Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие репрезентативной культуры. Культурные эксперты (агенты изменения).Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Репрезентативная культура - понятие ввел Тенбрук ( немецкий социолог 1919-1994 ). Культура является общественным фактом, поскольку является Р. к-рой, т.е. имеет идеи, ценности, представления, идеологии, кот. действенны в силу их фактич. признания. Она охватывает, следовательно, убеждения, оценки, картины мира, идеи и идеологии, которые воздействуют на социальное поведение в той мере, в какой члены общества либо активно их разделяют, либо пассивно признают. К репрезентативной культуре относятся и такие характеристики, как историчность, изменчивость, коллективность, несводимость к культуре индивидуума и т.д. Соц организм основывается на взглядах, убеждениях, 'мнениях', изменение которых влечет за собой изменения во всех сферах общественной жизни. Но учитываются не всякие мнения, а мнения, так сказать, агентов изменений (Лица, группы или организации, деятельность к-рых ведет к соц. изменениям). Тенбрук называет их интеллектуалами или культурными экспертами. Каждое общество и каждая историческая эпоха выдвигает своих культурных экспертов. Так, в 'примитивных' обществах культурные эксперты - это колдуны, маги, шаманы; на теологической стадии (следуя терминологии Конта) - жрецы, священники, богословы, на метафизической стадии - критические и скептические философы, на научной стадии - ученые. Но всегда это - идеологи, функция которых состоит в изменении господствующих мнений и, следовательно, в изменении общества.
Макс Вебер – выдающийся немецкий социолог, экономист, историк, создатель понимающей социологии и теории социального действия, один из основателей социологии 20 века. Наименование «понимающая социология» и «теория социального действия» учение Вебера получило в связи с тем, что в его основе лежало сосредоточение внимания социолога на выявлении смысла действия людей, их поведения, который они сами в них вкладывают. Социология по Веберу – наука об осмысленном социальном действии. Идя таким путем, можно понять действительную сущность и общества в целом и его структуры. Не всякое действие человека является социальным. Вне связи друг с другом действия выступают не как социальные, а как личностные. Действие становится социальным лишь тогда, когда: 1. действующий субъект вкладывает в него свой определенный смысл, действие субъекта мотивировано; 2. действие, поведение людей соотнесено с поведением других, соориентированно. Два признака социального действия: субъективно подразумеваемый смысл и ориентация на поведение других людей. Сами соц. действия подразделяются на 4 категории (по степени рациональности): 1. целерациональные, 2. ценностно-рациональные, 3. аффективные, 4. традиционные. Положив в основу своей теории социального действия рациональность, Вебер почти все внимание обращает на два первых типа действий, т.к. только они являются по-настоящему осознанными, социальными. Целерациональное действие – идеальный, абсолютно рациональный тип социального действия. Действующий субъект однозначно осознает его цели, рационально соотнесенные с осмысленными средствами, подходящими с точки зрения субъекта для достижения данной цели. Ценностно-рациональное действие – действие, смысл которого не в достижении внешней цели, а в собственной вере действующего субъекта в самоценность этого действия как такового. Совершаются, не считаясь с предвидимыми последствиями, на основе убеждений долга, достоинства, религии, красоты. В аффективных и традиционных типах действия рациональность представлена очень слабо, субъективно они иррациональны. Первое крайне эмоционально, второе основано на подражании, соблюдении обычаев и традиций по привычке. Основные виды действия по Максу Веберу: 1) цель и рациональное действие (сам человек определяет цель и к ней средства) 2) ценностно-рациональное действие (вера в какую-нибудь ценность) 3) аффективное действие (обусловлено эмоциональным состоянием человека) 4) традиционное действие (длительная привычка, так, как поступали предки)
М. Вебер (1884 — 1920) — виднейший немецкий социолог. Одной из основных его работ считается «Протестантская этика и дух капитализма», в продолжении которой Вебер написал сравнительный анализ наиболее значимых религий и проанализировал взаимодействие экономических условий, социальных факторов и религиозных убеждений. Впервые данное произведение было опубликовано в 1905 г. в Германии и с тех пор является одной из лучших работ по анализу причин возникновения современного капитализма. Под духом капитализма Вебер понимает следующее: Идеальный тип капиталиста, к которому приближаются некоторые немецкие промышленники того времени, Вебер обозначал так: «ему чужды показная роскошь и расточительство, упоение властью, ему присущ аскетический образ жизни, сдержанность и скромность». Богатство дает ему иррациональное ощущение хорошо исполненного долга. Поэтому этот тип поведения так часто осуждался в традиционных обществах, «неужели нужно всю жизнь напряженно работать, чтобы потом все свое богатство унести в могилу?». В Пэидк Вебер проводит анализ статистических данных, на основании которых он замечает, что протестанты – в отличие от католиков – преобладают среди людей, владеющих капиталом, что протестанты склонны к буржуазному типу жизни и т.п. Вебер склоняется к тому, что причину различного поведения следует искать в «устойчивом внутреннем своеобразии», а не только в историко-политическом положении. Отношение носителей новых веяний и церкви складывались достаточно сложно. К торговцам и крупным промышленникам церковь относилась достаточно сдержано, считая то, что они делают в лучшем случае только терпимым. Торговцы же, в свою очередь, опасаясь грядущего после смерти, старались задобрить Бога, посредством церкви, подарками в виде крупных сумм денег, передаваемых как при жизни, так и после смерти. Появился веберовский предприниматель — трудолюбивый, инициативный, скромный в потребностях, любящий деньги ради самих денег. Символический интеракционизм -(лат -взаимодействие) — теоретико-методолог, направление преимущественно в амер. социологии, социальной психологии и культурологии, сформировавшееся в Чикаго в 20-30-х гг.. С.и. сосредоточивается на анализе символич. аспектов социальных взаимодействий. Символич. интеракционистов объединяет не строгая теория, а общность видения социального процесса, трактуемого как процесс выработки и изменения социальных значений, постоянного определения и переопределения ситуаций взаимодействия их участниками. --- Кули ---- предшественник Вебера. “Человеч. природа и социальный порядок” - утверждение о социальной природе человека. Первичные и вторичные группы. Первичные – семья, детские группы, дружеские контакты – люди общаются с глаза на глаз, общение отлич. интимностью, личными неформальными связями (малая группа). Вторичные – классы, нации, партии – Эл-ты общества, образ соц. структуру. Личность – сумма психич. реакций ч-ка на мнение о нем окружающих людей è основа теории зеркального я. --- Уильям Томас --- принадлежал к Чикагской социологич. школе. “концепция определения ситуации” – если ситуация определяется как реальная, то она реальна по своим последствиям. Стоит только ч-ку неправильно определить ситуацию, как ситуация сама определяет его. В этой Ч. школе Томас сотрудничал с Френсисом Званецким, они опробовали методы качественной социологии. Разработали критерии приспособления к обществу: ~ Мещанский (традицион. установки) – не вносит ничего нового, а продолжает вести стиль жизни как родители. ~ Богемный – используют неустойки, приспосабливаются к различн. среде. ~ Творческий – ориентир на творческую деятельность и изменение соц. реальности – изобретения + новации. (чем выше темперамент ч-ка, тем выше у него творческий потенциал) ТОмас из первых предложил анализировать мир: 1) в призме уже сложившихся научн. достижений, концепций, теорий. 2) с т.з. обывателя простого действующего индивидуума (двуединый контекст) è если следовать этим двум пунктам, то достигается адекватное знание.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 902; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.31.27 (0.011 с.) |