Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Основные линии противоречий в социально-педагогическом процессе
Похожие статьи вашей тематики
Основной целью социально-педагогического процесса является воспитание (образование, обучение и. т. д.) личности с определенными социокультурными качествами (например, всесторонне развитой личности). Главным заказчиком в этом процессе является общество, а исполнителем — вся система образования и воспитания.
Выделяется 3 уровня конфликта:
· Макроуровень: конфликт между обществом и системой образования
· Средний уровень: конфликт между администрацией, с одной стророны, и учителями/родителями/учащимися – с другой
· Нижний уровень: конфликты учитель-ученик, родитель-ученик
Это вертикальные конфликты; помимо таких конфликтов могут существовать конфликты внутри каждого уровня – горизонтальные конфликты (ex: конфликты между учителями внутри среднего уровня)
Такая схема применима для школьного образования. К вузовскому образовательному процессу следует применить схему:
· Конфликты типа «общество — вуз»;
· Конфликты типа «ректорат — вузовский коллектив»;
· Конфликты типа: «студент — преподаватель», «преподаватель — преподаватель», «студент — студент»
Причины возникновения конфликтов в социально-педагогическом процессе
В настоящее время вся мировая система образования переживает кризис. Сущность кризиса заключается в том, что сложившаяся в XVIII—XX вв. система образования и воспитания уже не в состоянии эффективно выполнять функции социализации новых поколений.
Рассмотрим наиболее характерные для российской системы образования проблемы и причины возникновения различного рода конфликтов.
На уровне взаимодействия «общество-образование» (макроуровень) можно выделить следующие противоречия:
1. Отсутствие целостной и последовательной концепции новой образовательной политики (стратегии развития системы образования). Цель воспитать «личность коммунистического типа» устарела, но новой пока нет
2. Недостаточность финансового и материально-технического обеспечения системы образования. Недостаток финансирования ведет к таким негативным следствиям, как:
· социально-трудовые конфликты, забастовки, митинги, пикетирование государственных учреждений, голодовки и другие формы протеста.
· закрытие учебных заведений из-за нехватки средств на их содержание (отопление, электричество, ремонт и т. д.)
· сокращение государственных дотаций на школьные обеды, учебники, оборудование и другие нужды;
· крайняя неудовлетворенность работников образования материальным вознаграждением своего труда. Низкий уровень зарплаты вынуждает работников образования искать дополнительные заработки, что, безусловно, негативно сказывается на педагогическом процессе.
Вертикальные и горизонтальные конфликты на линиях взаимодействия «администрация — учитель», «учитель — учитель» и «администрация — администрация» по сути представляют типичные организационные конфликты.
Для учительских коллективов средней школы наиболее характерными являются следующие причины конфликтов:
· нетактичное отношение друг к другу;
· неудобное расписание занятий;
· непродуманные нововведения в школе;
· перекладывание чужих обязанностей на учителей;
· неравномерное распределение педагогической нагрузки;
· административные и финансовые злоупотребления.
На линии взаимодействия «учитель — родитель» главным объектом возникновения конфликтов является ученик. Учителя, как правило, обвиняют родителей в самоустранении от процесса обучения и воспитания детей, а родители, в свою очередь, обвиняют учителей в предвзятом отношении к их ребенку и/или в некомпетентности.
Конфликты типа «ученик — родители» в основном сводятся к следующим причинам:
· плохая учеба детей: мало занимаются уроками дома, много гуляют или смотрят телевизор, прогуливают уроки в школе и т. д.;
· взаимное непонимание детей и родителей;
· грубость, несдержанность в отношениях;
· борьба ребенка за самостоятельность, расцениваемая родителями, как непослушание;
· невыполнение детьми просьб и поручений родителей;
· неблагоприятная социально-психологическая обстановка в семье (пьянство, конфликты между родителями).
· Конфликты типа «учитель — ученик» возникают (по мнению самих учителей) по следующим причинам:
· нарушение дисциплины на уроке;
· плохое выполнение домашних заданий;
· нездоровые отношения между учениками.
С точки зрения учеников причинами конфликтов с учителями являются:
· оскорбления со стороны учителя, грубость, несдержанность;
· необъективность при оценке знаний;
· неинтересное ведение урока учителем; неподготовленное домашнее задание;
· пропуск уроков.
Межличностные и групповые конфликты среди учащихся школ являются обычным делом. Процесс социализации (адаптация, самоидентификация и т. д.) предполагает различного рода конфликты и не только в школьной среде. Проблема заключается в том, что сама структура построения современной массовой школы по принципу соподчинения и противопоставления («учитель-ученик», «старший-младший», «сильный-слабый», «успевающий неуспевающий» и т. д.) стимулирует детскую конфликтность. Кроме того, ученики «несут» с собой в школу в трансформированном виде все социальные противоречия нашего общества.
Причины возникновения конфликтов в системе высшего образования
Рассмотрим причины возникновения конфликтов по всем основным линиям взаимодействия в системе высшего образования. Главные причины конфликтов по линии взаимодействия «вуз — общество» обусловлены недостаточностью и нерегулярностью государственного финансирования вузовского образования. Следствием этого являются следующие негативные тенденции:
· деградация материально-технической базы вузов;
· падение престижа социального статуса преподавателя;
· снижение мотивации преподавательской деятельности;
· отток профессорско-преподавательского состава в коммерческие;
· «утечка» умов из среды академических и вузовских ученых за рубеж. Низкий уровень заработной платы преподавателей вынуждает их искать источники дополнительного заработка.
Другая группа конфликтов по линии взаимодействия «вуз — общество» непосредственно связана с процессом обучения и его результатами. Здесь можно выделить следующие противоречия:
· отставание интеллектуального и творческого уровня выпускаемых вузами специалистов от потребностей современного постиндустриального общества;
· недостаточная гибкость вузовского образования в вопросах под готовки специалистов необходимого профиля, в результате чего значительная часть выпускников оказывается невостребованной;
· невостребованность специалистов с высоким уровнем образования и интеллекта, ориентированных на академическую (фундаментальную) науку, искусство, литературу, т. е. работников высокоинтеллектуального творческого труда, которые в развитых странах находятся под защитой (правовой, экономической, социальной) государства и общества.
Конфликты по линии взаимодействия «ректорат — вузовский коллектив» в основном сводятся к двум причинам: стилю руководства (авторитарный, демократический, либеральный) учебным заведением и социально-психологическому климату в вузовском коллективе.
Конфликты типа «преподаватель — преподаватель» в основном связаны с социально-профессиональной иерархией и индивидуально-психологическими особенностями профессорско-преподавательского коллектива.
Специфика конфликтов типа «преподаватель — студент» и «студент — преподаватель» (в отличие от конфликтов типа «учитель — ученик») заключается в том, что студент в значительно большей степени является самостоятельным субъектом педагогического процесса. По сути, он выступает «заказчиком» типа образования и способен осознанно оценивать «предлагаемый ему товар».
· различия в ценностных ориентациях;
· бестактность в общении;
· различия во взаимных ожиданиях;
· уровень профессионализма преподавателя и успеваемость студентов.
Варианты предупреждения и урегулирования конфликтов в социально-педагогическом процессе
1. Необходимо избавиться от синдрома авторитаризма на всех уровнях взаимодействия в системе образования и установить демократические принципы управления, основанные на принципе партнерства, диалоге, компромиссах и консенсусе.
2. обучение преподавателей методам урегулирования и управления конфликтов
3. Повышение уровня культуры общения участников педагогического процесса
4. Перевод конфликта из деструктивного в конструктивный (NB) [4]:
· Добиться адекватного восприятия оппонентами друг друга
· Переход к диалогу
· Взаимодействие
Конфликты можно не только предупреждать, разрешать, но и прогнозировать. Для этого требуется анализ и осмысление основных компонентов конфликта;
· проблемы;
· конфликтной ситуации;
· участников конфликта;
· инцидента, провоцирующего конфликт
- №30
- 30. Конфликт в организации
- Особое место в ряду кризисных ситуаций занимают конфликты в организациях.
- Организация – это не только производственно-технологическое объединение людей и средств производства. Это также и коллектив тружеников, которые объединяют свои усилия и способности для развития производства, принимают активное участие в решении социально-экономических проблем. Организация – это такая совокупность людей, в которой индивиды объединены определенными связями и отношениями.
- В обществе функционируют различные типы организаций: предприятия, учреждения, университеты, институты, финансовые структуры, общественные организации (например, политические партии, профсоюзы и др.), ассоциативные организации (например, семья). Организации структурно состоят из целого ряда подразделений: цехов, смен, отдельных служб, бригад и др. Эти объединения выступают как первичные группы, т.е. являются социальной средой, в которой человек непосредственно контактирует с другими людьми.
- Конфликт в организации - это открытая форма существования противоречий интересов, возникающих в процессе взаимодействия людей при решении вопросов производственного и личного порядка.
- При анализе конфликта важно понять, какой тип действия лежит в его основе. Участники конфликта иррационального типа (вытекающего из состояния аффекта, гнева, паники и т.д.) действуют, игнорируя расчет, соотношение возможного выигрыша и потерь. Пример такого типа – стихийные забастовки. Их последствия обычно не совпадают с осознанными интересами и даже могут быть совершенно им противоположны.
- Участники конфликта рационального типа учитывают соотношение возможного выигрыша и издержек, шансов на победу и поражение. Такой конфликт начинается только при убеждении одной из сторон в высокой вероятности успеха.
- Субъектами, или сторонами, конфликта в организации могут выступать как частные, так и официальные лица (представители учреждений и организаций), как отдельные сотрудники, так и целые группы.
- Степень участия сторон в конфликте может быть различна: от непосредственного противодействия до опосредованного воздействия на ход конфликта. Исходя из этого, выделяют:
- 1) основных участников,
- 2) группы поддержки,
- 3) других участников.
- Основные участники – это противодействующие стороны. Их интересы несовместимы и действия направлены друг против друга.
- Группы поддержки – участники конфликта, но играющие, скажем, второстепенную роль. Они могут:
- - влиять на ход конфликта и иметь свои интересы;
- - не преследовать корыстных интересов и не влиять на ход борьбы. Но они могут быть случайно втянуты в конфликт или могут манипулировать другими для достижения своих целей;
- - содействовать развитию конфликта советами, помощью или другими средствами;
- - являться организаторами конфликта, планировать конфликт и его развитие. Они могут выступать как самостоятельные участники конфликтов (например, стачкомы).
- К другим участникам относятся посредники и судьи. Это строго нейтральные лица. Они стремятся предотвратить, остановить или разрешить конфликт.
- В организациях различают:
- 1) внутренние конфликты;
- 2) конфликты с внешней средой.
- 1. Внутренние конфликты возникают в рамках организации (предприятия) и разрешаются, как правило, через существующие нормативы и соглашения, т.е. так называемые правила игры, принятые на определенном уровне и между заинтересованными сторонами. К этим конфликтам относятся:
- 1) межиндивидуальный конфликт - расхождение личных целей сотрудников. Примером такого конфликта может служить конфликт между авторитарным стилем управления руководителя и стремлением некоторых подчиненных к инициативе и творчеству;
- 2) внутригрупповой конфликт - между соперничающими сотруд-никами внутри подразделения или между руководителями подразделений по вопросу "Кто важнее в иерархии отдела или предприятия?". Здесь часто возникают смешанные мотивации, связанные с амбициями, карьерными целями;
- 3) межгрупповой конфликт - например, конфликт между совладельцами предприятий. Эта ситуация особенно сложна, если собственность поделена между органами власти (федеральная, муниципальная собственность) и частными лицами.
- 2. Конфликты с внешней средой - это конфликты в большинстве своем руководителей и владельцев предприятий с конкурентами, клиентами, поставщиками, с собственным профсоюзом.
- Конфликты в организациях порождаются определенной конфликтной ситуацией, которая может существовать задолго до прямого столкновения ее участников. Понятие конфликтной ситуации не совпадает с понятием конфликта, ибо характеризует лишь предпосылку, создает почву для возникновения реального конфликта, а также реальные действия сторон по отстаиванию своих интересов.
- Наиболее характерными признаками конфликтных ситуаций в организациях могут быть:
- - унижение достоинства личности в официальной и неофициальной обстановке;
- - уклонение от выполнения указаний, распоряжений непосредственных руководителей;
- - негативные высказывания в адрес члена коллектива, словесные или физические оскорбления;
- - замкнутость, равнодушие, уединение, подавленность отдельных работников.
· Миллионы людей во всем мире по утрам с ужасом думают о том, что им надо идти на работу. Постепенно многие из них впадают в отчаяние, у них развивается депрессия, они серьезно заболевают, некоторые увольняются. Причина всему - эмоциональное насилие в коллективе. Можно выделить два понятия «моббинг» и «буллинг». Моббинг - это коллективный психологический террор, травля работника со стороны его коллег, подчиненных или начальства, осуществляемые с целью заставить его подать заявление об уходе. Средствами достижения цели являются распространение слухов, запугивание, социальная изоляция и в особенности унижения. В результате этого непрекращающегося крайне выраженного враждебного отношения психическое и физическое состояние человека, ставшего жертвой такого преследования, может сильно ухудшиться. Хотя моббинг и буллинг - схожие понятия, буллинг - это преследование «один на один», регулярное негативное поведение одного работника по отношению к другому работнику или к целой группе работников. Первым, кто употребил этот термин для обозначения этого феномена, был Эндрю Адамс, так появилось понятие "workplace bullying" (1990 г.). Буллинг может выражаться в высокомерном отношении к сотруднику, когда все его действия критикуются и даже высмеиваются, при буллинге "нападающий" часто пытается всеми способами доказать "непрофессионализм", профнепригодность своей "жертвы".
· Решающая роль в борьбе с моббингом и буллингом принадлежит руководству организации. Необходимо не только внимательно отслеживать и на корню пресекать возможные проявления эмоционального насилия в коллективе. Важно постараться предотвратить их появление. Сделать это можно с помощью стандартов поведения, вписанных в философию компании в области безопасности: положения о строгой рабочей этике, честности и отказе от интриг, об отношении сотрудника к имуществу и интересам фирмы.
№31
Межкультурные и религиозные конфликты и их проявление в современном мире;
Вид и уровень конфликта
| Природа конфликта
| Назначение и способ преодоления
| Примечания
Примеры
| Внутриэтнический
| Различные альтернативные этноса борются друг с другом ввиду наличия разных ценностных ориентаций и несхожих идеологий.
| Создание сети организаций, особой инфраструктуры предотвращения и урегулирования внутренних конфликтов.
| Конфликт межу Англией и ее колониями.
| Межэтнический
| Происходят между отдельными представителями, социальными группами различных этносов (конфронтация двух или нескольких этносов). Природа межэтнических конфликтов кроется во влиянии ряда факторов – этнопсихологическом, социокультурных различий, социально-экономическом и политическом факторе.
| Назначение: борьба за предотвращения ущемления прав того или иного этноса, борьба за ресурс.
Способ преодоления:
- Тактические решения – регулирование конфликтов путем силового, давления на его участников - Создание сети организаций, особой инфраструктуры предотвращения и урегулирования внутренних конфликтов.
- Оперативные решения (устройство беженцев).
- Стратегические решения
| Конфликт между басками и корсиканцами
| Внутригосударственный
| Между двумя или несколькими политическими субъектами, представленными государственными или общественными организациями, а также различными социальными, этническими и религиозными группами, характеризующееся противоборством и враждебностью, с применением мирных или насильственных средств для достижения своих целей.
| Обращение к международным организациям, переговоры, поиск компромисса, консенсус.
| Гражданские беспорядки, внутренний терроризм.
| Межгосударственный
| Основа: столкновение национально-государственных интересов конфликтующих сторон. Субъектами выступают государства и коалиции.
Является продолжением политики государств-участников. Современные межгосударственные конфликты локально и глобально влияют на международные отношения.
| Межгосударственные конфликты могут быть связаны с конфликтами идеологий, с целью политического господства, с экономическими интересами, с территориальными интересами, с религиозной идеологией.
Способ преодоления:
1.Строгое соблюдение всеми странами принципа мирного сосуществования.
2.Последовательное и равномерное сокращение вооружений.
3. Усиление роли международных межправительственных организаций.
| Холодная война между США и СССР, США и Афганистан, Грузия и Абхазия.
| Международный
| Связан с проявлением напряженности в отношениях между нациями либо социальными группами, выходящим за рамки одного государства.
| Способ преодоления:
Усиление роли международных межправительственных организаций. Сдерживающую функцию должны выполнять Совет Безопасности и Генеральная ассамблея ООН.
| Конфликт между евреями и другими нациями.
| Трудовой конфликт с участием иностранных рабочих (трудовых мигрантов)
| Это вид социального конфликта, объектом которого являются трудовые отношения и условия их обеспечения.
| Назначение:
- социальная интеграция предприятия.
- Инновационная, творческая функция
- Социально-психологическая функция трудового конфликта – приводит к изменению социально-психологического климата в коллективе.
Способ преодоления:
- Создание коллективный договор.
- Комиссии по трудовым спорам, примирительные комиссии и арбитражные суды.
| Демонстрация с требованием повышения заработной платы, улучшения качества условий труда.
|
Природа конфликта в этнических, этнокультурных и этнополитических отношениях.
Тип отношений
| Причины возможных конфликтов
| Потенциал конфликта
| Способы разрешения
| Примеры
| Этнические отношения
| - Депривация.
- Коллективные интересы группы.
- Интересы элиты, намеренное разжигание конфликта.
- Исторические причины (депортации народов, несправедливости административно-территориальной иерархии народов, произвольная перекройка границ национальных образований).
- Инерционный фактор (растущее отчуждение народов; этнофобии и ксенофобии как следствие вооруженных (изначально не этнических) конфликтов).
| В массовом сознании этнический конфликт воспринимается как большая беда, как нечто однозначно негативное.
| Создание сети организаций, особой инфраструктуры предотвращения и урегулирования внутренних конфликтов
| Русское население в странах Прибалтики.
| Этнокультурные отношения
| Конфликт ценностей возникает на основе существенных различий и даже несовместимых элементов в ценностных структурах различных народов. Формирование ценностных систем протекает на этапе ранней социализации этноса, когда складываются такие важнейшие нормы и ценности, как отношение к человеку и личности, к соседним народам и взаимодействию с ними, когда складываются основные принципы морали и нравственности.
| Характер его протекания (чередования латентных и актуализированных состояний) неравномерен.
| - Проявлять интерес к этнокультурному многообразию, особенно к культурам малочисленных народов.
- Проводить многочисленные фестивали этнических культур.
- Отмечать традиционные праздники.
- Открывать новые этнические музеи.
| Российское государство и народыСеверного Кавказа
| Этнополитические отношения
| Под этнополитическим понимается конфликт с определенным уровнем организационного политического действия, общественных движений, массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской войны, в которых противостояние происходит по различиям в этнической общности.
Причина: нарушение прав той или иной нации или этнической группы, справедливости и равноправия в межнациональных отношениях.
| Различаясь по масштабам, социальному значению, происхождению, "возрасту", напряженности, этнополитические конфликты имеют одну "конечную природу", способствующую этнической мобилизации.
| Чтобы разобраться в существе этнополитических конфликтов, необходимо знать какие политические силы участвуют в них, кто организаторы и исполнители противоборства на этнической почве. Замечено, что не все члены этнической группы в равной мере участвуют в этнополитическом конфликте.
| Социально-экономические конфликты на территории бывшего СССР.
|
Задание 4.3.2 Природа консенсуса в этнических, этнокультурных и этнополитических отношениях.
Тип отношений
| Основания консенсуса
| Потенциал консенсуса
| Способы достижения
| Примеры
| Этнические отношения
| Учет интересов всех этнических групп той или иной страны в целях укрепления сплоченности и единства государства
| Высокий потенциал консенсуса ввиду возможности разрешения и предотвращения конфликтов в этой сфере.
| - Нормативная и законодательная база, дающая гарантии этническим группам на равные права и свободы;
- обеспечение равных прав при обучении и последующем трудоустройстве;
- Изучение культуры этнических групп;
Учет их интересов.
| Африканцы, проживающие на территории Франции и непосредственно Французы
| Этнокультурные отношения
| Партнерские отношения стран с учетом их специфических культурных особенностей, взаимодействие регионов и их равные права.
| Возможен на компромиссной основе, в любом случае учесть все пожелания сторон нет возможности, поэтому необходимы взаимные уступки.
| - Законодательная база;
- Политика учета интересов данной стороны
- компромисс .
| Россия и Кавказ
| Этнополитические отношения
| Восстановление прав той или иной нации или этнической группы, справедливости и равноправия в межнациональных отношениях.
| Этнополитический конфликт легче погасить в самом начале, в зародыше. Если конфликт перешел в длительную стадию, принял затяжной характер – то его разрешение становится трудным, иногда с необратимыми последствиями.
| - Этнические признаки человека не должны быть основанием ни для льгот и привилегий, ни для дискриминации и притеснений. Тогда не будет конфликтов по поводу занятия должностей (по принципу этнической принадлежности), использования национальных языков, территориальных споров.
- Прогнозирование (устранить конфликты на этнической почве – нереально, поэтому предвидеть возникновение таких конфликтов – значит иметь возможность своевременно принять должные меры по предупреждению, локализации или скорейшему, с наименьшими потерями, разрешению).
- Метод альтернативы (применение нестандартного выбора из предлагаемых вариантов решения. Например: "обмен территории на мир" или экономическая, территориальная уступка в обмен на получение льгот, восстановление прав определенной этнической группы).
| Грузино-Абхазский конфликт
|
|