Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел VII «СССР в период «застоя» (1964 – 1982 Г. Г. )

Поиск
1. Подпишите фамилию руководителя СССР в 1964-1982 г.г. и дайте краткую биографическую справку.

2. Сравните двух лидеров:

  Н.С. Хрущев Л.И. Брежнев
  1. Отношение к кадрам
   
  1. Принципы руководства
 
   
  1. Стиль поведения
 
   
  1. Отношения к важнейшим событиям в стране и в мире
 
   

3. Заполните схему:

4. Диссидентское движение в СССР – это ___________________________________________________________________________

Причины возникновения  
Основные требования диссидентов    
Формы организации сопротивления    
Наиболее видные представители    

Этапы диссидентского движения

I.  
II.  
III.  

5. Экономическое развитие СССР в середине 1960-х - середине 1980-х гг.

 

6.Заполните таблицу:

7. «Доктрина Брежнева» - _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

8. Заполните схему:

Культура СССР в 1970-1980 -е годы

  1. Решите кроссворд:

 

                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       

 

1. Советский кинорежиссер, автор фильма “Мимоно”. 2. Писатель деревенской прозы. 3. Драматург, автор пьесы “Брестский мир”, “Так победим!”, которые шли в театрах в период расцвета театрального искусства. 4. Знаменитый хоккеист - герой советского спорта, Олимпийский чемпион. 5. Писатель, автор повести о депортации народов Северного Кавказа “Ночевала тучка золотая”. 6. Оперная певица классического музыкального театра. 7. Популярная певица эстрадного жанра, дебютировавшая с песней “Арлекино”. 8. Ученый - физик, лауреат Нобелевской премии 1978 г.

 

2. Соотнесите:

ФАМИЛИИ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. М. Келдыш 2. Ч. Айтматов 3. М. Лиепа 4. А. Карпов 5. Т. Лиознова А. литература Б. кинематография В. спорт (шахматы) Г. балет Д. ядерная физика

 

         
         

3. Укажите фамилии российских лауреатов Нобелевской премии по литературе второй

половины ХХ века:

1) М. Шолохов, Б. Пастернак, И. Бродский

2) А. Твардовский, Ю. Бондарев, Е.Евтушенко

3) К. Федин, Ф. Фадеев, К.Симонов

4) Б. Окуджава, В, Шукшин, Ю.Трифонов.

 

4. Выберите правильные ответы, характеризующие итоги развития культуры СССР к 1985 г:

1) в период брежневского застоя происходило свертывание либеральных начинаний хрущевской “оттепели”,

2) в культуре нарастали кризисные явления,

3) в брежневский период отсутствовала цензура для произведений культуры,

4) в произведениях искусства усиливались проявления несогласия с политикой власти (диссидентская культура),

5) советская культура 1960-80- х г.г развивалась под огромным влиянием Запада,

 

5. Продолжите предложения:

· Кумирами “Магнитофонной революции” и авторской песни 1960 - 80 -х г.г. были __________,

· К “диссидентской культуре” СССР можно отнести произведения и деятельность __________,

· Течение в неформальном искусстве, которое в иронической и гротескной форме переосмысливало традиционные для соцреализма и официальной пропаганды сюжеты советского образа жизни, получило название _____________

Задания для повторения

Напишите фамилии государственных деятелей, которым принадлежат приведенные высказывания, или названия документов, из которых приведен текст.

· «Я поднимаю тост за людей простых, обычных, скромных, за «винтики», которые дер­жат в состоянии активности наш великий государственный механизм... Это люди, ко­торые держат нас, как основание держит вершину».

 

· «Догнать и перегнать Америку по производству мяса, молока и масла на душу населе­ния».

 

· «В СССР построено развитое социалистическое общество. На этом этапе, когда социа­лизм развивается на своей собственной основе, все полнее раскрываются созидатель­ные силы нового строя, преимущества социалистического образа жизни... Коммуни­стическая партия Советского Союза является ядром политической системы».

 

· «Партия торжественно провозглашает: нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме».

 

4. Работа с историческими источниками

 

4.1. Прочтите отрывки из секретной инструкции Председателя Комитета по делам ис­кусств при Совете Министров СССР (I) и из письма выдающегося ученого П.Л. Капи­цы И.В. Сталину (II), относящиеся к 1952 г. Ответьте на поставленные вопросы.

 

I. «Произведения искусства (драматургия всех жанров и форм, музыкальные, музы­кально-вокальные и разговорного жанра произведения для эстрады, цирка, художест­венной самодеятельности, живопись, графика, скульптура, тиражируемая фотопро­дукция, запись на грампластинку) могут публично исполняться, демонстрироваться и выпускаться в свет лишь при условии, если они разрешены (соответствующими) орга­нами».

 

II. «Судьба моих предложений в области электроники больших мощностей уже сейчас во всем напоминает судьбу всех прочих принципиально новых направлений в технике, которые у нас рождались. За эти пять лет, как я выдвинул эти предложения, только пытаются вызвать к ним скептическое отношение и почти не помогали их развитию. Не трудно предсказать, что если у нас ничего не изменится в отношении к науке, то по-настоящему эти идеи в области электроники начнут у нас развиваться только после того, как их осуществят за рубежом».

 

1) Что объединяет содержание этих двух отрывков?

 

 

2) Как называется направление государственной деятельности, описанное в первом тексте?

 

 

3) Какие другие научные направления в описываемый период испытывали такие же трудности, как и те, о которых идет речь во втором отрывке?

 

4.2. Прочтите отрывки, характеризующие политических деятелей СССР второй половины XX века и напишите их фамилии.

Из книги историка Д.А. Волкогонова

«Достигнув апогея своего могущества, он не мог не понимать, что обязан не просто стечению обстоятельств, бесспорности идеи, но прежде всего выбранной методологии. Вся она — в вечной борьбе. Неважно, какая она: борьба с фракциями.., с космополи­тами и множеством других «крепостей», которые должны «взять большевики». В ко­нечном счете, лично для него, «вождя», такая борьба — это его самоутверждение, уве­ковечение, обожествление».

Ответ: ____________________________.

Из статьи современного историка

«После смещения Хрущева высший партийно-государственный аппарат уже не хотел слишком сильного лидера. Эти люди хотели более спокойной жизни... стабильности в своем положении и уверенности в будущем... (Их) вполне устраивал именно слабый и доброжелательный руководитель, не обладавший ни сильным интеллектом, ни силь­ной волей. Эта жажда стабильности и выдвинутый (им) лозунг «стабильности» полно­стью совпадали».

Ответ: _________________________________________

 

«Будучи сам продуктом определенной эпохи, социальной и политической среды, (он) хотел преодолеть ее законы, разрушить ее во многом теми же методами. Сломать бю­рократию, действуя бюрократически. Развенчать культ личности Сталина, не отказы­ваясь от создания собственного культа, хотя и без массовых репрессий, но тоже доста­точно откровенно».

Ответ: ___________________________________________

 

Задания в формате ГИА

Часть А.

1. Что объединяет даты 1949 г. и 1953 г.?

1) проведение экономических реформ в промышленности

2) проведение полетов в космос на пилотируемых кораблях

3) принятие Конституции СССР

4) первые испытания в СССР атомной бомбы и водородной бомбы

 

2. Какое из перечисленных ниже событий произошло раньше всех других?

1) окончание Второй мировой войны 2) Потсдамская конференция

3) начало войны в Корее 4) создание СЭВ

 

3. Какое из названных событий 1940-1950-х гг. произошло раньше всех других?

1) арест и казнь Л.П. Берии 2) XX съезд КПСС

3) денежная реформа 4) «Ленинградское дело»

 

4. Какое из названных событий произошло в СССР позже всех других?

1) отставка Н.С. Хрущева со всех постов

2) упразднение Государственного Комитета Обороны

3) принятие Конституции «развитого социализма»

4) принятие программы построения коммунизма за 20 лет

 

5. Какая сфера народного хозяйства в первые годы после Великой Отечественной войны развивалась наиболее быстрыми темпами?

1) сельское хозяйство 2) тяжелая промышленность

3) социальная сфера 4) легкая промышленность

 

6. Кто из писателей, поэтов подвергался критике «за безыдейность» в постановлении ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград»?

1) А.А. Фадеев, К.М. Симонов

2) М.А. Шолохов, А.Т. Твардовский

3) М.М. Зощенко, А.А. Ахматова

4) СВ. Михалков, Б.Л. Пастернак

 

7. Кто был руководителем группы ученых, создавших атомное оружие в СССР?

1) П.Л. Капица 2) СП. Королев 3)И.В. Курчатов 4) Н.Н. Семенов

 

8. Имя какого государственного деятеля связано с внутрипартийной борьбой за высшую власть в СССР после смерти И.В. Сталина

1) А.А. Громыко 3) Г.М. Маленков2) А.А. Жданов 4) А.Н. Косыгин

 

9. Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой был подписан, когда руководителем СССР был

1) И.В. Сталин 2)Л.И. Брежнев 3) Н.С. Хрущев 4) М.С. Горбачев

 

10. В 1970-е гг. СССР участвовал в подписании

1) договора с США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности

2) соглашения о создании Организации Варшавского договора

3) договора о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космическом пространстве и под водой

4) Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

 

11. Какое из понятий относится к первым годам после Великой Отечественной войны?

1) либерализация цен 2) карточная система 3) банкротство 4) инфляция

 

12. Появление понятия «холодная война» относится к периоду, когда руководителем
СССР был

1) И.В. Сталин 2) Н.С. Хрущев 3) Л.И. Брежнев 4)Ю.В. Андропов

 

13. Что было одним из проявлений «оттепели» в духовно-культурной жизни СССР?

1) прекращение идеологического давления на деятелей культуры

2) отмена государственной цензуры

3) возможность развития всех направлений искусства

4) публикация произведений о заключенных ГУЛАГа

 

14. XX съезд КПСС (1956 г.) обосновал и закрепил положение о

1) необходимости мирного сосуществования двух противоположных систем

2) переходе к политике гласности

3) переходе к рыночным отношениям

4) необходимости принятия нового десятилетнего плана

 

15. Какое новое положение было включено в Конституцию СССР, принятую в 1977 г.?

1) осуждение культа личности И.В. Сталина

2) построения за двадцать лет коммунистического общества

3) введение принципа разделения властей

4) утверждения в СССР развитого социализма

 

16. Что послужило причиной отказа СССР от принятия «плана Маршалла» после окончания Второй мировой войны?

1) надежда на помощь стран Восточной Европы

2) расчет на помощь стран «третьего мира»

3) опасение оказаться в экономической и политической зависимости от США

4) расчет на восстановление экономики с помощью «нефтедолларов»

 

17. Какие из названных фамилий принадлежат деятелям культуры второй половины XX века?

A) И.А. Бунин

Б) А.И. Куприн

B) С.Ф. Бондарчук

Г) М. Горький

Д) Б.Ш. Окуджава

Е) А.А. Вознесенский ~

Укажите верный ответ.

1) АБВ 2) АБГ 3) АГЕ 4) ВДЕ

Задания части 2(B)

18. Установите соответствие между событиями и годами

СОБЫТИЯ ГОДЫ
A) испытание водородной бомбы Б) испытание первой атомной бомбы B) подписание договора между СССР, США и Великобританией о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой Г) авария на Чернобыльской АЭС 1) 1949 г. 2) 1953 г. 3) 1963 г. 4) 1986 г. 5) 1991 г

 

А Б В Г
       

 

19. Установите соответствие между экономическими мерами и периодами, когда они осу­ществлялись

МЕРЫ ПЕРИОДЫ
A) начало введения полного хозрасчета на предприятиях Б) сокращение числа плановых показателей для предпри­ятий B) ликвидация ряда отраслевых министерств Г) отмена карточной системы и денежная реформа 1) 1945-1953 гг. 2) 1953-1964 гг. 3) 1965-1985 гг. 4) 1985-1991 гг. 5) 1992-2005 гг.

 

А Б В Г
       

 

20. Установите соответствие между событиями и годами, в которые они происходили

ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ  
A) Б.Л. Пастернак Б) А.А. Тарковский B) С. Эйзенштейн Г) М.А. Булгаков   1) кинофильм «Броненосец Потемкин» 2) роман «Мастер и Маргарита» 3) кинофильм «Андрей Рублев» 4) роман «Доктор Живаго» 5) кинофильм «Покаяние

 

А Б В Г
       

 

21. Прочтите отрывок из книги Д.А. Волкогонова и напишите фамилию руководителя СССР, о котором идет речь.

«Постоянная тайна (его) воздействия на общественное сознание заключалась в под­держании непрерывного напряжения в обществе. Обстановка потенциально возможной «гражданской войны», а точнее конкретной борьбы с «врагами народа», «шпионами», «маловерами», «космополитами», «перерожденцами», «вредителями» создавала атмо­сферу, где его указания и призывы к бдительности всегда падали на благоприятную почву».

Ответ: _________________________

 

22. Прочтите отрывок из воспоминаний СЛ. Берии и укажите, какой вид вооружений впервые был испытан во время описываемых событий.

«В августе 1949 г. я сам присутствовал при взрыве... так что обо всем знаю не пона­слышке... Сообщение ушло в Москву прямо... с полигона, а несколько позднее Сталин попросил отца пригласить к нему И.В. Курчатова и его ближайших помощников... Все получили колоссальное материальное вознаграждение... И это, заметьте, в условиях всеобщей послевоенной бедности».

Ответ: __________________________.

 

23. Прочтите отрывок из послания президента США, адресованного руководителю СССР, и напишите фамилию этого советского руководителя.

«Уважаемый г-н Председатель,...Я пришел к выводу, что ключевые элементы... заключаются в следующем: Вы согласитесь устранить эти виды оружия с Кубы под надлежащим наблюдением и надзором ООН и принять обязательство... прекратить дальнейшую доставку таких ви­дов оружия на Кубу.

Мы, с нашей стороны, согласимся... а) быстро отменить меры карантина, применяю­щиеся в настоящий момент, и б) дать заверение об отказе от вторжения на Кубу...».

Ответ: _________________________.

 

24. Прочтите отрывок из заявления ТАСС и напишите фамилию руководителя СССР, при котором было сделано данное заявление.

«Дальнейшее обострение обстановки в Чехословакии затрагивает жизненные интересы Советского Союза и других социалистических стран, интересы безопасности государств социалистического содружества.

Братские страны твердо и решительно противопоставляют любой угрозе свою неруши­мую солидарность. Никогда и никому не будет позволено вырвать ни одного звена из содружества социалистических стран».

Ответ: ____________________________.

 

Задания части 3(C)

C1. Назовите причины быстрого восстановления во второй половине 1940-х гг. разрушен­ного войной хозяйства СССР. Приведите не менее трех примеров восстановленных и вновь построенных объектов.

 

 

C2. Назовите основные черты общественно-политической жизни СССР в 1965-1985 гг. Приведите не менее трех примеров событий, отражающих эти черты.

 

C3. Ниже приведены две точки зрения на выступление Н.С. Хрущева на XX съезде КПСС:

1. Доклад Н.С. Хрущева с разоблачением культа личности И.В. Сталина был преда­тельским шагом по отношению к истории страны, к человеку, который имел много заслуг перед народом.

2. Доклад Н.С. Хрущева имел большое значение для жизни страны, оказал огромное влияние на общественное сознание, привел к некоторым демократическим преобра­зованиям в СССР.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется наиболее предпочти­тельной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргу­ментами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

 

С4. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

После окончания Великой Отечественной войны в СССР в общественном сознании су­ществовало убеждение, что политический режим должен быть смягчен, страна должна развиваться по демократическому пути, без всеохватывающего давления государства, без репрессий.

По какому пути стала развиваться общественно-политическая жизнь СССР? (Укажите не менее двух направлений.

 

 

Раздел VI. СССР в 1985-1991 г.г.

1. Заполните таблицу: «Предыстория перестройки»

  Фамилия руководителя СССР Даты правления Краткая характеристика проведенных мероприятий
     
     
     

2. Впишите недостающие элементы в схему:

3. Этапы проведения политики перестройки

 

Даты Название этапа, его характеристика Основные мероприятия, события
I.        
П.      
III.      

4. Межнациональные конфликты в СССР. Хроника событий.

 

Декабрь 1987    
Февраль 1988    
Апрель 1989    
Март 1990    
Июнь 1990    

 

5. Почему Россия отмечает День независимости 12 июня, хотя СССР прекратил существование в декабре 1991 г.?

 

 

6. Заполните схему: ПОПЫТКА ПЕРЕВОРОТА В СССР (ПУТЧ)

 

Цели и методы:
Состав ГКЧП:
Причины:  
Итоги:

 

7. 17 марта 1991 г. прошел союзный референдум по вопросу о сохранении СССР. Абсолютное большинство (70%) его участников высказалось за сохранение обновленного Союза? Почему, тем не менее, СССР распался? Был ли этот распад неизбежен? Подготовьте 3 аргумента, подтверждающих любую точку зрения, для последующей дискуссии:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.116.61 (0.009 с.)