Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К курсовому проекту Город на 80-100 тыс. жителей

Поиск

К курсовому проекту Город на 80-100 тыс. жителей

 

Лекция 1

 

Градостроительное проектирование.

Расселение и районная планировка.

 

Расселение – комплексная взаимоувязанная система пространственно-территориального размещения сети городов и других населенных пунктов.

 

Цели расселения:

  1. Создание градостроительных условий для всестороннего развития человека.

Задачи:

1) Сдерживание роста крупнейших городов и улучшения условий проживания в них

2) Активизация развития малых и средних городов и повышения уровня благоустройства в них

3) Повышения пространственно-временной доступности научно-образовательных и культурных центров страны для населения малых и средних городов, и сельских поселений

4) Преодоление региональных диспропорций в развитии сети населенных мест, различий в уровне культурно-бытового обслуживания, повышения доступности зон массового отдыха

  1. Создание градостроительных предпосылок развития и размещения производственных сил

1) Формирование территориально-производственных комплексов и рост научно-производственной интеграции (концентрация промышленного сельскохозяйственного производства)

  1. Сохранение и улучшения окружающей среды

1) Сохранение ценных ландшафтов

2) Восстановление экологического равновесия в городских агломерациях

3) Предотвращение «срастания» населённых мест

4) Сохранение лесопарковых зон

Совершенствования планирования, проектирования и управление-расселение.

Вид расселения определяется особенностями структуры экономической базы и величиной населенных мест.

 

Вид расселения

ГОРОДСКОЕ СЕЛЬСКОЕ

 

 

СОСРЕДОТОЧЕННОЕ РАССРЕДОТОЧЕННОЕ

(концентрированное) (дисперсное)

 

 

Те и другие делятся на 3 группы:

1) Города

2) Посёлки городского типа включаются в группу малых городов

3) Сельские населённые места:

- крупные свыше 5000

- большие от 1000 до 5000

- средние от 200 до 1000

- малые от 50 до 200

Города:

- крупнейшие свыше 1000000

- крупные от 250 000 до 1000000

- большие от 100 до 250 000

- средние от 50 до 100 000

- малые до 50 000 чел

Форма расселения – плотностью (густотой) сети поселений, особенностями их взаимного размещения в пределах определённой территории и уровнем функциональных связей между ними.

 

Форма расселения

 

 

АВТОНОМНАЯ ГРУППОВАЯ

 

слабое развитие

функциональных

и транспортных

связей

Сеть крупных и крупнейших городов, объединенные сетью транспортных магистралей – формируют опорный каркас территории.

 

Взаимная увязка крупных, средних и малых групповых систем населённых мест осуществляется на основе региональных систем населённых мест (РСНМ).

 

Основной структурной единицей расселения является групповая система населённых мест (ГСНМ)-целенаправленно формируемые группы городских и сельских поселений различной величины и хозяйственного профиля, объединённые развитыми территориально–производственными связями, общей инженерной инфраструктурой, единой сетью общественных центров социально- культурного обслуживания и мест отдыха населения.

Основной признак крупной ГСНМ – наличие в её пределах необходимых инженерно-технических и социально-экономических предпосылок для всестороннего развития процесса внутрисистемной интеграции и специализации населённых мест.

Главная отличительная черта средних ГСНМ – внутрисистемная интеграция не может быть реализована в течении проектного срока, ввиду недостаточно высокого уровня социально-культурного и экономического потенциала города-центра и относительно слабого развития межселенной инженерно-технической инфраструктуры.

Под малым ГСНМ понимаются такие, в пределах которых на ближайшую перспективу не предоставляется возможным создать сколько ни будь существенные социально-экономические и инфраструктурные предпосылки для многофункциональной интеграции населённых мест.

Главная социальная цель проектирования ГСНМ:

- развитие интенсивных социально-культурных связей малых и крупных поселений

- сокращение затрат времени на межселенные трудовые передвижения лиц массовых профессий, а также межселенные поездки населения к центрам стандартного бытового обслуживания

- обеспечение лиц специализированного труда максимально широким выбором места работы на ежедневные межселенные передвижения

- расширения рекреационных связей между основными зонами концентрации населения и территориями, благоприятными для организации наиболее привлекательных видов кратковременного отдыха

Главная экономическая цель:

Повышение экономической эффективности использования территориальных ресурсов населенных мест.

Интенсификация производства, повышения эффективности капитальных вложений

Главная экологическая цель:

Оптимальные условия развития с точки зрения охраны окружающей природной среды (устойчивое развитие)

Формирование групповых систем населённых мест ГСНМ осуществляется через районную планировку (РП).

Основные задачи РП:

1. Определение внешних границ ГСНМ

2. Определение центров отдельных подсистем

3. Выбор целесообразной формы пространственной структуры ГСНМ (линейной, линейно-лучевой, радиально-кольцевой и д.р.)

Существует два типа развития ГСНМ.

1. Зональный (усиление роли периферийных центров) – характерен для крупных ГСНМ.

2. Центральный (усиление центра ГСНМ) – характерно средних и малых ГСНМ.

Ведущей формой размещения производительных сил являются территориально-производственные комплексы (ТПК).

Формирование ТПК и ГСНМ – взаимообусловленные и взаимодополняющие процессы.

o единая транспортная сеть

o многопрофильные комплексы социально- культурных учреждений

o комплекс инженерных мероприятий

o создание системы зон отдыха

o интеграция городского и сельского расселения

Районная планировка (РП) – представляет собой один из видов многоцелевой проектной работы, главной целью которой является разработка проектной документации:

o схема районной планировки

o проектов районной планировки

 

Основные задачи схемы РП

1) Комплексная оценка территории

2) Функциональное зонирование с анализом площадок для промышленного, гражданского и рекреационного строительства

3) Уточнение и детализация вопросов развития хозяйства, размещение промышленных сельскохозяйственных и транспортных объектов на площадках

4) Разработка предложений по формированию систем расселения, организация межселенного культурно-бытового обслуживания и массового отдыха

5) Выявление сети перспективных сельскохозяйственных мест

6) Разработка вопросов развития транспорта, водоснабжение, энергоснабжение каждого перспективного населённого места

7) Обоснования предложений по мелиорации, озеленению и благоустройства территории района

Для РП характерно:

1) Территориальная направленность

2) Опирается на крупномасштабные географические карты

 

Комплексная оценка территории и природных ресурсов в районной планировке

Под анализом РП понимается комплекс исследований, направленных на выявление особенностей территории которые:

1) Определяют направления перспективного её использования

2) Способствуют рациональному размещению всех отраслей хозяйства

3) Способность эффективному использованию природных ресурсов

4) Охране окружающей среды

На базе учёта совокупности природных факторов выявляются сложившиеся природно-территориальные комплексы (ПТК)

К природным ресурсам, изучаемым РП относятся:

o территориальные

o воздушного бассейна

o биологические

o минеральные (сырьевые)

o водные

o эстетические

Ресурсы оцениваются как:

o лимитирующие

o активные

o ведущие

Оценка территории по природным условиям:

Постоянные характеристики компонентов природной среды:

o геологическое строение

o рельеф

o инженерно-геологические условия (пригодность для строительства и др. видов использования)

o гидротермическая группа природных условий (тепло+влага=микроклимат)

o гидрогеологические условия

o климат

o биогенная группа

Сводная оценка по природным условиям:

- для строительства

- для сельского, и лесного хозяйства

- для массового отдыха

При комплексной оценке используют различные приёмы:

- банальная оценка

- экспертная оценка ранжирование факторов по их значимости

- стоимостная оценка

- комбинированный метод оценки, учитывающий стоимостную оценку

- экспертную оценку отдельных факторов и основанный на моделировании общей комплексной схемы оценок

Демографическая ёмкость территории в РП – максимальное число жителей в границах района. Она отражает планировочные норм, за пределами которого нарушается равновесие природных, хозяйственных и социальных условий.

Целью РП являются достижение оптимальных пропорций в размещении объектов производства и населения.

Планировочная структура территории в РП – генерализированная модель взаимного размещения и пространственных взаимосвязей определённым образом ранжированных хозяйственных объектов и важнейших элементов природного ландшафта на различных этапах их хозяйственного освоения.

Основные элементы планировочной структуры объекта РП в зависимости от их назначения, пространственно-геометрической формы и характера образующий их частей могут быть подразделены на главные и второстепенные:

- на точечные (планировочные центры)

- линейные (планировочные оси)

- плоскостные (планировочные зоны)

- природно-ландшафтные (реки, леса, горы, морские побережья)

- транспортные (узлы, магистрали)

- хозяйственные (города, агломерации, промышленные объекты)

Каждый из планировочных элементов образует собственную зону влияния.

Ведущим принципом пространственной организации системы культурно-бытового обслуживания – является иерархическая ступенчатость, которая характеризуется делением учреждений по частоте посещаемости:

- на повседневную

- периодическую

- эпизодическую

Семь уровней (иерархических рангов) соответствующих территориальной структуре систем расселения:

1) внутрихозяйственный

2) межхозяйственный

3) районный

4) межрайонный

5) областной

6) межобластной

7) региональный

Главный принцип архитектурно-эстетической организации ландшафта – выявление и совершенствование сложившейся архитектурно-ландшафтной структуры объекта РП.

Ландшафт как объект зрительного восприятия можно классифицировать:

1) По степени антропогенных изменений

2) По характеру и количеству одновременно воспринимаемых элементов ландшафтов

3) По степени выразительности пейзажей и панорам

4) По эстетической привлекательности ценных объектов природного и культурного ландшафта

Условия восприятия определяются сетью видовых точек и трасс массового обзора.

Видовые точки – площадки, расположенные в доступных для населения местах раскрытия эстетически интересных панорам.

Классифицируют по:

1) Местоположению

2) Уровню эстетических ценности панорам

3) Интенсивности потока зрителей

4) Положение в структуре объекта РП

Видовые трассы – коммуникации с которых значительный поток наблюдателей может воспринимать окружающие панорамы.

Видовые трассы могут быть классифицированы:

1) По видам движения:

o пешеходные

o автомобильные

o водные

o железнодорожные

2) По интенсивности потоков

3) По месту трассы в планировочной структуре объекта РП

В качестве дополнительных условий, определяющих границы и чёткость обзора, целесообразно учитывать:

1) Характер и скорость движения по трассе

2) Состояние атмосферы в различные периоды времени

3) Возможные углы обзора ландшафта:

o по условиям рельефа

o прямолинейности трассы

o наличие застройки

На стадии проекта РП целесообразно разработать архитектурно-ландшафтную структуру, выявить систему доминант, осей, зон, ареалов.

Анализ архитектурно-ландшафтной структуры позволяет обосновать рекомендации по формированию эстетически организованных пространственных композиций.

Разместить объекты туризма и рекреации, трассы коммуникаций.

Экологические требования (охрана природы)

1) Охрана отдельных компонентов природы (воды, воздуха, почвы, растительности, живого мира)

2) Комплекс защитных мероприятий включает:

- административные

- юридические

- экономические

- планировочные и др. меры

3) Восстановление нарушенных территорий

4) Охрана памятников истории и культуры

- культовых

- гражданских

- оборонительных

- инженерных

- памятники градостроительства

- садово-паркового искусства

выделение и назначение охранных зон (комплексная охрана памятников архитектуры и ландшафтов

Сущности РП:

- плановая (регулятивная)

- проектная (конструктивная)

Реализация РП носит повседневных характер. Материалы РП учитываются правительством страны:

- при выборе территорий для промышленно-гражданского строительства и инженерных коммуникаций

- при разработке генеральных планов городов и других населённых мест проектов промышленных узлов, проектов землеустройства

- при выработке решений и постановлений административными органами

- формирование системе расселения

- концепции развития городов

- расчет численности населения, закладываемый в основу разработки генплана города

- ранжирование городов по скорости развития, вложение ресурсов и тд.

 

Лекция 2

«Город»

Лекция 3

 

Лекция 4

 

Планировочное районирование города

 

В малых и средних городах учреждения массового обслуживания (школы, дошкольные учреждения, поликлиники, приёмные пункты прачечных и химической чистки одежды) образуют местные зоны обслуживания.

В крупных и крупнейших городах – полицентрическая организация городского центра.

Современная организация города характеризуется последовательным формированием основных его звеньев – микрорайонов, жилых районов, городской планировочный район (в крупном городе). Такое построение получило название ступенчатой системы – т.е. размещение видов обслуживания в зависимости от периодичности использования:

- в микрорайоне – учреждения повседневного пользования

- в жилом районе – периодического пользования

- в центре города – эпизодического спроса

Интегрированная планировочная структура связана с образованием многофункциональных планировочных комплексов и районы (места труда, жилая среда, общественные центры, рекреация) сопряженные с центром тяготения – общественно-транспортным узлом внутригородского и внегородского значения. Необходимым условием является создание ранжированных по охвату и доступности общественно-транспортных узлов. Характерным для интегрированного планировочного районирования становится активной освоение, интенсификация использования городского пространства, многоярусные, много уровневые планировочные узлы и комплексы, особенно в центре города, а так же дифференцированная плотность населения и переменная величина и структура первичных планировочных единиц, стандартные по размеру, однотипные микрорайоны и жилые группы сменяют разнообразные по составу многофункциональные комплексы и районы. Архитектурная композиция обогащается.

 

Проектирование планомерного развития города

Для каждого города можно выделить периоды быстрого роста и этапы относительно медленного эволюционного развития.

Характер развития, его масштабы, и темпы зависят от типа, величины и профиля города.

Для новых городов наиболее динамичны первые стадии строительства, затем развитие стабилизируется.

Для существующих городов характерны периоды постепенного накопления количественных изменений, которые требуют качественных преобразований и радикальной реконструкции планировочной структуры и материальных фондов, при этом периоды спокойного развития сменяются временем крупных градостроительных преобразований (строительство заводов, метро, мостов, дамб), что является неким порогом в развитии.

Развитие города происходит в условиях высокой динамики градостроительных процессов, и планово-экономической деятельности, сопровождается изменениями социально-демографических структур, миграционного движения и численности населения при этом генеральный план – должен обеспечивать планомерное развитие города.

Задачи делятся на две группы:

1. Изыскать градостроительные резервы:

- территориальные

- функциональные

- структурные

o запасы технологических мощностей

o возможность наращивания инженерных систем города и транспортной инфраструктуры (запасы пропускной способности магистралей, инженерных сетей и т.д.)

2. Разработать стратеги развития города

Современные расчётные методы:

- теория регулирования запасов

- имитационное моделирование

- расчёты по методу затраты – эффект

Структурные резервы: дублирование разного рода структурных элементов города и его частей, а также возможность создания в перспективе таких дублирующих элементов.

Гибкость общего планировочного решения повышается тогда, когда:

1) основное исправления территориального развития продублированного дополнительным направлением.

2) в составе производственной зоны предусмотрены два или несколько производственных районов, пригодных для размещения предприятий и объектов (промышленных, научно-производственных, научных) с различными градостроительными требованиями.

3) к основным местам приложения труда, центрам массового отдыха ведут не одна, а две (несколько) магистралей (транспортных путей)

Структурные элементы могут быть в виде заранее запланированной трансформации элементов города. Дополнительные полосы движения района (? узлов внешнего транспорта).

 

Открытая планировочная организация города

 

Решает следующие задачи:

- выбор направлений развития основных зон города

- установление территориальных резервов для всего города и его отдельных зон

- выделение функциональных и структурных резервов в сетевых системах и структурных единицах города (магистрали, транспорт, обслуживание, центры)

- учёт динамики расселения и связей

- составление схемы поэтапного развития структуры и композиции города

- выделение первой очереди строительства и последующих этапов

 

Виды территориально-планировочного развития

 

1. Непрерывное развитие всех зон (характерно для городов с населением до 150 тыс. человек)

2. Дискретное (прерывное) развитие зон (рассредоточенный рост)

3. Комбинированное развитие, сочетающее оба вида

В ряде случаев наиболее правильным оказывается комбинированный путь развития. На первых этапах – непрерывных характер формирования планировочной структуры на определенных этапах формируются отдельные районы.

Важный вопрос проектирования – организация связей селитебной зоны с природным окружением

1-ый приём: параллельное развитие зон отдыха и селитьбы

2-ой приём: включение в селитьбу зелёных поясов, зелёных полос, клиньев, обеспечивающих каждому району близкий выход к природному окружению

 

 

Развитие центра

 

Решение задач:

1. Удобные связи, сохраняемые при росте города

2. Возможности расширения (изменения) состава учреждений с повышением уровня обслуживания и ростом населения

3. Сохранение единства композиции при ведущей роли центра

Основной путь развития центра с ростом города – это развитие первоначального центра и возникновение дополнительных центров городского значения в обособленных селитебных районах.

Задача: моделирование развитие города во времени с учётом общих тенденций.

1. постепенное укрупнение, концентрацию, интеграцию элементов планировки и застройки

2. неравномерность в темпах территориального развития

3. постепенное усложнение планировочной структуры и переход от компактного к расчленённому и далее к групповому развитию

 

 

Лекция 5

Транспортно-планировочная организация города

Цели:

1. Мобильность передвижения

2. Экономия времени

3. Охрана окружающей среды

Основные понятия:

- передвижение населения на всех видах общественного транспорта, частные автомобили, пешеходное движение к учреждениям обслуживания и на работу на расстояние 1-1,5 км

- общие затраты времени на передвижение зависит от расстояния пешеходных переходов к остановкам транспорта, времени ожидания, дальности поездки, скорости сообщения

- транспортная подвижность населения (число поездок в год на 1 жителя) зависит от величины и планировочной структуры городов.

o в малых и средних городах 100-300 поездок/1 жит.

o в крупных и крупнейших городах 600-700 поездок/1 жит.

- транспортная сеть город а – вся совокупность линий, маршрутов, остановочных пунктов всех видов общественного транспорта функционирующих в городе или проектируемых на перспективу. Транспортная сеть города характеризуется по затратам времени на передвижение и по средней длине поездки по городу.

- виды общественного транспорта подразделяются на:

o уличные (трамвай, троллейбус, автобус, микроавтобус)

o внеуличные (железнодорожный, метрополитен, монорельс)

- автомобилизация города (насыщение города легковыми автомобилями до перспективной нормы 150-180 машин на 1 тыс. жителей)

- грузовое движение – перемещение грузов в пределах города грузовыми автомобилями и при необходимости выделение специальных дорог грузового движения

- улично-дорожная сеть города

Поиск планировочного решения города и его транспортной организации производится путём вариантных проработок и проведения комплексного сравнения вариантов генерального плана по ряду планировочных, композиционных, транспортных и экономических показателей с учётом места города в системе расселения.

Основными критериями в оценки планировки являются:

1. Затраты времени населением на передвижение внутри города и пригородной зоне (мин.)

2. Транспортная подвижность населения с учётом коэффициентов пользования транспортом (число поездок в год на 1 жителя)

3. Работа городского транспорта (пасс/км)

4. Маршрутный коэффициент и коэффициент пересадочности, характери удобства передвижения населения

5. Доступность центра города во времени, удобства передвижения транспортных средств и пешеходов в центральном районе (мин.)

6. Капиталовложения в строительство улично-дорожной и транспортной сети

7. Среднегодовые затраты на эксплуатацию подвижного состава и сети городского транспорта (руб./год)

8. Сроки окупаемости сети по вариантам в (годах)

9. Планировочные факторы удобства (например, средняя длина подходов к остановкам и условия безопасности движения)

 

Лекция 6

 

Основные понятия архитектурно-пространственной композиции города

 

Целью формирования архитектурно-пространственной композиции города – достижение внутренней целостности, выражающей единство функционального, технического и эстетического содержания города.

Планировочная структура города и архитектурно-художественная система его планировки взаимосвязаны и реализуется эта взаимосвязь в архитектурной композиции города.

Художественной основой архитектурно-пространственного построения города является – система архитектурных ансамблей города.

«Архитектурный ансамбль» – это такое расположение и соразмерность зданий, инженерных сооружений, зелёных насаждений и произведений монументального искусства, с помощью которого не только удовлетворяется утилитарная потребность, но и реализуется определённый идейно-художественный и архитектурно-пространственный замысел, художественная согласованность всех частей целого.

 

Размещение архитектурного ансамбля отражает природно-ландшафтную подоснову города.

Водно-зелёные диаметры городов, возвышенные точки рельефа и бровки привлекают к себе важнейшие архитектурные ансамбли города и формируют главные композиционные оси городского плана.

Ансамбли содержат - архитектурные сооружения – доминанты, образующие систему визуальной ориентации в городе.

Архитектурный ансамбль города формируют систему его главных площадей, проспектов, бульваров и эспланад.

 

 

Архитектурная композиция плана города выражается улично-дорожной сетью, потому что улично-дорожная сеть прямо или косвенно отражает природно-ландшафтные, историко-эстетические, функциональные, архитектурно-художественные и инженерно-технологические основы.

Сгущение улиц – центральные, параллельные, плавные вдоль рек

Принципы формирования архитектурной композиции города.

1. Единство природных и искусственных элементов композиции.

2. Градостроительная преемственность построения.

3. Социальная обусловленность.

4. Идейно-образная насыщенность архитектурной композиции.

 

Лекция 7

 

Предпроектный анализ

 

Проектирование начинается с формирования информационной базы и решения аналитических задач.

Здесь реализуется исследовательская функция проектирования – составить исчерпывающее знание об объекте проектирования и предоставить это знание в пригодном для проектного использования виде.

В итоге предпроектного анализа выполняются:

- сбор и анализ данных по градообразующей базе города

- ресурсообеспеченности и строительной базе

- анализ социально-демографической ситуации проектируемого города

- анализ структуры сети окружающих населённых мест, их социальных и экономических связей, миграции населения

- анализ природных условий местности (климат, рельеф, геологии и пр.)

- архитектурно-ландшафтное изучение территории города и др.

- анализ информации и проектных решениях высшего уровня (ГСНМ)

Санитарно-гигиеническое обоснование планировочной структуры.

 

Лекция 8

Жилая среда

К курсовому проекту Город на 80-100 тыс. жителей

 

Лекция 1

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 516; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.15.18 (0.011 с.)