Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Целевая ориентация управленческих решенийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
План лекции 1. Целеполагание при выборе управленческого решения 2. Оценивание целей 3. Инициативно-целевая технология 4. Программно-целевая технология 5. Регламентная технология Целеполагание при выборе управленческого решения Цель в теории управленческих решений рассматривают как процесс и как явление. Как процесс цель отражает развитие какого-либо вида деятельности по формированию и реализации управленческого решения, направленного на достижение цели организации. Как явление цель представляет мотивированные документы типа задания на разработку управленческого решения, философия или стратегия управленческого решения. Существуют различные определения цели. Цель – это состояние объекта управления, к достижению которого стремится организация. Цель – те направления деятельности организации, реализуя которые она осуществляет свою миссию. Объективно необходимые цели должны быть конкретны, реальны и контролируемы. Конкретность означает, что цель должна содержать вполне осязаемые, ощутимые результаты, которые предполагается достичь: экономические, социальные, научно-технические и другие. Требование конкретности предполагает количественное выражение цели, хотя это не всегда возможно. Реальность цели означает ее достижимость, что связано с полным обеспечением ее ресурсами, с правильно выбранной стратегией достижения, эффективностью управления. Контролируемость цели означает, что движение к цели и ее достижение могут быть всегда соотнесены с эталоном и обнаружены отклонения. Для реализации требования контролируемости решающее значение имеет обеспеченность информацией, особенно обратной. Классифицируются цели как стратегические и тактические, траекторные и точечные, истинные и мнимые. Стратегические цели формируются при определении долговременной политики развития организации, тактические – при решении оперативных задач управления. Траекторные (направляющие) цели определяют общее направление, в котором должно изменяться состояние управляемого объекта, точечные цели формулируются как стремление достичь вполне конкретного результата. Истинные цели означают достижение положительной динамики развития объекта, мнимые цели не позволяют добиться положительной динамики развития объекта, организация процесса, например, в хозяйственном субъекте в соответствии с мнимыми целями, как правило, приводят к банкротству. Следует различать пять признаков цели: — желательность для ее инициатора; — возможность ее выполнения; — необходимость ее для организации; — историческая приемлемость для ближайшего окружения внешней среды; — постоянное развитие. Свойства цели: суперзависимость, иерархия, оьратное преобразование, недостижимость абсолютных значений. Суперзависимость – это существенная зависимость эффективности достижения каждой цели от достижения других целей, находящихся в ее подчинении или создающих для нее необходимые условия. Свойство иерархии – большие по затратам или времени цели могут быть разделены на более мелкие, подчиненные основной идеи большой цели. Обычно управленческое решение направлено не на разрешение цели, а на решение составляющих ее конкретных задач. Поэтому для каждой цели необходимо формировать не менее двух задач. Если получается одна, то цель перерождается в задачу. Иерархия – это определенный тип системы, основанный на предположении, что элементы системы могут группироваться в группы или уровни. Лицо принимающее решение создает иерархию обычно для того, чтобы уменьшить познавательные усилия и облегчить процесс принятия решения. Самая простая иерархия – линейная. Иерархия обладает преимуществами: — иерархическое представление системы могут использоваться для описания того, как влияет изменение приоритетов на верхних уровнях на приоритет элементов верхних уровней; — иерархия представляет более подробную информацию о структуре и функциях на нижних уровнях и обеспечивает рассмотрение целей на высших уровнях; — естественные системы, составляемые иерархически, строятся эффективнее, чем системы, собранные в целом; — иерархии устойчивы и гибки. Главная цель устанавливается на вершине иерархии, их подцели – непосредственно под ними, на самом нижнем уровне возможные ресурсы. Ресурсы системы – это все то, что может использоваться для достижения целей и находятся внутри системы. Свойство обратного преобразования – набор сложных задач может быть представлен в виде нового набора целей с последующим формированием нового набора задач. Свойство недостижимости абсолютных значений – все процессы в управлении и экономике являются постоянно изменяющимися непрерывно или дискретно, поэтому цель должна ориентироваться не на конечные значения, а динамику процесса. Различают инициативно-целевую, программно-целевую и регламентную технологии целевой ориентации управленческих решений. Приоритеты использования технологий зависят от условий деятельности подразделения, организаций и их организационно-правовой формы, численности персонала или населения, в интересах которых принимается решение. Алгоритм принятия управленческого решения в данном случае будет следующий: — выбирается одна из трех целевых технологий управления; — для выбранной технологии подбирают одну или нескольких процессорных технологий управления; — для каждой процессорной технологии выбирают один или несколько методов для достижения качества управленческой деятельности, производственной технологии, рекламной кампании. Основной метод структуризации целей – метод построения дерева целей. В целеполагании всегда возникает задача: свести множество возникающих целей до минимума, их минимума выбрать главную, исключить из веера целей те из них, которые выступают как средство достижения других целей, а также те, которые не влияют на выбор альтернатив. Процесс формирования целей может идти в противоположном направлении – от целей менее высокого иерархического уровня к целям более высокого уровня. При таком подходе может использоваться метод составления аналитических обзоров, поскольку он может дать много целей более низких иерархических уровней, которые впоследствии обобщаются до уровня более общего характера. Распространенным методом составления аналитических обзоров является метод мозгового штурма. При построении дерева целей должны соблюдаться: — соподчиненность, полнота, согласованность и непротиворечивость целей в дереве; — определенность, обеспечиваемая возможностью оценки достижения целей в количественной форме; — реальность, имеющие средства и ресурсы должны быть достаточными при выполнении цели в определенные сроки; — комплексность, обеспечивающая единство научных, социальных, технических, экономических и производственных требований. Цели, которые ставит перед собой организация, охватывают основные аспекты ее деятельности. Так в их число могут входить цели, характеризующие желаемое состояние организации в регионе: — экономических показателей (доход, прибыль, рентабельность); — успешности маркетинга (объем продаж, доля рынка, уровень конкуренции); — производства (ассортимент и объемы производимой продукции, развитие производственных мощностей и технологий, производительность, качество продукции); — финансов (структура капитала, активы, выпуск акций, выплаты дивидендов); — совершенствования продукции (изделие, отдельный модуль, отдельные характеристики, дизайн); — организационных структур; — кадров (повышение профессионального уровня, стабильность коллектива); — социальных условий (медицинское обслуживание, условия труда, условия отдыха).
Оценивание целей Для осуществления эффективного управления недостаточно лишь сформулировать цели, необходимы критерии, позволяющие оценить степень достижения цели и создать оценочную систему. Оценочная система включает: — перечень критериев, характеризующих объект управления; — оценку сравнительной важности критериев; — шкалы для оценки проектов по критериям; — принципы выбора. Критерий предназначен для оценки альтернатив с учетом их существенных свойств и особенностей в отличие от показателя, который характеризует альтернативы с одной стороны. Критерий должен быть средством отражения предпочтения ЛПР по отношению к возможным альтернативам. Любой критерий, с одной стороны должен отражать степень достижения цели, а с другой быть измеримым. Набор критериев, предназначенный для оценки целей принятия решений, должен обладать свойствами: — полнота; — действенность (операционность) – однозначное понятие каждого критерия любым экспертом; — разложимость (небольшое число критериев, разбиение большого числа критериев на мелкие группы); — неизбыточность (избежание дублирования при оценке анализируемой ситуации); — минимальная размерность (в набор критериев включаются только те, без которых оценка невозможна). Во многих случаях альтернативы характеризуются не одним критерием, а несколькими, тогда выбор может производится по нескольким частным критериям или по одному синтетическому. Применяются следующие способы формирования синтетического критерия К. 1. , где – показатель, увеличение которого желательно, - показатель, численное значение которого желательно снизить. Главный недостаток данного критерия – критерий не отражает соответствия частных решений общей цели, так как при различных комбинациях показателей может получится одно и тоже значение обобщенного критерия. 2. Подобный критерий обладает теми же недостатками, что и критерий в виде разности. 3. , где – заданное значение определенного показателя; где – фактическое значение показателя. 4. ) 5. Составной или обобщающий критерий: , где – показатели, характеризующие степень достижения различных целей; где – коэффициенты относительной важности. Для представления системы критериев, предназначенных для оценки целей, целесообразно использовать дерево критериев, отражающее структуру их иерархической подчиненности. Все множество векторов оценок можно представить в виде трех разных по роли групп: — критерии-требования – это такие критерии, при несоответствии которым вариант решения автоматически отклоняется (0) или принимается (1); — оценочные критерии – весовые коэффициенты; именно по ним сопоставляются варианты решений; — Критерии, учитываемые условия, которые могут быть проранжированы по предпочтительности, и тогда альтернатива оценивается по степени соответствия этим критериям. Для определения весолвого коэффициента критерия строится иерархия простых критериев, включаемых в синтетический критерий. Результат – это произведение частной оценки простого критерия и оценки синтетического критерия. При этом сумма частных оценок простых критериев относительно критерия равна 1. Соответствие альтернатив тому или иному синтетическому критерию осуществляется по шкале (0;1) или по шкале (0;100). Сумма этих результатов позволяет выбрать предпочтительную альтернативу. Используются шкалы количественные: а отношений, шкала интервалов, шкала разностей, качественные: номинальная шкала, порядковая шкала, вербально-числовая шкала
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.88.130 (0.012 с.) |