Понятие репрезентативной культуры. Культурные эксперты (агенты изменения).



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие репрезентативной культуры. Культурные эксперты (агенты изменения).



Репрезентативная культура - понятие ввел Тенбрук (немецкий социолог 1919-1994). Культура является общественным фактом, поскольку является Р. к-рой, т.е. имеет идеи, ценности, представления, идеологии, кот. действенны в силу их фактич. признания. Она охватывает, следовательно, убеждения, оценки, картины мира, идеи и идеологии, которые воздействуют на социальное поведение в той мере, в какой члены общества либо активно их разделяют, либо пассивно признают. К репрезентативной культуре относятся и такие характеристики, как историчность, изменчивость, коллективность, несводимость к культуре индивидуума и т.д.

Соц организм основывается на взглядах, убеждениях, 'мнениях', изменение которых влечет за собой изменения во всех сферах общественной жизни. Но учитываются не всякие мнения, а мнения, так сказать, агентов изменений (Лица, группы или организации, деятельность к-рых ведет к соц. изменениям). Тенбрук называет их интеллектуалами или культурными экспертами. Каждое общество и каждая историческая эпоха выдвигает своих культурных экспертов. Так, в 'примитивных' обществах культурные эксперты - это колдуны, маги, шаманы; на теологической стадии (следуя терминологии Конта) - жрецы, священники, богословы, на метафизической стадии - критические и скептические философы, на научной стадии - ученые. Но всегда это - идеологи, функция которых состоит в изменении господствующих мнений и, следовательно, в изменении общества.


7. Понятие социального действия и классификация М.Вебера.

Макс Вебер – выдающийся немецкий социолог, экономист, историк, создатель понимающей социологии и теории социального действия, один из основателей социологии 20 века.

Наименование «понимающая социология» и «теория социального действия» учение Вебера получило в связи с тем, что в его основе лежало сосредоточение внимания социолога на выявлении смысла действия людей, их поведения, который они сами в них вкладывают. Социология по Веберу – наука об осмысленном социальном действии. Идя таким путем, можно понять действительную сущность и общества в целом и его структуры.

Не всякое действие человека является социальным. Вне связи друг с другом действия выступают не как социальные, а как личностные. Действие становится социальным лишь тогда, когда: 1. действующий субъект вкладывает в него свой определенный смысл, действие субъекта мотивировано; 2. действие, поведение людей соотнесено с поведением других, соориентированно.

Два признака социального действия: субъективно подразумеваемый смысл и ориентация на поведение других людей.

Сами соц. действия подразделяются на 4 категории (по степени рациональности): 1.целерациональные, 2.ценностно-рациональные, 3.аффективные, 4.традиционные.

Положив в основу своей теории социального действия рациональность, Вебер почти все внимание обращает на два первых типа действий, т.к. только они являются по-настоящему осознанными, социальными.

Целерациональное действие – идеальный, абсолютно рациональный тип социального действия. Действующий субъект однозначно осознает его цели, рационально соотнесенные с осмысленными средствами, подходящими с точки зрения субъекта для достижения данной цели.

Ценностно-рациональное действие – действие, смысл которого не в достижении внешней цели, а в собственной вере действующего субъекта в самоценность этого действия как такового. Совершаются, не считаясь с предвидимыми последствиями, на основе убеждений долга, достоинства, религии, красоты.

В аффективных и традиционных типах действия рациональность представлена очень слабо, субъективно они иррациональны. Первое крайне эмоционально, второе основано на подражании, соблюдении обычаев и традиций по привычке.

Основные виды действия по Максу Веберу:

1) цель и рациональное действие (сам человек определяет цель и к ней средства)

2) ценностно-рациональное действие (вера в какую-нибудь ценность)

3) аффективное действие (обусловлено эмоциональным состоянием человека)

4) традиционное действие (длительная привычка, так, как поступали предки)


8. «Протестантская этика и дух капитализма» М.Вебера.

М. Вебер (1884 — 1920) — виднейший немецкий социолог. Одной из основных его работ считается «Протестантская этика и дух капитализма», в продолжении которой Вебер написал сравнительный анализ наиболее значимых религий и проанализировал взаимодействие экономических условий, социальных факторов и религиозных убеждений. Впервые данное произведение было опубликовано в 1905 г. в Германии и с тех пор является одной из лучших работ по анализу причин возникновения современного капитализма.

Под духом капитализма Вебер понимает следующее: Идеальный тип капиталиста, к которому приближаются некоторые немецкие промышленники того времени, Вебер обозначал так: «ему чужды показная роскошь и расточительство, упоение властью, ему присущ аскетический образ жизни, сдержанность и скромность». Богатство дает ему иррациональное ощущение хорошо исполненного долга. Поэтому этот тип поведения так часто осуждался в традиционных обществах, «неужели нужно всю жизнь напряженно работать, чтобы потом все свое богатство унести в могилу?».

В Пэидк Вебер проводит анализ статистических данных, на основании которых он замечает, что протестанты – в отличие от католиков – преобладают среди людей, владеющих капиталом, что протестанты склонны к буржуазному типу жизни и т.п. Вебер склоняется к тому, что причину различного поведения следует искать в «устойчивом внутреннем своеобразии», а не только в историко-политическом положении.

Отношение носителей новых веяний и церкви складывались достаточно сложно. К торговцам и крупным промышленникам церковь относилась достаточно сдержано, считая то, что они делают в лучшем случае только терпимым. Торговцы же, в свою очередь, опасаясь грядущего после смерти, старались задобрить Бога, посредством церкви, подарками в виде крупных сумм денег, передаваемых как при жизни, так и после смерти.

Появился веберовский предприниматель — трудолюбивый, инициативный, скромный в потребностях, любящий деньги ради самих денег.
9. Символический интеракционизм: Ч.Кули, У.Томас.

Символический интеракционизм -(лат -взаимодействие) — теоретико-методолог, направление преимущественно в амер. социологии, социальной психологии и культурологии, сформировавшееся в Чикаго в 20-30-х гг.. С.и. сосредоточивается на анализе символич. аспектов социальных взаимодействий. Символич. интеракционистов объединяет не строгая теория, а общность видения социального процесса, трактуемого как процесс выработки и изменения социальных значений, постоянного определения и переопределения ситуаций взаимодействия их участниками.

--- Кули ---- предшественник Вебера. “Человеч. природа и социальный порядок”

- утверждение о социальной природе человека. Первичные и вторичные группы. Первичные – семья, детские группы, дружеские контакты – люди общаются с глаза на глаз, общение отлич. интимностью, личными неформальными связями (малая группа).

Вторичные – классы, нации, партии – Эл-ты общества, образ соц. структуру.

Личность – сумма психич. реакций ч-ка на мнение о нем окружающих людей è основа теории зеркального я.

--- Уильям Томас --- принадлежал к Чикагской социологич. школе. “концепция определения ситуации” – если ситуация определяется как реальная, то она реальна по своим последствиям. Стоит только ч-ку неправильно определить ситуацию, как ситуация сама определяет его. В этой Ч. школе Томас сотрудничал с Френсисом Званецким, они опробовали методы качественной социологии. Разработали критерии приспособления к обществу:

~ Мещанский (традицион. установки) – не вносит ничего нового, а продолжает вести стиль жизни как родители.

~ Богемный – используют неустойки, приспосабливаются к различн. среде.

~ Творческий – ориентир на творческую деятельность и изменение соц. реальности – изобретения + новации. (чем выше темперамент ч-ка, тем выше у него творческий потенциал)

ТОмас из первых предложил анализировать мир:

1) в призме уже сложившихся научн. достижений, концепций, теорий.

2) с т.з. обывателя простого действующего индивидуума (двуединый контекст) è если следовать этим двум пунктам, то достигается адекватное знание.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.219.62 (0.006 с.)