Победа, примирение и компромисс. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Победа, примирение и компромисс.



Победа для Зиммеля – простейший и наиболее радикальный способ перехода от борьбы к миру. Он уделяет внимание лишь тем разновидностям победы, которые являются следствием не только перевеса одной из сторон, но и хотя бы частичного осознания бессилия, смирения с победой противника другой, – еще до того, как исчерпаны силы и возможности и прежде, чем исход противоборства стал очевидным. Зиммель стремится объяснить этот феномен возможным влиянием аскетической тенденции; учетом не только своих сил, но и слабостей; стремлением к самосмирению, недостаточно сильным, чтобы отказаться от борьбы, но проявляющимся в ее ходе; ощущением, что благороднее сдаться и избежать демонстрации собственного поражения, чем до конца уповать на маловероятную победу. В добровольности признания себя побежденным, отмечает Зиммель, заключается, в конечном счете, последнее доказательство силы субъекта, который, по крайнем мере, может еще что-то подарить победителю. Поэтому иногда в межличностных конфликтах уступки, сделанные одной стороной прежде, чем другая фактически победила, воспринимаются последней как оскорбление – словно она является более слабой, которой уступают без необходимости.

Другой формой окончания конфликта, рассматриваемой в "Социологии", является компромисс. Зиммель очень высоко оценивал роль компромисса в общественной жизни. По его словам, "компромисс, особенно компромисс, достигаемый путем обмена, принадлежа к повседневной и естественной жизненной технике, является одним из величайших изобретений человечества" [1, S. 329]. Всякий обмен вещами, товарами – это компромисс, позволяющий уменьшить издержки, избежать борьбы или закончить ее прежде, чем результат определит сила. Зиммель подчеркивает: каждый обмен предполагает, что ценности и интересы имеют объективный характер.

Компромисс возможен далеко не всегда, а прежде всего в таких случаях, когда борьба ведется за объекты с исчисляемой стоимостью и возможна их эквивалентная замена или компенсация. По мнению Зиммеля, ни в коем случае возможность компромисса не определяется только тем, может ли награда за борьбу быть поделена между сторонами. В определенных случаях вероятность компромисса путем раздела проблематична: между соперниками за благосклонность женщины, между претендентами на приобретение одного и того же раритета, а также в борьбе, мотивами которой являются ненависть и месть.

Но компромисс возможен и в борьбе за неделимые предметы, если они заменимы: объект борьбы достается только одному, а другой вознаграждается за уступчивость иной ценностью. Это зависит от склонности сторон заканчивать антагонизм уступкой и компенсацией. Такого рода компромиссные ситуации колеблются между случаями чистого своенравия, когда наиболее рациональные и щедрые варианты решения, ради которых участник конфликта мог бы охотно отказаться и от предмета борьбы, отклоняются только потому, что они предложены противником, и случаями, когда сторона добровольно уступает объект конфликта другому и соглашается на компенсацию, замещающая способность которой остается загадкой для постороннего наблюдателя. [1, S. 329]. Идея эквивалентной замены, с помощью которой можно придать гибкость конфликту, позднее широко распространилась в социологии.

В отличие от компромисса, примирение характеризуется Зиммелем как чисто субъективная форма завершения конфликта, под которой он подразумевает первоначальную установку на окончание борьбы независимо от объективных условий, являющуюся причиной, а не следствием компромисса или другого способа урегулирования спора.

№9

Конфликт по Г. Зиммелю:

Годы жизни: (1858-1918). Он впервые ввел в научный оборот понятие «социология конфликта»[1]. Так же, как и Маркс, Зиммель полагал, что конфликт в обществе неизбежен и ведет к социальным изменениям. Выделил позитивное значение конфликта и его интегративную роль в формировании общественных структур и обновлении культуры.

Конфликт это: неотъемлемое и естественное явление социальной действительности, стимулирующее развитие общества. Неизбежность конфликта заключена в самой природе человека (эгоизм и враждебность)

Источник социального конфликта: противоречие между формами общественной жизни и индивидами, которые составляют общество (исходный конфликт между формами индивидуализации и формами социализации, между индивидом и культурой). Часто, стремясь к самоопределению и реализации своих способностей, индивид вступает в конфликт с обществом- интересы лежат и вне рамок общественной деятельности. И т.д.

Главная особенность конфликта: с началом конфликта в группе происходит активная централизация и сплочение. Объединяющее значение борьбы выступает в таких факторах: усиление единства в сознании и действиях, большее сплочение группы, а также возможность объединения для борьбы людей и групп, которые в мирной ситуации не имели понятия друг о друге, формируется идентичность группы. Борьба может усилить единство, а также повод к нему.

Два типа объединения групп в ходе конфликта:

1. Существует группа как единое целое. Ее единство резко усилится, когда на пути своего развития она столкнется с конфликтом. 2. Появление «общего врага» у людей, которые ранее могли не иметь отношения друг к другу, может стать причиной их сплочения и создания новой группы.

Сплочение групп часто происходит для практической необходимости, поэтому иногда и неплохо, что у группы имеется общий враг, т.к. он удерживает ее как целое.

Еще одна особенность: Зиммель говорит о возможности единства повлечь за собой антагонизм. «Чем больше равенство между сторонами, тем глубже и сильнее должна волновать сознание вражда. Люди, у которых много общего, часто куда горше, несправедливее обижают друг друга, чем совершенно чужие. Преимущественно это происходит именно в силу их немногих различий, а всякий мельчайший антагонизм приобретает иное относительное значение, чем это бывает между людьми более отчужденными, с самого начала взаимно ориентированными на возможные различия»[2]. Здесь Зиммель говорит и о многочисленных острых семейных конфликтах. На высшей ступени духовного единения даже самое малое, незначительное расхождение ощущается особо сильно.

Два принципа ведения конфликта: оппозиция и отталкивание. Пример: Индийская социальная система, в основе которой деление общества на касты, взаимно отталкивающие друг друга. Отсутствует социальная мобильность - невозможен переход из одной касты в другую. Такое взаимное отталкивание стабилизирует социальную структуру, предписывает элементам системы их место в едином целом. Оппозиция также не несет в себе единственно негативные последствия, по Зиммелю, можно выделить ее функцию «обобществления» (букв. с нем.) - это непрерывное взаимодействие в обществе, через которое индивиды социализируются. Оппозиция, каким бы парадоксом это ни было, способна сохранять отношения, это неравнодушие людей друг к другу, не подавление отношений, напротив, она порождает обдуманное проявление себя, оживление в отношениях.

Функции конфликта:

1. установление и поддержание самотождественности и границ обществ и социальных групп внутри них и по отношению к внешним системам

2. «структурализация проявлений враждебности и взаимных антагонизмов» с целью придания им социально приемлемых форм и способов разрешения

3. создание предпосылок для формирования социальной практики, открытой изменениям и реформам

4. поддержание тесного сотрудничества в малых группах, в которых конфликтная тенденция сливается с тенденцией униформизации

5. разрешение повседневных противоречий, постоянно возникающих на всех уровнях социального бытия. Конфликт вскрывает противоречие и тем самым смягчает или даже снимает напряженность между его участниками.

Георг Зиммель не отрицал его негативные последствия. Дисфукнциональны конфликты те, которые не имеют объективных причин.

Формы ведения конфликта:

- состязание (борьба-игра, в которую также входит правовой и идеологический споры). В борьбе-игре борются, чтобы бороться, есть кодекс чести.

- личная враждебность,

- внутригрупповая вражда- проявление своеобразной социальной ненависти. Она возникает не вследствие личных мотивов, а поскольку какой-либо член группы может быть опасен для нее как целого

- ревность

- конкуренция- один из наиболее распространенных видов взаимодействия между людьми. Социологическая сущность конкурентной борьбы в том, что она опосредована, направлена на объективную цель. Она не предполагает нанесение ущерба сопернику, скорее это стремление обоих сторон к общей цели. В протекании этого конфликта нет этапов наступлений или же отступлений сторон, так как объект конфликта не имеется на руках ни у одного противника.

Итак, в соответствии с этим, кажется, что люди в обществе постоянно вступают в конкурентные отношения, растрачивая силы, вместо того, чтобы работать сообща. Но Зиммель говорит, что конкуренция, прежде всего, имеет объединяющую функцию - она выявляет слабые и сильные стороны противников, предлагая варианты, образцы изменения.

Разрешение конфликта Зиммель связывает с часто неосознанной готовностью пойти на уступки одной из сторон. Основной причиной является не только истощение от борьбы, но и стремление к миру. На каком-то этапе эта потребность может перевесить врожденную агрессивность.

Социолог считает основными способами завершения конфликта следующие: победа, примирение и компромисс. Так же конфликт может иметь бесконечное течение, став «привычкой».

№10

Козер критиковал функционализм за то,что они не предусматривали конфликт в системе и считали его разрушительной силой. Конфликт порождается самой общественной системой,самим обществом,когда нормы начинают сдерживать.В тоталитарных обществах –раскол на два враждебных класса,конфликт подрывает обществ согласие и грозит разрушить соц порядок насильств путем. В демократич обществах сущ институты, кото оберегают общ согласие и обращают энергию конфликтов в пользу общества.

Негативные функции:

-ухудшение соц климата,снижение производительности труда,увольнение части работников в целях разрешения конфликтов

-неадекватное восприятие и непонимание конфликтующими сторонами друг друга

-уменьшение сотрудничества между сторонами

-победа ради победы, а не ради реальной цели

-матер и экономич затраты

Задача-ограничить негативные функции и использвать позитивные:

-толкает соц систему к развититю,прогрессу

-участники лучше узнают друг друга

-структурирование социальных групп,создание организаций,сплочение коллектива

-стимуляция активности людей

-стимуляция развития людей,роста чувства ответственности и осознание своей значимости

-снимает напряженность,дает выход эмоциям

-диагностич функция-выявляет реальные причины конфликта

Также выделил основные характеристики конфликта:

Остроту,длительность,интенсивность,последствия,причины

 

Причины конфликта - то, вокруг чего развивается конфликт.

Наличие противоположных ориентаций. У каждого индивида и социальной группы имеется определенный набор ценностных ориентации относительно наиболее значимых сторон социальной жизни(например,отношение к собственности,к труду)

Идеологические причины. Активное отстаивание своих позиций, более сложное противоречие в том смысле,что прийти к консенсусу означает отказаться от своих идей, что может показаться унизительным и оскорбительным для носителя этих идей.

Причины конфликта, заключающиеся в различных формах экономического и социального неравенства. Этот тип причин связан со значительным различием в распределении ценностей (доходов, знаний, информации, элементов культуры и т.п.) между индивидами или группами. Неравенство в распределении ценностей существует повсеместно, но конфликт возникает только при такой величине неравенства, которая расценивается одной из социальных групп как весьма значительная

Причины конфликтов, лежащие в отношениях между элементами социальной структуры, появляются в результате разного места, которое занимают структурные элементы в обществе, организации или упорядоченной социальной группе. Конфликт по этой причине может быть связан, во-первых, с различными целями, преследуемыми отдельными элементами. Например, одна область (административная единица) государства стремится к самостоятельности, а другая (скажем, административный центр), наоборот, пытается не допустить самостоятельности. На этой основе, может развиться конфликт между центром и периферией. Во-вторых, конфликт по этой причине бывает связан с желанием того или иного структурного элемента занять более высокое место в иерархической структуре. Например, подразделение организации стремится стать влиятельнее и занять более высокое место в структуре организации с целью получения большей доли ресурсов. Конфликт происходит, когда другие подразделения стремятся к той же цели при ограниченных ресурсах.

Острота - степень интенсивности социальных столкновений, в результате которых в короткий промежуток времени расходуется большое количество психологических и материальных ресурсов. Для острого конфликта характерны в основном открытые столкновения. Острота конфликта в наибольшей степени зависит от социально-психологических характеристик противоборствующих сторон, а также от ситуации, требующей немедленных действий. Если посторонние поддерживают одного из них, то конфликт может приобрести еще более острый характер. Очевидно, что острый конфликт бывает гораздо более кратковременным, чем конфликт с менее сильными столкновениями и с большими перерывами между ними. Однако острый конфликт безусловно более разрушителен, он наносит значительный урон ресурсам противников, их престижу, статусу и психологическому равновесию. Особенно острыми бывают конфликты в системах с первичными связями. Это понятно: ведь в таком случае противники постоянно видят друг друга. Острыми являются также конфликты, которые подогреваются прежними непримиримыми противоречиями, серьезными обидами или основаны на мести, кровавых инцидентах.

I. Чем больше осуществляется условий, вызывающих возникнове­ние конфликта, тем он острее".

П. Чем больше эмоций вызывает конфликт у тех, кто в нем участвует, тем острее сам конфликт6

III.Чем более жесткой является социальная структура, тем мень­ше в ней будет институциализированных средств, позволяющих гасить конфликты и напряженность, тем острее будет конфликт.

|V. Чем больше группы, вовлеченные в конфликт, преследуют свои реалистические (объективные) интересы, тем мягче кон­фликт11.

V.Чем больше конфликт в группе связан с наиболее существен­ными ценностями и проблемами, тем он острее

 

 

Длительность -

I.Чем меньше единодушия проявляют конфлнкующие стороны от­
носительно целей конфликта, тем продолжительнее конфликт6

II.Чем лучше лидеры конфликтных групп сумеют понять, что за
то, чтобы полностью достичь своих целей, нужно заплатить го­
раздо дороже, чем за то, чтобы одержать победу, тем менее
продолжительным будет конфликт.

III.Чем лучше лидеры каждой из конфликтующих групп умеют
убеждать своих последователей в необходимости положить ко­
нец конфликту, тем он менее продолжителен.

 

 

Функции (последствия):интегративные и деструктивные.

Дезинтегративные последствия конфликтов Интегративные последствия конфликтов
усиливают ожесточение; ведут к разрушениям и кровопролитию; ведут к внутригрупповому напряжению; разрушают нормальные каналы кооперации; отвлекают внимание членов группы от насущных проблем. определяют выход из сложных ситуаций; приводят к разрешению проблем; усиливают групповую сплоченность; ведут к заключению союзов с другими группами; приводят группу к пониманию интересов ее членов

 

№11



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 727; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.8.34 (0.036 с.)