Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Мотив жизни и смерти в прозе
Похожие статьи вашей тематики
Л.Н.Толстой
| М.Ю.Лермонтов
| И.С.Тургенев
| И.А.Бунин
| В.Некрасов
| Роман-эпопея «Война и мир»,
«Севастопольские рассказы»
| Роман «Герой нашего времени»
| «Собака»
| Рассказ «Господин из Сан-Франциско»
| Повесть «В окопах Сталинграда»
| Л.Н.Толстой ставит в своём романе многие вопросы, в том числе и вопрос о смерти и бессмертии. По его мнению, война – это ужаснейшее явление, которое несёт за собой смерть.
Не случайно Андрей Болконский перед лицом смерти, глядя в Аустерлицкое небо, переосмысливает своё отношение к Наполеону, славе, своём месте в этом мире…
| За десять дней до дуэли Печорин признался: «Я люблю врагов, хотя не по-христиански… Они меня забавляют, волнуют мне кровь. Быть всегда на страже … угадывать намерения, разрушать заговоры… - вот что я называю жизнью». Герой со страстью погружается в то, что сам называет жизнью. Его увлекает интрига, заговор, запутанность дела.
| Произведение «Собака» входит в цикл «Стихотворений в прозе». Повествование ведется от первого лица, и образ автора максимально близок И.С.Тургеневу. Стихотворение представляет собой философские размышления о жизни и смерти, о незначительности каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти. Об этом свидетельствуют слова «смерть», «жизнь», «огонек» (в значении «жизнь»), «конец». Смерть предстает перед нами в образе огромной хищной птицы, которая «налетит», «махнет» на огонек жизни «холодным широким крылом», а сама жизнь - это беззащитное существо, которое чувствует приближение смерти…
| Господин из Сан-Франциско — человек без истории, без имени, без цели. Цель-то у него, конечно, была — накопление денег, но, достигнув ее, он стал еще более духовно опустошенным. Так как все люди его положения отправляются в круиз, то и он также отправился в это плавание. В рассказе заложена сюжетная симметрия: два пути на пароходе — физически живого человека и трупа. Эти пути одинаковы, так как в обоих случаях на «Атлантиде» плывет всего лишь физическая оболочка.
| Некрасов пишет: «Просто как-то это всё здесь, на фронте. Был вчера – сегодня нет. А завтра, может, и тебя не будет». И эта тема – тема смерти – пронизывает всю повесть.
Подробное изображение страданий человека, ужасного в человеческой жизни, различных ликов смерти даёт непосредственное представление о стойкости бойцов, о войне как народной трагедии, вызывает острую жалость к погибшим. Но вместе с тем обнаруживается и мужество тех, кто всматривается в лица умирающих, пытается как-то облегчить их страдания, потому что понимает, что пред смертью на войне – все равны.
|
ЗАВЕТЫ ОТЦА
Большое влияние на формирование личности человека оказывает семья. Ряд произведений русской литературы XIX века убеждает нас в том, какую большую роль в жизни некоторых героев сыграл отцовский завет.
| А.С.Грибоедов
| А.С.Пушкин
| Л.Н.Толстой
| Н.В.Гоголь
| М.Горький
| Комедия «Горе от ума»
| Роман «Капитанская дочка»
| Роман «Война и мир»
| Поэма «Мёртвые души»
| Рассказ «Заветы отца»
| Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья –
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платье,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
(заветы отца Молчалину)
| Андрей Петрович Гринев внушает сыну, которого отправляет на военную службу, высокое понимание вопросов чести в дворянском ее представлении. Офицерскую службу старший Гринев считает не средством для устройства карьеры, а святым долгом перед державой. Отправляя сына на службу, он дает ему такой завет: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь … от службы не отговаривайся, помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».
| Прощаясь с сыном Андреем, который отправляется на войну, Николай Болконский дает свой отцовский завет – вести себя так, чтобы ему не было стыдно.
В напутствии, обращенном к сыну, звучит требование не уронить своего достоинства; оставаться Человеком, Мужчиной, что бы ни случилось.
| Отец Павла Ивановича Чичикова имеет жизненные позиции, существенно отличающиеся от убеждений героев Пушкина и Толстого. Провожая сына, отец, вручив ему полтинник, наказывает: «... больше всего угождай учителям и начальникам… С товарищами не водись, они тебя добру не научат…а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете».
| Отец, в час смерти, понимая, что гибели не избежать, не испугался, не забыл о своём шестнадцатилетнем сыне, нашёл в себе силы передать ему всё, что считал важным. Заветы, данные отцом перед смертью, сын исполнил, всегда помня его слова:
«Никогда не подходи к человеку, думая, что в нём больше дурного, чем хорошего, - думай, что хорошего больше в нём, - так это и будет!»,
«Помни – всё хорошее от человека»
|
ОБРАЗ КРЕСТА В ЛИРИКЕ
В дохристианский период крест был символом солнца и огня, а также жизни, поэтому использовался как оберег от зла и символ спасения. Крест - основополагающий символ христианства. Он является символом веры. Для христианина крест - это символ не смерти, а жизни.
| М.Ю.Лермонтов
| А.Блок
| А.А.Ахматова
| Б.Пастернак
| С. Наровчатов
| К.Симонов
| В.Высоцкий
| Стихотворение «Крест на скале»
| «Россия»
| Поэма «Реквием»
| Стихотворения «Зимняя ночь», «Любить иных – тяжелый крест…»
| Стихотворение "В кольце"
| Стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»
| Стихотворение
«Братские могилы
| Образ креста
создается при помощи глаголов “чернеет, гниет, гнётся”. Крест – реально видимый; каждый, кто видит его, поднимает руку, чтобы перекреститься:
В теснине Кавказа я знаю скалу,
Туда долететь лишь степному орлу,
Но крест деревянный чернеет над ней,
Гниет он и гнется от бурь и дождей.
Лирический герой также хочет подняться к этому черному кресту.
Однако он обременен тяжелой цепью бытия т.е. тяжелой жизнью, эта тяжесть давит его, он хочет освободиться о т “цепи бытия”. Крест для лирического героя как символ очищения его души от того, что тяготит его душу; лирический герой хорошо знает, что он будет делать: молиться и плакать.
| Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Строка «И крест свой бережно несу» обращает читателя к еще одной традиции русской литературы – ассоциации с подвигом Иисуса Христа. Нести на себе свой крест означало, что человек не волен выбирать себе судьбу, а должен проживать ту, что предопределена свыше. Кому суждено родиться в России, значит, и жизнь его должна быть связана с этой страной.
| В шестой главе образ сына ассоциируется с Христом. Его жизнь – это крестный путь, а путь матери - крест, жертва:
Легкие летят недели,
Что случилось, не пойму.
Как тебе, сынок, в тюрьму
Ночи белые глядели,
Как они опять глядят
Ястребиным жарким оком,
О твоем кресте высоком
И о смерти говорят.
| В стихотворении Б.Пастернака «Зимняя ночь» есть строчки
“судьбы скрещенье”. Это - переплетение, объединение двух сердец, судеб мужчины и женщины. В христианской традиции крест – символ страдания и святости. Поэтому в словах “скрещенье”, “крестообразно” не только смысл физической близости мужчины и женщины, но и скрытая тема святости. Любовь, страсть в стихотворении Пастернака – это и страдание, которое приносит искупление и спасение.
Стихотворение «Любить иных – тяжелый крест…»было написано в 1931 году. Это своеобразное откровение поэта.
Лирический герой говорит о том, что любить порою очень непросто:
Любить иных – тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
| От чёрного дня до светлого дня
Пусть крестит меня испытаньем огня.
Идя через версты глухие,
Тобой буду горд,
Тобой буду твёрд,
Матерь моя, Россия!
В стихотворении встречается образ креста. Лирический герой просит, чтобы его крестили огнём – это испытание силы духа, воли.
Получив крещение огнём, лирический герой, защищая Родину, становится сильнее во сто крат.
| Родина – это православная Россия, которая молится за своих сыновей. Родина - это «проселки, что дедами пройдены, с простыми крестами их русских могил», женские слезы и молитвы, которые оберегают солдат в бою: Слезами измеренный чаще, чем верстами,Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:Деревни, деревни, деревни с погостами,Как будто на них вся Россия сошлась,Как будто за каждою русской околицей,Крестом своих рук ограждая живых,Всем миром сойдясь, наши прадеды молятсяЗа в бога не верящих внуков своих. | В.Высоцкий обладал умением слить в своей поэтической судьбе множество персональных судеб. Не случайно каждый свой концерт Высоцкий либо начинал, либо заканчивал стихотворением
«Братские могилы»:
На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.
«…Но разве от этого легче?» – таким вопросом завершает поэт свое размышление о братских могилах. Вопрос, заставляющий и нас вспомнить величие героизма тех, которые когда-то защитили наш первый вздох, первый крик, первый шаг по земле.
На «братских могилах не ставят крестов»: братские могилы хранят память о многих….
|
ОБРАЗ КРЕСТА В ПРОЗЕ
Ф.М.Достоевский
| И.С.Тургенев
| Л.Андреев
| Валентин Распутин
| Роман «Преступление и наказание»
| Роман «Отцы и дети»
| Повесть «Иуда Искариот»
| Повесть «Прощание с Матёрой»
| Обмен крестами в романе происходит дважды: первый раз Лизавета и Соня меняются крестами, а затем – Родион и Соня. Соня оставляет себе крест Лизаветы – случайной жертвы Раскольникова, а свой отдаёт Родиону. Она, по сути, тоже жертва: отдала себя ради счастья близких ей людей.
| Говоря об образе креста, нельзя не вспомнить историю любви Павла Кирсанова к княгине Р. Кирсанов дарит возлюбенной кольцо со сфинксом, говоря ей, что сфинкс - это она. Перед смертью княгиня передает кольцо назад: «Она провела по сфинксу крестообразную черту и велела ему сказать, что крест - вот разгадка». символ кольца с крестом как указанием на «разгадку» перерастает рамки одной человеческой судьбы и становится ключом ко всему роману. Он смыкается с последним эпизодом «Отцов и детей» - осиротевшие старички Базаровы приходят на сельское кладбище, где среди «серых деревянных крестов» скрывается могила их единственного и горячо любимого сына.
| «На самом темени земли вздымается крест - и на нем распятый Иисус».
Крест - возвышенный образ, образ чего-то могущественного и сильного. Крест как божественный артефакт, стоящий между жизнью и смертью самого Иисуса.
Распятие Иисуса на кресте символично: крест — это символ, центр, схождение Добра и Зла.
| В слове Матёра трудно выделить корень: это корень и от слова мать, и от слова материк – вечное, прочное, родовое. (Мать-земля, мать-Родина), материк – земля, окружённая со всех сторон водой. Матёра – это и остров, и одноимённая деревня. И вот этой деревне угрожает смерть. И кладбище – это память. Память о тех, кто ушел. Наверное, поэтому
“старухи до поздней ночи ползали по кладбищу, втыкали обратно кресты, устанавливали тумбочки”.
Здесь кресты – не только образы смерти, угасающей жизни. Это то единственное, что оставалось у жителей деревни от прошлого, от их ушедших родных, то, что удерживало их на родной земле.
|
ЛАГЕРНАЯ ТЕМА
Одной из новаторских и интересных тем в литературе 60-х годов была тема лагерей и сталинских репрессий.
| Г. Владимов
| А.И.Солженицын
| В.Шаламов
| Повесть «Верный Руслан
| Рассказ «Один день Ивана Денисовича»
| Книга «Колымские рассказы».
| Г. Владимов в своей повести затрагивает актуальные проблемы описываемого времени. «Увидеть ад глазами собаки и посчитать его раем»— так сам автор определил главную проблему повести «Верный Руслан». Что знает о жизни главный герой повести — умный сторожевой пес Руслан? Что значит для него, к примеру, счастье? Ночные бдения с хозяином, когда они несут службу, и возле них добро и тепло, а там — весь огромный мир с его злостью и пакостями. Что такое порядок? Бараки в два ряда, вышка, колючая проволока да глаз прожектора, освещающий лагерь. Что такое долг? Охранять этот порядок, оберегать его, не допускать заключенного к колючей проволоке, не давать ему возможности выйти из строя, а если тот вышел – заталкивать обратно.
Но вот однажды этот мир рухнул. Флаг, развевающийся над лагерем, был снят и брошен на землю, огромные ворота, которые по всем правилам должны были быть закрыты, распахнулись. Лагерь опустел, а ужасного вида человек на своем урчащем тракторе делает то, за что раньше стреляли без окрика: ломает забор с колючей проволокой. Как тут не зарычать, как не приготовиться к прыжку, ожидая услышать: “Фас, Руслан! Фас!” Но нет долгожданной команды. Что же это происходит? Крушение порядка, крушение мира... Свобода не просто непривычна для Руслана — она для него неприемлема, а воспринимает он ее как временную. Ему очень хочется, чтобы его “рай” — старый мир с его порядками, размеренная лагерная жизнь и все, что несла она с собой, — вернулся. Поэтому и бегает он на платформу ждать, когда приедет поезд с заключенными.
| В своей знаменитой повести «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицын описал только один день заключенного – от подъема до отбоя, но повествование построено так, что читатель может представить себе лагерную жизнь сорокалетнего крестьянина Шухова и его окружения во всей полноте. Ко времени написания повести ее автор был уже очень далек от социалистических идеалов. Эта повесть – о противозаконности, противоестественности самой системы, созданной советскими руководителями.
Прототипами центрального героя стали Иван Шухов, бывший солдат артиллерийской батареи Солженицына, и сам писатель-заключенный, и тысячи невинных жертв чудовищного беззакония. Солженицын уверен, что советские лагеря были такими же лагерями смерти, как фашистские, только убивали там собственный народ.
| «Правая кисть» - это рассказ-символ. В этом рассказе смерть героя - это не только осмысление его жизни, его нравственных ценностей, но и оценка идеологии государства, оценка мировоззрения человека советской эпохи. Герой - беспомощный, больной старый калека, "ветеран" карательного ЧОН, которому не оказывают помощи, и он в одиночестве, возможно, умирает. Сам рассказчик является одним из пациентов "ракового корпуса", десять из тридцати пяти лет своей жизни проведший в сталинских лагерях и после этого сосланный в вечную ссылку. У бывшего чекиста документы сгорели, и теперь он не может доказать, что «в прошлом был великим человеком и служил великой цели - уничтожал врагов нового советского государства». Отчасти он в этом винит и себя, что "справок не копил".
| В созданной В. Шаламовым книге «Колымских рассказов» раскрывается весь ужас лагеря и лагерной жизни. Рассказы Шаламова увидели свет уже после книг Солженицына, который, казалось бы, все написал о лагерном быте. И при этом проза Шаламова буквально переворачивает душу, воспринимается как новое слово в лагерной тематике. В стиле и авторском взгляде писателя поражают высота духа, с которой написаны рассказы, эпическое постижение жизни автором.
Страх, разъедающий личность, описан в рассказе «Тифозный карантин». Автор показывает людей, готовых служить главарям бандитов, быть их лакеями и рабами ради миски супа и корки хлеба. Герой рассказа Андреев видит в толпе подобных холопов капитана Шнайдера, немецкого коммуниста, образованного человека, прекрасного знатока творчества Гете, который теперь исполняет роль «чесальщика пяток» у вора Сенечки. После этого герою не хочется жить.
|
ОБРАЗ «ЛИШНЕГО ЧЕЛОВЕКА»
Образ «лишнего человека» был очень популярен в русской литературе XIX в. как тип дворянина, который в сложившихся общественно-политических условиях не находит себе места в жизни, не может самореализоваться и страдает от этого, томится бездеятельностью. Сама трактовка «лишнего человека» — именно как вполне определенный общественный тип — служила для многих авторов тех лет формой косвенного, неполитического протеста против сложившихся в России условий жизни.
В русской литературе создавались образы людей, отличающихся от других образом мышления и жизни. Так, Пушкин создал образ Онегина, Лермонтов – Печорина, Тургенев – Рудина. Это были образы «лишних людей». Все они обладают незаурядным умом и способностями, но у них не было возможности применить свой ум на благо общества. Создавались эти образы в годы реакции, когда сами авторы не видели выхода из создавшегося положения.
"Лишний человек" впервые заявляет о себе в повести И. С. Тургенева "Дневник лишнего человека" (1850), тургеневский образ переосмысливается и широко трактуется В. Г. Белинским, и, наконец, Н. А. Добролюбов предлагает целую галерею лишних людей русской литературы, начиная Онегиным и заканчивая Обломовым.
| Чацкий
| Онегин
| Печорин
| Герои 40-50-х г. Рудин, Бельтов
| Обломов
| Не является «лишним» в полном смысле этого слова
| скептицизм
| крайний индивидуализм
| отказ от практической деятельности
| уход от действительности
| «лишний», по мнению окружающих, а не по самооценке
| социальная апатия и пессимизм
| цинизм и эгоизм
| разочарованность и рефлексия
| апатия и лень
| разлад с обществом
| склонность к самоанализу
| социальный пессимизм
| пустословие
| разочарованность
| критицизм
| эгоизм
| разочарованность и рефлексия
| | мечтательность и пассивность
| одиночество
| одиночество
| одиночество
| одиночество
| | активный и деятельный характер с романтическими порывами
|
| | | |
ТЕМА ЛЕНИ
И.А.Гончаров
| А.П.Чехов
| Роман «Обломов»
| Рассказ «Моя “она”»
| Обломов умен, получил хорошее образование и в «юности был полон стремлений, всё чего-то надеялся, ждал многого и от судьбы, и от самого себя» По характеру добрый и честный. Андрей Штольц, его друг, говорит о нем: «Это хрустальная, прозрачная душа». Но ко всем положительным качествам примешивается лень и безволие. Обломов считает, что лучше лежать на диване, чем приносить обществу вред бессмысленной суетой. Он так и не понял, что лежание приносит не меньшее зло, потому что, разрушая себя, человек разрушает и общество, в котором живёт.
| В центре внимания юмористического рассказа А.П.Чехова – до боли всем знакомая проблема лени, ее власть, господство над героем, нежелание героя противиться ей. Писатель обращает внимание читателя на неразрывную связь героя с ленью, отмечает, что лень властвует над ним, превращая его в своего пленника. Также Чехов подчеркивает, что, несмотря на то, что герой видит в ней причину всех его несчастий, не пытается, однако, противостоять ей. Таким образом, проблема лени становится для чеховского персонажа неразрешимой, вечной.
|
|