Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные итоги и перспективыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Система образования Беларуси динамично развивается. Сегодня она сопоставима с образовательными системами наиболее развитых государств мира и по эффективности, и по результатам обучения и воспитания. Это подтверждается, к примеру, победами белорусских студентов и школьников на международных предметных олимпиадах, ростом популярности высшего образования в нашей стране. Совершенствуется законодательная база. В 2006 году принят Закон Республики Беларусь «Об общем среднем образовании», в июле 2007-го – «О высшем образовании». В настоящее время дорабатывается Кодекс Республики Беларусь об образовании, который в скором времени будет направлен на рассмотрение в Национальное собрание. Грамотное и всеобъемлющее правовое обеспечение – необходимое условие инновационного развития системы образования. Его цель шире, чем простая передача знаний новым поколениям. Это подготовка кадров для отраслей экономики и социальной сферы, участие в воспитании подрастающих поколений, формирование общественного сознания и культуры граждан. Реализация данных задач требует кардинальных изменений в образовательной сфере. В системе дошкольного образования продолжает совершенствоваться многофункциональная сеть дошкольных учреждений, открываются новые специальные, санаторные и интегрированные группы. Растет образовательный уровень педагогов, работающих в детских садах: 45% из них имеют высшее образование (в 2003 году – менее 40%). Все больше родителей доверяют воспитание своих детей профессионалам. Если в 2001 году дошкольные учреждения посещали 69,3% детей, то в 2007-м этот показатель вырос до 82,3%. Практически завершена школьная реформа, в соответствии с которой введены 12-летний срок обучения в школе, десятибалльная система оценки знаний; осуществляется подготовка к введению массового профильного обучения на старшей ступени (ХI–ХII классы). Законодательно закреплена возможность изучения общеобразовательных предметов учащимися на разных уровнях сложности. При этом время, отводимое на изучение предметов на повышенном и углубленном уровнях, возрастает в 2–3 раза. С 2006/2007 учебного года в школах преподается курс «Мое профессиональное будущее», цель которого – помочь учащимся выбрать профессию с учетом собственных интересов, способностей и востребованности на современном рынке труда. Отечественными учеными и педагогами разработаны новые учебники и учебно-методические комплексы. К началу 2007/2008 учебного года подготовлено 126 наименований учебной литературы, из них только 24 переиздания, а 102 учебника – новые. Дальнейшее развитие получило использование учителями компьютерных, интерактивных и других современных технологий, расширяющих возможности обучения и воспитания детей. В связи с сокращением численности учащихся в 2006/2007 учебном году число общеобразовательных учреждений в Беларуси уменьшилось на 113 единиц. Только в Минской области в текущем году закрывается 18 школ – 3 начальных, 14 базовых и 1 средняя. Для оставшихся ребят проблема образования решена – их будут доставлять к месту учебы 25 новых автобусов, на покупку которых было выделено 1,5 млрд. руб. из областного бюджета. Закрытые малокомплектных школ имеет свои положительные аспекты. Ведь в крупных школьных учреждениях, куда организованно доставляют учащихся из близлежащих деревень, дети получают более широкие возможности для обучения. Всего в 2007/2008 учебном году на территории Минщины будет осуществляться организованный подвоз более чем 13 тыс. учащихся. Дальнейшее развитие школьного образования в Беларуси ставит новые актуальные проблемы. Например, как оптимизировать учебную нагрузку, чтобы и необходимые знания дать, и здоровье школьников сберечь. Предстоит также выяснить, какова отдача для реальной экономики от разделения на средние школы, гимназии, лицеи и колледжи. Ведь по закону в любом из таких учреждений возможно изучение предметов на углубленном уровне. Из года в год совершенствуется система централизованного тестирования. Тем не менее все вопросы школьной реформы решаются в соответствии с одним требованием: не нарушить базовые принципы отечественного образования – доступность, бесплатность и высокое качество. Развитие профессионально-технического образования направлено на формирование открытой и доступной системы обучения, позволяющей максимально удовлетворить потребность экономики в квалифицированных рабочих (служащих). Профессионально-техническое образование в республике нацеливает на непрерывное совершенствование профессионального мастерства, продолжение обучения в системе среднего специального или высшего образования. С 2000 года в стране идет процесс создания на базе традиционных ПТУ профессиональных лицеев и профессионально-технических колледжей с целью расширения их многофункциональности и многопрофильности. Это улучшает качество профтехобразования. Сегодня около 70% выпускников ПТУ преобретают две и более профессии, что повышает их шансы на рынке труда. Более 90% выпускников ПТУ (из числа обучающихся на основе общего базового образования) одновременно с рабочей профессией получают общее среднее образование и при желании могут продолжить учебу в средних специальных и высших учебных заведениях страны. В 2006/2007 учебном году более 8 тыс. учащихся в профессионально-технических колледжах получали среднее специальное образование, интегрированное с профессионально-техническим, в сокращенные сроки. С целью повышения интереса к избранной профессии, развития творческих способностей у учащихся ПТУ проводятся республиканские конкурсы профессионального мастерства, слеты молодых изобретателей и рационализаторов, фестивали декоративно-прикладного творчества. Ситуация на рынке труда сегодня складывается таким образом, что наиболее востребованы именно рабочие специальности. Более 80% выпускников ПТУ предоставляется первое рабочее место, остальные продолжают обучение на следующем уровне образования. Так, 9% выпускников нынешнего года стали студентами средних специальных и высших учебных заведений. В системе среднего специального образования Республики Беларусь работают 123 государственных и 10 частных ссузов (техникумы, училища, колледжи), а также 53 профессионально-технических колледжа, 3 высших колледжа, где интегрируется подготовка специалистов на уровнях среднего специального и высшего образования, 6 учебных комплексов, созданных на базе общеобразовательных школ. Идея непрерывного профессионального образования реализуется путем интеграции подготовки специалистов в учреждениях, относящихся к различным уровням образования (среднему специальному, высшему, профессионально-техническому). В республике появились новые типы учреждений образования – учебно-педагогические комплексы «гимназия–колледж», профессионально-технические колледжи, университетские комплексы. Произошло изменение объемов и структуры подготовки специалистов. Теперь ссузы будут выпускать больше работников для отраслей машиностроения, лесного хозяйства, транспорта, теплоэнергетики. В связи с возникшими трудностями в трудоустройстве выпускников сокращен прием на места, финансируемые из бюджета, по юридическим специальностям на 10%, экономическим – на 18% и педагогическим – на 20%. На треть уменьшен прием в педагогические колледжи Минской области. Отчасти это обусловлено тем, что растет квалификационный уровень педагогов, рынок труда обеспечен специалистами с высшим образованием. Получение высшего образования в Республике Беларусь предоставляют 53 учреждения (из них государственных – 43, частных – 10). Ежегодно вузы республики выпускают более 50 тыс. специалистов с высшим образованием, полностью обеспечивая подготовку кадров по всем отраслям экономики и социальной сферы страны. Развитие высшей школы в Беларуси идет в ногу со временем. За последние 10 лет перечень специальностей высшего образования обновлен более чем на 40%. Престиж высшего образования постоянно растет. Прием на бюджетные места не снижается. В то же время общее количество студентов из года в год увеличивается, прежде всего за счет «платников». Это говорит о том, что уровень благосостояния растет, и все больше людей имеют возможность учить своих детей за деньги, если те не прошли по конкурсу в высшее учебное заведение. Сформирована двухступенчатая система высшего образования. Первая ступень направлена на подготовку квалифицированных специалистов для реального сектора экономики и социальной сферы. Срок учебы здесь составляет 4–5 лет и может увеличиваться не больше чем на 1 год при обучении по наиболее сложным специальностям, на вечерней и заочной формах получения высшего образования. Вторая ступень высшего образования (магистратура) обеспечивает подготовку специалистов для научно-исследовательской, инновационной деятельности. Срок обучения – от 1 до 2 лет. Диплом магистра дает право на поступление в аспирантуру. В республике создана система распределения и закрепления на местах молодых специалистов. Получив высшее образование за счет бюджетных средств, они распределяются на свое первое рабочее место. Закон Республики Беларусь «О высшем образовании» обязывает либо приступить к работе, либо вернуть государству затраченные средства. В текущем году 98% выпускников прибыли на работу по распределению. К тем, кто не выполняет требований закона, применяют судебные санкции. Так, поступившую по целевому направлению выпускницу Минского государственного лингвистического университета, которая не прибыла по распределению в Дрогичинский район, суд обязал возместить вузу расходы на обучение в сумме более 18 млн. руб. Одно из приоритетных направлений государственной политики, обеспечивающей эффективное социальное развитие, – поддержка талантливой молодежи. За год, прошедший после утверждения Указом Президента Республики Беларусь Государственной программы «Молодые таланты Беларуси» на 2006–2010 гг., расширена сеть учреждений образования, работающих с талантливой молодежью. Значительно пополнился банк данных одаренной молодежи, созданный в специальном фонде Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. В настоящее время он содержит информацию о более чем 6 тыс. выпускников и их карьерном росте. Знакомство с идеологией государства, в котором живешь, служит, прежде всего, воспитанию активной гражданской и политической позиции, формированию своеобразной социальной грамотности. Демократические идеалы останутся пустыми словами, если не будут предполагать совместной осмысленной деятельности людей ради процветания своей страны. Будущее – за профессионализмом, помноженным на патриотизм и гуманистические ценности. Образование в современном мире в значительной мере становится основой социально-экономического прогресса. Эксперты утверждают, что уже сегодня различия между развитыми и развивающимися государствами только на одну треть обусловлены различием в экономике, а на две трети – различием в уровне и качестве образования. Именно поэтому в Республике Беларусь образованию уделяется самое пристальное внимание.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-25; просмотров: 424; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.169 (0.008 с.) |