Качества личности педагога, важные для общения




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Качества личности педагога, важные для общения



Эффективность педагогического общения в немалой степени определяется личностными качествами учителя. Среди них можно выделить четыре группы:

o показатели коммуникативного плана;

o показатели индивидуально-личностного плана;

o показатели общего социально-психологического плана;

o показатели морально-этического плана.

Среди показателей личностного плана наибольшее значение имеют коммуникативные склонности, способности, знания, умения, навыки общения и др. Безусловно, на результативность педагогического общения оказывают влияние такие показатели индивидуально-личностного плана, как интересы, склонности, уровень подготовленности, привычки учителя и ученика.
В некоторых исследованиях отмечается связь эффективного познания личности учащегося с индивидуально-психологическими особенностями педагога, например такими, как интроверсия, экстраверсия, эмоциональная стабильность. Исследования показали, что в целом педагоги интровертированного типа более полно и адекватно отражают личность учащегося по сравнению с педагогами-экстравертами. Исследования А.А. Реан обнаружили интересную особенность: те педагоги, которые не связывают свое профессиональное совершенствование с развитием самоуверенности (а, напротив, приближаясь к своему идеалу профессионализма, стремятся стать менее самоуверенными), дают более позитивную оценку личности учащегося. И наоборот, чем более педагог связывает свое профессиональное самосовершенствование с повышением самоуверенности, тем чаще он дает в целом негативные оценки личности учащегося.(6)

 

В психолого-педагогической литературе указывается ряд и других качеств личности педагога, важных для общения. Среди них можно назвать следующие:

o фасцинация (основа обаяния);

o прямой и лучистый взгляд, голос, богатый в тембровом отношении;

o импровизационный ум;

o эмпатия (способность поставить себя на место другого);

o доброжелательность;

o аутентичность (умение быть собой);

o инициативность в общении;

o непосредственность;

o принятие своих и чужих без страха;

o стремление к самопознанию.

 

Качества личности учителя значимые для продуктивного общения, выделенные А.А. Бодалевым:

· Глубокое значение психологии другого человека (его ценностей, идеалов, направленности, потребностей, интересов, уровня притязаний).

· Социальная установка на человека (аттракция).

· Безусловное принятие ребёнка – принцип предвосхищающего уважения.

· Развитые внимательность, наблюдательность, память, мышление, воображение.

· Воспитанность эмоциональной сферы: умения сопереживать и сочувствовать – готовность к эмпатии.

· Самопознание и самооценка: педагогическая рефлексия (способствует умению правильно настраиваться на другого человека, выбирать соответствующий способ поведения.

· Коммуникативные умения – умения вступать в общения, выбирать или создавать новые способы коммуникации. Владения техникой общения.

· Речевое развитие.

· Педагогическая интуиция.

 

 

50.Особенности и структура педагогического коллектива.

Педагогический коллектив имеет определенную организационную структуру. Структура определяет отношения взаимной зависимости, взаимного контроля членов коллектива. В рамках этой структуры работает педагогический совет, методические объединения учителей-предметников и классных руководителей, администрация школы.
В педагогическом коллективе существует определенное разделение труда и кооперация в процессе его. Разделение и кооперация трудатребует от учителя владения навыками сотрудничества, в первую очередь умения совместно добывать необходимую информацию, обсуждать проблемы, выслушать, понять точку зрения коллеги, принять ее, дополнить или аргументированно отклонить.
Взаимоотношения учителейв педагогическом коллективе определяются и опосредуются целями и содержанием их деятельности. Отношения, которые складываются между учителями можно условно назвать официальными и неофициальными. Первая - общая система межличностных нравственно-психологических отношений, охватывающая весь педагогический коллектив. Вторая - сеть избирательных отношений, основанная на взаимных симпатиях между отдельными учителями. Успешность деятельности педагогического коллектива оценивается пятью критериями: обученность школьников, их воспитанность, способность педагогического коллектива оперативно решать возникающие задачи, профессиональная квалификация и личностное самосовершенствование педагогов.
Эффективность деятельности педагогического коллективазависит от морально-психологического климата в нем. От него зависит самочувствие учителя в школе, его стремление к полной самоотдаче в педагогической деятельности. Климат коллектива в немалой степени определяет и меру творчества каждого учителя. Климат педагогического коллектива зависит от ряда обстоятельств: стиля руководства администрации школы, условий труда, социально-психологической совместимости учителей - членов коллектива; социально-психологических установок, реализуемых учителем, администрацией школы. Благоприятный климат предполагает наличие в коллективе радости труда, оптимизма, радости общения, доверия, чувства локтя, чувства защищенности, бодрости. Педагогический коллектив, который объединен не только общей целью, но и узами дружбы, взаимного уважения и симпатий, становится могущественным воспитателем детского коллектива.

 

 

 

1. Предмет, задачи и структура педагогической психологии
2. Проблемы педагогической психологии
3. Методы психолого-педагогического исследования
4. Понятие научения. Уровни и виды научения.
5. Понятие учения. Понимание природы учения в различных психологических концепциях
6. Понятие учебной деятельности, её основные характеристики
7. Структура учебной деятельности
8. Концепция учебной деятельности Эльконина, давыдова
9. Общая характеристика учебной мотивации.виды мотивов учения.
10. Психологические характеристики мотивов учения
11. Учебная мотивация и успешность учебной деятельности
12. Понятие и виды знания
13. Этапы усвоения знаний. Признаки понимания знания.
14. Психологические закономерности процесса формирования навыка.
15. Критерии сформированности навыка.
16. Общая психологическая характеристика понятий обучение и учение
17. Соотношение обучения и развития
18. Психологическая характеристика традиционноог обучения
19. Психологическая характеритсика проблемного обучения
20. Психологическая характеристика программированного обучения
21. Основные положения психологической теории поэтапного формирования умственных действий.
22. Типология ориентировочной основы действия.
23. модель развивающего обучения Занкова.
24. модель развивающего обучения Эльконина, давыдова
25. Развитие человека как личности в процессе обучения
26. Развитие человека как субъекта деятельности в процессе обучения
27. взаимосвязь отметки и познавательной мотивации. Возрастные особенности восприятия оценки учителя.
28. Психологический анализ урока: цель, функции, этапы, основные критерии анализа.
29. Соотношение обучения и воспитания.
30. Психологические аспекты воспитания.
31. Понятие воспитывающей среды. Учитель как организатор воспитывающей среды.
32. Психология самовоспитания.
33. Психологические новообразования в младшем школьном возрасте.
34. Подросток как субъект учебной деятельности.
35. Старшеклассник как субъект учебной деятельности.
36. Обучаемость и её показатели.
37. Психологический анализ неуспеваемость и её причины.
38. Психологические типы неуспевающих школьников
39. Струкрутра личности учителя
40. Педагогические способности
41. Направленность личности педагога
42. Индивидуальный стиль педагогической деятельности
43. Структура педагогической деятельности и уровни её продуктивности
44. Педагогическое воздействие
45. Функции педагогической деятельности
46. Педагогические умения
47. Понятие и специфика педагогического общения
48. Функции педагогического общения.
49. стили педагогического общения.
50. Особенности и структура педагогического коллектива.

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.51.78 (0.009 с.)