Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рецепция частного права в Западной Европе и в России.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Римское частное право с точки зрения способа фиксирования и выражения юридических норм в корне отличается от современных систем частного (гражданского) права большинства государств. В американских странах частноправовые нормы получают главным образом форму закона и записываются в кодексах или в отдельных законах, т.е. представляют собой систему абстрактных, расположенных в строгом порядке подчиненных и соподчиненных общих положений. Рецепция РЧП – это процесс заимствования основных категорий, институтов РЧП правовыми системами других государств, прежде всего, государств Западной Европы. В процессе рецепции отражается взаимосвязь РЧП и норм гражданского и торгового права современности, а также влияние РЧП на современные правовые системы, особенно на европейские правовые системы. Началом рецепции принято считать XII в. н.э., когда в странах Западной Европы стали с интересом изучать универсальное античное, прежде всего, римское право. Закончилась рецепция в XIX в. созданием Германского Гражданского Уложения. Объективными причинами рецепции РЧП можно считать развитие буржуазных отношений в рамках феодального строя. Ранее неоднократно подчёркивалось, что РЧП являлось юридическим оформлением экономических торговых отношений. В период феодализма господствовало натуральное хозяйство, когда всё необходимое – от ботинок до хлеба производилось в огромном хозяйстве феодала путём эксплуатации труда крестьян, в силу чего развитые торговые отношения отсутствовали, а значит и необходимости в соответствующих правовых нормах не было. Но в XII в. начался процесс разложения классических феодальных отношений, происходило зарождение буржуазных отношений с присущими им чертами – развитой торговлей, сложной структурой экономических связей. В этой связи, возникла необходимость в соответствующем правовом оформлении данных отношений, и чтобы не "изобретать велосипед" западноевропейские юристы вспомнили об универсальных и абстрактных нормах РЧП, в рамках которого уже были разработаны конструкции договора, сделки, обязательства, сервитута и других юридических понятий. Таким образом римское право было приспособлено для регулирования новых общественных отношений в частноимущественной сфере. Кроме того, думается, что рецепции способствовало и ещё одно обстоятельство. В XII-XIII в.в. в Западной Европе начинается процесс Ренессанса (Возрождения), в рамках которого происходит культурный подъём, основанный на восстановлении культурных и мировоззренческих идеалов античности (культа свободы личности, освобождения от патриархата и общинности, культа человеческого тела, освобождённого от оков христианской схоластики). Так вот на фоне подобного культурного возрождения происходит и возрождение правовых институтов античности, прежде всего, римского права, в силу его универсальности. При этом следует отметить, что рецепция – это не процесс слепого копирования норм РЧП, поскольку, как известно, оно было создано в период существования рабовладельческого строя, и кроме того, отличалось высокой степенью формализованности. Поэтому рецепция представляет собой процесс переработки норм РЧП, а точнее – основных институтов РЧП, их приспособления к новым отношениям зарождающегося буржуазного строя. Рецепция РЧП была воплощена в деятельности глоссаторов (Франция, XIII в.) и Императорского Суда (Германия, 1495 г.), в создании Швабского Зерцала (Германия, 1275 г.), Кодекса Наполеона (Франция, 1804 г.), Германского Гражданского Уложения (Германия, 1900 г.). Что касается России, то она не рецепировала РЧП напрямую в силу особых исторических причин, а именно – в силу исторической связи с Византией, частью Восточной Римской империи. Вот почему уже усовершенствованное римское право попало к нам не напрямую, а через посредника, вместе с христианством, что дало повод говорить в греко- римском праве. РЧП нашло отражение в Кормчей книге, бывшей источником церковного права. Часть идей РЧП была воспринята через Литовский статут (XVI в.)Особенно активно заимствование древнеримских правовых институтов осуществлялось в эпоху Петровских преобразований. Противниками рецепции РЧП были в XIX в. славянофилы. В советский период римское право признавалось чуждым советской власти и правовой системе, в силу чего только сегодня, в эпоху правовых реформ, многие институты РЧП заново возрождаются в Гражданском кодексе РФ. И уж тем более РЧП сейчас является основой для формирования профессионального мышления российских юристов.
Разграничение частного и публичного права.
Римские юристы делили право своей страны на две большие области: публичное и частное. Тит Ливии (1 в. н.э.) говорит, что законы 12 таблиц являются источником всего публ. и частн. права. Критерием такого деления, по мнению Ульпиана, являлся характер интересов, защищаемых правом: слова Ульпиана таковы (Д.1.I.1.2.): "Изучение права распадается на две части: публичное и частное. Публичное право, которое относится к положению римского государства, частное, которое (относится) к пользе отдельных лиц; существует полезное в общественном отношении и полезное в частном отношении". Это знаменитое определение, данное римским юристом Ульпианом, отражает саму суть разделения права на частное и публичное: - Публичное право (ius publicum) выражает и защищает интересы государства. Регулирует отношения между государством и частными лицами. Нормы публичного права являются обязательными и отдельными лицами изменены быть не могут. - Частное право (ius privatum) выражает и защищает интересы отдельных частных лиц. Нормы частного права могут быть изменены соглашением между частными лицами. Частное право содержало нормы, регулирующие отношения как между физическими, так и юридическими лицами. Ius privatum является единым термином для совокупности цивильного права (ius civile), права народов (ius gentium) и преторского права.
Исторические системы римского права: их историческое развитие, взаимодействие и слияние.
В силу особенностей исторического развития к этому времени в составе римского права можно различать отдельные системы, которые возникли не одновременно, а складывались последовательно одна за другой. Древнейшее римское право называлось квиритским по имени древнейшего (ius Quiritium). Эта система права позднее получила название цивильного права (ius civile), подчеркивающее строго национальный характер права римских граждан, права государства-города (civitas). Наряду с этой системой цивильного права постепенно сложилась другая система права - право преторское. Рост групп рабовладельцев-ростовщиков и землевладельцев сопровождался обострением классовых противоречий. Все условия делали старые постановления цивильногоправа недостаточными. Параллельно цивильному праву создалась система преторского права. Цивильное право противополагалось не только преторскому праву, но также еще одной системе - праву народов. С развитием производства и обмена стало необходимым признать основные частные права (право собственности, право заключения договоров и т.д.) и за перегринами. На этой почве и сложилась система права, получившая название ius gentium. В итоге исторического развития эта система включила в себя разные элементы. К понятию права народов относилось древнее право, регулировавшее договоры римлян с иностранными общинами по установлению взаимного права вступления в брак (conubium) и права торговли (commercium). Затем к нему относилось обычное право, применявшееся в практике торговых отношений.
Сближение систем . Дуализм противоположных укладов - цивильного права и права народов - не мог не привести к их взаимному слиянию. Этому процессу способствовал, прежде всего, собственный интерес господствующего класса в развитии гражданского и торгового оборота и укреплении торговых сношений во всех областях покоренного мира. Унификация права содействовала этому развитию. Предоставление перегринам прав римского гражданства оказывало не меньшее влияние на это развитие. Наконец, преторское право, судебный обычай, неиссякаемая активность юриспруденции привели к тому, что ius civile и ius gentium стали постепенно сливаться. Преторское право, поддерживая и развивая ius civile, реально проводило принципы ius gentium. В этом же направлении двигалось новое обычное право, слагавшееся в недрах торгового оборота. Особенно сильно содействовало развитию ius gentium новое толкование права. Другим, столь же могущественным фактором развития ius gentium являлось введение так называемой экстраординарной когниции. Подчеркивая распространенность права народов, римские юристы относили к его области такие исконные институты, как рабство, право военной добычи. сказалось влияние ius gentium на область договорных отношений. Под этим влиянием создались новые типы договоров, которые, в отличие от цивильного права, строились на основе простого соглашения сторон, независимо от каких-либо обрядов. Этот процесс все усиливался с развитием римской экономики, так что сами римляне приравнивали ius gentium к ius civile.
На смену описанному представлению что право делится на цивильное и народное пришла новая теория, различавшая три порядка. Она противопоставляла право народов не праву цивильному, а праву естественному. 14. Естественное право (ius naturale). Указанное выше понимание права народов было римлянами еще расширено и сблизилось с возникшим в конце республики представлением о ius naturae, ius naturale. Цицерон первый определил его как требования морали и утверждал, что право покоится на неизменном нравственном сознании и законе, который природа вложила в сердца всем людям В этом опре делении как право народов, так и естественный разум в качестве его естественного источника, совершенно освобождаются от принадлежности к правовой системе какого-либо государства и возводятся до степени по рядка, соблюдаемого всем человечеством.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 779; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.99.80 (0.013 с.) |