Э.Дюркгейм о религии и ритуалах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Э.Дюркгейм о религии и ритуалах.



Дюркгейм Эмиль (1858 – 1917) — французский философ, педагог и социолог, основатель французской социологической школы. Оказал зна­чительное влияние на всю последующую культурологию прежде всего через установление тесной связи между социальными свя­зями, имеющими «материальный субстрат» (плотность населе­ния, интенсивность общения, дифференциация труда и т.д.), и собственно духовными факторами, т.е. коллективными представ­лениями, зафиксированными в таких формах общественного со­знания, как религия, мораль, право. Книга Дюркгейма “Элементарные формы религиозной жизни”, впервые опубликованная в 1912 г., оказала серьезное влияние на социологию религии. Дюркгейм усматривает связь религии с природой общественных институтов в целом.

В основу своей работы он положил анализ тотемистических верований австралийских аборигенов и утверждал, что тотемизм представляет собой религию в наиболее “элементарной”, простой форме. Тотем выступает в роли сакрального объекта, возбуждающего чувство благоговения и окружаемого различными ритуалами. Дюркгейм дает определение религии, противопоставляя сакральное и мирское. Сакральные объекты и символы, утверждает он, рассматриваются вне обыденных аспектов существования, образующих область мирского. Тотем служит символом самой группы, выступая в качестве важнейшей ценности группы или общины. Благоговение, которое люди испытывают к тотемам, обусловлено на самом деле уважением, которое они питают к основным социальным ценностям. В религии объектом поклонения является в действительности само общество.

Для любой религии характерны постоянно повторяющиеся ритуалы и обряды, в которых принимают участие группы верующих. Благодаря коллективным обрядам чувство групповой солидарности получает подтверждение и крепнет. Обряды отвлекают людей от забот мирской жизни и переносят их в сферу, где царят возвышенные чувства и где они могут ощутить слияние с высшими силами. Эти высшие силы, которыми якобы являются тотемы, божественные существа или боги, являются в действительности отражением влияния коллектива на личность. Обряды и ритуалы, с точки зрения Дюркгейма, имеют существенное значение для укрепления солидарности членов социальных групп. Коллективные обряды, совершаемые в те моменты, когда люди оказываются перед необходимостью приспособиться к значительным изменениям в их жизни, укрепляют групповую солидарность. Ритуал похорон наглядно показывает, что жизнь отдельного человека по сравнению с групповыми ценностями имеет преходящее значение и, таким образом, помогает людям примириться с потерей близких. Религиозные обряды, с одной стороны, порождают новые идеи и категории мышления, а с другой — укрепляют уже сложившиеся ценности. Религия является не только последовательностью чувств и поступков, она фактически определяет способ мышления людей в культурах традиционного типа. Даже наиболее общие философские категории, в том числе появившиеся в результате осмысления времени и пространства, первоначально были выражены в религиозных терминах. Понятие времени, например, возникло вследствие необходимости исчисления длительности религиозных обрядов.

Но по мере развития общественного прогресса, считает Дюркгейм, влияние религии ослабевает. Научное мышление все в большей степени замещает религиозные толкования. Традиционная религия (т. е. религия, в которой фигурируют божественные силы или боги) находится на грани исчезновения. Но вместе с тем он заявляет, что в определенном смысле можно говорить о том, что в измененной форме религия, вероятно, сохранится. Даже общества современного типа испытывают необходимость в ритуалах, которые подтверждали бы их ценности и обеспечивали бы прочность их положения. Следовательно, возможно появление новых обрядов, которые, как следует ожидать, заменят устаревшие и отжившие. Может быть выдвинут тезис, что большинство развитых промышленных государств поощряет развитие так называемых гражданских религий. В Великобритании символы, такие как государственный флаг, как коронация, используются для того, чтобы укрепить веру в превосходство “британского образа жизни”. Эти символы связаны с традиционными религиозными институтами, такими как англиканская церковь.
Сейчас трудно говорить о возникновении новой религии в это контексте, но, можно сказать, что гражданские символы и ритуалы сегодня мирно уживаются с традиционными религиями.
* Классификация ритуалов:

1. отрицательные - система запретов для разделения свящ. жизни и вульгарной; положительные - приблизить мир священный и мир профанный (поедание тотемного животного)

2. имитационные - имитация действий богов (вызвать их расположение);

3. коммеморативные - воспроизведение событий прошлого. Праздники – служат

напоминанием (9 мая));

4. искупительные – с целью искупления святотатственного поступка.

Ионин – и в современном обществе (отрицательные – напр., пренебрежение к гос. символике).

По функциям:

религиозные (связ.с обществен. взаимодействием) и магические (индивидуальный характер).

Кризисные: соверш. группой или отдельными людьми в критич. период жизни – танец дождя, обращение главы гос-ва к народу. Иногда кр. и коммеративные ритуалы совпадают (демонстрация во время войны).

 


Типы и функции ритуалов.

Дюркгеймовская классификация ритуалов - пожалуй, самая систематическая и обоснованная. Но и она не включает в себя все многообразие типов ритуалов. Ритуалы классифицируются по разным основаниям-критериям.

1. Магические(носят индивидуальный характер) и Религиозные(обществ. хар-р).

2. По функциям:

- кризисные ритуалы - совершаемые в критич. периоды жизни, либо как ответ на неотложную проблему(“танец дождя” при засухе в нек. племенах/ обращение главы государства к народу в случае бедствия)

- Календарные ритуалы совершаются регулярно по мере наступления предсказуемых, повторяющихся природных явлений, таких, как смена времен года, смена фаз луны, созревание урожая и т.п. Во всех сельских культурах имеется огромное количество таких ритуалов, крайне сложных, насыщенных элементами эротики, со своими особенными богами, героями, мифическими персонажами.

- Ритуалы интенсификации. Этот термин введен американскими антропологами Чеплом и Куном для обозначения совокупности ритуалов различных типов: кризисных, календарных и др, осуществляемых для того, чтобы противостоять нарушению равновесия групповой жизни, вызванной либо внутренними, либо внешними причинами, интенсифицировать взаимодействие между членами группы и вообще повысить степень групповой сплоченности.(напр., когда на свадьбу или иное семейное торжество съезжаются члены семьи, разбросанные по всей стране и до этого случая не видевшие др.др. годами)

- По своему содержанию и соц. функц. выделяются ритуалы родства, причем они касаются не родства по крови или по браку, а родственных отношений, сформировавшихся на основе функциональных взаимосвязей.(с крестными)

- Ритуалы перехода - это особенный класс ритуалов, существующих в каждой культуре и выполняющих особые функции, связанные в первую очередь с последовательным прохождением индивидом стадий своего жизненного пути - от рождения до смерти. (процессы инициации) Мужские инициации - не единственные, хотя, пожалуй, самые важные и самые сложные из ритуалов перехода. Существуют инициации девушек, ритуалы вступления в брак, наступления старости, наконец, ритуалы рождения и смерти.

В современных обществах роль ритуалов перехода сильно уменьшилась, хотя продолжает существовать огромное количество ритуалов этого типа: церковное причастие, получение паспорта, допуск к выборам, заключение и расторжение брака, переход на пенсию и, конечно, как всегда и повсюду с самых наидревнейших времен культуры,- рождение и смерть.

Это были самые распространенные типы ритуалов. Вообще же в зависимости от применяемых критериев и уровня анализа можно выделить буквально бесконечное количество типов ритуалов. Например, ритуалы могут классифицироваться по участию в них мужчин или женщин на чисто мужские, чисто женские и смешанные ритуалы. Кроме того, ритуалы могут быть классифицированы по массовости, по степени структурированности, по характеристикам группы, внутри которой и во имя которой они исполняются.

Некоторые ритуалы могут исполняться только вождями, или только старейшинами, или только охотниками, причем исполнение соответствующих ритуалов представителями других групп влечет неисчислимые тяжелые последствия.

В любой культуре присутствует также множество ритуалов нерелигиозного или не прямо религиозного характера. Здесь имеется в виду ритуализованный характер любых типов действий и форм деятельности, вплоть до встречающихся наиболее часто. (по Гофману ритуал уважительного поведения в обществе)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 2184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.009 с.)