Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дискурс о практиках устойчивого лесопользованияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В предыдущей подглавке была дана картина современного состояния лесопользования в России в целом. Отметим, что истощительное лесопользование практиковалось в 20-м веке практически во всех индустриально развитых странах. Постепенно эта практика перешла в развивающиеся страны. Это связано как с ростом потребления внутри самих стран, так и с всё увеличивающимся уровнем экспорта изделий из древесины в развитые страны. Естественно, в развивающихся странах лесная индустрия всё время модернизировалась, и стимулом модернизации являлся спрос населения развитых стран. Постепенно практики и отношение к лесу в развитых странах изменились и стали более устойчивыми, то есть модернизация стала экологической. Однако практики промышленных лесозаготовителей в таких основных лесных массивах планеты, как леса Амазонки, Южной Африки и Юго-Восточной Азии, Северо-запада России, Сибири и Дальнего Востока, по-прежнему вели к истощению лесных ресурсов и уничтожению связанной с лесом традиционной культуры коренных жителей и малочисленных народов. В противовес сложившейся практике лесопользования международное экологическое движение создало механизмы мотивации перехода к устойчивому лесопользованию. Уже в 1980–1990 гг. стал формироваться экологически чувствительный рынок в странах Европы и США. Международные экологические общественные организации учитывали предпочтения этого рынка и использовали рыночные механизмы. Был создан механизм негосударственного продвигаемого рынком управления лесами [11]. Первым этапом были публично известные экологические акции и организация потребительских бойкотов крупных торговых компаний, покупателей изделий из древесины, которые принесли им значительные убытки. Это заставило бизнес считаться с требованиями общественности. Параллельно с этим организациями гражданского общества и сетями экспертов в области лесоуправления и лесопользования были созданы международные и национальные системы лесной сертификации, основанные на принятых на международном уровне принципах и критериях устойчивого лесопользования, которые легитимировали практики продвинутых лесных компаний. Они подтверждали, что древесина заготавливалась с соблюдением экологических норм, прав местного и коренного населения, без угнетения трудящихся, то есть что производители продукции экологически и социально ответственны. К концу 1990-х гг. в России международные и российские экологические общественные организации также стали активно продвигать принципы и практики устойчивого лесопользования. Основными стали Всемирный фонд дикой природы, Гринпис, Центр охраны дикой природы, Международный союз охраны природы, Социально-экологический союз, а также ряд региональных организаций, например, СПОК в Карелии и БРОК на Дальнем Востоке. Для этого использовался широкий спектр методов. Использовались акции прямого действия по спасению старовозрастных и уникальных лесов от лесозаготовителей, международные потребительские бойкоты торговых компаний с всемирно известными брендами. Одновременно российскими общественными организациями стала продвигаться международная система лесной сертификации по схеме FSC. Была сформирована группа лесопромышленников, заинтересованных в изменении собственных практик лесопользования - Ассоциация экологически ответственных лесопромышленников. В это же время Всемирный форд дикой природы финансировал совместно с лесопромышленниками два проекта модельных лесов, где на практике отрабатывались методы ведения устойчивого лесопользования в России. Одной из основных задач этих проектов была подготовка к сертификации лесоуправления по схеме FSC. В случае Псковского модельного леса была сертифицирована лесозаготовительная компания СТФ Струг, а в случае Модельного леса «Прилузье» - Прилузский лесхоз. В рамках последнего был разработан региональный стандарт, одобренный правительством республики Коми и региональными госорганами управления лесами. Одновременно оба проекта стали центрами обучения и продвижения лесной сертификации в России. Различные методы общественности (от конфронтации до партнёрства) стали постепенно формировать новые дискурсы и практики лесопромышленников. Основным методом внедрения новых практик стала сама FSC-сертификация, а все остальные перечисленные методы помогли создать мотивацию и спрос на сертификацию. Председатель Ассоциации лесопромышленников Поморья выражает необходимость в сертификации так: «Мы живем в обществе. Не хотим, чтобы общество про нас говорило, что мы уничтожаем леса. Стараемся, чтобы у нас всё было правильно, чтобы на нас не смотрели, что мы приходим в лес и надо всё забрать. Хотим, чтобы к нам общественность относилась правильно. В связи с этим для предприятий-экспортёров, входящих в Ассоциацию, одной из главных становится задача внедрения современных требований и организацию у себя устойчивого лесоуправления. Большинство руководителей лесоперерабатывающих предприятий осознали важность получения сертификата на продукцию с целью удержания её устойчивого сбыта». Понятие «устойчивое лесоуправление» («устойчивое лесопользование») постепенно стало входить в дискурсы лесопромышленников и государственных служащих - работников лесного хозяйства. Однако специфика этих акторов обусловила, в первую очередь, экономическую интерпретацию понятия. Директор Подпорожского лесхоза Ленинградской области объяснил устойчивое лесопользование: «Мы, практики, понимаем термин „устойчивое лесопользование“ так, что на определённой территории должна быть обеспечена беспрерывная заготовка древесины многие столетия». Таким образом, экологические общественные организации стали основными акторами, способствующими смене привычной колеи, переходу к устойчивому лесопользованию и экологической модернизации лесной отрасли для расширения адаптивных возможностей лесных экосистем и местных сообществ [12]. Международный институт устойчивого лесопользования был перенесён в Россию. Институционализация устойчивого лесопользования происходила через адаптацию международных стандартов усилиями Национальной инициативы FSC, Национального офиса FSC и региональных рабочих групп по продвижению лесной сертификации. В процесс включились консультанты из различных научных организаций и аудиторских компаний. Однако создавались методические рекомендации, разъяснительные и информационные материалы, зачастую не согласованные с Национальной инициативой FSC. С одной стороны, такие усилия являлись поддержкой процесса институционализации устойчивого лесопользования, с другой стороны, различная интерпретация понятий вносила путаницу. Национальная инициатива FSC должна была адаптировать международные стандарты в разноклиматических регионах России, наполнить международные понятия содержанием, соответствующим российской специфике. Для решения этих задач сформировалось сообщество экспертов, заинтересованных в развитии устойчивого лесопользования. Оно состояло из представителей общественных организаций, научных учреждений, властных и коммерческих структур. Таким образом, основные акторы из общественного сектора, продвигающие устойчивое лесопользование, начали его институционализацию в России и создали в 2005 г. специальный законотворческий орган - Национальную инициативу FSC. Роль исполнительного органа взял на себя сформированный в этом же году Национальный офис FSC. При этом контролирующую роль выполняли аудиторские компании, которых в свою очередь контролировал спецотдел Лесного попечительского совета «Международные аккредитационные услуги» (Accreditation Services International - ACI), эксперты научных организаций, госорганы управления лесами и управляющие компании самих лесных холдингов (внутренний аудит). В контроле также участвовала стратифицированная группа сельских жителей на местном уровне (местная общественность), знавшая о выгодах и преимуществах лесной сертификации и популяризовавшая её принципы среди различных групп местных лесопользователей [13]. Одной из составляющих института устойчивого лесопользования стали Национальные стандарты FSC. Они создавались и апробировались более 8-ми лет, после чего в конце 2008 г. находились в конечной стадии процесса аккредитации и в 2009 г. вступили в силу. Поскольку в соответствие с международными правилами FSC в Национальную инициативу FSC входили представители общественных, научных и бизнес организаций, представлявшие различные интересы, процесс разработки национальных стандартов стал платформой для широкой дискуссии по интерпретации понятий, принципов и критериев устойчивого лесопользования. В результате национальные стандарты стали развёрнутой и согласованной с различными группами интересов версией международного негосударственного лесного закона, адаптированного для России. Второй составляющей института устойчивого лесопользования в России и новым актором его продвижения стал Российский национальный офис FSC. Необходимость его диктовалась тем, что сертификация по схеме FSC российских лесных компаний и их предприятий стала массовой. Международные аудиторские компании, аккредитованные при FSC - третья составляющая института устойчивого лесопользования и актор его продвижения. Поскольку по правилам FSC до принятия национальной версии международных стандартов устойчивого лесопользования сертификационные аудиты проходят на основе интерпретаций стандартов, существующих в разных аудиторских компаниях, одной из проблем институционализации стало различие их подходов и требований. Столкновение дискурсов и практик иностранных и российских аудиторов, руководства лесных компаний, взглядов чиновников из госорганов управления лесами, а также различных групп местных лесопользователей привело к тому, что качество и содержание сертифицированной системы лесоуправления сильно отличалось у различных компаний. В результате у некоторых компаний были конфликты с коренными народами, местным населением, общественными организациями. Всё время стояла проблема унификации требований аудиторов и интерпретируемых ими понятий FSC-сертификации (например, «леса высокой природоохранной ценности», «коренные народы», «местное население» и другие). Для этого Национальный офис FSC совместно с Национальной инициативой FSC стал проводить регулярные встречи, семинары, круглые столы, совещания и конференции с представителями аудиторских компаний, где обсуждались наиболее проблемные моменты сертификации. Предлагались определённые интерпретации понятий, что, по сути, являлось формированием нового для России дискурса о практиках устойчивого лесопользования. В результате вырабатывалось общее представление, как надо заниматься устойчивым лесопользованием, которое затем через аудиты распространялось и на практики лесных компаний. Кроме того, почти за 10-летний период развития FSC-сертификации в России появилось много научных организаций и отдельных экспертов, оказывающих консультационные услуги. Эксперты стали всё больше влиять на практическую реализацию критериев FSC, то есть они стали важными акторами. Однако качество и содержание консультационно-экспертных услуг сильно отличалось. Оно во многом зависело как от практического опыта и образования самого эксперта, так и от того, насколько тесно он сотрудничал с Национальной инициативой FSC и разделял выработанные там интерпретации и взгляды, входил в их дискурсивную группу. В этой ситуации институционализация устойчивого лесопользования пошла путём создания документов в виде приложений к национальному стандарту FSC - по сути «подзаконных актов» этой схемы сертификации. Например, были написаны и добавлены в конце к стандарту ключевые требования по выделению и сохранению лесов высокой природоохранной ценности, в том числе рекомендации по выполнению социального блока сертификации [14]. Эти документы были созданы экспертами Национальной инициативы FSC, затем обсуждены среди аудиторов и лесопромышленников, доработаны и предложены лесопромышленникам как руководство к действию при подготовке к сертификации и аудите. Большое внимание было уделено обучению специалистов в области лесной сертификации. В столице и большинстве региональных вузов студентам лесных факультетов была предложена специализация в этой области [15]. Таким образом, представления и опыт экспертов были включены в формирование института устойчивого лесопользования. Кроме упомянутых документов, эксперты подготовили ряд подробных региональных методических рекомендаций по выполнению различных принципов FSC для лесопромышленников, госорганов управления лесами и других лесопользователей [16, 17]. Одновременно Национальный офис FSC провёл анкетирование, отбор и регистрацию национальных экспертов-консультантов FSC. Составление такого списка должно было выделить для лесопромышленников тех экспертов, которые могли консультировать в соответствие с позицией национальных органов FSC. Создание специальных документов, методических рекомендаций, встречи с аудиторами и регистрация консультантов привели к улучшению качества аудитов, унификации и формализации практик устойчивого лесопользования в случаях сертификации компаний. Всеобщими усилиями в России был создан институт устойчивого лесопользования с хорошо развитой структурой. Он существовал параллельно с государственной системой лесоуправления и дублировал её. Можно провести параллели между Лесным кодексом с его подзаконными актами и Стандартом национальной инициативы FSC с его приложениями и рекомендациями, иерархической структурой госорганов управления лесами и сетевой структурой контроля и реализации принципов FSC. Эта новая институциональная структура действует в России на основе рыночных и глобализационных механизмов, созданных для сохранения и воспроизводства лесов. Поскольку новый институт устойчивого лесопользования способствовал экологической модернизации и заставлял лесопромышленников менять привычный путь деятельности, он вступил в противоречия со старой государственной системой управления и контроля за лесопользованием. Ведь старая российская система, как было показано, служила основой неустойчивому лесопользованию, и её трансформация в период экономических реформ, особенно начиная с 2000 г., выглядит как разрушение структур государственного лесного контроля и управления.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.84.207 (0.007 с.) |