Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Международные и национальные системы измерения уровня и качества жизни населения.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В мировой практике оценки уровня и качества жизни используется система так называемых социальных индикаторов: производство ВНП на душу населения, число и доля лиц, живущих ниже черты бедности, ИПЦ, уровни детской и материнской смертности, продолжительность предстоящей жизни, доля социальных расходов в ВВП, ряд дополнительных показателей бедности (расходы на социальные нужды, доступность начального образования, системы здравоохранения, источников питьевой воды и т. д.). Первая международная система показателей, отражающих качество жизни населения, появилась в 1960 году при ООН. Последний вариант этой системы разработан в 1978 году и включает 12 основных групп показателей: а) демографические характеристики населения (рождаемость, смертность, заболеваемость, продолжительность жизни и т. д.); б) санитарно-гигиенические условия жизни; в) потребление продуктов питания; г) жилищные условия и обеспеченность потребительскими благами длительного пользования (автомобиль, холодильник, телевизор и т. д.); д) образование и культура; е) занятость и условия труда; ж) доходы и расходы населения; з) стоимость жизни и потребительские цены; и) транспортные средства; к) организация отдыха, физкультура и спорт; л) социальное обеспечение; м) свобода человека. Кроме названных групп Статистической комиссией ООН был выделен общий раздел, охватывающий ряд информационных показателей, необходимых для оценки качества жизни, но не являющихся, по мнению экспертов ООН, непосредственными его характеристиками. Сюда включены следующие показатели: национальный доход, ВВП на душу населения и среднегодовой коэффициент его роста; объем и виды социального обслуживания; расходы на личное потребление населения, их структура и средний годовой коэффициент роста, плотность населения; транспортное обслуживание населения; работа средств связи, печать и др. В ноябре 1980 г. Советом ОЭСР был утвержден Список социальных индикаторов ОЭСР (см. таблицу). Таблица Социальная проблема Показатель Здоровье Продолжительность жизни - Продолжительность предстоящей жизни - Уровень материнской смертности Состояние здоровья - Временная нетрудоспособность - Длительная нетрудоспособность Образование и обучение Использование возможностей системы образования - Непрерывное образование - Обучение взрослых Обучение - Уровень грамотности Занятость и качество трудовой жизни Доступность занятости - Уровень безработицы - Вынужденная неполная занятость - Отчаявшиеся искать работу Качество трудовой жизни - Средняя продолжительность рабочего времени - время на дорогу на работу - Оплаченный ежегодный отпуск - Гибкий рабочий график - Распределение заработков - Смертность на рабочем месте - Нарушение нормальных условий труда Время и отдых Использование времени - Свободное время - Использование свободного времени Доступность товаров и услуг Доход - Распределение дохода - Низкий доход - Материальная необеспеченность Богатство - Распределение богатства Физическое окружение Жилищные условия - Внутренняя жилая площадь - Владение прилегающей территорией - Основные удобства Доступность услуг - Доступность определенных видов услуг Нарушения в окружающей среде - Воздействие загрязнения атмосферы - Воздействие шума Социальная среда Социальные связи - Уровень самоубийств Личная безопасность Подверженность риску - Смертельные случаи - Серьезные травмы Явная угроза - Страх за личную безопасность
Система показателей США состоит из 13 разделов: 1. Окружающая среда. 2. Демографическая ситуация. 3. Занятость. 4. Условия труда. 5. Уровень жизни. 6. Социальное обеспечение. 7. Здравоохранение. 8. Образование. 9. Жилищные условия. 10. Культура, отдых, развлечения. 11. Транспортное обеспечение. 12. Национальная оборона. 13. Правовая защита граждан. В системе показателей социальной статистики Франции, разработанной Национальным институтом статистики и экономических исследований, выделено 4 группы показателей, в каждой из которых большая часть показателей имеет прямое или косвенное отношение к оценке.
В группе 1. «Численность и состав населения, трудовых ресурсов и условия труда» значатся демографические показатели, а также численность и структура экономически активного населения, показатели занятости и безработицы, продолжительности и режима работы, забастовок. В группе 2. «Распределение, перераспределение и использование доходов» сосредоточены показатели доходов: первичные доходы, доходы от собственности, заработная плата, ее минимальная ставка, минимум пенсии, «потолок» социального обеспечения, покупательная способность национальной денежной единицы, денежные и прочие поступления (по социальному обеспечению, по болезни, бесплатная медицинская помощь, рентные поступления, благотворительная помощь). В группе 3 «Условия жизнедеятельности» выделены показатели потребления (объем - всего и на душу населения и число единиц потребления), жилищных условий, свободного времени и культурных развлечений, накопления имущества и ценностей. В группе 4 «Социальные стороны уровня жизни населения» фигурируют показатели просвещения и образования населения, здравоохранения, формирования домашнего хозяйства, «социальной мобильности», а также правонарушений и охраны порядка. В России используется система «Основные показатели уровня жизни населения в условиях рыночной экономики», разработанная в Центре экономической конъюнктуры и прогнозирования при Министерстве экономики РФ в 1992 г. В ней представлено 7 разделов, охватывающих 39 показателей. Кратко покажем содержание данной системы. Первый раздел показателей «Обобщающие показатели» включает критерий уровня жизни, индекс стоимости жизни и ВНП (фонд потребления, фонд личного потребления) на душу населения. В разделе «Доходы населения» рассматриваются такие показатели, как личные, реальные и располагаемые общие доходы населения, средний доход и средняя заработная плата работников, средний размер пенсии, пособия, стипендии. К разделу «Потребление и расходы населения» относят общий объем потребления населением материальных благ и услуг, потребление населением основных продуктов питания, покупательную способность средней заработной платы и средней пенсии. Четвертый раздел рассматривает денежные сбережения населения. Раздел «Накопленное имущество и жилище» показывает наличие предметов длительного пользования в собственности населения, жилищные условия населения. Раздел «Социальная дифференциация населения» отражает распределение населения по размеру среднедушевого совокупного дохода, структуру потребительских расходов населения с разным уровнем среднедушевого дохода, динамику стоимости фактической и нормативной потребительской корзин различных слоев населения, индекс концентрации доходов (коэффициент Джини), соотношение средних значений дохода и потребления в границах верхней и нижней децилей. Последний раздел показателей «Малообеспеченные слои населения» включает прожиточный минимум (порог бедности), минимальный потребительский бюджет, размер заработной платы и пенсии, покупательную способность минимальной заработной платы и минимальной пенсии, коэффициент (уровень) бедности, зоны бедности. Двенадцать показателей из вышеперечисленных были включены в систему показателей для оценки хода экономической реформы в России, разработанной Минэкономики РФ и Госкомстатом России: - Средняя оплата труда работника. - Покупательная способность населения со средними заработной платой и пенсией. - Минимальный потребительский бюджет по основным социально-демографическим группам населения. - Прожиточный минимум по основным социально-демографическим группам населения. - Численность и доля населения, имеющего среднедушевые доходы ниже минимального потребительского бюджета и прожиточного (физиологического) минимума. - Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах с различным уровнем среднедушевого дохода. - Денежные доходы и расходы определенных социально-демографических групп населения. - Показатель дифференциации населения. - Соотношение среднедушевых доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения. - Индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини). - Структура потребительских расходов различных социально-демографических групп населения. - Распределение населения по размеру среднедушевого дохода.
- 17. Потребности и мотивы личности в контексте теорий личности. Удовлетворение потребностей и интересов личности как условие социального благополучия. Классификации потребностей Классификация мотивов В отечественной психологии (В.Д. Шадриков) потребности делятся по предмету потребностей: 1) материальные: а) физиологические (еда, укрытие), б) социальные (деньги, предметы обихода); 2) социальные: а) в общении, б) в самоактуализации, в) в служении обществу, г) в социальном признании; 3) духовные: а) в признании, б) в эстетическом наслаждении, в) в творчестве. Все виды потребностей взаимосвязаны между собой. В отечественной психологии ведущие мотивы объединяются в понятии направленность личности, которое включает влечения, желания, стремления, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Мотивы учебной деятельности (А.К. Маркова): 1) познавательные (интересы), 2) социальные (занять определенное место в коллективе, быть полезным обществу), 3) роста, развития (самосовершенствования и т.д.). В зарубежной психологии (А. Маслоу) по иерархическому признаку (от низших - к высшим) - пирамида потребностей (рис. 38) В зарубежной психологии популярна классификация социальных мотивов (Мюррей и др.). Выделяют: 1) мотивы достижений, 2) мотивы успеха, 3) мотивы власти, 4) мотивы аффилиации, 5) мотивы помощи. Особенности потребностей и мотивов Потребности Мотивы П. - нужда (недостаток, дефицит) в чем-то и нужда ликвидировать избыток чего-то вредного Мотив (лат. emovere - толкатель). Если потребность только создает состояние психической активности, то мотив направляет (толкает) ее в нужном направлении П. - переживается как состояние внутреннего напряжения (психической активности), раздумья, мечты и т.д., что и побуждает человека к поиску предмета потребности, но не направляет деятельность к ее удовлетворению М. - то, что побуждает достичь или избежать поставленной цели, осуществить определенную деятельность или воздержаться от нее М. - сопровождается положительными или отрицательными эмоциями Удовлетворение потребности ведет к разрядке напряженности, потребность исчезает, но может возникнуть и вновь Цель и мотив не совпадают. Цель - то, к чему стремится человек, а мотив - почему он стремится. Цель можно ставить перед собой, руководствуясь разными мотивами. Однако возможен сдвиг мотива на цель.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 793; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.108.192 (0.01 с.) |