Фольклорные элементы, приёмы, жанры в творчестве писателей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фольклорные элементы, приёмы, жанры в творчестве писателей



Использование жанров народного творчества было характерной особенностью творчества многих русских писателей. К ним обращались и А. С. Пушкин, и М. Ю. Лермонтов, и Н. В. Гоголь, и Н. А. Некрасов.
СОВЕТ: вспомните фольклорную основу баллады В. А. Жуковского «Светлана» (сцена гадания, фольклорный зачин и концовка), историческую стилизацию «Песни про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова, синтез фольклорных жанров в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», народную образность «Реквиема» А. А. Ахматовой, сказочные и былинные мотивы поэмы А. Т. Твардовского «Василий Тёркин».
М.Е.Салтыков-Щедрин П.Бажов Н.В.Гоголь А.С.Пушкин  
Сказки Сказы Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» Роман «Капитанская дочка»
Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина резко индивидуальны и не похожи ни на какие другие. Для написания сказок автор использовал такие литературные приемы, как гротеск, гипербола, антитеза. Немаловажен был и эзопов язык. Стараясь скрыть от цензуры истинный смысл написанного, писатель был вынужден использовать самые разнообразные приемы. Постараемся рассмотреть особенности жанра сказки писателя на примере нескольких его произведений. В “Диком помещике” автор показывает, до чего может опуститься богатый барин, оказавшийся без слуг. В этой сказке применена гипербола. В сказке “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” автором использованы и гипербола и гротеск. Читатель видит безропотность мужика, его покорность, беспрекословное подчинение двум генералам. Он даже сам привязывает себя на цепь, что лишний раз указывает на закабаленность русского мужика. Фольклорная основа сказов прослеживается и в обращении к изображению чудесных предметов. Они часто являются дарами за высокие нравственные качества героев, их уважение к родной земле, ее природе и таинствам. Однако, как и в народных сюжетах, предметы, обладающие волшебными свойствами, имеют двоякую природу: они часто несут в себе не только благо, но и отрицательные черты, лишний раз подчеркивая авторское убеждение в том, что истинное богатство заключено не в золоте и драгоценностях, а в душевной красоте и творчестве. Сохраняя традиционные мотивы фольклора - воздаяние за добро и зло, любовь, семейные взаимоотношения - Бажов добавляет к ним характерные мотивы рабочего фольклора: важность творчества для жизни человека и расплата за полученный дар творить. Интерес писателя к легендам, преданиям, народным поверьям, придающим особую романтическую окраску своему повествованию. «Ночь перед Рождеством», элементы сказочной фантастики в повести. Стремление автора передать духовную нравственную красоту народа, образы Вакулы, Оксаны. «Вечера накануне Ивана Купала» – фольклорный сказ, описание обрядов Прибаутки, загадки На стилистике фольклора, народных поговорок и прибауток основана речевая характеристика Пугачева: «В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком — да мимо. Ну, а что ваши?» Песни в качестве эпиграфов Эпиграфом ко второй главе послужила слегка измененная цитата из рекрутской песни «По­родила меня матушка». Гринев обращается с воп­росом к Пугачеву, встреченному в степи, знает ли он эту сторону. На что мятежник отвечает: «Сторона мне знакомая». Слова песни переходят в диалог главных героев. Слегка изменяя строку песни, Пушкин как бы спорит с ней: ведь степь не чужбина для Пугачева. Эпиграфы к главе «Любовь» — окончания песен «Ах ты, Волга, Волга матушка» и «Вещевало мое сердце, вещевало». Слова песен предвосхищают дальнейшие события повести: любовную историю Петра Гринева и Маши Мироновой, вы­нужденное расставание влюбленных.

ФОЛЬКЛОРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ, ПРИЁМЫ, ЖАНРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ПОЭТОВ

Н.А.Некрасов С.Есенин А.А.Ахматова А.Т.Твардовский Б. Окуджава
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» лирика Поэма «Реквием» Поэма «Василий Тёркин» Стихотворение «До свидания, мальчики»
Некрасов многократно обращался в лирике к фольклорным мотивам и образам. Поэму о народной жизни он целиком строит на фольклорной основе. Действительно, в «Кому на Руси жить хорошо?» в той или иной степени «задействованы» все основные жанры фольклора: сказка, песня, былина, сказания. Поэму открывает пролог – самая насыщенная фольклорными элементами глава. Уже сам «сказочный» зачин настраивает читателя на определенный лад. Некрасов мастерски воспроизводит тон фольклорного сказа, сохраняет фольклорную символику: неслучайно «сошлися и заспорили» именно семь мужиков – это одно из традиционных значимых чисел, и герои лишены реальной атрибутики: у них нет фамилий - либо имена, либо прозвища (Губины), нет реальных адресов - любую деревню можно назвать Гореловым, Нееловым или Неурожайкой. Лишены Некрасовские мужики и индивидуальных характеров. Сказочный зачин «Пролога» позволяет автору существовать в «сказочной реальности», где летают говорящие птички и под деревом закопаны скатерти-самобранки. По словам поэта, он начал писать, «подражая частушкам». На протяжении всей жизни он собирал частушки, их у него было около четырех тысяч. В поэме «Русь», в стихотворениях «Узоры», «Молитва матери» Есенин с болью поведал о народном горе, о печали русской деревни. И его чувствам, его стихам были созвучны частушки о ненавистной солдатчине, о судьбе крестьянских парней на войне: Погуляйте ратнички, Вам последние праздники. Лошади запряжены, Сундуки уложены. Традиция христианства в поэме «Реквием» сопрягается с фольклорной интонацией причитаний. Женщины всех времён, все те, кто знает цену утрат, соединяются в едином скорбном гласе: Буду я, как стрелецкие жёнки, Под кремлёвскими башнями выть.   Жанр «Василия Тёркина» автор определил не случайно как «книгу про бойца». Само имя говорит о его типичности, близости народной среде, а фамилия соотносится с поговоркой «тёртый калач», т.е. бывалый человек. Подобно герою русской сказки, Василий Тёркин может и кашу из топора приготовить, и подбодрить своих товарищей хорошей шуткой в трудный час. Так, в главе «Солдат и смерть» Тёркин обретает черты былинного богатыря. Стихи, написанные слезами, – протест войне. Напоминают плач. Этому способствуют частые обращения и повторы: «мальчики, мальчики», «девочки, девочки»; эмоциональность (первое предложение с обращением заканчивается восклицательным знаком – надрыв, крик души при расставании, второе – точкой, - смирение с происходящим), певучесть стиха.)

ОБРАЗ ХРИСТА

Изображение Иисуса Христа в русской литературе вплоть до ХХ века практически отсутствует. Испытывая трепетное, благоговейное отношение к Богу, которое закладывалось с детства религиозным воспитанием, писатели долгое время не решались воплощать его образ на бумаге. Первым, кто ввел сюжет Христа в литературное произведение, был Ф. М. Достоевский, с его сном Алеши Карамазова. Традиция эта в начале ХХ века была в какой-то мере продолжена Л. Андреевым и Д. Мережковским.Век ХХ, с его обилием и разнообразием литературных течений и жанров, довольно богат на изображения Христа в качестве мотива или сюжета произведений. Это и «Мастер и Маргарита» Булгакова, и «Закон вечности» Думбадзе, и «Факультет ненужных вещей» Домбровского, и «Плаха» Айтматова, и «Покушение на миражи» Тендрякова.
Ф.М. Достоевский Л.Андреев М.А. Булгаков
Роман «Братья Карамазовых» Рассказ «Мальчик у Христа на ёлке» Повесть «Иуда Искариот» Роман «Мастер и Маргарита»
Все творчество Ф.М. Достоевского одухотворено образом кроткого и милосердного Иисуса, в Котором человек обретает утешение, любовь и красоту. В “Легенде о Великом инквизиторе” из «Братьев Карамазовых» вновь пришедшего на землю Христа бросают в темницу, поскольку Он может помешать рациональному устройству мира, в рамках которого нет места свободе человеческого выбора. Для Достоевского именно Россия, хранящая в своей духовной традиции подлинный образ Христа, способна во всей полноте явить его миру, и в этом ее историческая роль. В предсмертном видении бедному несчастному мальчику представляется, что его приводит на райскую елку Христос. Автор описывает сказочную елку у Христа. Если на земной елке мальчик встречается с бездушием и эгоизмом, то на елке у Христа он попадает в атмосферу любви и участия, обретая то, чего у него не было на земле, - семью, дом, где его любят. "Напитанным кровью и плотью мира" предстает перед нами андреевский Иисус. Он, также как и Иуда, представляет собой фантазию на евангельскую тему, и он близок в своем человеческом проявлении булгаковскому Иешуа из "Мастера и Маргариты". Иисус находится как бы на периферии описываемых событий. Эта концепция образа Иисуса была свойственна не только Л. Андрееву, но и другим художникам, в том числе А. Блоку, который также писал о наивности "Исуса Христа" (в поэме "Двенадцать"), женственности образа, в котором действует не его собственная энергия, а энергия других. Одним из персонажей романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» стал Иешуа ГА-Ноцри. Булгаков по-своему рассказывает легенду о Христе. Его герой удивительно осязаемый, жизненный. Это обычный смертный человек, по-детски доверчивый, простодушный, наивный, но вместе с тем мудрый и проницательный. Он слаб физически, но силен духовно, он как бы является воплощением лучших человеческих качеств. Ни побои, ни наказания не могут заставить его изменить своим принципам. Он поражает своим милосердием: он жалеет своего судью Пилата, страдающего болезнью; умирающий на иерусалимском солнцепеке, просит у стражника дать попить распятому рядом с ним разбойнику.

ОБРАЗ ЧИНОВНИКА

Образы чиновников в русской литературе раскрыты широко и разнопланово. Их основные черты: механистичность, «формализованность» поведения (оренбургские чиновники в повести «Капитанская дочка»); несовместимость идеи государственности и идеи человечности; бюрократизм; нарушение нравственных законов; средства сатирической типизации (М. Салтыков-Щедрин, В. Маяковский, М. Булгаков).
Термин «чиновничество» произошел от древнерусского «чин», что означало «ряд, строй, установленный порядок» (нарушение которого есть бесчинство). Но эти значения теперь забыты. В нашем представлении чин – это звание, позволяющее занимать определенные должности. Таким образом, чиновничество (современный его синоним – бюрократия), о котором пойдет речь – это категория лиц, профессионально занятых делопроизводством и выполнением исполнительских функций в системе государственного управления.
Значение чиновничества в России определено тем, что на протяжении целых исторических эпох бюрократическая иерархия выступала важным основанием социального разделения общества. Понятие «чин» в российской имперской культуре обрело самодовлеющий и почти мистический характер.
Изображение бедного чиновника традиционно для русских писателей XIX века. Однако раскрывалась эта тема писателями по-разному, образ этот претерпевал существенные изменения. Для раскрытия образа бедного чиновника наиболее важными являются два абсолютно разных аспекта: добровольное смирение с положением бесправного человека, мысль о невозможности что-либо изменить и совершенно противоположное этому стремление достичь «степеней известных», не гнушаясь никакими средствами.
А.П.Чехов А.С.Грибоедов А.С.Пушкин Н.В.Гоголь
Рассказ «Тонкий и толстый» Комедия «Горе от ума» Поэма «Медный всадник» Повесть «Шинель», комедия «Ревизор»
Интересен сюжет о встрече двух старых приятелей, бывших соучеников: толстого и тонкого. Пока они ничего не знают друг о друге, проявляют себя как люди: «Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез». Но стоило им обменяться «анкетными данными», как тут же между ними возникает непроходимая социальная граница. Так дружеская встреча оборачивается встречей двух неравных чинов. Известно, что в первой редакции рассказа мотивировка была традиционной: «тонкий» унижался от действительной зависимости, так как «толстый» оказывался его прямым начальником и распекал «по службе». Включая рассказ в 1886 г. в сборник «Пестрые рассказы», Чехов переработал его, сняв подобную мотивировку, и расставил другие акценты. Одно упоминание о высоком чине «толстого» повергает «тонкого» и все его семейство в своеобразный транс – эдакое сладостное самоуничижение, горячее стремление сделать все, чтобы лишить себя всякого человеческого подобия. Образ бедного чиновника (Молчалина), который мечтает достичь «степеней известных» представлен в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». олчалин — типичный «средний» человек и по уму, и по притязаниям. Но у него есть «свой талант»: он гордится своими качествами — «умеренностью и аккуратностью». Мировоззрение и поведение Молчалина строго продиктованы его положением в служебной иерархии. Он скромен и услужлив, потому что «в чинах... небольших», не может обойтись без «покровителей», даже если ему приходится всецело зависеть от их воли. Совершенно иной образ бедного чиновника рассмотрен А. С. Пушкиным в его «петербургской повести» «Медный всадник». В отличие от устремлений Молчалина, желания Евгения, главного героя поэмы, скромны: он мечтает о тихом семейном счастье, будущее у него ассоциируется с любимой девушкой Парашей (вспомним, что ухаживания Молчалина за Софьей обусловлены исключительно его стремлением заполучить чин повыше). Мечтая о простом («мещанском») человеческом счастье, Евгений совершенно не думает о высоких чинах, герой — один из бесчисленного множества чиновников «без прозванья», которые «где-то служат», не задумываясь о смысле своей службы. К теме бедного чиновника обращался и Н. В. Гоголь. В своих произведениях («Шинель», «Ревизор») он даёт своё осмысление образа бедного чиновника (Башмачкин, Хлестаков), при этом если Башмачкин близок по духу пушкинскому Евгению («Медный всадник»), то Хлестаков — своеобразный «преемник» Молчалина Грибоедова. Подобно Молчалину, Хлестаков, герой пьесы «Ревизор», обладает необычайной приспособляемостью. Основная мысль Н. В. Гоголя заключается в том, что даже мнимая чиновничья «величина» способна привести в движение в общем неглупых людей, сделав из них послушных марионеток.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 2181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.235.209 (0.004 с.)