Содержание направления «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
- развитие игровой деятельности детей;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- формирование тендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
РАЗВЕРНУТОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ)
Месяц
Тема и цели 1 -й недели
Тема и цели 2-й недели
Тема и цели 3-й недели
Тема и цели 4-й недели
Виды интеграции образовательных направлений
Целевые ориентиры развития ребенка (на основе интеграции образовательных направлений): слушает новые сказки, рассказы, стихи; участвует в обсуждениях, может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя, умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей, способен следить за развитием театрализованного действия и эмоционально на него отзываться, разыгрывает по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки из знакомых сказок, имитирует движения, мимику, интонацию изображаемых героев, пытается выразительно передавать игровые и сказочные образы, умеет объединяться со сверстниками для игры в группу из 2-3 человек на основе личных симпатий, выбирать роль в сюжетно-ролевой игре; взаимодействовать и ладить со сверстниками в непродолжительной совместной игре, умеет делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями, может самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками, может принимать участие в беседах о театре.
Сентябрь
Тема
Травка-муравка
Лягушата на болоте
Жили гуси у бабуси
Где ночует солнце?
Социализация: способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений, показывать детям способы ролевого поведения, используя обучающие игры, развивать умение имитировать характерные действия персонажей. Музыка: способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов. Чтение художественной литературы: развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок. Коммуникация: развивать диалогическую форму речи, вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность
Цели
Ввести в игровую ситуацию; дать положительный заряд. Развивать интонационную выразительность голоса
Развивать воображение, навыки диалога. Учить: - использовать выразительные интонации; - соотносить содержание с показом в драматизации
Дать положительный заряд эмоций. Учить: - следить за ходом изображаемого взрослым сюжета; - вовлекать в беседу по его содержанию
Учить:
- активно откликаться на художественный образ;
- побуждать к вхождению в роль мамы (папы);
- вовлекать в двигательную импровизацию;
- сравнивать моторные и спокойные интонации
Октябрь
Тема
Мокрые дорожки
Кто из нас, из овощей...
Ветер-ветерок
Музыкальная шкатулка
Социализация: развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре, стремление импровизировать на несложные сюжеты сказок, активность в двигательной деятельности.
Музыка: формировать эмоциональную отзывчивость на произведение, умение различать веселую и грустную музыку.
Чтение художественной литературы: воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
Коммуникация: вовлекать детей в разговор, вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность
Цели
Учить: - различать ин-
тонации музыки, воспитывать чувство лада. Побуждать к двигательной импровизации. Выражать свои эмоции через движение
Обогащать эмоции;вовле-
кать в импровизацию. Учить обсуждать содержание сказки
Развивать слуховое внима-
ние и воображение. Побуждать к интонационной выразительности. Вовлекать в двигательную импровизацию
Познакомить с новой сказкой.
Вовлекать в беседу по ее содержанию и драматизации образов. Учить: - вслушиваться в музыкальное сопровождение и узнавать настроение музыки; - соотносить его с образами героев сказки
Ноябрь
Тема
Храбрые портные
В магазине игрушек
Коза-дереза
Первый ледок
Социализация: развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий, взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами; в индивидуальных играх с игрушками-заместителями исполнять роль за себя и за игрушку, следить за развитием действия в играх-драматизациях, созданных силами взрослых и старших детей. Познание: развивать умение воспринимать звучание родной речи, знакомить с театром через мини-спектакли и представления, а также через игры-драматизации по произведениям детской литературы, поощрять исследовательский интерес, проведение простейших наблюдений, развивать образные представления.
Коммуникация: формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями
Цели
Вовлечь в игровую ситуацию и пробудить желание действовать самостоятельно в роли. Показать широкий спектр ролей одного сюжета
Вовлечь в ситуацию сюжетно-ролевой игры. Учить взаимодействовать с игрушками и друг другом в качестве партнеров. Побуждать к принятию роли
Познакомить с театром, его устройством. Увлечь театральной постановкой. Вызвать эмоциональный отклик на яркое зрелище
Побуждать к решению проблемы. Развивать воображение. Учить проявлять себя в индивидуальной и групповой роли
Декабрь
Тема
Знакомые герои
Морозные деньки
Елочки в лесу
Новогоднее представление
Социализация: пробуждать интерес детей к театрализованной игре, создавать условия для ее проведения, развивать умение выбирать роль, вызывать желание действовать с элементами костюмов и атрибутами как внеш-
ними символами роли, выступать перед сверстниками, обустраивая место для выступления. Чтение художественной литературы: развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.
Познание: расширять представления о характерных особенностях зимней природы, обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи
Цели
Вспомнить знакомые сказки.
Побуждать к драматизации. Учить: - входить в роль; - выразительно обыгрывать роль. Поощрять самостоятельность в игре
Дать эмоциональный заряд
бодрости, радости восприятия наступившей зимы. Вовлечь в игровую ситуацию. Побуждать к импровизации
Побуждать к решению про-
блемных ситуаций. Вовлекать в двигательную импровизацию. Побуждать входить в роль, используя воображаемые предметы
Приобщать к традиции
празднования Нового года. Побуждать к использованию знакомого художественного материала, самостоятельности в ролевой игре
Январь
Тема
Сказки матушки-метели
Котик на печке песни поет
Варя пришла в театр
Три лисицы-мастерицы
Социализация: способствовать возникновению игр по мотивам литературных произведений (потешек, песенок, сказок, стихов); развивать стремление импровизировать, поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками. Музыка: приобщать детей к народной музыке.
Чтение художественной литературы: воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения, учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.
Коммуникация: развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор после просмотра спектаклей
Цели
Вовлекать в игровую ситуацию, в двигательную импровизацию. Побуждать вступать в диалог. Приучать внимательно слушать новую сказку и следить за развертыванием ее содержания
Приобщать к русскому фольклору, увлечь сюжетом
Побуждать к обыгрыванию сюжета, включать в импровизацию. Приучать к самостоятельности в обустройстве игры
Продемонстрировать выразительную игру старших ребят. Побуждать к вхождению в роль. Учить импровизировать
Февраль
Тема
Тихая песня
Варя-повариха
Тили-бом
Веселая ярмарка
Социализация: способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли, развивать умение имитировать характерные действия персонажей, передавать эмоциональное состояние человека, развивать стремление импровизировать на несложные сюжеты сказок.
Музыка: формировать эмоциональную отзывчивость на произведение, умение различать тихую, грустную музыку, передавать характер песни (протяжно, ласково, напевно).
Чтение художественной литературы: воспитывать умение слушать новые сказки, следить за развитием действия, повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы.
Коммуникация: развивать диалогическую форму речи, поощрять желание задавать вопросы воспитателю и сверстникам
Цели
Настраивать на тихие, ласковые интонации колыбельной песни, сказки. Заинтересовать содержанием сказки.
Учить размышлять по поводу сюжета; вызвать состояние покоя и добрые чувства
Побуждать к вхождению в роль. Привлекать к подготовке предметной среды для игр.
Заинтересовывать разнообразием сюжетных линий в игре на одну тему. Побуждать к интонационной выразительности в роли
Увлечь художественно-образным преподнесением материала. Побуждать самостоятельно действовать в роли;
следить за действиями партнеров
Вовлекать в диалог. Побуждать к вхождению в выбранную роль каждого ребенка
Март
Тема
Короб со сказками
Чьи детки?
Вот уж зимушка проходит
Валя у парикмахера
Социализация: способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, обогащению игрового опыта посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию, развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий, формировать умение взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами, знакомить детей с приемами вождения настольных кукол, учить сопровождать движения простой песенкой.
Коммуникация: на основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.
Познание: знакомить с доступными пониманию ребенка профессиями, характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей
Цели
Вспомнить знакомые сказки. Способствовать вхождению детей в роли героев; активизировать в игре в настольный театр
Вовлекать в воображаемую ситуацию. Побуждать выразительно действовать в роли зверей
Приобщать к народному празднику - проводам русской зимы. Показать смену времен года, сравнить два времени года; дать эмоциональный заряд бодрости
Познакомить с работой парикмахера. Вовлечь в сю-жетно-ролевую игру. Побуждать к самостоятельно сти и импровизации в роли; приобщать к взаимодействию с партнером
Апрель
Тема
Городок игрушек
Приветливый ручей
Зоопарк
Волшебная палочка
Социализация: формировать умение следить за развитием действия в играх-драматизациях, показывать детям способы ролевого поведения, развивать умение выбирать роль, взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами.
Чтение художественной литературы: воспитывать умение слушать новые сказки, следить за развитием
действия, развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из сказок.
Коммуникация: помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом, доброжелательно общаться.
Познание: расширять представления о диких животных. Музыка: формировать навыки более точного выполнения движений, передающих характер изображаемых животных
Цели
Увлечь путешествием. Познакомить с новыми героями.
Побуждать к активности в выборе роли, к принятию сверстника как партнера по игре
Развивать образное мышление. Познакомить с новой сказкой;
дополнить образный сюжет ожившей сказкой в природе
Познакомить с дикими животными и их повадками.
Воспитывать любовь ко всему живому. Развивать любознательность. Побуждать к вхождению в роль
Побуждать к игре-драматизации. Познакомить с новой сказкой;
активизировать внимание. Приучать следить за развертыванием содержания сказки в театре
Май
Тема
Солнышко, появись!
Лети, мотылек!
Дружные соседи
Будем мы трудиться
Социализация: способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений (потешек, песенок, сказок); обогащению игрового опыта посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию, развивать активность детей в двигательной деятельности, развивать умение имитировать характерные действия персонажей, развивать стремление импровизировать на несложные сюжеты песен, сказок.
Музыка: приобщать детей к народной музыке, способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов. Коммуникация: вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.
Чтение художественной литературы: продолжать формировать интерес к книгам
Цели
Приобщать к русскому фольклору; включать в инсценировку. Учить говорить и действовать от имени персонажей. Активизировать партнерское взаимодействие в игре
Побуждать к имитации образов героев сюжетов в вокально-двигательной импровизации. Познакомить с новой сказкой и обыграть ее в драматизации
Побуждать к импровизации художественного образа. Вовлекать в обыгрывание знакомого сюжета
Побуждать к двигательной активности. Вызывать положительные эмоции в игре на тему труда; вовлекать в самостоятельное обыгрывание сюжета
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
На четвертом году жизни у детей активно развивается сюжетно-ролевая игра. Игра тесно связана с воображением (принятие роли, способность воплотиться в ней, встать на позицию другого, побыть в воображаемой ситуации). Работа воспитателя по развитию у детей воображения начинается в рамках игры как предметной деятельности, когда ребята еще не владеют ролевым поведением, но могут иметь представление о существовании определенных социальных ролей окружающих людей. Воспитатель, организуя игровую ситуацию, воплощает ее в контексте какого-либо сюжета, образа, что способствует ее целостному восприятию. Предъявление сюжета как целостной образной ситуации чрезвычайно важно для развития умения строить сюжет игры, создавать замыссл.
Театрализованная игра представлена как эмоциональная ситуация, которую формирует и организует взрослый. Смысл этой ситуации состоит в том, чтобы захватить ребенка впечатлением, эмоцией, создать атмосферу непринужденности, импровизации, в которой все происходит «здесь и сейчас», ничто не репетируется и не выучивается специально, заранее, но все воспроизводится тут же, у него на глазах, и поэтому так эффективно и ценно.
В театрализованных играх детей 3-4 лет обнаруживается тесная связь с сюжетно-ролевой игрой. В играх разыгрываются сюжеты на бытовые темы (ремонт одежды, приготовление обеда, поход в парикмахерскую и т. д.), позволяющие взглянуть на знакомую ситуацию с другой, художественной стороны.
Предложенные нами игры-ситуации можно проводить в любое время в режиме дня: как на занятиях, так и в свободной совместной деятельности воспитателя с детьми. Основным критерием успешности работы являются интерес и увлеченность детей в процессе игры.
Памятка для родителей
• Ваш малыш подрастает, становится все более самостоятельным, многое умеет делать без вашей помощи. Дайте ему возможность почувствовать себя независимым и самостоятельным в том, чему он уже научился: самостоятельно кушать, заправлять кровать, одеваться. Пусть ваш ребенок еще многое не умеет объяснить, но уже все понимает. Воспитывайте у него слуховое внимание: приучайте слышать то, о чем вы его просите. Поощряйте малейшие успехи малыша. Вот он научился пользоваться расческой и, посмотрев в зеркало, оценил свою прическу, аккуратный вид. Похвалите ребенка за самостоятельность и умение следить за собой, делать все во время. Вы увидите, что в следующий раз он проявит больше инициативы, смелости, любознательности не только в быту, но и в других занятиях.
• Ребенок стремится подражать взрослому, ведь именно взрослый является для него источником информации о мире людей. Расширяйте круг общения малыша, используйте любую возможность сообщить ему не только что-то абсолютно новое для него, но и новое об уже известном, освоенном. Так, ребенок знает о том, что в кастрюле варят суп, но открытием для него может стать то, что за супом надо следить, помешивать, чтобы он не выкипсл.
Интересным для ребенка будет знакомство, например, с башенным краном. Малыша восхищает один только вид этой большой машины. Не уводите его, дайте ему возможность получше рассмотреть кран, расскажите о работе крановщика, о возможностях подобной техники. Дома еще раз напомните ребенку об увиденном, предложив отразить в рисунке свои впечатления, и вы увидите, с каким удовольствием ребенок будет рисовать. Проявляйте чуткость и тактичность по отношению к рисункам малыша: они несовершенны, но хорошо отражают чувства и настроения малышей. Главная ценность детских рисунков состоит не в том, насколько «художественно» и «достоверно» ребенок изобразил предмет, а в том, что в рисунке он выразил свои чувства, мысли, настроения - впечатления от увиденного.
• Интересуйтесь играми малыша. Если ваш ребенок бесцельно катает одну и ту же машинку, беспорядочно укладывает кукол, не заботится о кукольном уголке, то это значит, что у него не сформированы игровые умения: он попросту не умеет играть. Помогите малышу, подскажите новые действия: как нагружать в машину кирпичики (кубики), как ухаживать за куклой, что можно делать с новыми игрушками, в каком направлении продолжить игру.
• Демонстрируйте и объясняйте ребенку свои действия, например, как вы собираетесь на Работу: выбираете одежду, складываете в сумку необходимые вещи - бумаги, ручки, очки, телефон. Вечером, приходя с работы или возвращаясь по дороге из детского сада домой, поделитесь с малышом тем, как прошел ваш день, спросите, что он делал в детском саду, что особенно его волнует.
• Показывайте ребенку мир вокруг, совершайте специальные прогулки к объектам, скрытым от глаз малыша в повседневной жизни: к городскому памятнику, дворцу спорта, зданию театра, железной дороге. Все увиденное вокруг и услышанное от вас обогатит его впечатления, эмоции и знания.
Как можно больше разговаривайте с ребенком. Помните, что Ъ-А года - это возраст «почемучек», поэтому важно не упустить благодатное время жажды познаний и развивать его речь. Ребенку в этом возрасте интересно все: почему на небе темные облака, как работает вентилятор, почему тает лед... Чаще разговаривайте с малышом, старайтесь каждый день специально отводить время на общение с ним. В этом возрасте мальчикам очень важно выслушать компетентный ответ папы по поводу устройства того или иного механизма, а девочкам - совет мамы по поводу ухода за куклой-дочкой. Иногда нам придется заглянуть в детскую энциклопедию, продумать ответ, чтобы он был понятен ребенку. Такое целенаправленное общение даст положительные результаты: ребенок будет жить насыщенной, интересной жизнью, у него будут свои занятия и игры, он сумеет проявить инициативу, самостоятельно обустроить место для игры, подобрать необходимые атрибуты. Не пытайтесь поучать и пичкать ребенка знаниями, напротив, старайтесь увлечь малыша той или иной темой; своим тоном и атмосферой общения побуждайте к активности, самостоятельности.
• Во время игры спросите у ребенка, во что он играет, и обратите внимание на то, какие роли ему интересны: повара, мамы, папы, шофера и т. п. Помогите малышу советом, поиграйте вместе с ним, чтобы игра не стояла на месте, а развивалась и увлекала ребенка. Подскажите ребенку сюжеты, в которые можно играть, и объясните, как это лучше сделать. В совместных играх действуйте гибко, ненавязчиво. Не раздражайтесь по пустякам, наберитесь терпения; если малыш не воспринимает ваши советы, ищите другие методы взаимодействия с ним. Уважайте желания, мысли и чувства ребенка, давая ему возможность проявить инициативу. Ребенку необходимо общение со сверстниками. Приглашайте его друзей к себе домой, устраивайте детские праздники с продуманной программой детского активного отдыха. Покажите детям домашний спектакль кукольного театра, который вы сделали своими руками. Приобщайте к культуре детского отдыха ваших друзей - молодых родителей: пусть они помогут обустроить импровизированную ширму, примут участие в спектакле, подготовят развлечения для детей. Такой праздник надолго запомнится всем, доставит детям радость, даст возможность насладиться хорошим семейным отдыхом
НАПРАВЛЕНИЕ «БЕЗОПАСНОСТЬ»
ОСВОЕНИЕ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ*
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рекомендации по построению предметно-развивающей среды
Игрушки и игровое оборудование: автобус, поезд с железной дорогой, машины легковые, грузовые (разных размеров и цветов), куклы, велосипеды, коляски, конструктор деревянный. Пирамидка «Светофор» из конструктора. Шапочки или нагрудные знаки на картоне. Знаки «Пешеходный переход», «Осторожно: дети!». Перекресток с «зеброй» (из ткани или другого материала), рули, маски с изображением овощей, сумка с билетами, шапочка машиниста. Напольный макет дороги с пешеходным переходом. Режиссерская игра «Путешествие Колобка» (сказочные герои, игровое поле, три знака, трехцветный светофор). Макеты настольные: перекресток и улица города, на столе к ним - маленькие машины и люди, 3 дорожных знака и светофор.
Наглядно-дидактические пособия: картинки с изображением общественного транспорта: автобус, трамвай, троллейбус, маршрутное такси, поезд; легковые и грузовые автомашины. Картинки с изображением улицы, где показаны проезжая часть и тротуар. Картинки с изображением различных ситуаций: катание на санках зимой, катание детей на велосипедах, игра детей в мяч на дороге. Иллюстрации с изображением трехцветного светофора, со знаком «Пешеходный переход». Картина с изображением движения поезда по дороге и через туннель. Картинки (10 х 15) с изображением всех частей машин (грузовых и легковых). Лабиринты на развитие ориентировки в пространстве и наблюдательности. Лабиринт «Дорога» (30 х 30) и машинки разных цветов. Лабиринт «Домики», домики различных цветов. Перфокарты с изображением разных ситуаций на дороге и знаков.
Атрибуты к сюжетно-ролевым играм по ПДД: «Шофер» (руль и маски); «Поезд» (шапочка для машиниста, сумочка с билетами); «Птицы и автомобиль» (маски птиц и машина, нарисованная на картоне); «Зайчики перебегают» (маски зайчат); «Автомобиль»; «Свето-форик» (шапочки красного, зеленого и желтого цветов). Атрибуты для инспектора ГИБДД.
Дидактические игры: «Угадай, на чем повезешь», «Правильно - неправильно», «Разрешено - запрещено», «Дорожное поле».
Подготовка к освоению правил дорожного движения детьми в возрасте от 3 до 4-х лет.
Дети имеют представления о направлениях (вперед, назад, сзади, налево/слева, направо/ справа); об ориентировке в пространстве (понимают и употребляют понятия «здесь», «там», «вверху», «внизу», «близко», «далеко»); чнают: о назначении светофора в целом и всех его цветов: красного, желтого, зеленого; о том, чем различаются проезжая часть дороги и тротуар; правила поведения на улице; о том, какой транспорт передвигается по дороге (автобус, троллейбус, маршрутное такси), а какой - по рельсам (трамвай), железной дороге (поезд); чем отличаются грузовые и легковые автомобили; о том, что есть специальные машины (пожарная, скорая, полицейская); основные части транспортных средств (руль, кабина, колеса, кузов, вагоны); о работе шофера, машиниста; о том, как правильно вести себя в транспорте, на улице, на проезжей части, на зимней дороге, на тротуаре; элементарные правила дорожного движения (переходить дорогу только на зеленый свет, переходить дорогу по пешеходному переходу, дорожные знаки «Пешеходный переход», «Осторожно: дети»!); о том, кто такие пешеходы, что им нужно знать при переходе улицы.
Воспитатели: развивают у детей наблюдательность, внимание к движению на дороге. Закрепляют представления детей о правилах дорожного движения на целевых прогулках, осуществляют наблюдение за игрой старших детей. Совершенствуют знания детей через игровую деятельность, ситуации общения, изобразительную деятельность, чтение художественной литературы. Создают предметно-развивающую среду, способствующую изучению и закреплению детьми правил дорожного движения.
Родители: соблюдают правила дорожного движения, знают правила поведения в транспорте, на улице, дороге и закрепляют их с детьми. Владеют информацией о том, что должен знать ребенок о движении на дороге и как ему об этом доступно рассказать. Помогают ребенку развивать внимание и наблюдательность на дороге. Закрепляют с детьми правила дорожного движения через беседы, чтение художественной литературы, изобразительную деятельность.
Ожидаемые результаты:
Низкий уровень: дети знают, какой транспорт передвигается на дороге; знают его части; умеют ориентироваться в пространстве.
Средний уровень: знают о назначении светофора в целом; знают, какой транспорт передвигается по дороге (проезжей части) и железной дороге; составные части транспорта; знакомы с работой шофера, машиниста.
Высокий уровень: знают о правилах поведения на проезжей части, на тротуаре, улице, в транспорте, на зимней дороге; знают назначение каждого цвета светофора; имеют представление о дорожных знаках «Пешеходный переход», «Осторожно: дети!»; знают, как правильно переходить дорогу.
РАЗВЕРНУТОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ)
Месяц
Неделя
Задачи
Содержание
(цели)
Совместная деятельность воспитателя и детей
Взаимодействие
с узкими
специалистами
Виды интеграции образовательных областей
Сентябрь
Целевые ориентиры развития ребенка (на основе интеграции образовательных направлений): имеет простейшие навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице, умеет занимать себя игрой, самостоятельной художественной
деятельностью, умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражает в игре действия с предметами и взаимо-
отношения людей, отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения
I
Закрепить зна-
ния о средствах передвижения.
Познакомить
с правилами пове-
дения
Образовательная деятельность 1. Какой бывает транспорт.
Цели: формировать представление о транспорте (автобусе, маршрутном такси, грузовых машинах и легковых автомобилях); познакомить с трол-
лейбусом; дать знания о правилах поведения в транспорте
Подвижная игра
«Цветные автомобили». Конструирование «Автобус», «Трамвай». Дидактическая игра «Красный и зеленый»
Социализация: закреплять навыки организованно-го поведения в детском саду, дома, на улице, формировать умение взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (шофер - пассажир), способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни.
Труд: рассказывать детям о понятных им
профессиях (шофер), расширять и обогащать представления о трудовых действиях,
результатах труда.
Безопасность: рассказать, что светофор имеет три световых сигнала (красный, желтый, зеленый).
Познание: различать пространственные направле-ния от себя (впереди - сзади/позади, справа - слева); знакомить с ближайшим окружением (улицей).
Коммуникация: на основе обогащения представле-ний о ближайшем окружении продолжать расши-рять и активизировать словарный запас детей, уточнять названия и назначение видов транспорта
II
Формировать
представления, чем
отличается транс-
порт и из чего
он состоит
Наблюдение за движением машин с участка детского
сада. Дидактическая игра «Встань там, где скажу», сюжетно-дидактическая игра «Шофер». Чтение
произведения В. И. Мирясовой «Легковой автомобиль»
Рисование: «Отре-
монтируйте машине колеса» (педагог по ИЗО)
III
Закрепить зна-
ния о назначении
светофора и его цветах
Ситуация общения
«Что я знаю о грузовом автомобиле».
Дидактическая игра
«Угадай-ка, чем повезешь?». Дидактическая игра «Правильно-неправиль-но».Дидактическая игра «Разрешено- запрещено». Путешествие на автобусе
Прогулка. Знакомст-
во с улицей (педагог
по краеведению)
IV
Продолжить формировать пространственные представления
Октябрь
Целевые ориентиры развития ребенка (на основе интеграции образовательных направлений): ситуативно проявляет доброжелательное отношение к окружающим, умение делиться с товарищем; имеет опыт правильной оценки хороших и плохих поступков, активен при создании индивидуальных композиций в рисунках, аппликации, в диалоге с педагогом умеет услышать и понять заданный вопрос, не перебивая говорящего взрослого, проявляет интерес к книгам, рассматриваю иллюстраций.
I
Знакомить с улицей: на какие части она делится
Образовательная деятельность 2. Целевая прогулка по теме «Знакомство с улицей». Цели: уточнить у детей представление об улице, дороге; дать знания детям о том, что улица делится на 2 части: проезжую часть (дорогу) и тротуар, где ходят люди; закреплять знания о грузовых и легковых автомобилях; уточнить знания детей о светофоре и значении его цветов
Подвижная игра «Птицы и автомобиль». Игра-имитация «Я -машина». Ситуация общения «Как я ехал на автобусе»
На участке по ПДД: знакомство с улицей (катание на велосипедах) (инструктор по ФИЗО)
Безопасность: рассказать, что автомобили ездят по дороге (проезжей части), а пешеходы ходят по тротуару; светофор регулирует движение транспорта и пешеходов, напоминать, что переходить дорогу можно только со взрослыми на зеленый сигнал светофора или по пешеходному переходу «зебра», обозначенному белыми полосками; формировать умение различать проезжую часть дороги, тротуар, обочину.
Физическая культура: поощрять самостоятельные игры детей с автомобилями, тележками, велосипедами.
Социализация: в процессе игр с игрушками и строительными материалами развивать у детей интерес к окружающему миру, показывать детям способы ролевого поведения, используя обучающие игры.
Труд: продолжать воспитывать уважение к людям знакомых профессий.
Познание: развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу, продолжать учить детей обыгрывать постройки, объединять их по сюжету
II
Дать представление о том, чем отличается проезжая часть от тротуара. Знакомить с правилами поведения на улице
Ситуация общения «Что я видел на прогулке». Дидактическая игра «Игра в поезд»
Рисование: «Рельсы для паровозов» (педагог по ИЗО)
III
Закрепить знания о назначении светофора и его цветах
Рассматривание иллюстраций «Улица». Дидактическая игра «Подбери по цвету»
IV
Закрепить знания о транспорте и его отличиях. Продолжать знакомить с работой шофера, машиниста
Конструирование «Широкая и узкая дорожки». Игра-имитация «Я - шофер». Чтение произведения В. И. Миря-совой «Грузовой автомобиль»
Аппликация «Вагончики» (педагог по ИЗО)
Ноябрь
Целевые ориентиры развития ребенка (на основе интеграции образовательных направлений): пытается отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности, умеет посредством речи налаживать контакты, взаимодействовать со сверстниками, адекватно реагирует на замечания и предложения взрослого, имеет положительный настрой на соблюдение элементарных правил поведения на улице, в случае проблемной ситуации обращается за помощью
I
Знакомить с желтым цветом светофора
Образовательная деятельность 3. Три сигнала светофора. Цели: закрепить знания детей о светофоре и назначении его цветов; знакомить детей с желтым сигналом светофора; продолжить работу по ознакомлению детей с правилами поведения на проезжей части и на тротуаре
Дидактические игры «Правильно - неправильно», «Собери светофор». Ситуация общения «На чем надо ездить». Дидактическая игра «Поезд». Дидактическая игра «Разре-шено - запрещено»
Прогулка. Наблюдение за светофором (педагог по краеведению)
Безопасность: напомнить, что автомобили ездят по дороге (проезжей части), а пешеходы ходят по тротуару; светофор регулирует движение транспорта и пешеходов, имеет три световых сигнала (красный, желтый, зеленый), что необходимо останавливаться, подходя к проезжей части дороги; переходя дорогу, нужно крепко держать взрослых <
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.210.249 (0.012 с.)