Манипулирование и принуждение в переговорах. Виды переговорного прессинга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Манипулирование и принуждение в переговорах. Виды переговорного прессинга



Манипуляции на переговорах. Давление может быть как в открытой, так и в скрытой форме. В последнем случае это – чистой воды манипуляция. К таким приемам относятся, например, ссылка на авторитет, выдергивание из контекста отдельных фраз, искажающих смысл, шутки-высмеивания, лесть.

Вот список типичных манипуляций, основанных на «правилах приличия»:

- Патетическая просьба «войти в положение». Ожидаемая реакция – вызвать благосклонность и великодушие. Способ противодействия: не брать на себя обязательств.

- Создается видимость того, что позиция оппонента слишком сложна для понимания. Ожидаемая реакция – принудить партнера раскрыть больше информации, чем надо. Способ противодействия: спросить о том, что именно неясно.

- Партнер изображает из себя «слишком делового», делая вид, что существующие проблемы несущественны. Ожидаемая реакция: создать у вас установку, что идет диалог двух умудренных опытом людей, которым не пристало осложнять друг другу жизнь. Способ противодействия: твердо указать на то, что есть много препятствий для решения проблемы.

- Авторитетные заявления, ссылки на экспертов и на «очевидные факты». Ожидаемая реакция – вызвать у вас страх показаться глупым, некомпетентным и неконструктивным. Способ противодействия: заявить, что некоторые очень важные аспекты еще не были приняты во внимание.

Существует и набор манипуляций, направленных на унижение оппонента:

- Указание на то, что окружающие не поймут или не простят вашего решения. Ожидаемая реакция – пробудить чувство опасности и неуверенности. Способ противодействия: выразить возмущение тем, что партнер опускается до таких методов.

- Демонстрация исключительного упрямства и самоуверенности. Ожидаемая реакция – заставить оппонента быть просителем, показать, что его методы неуспешны. Способ противодействия: отнестись скептически.

- Постоянное подчеркивание того, что «ваши аргументы не выдерживают никакой критики». Ожидаемая реакция – пробудить чувство бессилия и ощущения, что и другие аргументы окажутся несостоятельны. Способ противодействия: сообщить оппоненту, что он не совсем правильно вас понял.

- Использование стратегии «Милый и подлый». То есть, быть дружественным и вместе с тем постоянно возмущаться. Ожидаемая реакция – напугать оппонента, породить неуверенность в себе, дезориентировать. Способ противодействия: с прохладой отнестись как к дружелюбию, так и возмущению оппонента.

- Демонстрация зависимости оппонента. Хотя на деле он зависит гораздо в меньшей степени. Ожидаемая реакция – завоевать авторитет и заставить оппонента усомниться в себе настолько, чтобы он не был в состоянии сохранить занятую позицию. Способ противодействия: продолжать задавать критические вопросы, реагировать демонстративно хладнокровно.

Принуждение -применение силы или угроза применения силы с целью склонить оппонента к определенному характеру поведения, которое не совпадает с его желанием; форма подавления конфликта. В конфликтологии широко распространено мнение, что использование принуждения несовместимо с подлинным решением проблем, вызвавших конфликт.

ПРЕССИНГ - тактический прием на переговорах, Связанный с применением угроз или иных видов давления.

Психологический прессинг - это реализация стиля общения, специально дискомфортного для партнера.

Цели психологического прессинга:

1. Диагностика ресурса партнера. Прессинг в переговорах позволяет оценить пределы, точку управления оппонентом в рамках так называемой скрытой повестки переговоров. Прессинг позволяет оценить, где та самая глубина воздействия, после которой начинаются неконтролируемые реакции. Тогда управление переговорами сводится к управлению оппонентом.
2. Получение тактических преимуществ в переговорах. А вдруг в ситуации прессинга человек сделает ошибку и тогда автоматически запускается выгодный для атакующей стороны сценарий.

3. Сбрасывание эмоционального напряжения.

4. Иррациональное самоутверждение. Существуют люди, для которых возможность одержать психологическую победу важнее достижения других целей переговоров. Это люди-агрессоры, которые в момент психологической победы получают удовольствие гораздо большее, чем от рациональной части переговоров.

Способы психологического прессинга в переговорах:

1. Атака личного пространства. Любая форма оскорбления, перевода разговора на личности. Основная цель данного прессинга вывести партнера из эмоционального равновесия, спровоцировать на встречную атаку и в этом же обвинить. Также смыслом является заставить потерять основную цель переговоров, заставить человека оборонятся, оправдываться и при этом постараться навязать свою культурную норму общения. Что такое мат, если его перевести в научное определение. Это всего лишь, научно выражаясь, разидентификация социального субъекта по поло-ролевому критерию. Это обидно? Не попадайтесь на эту ловушку.

2. Негативная оценка. Смысл этого способа - удар по содержанию переговоров. Прямая и, главное, бездоказательная критика любых предложений. Например: «Последние полчаса Вы несете полную чушь». Это обесценивание аргументов оппонента для считывания всего поля аргументации. В ситуациях групповых переговоров оценка используется для оттягивания внимания на второстепенные лица: пока мы общаемся с критиком, лицо, принимающие решение, считывает и обдумывает информацию. Известная тактика «плохой - хороший следователь» позволяет изменять цену договоренностей на фоне управления личным контактом.

3. Атака статусом. Заключается в ударе по полномочиям партнера. Например, Вам говорят: «Я планировал, что на встрече будет ваше руководство. Почему я должен тратить свое время на общение со второстепенными лицами?» Цель этой формы прессинга - установка жестких правил на переговорах. Партнер пытается заставить доплачивать за нехватку статуса. В этом способе часто применяется дополнительный прием, называемый «раздергивание сознания», партнер начинает перескакивать с темы на тему. Как только он ощущает, что в какой-то теме Вы сильнее, тут же идет переключение внимания на другую тему. Как только найдена слабая точка, давление оказывается на нее.

4. Свернутый диалог. Смысл этого способа в одностороннем управлении общением. Например: Вам заявляют о готовности выслушать ваше предложение. Выслушав его, продолжают задавать вопросы. Очень лаконичные: Что? А потом? А дальше? А Вы? А нам? После чего общение завершается фразой: "Спасибо, мы сообщим о нашем решении через секретаря". Вариантами этой тактики являются ограничивающие высказывания, которые фиксируют односторонние установленные барьеры в коммуникации. Смысл данного способа не дать себя втянуть в диалог, установив единоличный контроль за принятием решения. По сути Вас раскручивают на информацию, не давая ничего взамен. Эта тактика позволяет партнеру эффективно сориентироваться в вашем поле аргументации, не сдав аргументацию собственную.

5. Ограничение свободы. Вас располагают в неудобном по каким-то причинам месте, при этом партнер получает определенные тактические преимущества. Основная преследуемая цель в следующем: Вас заставляют вести борьбу на два фронта - со своим собственным состоянием дискомфорта и выстраиванием общения в такой ситуации. Поэтому существует правило: когда Вы зашли на территорию партнера, не ведите переговоры, пока не почувствуете себя комфортно. Вначале освойтесь в новом пространстве, для этого вспомните, для чего существует малый диалог, и только после того, как нашли гармонию с собой в этом пространстве, начинайте разговаривать по делу.

6. Интерпретация. Смысл этого способа - вывести партнера из рационального содержания за счет комментарий его действий, чтобы вывести из равновесия, заставить испытывать чувство вины. Цель интерпретации заставить оправдываться, уйти от цели переговоров, заставить работать с домыслами в попытке сохранить лицо. В этом плане очень важно внимательно отслеживать, когда закончились содержательные переговоры и партнер перешел на внешние комментарии. Позвольте себе выйти следом за ним в ситуацию внешних комментарий его действий.

7. Поло-ролевое воздействие, его содержание. Получение психологических преимуществ через обращение к вопросам отношения полов. Часто в переговорах можно заметить как мужчины пытаются навязать свою силовую позицию и, к сожалению женщин, часто ее принимают вместо того, чтобы отстаивать свое Я. Нужно отстаивать свою нормальную позицию переговорщика.
Не страшно, если тебя прессуют, страшно если Вы не найдете методов противодействия.

Базовые правила реакции на прессинг в переговорах

1. Правило статуса. Пропущенный прессинг снижает статус партнера, после этого начинает действовать правило "со слабым не договариваются - слабому диктуют условия".

2. Правило повтора. Пропущенный прессинг обычно повторяется и усиливается, это может стать нормой отношений.

3. Правило баланса. В момент прессинга запретите себе вести переговоры до момента восстановления баланса сил.

4. Правило двухходовки. Важно не попасться на двухходовку прессинга, когда Вас втягивают в конфликт или противостояние, а в последствии в этом же и обвиняют.

5. Правило меры. Встречный ход должен оставить партнера в более неудобном положении, но при этом не вызвать конфликта.

№25

25. Методы и способы разрешения конфликтов (силовые, юридические, административные, переговорные, традиционные и инновационные и т.д).

Разрешение социального конфликта – это преодоление основного противоречия в интересах сторон, устранение его на уровне причин конфликта. Разрешение конфликта — заключительный его этап. Способ и метод разрешения конфликта в значительной мере обусловлен особенностями конкретного конфликта, психологическими характеристиками его участников, степени остроты и т.д.

Завершение конфликта может быть достигнуто либо самими конфликтующими сторонами без помощи каких-либо посторонних лиц, либо путем подключения третьей стороны.

Существуют три способа действий, посредством которых конфликтующие стороны X и У могут попытаться выйти из состояния конфликта. Первый — насилие, второй —разъединение и третий — примирение.

Одностороннее доминирование (насильственный, силовой метод). При использовании силового или насильственного способа более слабая сторона с помощью силы принуждается к подчинению и выполнению требований более сильной стороны. Насилие решает конфликт по принципу: «Сильный всегда прав». При этом имеется в виду не только применение физической силы: в человеческом обществе насилие может принимать формы административного, служебного и пр. воздействия, т.е это и психологическое давление и т.д. Часто это способ переноса вины и ответственности на более слабую сторону. Силовой способ используется когда один из субъектов весьма активен и намерен идти в конфликте до победного конца. Стремление решить конфликт с «позиций силы» обычно выражается в ультиматумах, угрозах, насильственных действиях с целью добиться от противника подчинения и принудить его делать то, что от него требуется. Слабая сторона с помощью силы принуждается к подчинению и выполнению требований более сильной стороны. Доминирование одной стороны над другой осуществляется с помощью различных средств, в зависимости от характера конфликта: использования власти, экономических ресурсов, влияния, авторитета, морального воздействия и др.

Возможность быстро завершить борьбу — едва ли не единственное преимущество силового воздействия. Принято считать, что при разрешении конфликта с позиции силы страдает лишь проигравшая сторона. Но на самом деле победившая силой сторона, чтобы сохранить свое превосходство, должна постоянно прикладывать усилия для поддержания своей победы. А это значит, что победителю постоянно требуется расходовать свои ресурсы (военные, материальные, интеллектуальные). Неизбежность расплаты за насилие неизмеримо возрастает, если более сильная сторона подчинила (тем более, поставила на колени) более умную.

Конфликт может окончательно разрешиться разве только с полным уничтожением слабой стороны: пока она жива, остается жить и ее недовольство.

Говоря о втором способе- разъединении, конфликт разрешается путем прекращения взаимодействия, разрыва отношений между конфликтующими сторонами (например, развод супругов).

Разъединение конфликтующих сторон может совершаться путем их расхождения, когда они обе покидают «поле битвы». Так завершается, например, перепалка между пассажирами автобуса при выходе их на очередной остановке или ссора между соседями в коммунальной квартире, которая прекращается сама собою после их расселения. Другой путь разъединения — бегство одной из конфликтующих сторон. К этому способу обычно обращается слабейшая сторона, чтобы уйти от насилия и избежать его последствий.

Разъединение не всегда возможно, но даже если оно осуществимо, то может приводить к постконфликтной ситуации, которая может оказаться весьма болезненной для одной или для обеих конфликтующих сторон. В результате разрыва контактов между ними происходит развал их общего дела, распад организации, деятельность которой обеспечивала их существование. Расставшиеся стороны, избавившись от конфликтных отношений друг с другом, вынуждены искать замену разрушенных контактов новыми, и неизвестно, не станут ли последние еще более конфликтными (как это нередко случается, когда разведенные супруги вступают в новые браки). Поэтому неудивительно, что расставшиеся конфликтанты через некоторое время иногда вновь возобновляют контакты, а то и снова сходятся.

Третий способ- перемирие. Мирное улаживание разногласий может произойти «само собой», на основе молчаливого прекращения конфликтантами «военных действий» друг против друга. В этом случае конфликт утихает, но мир хрупок и ненадежен. В любой момент конфликт может вспыхнуть вновь, если кто-то даже ненароком сделает то, что другая сторона воспримет как недружелюбный акт.

Но, как правило, примирение достигается лишь в результате переговоров между конфликтующими сторонами, заканчивающихся принятием согласованного решения о дальнейшем поведении друг друга. Для того чтобы конфликт разрешился по-настоящему, важно, чтобы конфликтующие стороны договаривались между собой, чтобы они сами нашли наиболее устраивающий их способ выхода из конфликтной ситуации. Переговоры есть главная и наиболее эффективная форма разрешения конфликта

На уровне парного взаимодействия нет других форм разрешения конфликта, кроме указанных. Но взаимодействие конфликтующих сторон может быть перенесено на другой уровень, если привлечь к разрешению конфликта третью сторону Z. Тогда возникают новые способы выхода из конфликта.

Эти способы зависят от позиции, которую будет занимать третий участник. Он может выступать в двух ролях: 1) как сила, поддерживающая одну из конфликтующих сторон, и 2) как независимый от них и беспристрастный посредник.

В первом случае завершение конфликта достигается опять-таки с помощью насилия, а также путем социального давления. Во втором — когда третья сторона занимает нейтральную, беспристрастную по отношению к конфликтующим сторонам позицию — возникают следующие формы разрешения конфликта: суд, арбитраж и медиация.

Насилие и соц. давление: Насилие с привлечением третьего участника способна совершить более слабая сторона над более сильной (в отличие от насилия на уровне парного взаимодействия). Таким образом, привлечение третьей стороны резко изменяет соотношение сил конфликтантов. Обычно сторона, пожелавшая решить конфликт с помощью насилия, создает группировку сообщников или обращается за поддержкой к мафиозной организации, бандитской «крыше», наемным «киллерам». Что же касается социального давления, то одна конфликтующая сторона оказывает его на другую, используя в качестве поддерживающей силы какие-то служебные инстанции и организации, печать, рекламу, общественное мнение и другие средства общественного воздействия.

Обратимся теперь к рассмотрению тех форм завершения конфликта, в которых третьей стороной становится беспристрастный посредник.

Суд. В суде третьей стороной выступает представитель общественной власти. Сила власти, гораздо более могущественная, чем сила каждого из участников конфликта, предотвращает использование насилия кем-нибудь из них в качестве средства решения спорных вопросов. Судебное решение конфликта опирается не на субъективные представления его участников о своей правоте и не на силу одного из них, позволяющих ему взять верх над более слабым, а на систему права и силу общественной власти, которая стоит над участниками конфликта и которой он должны подчиняться. В судебном разбирательстве реализуется следующий принцип разрешения конфликтов: «прав тот, на чьей стороне закон». Однако разрешение конфликтов в судебном порядке при всех своих достоинствах имеет и свои недостатки.

Во-первых, никакой кодекс законов, сколь подробным бы он ни был, не может учесть все возможные нюансы человеческих взаимоотношений и поступков. Во-вторых, в системах законодательства могут существовать лакуны и зацепки, которые позволяют хитрому мошеннику ускользнуть от правосудия и выйти сухим из воды, сделав честного, но простодушного простака «без вины виноватым». В-третьих, справедливость судебного решения зависит не только от применения закона, но и от способности судебных органов достаточно глубоко разобраться в существе дела.

Арбитраж. Арбитраж отличается от суда тем, что роль третьей стороны доверяется лицу (иди группе лиц), решению которого обе конфликтующие стороны добровольно обязуются подчиниться (т. е. здесь имеется в виду так называемый «третейский суд»[3]). Арбитражная процедура может организовываться по-разному: быть менее формальной, чем в суде, регламентироваться какими-то специальными правилами или строиться по усмотрению арбитра. Главное в арбитраже — то, что конфликтанты добровольно отказываются сами решать конфликты и проявляют готовность согласиться с тем решением его, которое предложит арбитр. Проблема выбора арбитра. Когда конфликтующие стороны доверяют арбитру и заранее обязуются согласиться с его решением, вероятность того, что они будут это решение выполнять, может быть достаточно высока. Она еще более возрастает, если арбитру дается право контроля за выполнением принятых им решений, и он имеет достаточные возможности пресекать их нарушение.

Медиация как инновационный способ разрешения конфликта. Медиация, в отличие от суда и арбитража, позволяет сторонам самим решать конфликт с помощью переговоров. Задача посредника-медиатора заключается не в том, чтобы дать им готовое решение, которое они должны выполнять, а в том, чтобы помочь им договориться и прийти к согласию. (здесь можно что-нибудь рассказать по 26 вопр.)

На всякий случай: подходы к разрешению конфликта для сторон

Теоретически для двух конфликтантов X и У таких сочетаний может быть четыре: 1) выигрыш X и проигрыш У, 2) проигрыш X и выигрыш У, 3) проигрыш X и проигрыш У, 4) выигрыш X и выигрыш У.

Подведем небольшой итог: Стратегии поведения в конфликте

1. Соперничество - навязывание другой стороне предпочтительного для одной стороны решения.

2. Уход (или уклонение от конфликта). Уход от решения проблемы, или избегание, применяется при отсутствии сил и времени для решения противоречия, стремлении выиграть время, нежелание решать проблему вообще.

3. Приспособление, или уступка, рассматривается как вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций. Принять такую стратегию вынуждают: осознание своей неправоты, необходимость сохранения хороших отношений с оппонентом, сильная зависимость от него, незначительность проблемы. Если существует угроза еще более серьезных негативных последствий.

4. Компромисс -состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Компромисс эффективен в случаях: понимания оппонентом, что он и соперник обладают одинаковыми возможностями; наличия взаимоисключающих интересов, угрозы потерять все.

5. Сотрудничество - наиболее эффективная стратегия поведения в конфликте. Она направляет оппонентов на конструктивное обсуждение проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Стратегия наиболее эффективна: в ситуации сильной взаимозависимости оппонентов, склонности обоих игнорировать различие во власти, важности решения для обеих сторон, непредубежденности участников.

№26

Медиация - проведение переговоров с участием третьей стороны(нейтральной),которая заинтересована в разрешении спора максимально выгодно для обеих сторон.

Сходства и различия медиации и суда.

Общее: судья помогает спорящим сторонам прийти к соглашению,позволяющему прекратить дальнейшее производство дела.

Различие:Медиация/Конфликт

1)Медиатор-свободно выбранное лицо,вступление сторон добровольно.

Судью не выбирают.обращение в суд по месту жительства

2)Цель медиации-поиск согласия(способы совместного выхода из конфликта).Справедливость как основа,обоюдный выигрыш.

Цель суда-определить, кто прав,кто виноват.Основа-закон,право.Победа одной стороны.

3)в М.спорщики сами вырабатывают и принимают решения.Медиатор не принимает решений,но участвует в помощи принятия.

В С.спорщики участвуют не участвуют в выработке и принятии решений.Вердикт выносит судья.

4)Ничего не решается без согласия сторон.

В С.-обязательность подчиниться принятому судьей решению.

5)В М-конфидициальность

В С.неконфидициальность.

6)Краковр решения

Долговр Решения

7)обсужд любые вопросы,относящ к конфликту

Огранич рассмотрения вопросов

8)Более дешевле(хотя недешевый) в сравнении с судебной процедурой.

Принципы Медиации:

-добровольность

-нейтральность,беспристрастность медиатора

-равноправие сторон

-конфидициальность

 

Стадии Медиации:

Этапы:

1. Вступительное слово медиатора

2. Презентация сторон

3. Дискуссия (по выработке вопросов для обсуждения и переговоров)

4. Кокус(индивид работа медиатора с каждой из сторон)

5. Дискуссия (по выработке возможных предложения для урегулир конфл)

6. Подготовка проекта соглашения

7. Выход из медиации

 

 

1.Цель-подготовить стороны к переговорам(сделать ясным процесс медиации)

-объясняется,что такое медиация,е цели и задачи

-подчеркивается конфед-ть процесса

-декларируются правила поведения участников

-медиатор повествует о своем праве проводить кокус

-соглашение обеих сторон об участии в кокусе

Время:10-15 мин

 

 

2.Цель-предоставл-ие возм-ти сторонами рассказать о том, что произошло, и как они видят свою ситуацию конфликта:

1)медиатор выслушивает от стороны проблему с ее точки зрения

2)затем он пересказывает услышанное,не делая никаких оценок

3)такой же алгоритм от другой стороны

 

3.Цель-сформулировать вопросы для переговоров.

Дать выход эмоциям. Это обеспечивает взаимодоверие.медиатор узнает новую информацию о конфликтах.

4.КОКУС

Причины:

-стороны уходят в себя,кто-то чего-то не договоривает

-медиация пошла по кругу

Цель –подготовить стороны к дальнейшим конструкт переговорам

-уточнение позиции сторон

-осознание истинных интересов и соответствие их позициям

-выяснение наличия конфидиц инф

-возможные предложения сторон

 

Первыми на кокус приглашаются:

-наиболее агрессивная сторона

-первая обратившаяся сторона

Забитая/слабая сторона

-сторона,позиция кот неоднозначна

-противоположный пол

 

 

5.Цель-выработать варианты предложений для урегулирования конфликта.

-вопросы для обсуждения

-порядок обсуждения вопросов

-предложения в виде вариантов решения ситуации

-редактирование

 

6.Цель-составить соглашение,кот будет выполняться сторонами,если оно соответств их инетресам.

-сответствие интересам

Четкость проговор соглашения

Проверка на реалистичность

Обсуждение санкций за невыполнение

 

7.Выход из медиации

Цель-создать понимание у сторон,что они будут делать в будущем,когда выйдут с медиации

Задача-получение обратной связи о результатах работы

Функции медиатора:

1)беспристрастный организатор

2)активный слушатель

3)анализирующий конфликт

4)проверяющий реалистичность

5)адвокат дьявола

6)генератор идей

7)расширитель ресурсов

8)обучающий ведению переговоров

9)помогающий в составлении соглашения

10)хранитель психологического климата

 

1)конструктивное ведение переговоров.подготовка помещения,условия удобства,дисциплинарный момент,сообщает о процедуре переговоров,следит за регламентом переговоров и др

2)обратная связь посредством повторного проговаривания

3)заставить сами стороны разобраться в ситуации,варианты выхода из нее.Медиатор помогает разъяснить интересы и соотнести с позициями

4)соотнесенноть предложенных вариантов реальному желанию исполнить их

5)заставить стороны посмотреть на ситуацию в самом невыгодном для нее исходе, АО кот сторона идет в резульате своей жестокости

6)стимулирует к поиску решения,но сам не подсказывает(нет ли альтернатив решения для удовлетво обоюдных интересов?)

7)ссылка на источники информации

№27

Семейные конфликты

Первой и наиболее значимой группой для человека является семья. В семье ребенок впервые овладевает различными способами общения, и это способствует успешности его в дальнейшем. Господствующий в семье стиль общения воззрения и идеалы являются для ребенка теми ориентирами, которые формируют его будущие стремления и зачастую остаются образцом и для взрослого человека. Типы конфликтов, с которыми могут быть сопряжены семейные конфликты: ресурсные конфликты, статусно-ролевые конфликты, идейные конфликты, трудовые, бытовые и пр. Семейный конфликт может возникать между супругами, родителями и детьми, внуками и старшим поколением.

КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ

В обществе существует три основных поколения: молодое, зрелое и старшее поколение. Иногда, говоря о конфликте между поколениями, выделяют группу отцов и детей, внуков и отцов и т. д. В этом случае конфликт поколений переносится с макроуровня на микроуровень (отдельную семью). Семейные отношения представляют собой модель конфликта поколений, на ее примере транслируются все противоречия поколений, которые существуют в обществе.

Причины межпоколенных конфликтов, зависящие от особенностей семьи: Совместное проживание в стесненных условиях, Вступление в брак с «неподходящим» человеком, Отсутствие в семье согласия, взаимного уважения, дружбы, Вмешательство родственников в жизнь семьи, Неправильное воспитание детей в семье, Взросление детей, Развод или раздельное проживание родителей, Конфликты свекрови и снохи, Супружеские конфликты, Создание детьми собственной семьи, Конфликты тещи и зятя, Подстрекательство к конфликту посторонних лиц, Передел семейного имущества, Борьба за власть и влияние в семье, Вступление в повторный брак, Отсутствие внуков, Конфликты братьев и сестер, Смерть одного из супругов, Усыновление (удочерение) ребенка, Рождение внуков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1929; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.148.124 (0.107 с.)