Кафедра педагогической психологии и педагогики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра педагогической психологии и педагогики



Кафедра педагогической психологии и педагогики

«УТВЕРЖДАЮ»

_____________________

_____________________

«____»__________2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности

по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование

Профиль подготовки

Психология образования

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

Очная, заочная

Г. Казань

Г.

Скоробогатова А.И., к.пед.н., доцент, кафедра педагогической психологии и педагогики

 

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций ООП ВПО по направлению подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование»

 

Программа рассмотрена на заседании кафедры Педагогической психологии и педагогики

 

Протокол заседания № __ от «___» ________ 2013 г.

 

Заведующий кафедрой

 

Скоробогатова А.И.________ / к.пед.н., доц. /_______________

(фамилия, имя, отчество) (ученое звание) (подпись)

 

Председатель секции психолого-педагогических дисциплин

 

Григорьева О.В.____________ / к.биол.н., доц. /________________

(фамилия, имя, отчество) (ученое звание) (подпись)

 

Зав. библиотекой Кутепова А.А. /___________________ /

(подпись) (ФИО) (подпись)

 


СОДЕРЖАНИЕ

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………...4

 

II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……………… ………..8

 

III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ…….……….……………………13

 

IV. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ

ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………………………...15

 

V.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………...……......19

 

VI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………....20


 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Цели освоения дисциплины

1.1. Цель освоения дисциплины

Целью дисциплины «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности» является:

- совершенствование профессиональной и коммуникационной культуры будущего педагога, обладающего чувством долга и ответственности за результаты своей деятельности, эффективно решающего профессионально-педагогические проблемы.

 

Учебные задачи дисциплины

- формирование целостного представления об этических основах профессиональной деятельности и профессиональной морали педагога;

- раскрытие сущности этического подхода к осмыслению профессиональной деятельности, ответственности, долга;

- формирование личностно-нравственного облика и профессионально-личностных качеств педагога;

- развитие коммуникационной культуры и конфликтологической компетентности; подготовка к реализации социально-коммуникативных функций в профессиональной среде и социально-партнерских взаимоотношениях;

- освоение этикетных требований и навыков (принципов, норм, правил и т.д.) и готовность к их реализации в практической профессиональной деятельности.

 

1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности» относится к дисциплинам профессионального цикла.

Ко времени изучения дисциплины «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности» студенты обладают сформированными знаниями по дисциплинам гуманитарного цикла среднего (полного) общего образования (история, обществознание, русский язык и литература). Приступая к изучению курса «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности», студент должен обладать достаточными знаниями по дисциплинам «Теория обучения и воспитания», «Поликультурное образование», «Психолого-педагогический практикум».

 

1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

КАРТА КОМПЕТЕНЦИЙ ДИСЦИПЛИНЫ
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие
 
 
Общепрофессиональные компетенции
КОМПЕТЕНЦИИ* Перечень компонентов Технологии формирования Форма оценочного средства Ступени уровней освоения компетенции
ИНДЕКС ФОРМУЛИРОВКА
ОПК - 6 способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды Знать: Этические принципы, влияющие на формирование конструктивного межличностного взаимодействия субъектов образовательной среды; Уметь: конструировать психолого-педагогическую деятельность с учетом этнических, психологических и мотивационных особенностей; Владеть: - методами эффективного взаимодействия с субъектами образовательной среды. Технология традиционного обучения:лекции, практические занятия, самостоятельная работа. Технология интерактивного обучения:дискуссия, работа творческих микрогрупп ИДЗ, зач, С ПОРОГОВЫЙ Знает: -этические принципы, влияющие на формирование конструктивного взаимодействия участников образовательной среды; Умеет применять разные модели поведения с участниками образовательного процесса Владеет некоторыми методами психолого-педагогической деятельности ПОВЫШЕННЫЙ Знает этические принципы психолого-педагогической деятельности. Умеет: - системно анализировать и выбирать конструктивные модели поведения с учетом этнических, психологических и мотивационных особенностей субъектов образовательных отношений, Владеет: - различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности.
ОПК - 8 способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики Знать: ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования; Уметь: ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики; Владеть: - мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности. Технология традиционного обучения:лекции, практические занятия, самостоятельная работа. Технология интерактивного обучения:дискуссия, работа творческих микрогрупп ИДЗ, зач, С, ТСп ПОРОГОВЫЙ Знает: - особенности организации профессиональной деятельности; - способы профессионального самопознания и саморазвития; Умеет ответственно выполнять свои профессиональные задачи; Владеет определенной мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности ПОВЫШЕННЫЙ Умеет: - системно анализировать и выбирать образовательные концепции с учетом этических принципов профессиональной деятельности, Владеет: - этическими способами организации профессиональной деятельности; - методами профессионального саморазвития.

В результате освоения данной дисциплины студент должен:

знать:

1. понятийно-категориальный аппарат профессиональной этики;

2. роль и место профессиональной этики в системе наук, общее и специфику различных видов профессиональной этики;

3. систему необходимых личностно-профессиональных качеств педагога;

4. основные этические правила, нормы и требования делового и межличностного этикета, в соответствии с которыми строить свое поведение и взаимоотношения в профессиональной деятельности;

уметь:

1. разбираться в современных проблемах профессиональной и педагогической этики

2. применять на практике теоретические и прикладные знания в области профессиональной этики, делового и повседневного этикета;

3. анализировать специфику, сходство и необходимость сочетания в практике работы этических и административно-правовых норм;

владеть:

1. навыками этико-аксиологического анализа процессов, ситуаций, отношений, поступков и т.п.;

2. правилами этикетного поведения; навыками публичного выступления;

3. навыками педагогической защиты.

II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.

2.1. Трудоемкость дисциплины для студентов очной и заочной формы обучения

  ОФ ЗФ ЗФ (ИП)
Общее количество часов      
Лекции      
Практические занятия      
Интерактивные часы      
Самостоятельная работа      
Форма контроля зачет Зачет - 4 Зачет - 4

2.1. Тематический план

для студентов очной формы обучения

№ п/п Наименование разделов и тем Лекции Практические заня-тия Са-мост работа Формы текущего контроля Форма промежуточной аттеста-ции Интер-активные формы обучения
             
  Профессиональная этика: сущность, основные категории.          
1. Сущность профессионально-педагогической этики          
2. Педагогическая этика в структуре культуры психолого-педагогического общения         Работа творческих микро-групп
2. Понятие о корпоративной культуре, социальной и нравственной ответственности личности.       Индивидуальные домашние задания  
  Кодекс профессиональной этики педагога - психолога          
4. Понятие этикета и имиджа. Роль имиджа педагога-психолога в его профессиональной деятельности         Группо-вая дискус-сия
3. Личностно-профессиональные качества педагога: теоретический и практический аспекты       Индивидуальные домашние задания  
5. Педагогическое общение и культура взаимодействия субъектов педагогического процесса          
  Профессиональная этика педагога-психолога как основа построения педагогических взаимоотношений в микросоциуме.         Группо-вая дискус-сия
  Контрольная работа по разделам 1,2,3.       Контрольная работа, тест  
  Зачет          
  ИТОГО:          

Тематический план

для студентов заочной формы обучения

№ п/п Наименование разделов и тем Лекции Практические заня-тия Са-мост работа Формы текущего контроля Форма промежуточной аттеста-ции Интер-активные формы обучения
             
  Профессиональная этика: сущность, основные категории.          
1. Сущность профессионально-педагогической этики   -      
2. Педагогическая этика в структуре культуры психолого-педагогического общения -       Работа творческих микро-групп
2. Понятие о корпоративной культуре, социальной и нравственной ответственности личности.       Индивидуальные домашние задания  
  Кодекс профессиональной этики педагога - психолога          
4. Понятие этикета и имиджа. Роль имиджа педагога-психолога в его профессиональной деятельности         Группо-вая дискус-сия
3. Личностно-профессиональные качества педагога: теоретический и практический аспекты       Индивидуальные домашние задания  
5. Педагогическое общение и культура взаимодействия субъектов педагогического процесса          
  Профессиональная этика педагога-психолога как основа построения педагогических взаимоотношений в микросоциуме. - -      
  Контрольная работа по разделам 1,2,3.       Контрольная работа, тест  
  Зачет          
  ИТОГО:          

Тематический план

для студентов заочной формы обучения (индивидуальный план)

№ п/п Наименование разделов и тем Лекции Практические заня-тия Са-мост работа Формы текущего контроля Форма промежуточной аттеста-ции Интер-активные формы обучения
             
  Профессиональная этика: сущность, основные категории.          
1. Сущность профессионально-педагогической этики   -      
2. Педагогическая этика в структуре культуры психолого-педагогического общения -       Работа творческих микро-групп
2. Понятие о корпоративной культуре, социальной и нравственной ответственности личности.       Индивидуальные домашние задания  
  Кодекс профессиональной этики педагога - психолога          
4. Понятие этикета и имиджа. Роль имиджа педагога-психолога в его профессиональной деятельности          
3. Личностно-профессиональные качества педагога: теоретический и практический аспекты       Индивидуальные домашние задания  
5. Педагогическое общение и культура взаимодействия убъектов педагогического процесса          
  Профессиональная этика педагога-психолога как основа построения педагогических взаимоотношений в микросоциуме.          
  Контрольная работа по разделам 1,2,3.       Контрольная работа, тест  
  Зачет          
  ИТОГО:          

 

 

2.2. Содержание дисциплины

III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

При преподавании данной дисциплины используются технологии традиционного обучения, реализуемая в следующих формах проведения занятий:

1. лекции, во время которых студенты получают представления об общих закономерностях развития социальной педагогики. К лекции студентам необходимо готовиться – заранее прочитать соответствующие главы учебника. Во время лекции нужно фиксировать ее ключевые положения – вести конспектирование. Работа с конспектами – важный элемент в освоении курса, в подготовке к экзамену. Лекции проводятся с включением дополнительных элементов: презентации по дисциплине, мультимедиа материалы, видео-лекции, материалы справочного характера и нормативные документы, глоссарий, технические и программные средства обеспечения дисциплины;

2. практические и семинарские занятия (с устным опросом и обсуждением материалов по теме, выступлениями студентов с рефератами и последующим обсуждением и т.д.).

3. Индивидуальные домашние задания. Индивидуальные домашние задания студентов состоят в самостоятельном выполнении заданий преподавателя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и развитию компетенций.

3. Интерактивные формы проведения занятий:

Групповая дискуссия (метод группового обсуждения, позволяющий выявить весь спектр мнений членов группы, возможные пути достижения цели и найти общее групповое решение проблемы). В групповой дискуссии каждый член группы получает возможность прояснить свою собственную позицию, обнаружить многообразие подходов, обеспечить всестороннее видение предмета.

Работа творческих микрогрупп (обучение в команде, при котором особое внимание уделяется групповым целям и успеху всей группы, достигающимся только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой группы при работе над проблемной ситуацией).

Интерактивные формы проведения занятий:

Тема 2. Педагогическая этика в структуре культуры психолого-педагогического общения. Работа творческих микрогрупп: в микрогруппах составить кодекс педагога-психолога.

Тема 4. Понятие этикета и имиджа. Роль имиджа педагога-психолога в его профессиональной деятельности. Групповая дискуссия на тему «Какой имидж должен быть у педагога-психолога».

Тема 6. Профессиональная этика педагога-психолога как основа построения педагогических взаимоотношений в микросоциуме. Групповая дискуссия на тему: «Каковы составляющие педагогической этики педагога-психолога.».

ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4.1. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и во время ответов студентов на зачете.

Основными формами текущего контроля знаний являются:

– обсуждение вынесенных в планах практических занятий вопросов по темам;

– выполнение индивидуальных домашних заданий (тематика индивидуальных домашних заданий представлена в фонде оценочных средств (см. приложение 1)

– письменное тестирование (тестовые задания представлены в фонде оценочных средств (см. приложение 1).

Текущий контроль проводится в устной и письменной форме.

Промежуточный контроль осуществляется в ходе проведения зачета по дисциплине в устной форме.

 

4.2. Организация самостоятельной работы студента

Самостоятельная работа студентов является ведущей формой учебной деятельности студента. Такое её значение определяется самим характером и особенностями образовательного процесса. Освоение человеком любого знания, формирование умений и навыков происходит всегда на индивидуальном уровне.

При изучении дисциплины «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности»» используются следующие виды самостоятельной работы:

– Предварительное ознакомление с программой курса перед лекцией;

– Изучение вопросов практического занятия в соответствии с его темой;

– Работа с дополнительной учебной, научной и справочной литературой по отдельным темам учебной дисциплины;

– Решение педагогических задач, предложенных преподавателем, при подготовке к практическому занятию;

– подготовка сообщений для выступлений на практических занятиях;

– выполнение индивидуальных домашних заданий.

Общее распределение баллов

-0-60 баллов – текущая аттестация за работу в течение семестра.

-0-40 баллов – промежуточная аттестация на зачете

-0-40 баллов – премиальные баллы за участие в научной деятельности или особые успехи в изучении дисциплины

 

Премиальные баллы:

Вид работы min max
Подготовка рефератов (по рекомендации преподавателя)    
Выступление с докладом    
Презентация    
Тестирование    
Наличие конспекта (1 тема) 0,1 0,3

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература:

1. Кибанов, А.Я. Этика деловых отношений [Электронный ресурс]: учебник / А.Я.Кибанов, Д.К.Захаров, В.Г.Коновалова; под ред. А.Я.Кибанова. – 2-e изд., перераб. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013 - 383 с. – (Высшее образование: Бакалавриат). – Режим доступа: http: //znanium.com

2. Одинцова, О.В. Профессиональная этика: учебник/О.В.Одинцова. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2014. – 144с.

3. Якушева, С.Д. Основы педагогического мастерства и профессионального саморазвития: учеб. пособие/С.Д. Якушева. – М.: Форум; ИНФРА-М, 2014. – 416с.

Дополнительная литература:

 

1. Горелов, А. А. Этика [Электронный ресурс]: учеб. пособ. / А. А. Горелов, Т. А. Горелова. - 4-е изд., стереотип. - М.: Флинта: МПСИ, 2011. - 316 с. -– Режим доступа: http: //znanium.com

2. Корепанова, М.В. Основы педагогического мастерства: учебник/М.В. Корепанова, О.В.Гончарова, И.А.Лавринец; под ред. И.А,Лавринец. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2012. – 240с.

3. Смирнова, Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками: учеб. пособие/Е.О.Смирнова. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 192с.

4. Якушева, С.Д. Основы педагогического мастерства и профессионального саморазвития [Электронный ресурс]: учеб. пособие / С.Д. Якушева. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 416 с. – (Высшее образование: Бакалавриат). – Режим доступа: http: //znanium.com

 

Периодическая литература:

Рекомендуемые журналы:

1. Альма матер (Вестник высшей школы).

2. Бюллетень Министерства образования и науки РФ. Высшее и среднее профессиональное образование.

3. Вестник Министерства образования и науки РТ.

4. Высшее образование в России.

5. Высшее образование сегодня.

6. Гуманизация образования: научно-практический журнал.

7. Образование и право.

8. Открытое образование.

9. Официальные документы в образовании. Бюллетень.

10. Педагогика: Научно-теоретический журнал.

 

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

 

1. www.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование».

2. http://минобрнауки.рф – сайт министерства образования и науки РФ.

3. http://www.fcpro.ru – сайт «Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 годы».

VI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Аудитория, снабженная мультимедиа-аппаратурой для проведения лекций с использование презентационного материала, интерактивных практических занятий, презентационные материалы.

 

Кафедра педагогической психологии и педагогики

«УТВЕРЖДАЮ»

_____________________

_____________________

«____»__________2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.221.113 (0.084 с.)