Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности движения судна во время циркуляцииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Если руль, переложенный на борт, оставить в неизменном положении, то, как указывалось выше, судно получит боковое смещение в направлении, противоположном перекладке руля, и траектория его центра тяжести искривится в сторону, обратную повороту (рис. 2.2а). Одновременно под действием момента R ру Л начнется вращение судна вокруг оси, проходящей через центр тяжести, в направлении перекладки руля. В результате движение судна относительно воды приобретет сложный характер. Это сложное движение в каждый данный момент времени можно рассматривать как абсолютное вращение судна, состоящее из переносного вращательного движения центра тяжести С вокруг мгновенного центра O 1 с угловой скоростью ω 1 и относительного вращения вокруг центра тяжести С с угловой скоростью ω 2. Чтобы детальнее разобраться в особенностях движения судна во время циркуляции, обратимся к кинематике плоского движения тел, в частности к правилам сложения угловых скоростей. 1. При сложении двух направленных в одну сторону вращений вокруг параллельных осей абсолютное движение тела таково, что в каждый данный момент существует мгновенная ось вращения тела, параллельная осям переносного и относительного вращений и делящая расстояние между ними внутренним образом на части, обратно пропорциональные переносной и относительной угловым скоростям. Мгновенная абсолютная угловая скорость тела направлена в ту же сторону, а ее модуль равен сумме модулей этих угловых скоростей. 2. При сложении двух направленных в противоположные стороны вращений вокруг параллельных осей абсолютное движение тела таково, что в каждый данный момент существует мгновенная ось вращения тела, параллельная осям данных вращений и делящая расстояние между ними внешним образом на части, обратно пропорциональные переносной и относительной угловым скоростям. Мгновенная абсолютная угловая скорость тела направлена в сторону большей из них, а ее модуль равен разности модулей этих угловых скоростей. В рассматриваемый период циркуляции переносная и относительная угловые скорости направлены в противоположные стороны (см. рис. 2.2а). Причем почти у всех судов в самом начале циркуляции ω1>ω2. Согласно второму правилу сложения угловых скоростей мгновенная абсолютная угловая скорость вращения судна будет ω=ω1-ω2, а центр вращения расположится на продолжении радиуса О1С в расстоянии от центра тяжести . Абсолютная угловая скорость судна есть изменение его курса во времени: ω=ИК. Угловую скорость переносного движения центра тяжести можно выразить через линейную скорость v и мгновенный радиус R кривизны траектории по формуле . Наконец относительная скорость собственного вращения судна является скоростью изменения угла дрейфа, т. е. Следовательно, и . Таким образом, первоначальное изменение курса судна на циркуляции будет происходить в сторону, противоположную перекладке руля. Данный факт не является только теоретическим выводом, но и наблюдается на практике. Если при повороте в штилевую погоду внимательно следить за положением носа судна относительно отдаленного неподвижного объекта или картушкой компаса, то легко убедиться, что в самом начале поворота курс судна немного изменится в противоположную сторону. На рис. 2.2а видно, что в результате абсолютного (относительно воды) перемещения судна влево точка с углом дрейфа α=0 расположится позади центра тяжести, а местные углы дрейфа и местные линейные скорости будут больше в носовой части, чем в кормовой. Ввиду больших скоростей потока, натекающего на корпус в носовой части, точка приложения равнодействующей гидродинамических сил R к (центр сопротивлений) сместится в нос. Возникнет момент Rкyl 2, действующий согласованно смоментом R py l 1 (см. рис. 2.1). Собственное вращение судна ускорится. Вместе с тем по мере падения скорости судна будет уменьшаться поперечная сила на руле R2y. В какой-то момент сила R кy станет больше силы Rpy и траектория центра тяжести искривится в направлении поворота. Переносное и относительное вращения станут направленными в одну сторону, в сторону поворота (рис. 2.26). В соответствии с первым правилом сложения угловых скоростей абсолютная скорость вращения и его центр будут: ; . Теперь точка с углом дрейфа α=0 расположится впереди цент- ра тяжести вблизи от него. Местные углы дрейфа и линейные скорости станут больше в носовой части судна и меньше в кормовой. В результате центр сил сопротивления сместится в корму, момент Rxy l 2 изменит направление на противоположное и угловая скорость собственного вращения начнет падать. По мере падения угловой скорости а радиус абсолютного вращения судна О2С начнет увеличиваться, точка С углом дрейфа а =0 смещаться в нос, а центр сил сопротивления — в корму. Наконец, в какое-то время моменты- поперечных сил на руле и на корпусе уравновесятся: Rкуl2 = =Rpyl1; а станет равной нулю, а центр абсолютного вращения судна совпадет с центром переносного движения его центра тяжести, O2C=R. Наступит установившийся период циркуляции (рис. 2.2в). Движение судна во время циркуляции характеризуется изменениями курса, угла дрейфа и положением точки с углом дрейфа. Точка с углом дрейфа α=0 называется полюсом поворота судна. Особенность полюса поворота состоит в том, что для наблюдателя, находящегося на мостике, поворот судна кажется происходящим вокруг него. В эволюционный период положение полюса поворота связано с изменением мгновенного радиуса абсолютного вращения судна О 2 С, но никак не радиуса кривизны траектории центра тяжести (радиуса циркуляции) R.. В конце предварительного и начале эволюционного периодов полюс поворота располагается позади ЦТ судна. Однако это продолжается очень короткий промежуток времени и практически можно считать, что в начале поворота полюс находится впереди и вблизи центра тяжести. После отворота судна от первоначального курса на 20—30° полюс постепенно начинает смещаться в нос и в конце эволюционного периода располагается на расстоянии примерно 0.3 L от мидель-шпангоута. Это должно учитываться при управлении судном в узкостях. Начав поворот, судоводитель не должен полагаться на первое впечатление о характере движения судна. Следует иметь в виду, что к концу эволюционного периода полюс поворота сместится в нос и будет значительный вынос кормы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 666; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.32.53 (0.006 с.) |