Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Принцип скромности и толерантности
Скромность и толерантность (терпимость, снисходи- тельность) — моральные ценности общечеловеческого ха- рактера. Однако экспликативная модель этих чувств своеобычна у разных народов и разных сословий внутри одного этноса. Акты поведения, нескромные с точки зре- ния представителей одного этноса, могут иметь совер- шенно противоположное значение в системе ценностей другого. Это общеизвестно и не требует доказательств.
Мы рассмотрим некоторое число экспликативных мо- делей скромности и толерантности у адыгов, ориенти- руясь главным образом на те из них, что дают наиболь- шее представление о конструктивной значимости прин- ципа и являются рыцарскими по своему содержанию.
Грубым нарушением этикета считался разговор муж- чины о собственных достоинствах и вообще о своей пер- соне. На это обращают внимание многие авторы XIX в. Например, Н. Дубровин вслед за К. Ф. Сталем пишет: «...храбрые по природе, привыкшие с детства бороться с опасностью, черкесы в высшей степени пренебрегали самохвальством. О военных подвигах черкес никогда не говорил, никогда не прославлял их, считая такой посту- пок неприличным. Самые смелые джигиты (витязи) от- личались необыкновенной скромностью, говорили тихо, не хвастались своими подвигами, готовы были каждому уступить место и замолчать в споре; зато на действи- тельное оскорбление отвечали оружием с быстротою молнии, но без угрозы и брани» (Дубровин, 1927, 54). У Хан-Гирея находим аналогичное свидетельство: «Го- ворить о своих подвигах, приписывать самому себе по- двиги, в каком бы то ни было виде, почитается у черкесов величайшим пороком. Не менее того, по их мнению, хвалить человека в глазах его есть гнусное лицемерие» (1836, 321). В отношении последнего правила следует сказать, что ныне оно уже мало соблюдается, особенно у кабардинцев, любящих за столом и в других местах произносить хвалебные речи в честь присутствующих. Однако и сейчас еще в ходу пословица: Нэрылъагъу щытхъур нэрылъагъу убщ* — В глаза хвалящий [все рав- но, что] в глаза хулящий.
* В этом и других специально не оговоренных случаях местные термины, формулы, цитаты и пр. даются на кабардинском языке.
Адыгские рыцари, боясь прослыть хвастунами, даже самые яркие, драматические страницы своей жизни пы- тались представить коротко, без аффектации. Следую- щий факт (о нем любят рассказывать старики в нынеш- ней Черкесии)—красноречивое свидетельство тому. Во время русско-кавказской войны, на одном из собраний старейшин было принято решение о смертной казни двух братьев Шовгуровых, предательство которых по- служило причиной гибели жителей целого аула на реке Лабе. Привести приговор в исполнение было поручено рыцарю, известному во всей округе под именем Мыхьэ- мэт-1эшэ — Магамет-колчерукий. Он застрелил обоих братьев в момент, когда те возвращались с чьей-то свадь- бы и сообщил об этом следующим образом:
Ержыбыжьыр гъуэхъуащ Щогъур и къуэжьит1ыр гъуэгащ *. Ержиб ** прогремел — Шовгура сыновья взревели.
Это сообщение иносказательное в известном смысле. Даже употребления слов «я» и «застрелил», как мы ви- дим, удалось избежать рыцарю.
Некоторые честолюбцы из числа мужчин все же на- ходили один, по понятиям адыгов, не совсем благопри- стойный способ поведать о себе, о своих подвигах. Они прибегали к помощи песни, которую заказывали джэ- гуак1уэ —профессиональным цевцам-сказителям. Н. Дуб- ровин в связи с этим пишет, что черкесы чрезвычайно впечатлительны, легко воспламеняются песнью и рас- сказом. Этою чертою народного характера весьма часто пользовались люди, желавшие овладеть народным мне- нием и занять степень военных начальников и предводи- телей в борьбе с врагами. Задумав какое-нибудь пред- приятие, они отправляли по краю преданных им импро- визаторов, которые прославляли их ум и дела, увлекая народ в их пользу. Одним певцам принадлежало исклю- чительное право рассказывать подвиги черкесских ге- роев... (См.: Дубровин, 1927, 86). Хан-Гирей приводит не-
* Записано со слов Б. Хакунова, слышавшего эту историю от ныне покойного Пыту Кимова (КЧАО).
** Ержиб — тип ружья, названный по фамилии мастера-исполни- теля.
сколько фактов, свидетельствующих о такого рода сво- боде песенного слова. Среди них особенно замечательна история возникновения песни о старом Бексирзе: «Он был уже в глубокой старости, когда сыновья его пору- чили -певцам сложить жизнеописательную песню об их отце. Старец, узнавший о том после того, когда песня уже была сложена, потребовал к себе сыновей своих и певцов, приказал певцам пропеть сложенную ими песню и, найдя в ней описание такого подвига, который унижал одного из его соперников, приказал порицание выкинуть из песни. Скромность почиталась в старину между чер- кесами первым украшением человека» (1974, 129—130). Впрочем, и само сочинение и исполнение жизнеописа- тельных песен при жизни рыцаря было не правилом, а исключением из правил: «Заслуги своих веливдх людей черкесы воспевали обыкновенно после их смерти» (Дуб- ровин, 1927, 54). Хан-Гирей объясняет это опять-таки «скромностью черкесских нравов» (1974, 275).
К запрету на хвастовство примыкает запрет на по- хвалу детей родителями и вообще всякий разговор о них. «Создается такое впечатление, — пишет Тебу де Мари- ньи, — что черкесы избегают всего того, что напоминает им о их привязанностях и удовольствиях... у них даже считается неучтивым говорить о детях, особенно малень- ких» (Мариньи, стр. 314). Всякого, кто заводил разговор о достоинствах дочери или сына, высмеивали, считали бестактными в высшей мере. Отсюда пословицы типа: Уит1уанэумыуб, уи бынущымытхъу—Вторую жену свое- го мужа не ругай, своих детей не хвали; Зи нысэгъу зыуб- рэ, зи бын щытхъурэ — Жену деверя ругающая и своих детей хвалящая [одинаково недостойны уважения].
Если хвалят парня или девушку, присутствующие при этом родители считают своим долгом прервать гово- рящего: выслушивать такое приятно, но неприлично. Обычно это делается в шутливой форме; если, например, речь идет о сыне, говорят: А щ1элэжь ц1ык1ура жыхуэ- п1эр? Щыгъэт, кхъы1э, здынэса щы1экъым ар. — Ты го- воришь про этого мальчишку? Перестань, пооюалуйста, он еще ничего не достиг. В таком же духе высказыва- ются старшие братья о младших.
Категории ц1ыхугъэ — человечность, адыгагъэ — адыгство, о которых речь пойдет ниже, обязывали ща- дить самолюбие другого человека, по мере возможности
доставлять ему меньше неудобств и стойко, без жалоб,, переносить неудобства, причиняемые собственной персо- не. Памятуя об этом, в общественном месте «враги остаются в границах вежливости и даже оказывают не- редко друг другу разные услужливости» (Хан-Гирей, 1836, 320). «Если обидчик случайно встретит обиженного, то он не должен первый нападать, а вправе только обо- роняться. В поле он должен уступать ему дорогу, в доме у постороннего тотчас уходить, когда вошел обиженный» (Торнау, 1864, 40).
Запрещалось (по крайней мере в течение 2—3 дней) расспрашивать гостя о том, кто он таков, откуда и куда держит путь. Необходимо было прежде оказать путнику услуги и почести, которые предписывает адыгский эти- кет. Это было своего рода приобретением права на рас- спросы. Впрочем, и во всех других ситуациях рекомен- довалось избегать вопросов, которые могут представить для собеседника некоторые затруднения; ограничиваются,, как правило, расспросами общего характера (о новостях,, о здоровье и т. п.) Излишнее любопытство нарушает пра- вила адыгской вежливости, о чем в свое время писал А. Кешев (1977, 255—256). Вообще же у черкесов, по свидетельству Хан-Гирея, «правило таково, что должно... более слушать и менее говорить» (1836, 320).
Рыцарский этикет, как известно, обязывает мужест- венно переносить страдания, не доставляя хлопот окру- жающим. В связи с этим обращает на себя внимание ритуализованное поведение раненого. По обычаю, вокруг него днем и ночью поют, пляшут, веселятся девушки и парни, видимо, с целью отогнать злых духов и ускорить выздоровление юноши-рыцаря. «Больной сам участвует в забавах и пении, нередко преодолевая несносную боль, и при входе почетного посетителя или девиц каждый раз встает с постели. Если исполнить эту учтивость ему нет возможности, то, по крайней мере, он приподнимается...
Я, — продолжает Хан-Гирей, — видел человека на од- ре смерти, до того близкого к гробу, что не было уже никакой надежды, но при входе нашем, услышав, что мы приехали посетить его, он до того употребил усилие, что повредил перебитые кости и упал в обморок от ужасной боли. Жалостно было смотреть на судороги его, и через три дня после того он умер, превозносимый похвалами за мужественное терпение.
Если больной охает, морщится и не встает при входе посетителей, то навлекает на себя дурное мнение народа и подвергается насмешкам; такое обстоятельство делает черкесов терпеливыми в болезнях до неимоверности» (Хан-Гирей, 1974, 202).
История (рассказанная одним стариком из Чеге- ма-П, КБАССР), в которой, мы, к сожалению, забыли имена действующих лиц, еще одно свидетельство толе- рантности и куртуазии, предусматриваемой адыгским этикетом. Трудно передать ее столь же красочно, как она звучала в устах старого адыга, но суть такова. Один из кабардинских князей приблизил к себе (включил в свою дружину) молодого, малоизвестного рыцаря незнат- ного происхождения. Однажды, после возвращения с охо- ты, князь устроил пир для всей свиты. Молодого ры- царя среди них не оказалось, хотя он принимал участие в охоте. Впрочем, его отсутствие никем не было замече- но. Можно поэтому представить, каково было удивление участников пира, когда утром, выйдя во двор, они уви- дели юношу, стоящего в том же положении, в каком они его оставили, но всего запорошенного снегом. На естественные в такой ситуации вопросы тот ответил, что он не был приглашен в дом, но не посчитал нужным напоминать о своей малозначительной персоне и беспо- коить компанию из-за такого пустяка.
Народ сохранил эту историю, передавая ее из уст в уста, видя в ней поучительный пример благородства, терпимости, проявленного юношей из народа.
Другой пример такого же порядка *. Кабардинский рыцарь Мисост Катей держал свой путь в один из аулов феодальной Черкесии, когда его догнал молодой, незна- комый ему человек. После обмена приветствиями, по- следний, как это положено по рыцарскому этикету, предложил М. Катею свои услуги спутника, сопроводи- теля — гъусэ и получил на то согласие. Через некоторое время, когда взору путников предстал какой-то аул, юноша сказал, что у него здесь живет сестра и он едет к ней. Вскоре он скрылся за первыми домами. Катей, хотя у него были неотложные дела, спешился с коня и стал дожидаться своего спутника. Юноша, не подозре-
* Записано со слов А. Гукемуха. получившего эти сведения от известного черкесского сказителя Н. М. Кандохова (аул Закжо КЧАО).
вая об этом, гостил у сестры до следующего дня, а на- утро отправился домой. На окраине аула он встретил Катея, который весь заиндевел на ночном морозе. Нема- ло удивившись этой встрече, юноша спросил, что Катей делает здесь и почему не продолжает свой путь. Благо- родный рыцарь ответил так: А хуэмыху, Къатей Мысост и гъусэр къигъанэри к!уэжащ жа1эу зэхэпха? Дызэ- гъусэщ жызы1ар уэращ. Дызэгъусэжкъым жып1амэ сы- ныппэплъэнтэкъым — Эх, растяпа, слышал ли ты, чтобы говорили: Катей Мисост ушел, оставив своего спутника? Мы спутники — сказал ты сам. Если бы ты сказал, мы уже не спутники, езжай своей дорогой, я бы не стал тебя дожидаться.
У адыгов по сей день сохраняется бесчисленное мно- жество подобных преданий. Причем, многие из них повествуют о рыцарских, благородных поступках жен- щин. Вот одно из них. «В 1846 году бесланеевский князь Адильгерей Каноков, вследствие давно существовавше- го кровомщения, убил кабардинского князя Магомета Атажукина. Враждовавшие князья, окруженные своими узденями, встретились на р. Урупе. Завязалась пере- стрелка, погибло 14 человек, в том числе и Адильгерей Каноков». Так описывает начало этой истории К. Ф. Сталь (1900, 118). Но нас интересуют дальнейшие события, не зафиксированные в литературе, но сохра- ненные в устном предании.
Трупы князей были доставлены в дом Канокова, на- ходившийся поблизости. Увидев на полу бездыханное тело своего мужа, княгиня, как и положено, принялась его оплакивать. Присмотревшись же к трупам, лежа- щим перед ней, она замолкла и, указав на труп Атажу- кина, лежащий недалеко от порога кунацкой, сказала: «Мыр бийми, хьэщ1эщ, жьант1эмк1э дэфхьэ — Это хоть и враг, но все же гость, перенесите в жанта *.
Поистине, это пример завидного самообладания! И в самом деле — даже в отношении к трупу, причем, трупу человека, от рук которого погиб ее муж, княгиня сочла необходимым соблюсти правила черкесской веж- ливости. И это не могло пройти мимо внимания присут- ствующих. Слух о ее благородном жесте распространил- ся во всей округе.
* жанта — почетное место в комнате, самый дальний от двери угол справа.
Бытование такого рода преданий в устном народном творчестве адыгов, конечно же, не случайно. Оно явля- ется отражением ценностных ориентации жителей фео- дальной Черкесии, ориентации на своеобразно понимае- мую рыцарскую скромность, толерантность, комильфот- ность. Это, по вполне понятным причинам, оказало мощное воздействие на всю сферу традиционно-бытовой культуры общения народа. Предания такого типа впол- не справедливо считать распространителями, популяри- заторами этикетных форм поведения. В силу этого они выступают кроме того в поэтической, по словам Т. В. Цивьяна, функции. Она, по его мнению, проявля- ется в следующем: «1) участник этикетного поведения с предельным изяществом выполняет приемы, предпи- санные для данной ситуации; 2) участник этикетного поведения применяет большее число приемов или более сложные приемы, чем его партнер; 3) участник этикетного поведения позволяет себе отклонения от правил, но такие, что они лишь подчеркивают его полное и свобод- ное владение этикетными приёмами» (Цивьян, 1966, 149).
Такая отчужденная, идеализированная форма пред- ставления этикета составляет по существу особый мир, особый жанр устного народного творчества адыгов — жанр рыцарских рассказов (преданий). Каноны (сюже- ты, образы, формулы), по которым строятся эти рас- сказы, образуют этикет особого рода, удачно обозначен- ный «литературным этикетом» (См. Лихачев, 1971, 95).
ПРИНЦИП ПОЧИТАНИЯ СТАРШИХ
В семье и за ее пределами он сильно сказывается на коммуникативном поведении младших. «Не только сын перед отцом, но и меньший брат перед старшим сесть не смеет и не вступает в разговор в присутствии посторон- них лиц. Равно и в беседах, где случаются старейшие ле- тами, молодые люди не смеют говорить громко или сме- яться, но обязаны отвечать скромно на делаемые им вопросы» (Броневский, 1823, 123). Эти модели, описан- ные известным русским историком первой половины XIX в., сохранились у адыгов почти без изменения и по сей день выступают в качестве предписаний поведения во время беседы. Вообще люди пожилые, независимо от статуса и пола, находятся здесь на особом положении,
Б. X. Бгажноков 33
благодаря чему старость находит себе защиту от оди- ночества, насмешек. Немецкий ученый прошлого века К. Кох писал в связи с этим: «В то время как у нас, к сожалению, государство очень редко берет под защиту стариков, и они полностью зависят от молодого поко- ления, у черкесов старики пользуются всеобщим почте- нием. Тот, кто оскорбил старика или пожилую женщину, подвергается не только всеобщему презрению, но его поступок обсуждается народным собранием, и он несет за это кару в зависимости от величины проступка» (Кох, стр. 591).
Младшим в присутствии старших вменяется в долг проявлять скромность; хвастовство, бахвальство и вооб- ще какие-либо пространные речи о своей персоне счи- таются грубым нарушением этикета. Молодой человек всем видом должен выражать внимание, уважение к старшему, готовность выполнить любое его поручение. Такая установка исключает возможность держать руки в карманах, стоять полусогнутым, сидеть развалившись, ерзать на стуле, поворачиваться к другим спиной, чесать затылок, нос, курить, жевать, подпирать щеку или лоб рукой, имеются специальные вежливо-скромные форму- лы для обращения к старшим, для выражения им бла- годарности, особым правилам подчиняется размещение старших и младших в пространстве и т. д. и т. п. И еще одна деталь: старший в окружении младших может го- ворить с почти полной уверенностью, что его слова будут выслушаны со вниманием и почтением, даже в том слу- чае, когда они идут вразрез с действительным поло- жением вещей или с планами, ожиданиями младших. Коротко говоря, в регуляции коммуникативных актов и движений возрастные роли занимают не меньшее место, чем роли социальные в том плане, в каком их представляют в американской социальной психологии. (См. Berlo, 1960, 136). Не зря офицер русской армии Ф. Торнау, два года (1836—1838 гг.) находившийся в плену у кабардинцев, писал: «Лета ставятся у горцев в общежитии выше звания. Молодой человек самого высокого происхождения обязан вставать перед каждым стариком, не спрашивая его имени, уступать ему место, не садиться без его позволения, молчать перед ним, кротко и почтительно отвечать на его вопросы. Каждзч услуга, оказанная седине, ставится молодому человеку в честь.
Даже старый невольник не совсем исключен из этого правила» (Торнау, 1864, 419). Следует однако заметить, что это лишь общее правило. Классовое деление общест- ва вносило в него свои поправки. Старожилы сел. Заю- ково (КБАССР) утверждают, что до революции на празднествах очень часто безусого князя или дворянина сажали на почетное место, а старцы из числа низшего сословия не смели даже стать с ними рядом. Аналогич- но этому, встречаясь с князем, крестьяне, независимо от их возраста, обязаны были спешиться, «оказывая знаки почтения сану его» (Хан-Гирейт 1836, 322). Ссы- лаясь на обычай шудэгъазэ — за всадником следова- ние — князь вынуждал иногда следовать за ним целому обозу подвод, встретившемуся в пути. Таким образом, расшатывались древние, демократические устои принци- па почитания старших. Знать использовала его в своих целях и интересах.
Особенно это касается предреволюционного периода истории, когда классовое деление общества, по примеру русских, приобрело значительный размах, вплоть до возникновения резких антагонистических противоречий между эксплуататорской верхушкой и простым народом. В прежние же времена, т. е. еще в первой половине XIX в., власть князей и дворян ограничивалась народ- ным собранием. Рассказывают, например, что один из кабардинских князей был лишен этого звания за то, что, злоупотребив своей властью, разрешил, а по су- ществу, вынудил, следовать за ним обозу крестьянских подвод.
Почтение к старшему выступало иногда в утрирован- ной форме.
Ш. Машкуашев (сел. Ст. Черек, КБАССР) утвержда- ет, что в прошлом мужчина, идущий один по улице, дол- жен был держаться левой стороны дороги, символически уступая правую, почетную сторону старшему в роде (если таковой имеется). По той же причине он, будучи старшим за столом, отказывался исполнить ритуал де- лежа щхьэлъэныкъуэ (баранья голова, разделенная на- двое). Младшему строго воспрещалось окликать стар- шего. Чтобы привлечь внимание старшего, нужно было войти в поле зрения последнего и затем уже обращаться к нему. Отсюда две пословицы, по-разному отображаю- щие один и тот же стандарт общения: Нэхъыжьым к1э-
3* 35
лъыджэркъым, — к1элъок1уэ — Старшего не окликают, его догоняют; Къоджэр нэхъыжьщ — [Тот], кто окликает тебя, тот старше. В дополнение к этому, прежде чем ска- зать что-либо старшим, ведущим беседу, младшему по- лагалось актуализовать специальную вежливо-почти- тельную формулу вступления в разговор: Къысхуэв- гъэгъу, фэ фи пщ1ыхь хуэдиз акъыл си1экъым сэ, ауэ хуит сыфщ1амэ, зы псалъэ ныфхэслъхьэнут — Простите, я не располагаю мудростью [умом] ваших снов, но, если бы вы позволили, я сказал бы одно слово.
Принцип уважения к старшим определяет порядок рассаживания за столом. При этом возникает любопыт- ная в психологическом отношении ситуация: все опа- саются занять место, которое не соответствует их воз- расту и рангу, и потому некоторое время стоят в нере- шительности, соизмеряя свой возраст с возрастом при- сутствующих. При этом нередко возникают локальные споры и препирательства: каждый стремится уступить наиболее почетное место другому, доказывает, что оно по праву принадлежит ему, а не его малозначительной персоне. Нетрудно понять, что эти действия являются проявлениями тех свойств национального характера, о которых было сказано выше. Тот, кто нарушает правила чести (нэмыс) при рассаживании, т. е. занимает место, которое заслуживают другие, наиболее почетные гости, тот в какой-то степени дискредитирует себя в глазах общественного мнения. Вот почему адыги любят повто- рять: Жьант1ак1уэу ущымыт, узэрьщыт укъалъа- гъунщ — Не стремись к почетному месту, [и без того] заметят, каков ты есть, [чего заслуживаешь]. Наиболее предпочтительным в этой ситуации считается занять место, которое предлагают старшие за столом или хо- зяева дома. Отсюда другая пословица, которая имеет и более глубокий смысл: Жьант1эм ущ1эмыкъу, пхуэфа- щэмэ, къыплъысынщ — Не стремись к почетному месту, если ты его заслуживаешь, оно тебе достанется.
Желание уступить более почетное, удобное место другому, выступает с одной стороны в качестве симпто- ма воспитанности, вежливости, скромности, а с другой — в качестве намеренной демонстрации этих свойств. Ког- да второе берет верх над первым, названные действия приобретают показной, затяжной характер, и совершенно справедливо осуждаются в народе. И это критическое
отношение к этикету, точнее, к его извращениям, нашло соответствующее выражение в пословице, которую нет-нет да и ввернет кто-либо в процессе рассаживания: Адыгэм т1ысын дымыухыурэ к1уэжыгъуэр къос — Адыги, не ус- певаем рассесться, как настает время расходиться.
Существует множество других речевых и неречевых стандартов коммуникации, определяющихся соотноше- нием «старший — младший». О некоторых из них мы узнаем в последующих разделах книги. Сейчас же за- метим, что почитание старших — обычай, берущий свое начало в глубокой древности, он является в какой-то мере рудиментом первобытной геронтократии — старико- властия (См. Золотарев, 1932, 42), более или менее удач- но вписавшимся в этикет всех народов земного шара, и об этом нельзя забывать.
Уважение к старшим внедряется в сознание адыгов как высший принцип, следуя которому можно достичь успехов в жизни и завоевать авторитет народа. Отсюда целый ансамбль пословиц-наставлений типа: Нэхъы- жьыр гъэлъапЫ уи щхьэр лъап1э хъунщ — Старшего почитай — сам станешь почитаемым; Зи нэхъыжь еда1уэ и 1уэху мэк1уатэ — К старшему прислушивающийся в делах преуспевает; Нэхъыжьым жьант1эр ейщ — Стар- шему принадлежит жанта (почетное место).
То же самое наблюдаем у индийцев, китайцев, япон- цев. В древнеиндийском своде правил поведения «Зако- ны Ману» имеются такие пункты:
«119. Не следует располагаться на ложе или на си- денье, используемом старшим; занимающий ложе или сиденье, встав, пусть приветствует его.
120. Ведь жизненные силы собираются покинуть мо- лодого человека, когда приближается старший; он их опять восстанавливает вставанием и приветствием.
121. У имеющего обыкновение приветствовать, всег- да почитающего старших, возрастают четыре — долголе- тие, мудрость, слава и сила» (Законы ману, I960, 42).
У китайцев сяо — принцип почитания старших — яв- ляется важной составной частью ли — свода правил обычного права. Также и у японцев «почитание роди- телей, а в более широком смысле покорность воле стар- ших... самая важная моральная обязанность человека» (Овчинников, 1975, 67). Отсюда использование в обра-
щении со старшими подчеркнуто низких поклонов, спе- циальных грамматических форм вежливости имен и гла- голов.
ПРИНЦИП ГОСТЕПРИИМСТВА
Существует масса несовместимых явлений социаль- ной жизни, и среди них рыцарство и скупость. Рыцари средневековой Франции, Германии, Испании, Японии, также точно как и рыцари феодальной Черкесии, под- вергали насмешкам, изгоняли из своего общества вся- кого, кто был едва заподозрен в скупости. Щедрость — один из важнейших пунктов всякого рыцарского эти- кета.
Исключительная щедрость адыгов всегда привлекала внимание исследователей, о чем можно судить по выска- зываниям целого ряда черкесских и иностранных авто- ров XIX в.: «Если уорк увидит на владельце хорошее платье, шапку или другое и пожелает иметь эту вещь, то владелец не вправе в том отказать» (Ногмов, 195В, 87). «...Черкесы нисколько не стесняются попросить то, что им нравится, и было бы смешно им отказать, так как любой имеет полное право попросить то, что у них есть» (Мариньи, стр. 309). «Стоит только похвалить чекмень, лошадь или другую вещь, черкес тотчас вам ее дарит» (Сталь, 1900, 133). «Щедрость и отвага — лучшее у черкесов средство приобрести известность...» (Хан- Гирей, 1974, 298). Следует заметить, что и поныне это качество в большом почете среди адыгов. Нередки еще случаи, когда человек, похваливший шапку, галстук, книгу и пр. немедленно получает эти вещи в подарок от владельца. В автобусе, такси, ресторане каждый муж- чина спешит заплатить за своих друзей, знакомых. Если же у кого-нибудь попросят взаймы небольшую сумму денег, он отдает ее с готовностью и считает неприличным принять назад...
Наивысшее свое воплощение находит щедрость ады- гов и других кавказских и некавказских народов в обы- чае гостеприимства, в этом, по выражению Л. Моргана, «замечательном украшении человечества в эпоху вар- варства» (Морган, 1934, 34).
Гостеприимство черкесов широко известно и описано как в дореволюционной, так и послереволюционной ли- тературе (См.: Интериано, стр. 50—51, Мотрэ, 130—
132; Лопатинский, 1862, 80—82; Дубровин, 1927; Гарда- нов, 1964; Коджесау, 1968; Мамбетов, 1968 и др.)- Его, как заметил впервые Л. Я. Люлье, не следует смешивать с куначеством — правом покровительства и защиты. Оно состоит «в принятии и угощении посетителей и проез- жающих, останавливающихся для отдохновения или для ночлега в доме знакомого или даже вовсе незнакомого им человека» (Люлье, 1859, 33; См. также: Налоева, 1971).
Так как подробная характеристика данного общест- венного института уже имеется (особенно в указанных работах В. К. Гарданова и Г. X. Мамбетова), мы кос- немся здесь лишь некоторых сторон феномена госте- приимства, преимущественно тех, что связаны с общей направленностью книги.
Гостеприимство, как известно, — обычай, берущий свое начало в глубокой древности. Он был и остается, в той или иной мере, обычаем всех народов земного шара. Открытым остается, однако, вопрос о генетиче- ских корнях этой этнической универсалии: одни ученые трактуют его неверно, другие (их, кстати говоря, боль- шинство) — вовсе обходят.
Заметим с самого начала, что объяснения типа «об- щая склонность к рыцарским странствованиям произвела естественным образом всеобщее почтение к гостеприим- ству» (Броневский, 1823, 130), «в основании его лежит общечеловеческая нравственность» (Шанаев, 1890) — для данного случая не годятся. Гостеприимство, надо полагать, возникло в родовом обществе, до склонности к рыцарским странствованиям, и в основе его лежала отнюдь не общечеловеческая нравственность в духе Фей- ербаха. Тем не менее некоторые ученые не могут отка- заться от подобных воззрений (См. напр. Тэйлор, 1882, 404; Чурсин, 1913, 64; Магомедов, 1974, 288—289).
Существует кроме того концепция, объявляющая гостеприимство порождением магии, религии. При же- лании некоторые основания для этого можно найти. У древних индийцев, например, гостеприимство представ- ляют в виде одной из разновидностей жертвоприноше- ния, ср. «Обучение — жертвоприношение Брахме, тар- пана — жертвоприношение предкам, хома — богам, приношение боли — духам, гостеприимство — жертво- приношение людям» (Законы Ману, 1960, 59). Суть
последнего жертвоприношения в предписаниях типа: «Прибывшему гостю следует дать место для сидения, воду, а также пищу, сколько только можно, сдобрив [ее] должным образом. Гость, пришедший после заката солнца, не должен быть выгнан хозяином, вовремя он пришел или не вовремя, пусть он в его доме не пребы- вает ненакормленный» (Законы Ману, 1960, 61—62).
Л. Леви-Брюль, касаясь вопроса о гостеприимстве и обычае одаривать гостя, склоняется по существу к этой точке зрения. Вслед за рядом ученых, наблюдавших быт и культуру народов, стоящих на низкой ступени общест- венного развития, он считает, что радушие и доброта хозяина объясняются «прежде всего боязнью открыть поле действия для дурного влияния... Отказ вызывает гнев у просящего. Этим вызываются дурные намерения, враждебная настроенность (близкая к зависти), которая будучи раз пробуждена, обладает уже собственной си- лой и порождает зло. Но этого-то следует абсолютно из- бегать» (Леви-Брюль, 1937, 74).
Нетрудно заметить, что названные сакральные и по- лусакральные мотивы гостеприимства близки к тем, ко- торыми руководствуются и сейчас представители всех народов мира, даже самых цивилизованных. В этом пла- не Леви-Брюль, конечно, прав, но трудно согласиться с тем, что они (эти мотивы) были исходными, а не про- изводными от какого-либо другого. Мы имеем в виду мотив, который должен был развиться на почве практи- ковавшейся в эпоху первобытного коммунизма коллек- тивной собственности. Сознание того, что все, чем рас- полагает общество, является одновременно и твоим, не могло существовать без сознания «мое есть одновре- менно общественное».
Вот откуда берут начало необычайная щедрость и гостеприимство некоторых народов. Отсюда и порази- тельное сходство общих контуров гостеприимства. Мы находим гостеприимство адыгов и других кавказских народов в том же почти виде, в каком оно зафиксировано у древних евреев, германцев, испанцев, индейцев. Сле- дующее описание гостеприимства у индейцев можно впол- не отнести и к адыгам: «Если кто-нибудь входил в дом индейца в любой индейской деревне, будь то односель- чанин, соплеменник или чужой, женщины дома обязаны были предложить ему пищу. Пренебрежение этим было
бы невежливостью, более того, обидой. Если гость был голоден, он ел, если он был сыт, вежливость требо- вала, чтобы он попробовал еду и поблагодарил хозяев. Та же картина повторялась в любом доме, куда бы он не вошел в любое время дня. Обычай этот соблюдался исключительно строго, и то же гостеприимство распро- странялось на незнакомых людей, принадлежащих к своим племенам, так и к чужим» (Морган, 1934, 31).
Судя по библейским сказаниям, отражающим период XV—XVII вв. до н. э., древние евреи были не менее го- степриимны, чем индейцы. Они приглашали в дом не- знакомых странников, давали им умыться, накрывали стол едой, а сами в знак уважения к гостям не садились с ними, «а стояли рядом, пододвигая им еду и питье» (См. Косидовский, 1965, 51). Так же точно как у жите- лей феодальной Черкесии у них считалось необходимым всеми возможными средствами защищать честь и до- стоинство гостя. Тех, кто нарушал правила гостеприим- ства, наказывали самым жестоким образом. (См. Ска- зание о преступлении сынов Вениаминовых).
Л. Морган — один из первых ученых, показавших, что гостеприимство — порождение социально-экономиче- ских отношений раннеродового строя. «Объяснения зако- на гостеприимства, — пишет он, — надо искать в коллек- тивном землевладении, в распределении земледельче- ских продуктов, по домашним хозяйствам, состоящим из известного числа семейств, и в коммунистическом строе домашней жизни...» (Морган, 1934, 41). Приняв эту точ- ку зрения, мы должны, следовательно, признать, что го- степриимство адыгов и соседних с ним кавказских наро- дов покоилось на пережитках хозяйственной жизни, свойственной родовому обществу.
Раз возникнув, обычай гостеприимства был постепен- но в той или иной мере освящен, конкретизирован, обоснован религией. «Индейцы, — пишет Дж. Хекевель- дер,— верят, что «великий дух» сотворил землю и всё, что на ней, для общего блага людей. Он дал им страну, обильную дичью, и сделал это не для выгоды немногих а для пользы всех. Все было дано сынам человеческим в общее обладание. Все, что живет на земле, все, что на ней произрастает, все, что живет в реках и водах, текущих на земле, все это было дано всем сообща, и каждый человек имеет право на свою долю. Таков ис-
точник индейского гостеприимства, которое является не добродетелью, а строгим долгом» (Цит. по: Морган, 1934, 33—34). У адыгов, насколько можно судить по эпосу, гостеприимство поощрялось языческими богами. Они сами показывали пример гостеприимства, пригла- шая на свои пиршества выдающихся людей. Прием и угощение гостя — одна из форм приобретения псапэ. Последнее надо понимать не просто как добро или доб- родетель (См. Шаов, 1975, 252), но как особую реакцию бога (богов) на поступки хозяина, а именно реакцию благорасположения и отпущения грехов. Псапэ — анти- под того, что адыги именуют гуэныхь — грех. Стало быть, нарушать принцип гостеприимства грешно. Незря Хан-Гирей пишет: «черкесы вообще, принимая гостей, уверены в том, что делают угодное творцу» (1836, 326).
Сверх того, соблюдение принципа гостеприимства строго контролировалось общественным мнением. Нару- шивших его подвергали «суду и наказанию» (Ногмов, 1958, 79), они «делаются предметом народного презре- ния, честные люди теряют к ним уважение и гнушаются их сообществом, на каждом шагу оскорбительные упре- ки встречают их...» (Хан-Гирей, 1836, 325). И в настоя- щее время ведущую роль в поддержании гостеприимст- ва играет мнение общественности: соседей, знакомых, родственников, самих гостей.
Экспликативная модель адыгского гостеприимства своеобычна и чрезвычайно сложна, в эпоху рыцарства она была переоформлена, дополнена совершенно новы- ми элементами, несвойственными гостеприимству родо- вого общества. Имеющиеся на сегодняшний день иссле- дования не дают об этом полного представления. По- этому необходимо было бы последовательно, шаг за шагом, выявить все многообразие стандартов и атрибу- тов коммуникативного поведения, относящихся к дан- ному социальному институту, что для традиционно-этно- графических работ, как было сказано, не характерно. Впрочем, приводимый ниже список пунктов адыгского гостеприимства тоже не претендует на полноту. В нем представлено лишь основное содержание ритуалов, пре- дусмотренных гостеприимством, но с установкой на об- стоятельность, детальность описания. С этой же целью в список включены соответствующие пословицы, они, как известно, лучше всего отражают внешний рисунок
и внутренний смысл традиционно-бытовой культуры эт- носа.
Итак, осн
|