Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Композиционное построение игровых программ.

Поиск

Сценарий игровой программы представляет собой под­робную литературно-драматургическую разработку темы, конфликта. В сценарии четко определяются игровые эпизоды, их последовательность, форма и время судейства, вклю­чение зрелищных заставок.

Начинается разработка любой досуговой программы с определения темы:

О чем будет рассказано? Что будет положено в основу представления? Часто в самом назва­нии уже представлена тема.

Игровые программы могут быть посвящены тематике:

· исторической (памятные даты в жизни страны);

· героико-патриотической (например, «Эй, славяне!»);

· спортивной («Сильные, смелые, ловкие»);

· литературной («В гостях у пушкинских героев»);

· музыкальной («До-ре-ми»);

· развлекательной («Эх, Семеновна!»).

Вторая проблема сценариста:

Ради чего? Какой глав­ный вывод представления будет сделан? Например, тема — «Широкая Масленица». Идея — эмоциональная разряд­ка, ощущение русского духа и удальства.

Идейное осмысление должно быть выражено в конк­ретной и непрерывной цепи поступков (игр), разыгран­ных в яркой и осмысленной среде.

Для объединения разнородных частей в целое подби­раются речевые связки, репризы, стихотворные застав­ки. Немалое место занимают пояснительные тексты, объявления, манки, приглашение к танцам, играм, учас­тию в конкурсах и т. п.

Весь собранный сценаристом материал необходимо ком­позиционно выстроить по законам художественного мон­тажа.

Следующая проблема — поиск приема подачи игрово­го материала.

Сценарно-режиссерский ход (прием) — это образно-смысловой стержень, который пронизывает весь сцена­рий, связывает действие в его логическом развитии:

экспозиция — ввод в действие. Это короткий рассказ о событиях, предшествующих конфликту. Экспозиция пе­рерастает в завязку — т. е. непосредственное начало дей­ствия. Появляется конфликт — столкновение жизнен­ных противоречий, противоположных позиций, идей ми­ровоззрения, идеологий.

Основное развитие действия (конфликта) проходит в нескольких эпизодах, нарастая, входит в кульминацию — высшую точку представления.

Развязка — как разрешение конфликта, затем — глав­ное событие, где сформулирована основная мысль авто­ра, т. е. идея.

Вышеизложенную последовательность событий можно графически представить так:

 

Развитие конфликтной ситуации, т. е. сквозное действие

 

Это исходное событие Основное событие, с которого начинается конфликт Центральное событие. Высшая точка - борьба Финальное событие - разрешение конфликта Основная мысль автора - идея

 

Составление игровой программы заключается в умелом создании игровой конфликтной ситуации. Это основа и стержень игрового действия, о чем бы ни шла речь, про­блемы решаются в игровом ключе. Основа любой игры — это преодоление препятствий. Суть игрового конфлик­та — противоборство сил, умений, сноровки, эруди­ции. Благодаря напряженному конфликту и интерес­ному сюжету многие игры приобретают своеобразную драматургию, представляя собой маленькие жанровые сценки, насыщенные юмором.

На какой бы конкретной основе ни развертывалась игра, сюжет ее должен включать набор ситуаций, даю­щих возможность участникам проявить свои литератур­ные, музыкальные, хореографические способности, блес­нуть остроумием, показать эрудицию, отличиться в лов­кости и сноровке.

В программах развлекательного типа могут использо­ваться разнообразные наборы игр, непосредственно не связанных друг с другом.

Однако чаще всего предпочтение отдается такому построению программ, в котором се­рия игровых развлечений нанизывается на единый сю­жетный стержень.

Театрализованная сюжетно оформленная игра пред­ставляет собой своеобразный рассказ, ведущийся на языке викторин, аукционов, эстафет, интеллектуаль­ных и художественных конкурсов, шуток, танцев и песен. Благодаря умелой режиссерско-драматургичес­кой организации этот рассказ превращается в целост­ное, разыгрываемое силами всех играющих массовое представление. Сюжет позволяет логически выстроить игровые эпизоды в стройную законченность. С помо­щью сюжета легче обеспечить такое расположение развлечений, при котором общая игровая линия разви­вается по восходящей, а напряжение и интерес не сни­жаются, а возрастают.

 

2. Методика организации и проведения интеллектуально-познавательных игр.

Интеллектуально-познавательные игры (известные также как эрудиционы, викторины) -- на сегодняшний день одна из самых популярных форм работы с детьми. Интерес к играм подобного рода увеличивается с каждым годом. На сегодняшний день, благодаря телевидению, существуют десятки игр - соревнований в эрудиции, известных всей стране. Это: «Слабое звено», «Звездный час», «Своя игра», «Самый умный», «Кто хочет стать миллионером», «Умники и умницы

Интеллектуально-познавательные игры это один из типов культурно-досуговых программ, которые чрезвычайно популярные среди школьников среднего и старшего возраста. Это такие игры, где успех достигается, прежде всего за счет мыслительных способностей человека, его эрудиции и интеллекта.

Все интеллектуально-познавательные игры независимо от их названий обладают сходными чертами, а их подготовка и проведение осуществляются, но одному организационному алгоритму. Но прежде чем раскрыть этот алгоритм, необходимо выделить сходные черты, которые присуши всем без исключения играм.

Вот три ключевых признака любой интеллектуально-познавательной игры:

1. Наличие специальных вопросов, на которые следует ответить во время игры ее участникам.

2. Наличие специальных правил, придерживаясь которых следует отвечать на вопросы.

3. Наличие игрового сюжета, игровой интриги, которая является внешней «оболочкой» игры.

На каждом из этих компонентов следует остановиться подробнее.

Вопросы.

Не всякий вопрос годится для интеллектуально-познавательной игры. К сожалению, этой, казалось бы, очевидной истиной очень часто пренебрегают многие организаторы игр. Порой в той или иной игре встречаются некорректные вопросы, и это приводит к спорам и конфликтам между участниками и ведущим.

Правила.

В каждой интеллектуально-познавательной игре есть свои правила, и даже можно сказать, что они отличаются друг от друга, прежде всего правилами. Но хотя правила разные, при внимательном их рассмотрении можно обнаружить некую закономерность. Она заключается в том, что все правила, по сути, являются ответами на одни и те же вопросы организационного порядка. Всего этих вопросов или организационных проблем десять.

1. Кто принимает участие в игре: команды или индивидуальные участники?

2. Если играют команды, из скольких человек они состоят?

3. Сколько всего команд (индивидуальных участников) одновременно принимают участие в игре?

4. Кто задает вопросы: ведущий или участники друг другу'?

5. Как задаются вопросы: одновременно всем участникам, последовательно или но принципу жребия (могут быть и другие варианты)?

6. Сколько времени дается на подготовку ответа?

7. Как участники должны демонстрировать готовность к ответу?

8. Кто оценивает правильность ответа?

9. Каким образом начисляются очки (баллы) за ответ?

10. До каких пор продолжается игра: пока не закончатся вопросы, пока не истечет время, пока не наберется определенная сумма баллов?

Иногда в играх бывает несколько раундов, при этом правила каждого нового раунда изменяются («Счастливый случай»). Но и здесь все выше перечисленные организационные вопросы не теряют своей актуальности, просто они прилагаются теперь к каждому раунду в отдельности.

Если при разработке правил организаторы упустят хотя бы один организационный вопрос, не определятся с ответом на них, то правила игры окажутся неполными, а это может принести к недоразумениям или даже к конфликтам.

Правила игры обычно сообщаются игрокам заранее, но в начале игры они должны быть во всеуслышание повторены еще раз. При этом правила облачаются в игровые одежды, то есть из скучного набора указании превращаются в игровой сюжет.

Три пункта организационного алгоритма, единого для всех интеллектуально-познавательных игр. Выглядеть они могут так:

разработка вопросов игры;

разработка правил игры;

разработка игрового сюжета.

Эти пункты не помечены цифрами, так как реализовать их можно в любой последовательности: можно сначала придумать вопросы, а потом заняться всем остальным, но можно начать подготовку и с определения правил.

Другими этапами организации интеллектуально-познавательной игры будут:

создание и подготовка команд;

оформление места проведения игры;

подготовка необходимого реквизита;

техническое обеспечение игры;

приглашение болельщиков;

приобретение призов для участников;

выбор жюри;

работа с ведущим.

То есть, за исключением первых трех пунктов, организационный алгоритм интеллектуально-познавательной игры ничем не отличается от организационного алгоритма конкурсных программ

3. Проанализируйте содержательную часть интеллектуально-познавательной игры, составьте план проведения интеллектуально-познавательной игры.

Билет №11

1. Театрализованные представления как род сценического искусства. История возникновения театрализованных представлений.

2. Виды театрализованных представлений.

3. Разработать сценарный ход новогоднего театрализованного представления для детей младшего школьного возраста.

1. Театрализованные представления как род сценического искусства. История возникновения театрализованных представлений.

Театрализованные представления – самая емкая и многогранная форма массового искусства, включающая в себя поэзию, музыку, театр, декорационное искусство, хореографию, кино и пиротехнику, а так же некоторые формы спорта – художественную гимнастику, массовые гимнастические выступления, танцы на льду и пр. Сама практика развития театрализованных представлений в нашей стране формирует те или иные их конкретные виды. Одни из этих видов находятся в процессе становления, оформления, утверждения в жизни; другие, четко определившись по видовым параметрам, дифференцируются на жанровые и иные разновидности.

Театрализация – создание художественного образа по законам драматургии,театра при самом активном участии большинства зрителей. Сутью театрализации как творческого метода является художественное осмысление реальных событий в жизни страны, конкретного коллектива или даже отдельной личности, при котором эти события воплощаются в яркой образной форме, содержащей их художественную интерпретацию. Представления, построенные на основе метода театрализации, называются театрализованными. В театрализованном представлении главными героями являются реальные личности, прямо связанные с тем событием, вокруг которого выстраивается образное решение театрализованного действа. Театрализация предполагает возможность преподнесения в художественной форме и именно театральными средствами той или иной идеи.

Различного рода празднества и театрализованные представления в своих истоках у всех народов мира, так или иначе, связаны с обрядами. Обряды – неотъемлемая часть духовной культуры любого народа. Они являются первичной формой искусства.

В стремлении познать природу и воздействовать на нее древние люди «очеловечивают» явления действительности, и это находит отражение в обрядовых играх и представлениях. В них, с одной стороны, участвуют люди, с другой – олицетворенные явления природы, на которые человек хочет воздействовать.

Древние земледельческие племена создали систему обрядов. Так при наступлении весны они разыгрывали борьбу лета и зимы, оканчивалась эта обрядовая игра победой лета и уничтожением зимы. Эта обрядовая игра воспроизводила природный процесс – смену времен года – в мифологическом осмыслении, как борьбу двух враждующих сил, которые представлялись древним людям самостоятельными существами.

С древнейших времен до нас дошли элементы и другого вида не религиозной обрядности – бытовой, или семейной. При первобытнообщинном строе люди жили большими семьями, включавшими несколько поколений и ветвей, и всякая перемена в их жизни (рождение, смерть, женитьба, замужество) была значительным событием для всей общины. Такие события обрастали целыми системами обрядов, игр, сопровождавших их.

Таким образом, древнейшие обряды, лежащие в основе всех форм театрализации и народных празднеств, являются отражением общественного бытия человека, его экономической и социальной жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 2619; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.7.186 (0.013 с.)