и возникновению биоэтики привело взаимодействие четырех основных сил: научного прогресса, морального плюрализма, демократизации и экономических факторов. слайд № 22 Специфика биоэтики заключается в том, что она включает в себя описание и обобщение отдельных случаев, в которых возникают трудности решения конфликтных в этическом отношении ситуаций. Отдельный случай, рассмотренный с точки зрения моральных коллизий, предстает не как императивная норма для решения аналогичных конфликтных ситуаций, а лишь как образец, как руководство для принятия решений по аналогии. Само собой разумеется, что моральное решение, найденной в каком-то отдельном случае, индивидуально и может выполнять лишь функцию морального образца, из которого нельзя вывести конкретные нравственные обязанности для врача и пациента. Самая фундаментальная проблема биомедицинской этики состоит в том, что: Охрана здоровья должна быть правом человека, а не привилегией для ограниченного круга лиц, которые в состоянии себе это позволить. Индивиды должны рассматриваться как равные в том, что связано с их человеческими качествами – достоинством, свободой, индивидуальностью. Формирование биоэтики совпало не только с движением за альтернативную науку и технологию, но и осознанием опасностей рассмотрения человека как объект наблюдения, экспериментирования и манипулирования. слайд № 23 Традиционно считалось, что первая цель медицины – защита здоровья и жизни пациента. Однако нередко достижения этой цели сопровождалось отказом от свободы больного, а значит, и от его личности. Пациент превращался в пассивного получателя блага, в объект манипуляции. Главная цель современной медицины – помощь благополучию пациента, восстановление здоровья подчинено этой цели как один из составляющих моментов. Уважение автономии индивида является одной из основополагающих ценностей цивилизованного образа жизни. Любой человек заинтересован в том, чтобы принимать решения, влияющие на его жизнь, самостоятельно. Сегодня самоопределение индивида есть высшая ценность, и медицинское обслуживание не должно являться исключением. слайд № 24 Под автономией понимается форма личной свободы, при которой индивид совершает поступки в соответствии со свободно выбранным им решением. Выделяют (В. А. Тихоненко, Т. А. Покуленко) семь основных аспектов автономии.
Уважение личности пациента Самостоятельность пациента в принятии решений 6. Возможность осуществления контроля за ходом исследования и лечения (со стороны пациента) Паттернализм традиционно царивший в медицинской практике, уступает место принципу сотрудничества. Нравственная ценность автономии оказалась столь высока, что благодеяние врача вопреки воле и желанию пациента стало считаться недопустимым. Американская ассоциация больниц стала активно обсуждать вопросы прав пациентов и одобрила билль (законопроект) о правах пациентов в конце 1972 года. Право пациента на автономию впервые получило официальное признание. Среди прав пациента, принятых Американской ассоциацией больниц, первостепенное значение имеет право на информацию, необходимую для информационного согласия. Предоставление информации Получения согласия. I этап Предоставление информации включает в себя понятия добровольности и компетентности. Врачу вменяется в обязанность информировать пациента о: 1. Характере и целях предлагаемого лечения;
слайд 26 И. Кант.
Утилитарная теория морали исходит из убеждения о том, что критерием оценки поступков человека является полезность И. Бентам слайд 28 «Согласно действующему в нашей стране законодательству, международные договоры и соглашения, в которых участвует Россия, имеют приоритет перед внутрироссийскими законами. · при отсутствии в нашем законодательстве соответствующих норм международные нормы имеют на территории России прямое действие. · если та или иная норма внутреннего законодательства вступает в противоречие с международно принятой нормой, то руководствоваться надлежит последний (международно принятой нормой).» Здоровье населения, или «общественное здоровье» не является некой среднеарифметической суммой здоровья индивидов, составляющих популяцию, общину, нацию, общество. Это интегративная характеристика численности, структуры и качества народонаселения. С одной стороны, она отражает для составляющих популяцию индивидов степень вероятности прожить долгую и свободную от болезней и страданий жизнь, а с другой стороны, определяется жизнестойкость самой популяции и способности ее адаптации к условиям среды обитания, самозащите (обороне), творческому и эффективному труду, освоению природных ресурсов, устойчивому развитию и поддерживанию постоянного равновесия с природой. (Венедиктов Д. Д., Чекнев Б. М., Харитонова Л. С., Чикин С. Я. 1997.) слайд 31 Право на охрану здоровья зафиксировано во многих международных документах: … «Обладание наивысшим достижением уровня здоровья является одним из основных прав каждого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического и социального положения… Правительства несут ответственность за здоровье своих народов, и эта ответственность требует принятия соответствующих мероприятий социального характера и в области здравоохранения…» (Устав ВОЗ, 1946г., вступивший в силу в 1948г.)
… «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, которые необходимы для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи…» (Всемирная декларация прав человека ООН 1948 г.)
… «Каждый ребенок имеет право на имя и национальность, одинаковый статус при рождении, на материнских уход и семейную заботу, на охрану здоровья и защиту от заболеваний, на достаточное питание…» (Резолюция ООН «О правах ребенка».) слайд 32 Врач - хранитель здоровья. Хранителями и защитниками здоровья в обществе являются врачи – представители одной из древнейших профессий. Определение понятия «врач» ВОЗ 1972г. «Врач – это лицо, которое, будучи принято в установленном порядке в медицинскую школу, должным образом признанную в стране, в которой она находиться, успешно завершило предписанный курс медицинских наук и получило квалификацию, дающее юридическое право на медицинскую практику (включая профилактику, диагностику, лечение и реабилитацию) с отправлением независимых суждений в интересах общественного и индивидуального здоровья». «Врач должен всегда поддерживать наивысшие профессиональные стандарты» - так определяется наипервейшая обязанность врача в международном кодексе медицинской этики, принятом Генеральной ассамблеей Всемирной медицинской ассоциации в 1949г. (последняя редакция утверждена в 1983 г.) (М. Я. Яровинский 1999г.). Врачебная профессия, появившаяся в ответ на определенные общественные потребности как бы вступила с обществом в определенные договорные отношения, приняв на себя в ответ на признание и оплату своего труда трудную и нередко опасную заботу о телесных и духовных потребностей человека, причем человека больного, подчас страдающего и беспомощного. Это накладывало на профессию врача отпечаток благородства, доброты, милосердия, гуманизма, бескорыстия и требовало от него самоотверженности и постоянной (при любых обстоятельствах и до конца) борьбы со смертью, злом, насилием и убийством и даже способностью к сотворению чуда. Врачи стараются обеспечить высокий уровень защиты и помощи пациенту за счет высокой квалификации всех представителей этой профессии, их само- и взаимоконтроля слайд 33 Конвенция ООН Конвенция о правах ребенка Конвенция одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г., подписана от имени СССР 26 января 1990г., ратифицирована Верховным советом СССР 13 июня 1990г., ратификационная грамота сдана на хранение Генеральному секретарю ООН 16 августа 1990г. Конвенция вступила в силу для СССР 15 сентября 1990г. Статья 1 Статья 24. Государства – участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства – участники стремятся обеспечить, чтобы не один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения. 2. Государства – участники добиваются полного осуществления данного права и, в частности, принимают необходимые меры для: · снижения уровней смертности младенцев и детской смертности; · обеспечение предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с удалением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи; · борьбы с болезнями и недоеданием, в том числе в рамках первичной медико-санитарной помощи, путем, среди прочего, применением легкодоступной технологии и предоставления достаточно питательного продовольствия и чистой питьевой воды, принимая во внимание опасность и риск загрязнения окружающей среды; · предоставления матерям надлежащих услуг по охране здоровья в дородовой и послеродовой периоды; · обеспечение осведомленности всех слоев общества, в частности родителей и детей, о здоровье и питании детей, преимуществах грудного вскармливания, гигиене, санитарии среды обитания ребенка и предупреждении несчастных случаев, а также их слайд 35 доступа к образованию и их поддержки в использовании таких знаний; · развития просветительной работы и услуг в области профилактической медицинской помощи и планировании размера семьи. Государства – участники обязуются поощрять международное сотрудничество и развивать его с целью постепенного достижения полного осуществления права, признаваемого в настоящей статье. В этой связи особое внимание должно уделяться потребностям развивающихся стран. Статья 25 Государства – участники признают право ребенка, помещенного компетентными органами на попечение с целью ухода за ним, его защиты или физического, либо психического лечения, на периодическую оценку лечения, предоставляемого ребенку, и всех других условий, связанных с таким попечением ребенка. слайд 36 Моральные качества ученого имеют, возможно, большее значение для всего хода истории, чем научные достижения, как бы они не были велики Альберт Эйнштейн. Кафедра педагогики и психологии с курсом ИПО Дисциплина Биоэтика. Лечебный факультет курс I, семестр II. Лекция № 1 Слайд №1 Темы лекции · Медицинская этика. Медицина и этика. История биомедицинской этики. · Теоретические основы биомедицинской этики. · Основные этические теории и принципы биомедицинской этики · Основные правила биомедицинской этики
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.163.144 (0.021 с.) |