Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные линии противоречий в социально-педагогическом процессеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основной целью социально-педагогического процесса является воспитание (образование, обучение и. т. д.) личности с определенными социокультурными качествами (например, всесторонне развитой личности). Главным заказчиком в этом процессе является общество, а исполнителем — вся система образования и воспитания. Выделяется 3 уровня конфликта: · Макроуровень: конфликт между обществом и системой образования · Средний уровень: конфликт между администрацией, с одной стророны, и учителями/родителями/учащимися – с другой · Нижний уровень: конфликты учитель-ученик, родитель-ученик Это вертикальные конфликты; помимо таких конфликтов могут существовать конфликты внутри каждого уровня – горизонтальные конфликты (ex: конфликты между учителями внутри среднего уровня) Такая схема применима для школьного образования. К вузовскому образовательному процессу следует применить схему: · Конфликты типа «общество — вуз»; · Конфликты типа «ректорат — вузовский коллектив»; · Конфликты типа: «студент — преподаватель», «преподаватель — Причины возникновения конфликтов в социально-педагогическом процессе В настоящее время вся мировая система образования переживает кризис. Сущность кризиса заключается в том, что сложившаяся в XVIII—XX вв. система образования и воспитания уже не в состоянии эффективно выполнять функции социализации новых поколений. Рассмотрим наиболее характерные для российской системы образования проблемы и причины возникновения различного рода конфликтов. На уровне взаимодействия «общество-образование» (макроуровень) можно выделить следующие противоречия: 1. Отсутствие целостной и последовательной концепции новой образовательной политики (стратегии развития системы образования). Цель воспитать «личность коммунистического типа» устарела, но новой пока нет 2. Недостаточность финансового и материально-технического · социально-трудовые конфликты, забастовки, митинги, пикетирование государственных учреждений, голодовки и другие формы протеста. · закрытие учебных заведений из-за нехватки средств на их содержание (отопление, электричество, ремонт и т. д.) · сокращение государственных дотаций на школьные обеды, учебники, оборудование и другие нужды; · крайняя неудовлетворенность работников образования материальным вознаграждением своего труда. Низкий уровень зарплаты вынуждает работников образования искать дополнительные заработки, что, безусловно, негативно сказывается на педагогическом процессе.
Вертикальные и горизонтальные конфликты на линиях взаимодействия «администрация — учитель», «учитель — учитель» и «администрация — администрация» по сути представляют типичные организационные конфликты. Для учительских коллективов средней школы наиболее характерными являются следующие причины конфликтов: · нетактичное отношение друг к другу; · неудобное расписание занятий; · непродуманные нововведения в школе; · перекладывание чужих обязанностей на учителей; · неравномерное распределение педагогической нагрузки; · административные и финансовые злоупотребления. На линии взаимодействия «учитель — родитель» главным объектом возникновения конфликтов является ученик. Учителя, как правило, обвиняют родителей в самоустранении от процесса обучения и воспитания детей, а родители, в свою очередь, обвиняют учителей в предвзятом отношении к их ребенку и/или в некомпетентности. Конфликты типа «ученик — родители» в основном сводятся к следующим причинам: · плохая учеба детей: мало занимаются уроками дома, много гуляют или смотрят телевизор, прогуливают уроки в школе и т. д.; · взаимное непонимание детей и родителей; · грубость, несдержанность в отношениях; · борьба ребенка за самостоятельность, расцениваемая родителями, как непослушание; · невыполнение детьми просьб и поручений родителей; · неблагоприятная социально-психологическая обстановка в семье (пьянство, конфликты между родителями). · Конфликты типа «учитель — ученик» возникают (по мнению самих учителей) по следующим причинам: · нарушение дисциплины на уроке; · плохое выполнение домашних заданий; · нездоровые отношения между учениками.
С точки зрения учеников причинами конфликтов с учителями являются: · оскорбления со стороны учителя, грубость, несдержанность; · необъективность при оценке знаний; · неинтересное ведение урока учителем; неподготовленное домашнее задание; · пропуск уроков. Межличностные и групповые конфликты среди учащихся школ являются обычным делом. Процесс социализации (адаптация, самоидентификация и т. д.) предполагает различного рода конфликты и не только в школьной среде. Проблема заключается в том, что сама структура построения современной массовой школы по принципу соподчинения и противопоставления («учитель-ученик», «старший-младший», «сильный-слабый», «успевающий неуспевающий» и т. д.) стимулирует детскую конфликтность. Кроме того, ученики «несут» с собой в школу в трансформированном виде все социальные противоречия нашего общества. Причины возникновения конфликтов в системе высшего образования Рассмотрим причины возникновения конфликтов по всем основным линиям взаимодействия в системе высшего образования. Главные причины конфликтов по линии взаимодействия «вуз — общество» обусловлены недостаточностью и нерегулярностью государственного финансирования вузовского образования. Следствием этого являются следующие негативные тенденции: · деградация материально-технической базы вузов; · падение престижа социального статуса преподавателя; · снижение мотивации преподавательской деятельности; · отток профессорско-преподавательского состава в коммерческие; · «утечка» умов из среды академических и вузовских ученых за рубеж. Другая группа конфликтов по линии взаимодействия «вуз — общество» непосредственно связана с процессом обучения и его результатами. Здесь можно выделить следующие противоречия: · отставание интеллектуального и творческого уровня выпускаемых вузами специалистов от потребностей современного постиндустриального общества; · недостаточная гибкость вузовского образования в вопросах под · невостребованность специалистов с высоким уровнем образования и интеллекта, ориентированных на академическую (фундаментальную) науку, искусство, литературу, т. е. работников высокоинтеллектуального творческого труда, которые в развитых странах находятся под защитой (правовой, экономической, социальной) государства и общества. Конфликты по линии взаимодействия «ректорат — вузовский коллектив» в основном сводятся к двум причинам: стилю руководства (авторитарный, демократический, либеральный) учебным заведением и социально-психологическому климату в вузовском коллективе. Конфликты типа «преподаватель — преподаватель» в основном связаны с социально-профессиональной иерархией и индивидуально-психологическими особенностями профессорско-преподавательского коллектива. Специфика конфликтов типа «преподаватель — студент» и «студент — преподаватель» (в отличие от конфликтов типа «учитель — ученик») заключается в том, что студент в значительно большей степени является самостоятельным субъектом педагогического процесса. По сути, он выступает «заказчиком» типа образования и способен осознанно оценивать «предлагаемый ему товар». · различия в ценностных ориентациях; · бестактность в общении; · различия во взаимных ожиданиях; · уровень профессионализма преподавателя и успеваемость студентов.
Варианты предупреждения и урегулирования конфликтов в социально-педагогическом процессе 1. Необходимо избавиться от синдрома авторитаризма на всех уровнях взаимодействия в системе образования и установить демократические принципы управления, основанные на принципе партнерства, диалоге, компромиссах и консенсусе. 2. обучение преподавателей методам урегулирования и управления конфликтов 3. Повышение уровня культуры общения участников педагогического процесса 4. Перевод конфликта из деструктивного в конструктивный (NB) [4]: · Добиться адекватного восприятия оппонентами друг друга · Переход к диалогу · Взаимодействие Конфликты можно не только предупреждать, разрешать, но и прогнозировать. Для этого требуется анализ и осмысление основных компонентов конфликта; · проблемы; · конфликтной ситуации; · участников конфликта; · инцидента, провоцирующего конфликт
· Миллионы людей во всем мире по утрам с ужасом думают о том, что им надо идти на работу. Постепенно многие из них впадают в отчаяние, у них развивается депрессия, они серьезно заболевают, некоторые увольняются. Причина всему - эмоциональное насилие в коллективе. Можно выделить два понятия «моббинг» и «буллинг». Моббинг - это коллективный психологический террор, травля работника со стороны его коллег, подчиненных или начальства, осуществляемые с целью заставить его подать заявление об уходе. Средствами достижения цели являются распространение слухов, запугивание, социальная изоляция и в особенности унижения. В результате этого непрекращающегося крайне выраженного враждебного отношения психическое и физическое состояние человека, ставшего жертвой такого преследования, может сильно ухудшиться. Хотя моббинг и буллинг - схожие понятия, буллинг - это преследование «один на один», регулярное негативное поведение одного работника по отношению к другому работнику или к целой группе работников. Первым, кто употребил этот термин для обозначения этого феномена, был Эндрю Адамс, так появилось понятие "workplace bullying" (1990 г.). Буллинг может выражаться в высокомерном отношении к сотруднику, когда все его действия критикуются и даже высмеиваются, при буллинге "нападающий" часто пытается всеми способами доказать "непрофессионализм", профнепригодность своей "жертвы". · Решающая роль в борьбе с моббингом и буллингом принадлежит руководству организации. Необходимо не только внимательно отслеживать и на корню пресекать возможные проявления эмоционального насилия в коллективе. Важно постараться предотвратить их появление. Сделать это можно с помощью стандартов поведения, вписанных в философию компании в области безопасности: положения о строгой рабочей этике, честности и отказе от интриг, об отношении сотрудника к имуществу и интересам фирмы. №31 Межкультурные и религиозные конфликты и их проявление в современном мире;
Природа конфликта в этнических, этнокультурных и этнополитических отношениях.
Задание 4.3.2 Природа консенсуса в этнических, этнокультурных и этнополитических отношениях.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.43 (0.011 с.) |