Земля как объект природы, хозяйствования (пользования), собственности. Влияние этого триединства на правовое регулирование земельных отношений.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Земля как объект природы, хозяйствования (пользования), собственности. Влияние этого триединства на правовое регулирование земельных отношений.



Земля как объект природы, хозяйствования (пользования), собственности. Влияние этого триединства на правовое регулирование земельных отношений.

Земля - это главный природный ресурс, основной элемент природного комплекса, с которым связывается существование всего живого.

Согласно ст.9 Конституции РФ, ст. 12 ЗК РФ: земля и другие природные ресурсы являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Триединая роль земли: 1) земля - это объект природы; 2) земля - это объект собственности; 3) земля - это объект хозяйствования (пользования).

Функции земли: 1. Экологическая. Проявляется во взаимосвязи земли с живой и неживой природой. Земля - это не только часть природы, но и главный её элемент. Другие части природы (недра, леса) рассматриваются как принадлежность земли. Земля располагает верхним плодородным слоем - почвой. С почвой связывается существование жизни на Земле => задачей государства и всех землепользователей является разумное и правильное использование почвы. От этого зависит и состояние всей окружающей среды. В настоящее время постепенно идёт процесс экологизации земельного законодательства.

2) экономическая. Земля - это всеобщий предмет труда; пространственный операционный базис (в том смысле, что земля используется предприятиями социальной сферы, промышленности, транспорт и т.д.); главное средство производства. В сельском и лесном хозяйстве основная часть земель - это главное средство производства различных видов с/х продукции, с/х сырья. Земли с/х назначения обладают уникальным природным свойством - плодородием, которое даёт возможность использовать эти земли в качестве главного средства производства. В настоящее время и земли с/х назначения стали объектом оборота (предметом купли-продажи).

3) социально-оздоровительная. Земля - основа жизнедеятельности организмов. На земле расположены санатории, дома отдыха, туристические маршруты. Земля - это место обитания (проживания) граждан любого общества.

4) Земле присущ и политический аспект. Земля является объектом острой политической борьбы.

Т.о., земля многофункциональна.

Специфические свойства земли как главного природного ресурса: 1) ограниченность. В широком аспекте: Земля как одна из планет; в узком смысле: ограниченность земли в рамках территории, границ государства. Отдельного землепользователя. 2) незаменимость. Земля - это объект и основа жизни и деятельности человечества. 3) плодородие 4) неперемещаемость, постоянство 5)способность земли при правильном, рациональном использовании к восстановлению и улучшению.

В связи с тем, что земля выступает как объект природы, собственности и пользования, земельные отношения представляют собой комплекс имущественных и управленческих отношений. При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского, земельного и административного законодательства. Земельные имущественные отношения регулируются нормами гражданского и земельного права. Нормы гражданского права применяются к родственным земельным отношениям кроме случаев, когда земельное законодательство устанавливает ограничение использования земельных участков. Когда земля выступает как объект властных полномочий, для регулирования земельных отношений применяются методы административного права (властные предписания).


Земля как недвижимое имущество», «земля и территория» (отраслевая принадлежность этих понятий и их соотношение)

Право рассматривает землю как недвижимое имущество, объект права соб-ти и иное. Недвижимость и ее составные элементы являются формой выражения в праве юридич-ки значимых признаков земли и связанных с ней природных, а также искусственно созданных объектов.

Оборот земельных участков как объектов недвижимости осуществляется ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «Гражданским кодеком РФ», «Земельным кодексом РФ», «Градостроительным кодексом». Так, ст. 130 ГК к недвижимым вещам относит земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей. Земельный участок – часть земной поверхности, границы и размер которой определены в соответствии с федеральными законами ( ст 11.1 ЗК РФ).

Указ Президента РФ от 27.10.93 г.: земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты относятся к недвижимости.

Ст.1 закона Тюменской области «О землях, находящихся в ведении муниципальных образований»: земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты являются недвижимым имуществом.

Т.о., не только земля, но и объекты, находящиеся в неразрывной связи с ней, признаются недвижимым имуществом.

Существует 2 вида недвижимого имущества. Разница между ними заключается в их происхождении: являются ли они результатом деятельности человека (здания, сооружения) или природного происхождения. Также различие состоит в их правовом режиме (режиме использования). Земля - это недвижимое имущество особого рода => её правовой режим отличается от других. Для определения этого режима и существует отрасль земельного права. Хотя правовой режим земли формируется и нормами других отраслей права.

Для того, чтобы зем. участок был признан недвижимостью он д. отвечать признакам: индивидуализирован, д. определен размер, границы и местоположение.

ЗЕМЛЯ И ТЕРРИТОРИЯ. Земля - это эколого-экономическая категория. Территория - это категория государственно-правовая, относится к конституционному праву. Отождествлять эти понятия не стоит.

Территория - это пределы, в которых распространяется гос. власть, в которой органы гос. власти осуществляют свои полномочия. Территория - это атрибут гос. суверенитета. В рамках территории осуществляются властные полномочия гос-ва. Земле присущ и политический фактор.

Понятие, становление и развитие ЗП. Система ЗП как отрасли права.

ЗП как отрасль – сов-ть юр. норм, объединенных во взаимосвязанные правовые институты, рег-щие зем. отн-ия в целях обеспечения рационального использования и охран

3 этапа: 1. Дореволюционной России. 1917г. появление отрасли: Декрет о земле. До него эти отношения регулировались иными отраслями права. В рамках ЗП регулируются иные отношения (водные, лесные). До 1968г.

2. Советский период. 1968-1990. Из ЗП выделяются самостоятельные отрасли: лесное право, водное право, горное право, фаунистическое право. Этот период характеризуется принятием соответствующих кодексов. На первом плане вопросы использования ресурсов, а не их охраны.

3. Современное земельное законодательство. 1990 – по настоящее время. Формируется отрасль ЭП – комплекса, интегрированного из природоресурсных отраслей. Отношения по использованию и охране ресурсов.

ЗП занимает самостоятельное место в общей системе права, поскольку оно направлено на регулирование конкретного по своей сущности вида общественных отношений - земельных отношений. Земельное право как отрасль, имеющая свою систему, состоит из Общей и Особенной части.

К правовым институтам Общей части (содержащей правовые нормы, относящиеся ко всей отрасли земельного права в целом) земельного права относятся: - вещные права на землю; - оборот земельных участков; - государственное управление земельными ресурсами; - правовая охрана земель; - ответственность за земельные правонарушения.

К Особенной части (включающей нормы, регулирующие особенности использования отдельных категорий земель) относятся такие правовые институты, как правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности и иного специального назначения; земель лесного фонда; земель водного фонда; земель особо охраняемых природных территорий; - правовой режим земель запаса.

 


Оценка земельных участков.

Для целей налогообложения, для определения арендой платы необходимо установить кадастровую стоимость земли. ( ст 65).

ЗК Статья 66. Для установления кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения проводится гос.кадастровая оценка земель. Гос.кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.

Результаты гос.кадастровой оценки земель утверждаются ОИВ S РФ по представлению территориальных органов, осуществляющих ведение гос.кадастра недвижимости.

Проведение гос.кадастровой оценки земель установлено Правилами проведения гос.кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 316 и действующими в части, не противоречащей ЗК РФ.

Кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования:

1) государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости;

2) государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий вне черты городских и сельских поселений и земель лесного фонда осуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода;

3) государственная кадастровая оценка иных категорий земель вне черты городских и сельских поселений осуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода или исходя из затрат, необходимых для воспроизводства и (или) сохранения и поддержания ценности их природного потенциала.

В процессе гос.кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. При этом оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.

По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.

Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости, вносятся в гос.кадастр недвижимости. Указанные сведения предоставляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц.

От кадастровой стоимости необходимо отличать рыночную стоимость земельного участка, которая устанавливается в соответствии с ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ". Распоряжением Минимущества России от 6 марта 2002 г. N 568-р утверждены Методические рекомендации по определению рыночной стоимости земельных участков, содержащие следующие принципы оценки рыночной стоимости земельных участков:

1) стоимость имеют те земельные участки, которые способны удовлетворять потребности пользователя в течение определенного времени (принцип полезности);

2) рыночная стоимость земельного участка зависит от спроса и предложения на рынке и характера конкуренции продавцов и покупателей (принцип спроса и предложения);

3) рыночная стоимость земельного участка не может превышать наиболее вероятные затраты на приобретение объекта эквивалентной полезности (принцип замещения);

4) рыночная стоимость земельного участка зависит от его местоположения и влияния внешних факторов (принцип внешнего влияния);

5) рыночная стоимость земельного участка определяется исходя из его наиболее эффективного использования, т.е. наиболее вероятного использования земельного участка, которое является физически возможным, экономически оправданным, соответствующим требованиям законодательства, финансово осуществимым и в результате которого расчетная величина стоимости земельного участка будет максимальной (принцип наиболее эффективного использования).

В соответствии с Законом РФ "О плате за землю" нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Нормативная цена земли ежегодно должна определяться органами исполнительной власти субъектов РФ.В настоящее время нормативная цена земли применяется только в случаях, когда кадастровая стоимость земли не определена.

Залог земельных участков.

Нормативной базой ипотеки является §3 главы 23 ГК РФ и ФЗ N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)".

Согласно п. 1 ст. 1 Закона об ипотеке, по договору о залоге недвижимого имущества (договору об ипотеке) одна сторона - залогодержатель, имеет право получить удовлетворение своих денежных требований к должнику по обязательству из стоимости заложенного недвижимого имущества другой стороны - залогодателя. При этом имущество, на которое установлена ипотека, остается у залогодателя в его владении и пользовании.

Предметом ипотеки может быть любой земельный участок, который принадлежит залогодателю на праве собственности (п. 1 ст. 6 Закона об ипотеке), за исключением земельных участков, указанных в ст. 63 Закона об ипотеке, которая запрещает залог земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также участков, размеры которых меньше установленных минимальных предельных размеров.

В настоящее время, в соответствии с п. 3 ст. 340 ГК РФ, ипотека здания или сооружения допускается только с одновременной ипотекой по тому же договору земельного участка, на котором находится это здание или сооружение, либо части этого участка, функционально обеспечивающей закладываемый объект, либо принадлежащего залогодателю права аренды этого участка или его соответствующей части.

Возникновение ипотеки возможно на основании договора и на основании закона. Договор ипотеки заключается по правилам, установленным в гл. II Закона об ипотеке. К разряду существенных условий договора ипотеки отнесены предмет залога и его оценка, размер и срок исполнения основного обязательства, обеспечиваемого залогом, указание на то, у кого находится заложенное имущество. Договор ипотеки должен быть заключен в письменной форме, нотариально удостоверен и зарегистрирован в регистрационной палате.

Возникновение ипотеки на основании закона возможно при купле-продаже земельного участка в рассрочку или в кредит, если право собственности переходит с момента заключения сделки. Ипотека же возникает при переходе права собственности к покупателю с момента государственной регистрации, при этом продавец до получения последнего платежа обладает правом залога на предмет сделки - земельный участок.

Основания для обращения взыскания на заложенное имущество содержатся в п. 1 ст. 348 ГК РФ, а также в ст. 50 Закона об ипотеке. К обстоятельствам, влекущим обращение взыскания на заложенное имущество, отнесены: неисполнение или ненадлежащее исполнение должником обеспеченного залогом обязательства по обстоятельствам, за которые он отвечает, в частности неуплата или несвоевременная уплата суммы долга полностью или в части, если договором не предусмотрено иное.

Особо определяется предмет ипотеки земельных участков, предназначенных для жилищного строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства. В этом случае предметом залога по договору об ипотеке могут быть земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. Данные земельные участки передаются в обеспечение возврата кредита, предоставленного кредитной организацией на обустройство данных земельных участков посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры.

Решения об ипотеке земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, принимаются ОМС. Решения об ипотеке земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, принимаются ОГВ S РФ или ОМС, наделенными полномочиями на распоряжение указанными земельными участками в соответствии с законодательством РФ.

Аренда земли.

Ст.22 ЗК. Аренда является срочным правом пользования землей, возникающим на основании договора. Правом сдачи земельного участка в аренду обладают все собственники земельных участков. Гражданский и Земельный кодексы устанавливают общие требования к аренде земельных участков, однако в основном арендные отношения регулируются договором аренды.

Аренда - это предоставление какого-либо имущества, в данном случае земельного участка, во временное пользование за определенную плату на основе договора аренды.

Основными признаками аренды земель являются:

- срочность (действует определенный период времени, определяемый в договоре);

-платность, т.е. возмездность арендных отношений, проявляющаяся в арендной плате, выплачиваемой арендатором арендодателю;

- возвратность, т.е. по истечении срока аренды арендованное имущество - земля - подлежит возврату арендодателю.

Действующим федеральным земельным законодательством сроки договора аренды не установлены.

Договор аренды составляется в письменной форме, за исключением краткосрочной аренды на срок до одного года, который может быть заключен в устной форме и не подлежит государственной регистрации.

По истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка.

Размер арендной платы определяется договором аренды.

В соответствии с законодательством земельные участки в РФ могут предоставляться гражданам, юр.лицам, иностранным гражданам, иностранным юр.лицам, лицам без гражданства и иностранным государствам.

Арендатор земельного участка вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в залог без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. Арендатор земельного участка имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду.

В договоре должны быть четко указаны местоположение земельного участка, его целевое назначение, границы, кадастровый номер и другие признаки, позволяющие точно установить и идентифицировать соответствующий земельный участок. Эти сведения являются существенными условиями договора, поэтому при их отсутствии договор считается недействительным.

Сдача земельного участка в аренду не прекращает и не отменяет прав третьих лиц на него (права залога, права сервитута, преимущественных прав перед другими лицами т.п.).

Статья 46 ЗК РФ предусматривает основания прекращения аренды земельного участка.

Аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя в случае:

-использовании земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель;

- использовании земельного участка, которое приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;

-изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

- реквизиции земельного участка и иных случаях.

Договор аренды земельного участка прекращается:

- по соглашению сторон; - по решению суда; - по истечении срока аренды при наличии письменного заявления арендодателя.

Прекращение аренды земельного участка не допускается в период полевых сельскохозяйственных работ.

Содержание права пользования землей. Ограничение прав землепользователей.

Содержание права пользования землёй - это совокупность прав и обязанностей всех землепользователей.

Содержание права пользования землёй проявляется через фактическую эксплуатацию земельных ресурсов, использование полезных свойств земли.

Новый ЗК РФ закрепляет права собственников, т.к. они шире прав остальных (землепользователей, землевладельцев, арендаторов). Но подчёркивает, что многие права, имеющиеся у собственников и иных землевладельцев - одинаковы.

Согласно ст.40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право: 1. землепользователи вправе использовать в установленном законом порядке для собственных нужд, имеющихся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые (К общераспространённым полезным ископаемым относятся: торф, глина, песок, пресные воды, гравий.); 2.вправе обустраивать колодцы и скважины на глубины не ниже первого водоносного горизонта без специального разрешения; 3. вправе обустраивать подземные сооружения на глубину до 5 метров; 4. вправе возводить жилые, производственные, бытовые здания, строения и сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением градостроительных правил норм и других правил (гигиенических, противопожарных), 5. производить в соответствии с разрешенным использование оросительные, осушительные, мелиоративные работы, обустраивать пруды и обводненные карьеры.

Обязанности землепользователей закреплены в ст.42 ЗК РФ: 1. пользоваться земельными участками способами и приемы, которые не причиняют вред окружающей среде; 2. своевременно приступать к освоению земельных участков, если срок предусмотрен законом; 3.своевременно производить платежи за землю, производить предоставление информации в государственные органы о качественном состоянии и охране использования земель (для юр лиц); 4. не допускать загрязнения, захламления, зарастания земель сорняками, кустарниками, боле того данные действия могут перейти в ответственность уголовно или административно-правовую.

Под ограничениями понимается наличие установленных законом ущемлений, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на объект недвижимого имущества в интересах государства и общества. Ограничения не порождают самостоятельных прав.

В российском законодательстве предусмотрены две группы ограничений прав на землю.

Во-первых, это ограничения оборота земельных участков, содержание которых предполагает стеснение правообладателя в совершении действий, связанных с распоряжением земельным участком, а также ограничения субъектного состава имущественных отношений, связанных с владением, пользованием и распоряжением земельными участками.

Так, п. 4 ст. 27 ЗК РФ содержит перечень земельных участков, которые не могут быть предоставлены в частную собственность и быть объектами сделок (такие земельные участки называют "изъятыми из оборота"). В пункте 5 ст. 27 ЗК РФ указан перечень земельных участков, которые могут быть предоставлены в частную собственность только в случаях, предусмотренных федеральным законом (их называют "ограниченными в обороте"). Согласно п. 2 ст. 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся на приграничных территориях, не предоставляются на праве собственности иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам.

Во-вторых, это ограничения использования земельных участков, указанные в п. 2 ст. 56 ЗК РФ, а именно: 1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах; 2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных; 3) условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 3 ст. 56 ЗК РФ установлено, что ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных ОГВ, актами ОМС или решением суда. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок.

Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу. Это связано с тем, что данные ограничения являются частью правового режима земельного участка, который не может быть изменен владельцем земельного участка самостоятельно.

Плата за землю.

Один из основных принципов земельного законодательства – платность использования земли ( ст 1 ЗК): любое использование земли осуществляется за плату, кроме случаев, предусмотренных законом.

Статья 65. Платность использования земли. 1. Использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. 2. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах. 3. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка. 4. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. 5. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Установление и порядок платежей за землю регулируются следующими НПА: Налоговый кодекс РФ (глава 31 "Земельный налог"), ГК РФ (глава 34 "Аренда), Закон РФ "О плате за землю" в части, не противоречащей Налоговому кодексу РФ.

Цели введения платы за землю:

-стимулирование рационального использования земли; -охрана и освоение земель, которые еще не используются; -повышение плодородия почв; -выравнивание соц.-эк. условий хозяйствования на землях различного качества; -развитие инфраструктуры в насел. пунктах.

Земельный кодекс в статье 65 закрепил две формы платы за землю: Земельный налог, Арендная плата

Земельный налог – форма ежегодных платежей за пользование землей, начисляемый на пользователей (кр. арендаторов), владельцев и соб-ков по ставкам.

Ставка зем. налога – норма взимания зем. налога с единицы зем уч-ка. Размер зем. налога не зависит от рез-та исп-ия ЗУ. Зем. налог дифференцируется: -По республикам, краям, областям; -По категориям земель.

Арендная плата – форма текущих платежей за пользование землёй

Согласно ст.65 ЗК порядок определения размеров арендной платы; порядок, условия и сроки внесения арендной платы: •за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации - устанавливаются Правительством РФ •за земли, находящиеся в собственности субъекта РФ - устанавливаются органами гос. власти субъекта РФ •за земли, находящиеся в собственности муниципальных образований -устанавливаются ОМС •за земли, находящиеся в частной собственности - устанавливаются непосредственно в договоре аренды.

 


Мониторинг земель.


Нормативная база: 1)ст.67 3КРФ, 2)Положение об осуществлении мониторинга земель, 3) законы о земле субъектов РФ. Законы о земле РФ и её субъектов предусматривают ведение мониторинга земель.

Мониторинг земель - это система наблюдений за состоянием земель в целях своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов в земельном фонде. Объектом мониторинга является весь земельный фонд РФ (независимо от формы собственности и целевого назначения земель).

В то же время мониторинг ведётся и по категориям земель (мониторинг земель с/х назначения, мониторинг земель лесного, водного фондов и проч.)

В соответствии с пунктом 3 Положения об осуществлении мониторинга земель в РФ ведутся следующие виды мониторинга (в основу деления положен такой критерий, как территориальный охват земель): 1)федеральный - мониторинг всей территории РФ. 2) региональный - мониторинг земельных участков региона. 3) локальный - вплоть до мониторинга конкретного землепользования. РФ может принимать участие в проведении глобального (международного) мониторинга.

Задачи мониторинга: 1)своевременное выявление изменений состояния земельного фонда. 2) своевременная их оценка. 3) прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий
негативных процессов. 4) обеспечение граждан информацией о состоянии земель.

На основе выработанных рекомендаций разрабатывается комплекс мер экономического, правового и иного порядка по устранению выявленных негативных последствий.

По результатам оценки состояния земель, выявленным в результате проведения мониторинга, составляются оперативные сводки, доклады, научные прогнозы, различного рода рекомендации, графики движения негативных процессов, карты, схемы, планы. Согласно Положению... порядок ведения мониторинга возлагается на Федеральную службу гос. регистрации кадастра и картографии и её органы. Министерство с/х, Министерство природных ресурсов.

Мониторинг включает в себя:а) сбор информации о состоянии земель в РФ, ее обработку и хранение;

б) непрерывное наблюдение за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;

в) анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.

В зависимости от срока и периодичности проведения работ по сбору информации данные мониторинга земель делятся на: 1 базовые (данные о состоянии земель на момент начала ведения мониторинга); 2 периодические (данные о состоянии земель за определенный период); 3 оперативные (данные о состоянии земель на текущий момент).

Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, используются при подготовке государственного национального доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации, ежегодно представляемого в Правительство РФ. Эти данные используются для информационного обеспечения деятельности ОГВ, ОМС, юр. лиц и граждан.

Средства мониторинга. Применяются: дистанционное зондирование (съемки и наблюдения с космических аппаратов, с высотных самолетов, с помощью средств малой авиации и др.), наземные съемки и наблюдения и др.


Земля как объект природы, хозяйствования (пользования), собственности. Влияние этого триединства на правовое регулирование земельных отношений.

Земля - это главный природный ресурс, основной элемент природного комплекса, с которым связывается существование всего живого.

Согласно ст.9 Конституции РФ, ст. 12 ЗК РФ: земля и другие природные ресурсы являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Триединая роль земли: 1) земля - это объект природы; 2) земля - это объект собственности; 3) земля - это объект хозяйствования (пользования).

Функции земли: 1. Экологическая. Проявляется во взаимосвязи земли с живой и неживой природой. Земля - это не только часть природы, но и главный её элемент. Другие части природы (недра, леса) рассматриваются как принадлежность земли. Земля располагает верхним плодородным слоем - почвой. С почвой связывается существование жизни на Земле => задачей государства и всех землепользователей является разумное и правильное использование почвы. От этого зависит и состояние всей окружающей среды. В настоящее время постепенно идёт процесс экологизации земельного законодательства.

2) экономическая. Земля - это всеобщий предмет труда; пространственный операционный базис (в том смысле, что земля используется предприятиями социальной сферы, промышленности, транспорт и т.д.); главное средство производства. В сельском и лесном хозяйстве основная часть земель - это главное средство производства различных видов с/х продукции, с/х сырья. Земли с/х назначения обладают уникальным природным свойством - плодородием, которое даёт возможность использовать эти земли в качестве главного средства производства. В настоящее время и земли с/х назначения стали объектом оборота (предметом купли-продажи).

3) социально-оздоровительная. Земля - основа жизнедеятельности организмов. На земле расположены санатории, дома отдыха, туристические маршруты. Земля - это место обитания (проживания) граждан любого общества.

4) Земле присущ и политический аспект. Земля является объектом острой политической борьбы.

Т.о., земля многофункциональна.

Специфические свойства земли как главного природного ресурса: 1) ограниченность. В широком аспекте: Земля как одна из планет; в узком смысле: ограниченность земли в рамках территории, границ государства. Отдельного землепользователя. 2) незаменимость. Земля - это объект и основа жизни и деятельности человечества. 3) плодородие 4) неперемещаемость, постоянство 5)способность земли при правильном, рациональном использовании к восстановлению и улучшению.

В связи с тем, что земля выступает как объект природы, собственности и пользования, земельные отношения представляют собой комплекс имущественных и управленческих отношений. При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского, земельного и административного законодательства. Земельные имущественные отношения регулируются нормами гражданского и земельного права. Нормы гражданского права применяются к родственным земельным отношениям кроме случаев, когда земельное законодательство устанавливает ограничение использования земельных участков. Когда земля выступает как объект властных полномочий, для регулирования земельных отношений применяются методы административного права (властные предписания).



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.51.24 (0.02 с.)