Рождаемость, смертность и естественный прирост населения как показатели здоровья населения; их уровни и динамика



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рождаемость, смертность и естественный прирост населения как показатели здоровья населения; их уровни и динамика



1) Рождаемость – это показатель характеризующий частоту живорождений сред 1000 населения данной территории за год

Р=число (родившихся живыми за год*1000)/среднегодовую численность населения

Оценочный уровень: низкий до 15; средний 15-25; высокий больше 25 (в мире 27)

Причины влияющие на рождаемость: сокращение численности населения детородного возраста, регулирование семьи по экономическим причинам, биологический закон (чем выше плотность, тем ниже рождаемость), ухудшение состояния здоровья женщин и мужчин.

2) Общая смертность – это показатель характеризующий частоту смерти среди 1000 населения данной территории за год.

С= число умерших за год*1000/среднегодовая численность населения

Оценочные уровни: низкий до 9; средний 9-15; высокий - больше 15 (в мире 10,6)

Факторы влияющие на смертность: неблагоприятная социально биологическая обстановка, постарение населения, рост заболеваемости

3) Естественный прирост – разность между коэффициентом рождаемости и коэффициентом общей смертности

Перинатальная и неонатальная смертность, причины, методы вычисления.Критерии жизнеспособности и живорожденности (приказ МЗ РФ № 318 от 4.12.92).

1) Перинатальная смертность – показатель характеризующий частоту смерти вокруг родов (включающих антенатальный, интарнатальный и ранний неонатальный период родов).

ПРРИКАЗ МЗ №318 от 4.12.1992 «О переходе на рекомендованные ВОЗ критерии живорождения и мертворождения» масса более 500 г. Но можно пользоваться старыми критериями 28 недель и более, масса 1000 грамм и более, длина тела 35 см и более.

ПС = (число мертворожденных+число умерших на 1 неделе) за год *1000/(число живорожденных+число мертворожденных) за год.

ВОЗ рекомендует делить на число живорожденных.

2) Неонатальная смертность – показатель частоты смертности детей на 1 месяце жизни.

НС=число детей, умерших на 1 месяце жизни*1000/число живорожденных

Сравнивают со сложившимися уровнями, по другому называется как ранняя младенческая смертность или смертность новорожденных

 

Младенческая смертность.Материнская смертность

1) Младенческая смертность – это показатель, характеризующий частоту смертности детей 1 года жизни.

МС = число детей, умерших на 1 году жизни за год *1000 / на 2/3 живорожденных в данном году+1/3 живорожденных в предыдущем году

Оценочные уровни: низкий до 15, средний 15-25, высокий больше 25

Причины младенческой смертности: состояния перинатального периода, врожденные аномалии, болезни органов дыхания, инфекции, травмы, отравления. В экономически развитых странах считается КДС5

2) Материнская смертность – смертность от начале беременности до 42 дней после родов. Учитывает:

Умерших беременных независимо от срока и причин (исключая травмы, отравления, несчастных случаев)

Умерших рожениц – во время родов

Умерших родильниц – 42 дня после родов

МС = число умерших беременных, рожениц, родильниц * 100000/число живорожденных.

Оценивается по сложившимся уровням

 

Раздел: Заболеваемость и инвалидность

Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статистическая классификация болезней создавалась и использова­лась преимущественно как средство оценки сдвигов в здоровье населения, состояния медицинской помощи и формирования на этой основе данных о заболеваемости и причинах смерти населения, что необходимо для целей эффективного планирования здравоохранения.

Классификация позволяет переводить словесное выражение диагноза болезней и других проблем здоровья в алфавитно-цифровые коды, кото­рые обеспечивают удобство сбора, хранения, извлечения и анализа дан­ных. С использованием МКБ-10 могут быть классифицированы не только заболевания, имеющие четко сформулированный диагноз, но и другие проблемы, связанные со здоровьем, зарегистрированные в различных ти­пах медицинской документации. То есть имеется возможность получения и анализа данных о широком спектре признаков, симптомов, отклонений, обнаруженных в процессе исследований, жалоб, социальных обстоятель­ств, которые могут регистрироваться в медицинской документации.

Построение классификации

Принцип построения МКБ-10: иерархический,  Класс,  Блок,  Рубрика,  Подрубрика

 

В отличие от международной номенклатуры болезней в основу ста­тистической классификации (МКБ-10) положен иерархический принцип группировки болезней с присвоением каждой нозологии (или нарушению) статистичес­кого кода с буквой английского алфавита в качестве первого знака и цифрами во втором, тре­тьем и четвертом знаках кода.

Первые три знака кода составляют рубрику, которая в основном идентифицирует какое-либо заболевание, имеющее особую значимость для здравоохранения или высокую распространенность. Рубрики составляют "сердцевину" классификации и на их уровне ведется представление дан­ных в ВОЗ о причинах смерти и распространенности ряда болезней, для про­ведения основных международных сопоставлений. Четвертый знак статис­тического кода следует за десятичной точкой, детализируя содержание рубрики. Четырехзначный код определяется как подрубрика.

Четырехзначные подрубрики составляют неотъемлемую часть МКБ и на их уровне производится кодирование причин смерти и заболеваемости для представления в органы государственной статистики, проведения меж­региональных сопоставлений и углубленных статистических разработок в конкретных областях медицины.

МКБ-10 состоит из трех томов.

1 том классификации (представленный издательством "Медицина" в 2-х частях) включает в себя полный перечень рубрик и подрубрик, ко­довые номера которых простираются от А00.0 до Z99.9.

Включенные в него болезни подразделены на 21 класс, каждый из ко­торых в свою очередь подразделяется на "блоки" однородных трехзнач­ных рубрик, связанных между собой общими характеристиками. Выделен­ные блоки рубрик дают представление о приоритетах отдельных групп бо­лезней в оценках здоровья населения и деятельности здравоохранения.

Иерархический принцип построения классификации (класс, блоки, рубрики, подрубрики) дает возможность производить статистическую разработку на различных уровнях детализации собранных данных.

2 том классификации представляет собой инструктивное руководство по использованию МКБ-10.

3 том включает в себя Алфавитный указатель к полному перечню рубрик (том 1) и является существенным к нему дополнением, так как со­держит большое число диагнозов и менее уточненных состояний, представленных в томе 1. Таким об­разом, Алфавитный указатель включает в себя практически все диагностические термины, используемые в настоящее время в медицинской практике.

Как уже говорилось выше, сердцевиной классификации является 1 том, который в десятом пересмотре включил в себя 21 класс. Первые семнадцать из них (А00-Q99) относятся к заболеваниям и другим патологическим состояниям. 18-й класс (R00-R99) охватывает симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных ис­следованиях, а также неточно обозначенные состояния, в отношении ко­торых не сформулирован диагноз, который можно было бы отнести к ка­кому-либо из первых семнадцати классов. В этот класс включен так же блок рубрик (R95-R99), предназначенных для кодирования неточно обо­значенных и неизвестных причин смерти.

19-й класс (S00-T98) включает в себя рубрики, идентифицирующие различные виды травм, отравлений и других последствий воздействия внешних причин, в том числе и рубрики, предназначенные для идентифи­кации ряда осложнений хирургических и терапевтических вмешательств.

20-й и 21-й классы, которые раньше рассматривались как дополне­ние к основной классификации, теперь с введением десятого пересмотра получили равноценный с другими классами статус.

20-й класс "Внешние причины заболеваемости и смертности" (V01-Y98) преимущественно используется для классификации происшествий (условий и мест их возникновения, обстоя­тельств), послуживших причиной травм, отравлений и других неблагоприя­тных воздействий, классифицированных в девятнадцатом классе, и в слу­чаях смерти от этих состояний в статистической разработке предпочте­ние должно быть отдано рубрикам двадцатого класса.

21-й класс (Z00-Z99) дает возможность учесть и классифицировать факторы, влияющие на здоровье и побуждающие человека, который не обя­зательно является больным, обращаться в учреждение здравоохранения (например, для профилактической вакцинации или обследования, получе­ния совета по имеющейся пробле­ме, влияющей на здоровье и т.д.).

Правила работы с классификацией подробно изложены во 2-м томе МКБ-10. Тем не менее в процессе ее практического использования меди­цинскими работниками были отмечены трудности в применении ряда ее по­ложений, условных обозначений, толковании значений некоторых четвер­тых знаков кодов, трудности в использовании двойной системы кодиро­вания и т.д., что потребовало дополнительно обратить на это внимание.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.2.146 (0.007 с.)