Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Ритуалы приветствий и прощании
ОБ ИСХОДНЫХ ФУНКЦИЯХ И ФОРМАХ ПРИВЕТСТВИЯ И ПРОЩАНИЙ
За кажущейся простотой приветствий и прощаний кроются сложные формы человеческих взаимоотношений на различных ступенях исторического развития общества. Об этом писал в свое время еще Г. Спенсер. Очень сомни- тельно, однако, что приветствия возникли с самого начала из необходимости подчинения, как внешнее выражение страха и желания умилостивить сильного (Спенсер, 1898, 173—177). Не менее сомнительным представляется и вы- текающий отсюда тезис о почти полном отсутствии при- ветствий у первобытных обществ со слабо установленной властью одних лиц над другими. Что же касается трак- товки приветствий и прощаний как выражений первобыт- ной вежливости (См. Щурц, 1923, 213; Зыбковец, 1974, 97—98), то она, будучи сама по себе верной, в то же вре- мя совершенно не пригодна для понимания причин, вы- звавших к жизни данные стандарты коммуникаций.
На наш взгляд, необходимость в приветствиях воз- никла задолго до социального расслоения общества и раньше чем первобытная вежливость. Речевые компонен- ты приветствий едва ли не первые акты человеческого общения. Они были вплетены в совместную трудовую деятельность и служили выражением потребности «...что-то сказать друг другу» (Энгельс, 1961 б, т. 20, 489), потребности «искать союза с другими, чтобы согла- ситься на общий труд» (Гумбольдт, 1859, 29). В начале человеческой истории приветствия выполняли, надо по- лагать, утилитарно-коммуникативную функцию: при- влечь внимание, удостовериться в возможности сотруд-
ничества. То же касается прощаний, с той лишь разни- цей, что они сигнализовали о временном прекращении совместной деятельности. Речевые компоненты привет- ствий и прощаний этого периода, судя по всему, напоми- нали «стадные стимуляторы» (Войтонис, 1949, 214) предлюдей, но в функциональном отношении выступали уже как средства общественной регуляции поведения.
Каковы же, однако, функции, которые последователь- но присоединяются к утилитарно-коммуникативной функ- ции приветствий и прощаний?
Несомненно, это прежде всего магическая функция. Она вырастает из веры в возможность управления собы- тиями реальной действительности с помощью слов, вся- кого рода заклинаний, заговоров, молитв и является вы- ражением «созревшей в человеке тенденции к господству над природой» (Выгодский, Лурия, 1930, 115). Благодат- ной почвой для появления приветствий и прощаний ма- гического содержания были социально-экономические ус- ловия дофеодального периода человеческой истории и анимистические представления людей этой эпохи. Мно- гие из них закрепились в языках всех народов мира и функционируют по сей день, потеряв целиком или частич- но свой первоначально магический смысл. Английские формулы Good day и Good bye, французские Bon jour, Bon soir, кабардинские Ф1охъус апщий и Упсэу апщий, рус- ские Здравствуйте и Будьте здоровы, осетинские Агас цу и Да царан бон бира, абхазские Мшыбзиа и Бзиаубаат, балкарские Сау кел и Жуукъ бол и т. д. и т. п.— все суть магические по происхождению.
Магические приветствия были ориентированы не толь- ко (а поначалу возможно и не столько) на собеседника, но и на невидимые силы с целью завоевать их благорас- положение и, таким образом, обеспечить успех взаимо- действия, сотрудничества. В связи с этим заслуживает внимания замечание Н. Я. Марра о том, что «употребле- ние первой звуковой речи не могло не носить характера магического средства, отдельные ее слова не могли не ценить как чародейство» (Марр, 1926, 327), хотя в це- лом концепция первоначально магической функции есте- ственного языка, конечно же, не выдерживает критики.
За магическими приветствиями было закреплено две взаимосвязанные функции: с одной стороны, будучи об- ращенными непосредственно к человеку, они выполняли,
5* 67
следовательно, функцию привлечения внимания послед- него и завоевания его благорасположения, с другой стороны — как бы искали себе слушателя среди духов и демонов удачи и магически действовали на них, в извест- ном смысле, повелевали. Но последнее служит слабым доказательством того, что «идея слова-приказа могла развиться только в эпоху существования вождей и вла- дык, которые имели полную власть над большим коллек- тивом людей» (Зеленин, 1935, 511). Логика подсказы- вает, что дело обстояло как раз наоборот: возникнув в до- классовую эпоху, вера в магическую силу слова постепен- но ослабевает с усилением социального расслоения об- щества, с развитием мышления людей, в частности, с осознанием того обстоятельства, что судьба их в гораздо большей степени зависит от могущественных соплемен- ников, чем от духов и демонов.
Из сознания людей мало-помалу вытесняется и вера в магическую силу приветствий. Вместо нее на первый план выступает нравственная функция, функция выражения симпатии и дружеского единения. Надо заметить, что это длительный, исчисляющийся тысячелетиями процесс, в ходе которого, как мы увидим ниже, на примере адыг- ских языков, некоторые речевые компоненты приветст- венных формул претерпевают значительные изменения структурного характера.
Следующий, третий этап функционального развития приветствий относится к тому периоду, когда они начи- нают выступать в качестве манифестации социального неравенства и личной зависимости, т. е. к эпохе классо- вого общества. Здесь, очевидно, берут начало колено-пре- клонение, поклоны * разного рода, обнажение головы и других частей тела. Вполне возможно, что и протягива- ние рук выступало первоначально как акт сдачи оружия или демонстрации его отсутствия, а затем уже как символ покорности. То же касается и речевых компонентов при- ветствия, особенно ярко выражающих идею подчинения и социального неравенства, наряду с тесно примыкаю- щими к ним вокативами типа «ваше высочество», «ваше величество», «господин» и т. п.
* Существует также версия о происхождении поклонов из мо- литв. Напримео, В. Вундт пишет: «Обычай кланяться обнаруживает в своих разнообразных формах свое происхождение из церемоний при молитве...». — Вундт, 1897, 357.
С8
Конечно, нельзя подводить под одну черту психологию и технику приветственных и прощальных формул всех народов на всем протяжении истории классового общест- ва. Различные формы угнетения и личной зависимости в рабовладельческом, затем феодальном и капиталистиче- ском обществах порождали специфические формы при- ветствий и прощаний, манифестирующих подчинение и покорность. Причем, тенденция была и остается такой, что приветствие высшего лица низшим постепенно осво- бождается от жестов, унижающих достоинство послед- него, что является, безусловно, отражением общего про- цесса демократизации общественной жизни и эмансипа- ции личности. Этому способствуют особенно револю- ционные преобразования в обществе. Например, Октябрь- ская революция 1917 г. упразднила все формулы при- ветствий уничижительного характера, бытовавшие в цар- ской России.
Отмирание формул, выражающих социально узако- ненные чувства зависимости, подчинения, покорности, лести, угодничества, знаменует четвертый этап функцио- нального развития приветствий и прощаний. Его пережи- вают сейчас почти все народы мира.
Такова, в нашем понимании, общая картина функцио- нального и структурно-семантического развития привет- ствий и прощаний, на фоне которой необходимо рассмат- ривать конкретные формы, этих стандартов коммуни- кации.
|