Раздел I. Россия в 1894-1916 Г. Г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел I. Россия в 1894-1916 Г. Г.



Раздел I. РОССИЯ В 1894-1916 г.г.


1. Экономическое развитие России в начале XX века.

 

2. Высшие государственные учреждения Российской империи на рубеже веков

 

Высшие учреждения Их функции
Государственный совет  
Правительствующий Сенат  
Комитет министров    
Святейший Синод    

Задания по теме «Серебряный век русской культуры»

1. Соотнесите достижения русской науки в начале XX века:

Фамилия ученого Над какой проблемой работали
1. П.Н. Лебедев А. Физиология
2. В.И. Вернадский Б, Иммунология
3. И. П. Павлов В. История России
4. И.И. Мечников Г. Физика волн
5. Н.Е. Жуковский Д. Ракетостроение
6. К.Э. Циолковский Е. Аэродинамика, самолетостроение
7. В. О. Ключевский Ж. Учение о биосфере и ноосфере

 

             
             

 

2. По какому принципу образован ряд и кто лишний в этом ряду:

А. Бердяев, С. Булгаков, Д. Мережковский, П. Струве, С. Фран к

 

3. Подпишите название картин и авторов:

     

4. Заполните схему:

5. Заполните пропущенные в тексте фамилии:

«Величайшим событием в истории русской культуры стал парижский сезон ________________________ театра в 1910 г., на котором был впервые представлен публике балет ____________________ «Жар-птица». Успех этого балета был связан, прежде всего, с прекрасной музыкой. Но, безусловно, триумфу спектакля способствовали оригинальная хореография Фокина и художественное оформление __________________________ и Головина.

 

6. Разгадайте кроссворд:

                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         

 

По горизонтали:2. Поэт, руководитель «Ассоциации эгофутуристов». 3. Русский ученый, разработавший учение о ноосфере. 6. Русский ученый-физиолог, получивший Нобелевскую премию. 7. Художник, автор картины «Девочка с персиками». 9. Русская поэтесса. По вертикали:1. Религиозный философ, размышлявший над исторической миссией России 2. Философ, один из авторов «Вех». 4. Русский писатель, автор «Гранатового браслета». 5. Художник – абстракционист. 8. Художник, основоположник своеобразного религиозного учения.

Задания в формате ГИА и ЕГ

Задания части 1(A)

1. Какое из событий произошло раньше?

1) начало русско-японской войны

2) «Кровавое воскресенье»

3) денежная реформа СЮ. Витте

4) созыв I Государственной думы

 

2. Какое из политических движений характеризовалось социалистическими представлениями?

1) эсеры

2) кадеты

3) октябристы

4) черносотенцы

 

3. С аграрными преобразованиями П.А. Столыпина в начале XX в. связано понятие

1) барщина 2) отрезки 3) хутор 4) уставные грамоты

 

4. Что из названного было характерно для экономического развития России в начале XX в.?

1) монополизация промышленности

2) начало промышленного переворота

3) начало железнодорожного строительства

4) отсутствие иностранных инвестиций в экономику

 

5. Что было характерно для Серебряного века русской культуры?

1) поиск новых художественных форм и средств

2) популярность тезиса о самобытности русской культуры

3) жесткий контроль со стороны государства над духовной сферой

4) господство метода критического реализма

 

Задания части 2(B)

Эти задания требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр.

 

1. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

A) убийство П.А. Столыпина

Б) Московское декабрьское восстание

B) гибель крейсера «Варяг»

Г) издание Манифеста об учреждении Государственной думы

       

 

2. Расположите следующие события Первой мировой войны в хронологической последо­вательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последо­вательности в таблицу.

A) наступление русских войск в Восточной Пруссии

Б) принятие Декрета о мире

B) Брусиловский прорыв

Г) отступление русских войск из Польши

       

 

3. Какие три из перечисленных событий связаны с революцией 1905-1907 гг.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) Октябрьская политическая стачка

2) созыв Учредительного собрания

3) «Кровавое воскресенье»

4) опубликование ноты Милюкова

5) созыв I Государственной думы

6) установление режима «двоевластия»

     

 

4. Какие три из перечисленных произведений искусства относятся к Серебряному веку (концу XIX - началу XX в.)? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таб­лицу.

1) скульптура В.И. Мухиной «Рабочий и колхозница»

2) картина М. Врубеля «Демон»

3) здание Ярославского вокзала Ф.О. Шехтеля

4) цикл стихотворений А.А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме»

5) картина К.П. Брюллова «Последний день Помпеи»

6) роман М.А. Шолохова «Тихий Дон»

     

 

5. Прочтите отрывок из международного договора и напишите название государства, с
которым Россия подписала данный договор.

«Российское императорское правительство уступает в вечное и полное владение... юж­ную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся».

Ответ: ______________________.

 

6. Прочтите отрывок из работы историка и напишите фамилию государственного деяте-
ля, о котором идет речь.

«К народному представительству Николай относился как к лишней и неудобной новой ка­зенной канцелярии. Притом он никогда не мог забыть, что Дума была у него «вырвана»... И поэтому все былые заслуги этого выдающегося деятеля России рубежа XIX-XX ве­ков (в сфере экономики, индустриализации и финансов — создание твердой отечест­венной валюты — золотого рубля, введение государственной монополии на алкоголь; в области внешней — заключение столь нужного царизму Портсмутского мира — и внутренней политики — подписание текста Манифеста) были забыты. Уже весной 1906 года его бесцеремонно изгнали и от двора, и из страны».

Ответ: ______________________.

 

7. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите краткое название политической
партии, о которой идет речь.

«В системе политических партий России эта партия занимала особое место. Это была партия интеллектуалов, аккумулировавшая в своих рядах цвет российской интеллиген­ции начала XX в., мечтавшей о радикальном преобразовании страны парламентским путем и на основе общечеловеческих ценностей. Идейные и организационные истоки формирования партии связаны с теми качественными изменениями, которые произош­ли в русском либерализме на рубеже XIX-XX вв. В либеральном движении все громче и увереннее зазвучали голоса историка П.Н. Милюкова, крупнейших специалистов в области гражданского и уголовного права — профессора С.А. Муромцева, В.М. Гессена, Л.И. Петражицкого, экономистов и публицистов — П.Б. Струве, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева».

Ответ: _______________________.

8. Установите соответствие между партиями начала XX в. и их лидерами.

НАЗВАНИЯ ПАРТИЙ ЛИДЕР
А) Конституционно-демократическая партия Б) Партия социалистов-революционеров В) Союз 17 октября Г) РСДРП   1) В.И. Ленин 2) В.М. Чернов 3) П.Н. Милюков 4) А.И. Гучков 5) А.И. Дубровин
А Б В Г
       

9. Установите соответствие между фамилиями выдающихся российских ученых начала XX в. и отраслями науки, которыми они занимались.

УЧЕНЫЕ ОТРАСЛИ НАУКИ
A) Н.Е. Жуковский Б) И.И. Мечников B) К.А. Тимирязев Г) Д.И. Менделеев   1) химия 2) физиология растений 3) медицина 4) самолетостроение 5) история

 

А Б В Г
       

 

10. Прочтите текст статей Основных законов Российской империи и напишите пропущенное слово. "Ст. 4. Императору всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть… Ст. 7. Государь император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным ________________ и Государственной думой".

 

11. Прочтите фрагмент и назовите фамилию политического деятеля, выступившего на заседании в III Государственной думе в 1907 г. с этими предложениями.

"...Поставив на ноги, дав возможность достигнуть хозяйственной самостоятельности многомиллионному крестьянскому населению, законодательное учреждение заложит то основание, на котором прочно будет воздвигнуто преобразованное русское государственное здание... Не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками – бунт погашается силою, а признание неприкосновенности частной собственности, и как последствие, отсюда вытекающее, создание мелкой личной земельной собственности, реальное право выхода из общины и разрешение вопросов улучшенного землепользования – вот задачи, осуществление которых правительство считало и считает вопросами бытия русской державы".

Ответ: _______________________________.

 

12. Прочтите фрагмент и допишите фамилию политического деятеля: «Промышленный подъем России во многом был обеспечен притоком иностранных инвестиций. Первое место по объему вложений в российскую экономику занял франко-бельгийский капитал, второе – английский, третье – германский. Франция стала и главным кредитором царского правительства. Инициатором привлечения иностранного капитала в Россию стал _______________.»

 

Задания части 3(C)

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ

 

Из письма государственного деятеля начала XX в.

«Представлялось избрать один из двух путей: назначить энергичного человека и всеми силами постараться раздавить крамолу, затем была бы передышка, и снова пришлось бы через несколько месяцев действовать силой; но это бы стоило потоков крови и в конце концов привело бы к теперешнему положению, т. е. авторитет власти был бы показан, но результат оставался бы тот же самый и реформы вперед не могли осуще­ствляться бы. Другой путь — предоставление гражданских прав населению — свободы слова, печати, собраний и союзов и неприкосновенности личности; кроме того, обяза­тельство проводить всякий законопроект через Государственную думу — это в сущно­сти и есть конституция... Немного нас было, которые боролись против нее. Но под­держки в этой борьбе ниоткуда не пришло, всякий день от нас отворачивалось все большее количество людей, и, в конце концов, случилось неизбежное. Тем не менее, по совести я предпочитаю давать все сразу, нежели быть вынужденным в ближайшем бу­дущем уступать по мелочам и все-таки прийти к тому же».

 

С1. Назовите автора письма и год, в котором ему пришлось делать изложенный в письме выбор.

 

С2. На основе текста и знаний по истории приведите не менее трех реформ и действий («уступок»), на которые вынужден был согласиться автор письма.

 

СЗ. Какие причины отказа от пути подавления «крамолы» через установление военной диктатуры указывает автор? Какие причины можете дополнительно указать вы? Ука­жите всего не менее трех причин.

 

 

С4. Назовите две войны, которые вела Россия в начале XX в. до крушения монархии. Приведите не менее трех основных целей российского правительства в одной из них.

 

С5. Ниже приведены две точки зрения на политику П.А. Столыпина:

1. Политика П.А. Столыпина была направлена на защиту интересов дворян-помещиков.

2. От политики П.А. Столыпина выигрывала лучшая часть русского крестьянства.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтитель­ной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргумента­ми, подтверждающими избранную вами точку зрения.

 

 

С6.Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В начале января 1905 г. «Собрание русских фабрично-заводских рабочих города Санкт-Петербурга» во главе со священником Гапоном приняло решение о подаче царю петиции, в которой бы излагались требования рабочих. О желании рабочих подать пе­тицию было известно властям, в том числе и царю. Приведите не менее трех причин недовольства рабочих своим положением.

 

 

Укажите, чем завершилась подача петиции. Назовите одно основное последствие событий, связанных с подачей петиции

 

 

Задания по теме «Гражданская война в России»

Хронология основных событий Гражданской войны

   
   
   
1921-1922    

 

1. Установите соответствие между фамилиями командующих частями белых армий и названием районов их деятельности:

 

ЛИДЕРЫ Место военных действий
1. Колчак А.В. 2. Врангель П.Н. 3. Деникин А.И. 4. Юденич Н.И. А. Северо –Запад, Запад Б. Украина, Дон, Кубань В. Причерноморье, Крым Г. Сибирь, Урал Д. Дальний Восток

 

       
       

 

2. Прочтите стихотворение советского времени и ответьте на вопросы:

Белая армия, черный барон

Снова готовят нам царский трон!

Но от тайги до Британских морей

Красная Армия всех сильней!

· О каком «черном бароне» идет речь в стихотворении?

· Какие 2 фактические ошибки в нем содержатся?

 

3. Прочтите стихотворение Марины Цветаевой и ответьте на вопросы:

Белая гвардия, путь твой высок:

Черному дулу – грудь и висок.

Божье да белое твое дело…

Белогвардейская рать святая

Белым видением тает, тает …

Старого мира – последний сон:

Молодость – доблесть – Вандея – Дон.

Белою стаей летя на плаху,

Мы за одно умирали: хаты!

Перекрестясь на последний храм,

Белогвардейская рать – векам!

1) Почему стихи М. Цветаевой не публиковались в Советской России 72 года?

 

2) Как автор представлял себе цели белого движения? Какими качествами, по ее мнению, обладали его участники? Согласны ли вы с ней?

 

4. Прочтите фрагмент статьи и напишите название правительства, о котором идет речь:

«Бессильное в самостоятельной борьбе с контрреволюцией, неспособное в положительной, творческой работе в деле обороны и борьбы с разрухой, живущее целиком за счет авторитета и поддержки Совета, его руками выводящее страну из – под смертельного удара корниловщины, - наше правительство, которое чувствует себя «независимым» только в пределах Зимнего дворца» ______________.

 

5. Вставьте пропущенное название движения, о котором говорил П.Н. Милюков в 1924 году:

«Прежде всего ____________ движение не создавалось отдельными людьми. Оно выросло стихийно, как горячий протест против разрушения русской государственности, против поругания святынь…»

 

6. Прочитайте документ и ответьте на вопросы:

«Из мемуаров члена ЦК кадетской партии В.А. Оболенского

В Добровольческой армии на моих глазах шло падение моральных устоев, но все-таки критерием поступков оставалась общечеловеческая мораль. Отступали от нее и руководители, и исполнители, но не отрицали ее, нарушая, сознавали, что поступают дурно. Большевики заменили общечеловеческую мораль классовой. И эта классовая мораль позволяла им зверствовать с гордо поднятой головой. Это обстоятельство часто упускается из виду, когда ставят знак равенства между происходившим в России белым и красным террором.

 

· Назовите руководителей Добровольческой армии.

 

 

· Когда, после каких событий большевики начали красный террор?

 

 

· В чем видит автор принципиальное различие между белым и красным террором?

 

 

· Согласны ли вы с ним, что нельзя ставить знак равенства между белым и красным террором? Аргументируйте

7. «Военный коммунизм» - _______________________________________________________________________________

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ПРОВЕДЕНИЯ:

 
 
 

Задания в формате ГИА

Задания части 1(A)

1. Выступление генерала Л.Г. Корнилова против Временного правительства во главе с А.Ф. Керенским произошло

1) в мае 1916 г. 2) в феврале 1917 г. 3) в апреле 1917 г. 4) в августе 1917 г.

 

2. Какое из перечисленных событий произошло раньше других?

1) принятие решения о замене продразверстки продналогом

2) разгон Учредительного собрания

3) антибольшевистское выступление моряков в Кронштадте

4) заключение Брестского мира

 

3.Брестский мир был подписан

1) в марте 1917 г. 2) в марте 1918 г. 3) в мае 1917 г. 4) в мае 1921 г

 

4. План ГОЭЛРО — это план

1) перехода к политике «военного коммунизма»

2) пятилетнего развития народного хозяйства

3) электрификации страны

4) коллективизации сельского хозяйства

 

5. ВЧК — это аббревиатура, обозначающая созданный большевиками

1) чрезвычайный орган управления армией в условиях Гражданской войны

2) временный высший орган управления страной в 1917 г.

3) чрезвычайный орган для борьбы с саботажем и контрреволюцией

4) орган для подготовки переворота в октябре 1917 г.; штаб их выступления

 

6. Политику «военного коммунизма» характеризует

1) быстрое развитие тяжелой промышленности

2) использование принципов хозрасчета

3) свобода торговли между городом и деревней

4) введение продразверстки

 

7. Для внешнеполитических взглядов большевиков в 1918-1919 гг. было характерно

1) желание наладить связи с правительствами западных стран с целью вывода Совет­ской России из международной изоляции

2) стремление возродить российское государство, вернув в его состав все бывшие тер­ритории Российской империи

3) представление о неизбежности мировой революции в самое ближайшее время

4) мнение о возможности мирного сосуществования двух систем — социалистической и капиталистической

 

8. Что из названного относилось к последствиям издания Приказа № 1 Петроградского
совета?

1) восстановление смертной казни в армии

2) введение принципа единоначалия в армии

3) роспуск выборных солдатских комитетов

4) падение воинской дисциплины

 

9. Какие из перечисленных ниже органов власти были созданы в 1917 г.?

A) Совет Народных Комиссаров

Б) Комитет министров

B) Временное правительство

Г) Государственная дума

Д) Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов

Е) Верховный Совет

Укажите верный ответ.

1) АБГ 2) АВД 3) БДЕ 4) ВГД

 

10. Какие из перечисленных ниже событий произошли в период Гражданской войны
(1918-1920 гг.)?

A) мятеж Чехословацкого корпуса

Б) разгром войск П.Н. Врангеля в Крыму

B) установление большевиками всеобщей трудовой повинности
Г) убийство Г.Е. Распутина

Д) создание Совета Народных Комиссаров

Е) переход к новой экономической политике (нэпу)

Укажите верный ответ.

1) АБВ 2) АДЕ 3) БГД 4) ВГЕ

 

11. Прочтите отрывок из статьи, написанной в апреле 1917 г., и укажите, программные установки какой партии нашли в ней отражение.

«В аграрной программе перенесение центра тяжести на Советы батрацких депутатов. Конфискация всех помещичьих земель. Национализация всех земель в стране, распоряжение землею местными Советами бат­рацких и крестьянских депутатов. Выделение Советов депутатов от беднейших кресть­ян. Создание из каждого крупного имения образцового хозяйства под контролем бат­рацких депутатов и на общественный счет».

1) кадетов 2) эсеров

3) октябристов 4) большевиков

 

12. Прочтите фрагмент из документа и укажите его название.

«...Всенародное стремление довести мировую войну до решительной победы лишь уси­лилось, благодаря сознанию общей ответственности всех и каждого... Само собой разу­меется... Временное правительство, ограждая права нашей Родины, будет вполне со­блюдать обязательства, принятые в отношении наших союзников».

1) «Нота Милюкова» 2) «Апрельские тезисы» В.И. Ленина

3) Приказ № 1 Петросовета 4) «Манифест 1 августа 1914 г.»

 

Задания части 2(B)

1. Расположите следующие события в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

A) начало заседаний II Всероссийского съезда Советов

Б) создание Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов

B) «корниловский мятеж»

Г) провозглашение России республикой

       

 

2. Какие три из перечисленных политических и военных деятелей участвовали в событи­ях 1917 года? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) СЮ. Витте

2) генерал Л.Г. Корнилов

3) Л.Д. Троцкий

4) К.П. Победоносцев

5) генерал М.Д. Скобелев

6) А.Ф. Керенский

     

 

3. Какие три из перечисленных понятий относятся к политике «военного коммунизма»? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) концессия

2) продразверстка

3) паек

4) денационализация

5) трудовая повинность

6) аренда

     

 

4. Прочтите отрывок из воспоминаний У. Черчилля и напишите название описанного им явления.

«Находились ли они, союзники [страны Антанты], в состоянии войны с Советской Рос­сией? Конечно, нет. Но... они находились на русской земле как завоеватели. Они воо­ружали врагов советского правительства. Они блокировали его порты. Они топили его военные суда».

Ответ: ________________________________.

 

5. Установите соответствие между деятельностью и фамилиями военачальников Белой армии в годы Гражданской войны.

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЕНАЧАЛЬНИКИ
A) командовал Добровольческой армией, отдал директиву о наступлении на Москву Б) объявил себя в ноябре 1918 г. Верховным правителем России B) командовал войсками Юга России в Крыму в 1920 г. Г) командовал Северо-Западной армией, руководил наступлениями на Петроград 1) А.В. Колчак 2) А.И. Деникин 3) А.А. Брусилов 4) Н.Н. Юденич 5) П.Н. Врангель

 

А Б В Г
       

 

Задания части 3(C)

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ.

 

Из совместного заявления двух политических деятелей

«Мы глубочайше убеждены, что объявлять сейчас вооруженное восстание — значит ставить на карту не только судьбу нашей партии, но и судьбу русской и международ­ной революции. <...>

Шансы нашей партии на выборах в Учредительное собрание превосходны. Разговоры о том, что <наше> влияние... начинает падать и тому подобное, мы считаем решительно ни на чем не основанными. В устах наших политических противников эти утвержде­ния просто прием политической игры, рассчитанной именно на то, чтобы вызвать <наше> выступление... в условиях благоприятных для наших врагов. <Наше> влия­ние... растет. Целые пласты трудящегося населения только еще начинают захваты­ваться им. При правильной тактике мы можем получить треть, а то и больше мест в Учредительном собрании. <...>

Только на Советы сможет опереться в своей революционной работе и Учредительное собрание. Учредительное собрание плюс Советы — вот тот комбинированный тип госу­дарственных учреждений, к которому мы идем. <...>

Говорят: 1) за нас уже большинство народа в России и 2) за нас большинство между­народного пролетариата. Увы! — ни то, ни другое неверно, и в этом все дело. В России за нас большинство рабочих и значительная часть солдат. Но все остальное — под вопросом. Мы все уверены, например, что если дело теперь дойдет до выборов в Уч­редительное собрание, то крестьяне будут голосовать в большинстве за эсеров. Что же это — случайность? Солдатская масса поддерживает нас не за лозунг войны, а за лозунг мира.... Если мы, взявши власть сейчас одни, придем (в силу всего мирового положе­ния) к необходимости вести революционную войну, солдатская масса отхлынет от нас... Но, поскольку выбор зависит от нас, мы можем и должны теперь ограничиться оборо­нительной позицией. Временное правительство часто бессильно провести в жизнь свои контрреволюционные намерения. Оно расшатано. Силы солдат и рабочих достаточны, чтобы не дать осуществиться таким шагам Керенского и компании».

 

С1. Определите, представителями какой политической партии были участники заявления. К какому году оно относится? Какому событию предшествовало данное заявление?

 

С2.На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех аргументов, которые приводились сторонниками вооруженного восстания.

 

СЗ. Укажите не менее трех аргументов, которые приводятся в заявлении против идеи про­ведения вооруженного восстания на данном историческом этапе.

 

 

С4. Назовите два декрета, принятые на II Всероссийском съезде Советов в октябре 1917 г. Приведите не менее трех положений, содержащихся в одном из них.

 

С5. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В феврале - марте 1918 г. в коалиционном правительстве большевиков и левых эсеров наметился серьезный раскол по вопросу ведения переговоров с Германией о заключе­нии сепаратного мира. Лидер большевиков В.И. Ленин считал, что мир нужно подпи­сывать на любых условиях. Левые эсеры и часть большевиков считали, что подписа­ние мира с «империалистическим» правительством Германии стало бы предательством идей революции. Однако переговоры продолжились, и мир был подписан.

1) Почему Ленин настаивал на заключении мира? Приведите не менее двух причин.

 

 

2) Какие последствия для внутриполитической жизни Советской России имело за­ключение мира? Назовите не менее трех последствий

Работа над понятиями

1.1 Новая экономическая политика (нэп) — __________________________________________________________________________________

 

1.2. Денационализация — __________________________________________________________________________________

 

1.3. Коллективизация — ___________________________________________________________________________________

 

1.4. Культурная революция — __________________________________________________________________________________

 

1.5. Индустриализация — ___________________________________________________________________________________

 

1.6. «Система коллективной безопасности» — __________________________________________________________________________________

 

 

ТОТАЛИТАРНЫЙ РЕЖИМ В СССР

  Признаки тоталитарного режима   Проявление тоталитарного режима в СССР
     
     
     
     
     
     

 

  Как вы понимаете выражение «Большой террор»?   Назовите политические процессы 1930-х годов:  

 

Что вы знаете об этих людях?

 

 

Как возникло выражение «в ежовых рукавицах»?

 

 

Культура СССР в 1930 г.

  1. На основе документов сделайте выводы о процессах, происходивших в 30-е г.г. в области культуры:

Из книги Л.Д. Троцкого «Преданная революция»

Нынешний правящий слой считает себя призванным не только политически контролировать духовное творчество, но и предписывать ему пути развития. Безапелляционное командование распространяется в одинаковой мере на концентрационные лагеря, агрономию и музыку. ЦК партии печатает анонимные директивные статьи, имеющие характер военных приказов по архитектуре, литературе, драматическому искусству, балету, не говоря уже о философии, естествознании и истории.

Из выступления наркома юстиции Н.В. Крыленко

Мы должны раз и навсегда покончить с нейтралитетом шахмат и осудить формулу «шахматы для шахмат», как и формулу «искусство для искусства». Мы должны организовать ударные бригады шахматистов и начать немедленно выполнять пятилетний план по шахматам.

 

 

2. Подпишите рисунки:

Скульптор:   Название: Фильм:   Актриса:

3. Известный кинорежиссер Г.В. Александров вспоминал о судьбе 1-й советской комедии:

«Невеселая складывалась ситуация. Нарком просвещения Бубнов запретил показ готового фильма. Мне предложили показать фильм Горькому. Горький же организовал показ для членов Политбюро. Смотрели с явным удовольствием. Смеялись, обменивались репликами. После сеанса все смолкли, ждали, что скажет Сталин. – Хорошо! Я будто месяц пробыл в отпуске, - сказал он, и все стали возбужденно вспоминать понравившиеся детали кинокомедии. Само собой разумеется, что запрет на картину был снят».

· Как называлась эта кинокомедия?

· Назовите фамилию исполнительницы главной женской роли

· Фамилия исполнителя главной мужской роли

· Фамилия композитора – автора музыки к фильму

4. Назовите автора письма: «После постановки «Дней Турбинных» я просил разрешения вместе с моей женой на короткий срок уехать за границу и получил отказ… Теперь мое положение стало ясным: ни одна строка моих произведений не пойдет в печать, ни одна пьеса не будет играться, работать в атмосфере полной безнадежности я не могу».

Ответ: _______________________________

5. Верно или неверно, ПОСТАВЬТЕ + ИЛИ - (если неверно, то в ТРЕТЬЕЙ СТРОКЕ ОТВЕТОВ исправьте ошибку):

1. «Песня о Родине» (Широка страна моя родная) И. Дунаевского и В. Лебедева-Кумача прозвучала в кинофильме «Цирк»

2. Режиссер фильмов «Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух» Г. Александров

3. Коллекцию семян генетик Н.И. Вавилов собирал по всему свету и она была сохранена даже в блокадные годы в Ленинграде.

4. 1936 год открылся статьей в «Правде» «Сумбур вместо музыки». ЦК ВКП (б) подверг безжалостной критике гениальную оперу С. Прокофьева «Леди Макбет Мценского уезда», не понравившаяся Сталину

5. Стихотворение «Жди меня» К. Симонов посвятил актрисе Л. Орловой.

6. Режиссер-основатель советского документального кино – Дзига Вертов.

7. Труды химиков во главе с академиком П. Л. Капицей позволили СССР во второй половине 30-х гг. впервые в мире наладить производство искусственного каучука

8. В 1938 г. был опубликован "Краткий курс истории ВКП(б)" под редакцией И. В. Сталина, он стал единственным учебником по истории.

9. В Уставе Союза писателей говорилось, что основным методом советской литературы является критический реализм.

10. Любимыми героями народных анекдотов стали Василий Иванович и Петька после показа фильма братьев Васильевых «Буденный».

                   
                   
                   

 

6. Выберите из предложенных утверждений верные и обведите соответствующие цифры

(Верных утверждений может быть несколько: от 1 до 5.)

6.1. Какие функции были переданы в исключительное ведение союзного центра при созда­нии СССР?

1) внутренняя торговля

2) оборона

3) поддержание и развитие системы здравоохранения

4) денежная система

5) поддержание и развитие системы образования

6) иностранные дела

 

6.2. Что было характерно для политической системы СССР 1930-х гг.?

1) многопартийность

2) массовые репрессии

3) культ личности партийного вождя

4) реальное осуществление политических прав и свобод

5) запрет на совмещение партийных и государственных постов

6) негласная цензура

 

7. Прочтите высказывания исторических деятелей и ответьте на поставленные вопросы

 

А. «Отступление в смысле того, какие уступки мы капиталистам делаем, закончено...» (В.И. Ленин, 1922 г.)

1) О какой экономической политике идет речь в цитате?

2) Насколько фраза о конце «уступок» соответствовала действительности? Свой ответ обоснуйте.

 

 

Б. «Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут!» (И.В. Сталин)

1) О каком расстоянии говориться в цитате?

2) Какие последствия для развития экономики и в целом развития страны имели та­кие взгляды?

Задания в формате ГИА

Задания части 1(A)

1. Восстание в Кронштадте под лозунгами «Власть Советам, а не партиям!» произошло

1) в 1918 г. 2) в 1919 г. 3) в 1920 г. 4) в 1921 г.

 

2. О переходе к нэпу было объявлено на X съезде РКП(б)

1) в 1919 г. 2) в 1921 г. 3) в 1922 г. 4) в 1924 г.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1032; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.241 с.)