Понятие коммуникативного действия и дискурса по Ю.Хабермасу. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие коммуникативного действия и дискурса по Ю.Хабермасу.



Согласно Хабермасу, коммуникативная практика состоит из коммуникативных действий и дискурсов.
I. понятие коммуникативного действия. Основная работа Юргена Хабермаса – «Теория коммуникативного действия» (2 тома, книга была издана в 1981г.). Главное в теории Хабермаса, что комммуникативное действие (далее КД) – это действие, направленное не на достижение своих эгоистических целей; но – на общее благо коммуникации.
Системообразующим элементом теории КД является концепт речевого действия, которое Хабермас определяет как «акт, посредством которого говорящий хочет договориться с другим относительно чего-либо». Особенность теории КД с точки зрения философии языка заключается в том, что теперь язык встраивается в структуру действия как такового и тем самым приобретает свое место в системе действий социальных.
II. понятие дискурса. По Хабермасу дискурс – это определенная логика выстраивания рассуждения. (Напр. медицинский дискурс – медицина выработала свои методы для борьбы с какими-либо болезнями). Теоретический дискурс – это создание идеальной речевой ситуации.
Правила дискурса:
1. Принципы:
а) предметом дискуссии является обоснованность утверждений и рекомендаций;
б) степень активности участников не ограничивается, за исключением случаев для утверждения объективности утверждаемого;
в) нет лучшей силы, чем обоснованный аргумент;
г) любые дригие мотивы, помимо совместного желания дойти до истины, исключаются.
2. Требования:
а) дикция собеседника;
б) выдвигаемые знания истинны;
в) человек владеет всеми необходимыми нормами своего языка;
г) доводы, приводимые им, правдивы.


Колонизация жизненного мира по Ю.Хабермасу.

Колонизация жизненного мира заключается в противопоставлении системы (совокупность соц. институтов, кот. воздействуют на соц. поведение человека жестко, принудительно) и социального жизненного мира. В традиционных обществах не были разделены. Развитие соц. институтов è к бюрократизации, система и соц.ж.м. разъединились. Каким образом система стала контролировать СЖМ? Делингвистифицированные структуры. Складывается так, что непонимание становится результатом вторжения этих структур в жизнь ч-ка.

Необходимо выстроить критическую систему знания. Чтобы Ж.М. и система снова соединились. Никогда не могут разъединиться до конца, т.к. Ж.М. – основа для формирования системы. Возлагал надежды на развитие различных социальных движений (этнические, женские, защита мира, экологии) – реакция на атаку мира системой. 2 типа: активистские и ретривистские (отступнические – не м. рассматриваться как двигатели социального прогресса).

В крупных соц. институтах – всегда противоречие, амбивалентность. Наука – всегда предлагает идеологию - всегда осуществляла просвещение, критические знания. Буржуазная мораль – эгоистическая этика - коммуникативная этика.

«Будущее человеческой природы. На пути к либеральной евгенике?». Очень пессимистично смотрит на формирование критического знания. Проблема человечества не в недостатке знаний, а в ущербности воли. Обращает внимание на появление новых «заколдованностей». Человек создал такую систему знаний, которой уже не может управлять. Новые тайны – клонирование, евгеника… пишет о новом типе мышления и о новом типе управления, кот. вторгается в понимание свободы ч-ка. Ч-к все больше становится вещью.

Понятие ритуала в социологии.

Определения ритуалов:

--- Ритуал (обыденное понимание) - устойчивая последовательность действий, имеющая церемониальный характер.

--- Ритуал (более строгое определение) в антропологии: – религиозный или магический обряд, кот. является стилизированнным или магическим действием, кот. используется для достижения определенных целей в земной или загробной жизни.

--- Ритуал (М. Дуглас - антрополог) – определенные типы действий, кот. служат цели выражения веры или приверженности к определ. символическим системам.

--- Ритуал (в социологии) – социально регулируемая, коллективно осуществляемая последовательность действий, кот. не производят новой предметности и не изменяют ситуацию в физическом смысле, а перерабатывает символы и приводит к символическому изменению ситуации.

Ритуал в социологии:

1) как принцип межиндивидуальных повседневных взаимодействий (как дела?..эксперименты Гарфинкеля: как дела? –дома? на работе?);

2) как форма адаптивного поведения (тип индивидуальной адаптации: чел. отвергает цели общества, но продолжает исполнять нормы и правила поведения, предназначенные для достижения этих целей – ввел Роберт Мертон. Каждый индивид чувствует себя защищенным, следуя тем или иные рутинным процедурам).

4 типа адаптации в соц. среде по Мертону:

Конформизм – полностью принимает цели и институциональные правила их достижения. Инновация – принимает цели, но отвергает инст. способы достижения (беловоротничковые служащие).

Ретритизм – отвергает и цели и способы(мигранты, маргиналы).

Бунт – отвергает цели и ценности и заменяет на новые(молодежь).

 


Три смысла ритуализма в социологии.

Ритуал в социологии:

1) как принцип межиндивидуальных повседневных взаимодействий (как дела?..эксперименты Гарфинкеля: как дела? –дома? на работе?);

2) как форма адаптивного поведения (тип индивидуальной адаптации: чел. отвергает цели общества, но продолжает исполнять нормы и правила поведения, предназначенные для достижения этих целей – ввел Роберт Мертон. Каждый индивид чувствует себя защищенным, следуя тем или иные рутинным процедурам).

4 типа адаптации в соц. среде по Мертону:

Конформизм – полностью принимает цели и институциональные правила их достижения. Инновация – принимает цели, но отвергает инст. способы достижения (беловоротничковые служащие).

Ретритизм – отвергает и цели и способы(мигранты, маргиналы).

Бунт – отвергает цели и ценности и заменяет на новые(молодежь).

3) как ценностная характеристика человека, соц. группы, или соц.-культ. системы (нормы и правила, традиционные по своему происхождению и характеру. Н: иерархия отношений в конфуцианстве).

Ритуальзация соц.практик ведет к созданию соц.институтов.

Зиммель: различал форму и содержание.

Содержание – все, что присутствует в индивидах в виде каких-то индивидуальных влечений, целей, интересов, психических состояний. С. Всегда конкретны, социаньны. Н: голод, любовь, труд.

Ритуалы и социальные институты.

Ритуал в социологии:

1) как принцип межиндивидуальных повседневных взаимодействий (как дела?..эксперименты Гарфинкеля: как дела? –дома? на работе?);

2) как форма адаптивного поведения (тип индивидуальной адаптации: чел. отвергает цели общества, но продолжает исполнять нормы и правила поведения, предназначенные для достижения этих целей – ввел Роберт Мертон. Каждый индивид чувствует себя защищенным, следуя тем или иные рутинным процедурам).

Процесс развития того или иного соц.института начинается с удовлетворения с.потребности. Нач. формироваться те или иные соц.практики.

Социальные институты формируются на основе ритуализированных форм поведения. В обществах со слаборазвитой институциональной системой ритуалы практически выполняют функцию социальных институтов.

Развитие и изменение социальных институтов определяется:

1) взаимодействием «жизненных содержаний», т.е. человеческих целей, мотивов, стремлений, которые не всегда могли выразиться в ритуализированных институциональных моделях, и поэтому совершенствовали эти модели.

2) собственной институциональной логикой (логикой бюрократии)

Будучи ритуализированными институты становятся пустыми формами. Начинается деинститутализация, или открытая необходимость трансформации института.

Соц.институты координируют деятельность людей, и устраняют неустойчивый характер. 4 типа по Щепанскому:

- удовлетворение потребностей человека

-обеспечивают непрерывность общественной жизни

- действие в отношении индивидов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 712; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.65.212 (0.01 с.)