ТОП 10:

Особенности индустриализации в СССР



 
 

 
 
 
 

1. Выберите правильный ответ:

А. Индустриализация проводилась в СССР в годы 1 пятилетки (1928-1933 г.г.)

Б. Индустриализация проводилась в СССР в годы 1 пятилетки (1928-1933) и II пятилетки (1933-1937)

 

2. Что не было целью индустриализации в СССР:

а) ликвидация технико-экономической отсталости

б) достижение экономической независимости

в) создание технической базы отсталому сельскому хозяйству

г) создание мощного ВПК

д) утверждение социализма в других странах мира.

 

3. Прочитайте документ и ответьте на вопросы:

«В годы первой пятилетки развернулось сражение за металл. На Урале строился новый промышленный гигант. Работали круглые сутки. Ночью площадку освещали прожектора, ночные смены не хотели снижать выработку. Когда на половине котлована вдруг обнаружились плывуны, продолжали рыть, стоя по пояс в ледяной воде… Земляные работы не прекращались и тогда, когда сильные морозы сковали вязкую, глинистую почву площадки. Экскаваторщики задыхались на морозе. Но дезертиров не было. Комсомольцы объявили субботник. Коченели ноги, обмерзали пальцы, но ни один не покинул фронта. И победили мороз, стужу, победили упрямую уральскую зиму».

 

1)О каком источнике процесса индустриализации идет речь в документе?

 

2) Какие еще источники индустриализации вам известны?

 

3) Назовите предприятие, о котором говорится в документе.

 

) Какие еще предприятия, построенные в этот период вам известны?

 

4.1)Какую роль сыграла индустриализация в процессе модернизации армии?

 

2) Назовите приоритеты в модернизации и структуре ВПК.

 

3) Согласны ли вы с утверждением, что без той базы, которая была создана в СССР в период индустриализации, Советский Союз не смог бы победить в Великой Отечественной войне? Аргументируйте свой ответ.

 

5. Почему «съезд индустриализации» (XIV съезд РКП (б), который поставил задачу индустриализации страны прошел в 1925 году, а фактически она была начата только в 1928 г.?

Заполните схему: «Основные итоги и последствия индустриализации в СССР»

Положительные итоги индустриализации Негативные последствия индустриализации
     
     
     

 

КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ В СССР

 

Раскройте понятия: «РАСКУЛАЧИВАНИЕ» - ________________________________________________________ ________________________________________________________ «ДВАДЦАТИПЯТИТЫСЯЧНИКИ» - ________________________________________________________ ________________________________________________________ «ГОД ВЕЛИКОГО ПЕРЕЛОМА» - _______________________________ «ЗАКОН О ПЯТИ КОЛОСКАХ» - _______________________________________________________ ________________________________________________________

 

Культура СССР в 1930 г.

  1. На основе документов сделайте выводы о процессах, происходивших в 30-е г.г. в области культуры:

Из книги Л.Д. Троцкого «Преданная революция»

Нынешний правящий слой считает себя призванным не только политически контролировать духовное творчество, но и предписывать ему пути развития. Безапелляционное командование распространяется в одинаковой мере на концентрационные лагеря, агрономию и музыку. ЦК партии печатает анонимные директивные статьи, имеющие характер военных приказов по архитектуре, литературе, драматическому искусству, балету, не говоря уже о философии, естествознании и истории.

Из выступления наркома юстиции Н.В. Крыленко

Мы должны раз и навсегда покончить с нейтралитетом шахмат и осудить формулу «шахматы для шахмат», как и формулу «искусство для искусства». Мы должны организовать ударные бригады шахматистов и начать немедленно выполнять пятилетний план по шахматам.

 

 

2. Подпишите рисунки:

Скульптор:   Название: Фильм:   Актриса:

3. Известный кинорежиссер Г.В. Александров вспоминал о судьбе 1-й советской комедии:

«Невеселая складывалась ситуация. Нарком просвещения Бубнов запретил показ готового фильма. Мне предложили показать фильм Горькому. Горький же организовал показ для членов Политбюро. Смотрели с явным удовольствием. Смеялись, обменивались репликами. После сеанса все смолкли, ждали, что скажет Сталин. – Хорошо! Я будто месяц пробыл в отпуске, - сказал он, и все стали возбужденно вспоминать понравившиеся детали кинокомедии. Само собой разумеется, что запрет на картину был снят».

· Как называлась эта кинокомедия?

· Назовите фамилию исполнительницы главной женской роли

· Фамилия исполнителя главной мужской роли

· Фамилия композитора – автора музыки к фильму

4. Назовите автора письма: «После постановки «Дней Турбинных» я просил разрешения вместе с моей женой на короткий срок уехать за границу и получил отказ… Теперь мое положение стало ясным: ни одна строка моих произведений не пойдет в печать, ни одна пьеса не будет играться, работать в атмосфере полной безнадежности я не могу».

Ответ: _______________________________

5. Верно или неверно, ПОСТАВЬТЕ + ИЛИ - (если неверно, то в ТРЕТЬЕЙ СТРОКЕ ОТВЕТОВ исправьте ошибку):

1. «Песня о Родине» (Широка страна моя родная) И. Дунаевского и В. Лебедева-Кумача прозвучала в кинофильме «Цирк»

2. Режиссер фильмов «Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух» Г. Александров

3. Коллекцию семян генетик Н.И. Вавилов собирал по всему свету и она была сохранена даже в блокадные годы в Ленинграде.

4. 1936 год открылся статьей в «Правде» «Сумбур вместо музыки». ЦК ВКП (б) подверг безжалостной критике гениальную оперу С. Прокофьева «Леди Макбет Мценского уезда», не понравившаяся Сталину

5. Стихотворение «Жди меня» К. Симонов посвятил актрисе Л. Орловой.

6. Режиссер-основатель советского документального кино – Дзига Вертов.

7. Труды химиков во главе с академиком П. Л. Капицей позволили СССР во второй половине 30-х гг. впервые в мире наладить производство искусственного каучука

8. В 1938 г. был опубликован "Краткий курс истории ВКП(б)" под редакцией И. В. Сталина, он стал единственным учебником по истории.

9. В Уставе Союза писателей говорилось, что основным методом советской литературы является критический реализм.

10. Любимыми героями народных анекдотов стали Василий Иванович и Петька после показа фильма братьев Васильевых «Буденный».

                   
                   

 

6. Выберите из предложенных утверждений верные и обведите соответствующие цифры

(Верных утверждений может быть несколько: от 1 до 5.)

6.1. Какие функции были переданы в исключительное ведение союзного центра при созда­нии СССР?

1) внутренняя торговля

2) оборона

3) поддержание и развитие системы здравоохранения

4) денежная система

5) поддержание и развитие системы образования

6) иностранные дела

 

6.2. Что было характерно для политической системы СССР 1930-х гг.?

1) многопартийность

2) массовые репрессии

3) культ личности партийного вождя

4) реальное осуществление политических прав и свобод

5) запрет на совмещение партийных и государственных постов

6) негласная цензура

 

7. Прочтите высказывания исторических деятелей и ответьте на поставленные вопросы

 

А. «Отступление в смысле того, какие уступки мы капиталистам делаем, закончено...» (В.И. Ленин, 1922 г.)

1) О какой экономической политике идет речь в цитате?

2) Насколько фраза о конце «уступок» соответствовала действительности? Свой ответ обоснуйте.

 

 

Б. «Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут!» (И.В. Сталин)

1) О каком расстоянии говориться в цитате?

2) Какие последствия для развития экономики и в целом развития страны имели та­кие взгляды?

Задания в формате ГИА

Задания части 1(A)

1. Восстание в Кронштадте под лозунгами «Власть Советам, а не партиям!» произошло

1) в 1918 г. 2) в 1919 г. 3) в 1920 г. 4) в 1921 г.

 

2. О переходе к нэпу было объявлено на X съезде РКП(б)

1) в 1919 г. 2) в 1921 г. 3) в 1922 г. 4) в 1924 г.

 

3. Денежная реформа, итогом которой стало введение советского «золотого червонца», была осуществлена

1) в 1920-е гг. 2) в 1940-е гг. 3) в 1950-е гг. 4) в 1980-е гг.

 

4. «Дебют советской дипломатии» на международной конференции в Генуе произошел

1) в 1918 г. 2) в 1920 г. 3) в 1922 г. 4) в 1924 г.

 

5. В каком году СССР был принят в Лигу Наций?

1) в 1922 г. 2) в 1924 г. 3) в 1934 г. 4) в 1940 г

.

6. Под каким названием известно крестьянское восстание в Тамбовской губернии 1920-
1921 гг.?

1) «пугачевщина» 2) «махновщина» 3) «антоновщина» 4) «зубатовщина»

 

7. Как называется характерная для нэпа форма привлечения иностранного капитала в
экономику СССР, при которой иностранные предприниматели получали право на эксплуатацию хозяйственных объектов СССР?

1) акционирование 2) приватизация 3) синдицирование 4) концессия

 

8. План объединения советских республик в результате их вхождения в состав РСФСР,
предложенный И.В. Сталиным, получил название плана

1) автономизации 2) федерализации 3) советизации 4) коллективизации

 

9. Как, согласно Конституции СССР 1924 г., назывался высший орган законодательной
власти СССР?

1) Совет Народных Комиссаров 2) Всесоюзный съезд Советов

3) Совет Союза 4) Съезд народных депутатов СССР

 

10. Существовавшие в 1920-1930-е гг. в СССР народные комиссариаты — это

1) центральные органы государственного управления отраслью хозяйства или сферой деятельности

2) органы ВЧК, отвечавшие за борьбу с контрреволюцией в районах

3) отделы в Красной Армии, созданные для политработы в войсках

4) органы городской милиции

 

11. Какая из названных мер относилась к понятию «Великий перелом»?

1) ликвидация кулачества как класса

2) переход к многоукладной экономике

3) введение свободных цен на многие товары

4) вхождение в «общеевропейский рынок»

 

12. Основателями новых театров в 1920-е гг. были

1) Б.М. Кустодиев, К.С. Малевич

2) В.Э. Мейерхольд, Е.Б. Вахтангов

3) М.А. Булгаков, Н.Ф. Погодин

4) СМ. Эйзенштейн, И.А. Пырьев

 

13. Для политики нэпа было характерно

1) распределение по уравнительному принципу

2) развитие различных форм кооперации

3) введение продразверстки

4) запрещение наемного труда

 

14. В годы новой экономической политики

1) большинство мелких промышленных предприятий находилось в руках частников

2) активно проводилась национализация предприятий

3) была запрещена аренда предприятий

4) были введены «твердые», фиксированные цены на промышленные и продовольст­венные товары

 

15. В годы нэпа допускалась

1) частная торговля продуктами своего труда

2) аренда частником крупных предприятий

3) работа в частном хозяйстве любого числа наемных рабочих

4) прямая продажа товаров частниками за рубеж

 

16. Созданная в СССР в 1930-е гг. экономическая система характеризовалась

1) господством государственной собственности

2) ограниченным вмешательством государства в экономику

3) свободой предпринимательства

4) самостоятельностью производителей продукции

 

17. Что из перечисленного ниже относится к причинам острого кризиса 1920 - начала
1921 гг.?

1) недовольство крестьян введением продналога

2) наступление А.И. Деникина на Москву

3) проведение денежной реформы

4) негативные последствия продразверстки

 

18. Что из названного относится к результатам денежной реформы 1920-х гг.?

1) высокая инфляция

2) введение твердой денежной единицы для расчетов с другими странами

3) снижение темпов развития промышленности

4) отмена монополии внешней торговли

 

19. В результате коллективизации

1) в несколько раз выросла урожайность зерновых культур

2) обеспечены опережающие по сравнению с промышленностью темпы роста сельско­хозяйственного производства

3) укрепилась техническая база индивидуальных крестьянских хозяйств

4) возник новый социальный слой — колхозное крестьянство

 

20. Последствием индустриализации в СССР в 1920-1930-е гг. является

1) создание военно-промышленного комплекса

2) значительное повышение уровня жизни населения

3) интеграция в мировую экономику

4) численное превышение городского населения над сельским

 

21. Что из названного относится к результатам борьбы в руководстве Компартии в 1920-е гг.?

1) утверждение тезиса о возможности построения социализма в одной стране

2) победа взглядов о мирном врастании кулака в социализм

3) разрешение деятельности оппозиции

4) раскол ВКП(б), образование на ее основе новых политических партий

 

22. В канун Великой Отечественной войны СССР был исключен из Лиги Наций за

1) введение войск в Польшу

2) участие в гражданской войне в Испании

3) участие в конфликте у озера Хасан

4) нападение на Финляндию

 

23. Какие из перечисленных положений легли в основу созданного в 1922 г. СССР?

A) законодательное закрепление преимуществ русской нации в союзном государстве

Б) отказ от разработки общей союзной Конституции

B) передача полномочий по обороне страны союзному центру

Г) равенство всех союзных республик

Д) сохранение за республиками полной самостоятельности в проведении внешней по­литики

Е) существование единой денежной единицы

Укажите верный ответ.

1) АБГ 2) АВД 3) АГЕ 4) ВГЕ

 

24. Какие из перечисленных положений характеризуют политический режим 1930-х гг.?

A) альтернативные выборы

Б) многопартийность

B) обеспечение свободы вероисповедания граждан

Г) культ личности

Д) запрет на создание внутрипартийных групп и платформ

Е) цензура периодической печати

Укажите верный ответ

1) АБВ 2) ABE 3) БВД 4) ГДЕ

 

25. Прочтите отрывок из резолюции и укажите год ее принятия.

«Ввиду того, что настоящие Советы не выражают волю рабочих и крестьян, немедлен­но сделать перевыборы Советов тайным голосованием, причем перед выборами провес­ти свободную предварительную агитацию всех рабочих и крестьян... Принята подав­ляющим большинством всего гарнизона Кронштадта».

1) 1918 г. 2) 1921 г. 3) 1929 г. 4) 1936 г

 

26. Прочтите отрывок из обращения ВЦИК и СНК «К крестьянству РСФСР» и укажите название комплекса мер, о которых идет речь.

«...Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров разверстка отменяется, и вместо нее вводится налог на продук­ты сельского хозяйства. Этот налог должен быть меньше, чем хлебная разверстка».

1) столыпинская аграрная реформа

2) «военный коммунизм»

3) новая экономическая политика

4) коллективизация сельского хозяйства

 

27. Прочтите отрывок из документа и укажите дату перехода к политике, в нем охарактеризованной.

«Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более сво­бодного распоряжения земледельцами своими хозяйственными ресурсами, для укреп­ления крестьянского хозяйства... разверстка как способ государственных заготовок продовольствия заменяется натуральным налогом

1) 1919 г. 2) 1921 г 3) 1927 г. 4) 1929

 

Задания части 2(B)

1. Расположите следующие события экономической истории СССР 1920-1930-х гг. в хро­нологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

A) переход к новой экономической политике (нэпу)

Б) ввод в эксплуатацию Сталинградского тракторного завода

B) принятие первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР
Г) денежная реформа, введение свободно конвертируемого золотого червонца

       

 

2. Расположите понятия, термины, аббревиатуры в хронологической последовательности их появления. Запишите буквы, которыми обозначены понятия, термины, аббревиату­ры в правильной последовательности в таблицу.

A) раскулачивание

Б) стахановец

B) ВЧК

Г) Совет Народных Комиссаров

       

 

3. Какие три из перечисленных черт характеризуют развитие отечественной науки в 1930-е гг.? Обведите соответствующие цифры и запишите в таблицу.

1) партийный контроль над наукой

2) отсутствие связи между наукой и производством

3) тесное сотрудничество отечественных и зарубежных ученых

4) спонсирование науки со стороны отечественных предпринимателей

5) значительное расширение сети научных учреждений

6) репрессии против ряда видных отечественных ученых

     

 

4. Прочтите отрывок из статьи экономиста Б.Д. Бруцкуса и напишите сокращенное название экономической политики, о которой идет речь в тексте.

«Уже в марте 1922 г., через год после <ее> объявления Ленин провозгласил, что от­ступление социализма должно быть остановлено и что он должен укрепиться на ко­мандных высотах экономической жизни, т.е. в ее централизованных секторах».

Ответ: _______________________________.

 

5. Прочтите отрывок из речи И.В. Сталина и напишите название политики, в ней охарактеризованной .

«Нужно покрыть все районы нашей страны, без исключения, колхозами (и совхоза­ми), способными заменить, как сдатчика хлеба, не только кулаков, но и индивидуаль­ных крестьян».

Ответ: __________________________________.

 

6. Прочтите отрывок из статьи в газете от 14 сентября 1935 года и напишите название движения, частью которого стал описываемый рекорд.

«Соревнование лучших шахтеров Донбасса находит отклик и на Горьковском автоза­воде. Кузнец Бусыгин поставил небывалый в истории кузнечного дела рекорд произ­водительности труда. Работая на ковке коленчатых валов, тов. Бусыгин при норме в 657 валов за смену выковал 11 сентября 1001 вал, а 13 сентября перекрыл собствен­ный рекорд, выковав 1005 валов».

Ответ: _________________________________.

 

7. Прочтите отрывок из воспоминаний К. Симонова и напишите фамилию советского руководителя, о последствиях убийства которого вспоминает писатель.

«Тому, в чьей памяти не остался декабрь 1934 года, наверное, даже трудно предста­вить себе, какой страшной силы и неожиданности ударом было [его] убийство ... Было что-то зловещее и страшное в самом убийстве, и в том, что оно произошло в Смоль­ном, и в том, что туда сорвался и поехал из Москвы Сталин, и в том, как об этом пи­сали...»

Ответ: _________________________________.

 

Задания части 3(C)

 

C1. Назовите не менее трех задач, решения которых в результате форсированной индуст­риализации 1930-х гг. ожидало советское руководство. Приведите не менее трех при­меров промышленных объектов общегосударственного значения, построенных в ходе первой пятилетки.

 

 

C2. Ниже приведены две точки зрения на причины перерождения партии большевиков, ликвидацию внутрипартийной демократии:

1. За антидемократическую направленность развития партии большевиков несет пер­сональную ответственность И.В. Сталин.

2. Перерождение партии, ликвидация внутрипартийной демократии начались еще при Ленине, Сталин лишь продолжил ленинскую политику в этом направлении.

 

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтитель­ной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргумента­ми, подтверждающими избранную вами точку зрения.

 

СССР накануне Великой Отечественной войны

1. Проанализируйте факты, представленные в таблице:

Какие выводы можно сделать на основании этих данных?

 

2. Заполните схему:

 

 

3. Какие новые системы вооружения появились в Красной армии накануне войны?

  Новые системы вооружения   Советские конструкторы
   
   
   
   
   

 

4. Заполните пропуски в тексте:

Пакт о ненападении с Германии – это пакт «_______________ - ____________________». Был подписан на _____ лет ____ _______________ 19_____ года. Он содержал ______________________ о разделе Европы на сферы влияния. СССР получал территорию _____________________, ___________________________, _________________________.

 

  Работа с иллюстративным источником   В чем заключается основная мысль английского художника-карикатуриста?     Какие цели ставило советское руководство, заключая пакт о ненападении с Германией?

 

Выгоды, которые получили СССР и Германия от пакта о ненападении
СССР Германия
     
     
     
     

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.237.51.159 (0.034 с.)