Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституция Российской Федерации о социальном государстве и социальном благополучии населения страны.

Поиск

Конституция РФ провозглашает Россию социальным государством.Социальное государство – такое государство, в котором государственная власть ограничивается правами человека и гражданина, а установленный государственно-правовой порядок обеспечивает всеобщую свободу, формальное равенство и господство права. Российская Федерация является социальным государством. Главная задача социального государства - достижение такого общественного развития, которое основывается на закрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование.

Социальное государство стремится обеспечить каждому своему гражданину достойный человека прожиточный минимум. При этом оно исходит из того, что каждый взрослый должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Вмешательство государства осуществляется лишь тогда, когда такая возможность по разным причинам не может быть реализована и потребности человека не могут быть удовлетворены надлежащим образом.

Возможность человека зарабатывать, естественно, предполагает прежде всего наличие работы. В социальном государстве, как правило, закрепляется в связи с этим право на труд. В Конституции содержится лишь право (ст. 37) "свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию". Разумеется, такое положение в полной мере обеспечивает свободу труда, однако оно ставит под сомнение важнейшее требование социального государства, согласно которому каждый человек должен заботиться о получении трудового дохода для удовлетворения своих потребностей. Правда, ситуация несколько облегчается наличием в Конституции права на защиту от безработицы (ст. 37).

Личная ответственность каждого за его собственное благополучие неразрывно связана с семьей. Семья является одним из устоев общества. Она важнейший компонент общества, связывающий его с государством. Семья всегда была и остается одним из главных факторов совершенствования общества, полноценного воспитания новых поколений граждан. Повышение социального потенциала семьи, ее активности во всех сферах жизни общества, укрепление брачно-семейных отношений - все это имеет непосредственное отношение к социальному развитию страны, к полному использованию ее возможностей.Провозглашенные в Конституции цели политики Российской Федерации как социального государства (ч. 1 ст. 7) предопределяет обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности, и если в силу возраста, состояния здоровья, по другим не зависящим от него причинам человек трудиться не может и не имеет дохода для обеспечения прожиточного минимума себе и своей семье, он вправе рассчитывать на получение соответствующей помощи, материальной поддержки со стороны государства и общества. Поэтому Конституция связывает обязанности социального государства не только с охраной труда и здоровья людей, установлением государственного минимального размера оплаты труда, но и с обеспечением государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитием системы социальных служб, установлением государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Следовательно, развитие системы социального обеспечения как составной части социальной защиты населения является необходимым условием осуществления социального государства.Одной из важнейших целей социального государства является сглаживание социального неравенства, преодоление его крайних форм. Способы, применяемые государством для достижения этой цели, различны. Ими могут быть социальные коррективы, вносимые в правовые отношения (например, с помощью трудового права); государственное вмешательство в общественные отношения (охрана труда, надзор за воспитанием и т.п.); обеспечение общедоступности наиболее важных благ и услуг (регулирование цен, развитие систем государственного здравоохранения, образования и т.д.); улучшение социального положения путем государственных выплат (например, социальные пособия); сглаживание имущественного неравенства за счет средств, мобилизуемых государством (налоги, пошлины и т.д.); смягчение экономического неравенства путем обобществления некоторых экономических ценностей или их перераспределения (например, путем земельной реформы); устранение социального неравенства методами правового характера (например, уравнивание женщин и мужчин в оплате труда) и др.

Одна из разновидностей социального неравенства - неравенство, связанное с утратой дохода или средств к существованию из-за болезни, инвалидности, старости, потери кормильца, безработицы и т.п., а также с особого рода расходами (похороны, утрата имущества в результате пожара и других стихийных бедствий). Средством, которое использует социальное государство, чтобы противостоять этим превратностям судьбы, является социальное обеспечение.

 

- 23. Благополучная среда. Регуляторы включения человека в социальную среду.

Основными детерминантами социального благополучия людей выступают:

- уровень развития производительных сил;

- система экономических отношений, характеризующая место и роль субъекта деятельности в системе производства, распределения и потребления;

- участие в управлении производством и общественными делами коллектива, региона, страны в целом;

- уровень развития социальной структуры, а также отношений, которые складываются в процессе общения в сфере семьи, быта и функционирования социокультурных ценностей.

Детерминанты психического благополучия личности:

-личностные качества характре. его стремления к саморазвитию

-мотивирующий детерминант(качества характер. отношения к себе и стремление к самосовершенствованию,самоценность,открытость,доверия собственной интуиции,психоэнергетический потенциал.

-уверенность в себе,самоуважени,жизнетойкость.

то макросоциальные условия: социально-экономические условия, система воспитания, этнокультурные условия.

б) микросоциальные условия: семья, друзья.

в) сомато-психологические условия: здоровье, особенности физиологии, наследственность, внешность.

б) особенности развития сознания и самосознания,

Благополучная среда. Это безопасность. Нам необходимо чувствовать себя в безопасности там, где мы живем, не сомневаться в качестве воды, которую пьем, и воздуха, которым дышим. Кроме того, нам нужен дом, отвечающий нашим потребностям, и сообщество, которым мы можем гордиться. Когда мы участвуем в жизни общества, это приносит пользу не только тем, кто нас окружает, но и нам самим. Добрые поступки способствуют более тесному социальному взаимодействию, делают наше существование более значимым и осмысленным, а образ жизни - более активным. Благополучие в среде проживания - это причастность к жизни общества и заинтересованность в том, что происходит вокруг.

Люди с высоким уровнем благополучия в среде проживания живут, ощущая себя в безопасности. Они гордятся своим сообществом и чувствуют, что оно движется в правильном направлении. Зачастую это порождает у них желание служить обществу, внося в его деятельность долгосрочный вклад. Они определяют сферы, в которых могут принести пользу обществу, с учетом собственных сильных сторон и увлечений, и рассказывают о своих интересах другим, что позволяет им наладить контакты с соответствующими группами и организациями.

Участие таких людей в жизни общества может начаться с малого, но со временем оно становится все более активным и оказывает глубокое влияние на окружение. Именно их стараниями создаются сообщества, без которых мы не мыслим своей жизни. Высокий уровень благополучия в среде проживания может стать определяющим фактором, который делает просто хорошую жизнь прекрасной.

Регуляторы.

Общечеловечиские(язык,традиции,обычаи,стереотипы,сми,труд,социальные ценности,экологческие ценности,этнос,быт,семья).

 

- 28. Социальное здоровье как социальная ценность. Здоровье населения в контексте социального благополучия. Определение «здоровье», данное Всемирной организацией здравоохранения -- «Здоровье» означает не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного психического, духовного и социального благополучия. Здоровье - это нормальное состояние, означающее его оптимальную саморегуляцию, согласованное взаимодействие его органов и равновесие между его функциями и внешней средой

Здоровье относится к числу основных социальных ценностей. Его недостаток или отсутствие не могут быть полностью компенсированы никакими другими ценностями или благами. Права индивидов в области охраны здоровья признаются международным законодательством. Так, статья 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах гласит, что государства-участники признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень, для чего должны быть предприняты конкретные меры в рамках государственной политики.

Большинство авторов выделяют два уровня здоровья: индивидуальное и популяционное.

Здоровье часто оценивают также такой характеристикой, как норма, нормальное, естественное состояние человеческого организма. Здоровый человек часто проявляет себя как жизнерадостный, оптимистичный, способный преодолевать жизненные трудности. Здоровье оказывается необходимым условием, представляющим возможности гармонической реализации всех способностей и качеств человека как личности, так и живого существа. Выделяют, как правило, три основных признака здоровья: 1) структурная и функциональная сохранность систем и органов человека; 2) индивидуальная приспособленность к физической и общественной среде; 3) сохранность привычного самочувствия \ Относительность и противоречивость категории «здоровье» делает целесообразным подход к нему с позиции качества. Подобный концептуальный подход с позиции «количество» и «качество» встречается в трудах отечественных ученых

Определение здоровья, как формы жизнедеятельности, обеспечивающей качество жизни и достаточную ее продолжительность представляет для нас определенный интерес и ценность. Показатели качества жизни включают уровень удовлетворения потребностей, объективные и субъективные показатели и, в отличие от показателей уровня жизни, включают в оценку социального благополучия в психосоциальном аспекте, уровень душевного комфорта. К сожалению, проблема качества жизни, как характеристика здоровья человека, относится к числу малоразработанных.

В последние годы наблюдается существенные изменения в оценке роли здоровья в жизни каждого человека и общества.

) Социальное здоровье – главный признак социального благополучия. Потребность в здоровье носит всеобщий характер, она присуща не только отдельным индивидам, но и обществу в целом. Будучи важнейшим свойством трудовых ресурсов, общественное здоровье оказывает огромное влияние на социально-экономическое развитие, приобретая наряду с такими качественными характеристиками рабочей силы, как образование, квалификация, роль ведущего фактора экономического роста. Социальное здоровье – основной признак, основное свойство человеческой общности, ее естественное состояние, отражающее индивидуальные приспособительные реакции каждого сочлена общности людей и способность всей общности в конкретных условиях наиболее эффективно осуществлять свои социальные и биологические функции. В различных социально-экономических, эколого-гигиенических, природных условиях параметры общественного здоровья могут существенно отличаться друг от друга. Социальное здоровье также характеризует жизнеспособность всего общества как социального организма и его возможности непрерывного гармоничного роста и социально-экономического развития. Уровень социального здоровья служит наиболее ярким и всеобъемлющим показателем условий жизни и одновременно зависит от них.

Социальное здоровье и образ жизни

В последние годы наблюдается существенные изменения в оценке роли здоровья в жизни каждого человека и общества. Показатели здоровья, физического и психического самочувствия рассматриваются многими авторами1 и социальными политиками в качестве основных параметров благополучия, качества жизни общества, в целом, и его отдельных слоев.

Изучение механизмов социальной обусловленности здоровья позволило определить основным детерминантом здоровья — образ жизни как определенный способ жизнедеятельности, направленный на укрепление и сохранение здоровья2.

Образ жизни в значительной степени обусловлен социально-экономическими условиями, но во многом зависит от мотивов деятельности, особенностей психики и состояния здоровья конкретного человека.

С социальной точки зрения он представляет совокупность существенных черт, характеризующих те или иные способы жизнедеятельности людей (обществ, группы, индивида) в условиях определенной общественно-экономической формации. Иными словами, непосредственную основу образа жизни составляют закономерности, раскрывающие его функционирование и развитие как продукт взаимодействия с людьми, результат их активной деятельности. В общесоциологическом плане образ жизни можно определить как существенные и типичные для данного общества (группы, индивида) способы материальной и духовной жизнедеятельности в определенных социальных, экологических и культурных условиях, т. е. образ жизни непосредственно связан с социальной и экологической средой обитания

Уровень жизни - экономическая категория, характеризующая одну из сторон условий жизни. Она ориентирована на оценку степени удовлетворения потребностей, которые поддаются непосредственному количественному измерению. К показателям уровня жизни относятся, например, уровень заработной плат и дохода на душу населения, потребление продовольственных и промышленных товаров, уровень здравоохранения, жилищные и культурно-бытовые условия, льготы и выплаты из общественных фондов потребления и т.д.

Качество жизни — социологическая категория, характеризующая другую важную сторону условий жизни. Она ориентирована на оценку содержательности труда и досуга, удовлетворенности ими уровня комфорта в труде и быту, качества питания и условий приема пищи, качества одежды и предметов обихода, качества жилья, жилой и окружающей среды вообще, качества функционирования социальных институтов, сферы обслуживания, уровня удовлетворения потребностей в общении, знаниях, творчестве, в общественно-политической активности и т.д.1

Стиль жизни - психологическая категория, ориентированная на оценку поведения людей. Её показатели - характер труда, участия в управлении делами производства и общества, поведения в быту, характер брака и семьи, бытовой и художественной культуры, морального облика, ценностных ориентации и т.п. Эта категория, подобно категории образа жизни, связана с характеристикой деятельности людей, но гораздо уже по своему диапазону, поскольку охватывает лишь поведенческий аспект их жизнедеятельности.

Ряд авторов предлагает включить ещё одно понятие —уклад жизни, и это оправдано, так как формы и условия жизнедеятельности людей, составляющие содержание категорий образа жизни, образуют тесное диалектическое единство.

Уклад жизни - экономическая категория, тесно связанная с характеристиками условий жизни и ориентированная на оценку социально-экономического «фундамента» образа жизни.

Анализируя соотношение этих понятий, следует отметить, что в специальной научной литературе данные категории нередко употребляются как синонимы. Однако большинство специалистов склонны рассматривать образ жизни как всеобщую категорию, по отношению к которой такие понятия, как стиль, уровень, качество жизни представляют собой конкретизацию и различные «среды» этого сложного по своей структуре явления.

Оценивая роль каждой из категорий образа жизни в формировании здоровья следует отметить, что при равных возможностях первых двух (уровень и качество), имеющих общественный характер, здоровье человека в значительной мере зависит от стиля жизни, который в большей степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями и личностными наклонностями.

По мнению ряда авторов образ жизни — это продукт сознания, мысли и деятельности самого человека. И каким он будет, здоровым или не здоровым, зависит от него самого. Иными словами, образ жизни человека представляет выбор способа жизни, сделанный самим человеком в отношении того, как ему жить.

По мнению большинства специалистов ведущим в системе индикаторов образа жизни выступает социальное благополучие, отражающее субъективное восприятие и оценку людьми своей жизненной ситуации. Образ жизни обычно структурируется по четырем сферам: труд, быт, общественно-политическая и культурно-образовательная деятельность. В качестве основных видов выделяют социальную, трудовую и физическую активность.

) Угрозой физическому и психическому здоровью, социальному благополучию человека нередко является стресс. По данным ВОЗ 45% всех заболеваний связаны со стрессом, а некоторые специалисты считают, что эта цифра в 2 раза больше.

Термин «стресс» - английского происхождения (англ.stress - давление, усилие, натяжение, напряжение). В медицину и психологию этот термин попал в 1936 году, когда в журнале “Nature» было опубликовано короткое сообщение канадского физиолога и эндокринолога Ганса Селье под названием “Синдром, вызываемый разними повреждающими агентами”. Еще будучи студентов, Селье обратил внимание на тот факт, что различные инфекционные заболевания имеют сходное начало (общее недомагание, озноб, повышение температуры, потеря аппетита, ломота и боли в суставах). Эксперименты показали, что и другие вредоносные воздействия (охлаждение, ожоги, отравления, ранения и др.), наряду со специфическими для каждого из них последствиями, вызывают комплекс однотипных биохимических, физиологических и поведенческих реакций. Селье предположил, что эта реакция направлена на мобилизацию защитных сил организма и назвал ее стрессом. Он же создал и научную концепцию этого состояния.

Со временем это понятие подверглось существенным изменениям, стало более широким. Полного и единого определения стресса, удовлетворившего бы каждого исследователя, нет и сегодня, но можно сказать так:

СТРЕСС – это неспецифическая реакция общего напряжения организма (личности) на любое предъявленное ему требование, непременно сопровождающееся перестройкой его защитных сил. Стресс вызывает дегенерацию мозга и нервной системы, душевного и социального благополучия.

- 33. Обеспечение доступности человека к ресурсам среды. Технологии социальной работы, обеспечивающие включение человека в среду, реализацию его потребностей и потенциала. Технологии социальной работы — важный инструмент предупреждения и решения проблем неблагополучной семьи. При их помощи можно своевременно снимать социальное напряжение, разрешать семейные конфликты, принимать и реализовывать оптимальные управленческие решения.

На региональном уровне субъектами социальной работы с семьей являются краевые, областные, республиканские органы государственной власти, комитеты по делам семьи, женщин, молодежи субъектов РФ; краевые, областные, республиканские органы управления системами социальной защиты населения, здравоохранения, образования, ЗАГС, занятости, статистики, внутренних дел, культуры, спорта, СМИ; региональные учреждения социального обслуживания, здравоохранения, образования, статистики, культуры, спорта; региональные НКО, общественные движения и фонды; религиозные движения и конфессии; региональные СМИ.

Они отвечают за:

1) осуществление в регионе единой государственной семейной политики;

2) теоретическое обоснование системы помощи на уровне субъекта РФ;

3) формирование региональных органов — субъектов социальной работы с семьей;

4) приведение регионального законодательства о семье, социальной работе с ней в соответствие с федеральным;

5) планирование развития социальной помощи в зависимости от социального положения, от потребностей и возможностей субъекта РФ и др.

Субъекты социальной работы с семьей, использующие технологии данной деятельности, на местном уровне: органы местного самоуправления; территориальные органы управления системами социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, культуры, спорта, занятости, СМИ; территориальные социальные учреждения; местные некоммерческие и общественные организации, движения и фонды; волонтеры; религиозные организации; местные СМИ.

Из территориальных органов, учреждений, служб, обществ — субъектов социальной работы на местном уровне комплексную и специализированную помощь семье в России оказывают: центры (службы) социальной помощи семье и детям(оказание многопрофильной, комплексной помощи семье и детям по - широкому кругу вопросов, предупреждение негативных проявлений, касающихся выполнения семьей ее функций); центры психолого-педагогической помощи (оказание квалифицированной социально-психологической и психотерапевтической помощи родителям в вопросах воспитания и семейных отношений, консультирование в сложных и стрессовых ситуациях); социально-реабилитационные центры для детей и подростков, социальные приюты для детей, оставшихся без попечения родителей (осуществление многопрофильной реабилитационной и адаптационной работы с трудными детьми и детьми, оставшимися без попечения родителей); кризисные центры

для женщин (предоставление психологических, юридических, медицинских, педагогических, социально-бытовых услуг женщинам и девочкам, попавшим в трудную жизненную ситуацию или подвергшимся насилию) и мужчин(помощь неполным отцовским семьям, комплексная помощь мужчинам, находящимся в трудной жизненной ситуации) и др.32

Именно эти учреждения являются главными координаторами действий разных субъектов социальной работы с семьей на местном уровне.

В целом же субъекты социальной работы с семьей на местном уровне ответственны за:

1) реализацию федеральных и региональных целевых программ для семей разных типов по профилактике разводов, компенсации их негативных последствий; разработку, реализацию и оценку местных программ;

2) объем средств, выделяемых на решение семейных проблем из местного бюджета; распределение и перераспределение средств между ведомствами, государственными и общественными организациями; 3) контроль над распределением средств на уровне отдельной семьи;

4) повышение кадрового потенциала местных социальных служб;

5) организацию курсов повышения квалификации, обучающих семинаров, касающихся социальной работы с семьями разных типов, для судей, психологов, педагогов, социальных работников, юристов, медиков и др.

На локальном уровне субъектами социальной работы с семьей являются сотрудники и руководящий состав конкретных социальных учреждений, служб, общественных организаций помощи семье, а также все те, кого они привлекают к своей работе с семьей.

На уровне отдельной семьи субъектами социальной работы являются профессионалы (участковые (семейные) социальные работники, врачи, сотрудники МВД и др.) и волонтеры, работающие с конкретной семьей, а также члены самой семьи и их ближайшее окружение (родственники, друзья, коллеги по работе (учебе).33

Практикой социальной работы с семьей уже неоднократно доказано, что добиться повышения адресности и дифференциации помощи можно при переносе основного объема мероприятий на местный и локальный уровни.

 

- 37) Место и роль Национальных программ в формировании благополучия общества, социальных групп, семьи и отдельного человека. Национальные программы - это целенаправленные деятельность гос-ва по решению самых простых соц проблем. Начиная с 2004, 2005 г в РФ были приняты несколько приоритетных нац проектов, к которым можно отнести следующие:

1)национальный проект здоровья направлен на улучшение ситуации в обл. охраны здоровья: развитие первичной медико-снитарной помощи; повышение заработной платы мед работников;

2)нац проект образования- направлен на улучшение ситуации в обл образования населения: поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования; внедрение современных образовательных технологий; создание национальных университетов; создание бизнес - школ мирового уровня; помощь сельским школам, компьютеризация;

3)доступное и комфортное жилье гражданам России: повышение доступности жилья; увеличение объема жилищного строительства и модернизация коммунальной инфраструктуры; выполнение гос обязательств по предоставлению жилья, категории граждан, установление федеральным законодательством;

4) развитие агропромышленного комплекса (АГП): создать условия для развития фермерских хозяйств; произвести учет с/х земельных угодий; улучшить материальную помощь с/х объединениям(с/х банки, кредиты на льготных условиях)

Начиная с 2012-2013г предложен перечень гос-х программ РФ от 11 ноября 2010. Всего принято 42 гос программы. Данные программы разделены по направлениям:

1) новое качество жизни (выделено 13 программ): здравоохранение; развитие образования; соц поддержка граждан; доступная среда на 2011-2015; обеспечение качеств жильем и усл ЖКХ населения России; развитие пенсионной системы; воздействие занятости населения; обеспечение общ-ого порядка и противодействия преступностью; противодействие оборуд. наркотиков; защита населения и террит.ОЧС; развитие культуры и туризма; охрана окр. среды; развитие физ-ры и спорта;

2) инновационное развитие: развитие науки и технологии; экономическое развитие и инновационная экономика; космическая деятельность; информационное общество;

3) эффективное гос-во: внешнеполитическая деятельность; управление федеральным имуществом;

4)сбалансированное региональное развитие: соц экономическое развитие калининградской области; развитие северо-кавказского округа;

5)обеспечение нац безопасности: обеспечение обороноспособности страны

 

Модели социальной политики.

 

Модель социальной политики - это комплекс средств, используемых государством для решения социальных вопросов.

 

Как правило, модель основана на определенной доктрине, которая отличается по степени вмешательства государства в социальную сферу. В зависимости от содержания выделяют следующие модели социальной политики:

 

1. Патерналистская социалистическая. Всесторонняя ответственность государства за социально-экономическое положение граждан; государственная монополия производства всех благ, включая социальные; централизованное распределение социальных благ.

государство сосредотачивая в своих руках основную массу ресурсов, необходимых для экономического и социального развития, может распределять их с наибольшей эффективностью, удовлетворяя по мере возможности наиболее насущные потребности членов общества. Однако, в условиях тоталитарного правления патернализм оборачивается засильем и бесконтрольностью бюрократии, что создает предпосылки для возникновения коррупции, принятия неэффективных решений, вторжения государства в частную жизнь граждан. Еще худшим последствием патернализма является рост социальной пассивности граждан, упование на государство как на “высшую инстанцию” в решении всех социальных проблем.

Достоинства модели: чувство социальной защищенности, социальной стабильности.

Недостатки: это система не в состоянии обеспечить уровень благосостояния всех граждан; уравнительный принцип распределения социальных благ; высокая степень зависимости человека от государства.

 

2. Шведская модель (шведский социализм). Высокий уровень регулирования социальной сферы, но при этом – это рыночная система (Швеция, Норвегия, Финляндия).

Важнейшим положением данной модели является идея солидарности различных социально-экономических групп и слоев населения. Равноправие отдельных классов и групп, присущее шведской модели социальной политики в свою очередь породило ее эгалитаризм. Шведское государство взяло на себя не только равную защиту интересов всех членов общества, но и добивалось относительного сближения благосостояния отдельных групп населения. Однако достижение всеобщего благосостояния в сочетании с высоким качеством предоставляемых благ и услуг требовало значительных затрат со стороны шведского государства.

Достоинства модели: обеспечивает высокий уровень социальной защиты граждан; высокие показатели уровня жизни.

Недостатки: высокое налоговое давление на бизнес; чрезмерная система унификации социальной сферы и ограничение свободы выбора социальных благ людьми.

 

3.Модель «Государство благосостояния». Типичная рыночная модель с высоким уровнем регулирования социальной сферы. Государство берет на себя функцию обеспечения социальной стабильности граждан, обеспечивает широкий спектр социальных услуг, который рынок обеспечить не может.

В основе концепции “государства благосостояния” лежало предположение, что государство — единственный институт современного общества, не имеющий собственных интересов и поэтому способный выступать посредником между классами и действовать в соответствии с общественными интересами. Получила распространение в индустриально развитых странах. Концепция “государства благосостояния” получила наибольшее развитие в Великобритании, Франции и ряде других европейских стран

 

4. Модель «социально- ориентированного рыночного хозяйства». Действует определенная система «социальных амортизаторов», которая обеспечивает уровень жизни не ниже черты бедности. При этом задачи, которые могут решить сами граждане, государство на себя не берет. Концепция “социального рыночного хозяйства” наиболее полно была реализована в ФРГ.

 

5. Рыночная социальная модель. Отличается наибольшей социальной жесткостью, разгосударствление социальной сферы, сведением до минимума социальных трансфертов (пособий, пенсий). В России – жесткая социальная модель (все платы есть, но они крайне низкие).

Основной идеей данной модели является тезис о необходимости усиления рыночного начала в социальной сфере взамен широкого государственного вмешательства. Это находит свое воплощение в частичном разгосударствлении социальной сферы, во-вторых, в расширении применения рыночных инструментариев в функционировании социальных отраслей

 

38. Национальная программа демографического развития России. Цель Национальной программы - обеспечение стабилизации численности населения Российской Федерации к 2015 гг. на уровне не ниже 140-142 млн. чел. с обеспечением в дальнейшем предпосылок для роста численности населения.

Приоритетные задачи Национальной программы: создание условий для повышения рождаемости, обеспечения поддержки семей с детьми; улучшение здоровья населения и снижение смертности; привлечение русских и русскоязычных жителей республик бывшего СССР к иммиграции в Российскую Федерацию; улучшение баланса расселения населения Российской Федерации по регионам; ограничение незаконной иммиграции, особенно в тех регионах Российской Федерации, где она может создать угрозу социальной стабильности, суверенитету, территориальной целостности и национальной безопасности страны; формирование системы обеспечения государственной демографической и семейной политики.

Расчетный период реализации Национальной программы - 2006-2015 гг

Условия, без которых невозможно в полной мере достижение поставленных целей, но которые выходят за рамки настоящей Национальной программы.

Поэтому условиями, без которых невозможно в полной мере достижение поставленных целей, но которые выходят за рамки настоящей Национальной программы, являются:

• общее повышение доходов и благосостояния населения, включая повышение доходов низкооплачиваемых профессиональных групп, реализация мер по борьбе с бедностью;

• совершенствование системы здравоохранения, усиление ее профилактической направленности, реализация мер, направленных на профилактику социально обусловленных заболеваний;

• совершенствование системы образования;

• улучшение экологической обстановки, снижение рисков воздействия неблагоприятных факторов среды обитания на человека.

Закладываемыми в Национальную программу общими ожидаемыми результатами являются:

• прекращение убыли, стабилизация к 2015 г. численности населения Российской Федерации на уровне не ниже 140—142 млн. человек, создание условий для ее устойчивого роста с 2030 г.;

• увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения за счет сохранения и улучшения здоровья и качества жизни населения, снижение преждевременной, особенно — предотвратимой смертности, в первую очередь — в младенческих возрастах, среди подростков и лиц трудоспособного возраста; увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни путем сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности, сокращения уровня потребления алкоголя, наркотиков, табакокурения;

• укрепление социального института семьи, возрождение и сохранение отечественных духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания, формирование ориентации населения на расширенное демографическое воспроизводство, улучшение демографических показателей постоянного населения;

• создание предпосылок для повышения уровня рождаемости посредством улучшения репродуктивного здоровья населения и путем постепенного перехода от преимущественно малодетного к среднедетному типу репродуктивного поведения семей.

 

39. Национальный проект «Здоровье» — программа по повышению качества медицинской помощи, объявленная президентом Российской Федерации В. В. Путиным, стартовавшая 1 января 2006 года в рамках реализации четырёх национальных проектов.

Цели проекта

Укрепление здоровья граждан

Повышение доступности и качества медицинской помощи

Развитие первичной медицинской помощи

Возрождение профилактического направления в здравоохранении

Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью

В 2006 году на реализацию проекта из федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов направлено 78,98 млрд руб. Кроме того, дополнительные средства были выделены субъектами РФ и муниципальными образованиями. В 2007 году предусмотрено выделение 131,3 млрд рублей.

Основные направления

В рамках развития первичной медико-санитарной помощи предусмотрены мероприятия:

подготовка и переподготовка врачей общей практики

повышение размера оплаты труда медицинских работников первичного звена медицины.

С 1 января 2006 года врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым и врачам общей (семейной) практики дополнительно выплачивается 10 тыс. руб., медицинским сестрам, работающими с ними, — 5 тыс. руб.

С 1 июля 2006 года персонал Скорой медицинской помощи получает стимулирующие выплаты в размере: 5000 руб. для врачей, 3500 руб. для фельдшеров и 2500 руб. для медсестёр.

укрепление материально-технической базы скорой медицинской помощи

В рамках обеспечения населения высокотехнологичной медицинской помощью запланировано:

повышение качества и объема оказания высокотехнологичной медицинской помощи

строительство новых медицинских центров и подготовка для них кадров (планируется строительство 15 федеральных медицинских центров).

Итоги реализации

Ожидаемая продолжительность жизни в России

На начало июля 2007 года подготовку и переподготовку прошли 5834 врача (2939 по специальности «Терапия», 2298 — «П<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 3102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.134.195 (0.017 с.)