Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хронология событий 1-ой русской революции

Поиск
Дата Событие
  «Кровавое воскресенье»
  Манифест о «булыгинской Думе»
  Восстание на броненосце «Князь Потемкин Таврический»
Начало октября 1905 г.  
17 октября 1905 г.  
  Вооруженное восстание в Москве
  Принятие Основных законов Российской империи
  Работа I Государственной думы
  Работа II Государственной думы
3 июня 1907 г.  

 

4. Заполните схему:

5. Программы политических партий России начала XX в.

Название партии Лидеры Политическое устройство России Аграрный вопрос Рабочий вопрос
       
         
         
         
         
         

 

6. Прочтите отрывок из воспоминания меньшевика Суханова о полемике, развернувшейся после II съезда Советов, и определите о какой программе идет в нем речь?

«Эсеры кричали: хорош марксист, травивший нас 15 лет за нашу мелкобуржуазность и ненаучность с высоты своего величия и осуществивший нашу программу, едва захватив власть! А Ленин огрызался: хороша партия, которую надо было прогнать от власти, чтобы осуществить ее программу!»

а) программа коллективизации б) программа национализации промышленности

в) программа социализации земли г) программа «военного коммунизма».

 

7. Хронология русско-японской войны (заполните пропущенные элементы)

Дата Событие
  Начало войны, нападение Японии на Порт-Артур
  Героическая гибель крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Ко­реец» в бухте Чемульпо
31 марта 1904 г.  
  сдача Порт-Артура
  Мукденское сражение
14-15 мая 1905 г.  
  подписание Портсмутского мира

 

8. Назовите политических деятелей начала XX века и соотнесите их портреты с фактами биографии:

А. _______ Б. _________ В. _________ Г. _________ Д. ___________

 

1) Государственный деятель, директор Департамента полиции, министр внутренних дел (1902 - 1904 гг.). Консерватор, защитник поместного дворянства, сторонник сохранения крестьянской общины. Главный оппонент политики С. Ю. Витте в правительственных сферах

2) Во внешней политике выступал против авантюристической политики на Дальнем Востоке, приведшей к Русско-японской войне. В 1905 г. возглавлял российскую делегацию на переговорах с Японией, подписал Портсмутский мир. Составил Манифест 17 октября 1905 г. В качестве главы правительства осуществил отмену цензуры, издание избирательного закона.

3) Выдающийся российский государственный деятель и реформатор. Гродненский (1902 - 1903 гг.), Саратовский (1903 - 1906 гг.) губернатор, министр внутренних дел (1906 г.), Председатель Совета министров (1906 - 1911 гг.). Осуществил аграрную реформу, названную именем. Убит агентом охранки.

4) Генерал, с начала Первой мировой войны - командующий 8-й армией, с 1916 г. - командующий Юго-Западным фронтом. Осуществил крупнейший стратегический прорыв австро-германского фронта в мае - августе 1916 г. В мае - июле 1917 г. - Верховный главнокомандующий, затем военный советник Временного правительства. После октября 1917 г. отказался выступить против советской власти, в 1920 г. вступил в Красную армию

5) Стремился сохранить самодержавную власть. В октябре 1905 г. вынужден был дать Манифест, учреждавший законодательную Государственную думу и провозглашавший гарантии основных политических прав. В 1915 Г., в разгар I Мировой войны стал главнокомандующим русской армии. В 1918 г. с санкции большевистского правительства без суда расстрелян в Екатеринбурге.

 

Ответ запишите в таблицу:

А Б В Г Д
         

9. Заполните схему:

10. Ознакомьтесь с таблицей. Выполните задания.

Годы Численность населения Сибири в тыс. Прирост населения по сравнению с предшествующей датой
1897 г. 5785,4  
1913 г. 9894,5 72%

 

Сделайте вывод на основании таблицы и объясните, c какими событиями связано изменение численности населения Сибири к 1913 г. __________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

11. Заполните пропуски в тексте:

«Россия в первой мировой войне»

Русское командование (верховный главнокомандующий– ______________________) не могло допустить разгрома Франции, иначе России пришлось бы бороться с центральными державами в одиночку. Было решено начать наступление, не дожидаясь сосредоточения армии.

Две русские армии (1-я под командованием П. К. Ренненкампфа и 2-я под командованием ______________) вторглись в Восточную Пруссию. 1-я армия нанесла немцам поражение под Гумбинненом. Однако П. К. Ренненкампф вместо преследования немецких войск двинулся на Кенигсберг, что привело к отдалению 1-й армии от 2-й.

Более успешными оказались действия русского Юго-Западного фронта. В результате кампании 1914 г. в руки России перешла вся _____________________. Германии пришлось перебросить на австрийский фронт часть своих сил.

В целом в ходе кампании 1914 г. не были достигнуты решительные успехи, но германские планы молниеносной войны оказались сорваны. Германии пришлось вести затяжную войну на два фронта. С учетом экономического превосходства Антанты это обрекало Германию на поражение.

В _________ г. главный удар немцы направили против России, перебросив на восточный фронт _______% своих дивизий. В апреле они начали Горлицкую операцию. Из-за катастрофической нехватки боеприпасов русская армия оставила Галицию, а летом – Западную Белоруссию и часть Литвы.

Главным событием 1916 г. на Восточном фронте явилось наступление русского Юго-Западного фронта – получившего название ______________________. Русская армия начала наступление сразу на нескольких участках. Это не позволило австрийскому командованию разгадать место главного удара и перебросить туда подкрепления. Наступление продолжалось с _____ до _______ 1916 г. Австрийские потери превысили 1,5 млн чел., в том числе свыше 400 тыс. пленными. Русские потери – 500 тыс. чел. Несмотря на урон, нанесенный Австрии, полностью разгромить ее не удалось.

Начало войны вызвало патриотический подъем. Государственная дума, за исключением _________________, единогласно проголосовала за военные кредиты и призвала прекратить внутренние распри и сплотиться вокруг престола.

Антивоенную позицию заняли ___________________, провозгласившие лозунг "поражения своего правительства и превращения империалистической войны в ____________________________". Пораженчество этой фракции не нашло общественной поддержки и она была лишена депутатской неприкосновенности, арестована и сослана.

Весной 1915 г. были созданы Особые совещания по обороне, топливу, продовольствию и транспорту. В их состав наряду с министрами и военными вошли депутаты Думы и общественных организаций, крупные предприниматели. Например, походные кухни производила знаменитая фирма _________________. Ученые поставили фронту такие изобретения как ________________, ____________, ______________. Летчик – испытатель ________________ впервые применил воздушный таран. Эта тактика стала называться «битье колесами сверху».

12. Основные союзники и противники России в Первой мировой войне:

 

СОЮЗНИКИ

12. Выберите из предложенных утверждений верные и обведите соответствующие цифры

(Верных утверждений может быть несколько: от 1 до 5.)

 

12.1. По данным первой всенародной переписи 1897 г. в Российской империи

1) сельское население преобладало над городским

2) русских насчитывалось более 75%

3) большинство населения исповедовало православие

4) большую часть населения составляли промышленные рабочие

5) население насчитывало менее 60 млн человек

6) самым многочисленным сословием были мещане

 

12.2. Экономика России конца XIX в. характеризовалась

1) высокими темпами промышленного развития

2) высоким уровнем производства на душу населения

3) незначительной ролью иностранных капиталов

4) нарастающим кризисом сельского хозяйства

5) высокой долей физического труда в промышленности

6) широким распространением кустарной промышленности

 

13. Прочтите высказывания исторических деятелей и ответьте на вопросы

1. «Нам нужна маленькая победоносная война!»

o Кому принадлежат эти слова?

o В преддверии какой войны они были сказаны?

 

2. «Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия!»

o Кому принадлежат эти слова?

o Кому адресовано обвинение в желании вызвать «великие потрясения»?

o Какие преобразования, направленные на усиление России, предлагал и проводил автор цитаты?

 

14. Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы:

«Ранним серым утром в воскресенье столица империи Романовых имела необычный вид… Более ста тысяч рабочих, их жен и детей строгими чинными колоннами двинулись с заводских окраин в центр, к Дворцовой площади… Впереди колонн шли священники в праздничных рясах, несли хоругви, иконы, портреты царя, царицы и лиц царствующего дома…Они несли петицию царю, подписанную десятками тысяч рабочих»

1) Назовите описываемое событие и его дату.

2) Кто возглавил демонстрацию рабочих?

3) Каковы были последствия этого события, его историческое значение?

Задания по теме «Серебряный век русской культуры»

1. Соотнесите достижения русской науки в начале XX века:

Фамилия ученого Над какой проблемой работали
1. П.Н. Лебедев А. Физиология
2. В.И. Вернадский Б, Иммунология
3. И. П. Павлов В. История России
4. И.И. Мечников Г. Физика волн
5. Н.Е. Жуковский Д. Ракетостроение
6. К.Э. Циолковский Е. Аэродинамика, самолетостроение
7. В. О. Ключевский Ж. Учение о биосфере и ноосфере

 

             
             

 

2. По какому принципу образован ряд и кто лишний в этом ряду:

А. Бердяев, С. Булгаков, Д. Мережковский, П. Струве, С. Фран к

 

3. Подпишите название картин и авторов:

     

4. Заполните схему:

5. Заполните пропущенные в тексте фамилии:

«Величайшим событием в истории русской культуры стал парижский сезон ________________________ театра в 1910 г., на котором был впервые представлен публике балет ____________________ «Жар-птица». Успех этого балета был связан, прежде всего, с прекрасной музыкой. Но, безусловно, триумфу спектакля способствовали оригинальная хореография Фокина и художественное оформление __________________________ и Головина.

 

6. Разгадайте кроссворд:

                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         

 

По горизонтали:2. Поэт, руководитель «Ассоциации эгофутуристов». 3. Русский ученый, разработавший учение о ноосфере. 6. Русский ученый-физиолог, получивший Нобелевскую премию. 7. Художник, автор картины «Девочка с персиками». 9. Русская поэтесса. По вертикали:1. Религиозный философ, размышлявший над исторической миссией России 2. Философ, один из авторов «Вех». 4. Русский писатель, автор «Гранатового браслета». 5. Художник – абстракционист. 8. Художник, основоположник своеобразного религиозного учения.

Задания в формате ГИА и ЕГ

Задания части 1(A)

1. Какое из событий произошло раньше?

1) начало русско-японской войны

2) «Кровавое воскресенье»

3) денежная реформа СЮ. Витте

4) созыв I Государственной думы

 

2. Какое из политических движений характеризовалось социалистическими представлениями?

1) эсеры

2) кадеты

3) октябристы

4) черносотенцы

 

3. С аграрными преобразованиями П.А. Столыпина в начале XX в. связано понятие

1) барщина 2) отрезки 3) хутор 4) уставные грамоты

 

4. Что из названного было характерно для экономического развития России в начале XX в.?

1) монополизация промышленности

2) начало промышленного переворота

3) начало железнодорожного строительства

4) отсутствие иностранных инвестиций в экономику

 

5. Что было характерно для Серебряного века русской культуры?

1) поиск новых художественных форм и средств

2) популярность тезиса о самобытности русской культуры

3) жесткий контроль со стороны государства над духовной сферой

4) господство метода критического реализма

 

Задания части 2(B)

Эти задания требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр.

 

1. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

A) убийство П.А. Столыпина

Б) Московское декабрьское восстание

B) гибель крейсера «Варяг»

Г) издание Манифеста об учреждении Государственной думы

       

 

2. Расположите следующие события Первой мировой войны в хронологической последо­вательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последо­вательности в таблицу.

A) наступление русских войск в Восточной Пруссии

Б) принятие Декрета о мире

B) Брусиловский прорыв

Г) отступление русских войск из Польши

       

 

3. Какие три из перечисленных событий связаны с революцией 1905-1907 гг.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) Октябрьская политическая стачка

2) созыв Учредительного собрания

3) «Кровавое воскресенье»

4) опубликование ноты Милюкова

5) созыв I Государственной думы

6) установление режима «двоевластия»

     

 

4. Какие три из перечисленных произведений искусства относятся к Серебряному веку (концу XIX - началу XX в.)? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таб­лицу.

1) скульптура В.И. Мухиной «Рабочий и колхозница»

2) картина М. Врубеля «Демон»

3) здание Ярославского вокзала Ф.О. Шехтеля

4) цикл стихотворений А.А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме»

5) картина К.П. Брюллова «Последний день Помпеи»

6) роман М.А. Шолохова «Тихий Дон»

     

 

5. Прочтите отрывок из международного договора и напишите название государства, с
которым Россия подписала данный договор.

«Российское императорское правительство уступает в вечное и полное владение... юж­ную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся».

Ответ: ______________________.

 

6. Прочтите отрывок из работы историка и напишите фамилию государственного деяте-
ля, о котором идет речь.

«К народному представительству Николай относился как к лишней и неудобной новой ка­зенной канцелярии. Притом он никогда не мог забыть, что Дума была у него «вырвана»... И поэтому все былые заслуги этого выдающегося деятеля России рубежа XIX-XX ве­ков (в сфере экономики, индустриализации и финансов — создание твердой отечест­венной валюты — золотого рубля, введение государственной монополии на алкоголь; в области внешней — заключение столь нужного царизму Портсмутского мира — и внутренней политики — подписание текста Манифеста) были забыты. Уже весной 1906 года его бесцеремонно изгнали и от двора, и из страны».

Ответ: ______________________.

 

7. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите краткое название политической
партии, о которой идет речь.

«В системе политических партий России эта партия занимала особое место. Это была партия интеллектуалов, аккумулировавшая в своих рядах цвет российской интеллиген­ции начала XX в., мечтавшей о радикальном преобразовании страны парламентским путем и на основе общечеловеческих ценностей. Идейные и организационные истоки формирования партии связаны с теми качественными изменениями, которые произош­ли в русском либерализме на рубеже XIX-XX вв. В либеральном движении все громче и увереннее зазвучали голоса историка П.Н. Милюкова, крупнейших специалистов в области гражданского и уголовного права — профессора С.А. Муромцева, В.М. Гессена, Л.И. Петражицкого, экономистов и публицистов — П.Б. Струве, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева».

Ответ: _______________________.

8. Установите соответствие между партиями начала XX в. и их лидерами.

НАЗВАНИЯ ПАРТИЙ ЛИДЕР
А) Конституционно-демократическая партия Б) Партия социалистов-революционеров В) Союз 17 октября Г) РСДРП   1) В.И. Ленин 2) В.М. Чернов 3) П.Н. Милюков 4) А.И. Гучков 5) А.И. Дубровин
А Б В Г
       

9. Установите соответствие между фамилиями выдающихся российских ученых начала XX в. и отраслями науки, которыми они занимались.

УЧЕНЫЕ ОТРАСЛИ НАУКИ
A) Н.Е. Жуковский Б) И.И. Мечников B) К.А. Тимирязев Г) Д.И. Менделеев   1) химия 2) физиология растений 3) медицина 4) самолетостроение 5) история

 

А Б В Г
       

 

10. Прочтите текст статей Основных законов Российской империи и напишите пропущенное слово. "Ст. 4. Императору всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть… Ст. 7. Государь император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным ________________ и Государственной думой".

 

11. Прочтите фрагмент и назовите фамилию политического деятеля, выступившего на заседании в III Государственной думе в 1907 г. с этими предложениями.

"...Поставив на ноги, дав возможность достигнуть хозяйственной самостоятельности многомиллионному крестьянскому населению, законодательное учреждение заложит то основание, на котором прочно будет воздвигнуто преобразованное русское государственное здание... Не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками – бунт погашается силою, а признание неприкосновенности частной собственности, и как последствие, отсюда вытекающее, создание мелкой личной земельной собственности, реальное право выхода из общины и разрешение вопросов улучшенного землепользования – вот задачи, осуществление которых правительство считало и считает вопросами бытия русской державы".

Ответ: _______________________________.

 

12. Прочтите фрагмент и допишите фамилию политического деятеля: «Промышленный подъем России во многом был обеспечен притоком иностранных инвестиций. Первое место по объему вложений в российскую экономику занял франко-бельгийский капитал, второе – английский, третье – германский. Франция стала и главным кредитором царского правительства. Инициатором привлечения иностранного капитала в Россию стал _______________.»

 

Задания части 3(C)

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ

 

Из письма государственного деятеля начала XX в.

«Представлялось избрать один из двух путей: назначить энергичного человека и всеми силами постараться раздавить крамолу, затем была бы передышка, и снова пришлось бы через несколько месяцев действовать силой; но это бы стоило потоков крови и в конце концов привело бы к теперешнему положению, т. е. авторитет власти был бы показан, но результат оставался бы тот же самый и реформы вперед не могли осуще­ствляться бы. Другой путь — предоставление гражданских прав населению — свободы слова, печати, собраний и союзов и неприкосновенности личности; кроме того, обяза­тельство проводить всякий законопроект через Государственную думу — это в сущно­сти и есть конституция... Немного нас было, которые боролись против нее. Но под­держки в этой борьбе ниоткуда не пришло, всякий день от нас отворачивалось все большее количество людей, и, в конце концов, случилось неизбежное. Тем не менее, по совести я предпочитаю давать все сразу, нежели быть вынужденным в ближайшем бу­дущем уступать по мелочам и все-таки прийти к тому же».

 

С1. Назовите автора письма и год, в котором ему пришлось делать изложенный в письме выбор.

 

С2. На основе текста и знаний по истории приведите не менее трех реформ и действий («уступок»), на которые вынужден был согласиться автор письма.

 

СЗ. Какие причины отказа от пути подавления «крамолы» через установление военной диктатуры указывает автор? Какие причины можете дополнительно указать вы? Ука­жите всего не менее трех причин.

 

 

С4. Назовите две войны, которые вела Россия в начале XX в. до крушения монархии. Приведите не менее трех основных целей российского правительства в одной из них.

 

С5. Ниже приведены две точки зрения на политику П.А. Столыпина:

1. Политика П.А. Столыпина была направлена на защиту интересов дворян-помещиков.

2. От политики П.А. Столыпина выигрывала лучшая часть русского крестьянства.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтитель­ной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргумента­ми, подтверждающими избранную вами точку зрения.

 

 

С6.Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В начале января 1905 г. «Собрание русских фабрично-заводских рабочих города Санкт-Петербурга» во главе со священником Гапоном приняло решение о подаче царю петиции, в которой бы излагались требования рабочих. О желании рабочих подать пе­тицию было известно властям, в том числе и царю. Приведите не менее трех причин недовольства рабочих своим положением.

 

 

Укажите, чем завершилась подача петиции. Назовите одно основное последствие событий, связанных с подачей петиции

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 2234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.206 (0.014 с.)