Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика работы над сценарием культурно-досуговой программы.

Поиск

Сценарий - подробное литературное описание действия, предназначенного для постановки на сценической площадке, на основе которого создаются театрализованное представление, праздник, массовое зрелище, игровая или какая-либо иная программа.

Работу над сценарием следует начинать с определения темы и идеи.

Тема - это круг явлений, отобранных и освещенных автором.

Идея - это основной вывод, мысль, оценка изображаемых событий.

Тема обычно задана с самого начала, а к идее, как общему главному выводу, сценаристу и режиссеру следует еще постепенно подвести участников и зрителей программы.

Следующим шагом является продумывание композиции сценария, то есть реализация конфликта, сюжета в сценическом действии.

Композиция - организация действия и соответствующее расположение материала.

Основные компоненты

Экспозиция - ввод в действие, короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта. Экспозиция обычно перерастает в завязку или непосредственное начало действия. Экспозиция и завязка должны быть предельно четкими, лаконичными.

Завязка - начало конфликта.

Кульминация - наивысшая точка развития конфликта.

Развязка - разрешение конфликта.

Основное действие - строгая логичность построения и развитие темы.

Каждый эпизод должен быть обусловлен, связан смысловыми «мостиками» с предыдущим и последующим.

Классическую структуру программы составляют следующие элементы:

Пролог - композиционный прием, показ или демонстрация идей автора, его отношения к событию. Пролог не связан с основным действием, а в экспозиции сюжетное действие берет свое начало.

Завязка - начало драматургического конфликта, находит свое развитие в последующих структурных элементах композиционного построения сценария, определяет начало основного действия. Поиск оригинального сюжетного решения завязки - драматургическая проблема. Оригинальное решение завязки во многом определяет последующий ход всей программы.

Сюжетный ход - художественный прием, делает драматургическое произведение неповторимым и оригинальным по композиционному построению.

Основное развитие действия - здесь фактически укладывается весь основной сюжет программы.

В зависимости от сценарной обработки содержательного материала предполагаются и различаются уровни сценарной записи:

Сценарный план - набросок композиционного построения сценария с разработанной темой, идеей, педагогическими задачами, характеристиками аудитории.

Либретто - более развернутое, чем сценарный план, краткое содержание театрально-музыкально-вокального произведения.

Литературный сценарий - подробная литературная разработка идейно-тематического замысла с полным текстом, описанием действующих лиц, музыкальным оформлением, использованием технических служб.

Режиссерский сценарий - развернутый план литературного сценария с точным указанием сценической площадки, конкретным использованием технических служб, расписанной светозвуковой партитурой, с указанием времени, мизансцен, исполнителей, литературных текстов и организационных моментов.

Создание сценария - это сложный, многоступенчатый, творческий процесс, включающий периоды накопления информационно-содержательного материала, формирование замысла, написание драматургического произведения. Автору сценария необходимо так соединить все его компоненты, чтобы в итоге получилось целостное драматургическое произведение.

Композиция (соединение, расположение, составление) - построение художественного произведения.

Драматургическая основа программы создается такими эмоционально-выразительными средствами, как живое слово, музыка, кино, поэзия, хореография и другие. Задача композиционного построения сценария состоит в том, чтобы соединить все эти элементы в единое целое. От того, насколько данные элементы будут гармонировать между собой, взаимодействовать в сюжетной конструкции, соподчиняться и дополнять друг друга, зависит эмоциональное и эстетическое восприятие ее зрительской аудиторией.

Композиция имеет свои законы: целостность, взаимосвязь и соподчиненность частей целому, контрастность, подчиненность всех средств художественного произведения сценарному замыслу, единство содержания и формы, соразмерность, типизация и обобщение и другие.

Для того, чтобы сценарий не распадался на отдельные эпизоды, чтобы художественные иллюстрации не выглядели вставными номерами, а устные выступления не казались ненужными дополнениями, необходимо в качестве стержня найти единый сюжетный ход. Ход, двигающий развитие сюжета, является основным связующим моментом при монтаже сценария.

Сценарии создаются двумя способами: собирательным и избирательным. Успешное воплощение в жизнь принципа документальности, удачное использование местного художественного и публицистического материала создают возможность импровизации в массовых действиях, которая пробуждает инициативу людей, создает атмосферу творчества и непринужденного общения и как бы снимает барьер между зрительным залом и сценой. Одним из способов импровизации является внесение в сценарий элемента игры, в которую при умелом подходе организаторов программы включаются и дети, и взрослые.

Одним из способов импровизации является внесение в сценарий элемента игры, действия.

При написании сценария культурно-досуговой программы нужно знать реальные возможности воплощения драматургического замысла. Сценарий надо создавать не для усредненного, а для конкретного учреждения культуры с учетом его материально-технических и финансовых возможностей.

 

 

Билет №22.

Средства выразительности устной речи

Процесс развития выразительности речи направлен на развитие дыхания, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией.

Речевое дыхание. Дыхание принимает самое активное участие во всякой человеческой деятельности и особенно в речи. Это один из самых существенных элементов искусства речи. От того, как дышит актер, чтец, как он пользуется своим дыханием, зависит красота, сила, легкость его голоса, мелодичность речи. Дыхание, которым пользуется человек во время речи, называется фонационным.

Фонационное дыхание отличается от физиологического необходимостью

экономно расходовать воздух и своевременно его добирать. Звук образуется на выдохе, поэтому для речи нужно иметь запас воздуха. Ученые различают четыре типа фонационного дыхания: верхнее, грудное, диафрагмальное и диафрагмально-реберное. Последний тип является оптимальным для осуществления речевого акта. Правильное дыхание - это дыхание свободное, глубокое, частое, незаметное, автоматически подчиненное воле чтеца. Хорошее фонационное дыхание обеспечивается при соблюдении следующих требований:

- Вдыхать глубоко носом и ртом;

- Вдыхать бесшумно (незаметно);

- Не перебирать дыхания при вдохе;

- Пополнять запас воздуха при малейшей возможности;

- Не задерживать дыхания в паузах;

- Не расходовать весь запас воздуха, чтобы не захлебнуться.

Безусловно, умение правильно пользоваться дыханием во многом определяет способность управлять голосом.

Голос

Большое значение для выразительного чтения имеет звонкий, приятного тембра, гибкий, достаточно громкий, послушный голос.

Выделяются следующие основные качества профес­сионального речевого голоса:

Первое - достаточная сила звука. Голосдолжен быть слышен в любой аудитории, даже при отсутствии тех­нических средств усиления. Это качество носит название динамического диапазона голоса.

Второе - посыл звука,то есть его способность достигать нужной точки, долетать до каждого слушателя.

Третье - подвижность, гибкость голоса, так называе­мый звуковысотный диапазон, позволяющий передавать мысль говорящего во всей ее полноте и разнообразии от­тенков в меняющемся интонационном мелодическом ри­сунке устной речи.

Четвертое - тембр голоса. От того, насколько выра­зителен голос в своей тембральной окраске, зависит лег­кость восприятия слушателями смысла высказывания.

Пятое - полетность звука, его способность выделяться на фоне других звуков и шумов, не смешиваясь с ними, не теряясь среди них.

Шестое - выносливость, малая утомляемость голоса, позволяющая не терять основные свойства звучания при длительном интенсивном выступлении, выдерживать зна­чительную голосовую нагрузку.

Оптимальным является голос средней силы и высоты, т.к. его легко можно понизить и повысить, сделать тихим и громким. Однако голос, как и дыхание, следует развивать.

Дикция и орфоэпия

Хорошая дикция - одно из важнейших качеств речи.

Дикция - четкое произношение звуков, слов, фраз. Условием четкой, ясной дикции является правильная артикуляция. Четкая артикуляция звуков речи (установка речевого аппарата в позицию, позволяющую образовать нужный звук) зависит от степени тренированности активных речевых органов — губ, языка. Поэтому отработка четкой дикции всегда начинается с мышечной тренировки - артикуляционной гимнастики, позволяющей сознательно управлять нужными группами мышц.

Произносительные нормы устной речи изучает орфоэ­пия (греч. orthosправильный и eposречь). Она исследует закономерности литературного произношения.

Итак, техническая сторона живой речи и выразительного чтения обеспечивается правильным дыханием, хорошим голосом, дикционной четкостью, и соблюдением норм орфоэпии (правил литературного произношения).

Выразительность устной речи осуществляется в интонации.

Интонация - сложное явление. Она включает в себя четыре акустических компонента: тон голоса, силу звуча­ния, его длительность и тембр.

Термин тон восходит к греческому слову tonos (бук­вально «натянутая веревка, натяжение, напряжение»).

Когда говорят о тоне звуков речи, то имеют в виду высоту гласных, сонорных и звонких шумных согласных. Тон формируется при прохождении воздуха через глотку, голосовые связки, полости рта и носа. В результате коле­бания голосовых связок возникает основной тон звука, важнейший компонент речевой интонаций.

С помощью изменения тона создается мелодический рисунок речи.

Большим недостатком считается монотонность.Она воз­никает в том случае, когда высота звука остается неизмен­ной на всем протяжении речи.

Не украшает речь и слишком высокий или слишком низкий тон. Предельно высокий тон физически утомляет, вызывает усталость, а низкий тон зачастую раздражает, поскольку требует от слушателя большего напряжения.

Сила звучания зависит от напряженности и амплиту­ды колебания голосовых связок. Чем больше амплитуда колебания, тем интенсивнее звук.

На слух различают уровень интенсивности. Он бывает низким, средним и высоким. Уровень силы звучания мо­жет не изменяться (ровный, спокойный голос), но чаще всего направление и характер интенсивности меняется: увеличивается или уменьшается и это может происходить резко или плавно.

Взаимодействие тона и интенсивности усиливает гром­кость речи.

Темп речи (итал. tempo, от лат. tempus — время) — скорость произнесения речевых элементов. Темп речи из­меряют двумя способами: числом звуков (или слогов), про­износимых в единицу времени (например, в секунду), или средней длительностью звука (слога).

Нормальный темп речи русских около 120 слов в мину­ту. Одна страница машинописного текста, напечатанного через полтора интервала, должна читаться за две или две с половиной минуты.

Темп речи может изменяться. Это зависит от содержания высказывания, эмоционального настроя говорящего, жиз­ненной ситуации.

Последний компонент интонации — тембр.

Логика речи - это сумма определенных законов, положений и правил, соблюдение которых позволяет четко, без искажений донести в звучащей речи до слушателей мысли, выражения определенным текстом. Соблюдение этих законов предполагает правильное, осмысленное использование таких выразительных средств, как пауза, ударение и мелодия.

Логические паузы. Логические паузы расчленяют речь на отрезки, состоящие из слов тесно примыкающих друг к другу по смыслу. Паузы отделяют друг от друга отдельные мысли. Группа слов между двумя логическими паузами составляет речевое звено. Оно может состоять из одного слова. Логические паузы расчленяются между собой по длительности, благодаря чему помогают слушающим уловить степень законченности высказывания: чем полнее мысль высказана, тем длительнее логическая пауза после отрезка текста, содержащего высказанную мысль или ее часть.

Логические ударения. Логические ударения выделяют в звучании из ряда других те слова, которые особенно важны и необходимы для передачи мысли. По степени выделения ударные слова можно условно, схематически подразделить на три категории:

1. Логический центр речевого звена;

2. Фразы;

3. Законченный по смыслу отрывок текста (или целое произведение).

Выделение ударных слов достигается различными способами, используемыми в живой речи чаще всего не изолированно, а в различных комбинациях между собой: высотой тона, силой звука, темпом произношения, ударного слова и паузами.

Логические ударения - это выделение голосом главных по смысловой
нагрузке слов. Причиной ошибок в расставлении логических ударений
является недопонимание смысла читаемого или недостаточно хорошее
видение того, о чем идет речь. Таким образом, расстановка логических ударений требует предварительного анализа текста.

Л.Н. Толстой говорил, что искусство писателя заключается в том, чтобы находить «единственно, нужное размещение единственно нужных слов». Наша задача - понять замысел автора, проникнув в тайну этого единственно нужного размещения нужных слов.

Таким образом, средствами выразительности устной речи является: речевое дыхание, существенный элемент искусства речи, хорошая дикция одно из важнейших качеств выразительной речи. Особое значение имеет правильность речи, т.е. соответствие литературной норме. Выразительность речи зависит от умения участника детского театрального коллектива владеть своим голосом. Выразительность устной речи осуществляется



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 2345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.224.165 (0.013 с.)