Соотношение обучения и воспитания.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение обучения и воспитания.



Особенности взаимосвязи обучения и воспитания.

В истории педагогики существует устойчивая тенденция рассмотрения обучения и воспитания во взаимосвязи (Сериков В.В., 1999; см. аннотацию). Многие исследователи подчеркивают, что поскольку под обучением подразумевается научение некоторому содержанию, то оно тем самым формирует свойства личности. Знающий человек, умеющий человек - это характеристика свойств личности. Кроме того, обучение знаниям и способам деятельности при условии их значимости для личности развивает ее нравственные, волевые и эстетические чувства. Следовательно, обучение есть вместе с тем и воспитание. В свою очередь, воспитание в любом его смысле означает формирование не только свойств личности, но и знаний, умений. Формирование мировоззрения, нравственных устоев предполагает усвоение системы знаний о мире, о социальных нормах, обучение умению этими знаниями пользоваться, воспитание ценностного к ним отношения. Последнее связано с развитием у учащихся эмоционального восприятия этих знаний и норм, формированием у них мировоззренческих и нравственных потребностей. То же относится и к воспитанию эстетических чувств, имеющих своим основанием получение информации об эстетических явлениях, обучение умению воспринимать красивое, творить его и формирование отношения к нему как к личной ценности (Зюбин Л.М., 1991; см. аннотацию).

Итак, обучение и воспитание как факторы развития личности содержат сходные черты и элементы. Это обусловлено тем содержанием, которое предлагается учащимся для активного усвоения. Основой различия обучения и воспитания является то, что в первом случае акцент делается на усвоении знаний и способов деятельности, а во втором - на интериоризации социальных ценностей, формировании личностного отношения к ним (Батаршев А.В., 2000; см. аннотацию).

Неизбежность воспитывающего влияния обучения обусловлена, прежде всего, тем, что оно ориентировано на человека как целостную личность, либо восприимчивую к воздействиям, либо отвергающую их. Обучающие воздействия накладываются на эмоциональный строй личности, соответствующий или не соответствующий им. Только в первом случае обучение становится личностно значимым и, следовательно, воспитывающим и личностно-развивающим (Якиманская И.С., 1996; см. аннотацию).

 

 

Психология самовоспитания.

«Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно более

полную реализацию человеком себя как личности. Основываясь на активизации

механизмов саморегуляции, предполагает наличие ясно осознанных целей,

идеалов, личностных смыслов. Самовоспитание – относительно позднее

приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания,

критического мышления, способности и готовности к самоопределению,

самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Базируется на

адекватной самооценке, критическом анализе им своих индивидуальных

особенностей и потенциальных возможностей. Находится в неразрывной связи с

воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования

личности. Необходимыми компонентами являются самоанализ личностного

развития, самоотчет и самоконтроль. В приемы входят самоприказ,

самоодобрение, самовнушение».

«Самонаблюдение – наблюдение человеком за внутренним планом. собственной

психической жизни, позволяющее фиксировать её проявления (переживания, мысли,

чувства). Возникает в процессе общения с другими людьми, усвоения социального

опыта и средств его осмысления. Результатом является самоотчет – описание

человеком самого себя в относительной целостности психических и личностных

проявлений. Самоотчету бывают свойственны систематические ошибки, важнейшая

из которых состоит в том, что значительная часть испытуемых склонна, давая

его, представлять его в возможно более выгодном свете».

Эти две обширные цитаты, на мой взгляд, выражают основную мысль

индивидуального самовоспитания – постоянное стремление проявить себя как

можно полнее, лучше, и при этом не превратить жизнь в любование собственными

успехами. Достичь этого довольно трудно, ведь человеку свойственно

переоценивать свои силы и возможности, однако вполне реально.

Интеллектуальное самовоспитание.

В пору студенчества основной элемент интеллектуального самовоспитания –

учеба. Результат тем более важен, чем старше человек, так как именно

заложенная в пору учебы база будет использоваться всю жизнь. Отсюда острая

необходимость в оценке и переоценке собственных моральных принципов,

повышении уровня мышления. Здесь, по моему мнению, лучшего союзника, чем

литература, не найти. По роду своей специальности мне все более приходится

сталкиваться со специализированной литературой технического характера. Это

придаёт излишнюю абстрактность мышлению, заменяет живую устную речь

профессиональной фразеологией. Именно недостатки устной речи будут мешать

общению с учениками, – техническая терминология не поможет, а образности в

речи уже как не бывало. Поэтому я стараюсь как можно больше читать

литературную классику. Происходит значительное изменение восприятия даже

сугубо абстрактного материала, ведь, оказывается, можно оживить и сухие

физические формулы. Цель интеллектуального самовоспитания учителя - -не

«качать» свой интеллект как таковой, а научиться изложить свой знания так,

чтобы научить, увлечь, заставить почувствовать жизнь в своём предмете.

Основной интеллектуальной деятельностью учителя школы является общение с

учениками, поэтому акцент делается именно на этом. Возможный ущерб чисто

технической стороне обучения простителен хотя бы потому, что знания, кроме

фундаментальных, устаревают очень быстро. Фактически, учителю каждый учебный

год нужно переучиваться (программа обучения информатике меняется каждые 12

месяцев, именно за это время меняется поколение компьютеров). Жизнь учителя –

это постоянная погоня за меняющейся действительностью и попытки объяснить её

в рамках своего предмета.

Делая вывод, можно сказать, что решающим фактором является хорошо развитая

устная речь. Сразу за ней стоит письменная речь, так как умение объяснить –

ничто без умения закрепить свои мысли на бумаге. После – глубокие

профессиональные знания самого разнообразного характера, включающие высокий

уровень общего образования и необходимый набор навыков самообучения. Это

позволит приспособиться к любым изменениям окружающей обстановки и обучать

только актуальным знаниям.

Этическое самовоспитание.

Отдельной и очень важной графой в работе учителя стоит вопрос этики. Работая

с детьми, учитель, быть может, как никто другой, часто сталкивается с

проблемами этики в общем и этических отношений в частности. Профессиональная

этика, детская этика, житейская этика – вот далеко не полный перечень.

Особенно эта проблема актуальна для молодого учителя (отношения с коллегами и

детьми), ведь ему мешает отсутствие опыта. Сильно облегчить его жизнь могут

устойчивые моральные принципы и убеждения. С другой стороны, учитель

постоянно сталкивается с самыми разнообразными, зачастую полярными

отношениями людей к одному и тому же предмету. Гибкость мышления и

дипломатичность в отношениях здесь просто необходима. Следовательно, надо как

можно больше внимания уделять навыкам общения, умению установить и поддержать

контакт с собеседником, привлечь и удерживать его внимание. Американцы иногда

называют это «присутствием»: человека сразу выделяют из толпы, он привлекает

внимание ощущением силы, спокойствия, в его присутствии даже гаснут ссоры.

Комплекс навыков, необходимый для этого, довольно трудно определяем, и,

скорее всего, зависит от типа характера, воспитания, мышления. Умение

предотвратить агрессивные выпады в свой адрес состоит прежде всего в умении

вызвать симпатию к себе. Это довольно часто проявляется в учительской среде:

к одному учителю дети тянутся, другого не любят. Неприязнь к учителю

перерастает в неприязнь к предмету, а потом – в неуспеваемость по нему. С

другой стороны, манипулирование чувствами других людей, по меньшей мере,

неэтично, а вообще очень сильно травмирует психику. Поэтому, прежде всего

учитель воспитывает уважение к другим людям, к их чувствам и эмоциям у себя,

а уж потом требует этого от других.

Физическое самовоспитание.

Этому аспекту, на мой взгляд, уделяется слишком мало внимания. Физическая

нагрузка в деятельности учителя (не преподавателя физкультуры) очень мала, а

эмоциональная огромна. Отсюда подверженность стрессам, болезням и

недомоганиям, слабое здоровье. Если ещё в период учебы не заняться спортом,

результаты будут сказываться в течении очень многих лет. Правда,

нецелесообразно профессиональное занятие спортом: организм «перегорает» на

соревнованиях, старые травмы вернутся в пожилом возрасте и скажутся в полном

объёме. Кроме того, необходимо присутствие соответствующей психологической

компоненты, позволяющей снять стресс, сбросить усталость. Формирование

навыков концентрации, увеличение выносливости и жизненного потенциала, а

также поднятие общего тонуса приветствуются. Всем этим требования

удовлетворяют бег, плавание, туризм, оздоровительные спортивные системы.

Призвание спорта в жизни учителя: это прежде всего психологическая разгрузка,

умение обращаться с собственным телом, поддержание нормальной спортивной

формы в сочетании с крепким здоровьем. Недовольство, недомогание, стресс ни в

коем случае не должны отразиться на учениках. Для них учитель всегда здоров,

весел и готов помочь. Детский максимализм приводит к однобокому восприятию

состоянию учителя и, соответственно, к смене отношения к нему.

Психологическое самовоспитание.

Я посчитал необходимым вынести этот раздел для отдельного рассмотрения,

поскольку внимания ему в подготовке учителя уделяют до обидного мало. Молодой

учитель выходит на работу практически неподготовленным к специфике своей

профессиональной деятельности. Он не умеет длительно концентрироваться,

снимать психологическое напряжение, понимать состояние учеников, правильно

общаться с родителями и коллегами. Несмотря на большой объём психологии и

педагогики, прикладных элементов в программе обучения немного, всё больше

теория. С другой стороны, психологический аспект достаточно сильно выражен в

различных системах самоконтроля и психотехниках. Комплекс навыков по

управлению своими эмоциями, чувствами включен в программу многих

оздоровительных систем. Вот почему подчеркивается необходимость спорта,

физической активности, объединённых в единую стройную систему. Более того,

нужен соответствующий внутренний настрой, потому что пессимизм учителя

обязательно передастся детям. Дети очень чувствительны к психологическому

состоянию учителя, поэтому недопустимы вспышки ярости, недовольства,

агрессии. Достичь этого можно только имея устойчивую, уравновешенную нервную

систему. Следовательно, людям с бурным темпераментом необходима специальная

тренировка. А многие ли знают, как разрядить порыв ярости без вреда для

здоровья? Во время вспышки ярости выделяется целый комплекс возбуждающих

веществ и гормонов, так как организм готовится к активным действиям на

пределе возможностей. Эти вещества так или иначе должны быть потрачены, иначе

вызовут расширение сосудов и последующие атеросклероз и гипертонию. Лучше

всего подойдёт психосистема типа самогипноза или самовнушения, возможно также

применение какой-либо восточной системы концентрации-расслабления, например

тайцзицюань,

Общим итогом можно вынести комплекс приоритетных направлений в

самовоспитании. Во-первых, формирование высокоуровневого общего образовния

вкупе со специальными навыками общения. Во-вторых, воспитание уважения к

другим людям, их чувствам, аоступкам, мнению. В третьих, систематические

занятия спортом, формирование положительного отгошения к нему. И, наконец, в

четвертых, получение специальных навыков в области прикладной психологии и

психологии общения. Всё это должно обеспечить устойчивую базу для дальнейшего

развития и совершенствования.

 

33. Психологические новообразования в младшем школьном возрасте

Младший школьник — это начало общественного бытия че­ловека как субъекта деятельности, в данном случае учебной. В этом качестве младший школьник характеризуется прежде всего го­товностью к ней. Она определяется уровнем физиологического (анатомо-морфологического) и психического, прежде всего интел­лектуального развития, обеспечивающего возможность учиться. В исследованиях Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, Н.Г. Салминой, Н.И. Гуткиной описаны основные по­казатели готовности ребенка к школе: сформированность его внутренней позиции, семиотической функции, произвольности, умение ориентироваться на систему правил и др. Готовность к школьному обучению означает сформированность отношения к школе, учению, познанию как к радости открытия, вхожде­ния в новый мир, мир взрослых. Это готовность к новым обязан­ностям, ответственности перед школой, учителем, классом. Ожи­дание нового, интерес к нему лежит в основе учебной мотивации младшего школьника. Именно на интересе как эмоциональном переживании познавательной потребности базируется внутрен­няя мотивация учебной деятельности, когда познавательная по­требность младшего школьника «встречается» с отвечающим этой потребности содержанием обучения.

Система ожиданий (экспектаций), как и сформированность предпосылок понятийного, научного мышления, лежит в осно­ве готовности, которая понимается как итог всего предшеству­ющего психического развития ребенка, результат всей системы воспитания и обучения в семье и в детском саду. Готовность ре­бенка к школе определяется удовлетворением целого ряда тре­бований. К ним относятся: общее физическое развитие ребенка, владение достаточным объемом знаний, владение «бытовыми» на­выками самообслуживания, культуры поведения, общения, эле­ментарного труда; владение речью; предпосылки овладения письмом (развитие мелкой мускулатуры кисти руки); умение со­трудничества; желание учиться. Необходимые для школьника как субъекта учебной деятельности интеллектуальные, личностные, деятельностные качества формируются буквально с момента рождения. От уровня их сформированности в значительной ме­ре зависит вхождение ребенка в школьную жизнь, его отношение к школе и успешность обучения, включаемость в учебную деятельность.

В начальной школе у младшего школьника формируются ос­новные элементы ведущей в этот период учебной деятельности, не­обходимые учебные навыки и умения. В этот период развивают­ся формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение си­стемы научных знаний, развитие научного, теоретического мыш­ления. Здесь складываются предпосылки самостоятельной ориен­тации в учении, повседневной жизни. В этот период происходит психологическая перестройка, «требующая от ребенка не толь­ко значительного умственного напряжения, но и большой физи­ческой выносливости». Младший школьник характе­ризуется доминированием внешней или, в терминах А.А. Люблин­ской, практической активности, причем сила этой активности достаточно велика. Исследователи определяют це­лый ряд трудностей, с которыми сталкивается младший школь­ник, имеющий новую жизненную позицию, т.е. позицию школь­ника как субъекта. Это трудности нового режима жизни, новых отношений — с учителем. В это время начальная радость зна­комства со школой часто сменяется безразличием, апатией, вы­зываемыми невозможностью преодолеть эти трудности. Учителю особенно важно учесть основные психические новообразования это­го возраста — произвольность, внутренний план действий и рефлек­сию, проявляющиеся при овладении любым учебным предметом. В этом возрасте начинается осознание себя как субъекта учения.

Учебная деятельность, включающая овладение новыми зна­ниями, умениями решать разнообразные задачи, радость учеб­ного сотрудничества, принятие авторитета учителя, является ведущей в этот период развития человека, находящегося в обра­зовательной системе. Согласно А.Н. Леонтьеву, ведущей называется деятель­ность, которая не только занимает длительный период, но и в рус­ле которой: а) формируются другие, частные виды деятельнос­ти; б) развивается интеллект как совокупность сенсорно-перцеп­тивных, мнемологических и атенционных функций и в) форми­руется сама личность субъекта деятельности. В учебной деятельности младшего школьника формируются такие частные виды деятельности, как письмо, чтение, работа на компьютере, изобразительная деятельность, начало конструкторско-композиционной деятельности. Полная характеристика ведущей деятель­ности приведена Г.А. Цукерман.

Младший школьник как субъект учебной деятельности сам развивается и формируется в ней, осваивая новые способы ана­лиза, синтеза, обобщения, классификации. В условиях целена­правленного развивающего обучения, по В.В. Давыдову, это формирование осуществляется быстрее и эффективнее за счет си­стемности и обобщенности освоения знаний. «Учебная деятель­ность является ведущей в школьном возрасте потому, что, во-первых, через нее осуществляются основные отношения ре­бенка с обществом; во-вторых, в ней осуществляется форми­рование как основных качеств личности ребенка школьного воз­раста, так и отдельных психических процессов». В учебной деятельности младшего школьника формируется отношение к себе, к миру, к обществу, к другим людям и, что самое главное, это отношение и реали­зуется в основном через эту деятельность как отношение к со­держанию и методам обучения, учителю, классу, школе и т.д.

Существенно, что в связи со сменой условий жизни, переклю­чением с семьи или детского сада на школу у младшего школь­ника несколько изменяются доминирующие авторитеты. Наря­ду с авторитетом родителей появляется авторитет учителя. «А учительница сказала так!» — протестует против безапелля­ционного высказывания мамы малыш. К концу начальной шко­лы, когда основной период адаптации как макрофазы развития закончен, школьник становится субъек­том не только учебной деятельности, но и, что очень важно, ак­тивного межличностного взаимодействия. Младший школьник становится подростком.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.221.159.255 (0.012 с.)