Раздел: Законодательные документы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел: Законодательные документы



Раздел: Законодательные документы

Врачебная этика и деонтология. Клятва врача России

Медицинская этика (медицинская деонтология) — раздел этики, изучающий проблему взаимоотношений медицинских работников с пациентами и коллегами.

Профессиональная этика — это принципы поведения в процессе профессиональной деятельности человека. Считается, что основные принципы медицинской этики сформулировал Гиппократ (Клятва Гиппократа).

Та часть этики, предметом которой является учение о долге человека перед другим человеком и обществом в целом, в России именуется деонтологией. Медицинской деонтологией называется учение о должном поведении медицинских работников, способствующем созданию наиболее благоприятной обстановки для выздоровления больного. Для замены понятия «врачебная этика», выдающийся хирург Н. Н. Петров, в 1944 г., ввел в русский язык термин «медицинская деонтология» (др.-греч. δέον — должное, надлежащее; λόγος — учение), распространив ее принципы на деятельность медицинских сестер.

Таким образом, теоретической основой деонтологии является медицинская этика, а деонтология, проявляясь в поступках медицинского персонала, представляет собой практическое применение медико-этических принципов. Предмет исследования деонтологии объемнее предмета этики, поскольку, наряду с изучением собственно морали, занимается исследованием и регламентацией взаимоотношений врача с обществом (государством), с больными и их родственниками, с другими врачами и медработниками.

 

Деонтология (от греч. δέον — должное) — учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики. Термин введен Бентамом для обозначения теории нравственности как науки о морали[1]. Основы деонтологии в отечественной медицине заложил заслуженный советский онколог Н. Н. Петров[2].

Впоследствии наука сузилась до характеристики проблем человеческого долга, рассматривая долг как внутреннее переживание принуждения, задающегося этическими ценностями. В ещё более узком смысле деонтология была обозначена, как наука, изучающая конкретно медицинскую этику, правила и нормы взаимодействия врача с коллегами и пациентом[3].

Главные вопросы медицинской деонтологии — это эвтаназия, а также неизбежная смерть пациента.

Медицинская деонтология включает в себя:

1. Вопросы соблюдения врачебной тайны

2. Меры ответственности за жизнь и здоровье больных

3. Проблемы взаимоотношений в медицинском сообществе

4. Проблемы взаимоотношений с больными и их родственниками

5. Правила относительно интимных связей между врачом и пациентом, разработанные Комитетом по этическим и правовым вопросам при Американской медицинской ассоциации:

интимные контакты между врачом и пациентом, возникающие в период лечения, аморальны;

интимная связь с бывшим пациентом может в определенных ситуациях признаваться неэтичной;

вопрос об интимных отношениях между врачом и пациентом следует включить в программу обучения всех медицинских работников;

врачи должны непременно докладывать о нарушении врачебной этики своими коллегами.

 

Кля́тва врача́ — статья 71 федерального закона № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011.

1. Лица, завершившие освоение основной образовательной программы высшего медицинского образования, при получении документа о высшем профессиональном образовании дают клятву врача следующего содержания:

"Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:

· честно исполнять свой врачебный долг,

· посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;

· быть всегда готовым

· оказать медицинскую помощь,

· хранить врачебную тайну,

· внимательно и заботливо относиться к пациенту,

· действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

· проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;

· хранить благодарность и уважение к своим учителям,

· быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;

· доброжелательно относиться к коллегам,

· обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы пациента,

· и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;

· постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство,

· беречь и развивать благородные традиции медицины."

 

Рабочее время медицинского работника.его правовое регулирование, учет и контроль.

Продолжительность трудовой деятельности работника определяется рабочим временем и регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее – ТК РФ).

ТК РФ регламентирует основные вопросы, связанные с продолжительностью рабочего времени медицинских работников:

· сокращение продолжительности рабочего времени;

· работа накануне нерабочих праздничных и выходных дней;

· установление режима рабочего времени;

· применение сверхурочной работы и ненормированного рабочего дня;

· использование суммированного учета рабочего времени.

наверх

Определение рабочего времени

В рабочее время включаются периоды не только непосредственного выполнения работником трудовых обязанностей, но и выполнения основных и подготовительных мероприятий, предусмотренных технологией и организацией труда:

· подготовка рабочего места;

· получение задания;

· получение и подготовка материалов, инструментов;

· ознакомление с технической документацией;

· уборка рабочего места.

Рабочим называется время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ относятся к рабочему времени (ст. 91 ТК РФ).

В соответствии с Конституцией РФ работнику, работающему по трудовому договору, гарантируются установленные федеральным законодательством продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни (п. 5 ст. 37). Данные вопросы регулируются только нормативными правовыми актами РФ, прежде всего ТК РФ, и не относятся к компетенции органов государственной власти субъектов РФ.

По общему правилу, предусмотренному ст. 91 ТК РФ, нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 ч в неделю. Из этого следует, что рабочая неделя продолжительностью менее 40 ч также будет считаться нормальной для работников, которым установлена сокращенная продолжительность рабочего времени.

Предельная продолжительность рабочего времени не означает, что работник не имеет права работать за пределами 40-часовой или иной, установленной ему рабочей недели по собственной инициативе, например, по совместительству, по другому трудовому договору как в одном, так и в нескольких учреждениях (организациях).

наверх

Содержание положения Международной ассоциации о пренебрежении

Всемирная Медицинская Ассоциация считает, что плохое обращение с детьми является проблемой мирового здравоохранения, в связи с чем рекомендует:
  1. Врачи призваны сыграть особую роль в помощи страдающим детям и их неблагополучным семьям.
  2. Необходима специальное обучение врачей распознаванию признаков жестокого обращения с детьми и пренебрежения родительским долгом. Соответствующая подготовка возможна в рамках непрерывного медицинского образования.
  3. Врачам следует работать в тесном контакте с представителями смежных специальностей. Работоспособная группа должна включать терапевтов, работников социальной сферы, психиатров (в том числе и детских), специалистов по развитию детей, психологов и адвокатов. Если работоспособная группа не сформирована, врачу придется специально искать медицинских, социальных, юридических и иных специалистов, необходимых в каждом конкретном случае.
  4. Врачи первичного звена медицинской помощи (семейные врачи, терапевты, педиатры), скорой помощи, хирурги, психиатры и другие медицинские специалисты должны иметь специальные знания и навыки, необходимые для физикального определения признаков жестокого обращения с детьми, оценки состояния и физического развития детей, умения использовать возможности общества и собственный статус на благо страдающим детям.
  5. Медицинская оценка состояния детей - жертв физически жестокого обращения - должна включать: (1) анамнез; (2) данные физикального обследования; (3) протокол рентге- новского исследования; (4) исследование системы свертывания крови; (5) цветные фотографии; (6) данные обследования братьев и сестер; (7) официальное медицинское заключение; (8) характеристику поведения пострадавшего; (9) оценку развития ребенка.
  6. Медицинская оценка и ведение детей, подвергшихся сексуальной травме должны включать: (1) лечение физической и психологической травмы; (2) сбор и обработку свидетельских показаний; (3) лечение и/или профилактику беременности и венерических заболеваний.
  7. Врачи должны уметь оценивать природу и уровень семейных отношений с точки зрения защиты детей. Врачи должны понимать и чувствовать, какие последствия для детей могут иметь качество отношений между родителями, дисциплинарный стиль в семье, ее экономическое положение, эмоциональные проблемы, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т.п.
  8. Врач должен быть насторожен относительно общеизвестных признаков жестокого обращения с детьми и помнить, что далеко не всегда эти признаки очевидны и часто лишь внимательное общение с ребенком и его родителями проясняет картину.
  9. Подозревая, что ребенок подвергается унижению в семье, врач обязан незамедлительно: (1) поставить в известность о своих предположениях службу защиты детей; (2) госпитализировать каждого ребенка, подвергшегося жестокости и нуждающегося в защите на время периода первичного обследования; (3) проинформировать родителей о диагнозе и сообщить правоохранительным службам о полученных ребенком травмах.
  10. Ребенок - пациент врача, а потому именно ему следует оказывать предпочтительное внимание. Врач обязан принять все возможные меры для защиты ребенка в будущем. Необходимо связаться с социальной службой защиты детей, работающей в соответствии с законодательством многих стран, а в ряде случаев следует превентивно госпитализировать ребенка.
  11. Перед госпитализацией необходимо провести адекватную оценку уровня развития ребенка, его физического и эмоционального состояния. Если врач, заподозривший жестокое обращение, не в состоянии самостоятельно провести такую оценку, ему следует обратиться за помощью к компетентному специалисту.
  12. Заподозрив факт жестокого обращения с ребенком, врач должен сообщить родителями, что возможность жестокого обращения с ребенком фигурирует в дифференциальном диагнозе. Существенно, чтобы врач был объективен и избегал грубых обвинений и обличения родителей.
  13. Необходимо занести все данные в медицинскую карту, поскольку эти сведения могут стать основной уликой в суде.
  14. Врачи должны участвовать в профилактике жестокого обращения с детьми на всех уровнях, организуя пре- и постнатальное семейное консультирование, выявляя проблемы в вопросах воспитания и родительской заботы, давая советы по планированию семьи и контролю рождаемости.
  15. Врачам следует организовывать систему профилактики жестокого обращения с детьми путем сестринского патронажа на дому, обучения родителей, адекватного наблюдения за новорожденными и детьми. Врачи должны поддерживать программы, направленные па улучшение здоровья детей и предупреждение жестокого обращения с ними.
  16. Врачи должны отдавать себе отчет в том, что проблема помощи детям - жертвам жестокого обращения - и их семьям требует комплексного подхода. В решении этой проблемы необходимо участие врачей, юристов, сестринского персонала, педагогов, психологов и работников социальной сферы.
  17. Врачи должны поддерживать развитие новых программ, совершенствующих медицинские знания о признаках и последствиях жесткого обращении с детьми и пренебрежения родительским долгом.
  18. Дискуссий по поводу нарушении врачебной тайны в случаях жестокого отношения к детям быть не может. Первейшая обязанность врача - защитить своего пациента если он стал или может стать чей-то жертвой. Официальный рапорт о факте насилия, вне зависимости от вида насилия (физическое, психическое или сексуальное), должен быть подан соответствующим властям.
  19. Врачи должны поддерживать принятие в их странах законов, которые бы позволяли эффективно выявлять факты жестокого обращения с детьми и брать под защиту детей, в отношении которых была проявлена жестокость. Законодательство должно также защищать врачей, работников здравоохранения и иных служб, принимающих участие в выявлении, ведении и лечении детей, ставших жертвами жестокого обращения.
  20. Врачи должны поддерживать юридические процедуры, позволяющие гражданину, по достижению им совершеннолетия, возбудить судебное дело против лиц, жестоко обращавшихся с ним в детстве. Врачам следует также поддерживать честные и законные официальные процедуры, целью которых является предотвратить жестокое обращение с детьми, поскольку суду необходимы объективные данные для возбуждения любых юридических действий в отношении лица, проявившего жестокость.

 

Профилактическое направление.Содержание социальной и медицинской профилактики

П - комплекс государственных, социально-экономических, санитарно-эпидимических и медицинских мер. Это генеральное направления в развитии здравоохранения. Один из 5 основных принципов охраны здоровья.

Основные принципы:

1. Право на здоровье гарантируется государством

2. Приоритет профилактики в области охраны здоровья

3. Социальная защищенность в случае утраты здоровья

4. Доступность медико-социальной помощи

5. Все государственные органы, руководители всех учреждений независимо от форм собственности несут ответственность за здоровье население

Основные принципы охраны изложены в «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» 1993 года.

Целью профилактик является оздоровление окружающей среды, формирование здорового образа жизни, преодоление наследственных заболеваний. Профилактика основной метод диспансеризации населения.

Виды профилактик: социальная (у здоровых), медицинская (у больных).

Социальная профилактика:

Цель: оздоровление окружающей среды, нейтрализация вредных факторов

Направлена: на оздоровление природной среды, производственной среды, культурно-бытовой среды

Отвечает: государство, общество в целом, государства и частные учреждения

Медицинская:

Подразделения: первичная (факторная), вторичная (донозологическая), третичная (нозологическая).

Первичная: цель – предупреждение, устранение, и снижение влияния негативных факторов. Направлена: на устранение факторов риска у конкретны людей (условий труда, быта, питания). Отвечает: администрация предприятий, медицинская служб предприятий

Вторичная (донозологическая): цель

1. Выявление отклонений в здоровье

2. Раннее выявление заболеваний

3. Предупреждение прогрессирования

4. Предупреждение осложнений

5. Соответствующая коррекция здоровья.

Направлена на возможно ранее выявление отклонений в жизнедеятельности человека.

Отвечает: медицинский персонал

Третичная (нозологическая):

Цель:

1. Интенсивное лечение

2. Предупреждение обострений

3. Предупреждение перехода в тяжелую форму

4. Снижение заболеваемости с ВУТ

5. Снижение инвалидности

Направлена на: реабилитацию пациента, на лечение заболеваний

Отвечает: медицинский персонал

 

Этапы статистического исследования.Требования, предъявляемые к выборочной стат совокупности

 

1. Подготовительный (организационный) этап: составление плана и программы исследования;

2. Сбор статистического материала;

3. Разработка и сводка материала,

4. Анализ полученных данных, выводы, предложения.

Требования, предъявляемые к выборочной совокупности:

1) должна быть репрезентативной, точно и полно отражать явление, т. е. давать такое же представление о явлении как если бы изучалась вся генеральная совокупность, для этого она должна:

а. быть достаточной по численности

б. обладать основными чертами генеральной совокупности (в отобранной части должны быть представлены все элементы в таком же соотношении, как и в генеральной)

2) при ее формировании должен соблюдаться Основной принцип формирования выборочной совокупности: равная возможность для каждой единицы наблюдения попасть в исследование.

 

Содержание плана и программы статистического исследования.Единица наблюд и статистич совокупность

ПЛАН СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ включает перечень организационных вопросов:

1. Определение места (территории), где будет проводиться исследование - административная территория, город, район, лечебно-профилактическое учреждение, промышленное предприятие

2. Определение времени проведения исследования - конкретные сроки работы, с учетом времени, необходимого для сбора, статистической обработки и анализа материала. Сроки работы могут колебаться от нескольких лет до года, месяца, квартала, что зависят от цели исследования, цикличности изучаемых явлений, тенденций развития, сезонности.

3. Определение вида статистического наблюдения - единовременное, текущее.

Единовременное наблюдение подобно фотографии регистрирует явление на определенный момент времени. Примером единовременного наблюдения может служить перепись населения, которая проводится по всей стране на один день; результаты обследования учащихся на профилактическом осмотре. К единовременным относится большинство лабораторных и инструментальных исследований.

Текущее наблюдение - напоминает киносъемку и характеризует явление путем регистрации признаков в течение определенного периода времени. Примером может быть регистрация в органах ЗАГСа рождений, смертей, браков, разводов, а также регистрация заболеваний в лечебно-профилактических учреждениях. Эти процессы протекают непрерывно, размеры их различны для разных отрезков времени и поэтому изучение рождаемости, смертности, заболеваемости и т.п. требует непрерывного наблюдения. Это достигается организацией непрерывной текущей регистрации, и только впоследствии при статистической обработке весь материал может быть распределен по определенным временным периодам (год, квартал, месяц).

4. Определение метода статистического наблюдения - сплошное, выборочное. Сплошное наблюдение - обследуются и регистрируются все без исключения единицы, составляющие явление. Сплошное наблюдение даст исчерпывающую информацию об изучаемом явлении и применяется в тех случаях, когда требуется точное воспроизведение действительности или необходимо знать общий размер всего явления (учет инфекционных заболевании, перепись населения). Организация сплошного исследования чрезвычайно сложна и громоздка, требует больших материальных затрат и участия большого числа исполнителей, аразработка материалов сплошного наблюдения - длительного времени. Поэтому в тех случаях, когда нужно получить данные в относительно короткий срок и при небольших затратах сил и средств, прибегают к выборочному методу, Выборочный метод позволяет охватить исследованием часть изучаемой совокупности. При правильно организованной выборке, результаты, полученные на отобранной части, практически полностью могут быть перенесены на все явление, т.е. обладают достаточной репрезентативностью. Проведение выборочного исследования требует расчета необходимого числа наблюдений по специальным формулам, которые основываются на теории вероятности (приложение 2).

5. Определение организаторов и участников исследования, в небольших по объему исследованиях всю работу по сбору и обработке материала исследователь выполняет сам, а при больших исследованиях заранее предусматривается число и квалификация исполнителей, разделение их труда

6. Определение средств, необходимых для проведения работы. Составляется смета расходов, приобретаются необходимые приборы, реактивы, оборудование.

ПРОГРАММА СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Определение единицы наблюдения - составная часть, первичный элемент статистической совокупности, наделенный всеми признаками, подлежащими регистрации и изучению. При изучении рождаемости, это будет каждый случай рождения на определенной территории в течение определенного отрезка времени, при изучении заболеваемости - каждый случай заболевания или больной человек. Выбор единицы наблюдения обуславливается целью и задачами исследования.

2. Определение учетных признаков, подлежащих регистрации в отношении каждой единицы наблюдения. Учетные признаки могут быть количественными – имеют цифровое выражение (возраст, продолжительность лечения, стаж работы, кратность питания) и атрибутивными - носят описательный характер (пол, профессия, исход лечения, сезон). По роли признаков в совокупности они могут быть факторными (влияющими) - возраст, пол, образование, занятия спортом; и результативными (испытывающими влияние) - рост, масса тела, выздоровление, смерть.

3. Определение регистрационных бланков, подлежащих учету. В лечебных учреждениях регистрационными бланками часто служат оперативные медицинские документы. Например, для учета состава госпитализированных больных применяют "Карту выбывшего из стационара", куда в схематичной форме заносят сведения о пациентах и исходах их лечения, а для изучения заболеваемости - "Талон амбулаторного пациента". Эти документы могут быть использованы для статистических целей после того, как они сыграли свою основную роль. Другие документы, применяющиеся в медицинских учреждениях (история болезни, медицинская карта амбулаторного больного, история развития ребенка, история болезни стоматологического больного), строго говоря, не являются статистическими документами. Для статистической разработки этих документов необходимые сведения из врачебных записей, которые выкопировываются на специально подготовленные статистические карточки и в дальнейшем подвергают обработке. Регистрационным бланком также может служить анкета, позволяющая получить объективные сведения о личных, интимных сторонах жизни (взаимоотношения в семье, на работе, наличие вредных привычек и т.д.)

4. Составление макетов статистических таблиц. По своему построению таблицы разделяют на простые, групповые и комбинационные. Каждая таблица должна иметь краткий заголовок, говорящий о её содержании. В нижней горизонтальной строке и в последнем вертикальном столбце подводятся итоги работы по графам и строкам. В таблице не должно быть пустых клеток (если нет признака - ставится прочерк). В статистических таблицах различают подлежащие – основной признак изучаемого явления, и сказуемое – учетные признаки, характеризующие подлежащее. Простая таблица (табл.№1) имеет подлежащее и одно сказуемое, используется для общей характеристики уровня и структуры явления без учета причинно-следственных зависимостей.

 

Единица Наблюдения

элемент статистического наблюдения, носитель признаков, подлежащих регистрации при проведении статистического наблюдения. В качестве Е.н. могут выступать: семья или отдельный человек, компания, фирма, фермерское хозяйство и т.д

Статистическая совокупность

совокупность объектов или явлений одного и того же вида, объединенных определенным признаком.

Статистические таблицы, их виды и методика составления

По своему построению таблицы разделяют на простые, групповые и комбинационные. Каждая таблица должна иметь краткий заголовок, говорящий о её содержании. В нижней горизонтальной строке и в последнем вертикальном столбце подводятся итоги работы по графам и строкам. В таблице не должно быть пустых клеток (если нет признака - ставится прочерк). В статистических таблицах различают подлежащие – основной признак изучаемого явления, и сказуемое – учетные признаки, характеризующие подлежащее. Простая таблица (табл.№1) имеет подлежащее и одно сказуемое, используется для общей характеристики уровня и структуры явления без учета причинно-следственных зависимостей.

Таблица №1.

Распределение больных, обратившихся к врачу, по нозологическим формам заболеваний

Нозологическая форма заболевания Число случаев
1. ОРВИ  
2. Бронхит  
3. Пневмония  
Итого  

Групповая таблица (табл. №2) подлежащие характеризуется несколькими сказуемыми, но признаки, характеризующие подлежащее не связанны между собой.

Таблица №2.

Распределение больных, обратившихся к врачу, по нозологическим формам заболеваний, полу, возрасту, социальным группам

Нозологическая форма заболевания Пол Возраст Социальная группа
Муж Жен Всего До 30 30-60 Всего Рабочий Служащий Всего
1.ОРВИ                  
2.Бронхит                  
3. Пневмония                  
Итого                  

Комбинационная таблица (табл. №3) дает более широкие возможности для анализа, имеет подлежащие и несколько взаимосвязанных между собой сказуемых. Из данных комбинационной таблицы всегда можно построить групповую и простую таблицы, обратное действие невозможно.

 

Относительные величины

Для сравнения изучаемых явлений используют производные величины, которые подразделяются на относительные и средние. Относительные величины используются при анализе альтернативных (есть явление или отсутствует) признаков.

В санитарной статистике используют следующие виды относительных величин: экстенсивные коэффициенты; интенсивные коэффициенты; коэффициенты соотношения; коэффициенты наглядности.

Экстенсивные коэффициенты характеризуют отношение части к целому, то есть определяют долю (удельный вес), процент части в целом, принятом за 100%. Используются для характеристики структуры статистической совокупности. Например: удельный вес (доля) заболеваний гриппом среди всех заболеваний в процентах; доля производственных травм среди всех травм у рабочих (отношение числа производственных травм к общему числу травм, умноженное на 100%). Вычисление экстенсивного показателя производится по формуле:

Интенсивные коэффициенты отражают частоту (уровень, распространенность) явления в однородной среде. На практике их применяют для оценки здоровья населения, медико-демографических процессов. Например: число случаев заболеваний с временной утратой трудоспособности на 100 работающих; число заболевших гипертонической болезнью на 1000 жителей; число родившихся на 1000 человек (определяется как отношение числа родившихся за год к средней численности населения административной территории, умноженное на 1000). Вычисление интенсивного показателя производится по формуле:

В медико-социальных исследованиях за «среду», как правило, принимается численность населения в целом, а также отдельных его групп (по возрасту, полу, профессии, месту жительства и т.д.). Явление представляет собой как бы продукт «среды». Например: число заболевших, родившихся детей, инвалидов. Основание – единица с нулями: 100, 1000, 10000, 100000 человек. В результате полученные данные выражаются в процентах (%), промилле (‰), продецимилле (%00), просантимилле (%000)

Интенсивные коэффициенты бывают общие и специальные. При расчете общих интенсивных показателей за среду принимается численность населения в целом (показатель рождаемости, общий показатель смертности, показатель заболеваемости и др.). Специальные – вычисляют для отдельных групп населения: показатель плодовитости изучает число детей, родившихся на 1000 женщин детородного возраста, уровень заболеваемости гипертонической болезнью женщин-педагогов, повозрастной показатель смертности - число умерших в определенном возрасте и др.

Коэффициенты соотношения (показатель частоты, распространенности явления в разнородных средах) характеризуют численное соотношение двух не связанных между собой, самостоятельных совокупностей. Методика расчета показателей соотношения сходна с методикой вычисления интенсивных показателей, хотя они различны по существу.

Показатель соотношения =

Показатели соотношения используются для характеристики обеспеченности уровня и качества медицинской помощью: число коек на 10000 человек; число врачей на 10000 жителей; число лекарственных препаратов, произведенных на 1000 жителей (отношение числа выпущенных лекарственных препаратов, к численности населения административной территории, умноженное на 1000).

Показатель наглядности применяется с целью более наглядного и доступного сравнения рядов абсолютных, относительных и средних величин. Коэффициент наглядности определяет, на сколько процентов или во сколько раз произошло увеличение или уменьшение сравниваемых величин. Используется для характеристики динамики явления. При вычислении показателей наглядности одна из сравниваемых величин принимается за 100% или за единицу, а остальные величины с помощью пропорции пересчитываются в коэффициенты по отношению к этому числу. Чаще всего за 100% принимается первая исходная величина, но за 100 может быть принята величина и из середины, конца ряда. Например, число врачей в 2005 г. по сравнению с числом врачей в 2006 г., принятым за 100% (отношение числа специалистов в данном году к числу специалистов в предыдущем году, умноженное на 100%).

Большое значение для анализа полученных данных имеет их графическое изображение. Графические изображения отражают закономерность развития, пространственные распределения, взаимосвязь явлений. Принято различать следующие основные типы графических изображений: диаграммы, картограммы, картодиаграммы.

Диаграммы – графические изображения статистических величин с помощью различных геометрических фигур и знаков. Выделяют линейные, плоскостные и объемные графические изображения. Для графического изображения относительных величин используют различные геометрические фигуры. Вертикальные прямоугольники (столбиковые и внутристолбиковые диаграммы), горизонтальные прямоугольники (ленточные диаграммы), квадраты (квадратные диаграммы), треугольники (пирамидальные диаграммы), круги (круговые диаграммы), секторы круга (секторные диаграммы), радиусы круга (радиальные диаграммы, или диаграммы полярных координат), кривые, прямые или ломаные линии (линейные диаграммы, или графики), изображения объектов окружающего мира — людей, коек, машин и др. (фигурные диаграммы).

Для отображения каждого вида относительных величин рекомендуется использовать тот или иной вид диаграмм. Так, для изображения интенсивных показателей, показателей наглядности и соотношения чаще применяют столбиковые, линейные или фигурные диаграммы. Линейные диаграммы применяются для иллюстрации частоты явления, изменяющего во времени. Основой для построения линейной диаграммы является прямоугольная система координат. На оси абсцисс откладываются равные по масштабу промежутки времени, а по оси ординат уровни показателей интенсивных, соотношения или наглядности.

Диаграмма 1.

Линейная диаграмма:

ДИНАМИКА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ И СМЕРТНОСТИ ОТ ТУБЕРКУЛЕЗА (1990-2002)

 

Радиальная диаграмма является частным видом линейной диаграммы, построенной на полярных координатах. Радиальная диаграмма позволяет графически изобразить динамику явления за замкнутый цикл времени (год, неделю, сутки). Радиальные диаграммы чаще используются для отражения сезонности интенсивных коэффициентов.

Диаграмма 2.

ЧАСТОТА ВСТРЕЧАЕМОСТИ ОСТРЫХ КИШЕЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ ПО МЕСЯЦАМ ГОДА (‰ 0)

 

 

Для построения радиальной диаграммы формируется окружность и проводятся радиусы по числу месяцев в году (дней недели и т.д.). От центра к периферии на радиусах последовательно откладываются значения сезонных показателей. При превышении среднегодовых показателей кривая выходит за пределы окружности, а при более низких уровнях показателей кривая оказывается внутри окружности. При правильном построении диаграммы площадь поверхности, которая выделена кривой, равна площади круга.

Графические изображения экстенсивных величин (показателей структуры) чаще располагают внутри какой-либо геометрической фигуры (внутристолбиковые или секторные диаграммы).

Картограммой называется географическая карта или её схема, на которой различной краской или штриховкой изображена степень распространения какого-либо явления на различных участках территории.

Картодиаграммой называется такое географическое изображение, когда на географическую карту статистические данные наносятся в виде столбиков, секторных, фигурных и других диаграмм.

При построении любых графических изображений следует соблюдать некоторые общие правила:

§ каждая диаграмма должна иметь четкое, ясное, краткое название, отражающее ее содержание, и порядковый номер;

§ все элементы диаграммы (фигуры, знаки, окраска, штриховка) должны быть пояснены на самой диаграмме или в условных обозначениях (легенде);

§ изображаемые графически величины должны иметь цифровые обозначения на самой диаграмме или в прилагаемой таблице;

§ данные на диаграмме должны размещаться от большего к меньшему, слева направо, снизу вверх и по часовой стрелке (но элемент «прочие» всегда располагается последним).

Заканчивается данный этап формулировкой выводов и ли­тературным оформлением полученного материала.

 

Динамические ряды



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 827; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.70.131 (0.102 с.)