Селитебная зона – территория на которой размещаются жилые районы, общественные центры, парки и Т. Д. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Селитебная зона – территория на которой размещаются жилые районы, общественные центры, парки и Т. Д.



Селитебный район (зона) состоит из более мелких структурных образований – жилых районов.

Жилой район имеет следующие функции:

- предоставление жилой площади, коммунальных удобств,

- обеспечение учреждениями культурно-бытового обслуживания: школы, детские сады, магазин, кинотеатр, клуб, спортивные сооружения,

- обеспечение системой общественного транспорта.

Жилой район – законченный архитектурно-планировочный структурный элемент, состоящий из нескольких микрорайонов, объединённых общественным центром, обеспечивающим законченный комплекс периодического и частично эпизодического обслуживания.

Границами жилого района служат магистральные улицы общегородского и районного значения.

Численность населения жилого района при застройке 4-5 этажными домами составляет 25-30 тыс. чел., при большей этажности – 40-60 тыс. чел.

Проектирование жилых районов осуществляется на основе генерального плана города, в котором решена:

1) система функционального зонирования,

2) определено положение селитебных зон,

3) установлены границы планировочных районов,

4) система магистралей и улиц,

5) намечены места размещения общегородских центров,

6) этажность застройки

В небольших городах селитьба равна жилому району, центр города территориально совпадает с центром жилого района.

Жилые районы должны быть обеспечены всеми необходимыми видами обслуживания населения по действующим нормам с учётом наиболее рациональных типов обслуживания и равномерного их размещения на территории района при их удобной пешеходной доступности.

Все эти учреждения должны иметь соответствующие нормам участки, отделённые от участков жилых домов.

В жилом районе необходимо создать нормальные гигиенические условия для жизни и отдыха населения с точки зрения:

- инсоляции

- проветривания жилищ и обслуживающих учреждений, окружающих пространство

- охраны чистого воздуха

- разделение движения транспорта и пешеходов

- уменьшения шума

- единая непрерывная система озеленения

- выразительная архитектурно-пространственная среда

- не превышать стоимость строительства и благоустройства

Жилые районы разделяются на микрорайоны площадью 20-30 га и численностью жителей от 6 до 9 тес. чел.

Население микрорайона может быть увеличено до 12-18 тыс. чел.

Число микрорайонов зависит от размеров жилого района и многих местных условий.

Небольшой жилой район, который не пересекается магистралями и улицами может быть решен в виде укрупнённого микрорайона.

Селитьба делится на жилую и общественную (таб. 5 стр. 154)

Учреждения обслуживания делятся на учреждения повседневного, периодического и эпизодического пользования.

I ступень: школы, детские сады-ясли, магазины, общественное питание, радиус доступности которых составляет в среднем 300-500 м, что соответствует размещению этих учреждений в центре жилого района

II ступень: клубы, кинотеатры, библиотеки, универсальные залы, и т.п. радиус доступности которых составляет в среднем 700-1200 м, что соответствует размещению этих учреждений в центре жилого района

III ступень: административные, культурно-бытовые учреждения общегородского значения – администрация города, главпочтамп, театры, универмаги, которые предназначаются для обслуживания всего города

Учреждения повседневного и периодического пользования относятся к массовым видам обслуживающих учреждений и размещаются в пределах жилых районов.

Учреждения повседневного пользования образуют сеть равнозначных точек обслуживания в жилых группах и микрорайонных центрах, учреждения периодического пользования размещаются комплексно, формируя общественно-торговый центр жилого района города.

Для удобства обслуживания населения учреждениями повседневного пользования, территории жилых районов подразделяются на части: микрорайоны, кварталы, группы, зоны влияния, которые могут быть: открытые и закрытые.

Открытые системы, в которых обслуживающие учреждения планировочно не прикрепляются к жилой застройки (чередование жилой застройки и обслуживающих учреждений, полосовое размещение, свободное размещение жилой группы).

Закрытые системы, в которых учреждения обслуживания располагаются в пределах чётко выраженных планировочных границ.

Система зелёных насаждений жилого района является частью общегородской системы зелёных насаждений. К зеленым насаждениям жилого района относятся парки и сады общего пользования районного и микрорайонного значения, озеленённые участки культурно-бытовых сооружений, скверы, бульвары и уличные посадки.

Зелёные насаждения жилого района обычно проектируется крупными массивами с учётом топографических особенностей территории.

Вся система зелёных насаждений общего пользования объединяется и соединяется с насаждениями соседних районов.

Зелёные насаждения разделяются на насаждения повседневного, ограниченного пользования (дворов жилых домов и участки детских учреждений) и периодического пользования – сады, парки и бульвары.

Парки жилого района, бульвары, озеленённые проспекты и т.п. являются составными частями общественной зоны района.

Парки жилого района располагаются вблизи общественного центра, в увязке с размещением спортивного комплекса жилого района.

Территорию парка рекомендуется зонировать, предусматривая участки для массового отдыха, спорта, развлечений, для тихого отдыха, игр детей и т.п.

Бульвары и пешеходные аллеи проектируются по направлениям основных потоков пешеходного движения. Желательно, чтобы они объединяли между собой озеленённые территории, парки, скверы, участки школ и детских учреждений, общественные здания, остановки общественного транспорта.

Физкультурные и спортивные сооружения жилого района дополняют зелёные насаждения.

Набор спортивных сооружений жилого района состоит из:

1. специализированных площадок

2. стадиона

3. плавательного бассейна

4. спортивного зала

5. тренировочного поля

6. места для спортсменов и зрителей

Зелёные насаждения и физкультурно-спортивные сооружения жилого района рекомендуется проектировать как взаимосвязанную систему, вытекающую из ландшафтных особенностей территории.

 

Градостроительные предпосылки, влияющие на архитектурно-пространственную композицию района:

1. природно-климатические

2. ландшафтные

3. общий генеральный план города

4. приёмы построения жилой среды

5. типы жилых и общественных зданий

6. благоустройство территории

7. условия восприятия застройки

Размещение жилого района по отношению к месту приложения труда является определяющим для архитектурно-планировочного решения района.

При расположении жилых районов радом с местом приложении труда большое значение имеет проспект и бульвар, вдоль которого размещаются основные учреждения периодического обслуживания.

Если промышленное предприятие не требует создание большой защитной зоны, то общественный центр может быть размещён на стыке жилой и промышленной зон.

Структура жилого района тесно связана с размещением остановок общественного транспорта и может иметь линейную или фокусную структуру.

Магистральные улицы дифференцируются с учётом возрастающих требований транспорта. С этих позиций решается поперечный профиль и развязки движения на перекрёстках.

Жилые улицы освобождаются от сквозного движения и предназначаются для перемещения людей и машин внутри жилой застройки.

Густота и начертания жилых улиц зависят от:

1) типа жилых домов

2) приёма их группировки

3) расположения зелёных насаждений и центров обслуживания

4) рельефа

Для обеспечения возможности подъезда к каждому входу жилого дома и к общественным зданиям проектируется система внутренних проездов.

Удалённость проездов от входа в жилой дом не должна превышать 80 м.

Остановки общественного транспорта проектируются через 350-400 м. Остановки скоростного общественного транспорта – метрополитена, скоростного трамвая – через 1,5-2 км.

Дальность подхода к остановке общественного транспорта не должна превышать 500 м.

Основным принципом решения системы передвижения в жилом районе является разделение пешеходного и автомобильного движения (в двух уровнях).

Для движения пешеходов проектируется специальная сеть улиц, аллей, бульваров.

Движение пешеходов может быть разделено на:

1) целенаправленное

2) прогулочное

Целенаправленное – должно обеспечивать кратчайший подход к цели (остановкам общественного транспорта, общественному центру жилого района, школы, месту приложения труда).

Составная часть системы транспорта: размещение гаражей и автостоянок.

Гаражи: 150-200 машин на 1000 жителей

Автостоянки: площадь 25 м2 на одну машину.

Общее число мест на открытых стоянках равно 30-50% от числа мест в гаражах.

Гаражи и автостоянки следует размещать:

- на внутренних проездах

- в подземном пространстве жилой зоны, общественного центра.

Велосипедные дорожки – минимальная ширина 2,5 м.

При проектировании жилого района необходимо стремится к интенсивному использованию территории, т.е. увеличению общей (полезной) площади жилого района на 1 га снижение соответствующему затрат на инженерное оборудование и благоустройство.

Интенсивность использования территории выражается через показатель плотности «брутто» жилого фонда – количество метров общей площади жилых домов на 1 га территории жилого района.

Для повышения плотности жилого фонда «брутто» следует:

- использовать промежуточные этажи для создания зон отдыха

- осваивать подземное пространство для проездов, складов, гаражей и других видов коммунального обслуживания

- применение новых типов жилых домов сложного плана

- перераспределение функциональных зон

- многоярусности решения сооружений и территорий, т.е. фактически в увеличении «этажности» территории

 

Плотность жилого фонда «брутто» в жилом районе

 

Климатический район Плотность жилого фонда (м2 общей площади на 1 га) территория жилого района при застройке жилых зданий с числом этажей)
                 
IIА                 -
Все кроме IА, IБ, IГ                  

 

Для оценки интенсивности использования территории, а также обеспеченности населения участками для размещения жилых зданий, учреждений обслуживания, зелёных насаждений и спортивных сооружений необходимо составлять баланс территории (табл. 8 стр. 162 «Градостроительное проектирование»)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 562; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.015 с.)