Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика работы над скороговоркой.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В работе над дикцией педагоги всегда обращаются к скороговоркам. Скороговорка - очень не сложный, наивный по содержанию, и даже примитивный текст, построенный на трудных и запутанных слого - и словосочетаниях. Было бы ошибочно думать, что при произнесении скороговорок нужно непременно добиваться очень быстрого темпа. Гораздо важнее предельная четкость дикции. Именно на это расчитанны скороговорки. Как и во всей работе над дикцией, к работе над скороговорками нужно подходить индивидуально. К.С. Станиславский придавал большое значение работе над скороговорками. Он говорил, что редко приходится слышать «хорошую скороговорку, выдержанную в темпе, четкую по ритму, ясную по дикции, по произношению и по передаче мысли». При работе над скороговоркой нужно, прежде всего, разобраться в ее содержании, точно знать, что я хочу сказать этим текстом. Самые трудные слова нужно произносят по нескольку раз в медленном темпе до тех пор, пока они не зазвучат легко, свободно, без напряжения и осмысленно. Произносить скороговорки надо в двух или трех темпах. В работе над дикцией всегда используют игровой метод. Игровой метод должен координировать и направлять игру, превращая её в искусство, развивать творческую природу подростка, его воображения, фантазию и веру. Упражнения игрового характера увлекают, втягивают в работу душевную сферу подростка, вызывают положительные эмоции, которые, раскрепощают фонационные пути, помогают верно, формировать свободное звучание голоса.
Методика организации и проведения народного праздника
Составитель: Артеменко Борис Анатольевич,
педагог дополнительного образования
фольклорно-этнографического отдела
ДДТ «Современник»
Санкт-Петербург
План 1. Понятие «праздник», черты и значение праздников. 2. Этапы организации праздника. 3. Проведение праздников педагогами фольклорно-этнографического отдела. 4. Игра как средство приобщения детей к традиционной народной культуре: понятие «игра» с разных точек зрения, классификации игр. 5. Методика организации игр: принципы подбора и организации игр; правила игр.
1. Понятие «праздник».
Праздник: ● День торжества, установленный в честь или в память кого-чего-нибудь. ● Выходной, нерабочий день. ● День, особо отмечаемый обычаем или церковью. ● День радости и торжества по поводу чего-нибудь. ● День игр, развлечений и т. п. (С.И.Ожегов).
Праздник — это день, посвященный отдыху, не деловой, не работный (В.И.Даль).
Праздник — это, прежде всего, свобода от работы. В это время занимались только самыми необходимыми делами, например уходом за скотом, приготовлением праздничной еды, а также делами, которые считались забавой, — сбором ягод и грибов, любительской рыбной ловлей и охотой. Все остальные работы были категорически запрещены. (И.И.Шангина).
Черты праздников. 1. Всеобщность, обязательность участия в нем всех членов общины. В русской народной культуре люди, не вышедшие на праздник, подвергались суровому осуждению. 2. Синтетичность, так как для создания атмосферы веселья и полноты мироощущения в нем используются все известные в традиции средства. 3. Народный праздник включает в себя две сферы — развлекательную и сакральную (тайную, имеющую глубинный духовный смысл).
Значение праздников.
Праздники играли очень большую роль в жизни русского народа. 1. Сближали людей, поддерживали в них чувство коллективизма. 2. Способствовали укреплению родственных связей, так как обычно собирали всю ближнюю и дальнюю родню. 3. Предоставляли молодежи, стекавшейся на праздник из окрестных деревень, широкую возможность выбрать брачную пару. 4. Радостная атмосфера праздника снимала чувство неловкости и стеснения во взаимоотношениях полов. 5. Общение с гостями позволяло узнавать новости о событиях в стране, получать знания о далеких странах и народах, удивляться заморским чудесам и странным обычаям.
Вывод: праздники способствовали установлению прочных хозяйственных и брачно-семейных связей и, таким образом, сыграли важную роль в формировании системы локальных традиций. 2. Этапы организации праздника
I этап - предварительное планирование.
II этап - работа над сценарием.
III этап - предварительное знакомство детей с праздником, определение целей и задач праздника.
IV этап - репетиции.
V этап - проведение праздника.
VI этап - подведение итогов.
VII этап - последействие праздника.
I. В начале года проводится собрание, на котором обсуждается план работы на год. Происходит выбор праздников, и устанавливаются сроки их проведения.
II. На втором этапе начинается непосредственная подготовка к празднику. На данном этапе подготовки создается сценарий праздника, включающий в себя отобранный уже речевой и музыкальный материал. В праздник включается как можно больше зрелищ и игр, а музыкальная речевая деятельность детей строится на приобретенных уже умениях и навыках. На последующих праздниках зрелища и игры постепенно вытесняются выступлениями детей.
III. Когда сценарий готов, детям рассказывается о предстоящем празднике, объясняется что это за праздник и чему он посвящен, определяются цели и задачи мероприятия. Если этот праздник уже отмечался в прошлом году, то все вспоминают, что на нем было.
После того, как дети уяснили, что это за праздник, им объясняют, кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели, учителя, знакомые и т.д.) и что они будут делать. На данном этапе дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки танцев, подготовки зала они видели и понимали, для чего они это делают.
IV. После определения целей и задач начинается непосредственная работа по разучиванию репертуара (стихов, песен, постановки танцев), оформлению зала, уличных площадок, парков, изготовлению праздничной атрибутики и костюмов. На данном этапе идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы.
V. В день праздника даются последние рекомендации и советы детям, участвующим в организации и проведении мероприятия. Важно, чтобы каждый ребенок осознавал свою роль в празднике.
VI. Подведение итогов. Детская, да и взрослая память долго хранит светлые, радостные, яркие впечатления, которыми богат праздник. И задача взрослых на этом этапе состоит в том, чтобы “привязать” к этим воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети получили на празднике и в процессе его подготовки. Для этого проводятся беседы, в которых дети вспоминают, что им понравилось, при помощи взрослых выделяется наиболее важное и главное в празднике, поясняются непонятные моменты.
VII. Последействие праздника. На этом этапе закрепляются наиболее содержательные и красочные впечатления, связанные с тематикой праздника, они запечатлеваются в рисунках, фотографиях, видеозаписях и т.д.
Все это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания и, что очень важно для детей максимально использовать эту ситуацию для обучения и развития.
(Современные технологии организации детских праздников http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0b65625b3ac68b5c43b89521306d37_0.html)
3. Проведение праздников педагогами фольклорно-этнографического отдела.
Этапы проведения праздника фольклорной семьи «Сретение»
(в организации и проведении праздника участвуют все педагоги фольклорно-этнографического отдела)
I этап - предварительное планирование: выбор даты и общей темы.
II этап - работа над сценарием: в разработке сценария принимает участие активная группа педагогов, включающая нескольких педагогов разных объединений.
III этап - предварительное работа: составление сметы расходов, распределение обязанностей между педагогами, информирование семей-участников концерта.
IV этап — репетиции: педагоги и учащиеся ШРТК «Горница» готовят концерт, которых будут добавлять выступления гостей.
V этап - проведение праздника: встреча гостей, игры перед концертом, концерт фольклорных семей, мастер-классы по традиционным видам рукоделия, чаепитие, вечера для молодежи.
VI этап - подведение итогов: обсуждение прошедшего праздника.
VII этап - последействие праздника: написание статей и отчетов.
Детские календарные праздники
(в организации и проведении праздника участвуют
педагог и концертмейстер)
Из опыта работы Б.А. Артеменко
План проведения детского календарного праздника: ● Приветствие. Исполнение календарных песен; ● Рассказ о празднике, его отличительных особенностях, истории и т.д.; ● Изготовление какого-либо атрибута праздника (аппликации «Рождественская звезда» и «Прялка», лепка «Козули» и «Жаворонка») (по возможности); ● Традиционные игры (часть из них связана с праздником: игры с жаворонками, «Пузырь», «Масло давить») и танцы; ● «Сюрпризный момент»: приход ряженых (Медведь, коза, лошадь) (по возможности); ● Обобщение. Беседа о празднике. Вопросы о празднике, играх.
Организация и проведение вечерки.
Из опыта работы Б.А. Артеменко
Вечерка — традиционная форма досуга неженатой молодежи; «сборище крестьянской молодежи, по осенним и зимним ночам, под видом рукоделия, пряжи, а более для россказней, забав и песен» (В.И. Даль).
План проведения: ✦ Определение даты, места, описания события (Что? Где? Когда?). ✦ Распространение информации о вечерке (рассылки, обзвон, смс и т.д.). ✦ Составление примерного репертуарного списка игр и танцев (Вечерка не предполагает четко программы, но репертуар должен быть прописан). ✦ Собственно вечерка: начинается с протяжных песен и наборных хороводов, постепенно увеличивается темп и сложность игр и танцев (по принципу «от простого к сложному»); игры и танцы выбираются из списка, в зависимости от желания и возможностей пляшущих (гостей вечерки); возможно чаепитие с песнями. ✦ Подведение итогов. Организаторы («хозяева вечерки») обсуждают «сильные» и «слабые» стороны мероприятия с гостями. Продумывают «рекомендации» и стратегии на следующую вечерку: что и как лучше сделать, чтобы было веселее и т.д.
При проведении календарного праздника для детей или вечерки для молодежи огромную роль играет традиционная народная игра. Понятие «игра» рассматривается учеными с разных точек зрения, по-разному трактуется и классифицируется. 4. Игра как средство приобщения детей к традиционной народной культуре: понятие «игра» с разных точек зрения, классификации игр.
Понятие «игра» с психолого-педагогической точки зрения
«Игра — вид психической активности в условной обстановке, упражняющий психические и психофизиологические возможности индивида; форма жизнедеятельности на начальной стадии социализации личности. Детская игра связана с потребностями саморазвития, присвоения социального опыта. Игра развивает ориентировочно-исследовательские и сенсорно-моторные механизмы поведения, а у детей — и социально сформированные способности межличностного взаимодействия (ролевая игра). Игра — доступная ребенку сфера развития его произвольных действий, подчинения поведения заданным правилам, анализу ситуации и программированию (моделированию) поведения». (М.И.Еникеев)
«Игра — это, прежде всего осмысленная деятельность, другими словами — совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. То есть игра как деятельностьет является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности.
В игре выражается более непосредственное отношение к жизни, она исходит из непосредственных побуждений — интересов и потребностей» (Е.И.Рогов)
«Игра — модель реальной жизни, хотя она отражает реальность взаимоотношений людей, она в то же время полна чудес, волшебных превращений» (А.С.Спиваковкая).
«Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением» (Г.К. Селевко).
Понятие «игра» с искусствоведческой точки зрения
«Детская игра, по характеру своему, составляет один из видов деятельности организма, впрочем, деятельности такой, которая существенным образом отличается от серьезной работы, так как всякая серьезная работа имеет целью удовлетворение каких-либо практических задач жизни, между тем как всякая игра, а в том числе и детская, не задается никакой предварительной целью, а, наоборот, сама по себе составляет и цель, и действие, и наслаждение; — кроме того в данном случае деятельность, выражающаяся в игре, является еще как бы специально приспособленною и совершающаяся в силу внутренних, физиолого-психологических потребностей и побуждений, наиболее свойственных молодому организму» (Е.А. Покровский).
Игра — способ существования ребенка, его времяпрепровождение (И.И. Шангина, Т.А. Зимина).
Значение игр 1. В них осваивались выработанные веками правила и законы существования. 2. Развивалась эмоциональная привязанность к способу и образу существования. 3. Дети приобщались к жизни своей деревни и общины. 4. Игры моделировали различные социальные, общественные, семейные ситуации. 5. Во время игры дети постигали нормы поведения и представления об окружающем мире, место человека в нем. 6. В игровом пространстве дети впервые овладевали трудовыми навыками. 7. Дети приобретали навыки общения друг с другом. 8. Игра объединяла участников, между ними возникали определенные отношения, сохранявшиеся и в обычное время, вне игрового поля. 9. Игра развивала физическое здоровье и укрепляла характер.
5. Методика организации игр: принципы подбора и организации игр; правила игр.
Игровое действие включает в себя: a. Подготовку; b. Завязку; c. Конание (Собсвенно игровое действие); d. Развязку; e. Наказание проигравшего или нарушившего ход игры.
В большинстве игр четко обозначены начало и конец действия, пространственные границы.
Внутри игры существовали правила и нормы, определяемые локальной традицией.
Правила игры обязательно принимались и соблюдались всеми участниками и не подвергались изменениям!
Тот, кто нарушал их, должен был понести наказание, оно обычно заключалось в изгнании виновного.
Классификация игр 1. В зависимости от состава участников: игры мальчиков и девочек. 2. В зависимости от времени года: зимние и летние игры. 3. В зависимости от места проведения: в помещении или на улице. 4. В зависимости от «жесткости» и строгости правил:
собственно игры, характеризующиеся развитием действия в рамках достаточно жесткой схемы с правилами и запретами, и игроподобные формы — развлечения, увеселения, забавы, шутки и т. д., не имевшие строгих правил. 5. В зависимости от характера основных игр: ● Пальчиковые; ● Спортивные; ● Драматические; ● Хороводные; ● Орнаментальные.
Принципы организации игровой деятельности (П.И. Пидкасистый и Ж.С. Хайдаров)
Авторы обозначили достаточно обширный перечень принципов игры. Остановимся на наиболее значимых и актуальных для педагогов учреждений дополнительного образования: — активность — основой принцип игровой деятельности, выражающий активное проявление физических, интеллектуальных сил, начиная с подготовки к игре, в процессе и в ходе обсуждения ее результатов; — открытость и доступность игры означает свободное участие желающих, и любая игра должна быть проста и понятна; — динамичность выражает значение и влияние фактора времени в игре. Продолжительность игры значима для возраста детей и уровня их подготовленности; — наглядность игры означает, что все игровые деиствия должны быть открыты в реальных и ирреальных (кино, театр, компьютерные игры) проявлениях той или иной действительности, что значительно усиливает познавательный интерес; — занимательность и эмоциональность игры отражают увлекательные, интересные проявления игровой деятельности, значительно усиливают познавательный интерес; — принцип индивидуальности отражает сугубо личное отношение к игре, где развиваются личностные качества и есть возможность для самовыражения и самоутверждения игрока; — коллективность же отражает совместный характер взаимосвязанной и взаимозависимой игровой деятельности, способствует развитию товарищеских взаимоотношений, учит мыслить и действовать сообща; — целеустремленность игрока отражает единство цели для игрока и его соперника; личные цели должны совпадать с общими целями команды; — самодеятельностъ и самостоятельность игрока в игре — это один из главных принципов, имеет функцию управления выражающегося в соотношении между мерой самодеятельности и мерой самостоятельности; — состязательность и соревнование в игре. Без соревнования нет игры. Дидактическая ценность этого принципа очевидна, т.к. побуждает к активной самостоятельной деятельности, мобилизует физические, интеллектуальные и душевные силы; — результативность отражает осознание итогов игровых действий, как продуктивную творческую деятельность игрока и команды; — достоверность и повторяемость игры проявляется в том, что почти все они имеют в своей основе реальные модели и роли. Это позволяет повторить прошлое и «приотк-рыть» определенность будущего. Поэтому игра является мощнейшим средством прогнозирования; — принцип проблемности в игре выражает логико-психологические закономерности мышления в интеллектуально-эмоциональной борьбе. Игра — «идеальный генератор» учебных проблем, а способность «видеть и делать» проблемы там, где их нет для соперников, приводит к победе в игре, да и в жизни; — информация для игры в самом простом виде отражает сильное душевное волнение игрока в ожидании успеха или поражения, и др.
(http://pedagog.eparhia.ru/for_pedagog/met_rek/svet/igra/igra1/)
Традиционные народные игры
Мак маковистый
Дети и взрослые встают в хоровод, держаться за руки и идут по кругу по часовой стрелке и повторяют движения о которых поется в песне. На слова «как сеют мак» все играющие должны показать как сеют мак, что из подола рубахи или сарафана разбрасывают семечки мака; «растет» - все играющие показывают, что мак растет от самой земли и потом поднимают руки высоко-высоко, как рост позволяет, показывая то какой большой мак вырос; «как цветет мак» - все играющие поднимают ладоши вверх и вращают ими как «фонариками»; «как полют мак» - играющие нагибаются и «выпалывают сорняки из земли» бросая их за себя; «как рвут мак» - игроки изображают как срывают маковые головки, при этом мальчики кладут мак за пазуху, а девочки собирают его в подол; «как едят мак» - пальчики правой руки все играющие собирают вместе символизируя «маковую коробочку» и вытряхивая ее в левую ладонь, символизируя вытряхивание маковых зернышек из коробочки; на слова «съели дети мак» все разводят руками в стороны показывая, что мак кончился.
Огарыш (игра с лучинками)
Для этой игры понадобятся лучинки— огарыши. Огарыши равномерно распределяются по кругу.
Как только зазвучит песня «Жил-был огарыш, жил да не дожил,ножки съежил. У кого погастет, у кото потухнет, тому чижиком ходить, да и песнь запевать», участники передают огарыши по часовой стрелке. У кого подожженный огарыш потухнет, выходит в центр круга. Сейчас мы огарыши не поджигаем и немного изменяем правила: как только закончится песня, все, у кого остался в руках огарыш, выходят в центр круга. Звучит музыка и народ пляшет. (Нужно обратить внимание на технику безопасности: огарыш надо взять за «вершок», чтобы не попасть соседу в глаз!). Поплясали и встают снова в круг. Игра продолжается снова: поют песню, передают огарыш, пляшут. Играют до тех пор, пока не надоест.
Трифон
Дети встают в круг. По считалке выбирается ведущий (сначала мальчик). Можно использовать считалки, которые звучали в предыдущей игре, но будет лучше, если считалки будут другими. А самое лучшее — это дать возможность выбрать водящего по считалке детям (по той, по которой они сами считаются). Круг идет по часовой стрелке и поет песню:
«Как у дяди Трифона было семеро детей,
Семеро, семеро сыновей,
Они не пили, не ели,
Друг на друга всё глядели,
Разом сделали вот так —
Как?»
Во время пения водящий ходит в противоположную сторону и выдумает какую-нибудь фигуру, которую потом, по окончании песни, покажет и которую все должны будут повторить. А он оценивает, как повторили его движение и выбирает лучшего, кто показал. Теперь выбранный становится водящим. Игра продолжается до тех пор, пока не надоест.
Дударь
Дети встают в круг. Выбирается ведущий — Дударь. Во время пения круг ходит в одну сторону, а Дударь в кругу идет в противоположную сторону. Поют такую песенку:
«Дударь, Дударь, Дударище,
Старый, старый, старичище,
Его под колоду, его под сырую,
Его под гнилую.
Дударь, Дударь, что болит?»
Дударь отвечает и показывает то место, которое у него болит.
Особенностью этой игры является то, что «болеть» может не только «у себя», но и «у соседа». Например, если у Дударя болит нос («у себя»), то все берут себя за нос и идут с песней по кругу. Если Дударь говорит, что «болит у соседа» и указывает с какой стороны, то все берутся за нос своего соседа с той стороны, на которую указал Дударь.
Дударь может долго «болеть». Игра заканчивается словами Дударя: «Ничего не болит! Вас ловлю!» Дети разбегаются врассыпную. Дударь должен кого-то поймать, кто становится следующим водящим. Таким образом происходит смена водящих.
Колечко (Веревочка с кольцом)
Для этой игры нужна будет веревочка или ниточка, которая продевается через кольцо. Играющие становятся кругом и держат перед собой веревочку, на которой есть кольцо. Выбирается ведущий по считалке. Он встает в центр круга. Играющие начинают передавать колечко по кругу так, чтобы водящий этого не заметил, и поют песню: «Пошла пытка по порядку и купила шоколадку». (Эти слова повторяются много раз.) Водящий должен найти кольцо. Для этого он касается рук участников. Участник, до которого дотронулся водящий, должен разжать руку и показать веревочку: есть ли там кольцо или нет. Если водящий нашел кольцо, он встает на место участника, не успевшего вовремя передать кольцо. Игра прекращается по желанию участников.
Растяпа
Участники встают в два ряда по кругу, как в двух предыдущих играх, но только по два человека в колонне. Выбирается водящий. Дети, стоящие во внутреннем кругу, с началом игры на гармошке идут в круг и пляшут. Когда музыка заканчивается, все пляшущие встают за спины стоящих в кругу. Водящий тоже встает за кого-нибудь. Кому-то обязательно не хватит места. Он встает в центр. Он — растяпа. Тогда все его дразнят: «Раз, два, три, растяпа — ты!» Потом другие идут плясать. Таким образом пляшущие и водящий постоянно меняются. Если человек оказывается во второй раз Растяпой, его дразнят так: «Раз, два, три, четыре, пять, растяпа — ты опять!» Ну, а если ребенок попался и в третий раз, то говорят: «Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, растяпа — ты совсем!» На этом игра заканчивается.
Моргалки
Все становятся парами лицом в центр. Один из играющих стоит без пары (третий лишний). Те, кто стоят во внешнем кругу, держат руки за спиной, а у тех, кто во внутреннем — руки свободно опущены. Все внимательно смотрят на того, кто стоит без пары (третьего лишнего). Он внимательно обводит взглядом всех участников и моргает кому-нибудь из внутреннего круга. Тот, кому моргнули, должен броситься и встать перед третьим лишним. Стоящий за ним должен успеть схватить того, кому моргнули. Если удалось схватить, игра продолжается, и третий лишний моргает кому-нибудь другому. Если все же удалось убежать, то третьим лишним становится оставшийся без пары. Теперь его очередь моргать.
Четвертый лишний
Все участники встают в круг, как в игре «Третий лишний», но по три человека (они встают колоннами в затылок). Выбирается по считалке водящий. Он ходит за кругом, подходит к кому-нибудь и хлопает по плечу. Тот, кого водящий хлопнул по плечу, в свою очередь хлопает плечу следующего человека, стоящего перед ним. Тот — следующего. Так все участники этой тройки получили сигнал, что им нужно бежать за водящим. Какое-то время все четверо бегут за кругом. Водящий встает на любое свободное место, где ему захотелось, два человека из тройки должны встать за ним в такую же колонну, как стоят остальные участники игры. Четвертому человеку места не хватило. Теперь он — водящий. Таким образом игра может продолжаться до бесконечности.
Шишки, желуди, орехи
Все стоят так же, как и в предыдущей игре «Четвертый лишний». Водящий стоит в центре круга. Дети стоят также в колонну по трое. Весь круг условно можно поделить на три маленьких кружка: внешний, средний, внутренний. Первый (внутренний) ряд — шишки, второй (средний) — желуди, третий (внешний) — орехи. Ведущий называет кого-нибудь из трех рядов. Например, он говорит: «Шишки!» И все стоящие в первом ряду должные быстро поменяться. А водящий должен встать на освободившееся место. Одной «шишке» места не хватит. Теперь этот человек становится водящим и говорит, например: «Орехи!» Все «орехи» быстро должны поменяться местами, а водящий встать на свободное место. Кому не хватило места, тот — водящий. Игра продолжается до тех пор, пока не надоест.
Челнок
Дети встают в две шеренги. Выбираются два водящих по считалке, которые должны будут бегать. Считалка может быть такой: «Пан, пан капитан, чем ты коны пропитал? — Я ни житом, ни овсом, только белым калачом. Из копыта под копыто, из телеги прямо в грязь — оставайся белым князь!»
Второго водящего можно выбрать по другой считалке: «Конь ретивый с длинной гривой скачет по полям: тут и там. Где проскачет он — выходи вон!»
Люди, стоящие в шеренгах, поют песенку: «Челнок бежит, земля дрожит, шьёт, пошивает, дале посылает». (Ее повторяют столько раз, пока не поймают одно из бегущих.) Во время пения ряды синхронно и параллельно сходиться и расходиться. Ведущие становятся по разным концам челнока. Во то время, когда челнок раздвигается, поменяться местами, т. е. перебежать на другую сторону челнока. Когда поймают одного из водящих, то игра прекращается. Водящие выбирают следующих водящих. Таким образом, водящие постоянно меняются и игра продолжается до тех пор, пока не надоест.
Редька
Из всех играющих выбираются самый большой мальчик, который будет «корнем редьки» и ведущий, который будет тянуть редьку. «Корень» садиться на стул и все остальные играющие садятся ему на колени чередуя «мальчик-девочка» руками держась за живот впереди сидящего. Все поют: «Округ бабушки хожу, себе редечки прощу! Бабка-сопливка, редька-червивка!». После окончания песни ведущий подходит к началу «редьке» и спрашивает: «Бабка-бабка, дай редьки?», а та ей в ответ: «А не ту ти!». И тогда игра начинается снова, а может ответить: «Ну тяни, только не с корнем!» и водящий начинает тянуть «начало» редьки (или первого человека) за руки. Если вытянет, то те кто отцепился от редьки становятся сзади ведущего «паровозиком» и так же продолжают играть. А если не вытянул, то водящий снова водит. Игра продолжается до тех пор, пока не вытянут всю редьку.
Литература 1. Еникеев М. И. Энциклопедия. Общая и социальная психология. — М., 2002. 2. Зимина А.Н. Народные игры с пением. Практическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальной школы, студентов педагогических колледжей и вузов. — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. 3. Общая психология: Курс лекций для первой степени педагогического образования / Сост. Е. И. Рогов. — М., 2001. 4. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. — М., 1980. 5. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Принципы организации игровой деятельности http://pedagog.eparhia.ru/for_pedagog/met_rek/svet/igra/igra1/ 6. Покровский Е. А. Детские игры, преимущественно русские. — СПб, 1994. 7. Популярная психология для родителей/ Под ред. А. С. Спиваковской. — СПб, 1997.
8. Русские дети: Основы народной педагогики. Иллюстрированная энциклопедия / Авт.: Баранов Д.А., Баранова О.Г., Зимина Т.А. и др. — СПб.: Искусство — СПб, 2006. 9. Современные технологии организации детских праздников ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (МГГУ)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ СД.В.1.2 Народные игры
Основная образовательная программа подготовки специалиста По специальности 071301 — Народное художественное творчество
РАЗДЕЛ 1. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Структура программы учебной дисциплины 1.1 Автор программы: С.В. Телицына, канд. пед. наук, доцент 1.2 Рецензенты: Н.В. Алябьева, канд. пед. наук, доцент
В.В. Васильева, канд. пед. наук, доцент 1.3 Пояснительная записка: Данная дисциплина тесно связана с такими курсами, как «Народная художественная культура», «Теория и методика этнохудожественного образования» и др. Цель изучения курса – дать представления о народной игровой культуре, сформировать практические навыки организации и проведения народных игр. Основные задачи курса: 1. Формирование представлений о народной игре как области художественной культуры. 2. Изучение будущими специалистами теоретических основ и технологий игровой деятельности. 3. Воспитание интереса к народной художественной культуре. Изучение данного курса направлено на целостный подход к пониманию народной художественной культуры, неотъемлемой частью которой являются игры, имеющие большую культурную и образовательную ценность. В результате изучения курса «Народные игры» студент должен знать сущность, функции и назначение игр разных народов; исторические формы и виды народных игр; роль народных игр в семейной педагогике, этнокультурном образовании и воспитании детей и подростков;методику организации игровой деятельности детей, подростков и других групп населения на основе народных традиций. Должен уметь анализировать исследования по игре и игровой деятельности; подбирать игры для разнообразных видов деятельности и разных групп населения; организовывать и проводить народные игры; составлять игровые программы. При разработке УМК использовались материалы программы Э.И. Петровой [1], рекомендованной Учебно-методическим объединением по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов (Москва, 2005 г.). Извлечение из ГОС ВПО Не предусмотрено. 1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы:
1.6 Содержание дисциплины 1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени: Вариант 2[3]
1.6.2 Содержание разделов дисциплины. Введение Понятие «игра», «игровая деятельность», «игровая культура». Философские, искусствоведческие, педагогические, психологические и др. теории игры. Проблемы педагогики, связанные с игрой (К.Д. Ушинский, А.И. Сикорский, Е.А. Покровский и др.). Психологические основы игры (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). Природа и функции игровой деятельности. Методологические подходы исследования феномена игры (М.С. Каган, Г.П. Щедровицкий, Т.А. Кривко-Апинян, Н.Т. Казакова, Л.Т. Ретюнских и др.).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 995; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.224.76 (0.015 с.) |