Приоритет деятельности государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приоритет деятельности государства



Приоритет деятельности государства

Введение

В Республике Беларусь сложилась собственная модель социально-экономического развития, в центре которой – человек с его потребностями и интересами. В ее основе лежит активная социальная политика государства, направленная на создание условий для наиболее полной реализации личности человека, его гармоничного физического и духовно-нравственного развития.

За предшествующие годы республика добилась значительных результатов в решении этих задач. Беларусь вместе с Россией и Казахстаном занимает лидирующие позиции в СНГ по уровню заработной платы и пенсионного обеспечения, имеет самые высокие показатели занятости населения, одни из самых низких показателей бедности. Только за 2006 год реальные денежные доходы населения в Беларуси выросли на 18%, в Украине – на 17, России – на 10%, в развитых странах – от 0,4% в Германии до 3,4% – в Канаде.

Главная цель социально-экономического развития Республики Беларусь на ближайшие годы – повышение уровня и качества жизни населения на основе роста конкурентоспособности экономики. До 2010 года предусматривается обеспечить существенное повышение уровня занятости населения, размеров заработной платы, пенсий, социальных выплат, дальнейшее развитие и совершенствование здравоохранения, культурно-образовательной сферы, укрепление социальных гарантий и стандартов. По данным показателям страна должна приблизиться к уровню развитых европейских государств.

Это выполнимо, но требует напряженной работы всех звеньев экономики, эффективного использования имеющихся ресурсов, инициативного, творческого труда на каждом рабочем месте.


Развитие и совершенствование

Социально-трудовой сферы

Обеспечение максимально полной

Занятости – одна из ключевых задач

Пятилетки

Состояние занятости и безработицы позволяют судить о национальном благополучии и эффективности выбранного пути экономического развития. По сравнению с рядом других стран, вступивших на путь рыночных преобразований, Беларуси удалось не допустить значительного уровня безработицы. В рамках имеющихся финансовых возможностей осуществляется социальная поддержка безработных.

 

Государства – участники СНГ Уровень безработицы Удельный вес зарегистрированных безработных, получающих пособие по безработице
на конец марта 2007 г., в %
Азербайджан 1,2 4,1
Армения 7,3 13,4
Беларусь 1,2 (в настоящее время – 1%) 54,2
Казахстан 1,0 с 1999 года выплата пособия по безработице отменена
Кыргызстан 3,4 6,2
Молдова 1,7 9,6
Россия 2,3 85,1
Украина 2,8 71,9
       

Достижению контролируемой ситуации на рынке труда служит реализация мероприятий ежегодно разрабатываемых программ содействия занятости населения. В рамках реализации такой программы в первом полугодии текущего года на имевшиеся вакансии и созданные рабочие места трудоустроено 98 тыс. человек, в том числе 64 тыс. безработных; оказана финансовая поддержка в организации собственного дела 1,4 тыс. безработных; приняли участие в оплачиваемых общественных работах 44 тыс. человек, в том числе 29 тыс. безработных.

Снижается молодежная и женская безработица. В составе безработных удельный вес женщин уменьшился с 66,3% на 1 июля 2006 г. до 63,8% на 1 июля 2007 г. Доля молодежи за этот период сократилась с 44,7% до 40,1%.

Создание новых рабочих мест, содействие организации предпринимательской деятельности и самозанятости – основные условия вовлечения в экономику незанятых трудоспособных лиц, перехода из теневой, временной занятости в легальную, постоянную.

Особого внимания требует обеспечение занятости на селе, в малых городах и поселках, особенно проблемных, где уровень безработицы существенно превышает средние показатели и по республике, и по области. Для решения проблем социально-экономического развития этих населенных пунктов реализуются Государственная программа возрождения и развития села на 2005–2010 гг. (утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. № 150), Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007–2010 гг. (утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 7 июня 2007 г. № 265).

Так, в Комплексной программе развития регионов выделено 187 населенных пунктов, из которых 138 являются проблемными. Всего в них предусмотрено реализовать около 1 000 инвестиционных проектов, построить и ввести новые хозяйственные объекты и объекты социальной сферы. На данные цели будет направлено 5,55 трлн. руб., из них 37% – бюджетные средства.

Республиканскими органами государственного управления будут реализовываться такие проекты, как увеличение мощностей на РУГШ «Гранит» г. Микашевичи, организация новых производств на РУПП «Березатара», наращивание мощностей по производству цемента в Гродненской и Могилевской областях, строительство завода по производству газетной бумаги и деревянного домостроения в г. Шклове и др. Предприятиями коммунальной собственности должны быть осуществлены работы по реконструкции и модернизации производства на молочных комбинатах и маслосыродельных заводах в Пружанах, Поставах, Калинковичах, Чечерске, Щучине, Дятлово, Клецке, Березино, Слониме, Белыничах, на Глубокском и Рогачевском молочноконсервных комбинатах, организации производства детского питания в г. Высокое, рыбоконсервного и плодоовощного производства в г. Глуске, реконструкции фарфорового завода и бумажной фабрики в г. Добруше, строительству комбината строительных материалов в г. Лоеве.

Благодаря этому за 2007–2010 гг. в малых и средних городских поселениях будет создано более 100 тыс. новых рабочих мест, в том числе свыше 19 тыс. в малых и средних городах. Уровень безработицы там сократится до 1% и приблизится к средним показателям по областям.

Уже сегодня в ряде малых и средних городов и поселков по решению Правительства, а также по инициативе местных властей, руководства отдельных предприятий с привлечением банковских кредитов, иностранных инвесторов осуществляется строительство современных высокотехнологичных предприятий, объектов социальной сферы. Тем самым создаются новые рабочие места, обеспечиваются условия для устойчивой, эффективной занятости, формирования благоприятной среды проживания населения.

Три года назад Правительство страны приняло решение построить на базе старой биофабрики в п. Должа Витебского района современную, производство которой отвечает международному стандарту GMP. С 1 июля текущего года введен в строй первый пусковой комплекс производства гипериммунных сывороток. Сегодня на фабрике трудится 190 работников, только в этом году создано более 20 рабочих мест. Требуются молодые специалисты с высокой квалификацией. Через год здесь запланировано запустить второй комплекс с лабораториями, убойным цехом. Окончательный ввод биофабрики – в 2009 году. Будет создано 100 новых рабочих мест.

Иностранное предприятие «Лангхайнрих Конфекцион Бел» в с. Дивин Кобринского района – предприятие с немецким капиталом. Несколько лет назад население этого большого села, где живет 3,5 тыс. человек, жаловалось на отсутствие работы. Сегодня на нем создано 79 рабочих мест, а уже через год их ожидается не менее 150. Сегодня дивинцы шьют скатерти, салфетки, постельные комплекты из высококачественных немецких тканей (150 видов). Всю продукцию фирма поставляет в 4–5-звездочные отели, а также в рестораны по всему миру. По сути, получилось градообразующее предприятие, которое практически сняло проблему занятости в Дивине и его окрестностях.

Дивин – не единственное место, куда в Кобринском районе пришел капитал из Польши, Германии, Голландии, Чехии, Швеции, Швейцарии, Израиля. Еще более масштабный проект связан с СОООПП «Полесье» в районном центре, на площадях которого организовано производство изделий из пластмассы, в основном детских игрушек. За последние пять лет там создано более 800 рабочих мест, и предприятие стало градообразующим в Кобрине.

На сегодняшний день в Кобринском районе уже 51 иностранное предприятие, на которые приходится третья часть объемов промышленного производства. Безработица в районе сведена к минимуму: каждому нуждающемуся в работе и готовому работать предлагается место для трудоустройства.

1.2. Повышение уровня заработной платы:

Задачи и пути решения

Обеспечение эффективной занятости создает устойчивый источник для получения и роста доходов населения, и прежде всего заработной платы. Это означает, что эффективность тех или иных инвестиционных решений должна оцениваться в том числе и с учетом того, насколько надежные и приемлемые заработки они способны обеспечить занятым работникам.

От уровня и динамики оплаты труда зависят не только общее благосостояние работников и их семей, но и желание людей работать с отдачей, налоговое наполнение бюджета, возможности для повышения пенсий, социальных пособий, покупательский спрос.

Исходя из этого в республике на основе стабилизации экономики реализуется курс на поступательный рост заработной платы. Выполнение прогнозных показателей и заданий в этой области находится под постоянным пристальным контролем Главы государства, Правительства, местных исполнительных и распорядительных органов. Это позволило за последние годы в несколько раз повысить средний размер заработной платы в стране: с 75 долл. США в эквиваленте в 2000 году до 312 в 2006-м, или в 2,4 раза с учетом динамики потребительских цен. По уровню оплаты труда республика занимает третье место среди государств СНГ.

На 2007 год поставлена задача довести среднемесячную заработную плату по республике до 340 долл. США, в бюджетном секторе экономики – до 300.

Это вполне реально. В июне текущего года среднемесячная заработная плата в целом по экономике достигла 331 долл. в эквиваленте, в бюджетном секторе – 299.

В отличие от других государств, идущих по пути рыночных преобразований, в республике в основном преодолены такие явления как задолженность и задержки с выплатой заработной платы.

Вместе с тем остается проблема низкого уровня заработной платы в организациях коммунальной формы собственности, расположенных в районах, а также в таких отраслях как сельское хозяйство, социальное обеспечение, культура, легкая промышленность.

 

 

Государства – участники СНГ Средняя заработная плата в декабре 2006 г., в долл. США
Азербайджан  
Армения  
Беларусь  
Казахстан  
Кыргызстан  
Молдова  
Россия  
Таджикистан  
Украина  

 

Этим проблемным отраслям и организациям доводятся более высокие задания по росту заработной платы, реализуется и жестко контролируется выполнение системы мер по достижению уровня оплаты труда не менее 200 долл. США в эквиваленте.

В сельском хозяйстве предусмотрено достичь такого уровня в 2007–2008 гг. Но благодаря опережающим темпам роста оплаты труда в сельском хозяйстве за последний год уже в июне 2007 г. среднемесячная заработная плата в этой отрасли составила 209 долл. в эквиваленте. В июне текущего года только в двух районах – Кормянском и Хотимском – средний уровень заработной платы был ниже 200 долл. США в эквиваленте.

Однако количество СПК и предприятий коммунальной собственности с низким уровнем оплаты труда остается значительным. Это требует активизации усилий руководителей предприятий, местной власти, заинтересованных министерств по финансовому оздоровлению предприятий, реконструкции, повышению эффективности производства, завоеванию рынков сбыта. Опыт показывает, что на ряде предприятий, расположенных в малых и средних городах и поселках, где такие усилия предпринимаются, заработная плата приближается или даже превосходит средние показатели по области и республике.

В настоящее время в стране созданы основные возможности для того, чтобы люди своим трудом могли обеспечивать себе и своим семьям приемлемый, растущий, уровень дохода. Но для этого необходимо проявление трудовой ответственности, дисциплины и инициативы со стороны каждого трудоспособного гражданина.

 

 

Пенсионного обеспечения

Одно из приоритетных направлений государственной социальной политики – повышение уровня пенсионного обеспечения. В Республике Беларусь свыше 2,4 млн. пенсионеров. Из них более 1,9 млн. являются получателями основного вида пенсий – пенсии по возрасту.

Периодически производится перерасчет пенсий: трудовые – в привязке к росту средней заработной платы, социальные, а также надбавки к пенсиям – ежеквартально в связи с утверждением бюджета прожиточного минимума. Такой комбинированный механизм пересмотра размеров пенсий ведет к тому, что пенсии растут темпами не ниже зарплаты. Так, за 2001–2006 гг. реальный размер пенсий (с учетом инфляции) увеличился в 2,5 раза (зарплата – в 2,4 раза). При этом пенсии выплачиваются своевременно, без каких-либо задержек.

Применяется система надбавок к пенсиям Героев Советского Союза, Беларуси, Социалистического Труда, кавалеров орденов, участников, ветеранов и инвалидов войн, инвалидов с детства, родителей и супругов воинов, погибших при исполнении воинского долга, доноров. Особый порядок установления пенсий военнослужащим, государственным служащим, инвалидам вследствие катастрофы на ЧАЭС. У указанных категорий граждан размеры пенсий значительно выше среднего уровня.

Около 20% граждан после оформления пенсии продолжают работать, получая таким образом дополнительный доход.

Постоянные перерасчеты пенсий наряду с другими мерами обеспечивают относительно стабильную социальную защищенность пенсионеров. Так, в 2006 году по уровню среднедушевых доходов к малообеспеченным в республике относилось 8,4% всех семей, в том числе 13,7% семей с детьми и около 4% семей пенсионеров. По уровню пенсионного обеспечения Беларусь вместе с Россией и Казахстаном занимает лидирующие позиции среди государств – членов СНГ.

В июне 2007 г. средний размер пенсии по возрасту в нашей стране составил 293 тыс. руб. Последнее повышение пенсий – на 7,5% – произведено в сентябре т. г. Планируется до конца года осуществить еще один перерасчет.

Национальная пенсионная система, как и пенсионные системы большинства стран, построена на солидарном принципе, при котором финансирование пенсий осуществляется за счет страховых отчислений работающих. Поэтому финансовая нагрузка на пенсионную систему во многом зависит от соотношения численности работающих и пенсионеров. Начиная с 90-х годов она в Беларуси существенно возросла в связи с увеличением численности пенсионеров относительно числа работающих и в соответствии с демографическим прогнозом будет увеличиваться после 2010 года. Причем в республике удельный вес пенсионеров выше, чем в других государствах – членах СНГ: в Беларуси – 26%; России и Украине – 25; Азербайджане, Армении, Молдове – 17; Кыргызстане – 12, Таджикистане – 8%.

Это требует принятия мер противодействия возрастанию нагрузки на национальную пенсионную систему. В этих целях подготовлен проект Закона Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании», предусматривающий введение обязательного профессионального пенсионного страхования работников, занятых на рабочих местах с неблагоприятными условиями труда и отдельными видами профессиональной деятельности. Предполагается, что средства на выплату досрочных пенсий будут формироваться за счет накопления целевых взносов работодателей за каждого такого работника. Это позволит постепенно освободить пенсионную систему от расходов на финансирование досрочных пенсий и будет стимулировать работодателей улучшать условия труда в организациях.

Главой государства поддержаны предложения Правительства о совершенствовании организационной структуры пенсионной системы путем объединения в Фонде социальной защиты населения функций учета плательщиков и сбора взносов на социальное страхование, назначения и выплаты пенсий. Это приведет к оптимизации движения финансовых средств, снижению накладных расходов, упрощению процедур оформления пенсии.

В конечном счете принятие указанных мер будет способствовать укреплению финансовой стабильности национальной пенсионной системы, формированию более благоприятных условий пенсионного обеспечения для нынешнего и будущих поколений пенсионеров.

 

Населения

Инвалидов

Особое внимание в республике традиционно уделяется ветеранам войны и труда. Забота государства о ветеранах является свидетельством признания их заслуг перед обществом и направлена на оказание помощи в решении их жизненных проблем.

В настоящее время в Беларуси проживает около 2 млн. ветеранов труда, 63,3 тыс. ветеранов Великой Отечественной войны, из которых 47,4 тыс. – участники войны.

С целью улучшения положения пожилых людей, ветеранов войн, граждан, пострадавших от войн, и усиления их социальной защищенности реализуется Республиканская комплексная программа социальной поддержки пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн, на 2006–2010 гг. (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 декабря 2005 г. № 1488). В рамках Программы проводится обследование условий жизни данных категорий граждан, медицинское обследование, оказывается содействие в их лечении и оздоровлении, решении бытовых проблем, социально-правовой защите, занятии оплачиваемым посильным трудом, осуществляется социальное обслуживание, определение и содержание в домах-интернатах, предоставление социальных льгот и гарантий.

Следует учитывать, что закон об оптимизации льгот коснулся лишь части льгот для пожилых людей и ветеранов при сохранении ряда иных льгот и гарантий.

Так, для ветеранов труда сохраняются: льготное санаторно-курортное лечение и оздоровление, право пользования поликлиниками, к которым они были прикреплены в период работы (службы), бесплатное получение медицинской помощи в государственных лечебно-профилактических учреждениях; право первоочередного вступления в организации граждан-застройщиков, гаражные, дачные кооперативы, садоводческие товарищества.

Для бывших узников фашистских концлагерей и других мест принудительного содержания, помимо указанных льгот, остаются: повышение размеров пенсий и льготное налогообложение; получение льготных кредитов, субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений; безвозмездная передача в собственность занимаемых ими жилых помещений; первоочередное обслуживание в учреждениях здравоохранения; льготы в сфере трудовых отношений; первоочередное выделение кормов для скота.

Практически в полном объеме сохранены льготы для Героев Советского Союза, Беларуси, Социалистического Труда, кавалеров орденов; участников и инвалидов Великой Отечественной войны; инвалидов I и II групп.

Аналогичные подходы заложены и в Комплексной программе по совершенствованию системы социальной работы с одинокими гражданами пожилого возраста до 2010 года (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 июля 2004 г. № 855). В соответствии с индивидуальными потребностями одиноких пожилых граждан на уровне сельских Советов, районов разрабатываются планы мероприятий по оказанию конкретной помощи таким гражданам. Проблемы, не требующие привлечения дополнительных финансовых средств, решаются в оперативном порядке.

В первом полугодии 2007 года в населенных пунктах, включая самые отдаленные и малонаселенные, проведено обследование условий жизни 143 тыс. одиноких пожилых граждан. По результатам обследования более 70 тыс. граждан получили различные виды помощи.

В частности, в Могилевской области оказана помощь в ремонте жилья 175 одиноким и одиноко проживающим лицам, печного отопления – 768, электропроводки – 646 лицам. Обеспечены топливом на осень и зиму более 14 тыс. человек.

С учетом требований Президента Республики Беларусь первостепенное внимание уделяется обеспечению доступности социального обслуживания для жителей сельской местности, включая проживающих в отдаленных населенных пунктах.

В настоящее время социальным обслуживанием на дому охвачено 12,3 тыс. сельских населенных пунктов, в том числе 86 агрогородков. Отделениями социальной помощи на дому обслуживается 54 тыс. сельских жителей, в том числе 10,1 тыс. проживающих в отдаленных малонаселенных пунктах, 4,6 тыс. – в агрогородках. На селе функционируют 112 социальных пунктов.

Социально-бытовые услуги жителям села оказывают 21 хозяйственная бригада и 33 бригады социального обслуживания на мобильной основе.

Оказание социальной помощи ветеранам войны, труда, одиноким гражданам пожилого возраста основано на тесном взаимодействии органов социальной защиты, здравоохранения, бытового обслуживания, культуры, образования, предприятий торговли, узлов почтовой связи, организаций, где ранее работали пожилые люди. Это позволяет сделать помощь более многосторонней и оперативной.

Государство принимает активное участие в решении проблем инвалидов и инвалидности. Государственная социальная политика в отношении инвалидов направлена на осуществление мер по предупреждению инвалидности, реабилитации инвалидов, обеспечению равенства и полноправного участия их в жизни общества.

В республике реализуется Государственная программа по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов на 2006–2010 гг. (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 сентября 2006 г. № 1269). Создана сеть реабилитационных учреждений, осуществляющих мероприятия по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов.

Государство обеспечивает инвалидов техническими средствами социальной реабилитации – от простейших приспособлений для обслуживания и самообслуживания инвалидов в бытовых условиях до автомобилей с ручным управлением. В ближайшие годы первостепенное внимание будет уделено как наращиванию мощностей реабилитационной индустрии, так и повышению качества технических средств социальной реабилитации для инвалидов.

Особое направление государственной политики в отношении инвалидов – создание для них безбарьерной среды. В настоящее время требованиям безбарьерной среды в целом по республике соответствуют лишь 20% объектов производственной и социально-бытовой инфраструктуры, а по отдельным отраслям и регионам – еще меньше. В данной связи принята Государственная программа о безбарьерной среде жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2007–2010 гг. Программой установлены конкретные задания для отраслей и регионов по строительству и реконструкции соответствующих объектов, которые должны быть доступны для физически ослабленных лиц. Доля таких объектов в 2010 году в целом по республике должна быть не ниже 50%.

Ключевая задача: интегрировать инвалидов в общество как полноправных членов, создать основополагающие условия для этого, уйдя от сторонней мелочной их опеки, чтобы инвалиды по максимуму самостоятельно могли справляться со своими каждодневными проблемами.

 

Помощь

Одной из ключевых задач социального развития является предотвращение малообеспеченности (бедности). Государством осуществляется целенаправленная поддержка тех слоев населения, которые в силу объективных обстоятельств находятся в бедственном положении, не имея достаточных средств для удовлетворения своих основных жизненных потребностей и потребностей своей семьи.

В Республике Беларусь сформирована разветвленная система государственной социальной поддержки нуждающихся и социально уязвимых категорий граждан. В отличие от большинства бывших советских республик, которые по финансово-экономическим причинам переходного периода свернули преобладающую часть программ социальной поддержки населения, в Республике Беларусь не только сохранены ранее действовавшие программы, но и введен ряд новых: безналичные жилищные субсидии, адресная социальная помощь, система социальных стандартов. Получила развитие система социального обслуживания малообеспеченных граждан.

Важную роль в сокращении малообеспеченности играет поступательное повышение уровня государственных минимальных социальных гарантий, прежде всего – минимальной заработной платы и минимального размера пенсии по возрасту.

Минимальная заработная плата увеличилась с 44 тыс. руб. в 2003 году (когда она была установлена как государственная минимальная гарантия оплаты труда) до 179 тыс. руб. в 2007 году. Это, наряду с установлением повышающих коэффициентов к тарифным ставкам низкооплачиваемых работников бюджетной сферы, позволило более чем в 2,5 раза сократить количество работающих-бедных.

С 2001 года в республике введена специальная форма поддержки малообеспеченных граждан – государственная адресная социальная помощь. Она предоставляется тем семьям (гражданам), чей среднедушевой доход ниже установленного гарантированного минимума, и выплачивается в виде ежемесячного и единовременного социальных пособий. В 2006 году адресную помощь получили около 58 тыс. человек.

Предоставление этого вида поддержки вместе с другими формами государственной социальной помощи позволяет поддерживать доходы наименее обеспеченной части населения на минимально допустимом уровне.

В 2006 году удельный вес малообеспеченного населения сократился и составил 11,1% против 12,7% в 2005-м. Примечательно, что более динамично снижалась доля малообеспеченного населения в регионах с самыми широкими «поясами бедности» – Брестской, Витебской и Могилевской областях.

Усилению адресности и значимости государственной поддержки малообеспеченных граждан будет также служить принятие готовящегося Указа Президента Республики Беларусь об адресной социальной помощи. Документом будут установлены целевые формы государственной поддержки малообеспеченных граждан из числа ветеранов труда, учащейся и студенческой молодежи, других категорий граждан. Деньги, высвобождаемые от оптимизации льгот, предоставляемых по формально-категориальному принципу, пойдут на усиление социальной поддержки действительно нуждающихся.

Главными же условиями предотвращения малообеспеченности служат поступательный рост доходов граждан, их активное стремление к самостоятельному решению своих жизненных проблем, обеспечению благосостояния.


Развитие отечественного

Здравоохранения

Формирование здорового образа жизни, здоровой нации является приоритетом и стратегической целью социальной политики в Республике Беларусь. Неслучайно этим вопросам уделено пристальное внимание в наиболее значимых на сегодняшний день национальных программах, посвященных демографической безопасности, возрождению села и развитию малых и средних городов.

Здравоохранения

Основополагающими принципами организации здравоохранения в Республике Беларусь выступают государственность, доступность и бесплатность медицинской помощи.

В настоящее время проводится работа по реформированию системы здравоохранения. При этом основное внимание уделяется профилактике заболеваний, развитию первичной медико-санитарной помощи, особенно на селе, совершенствованию специализированной медицинской помощи, лекарственному обеспечению, оснащению больниц и поликлиник современным оборудованием.

Введение основного социального стандарта в области медицины – финансирования здравоохранения в расчете на одного жителя – позволило оптимизировать распределение бюджетных средств и повысить эффективность их использования. По сравнению с предшествующим годом расходы на здравоохранение в целом увеличились на 19%.

В результате реализации мероприятий государственных и отраслевых программ в области охраны здоровья населения повысилась рождаемость и сократилась смертность: за январь–июнь 2007 г. число родившихся возросло на 8,8%, а количество умерших сократилось на 4,2%. Примечательно, что увеличение рождаемости отмечается во всех областях – как среди городского, так и сельского населения.

Во всем мире состояние социального благополучия государства характеризуется показателями младенческой, детской и материнской смертности. Республика Беларусь выполнила задачу, поставленную Всемирной организацией здравоохранения для стран Европейского региона: снизить младенческую смертность до уровня, не превышающего 10 случаев на 1 тыс. детей, родившихся живыми. В 2000–2006 гг. она снизилась с 9,3 до 6,1 случая на 1 тыс. родившихся живыми. Это лучший показатель среди республик СНГ.

Положительной тенденцией в области охраны материнства и детства становится то, что медицинской помощью мирового уровня могут воспользоваться не только жители столицы, но и регионов.

Первый в Беларуси областной клинический перинатальный центр открыт в сентябре 2007 г. в г. Гродно. Впервые стационарная и амбулаторно-поликлиническая помощь семейным парам, женщинам репродуктивного возраста, беременным и новорожденным оказывается в условиях одной клиники. Медучреждение включает 14 стационарных отделений на 215 коек, консультативно-диагностическое отделение «Брак и семья», отделение медико-генетического консультирования, клинико-диагностическую лабораторию, отделение лучевой диагностики, внутрибольничную аптеку.

Мероприятия по охране здоровья включены и в Государственную программу возрождения и развития села на 2005–2010 гг.Основная ее цель – преодоление различий в обеспечении медицинской помощью городского и сельского населения. Для укрепления материально-технической базы сельских врачебных амбулаторий только на 2007 год выделено около 2 млрд. руб., при этом предусмотрено оснащение современным медицинским оборудованием 99 врачебных амбулаторий, в том числе 77 – в агрогородках.

Проводится большая работа по реконструкции и переоснащению операционных залов и реанимационных отделений в районных больницах, а также родильных домах и отделениях.

После реконструкции и оснащения по последнему слову техники новый операционно-реанимационный комплекс (ОРК) открылся в городской больнице № 1 г. Орша. Переоснащение и реконструкция ОРК позволят значительно снизить послеоперационные осложнения, внедрить современные методы эндоскопической хирургии. В итоге жители региона получат своевременную и качественную хирургическую и реанимационную помощь, ничем не отличающуюся от областного и республиканского уровней. В целом по стране в первом полугодии 2007 г. для учреждений здравоохранения медицинской техники закуплено более чем на 30 млрд. руб.

В рамках реформы здравоохранения проводится реструктуризация медицинской помощи с целью повышения ее доступности для населения. По всей республике внедряются новые технологии: дневные стационары, стационары на дому, амбулаторная хирургия. Развиваются службы медицинской реабилитации, в сельской местности – общая врачебная практика. Часть сельских участковых больниц преобразуется в больницы сестринского ухода, где медицинская помощь соединена с социальной поддержкой, в которой так нуждаются пожилые люди.

Благодаря развитию новых форм медицинской помощи сейчас в республике работают 288 отделений и центров медицинской реабилитации, включая 17 центров медицинской реабилитации и 26 отделений ранней медицинской реабилитации для больных кардиологического, неврологического и ортопедотравматологического профилей.

Перед отечественным здравоохранением в свое время была поставлена задача: соединить науку и практическую медицину. Для ее выполнения по основным направлениям охраны здоровья были созданы республиканские научно-практические центры, в которых внедряется лучший опыт зарубежных стран в области диагностики и лечения. Среди них научно-практические центры «Неврологии и нейрохирургии», «Мать и дитя», «Кардиология». Впервые созданы медицинские центры межрегионального уровня.

Одной из приоритетных задач в области охраны здоровья нации является выпуск высокоэффективных и доступных лекарств. В Беларуси налажено фармацевтическое производство, большой вклад в его развитие вносят белорусские ученые, разрабатывая новые лекарственные препараты, не уступающие по эффективности зарубежным аналогам.

Сегодня перед здравоохранением ставятся принципиально новые задачи. Дальнейшее повышение эффективности работы отрасли немыслимо без внедрения компьютерных технологий. В стране активно развивается телемедицина. В рамках Государственной программы «Электронная Беларусь» создается автоматизированная система электронного консультирования.

Новым этапом улучшения качества медицинской помощи для граждан республики станет реализация мероприятий Государственной комплексной программы развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007–2010 гг., которая предусматривает дальнейшее укрепление и развитие материально-технической базы организаций здравоохранения. Так, например, в 2007–2008 гг. в Брестской области планируется провести переоснащение и реконструкцию операционных залов и реанимационных мест в девяти центральных районных больницах. В Витебской области практически во всех малых городах и городских поселках будут выделены средства на техническое переоснащение (или строительство новых) больниц и поликлиник.


3. Культурно-образовательное развитие

Культурно-образовательная сфера – неотъемлемая часть полноценной жизни современного человека и необходимое условие успешного развития общества.

Принцип обучения на протяжении всей жизни становится нормой в XXI веке, когда высшей ценностью являются информация, знания и новые технологии. В Республике Беларусь образовательный уровень населения весьма высок. Из года в год растет число студентов. Широко развито последипломное образование. Не редкость специалисты с двумя, а то и с тремя высшими образованиями. Не зря в числе конкурентных преимуществ нашей страны на международной арене эксперты называют наличие высококвалифицированных трудовых ресурсов. Это преимущество поддерживается государством. Ежегодно на финансирование образования направляются средства в размере свыше 6% ВВП.

Беларусь славится богатым историко-культурным наследием. Сегодня, когда заметно растет благосостояние людей, границы культурной жизни белорусов расширяются. Во всем мире известны белорусские опера и балет, живопись и другие виды искусства. Широко развернулось фестивальное движение. Дни городов, различные ярмарки, национальные праздники полюбились как старшему поколению, так и молодым жителям республики.

Все большее значение приобретает внутренний туризм – путешествия и отдых в своей стране.

Культурно-образовательное развитие было и остается приоритетом государственной политики, в центре которой – человек и его интересы.

 

 

3.1. Реформирование системы образования:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-25; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.214 (0.062 с.)