Понятие и назначение формных процессов. Отличия формных процессов для различных видов печати. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и назначение формных процессов. Отличия формных процессов для различных видов печати.



Техника и технология СМИ

1. Основные этапы производства периодических изданий.

Основы полиграфического производства

Полиграфическое производство - это совокупность про­изводственных процессов, направленных на воспроизведение, создание, размножение тексто-изобразительной информации в виде книг, газет, журналов и любой другой печатной продукции. Воспроизведение тексто-изобразительной информации - процесс многостадийный: сначала производятся допечатные процессы, затем- формные, печатные и, наконец, брошюровочно переплетные.

Допечатные процессы.

Допечатные процессы - это совокупность операций, выполня­емых в компьютерных издательских системах и имеющих цель подготовить электронное издание к выводу и печати.

В компьютерных издательских системах (КИС) осуществля­ется набор и редактирование текста, сканирование и обработка графического материала, верстка, т.е. соединение текста и графи­ки на отдельных полосах (страницах) так, как это будет выгля­деть после печати (в готовом издании). В случае многоцветной продукции в компьютере (в графическом редакторе или про­грамме верстки) осуществляется операция цветоделения, т.е. разделение исходного цветного изображения на столько частей, сколькими красками оно потом будет отпечатано как единое целое. В компьютере же может осуществляться электронный спуск полос - расстановка полос издания в таком порядке, чтобы после запечатывания листа с обеих сторон, фальцовки и компле­ктовки эти полосы (страницы) располагались в порядке последовательной нумерации.

Допечатные процессы проводятся с учетом особенностей формных, печатных и брошюровочно-переплетных процессов. На сегодняшний день распространены три варианта допечатных технологий:

■ Компьютер - фотоформа

■ Компьютер - печатная форма

■ Компьютер - оттиск

Формные процессы.

Формные процессы - комплекс операций, направленных на получение печатной формы. Формные процессы для разных допечатных технологий неодинаковы:

• по технологии «компьютер-фотоформа» они представляют собой копирование информации с фотоформы на формный материал, в результате чего получается печатная форма;

• по технологии «компьютер - печатная форма» формный процесс заключается в лазерном экспонировании формного материала по «команде» из компьютера;

• по технологии «компьютер-оттиск» формные процессы перенесены внутрь печатной машины с использованием нетрадиционных печатных форм.

В результате технического прогресса технологическая цепочка воспроизведения информации стала значительно короче и проще. В первую очередь это касается формных процессов.

С внедрением новой допечатной технологии печатные формы стали изготавливаться прямой записью с компьютера (минуя трудоемкую стадию изготовления фото­форм и копирование). Качество получаемого изображения заметно повысилось.Но технические достижения на этом не закончились: последняя разработанная технология позволяет перенести формный процесс внутрь печатной машины.

Печатные процессы.

Печатный процесс - это реализация контакта между печатной формой (или промежуточной поверхностью) и запечатываемым материалом. Печатная форма устанавливается в машину, где в про­цессе печатания наэту форму накатывается краска и осуществляется контакт с запечатываемым материалом (например, бумагой). В зависимости от выбранного вида и способа печати (высокая, офсетная, глубокая и т.д.) печатный процесс будет иметь свои особенности, ведь для различных видов печати требуются раз­ные печатные формы, бумага, краски, да и оборудование имеет свои конструктивные особенности. Так что, результат запеча­тывания может оказаться неодинаковым.

1.4. Брошюровочно-персплетные процессы.

Запечатанный с обеих сторон лист (оттиск) фальцуется на фальцмашинах (складывается в один или несколько сгибов), в результате чего получается «тетрадь», содержащая в себе опре­деленное количество страниц. При изготовлении издания могут быть использованы различные виды фальцовки, различающиеся количеством сгибов и их взаимным расположением. По числу сгибов фальцовка может быть 1, 2, 3, 4 сгибной, при этом по­лучаются тетради в 4, 8, 16 и 32 страницы. В зависимости от взаимного расположения сгибов различают перпендикулярную фальцовку, параллельную и комбинированную. Вариант фаль­цовки выбирают в зависимости от многих условий: назначения издания, его объема, формата, толщины бумаги и др. для книжно-журнальной продукции наибольше распространение получила 3 и 4-сгибная фальцовка. Фальцовка осуществляется на авто­матических машинах различного типа: ножевых, кассетных, комбинированных. Выбранный вариант фальцовки листов должен быть учтен при изготовлении электронного спуска полос на допечатной стадии подготовки издания.

Получив нужное количество сфальцованных тетрадей, их от­правляют на операцию комплектовки, где они либо вкладываются друг в друга (комплектовка вкладкой при небольшом объеме издания), либо укладываются стопкой друг на друга (комплектовка подборкой при значительном объеме издания). Главное во всех этих операциях - не нарушить порядок следования страниц в издании, поэтому вариант комплектовки (как и вариант фальцовки) должен быть учтен при изготовлении электронного спуска полос на допечатной стадии подготовки издания.

Скомплектованные тетради скрепляются либо клеем, либо швейным способом - получается «блок», который подлежит обрезке с трех сторон. Далее следует операция крепления к блоку либо обложки, либо переплетной крышки (в случае объемного издания, рассчитанного на длительный срок службы). По завершению этой операции издание фактически готово. Технологические операции, выполняемые после процесса печатания, называются «брошюровочно-переплетными про­цессами». В случае изготовления газет брошюровочно-переплетные процессы фактически отсутствуют (выполняется лишь операция фальцовки в фальцаппарате печатной машины, реже - комплектовки). Завершают процесс изготовления печатного издания контроль качества и упаковка.


2. Допечатная стадия производства периодических изданий. Перечень и назначение процессов, выполняемых в КИС.

Предпечатная подготовка издания

Предпечатная подготовка издания включает в себя комплекс процедур, направленных на подготовку издания к требованиям конкретной технологии печати и может состоять из нескольких шагов.

Спуск полос. Актуален при подготовке газет малого формата, журналов, книг. Спуск полос представляет собой «перетасовывание» страниц таким образом, чтобы при печати на листе бумаги соседствовали соответствующие страницы. Например, при спуске полос для брошюры с первой страницей должна соседствовать последняя, со второй — предпоследняя и т. д. Спуск полос необходимо делать и для газет малого формата, если печать предполагается производить на больших рулонных печатных машинах.

Спуск полос может производиться как в компьютере, так и ручным способом. На компьютере спуск полос производится для брошюр, книг, буклетов и др. Спуск полос вручную иначе называют монтажом. Монтаж производится монтажником на монтажном столе (с прозрачной крышкой). Каждая пленка укладывается на лист кальки в нужном порядке и крепится скотчем.

Вывод оригинал-макета издания. Если печать издания производится на ризографе, то оригинал-макет можно выводить на бумагу. Если готовится к печати черно-белое издание, то оригинал-макет выводится на специальную пленку на лазерном принтере. В этом случае печать издания будет производиться с этих пленок. Такая пленка, полученная на лазерном принтере, содержит растрированное изображение страницы издания. Но так можно выводить пленки только для черно-белых изданий или изданий, использующих один-два дополнительных плашечных цвета. Для печати полноцветного издания пленки должны выводиться на фотовыводной машине.

Постскрипт. Редкая редакция имеет собственный фотовывод. Это очень дорогостоящее оборудование, требующее высококвалифицированного обслуживания. Обычно редакции готовят полосы в постскрипте и в таком виде передают его на печать. Постскрипт — это машино-независимый язык описания страниц. Этот язык используется всеми фотовыводными машинами. Обработка постскриптом производится, как правило, на той же машине, на которой происходила верстка издания, т. е. на станции верстки. При обработке постскриптом может производиться цветоделение, а может и не производиться. В таком случае цветоделение будет сделано в типографии.

Цветоделение — это процесс разделения издания на составляющие цвета: голубой, пурпурный, желтый и черный. Цветоделённое изображение это одноцветное изображение, полученное на экране монитора издательской системы или на твёрдом носителе (на лавсановой плёнке, фотоплёнке или формном материале) после разделения на отдельные цвета многоцветного изображения оригинала в процессе цветоделения.

 


3. Особенности подготовки выходных файлов для различных видов печати.

Формные процессы.

Формные процессы - комплекс операций, направленных на получение печатной формы. Формные процессы для разных допечатных технологий неодинаковы:

• по технологии «компьютер-фотоформа» они представляют собой копирование информации с фотоформы на формный материал, в результате чего получается печатная форма;

• по технологии «компьютер - печатная форма» формный процесс заключается в лазерном экспонировании формного материала по «команде» из компьютера;

• по технологии «компьютер-оттиск» формные процессы перенесены внутрь печатной машины с использованием нетрадиционных печатных форм.

В результате технического прогресса технологическая цепочка воспроизведения информации стала значительно короче и проще. В первую очередь это касается формных процессов.

С внедрением новой допечатной технологии печатные формы стали изготавливаться прямой записью с компьютера (минуя трудоемкую стадию изготовления фото­форм и копирование). Качество получаемого изображения заметно повысилось. Но технические достижения на этом не закончились: последняя разработанная технология позволяет перенести формный процесс внутрь печатной машины.

Отличия процессов:

а. Технология «Компьютер - фотоформа».

Сущность технологии заключается в том, что вся информация (текст и иллюстрации) обрабатывается и верстается в ком­пьютере, а затем записывается на фотопленку с помощью лазерного экспонирующего выводного устройства. В результате такой записи (после обработки) получается фотоформа. Фотоформа - это фотографическое изображение на прозрачной основе, предназначенное для последующего копирования на формный материал. Фотоформа может быть получена в виде негатива или диапозитива. На негативе изображение обратно по яркостям фотографируемому объекту (то, что было темным в реальности, на негативе окажется светлым, прозрачным). На диапозитиве изображение соответствует по яркостям фото­графируемому объекту (темная дорога на диапозитиве окажется темной, а светлое небо - светлым, практически прозрачным). Виды фотоформ по характеру изображения:

Тоновая фотоформа, для которой характерно наличие непрерывно изменяющихся оптических плотностей, то есть, различные тона изображения имеют разную степень почернения на фотоформе.

Штриховая фотоформа характеризуется наличием двух уровней плотности: плотность штриха и плотность фона.

Растровая фотоформа, изображение которой состоит из отдельных микроэлементов (точек) различного размера, но одной плотности (традиционная растровая форма).

Технологическую цепочку воспроизведения оригиналов (от набора до печати) можно представить следующим образом:

1. Набор текстовой информации на компьютере.

2. Корректура (сверка, правка).

3. Сканирование иллюстрационного материала и его последующая обработка (включая цветоделение) в программах компьютерной графики.

4. Цветопроба (экранная или цифровая).

5. Компьютерная верстка (соединение текста с графикой).

6. Корректура.

7. Элекгронный спуск полос (если это целесообразно).

8. Вывод информации на фотоматериал (получение фотоформ и их контроль).

9. Копирование информации с фотоформы на формный материал (получение печатных форм и их контроль).

10.Печатание.

Послепечатные процессы

Самый простой с точки зрения отделочных операций вид печатной продукции — это листовка. После печати требуется только обрезать технологические поля и упаковать тираж. Однако большинство видов продукции требует более сложной обработки.

Выделяют следующие группы послепечатных операций: брошюровочные, переплетные, отделочные.

В результате выполнения брошюровочных процессов из отпечатанных листов получают буклеты, брошюры, книги в мягкой обложке или книжные блоки. Операции вставки книжного блока в твердый переплет называются переплетными процессами. Высечку, тиснение, кругление уголков, ламинирование и т. п. относят к отделочным операциям.

Брошюровочные процессы включают в себя операции резки, сталкивания листов бумаги, вальцовки, подборки, скрепления тетрадей.

Операция резки. Для этих целей предлагается целый ряд бумагорезальных машин известных фирм, рассчитанных на выполнение любых производственных задач. Здесь и ручные резаки, и высокопроизводственные автоматические резальные машины, рассчитанные на резку стоп любой бумаги и картона всех распространенных на практике форматов. Режутся и стопы бумаги, и рулонная бумага.

Сталкивание листов. Использование сталкивателей бумаги (джоггеров) целесообразно при решении многих проблем в ряде отраслей полиграфического производства.

При печати на ризографе несколькими цветами необходимо для улучшения цветосовмещения подавать идеально сложенную стопку бумаги. Ручное сбивание пачки тяжело физически, требует больших затрат времени и не дает желаемого результата. Используя сталкиватель, можно не только облегчить свою работу, но и значительно улучшить результат печати.

Ни для кого не секрет, что отечественная бумага, неплохая по фактуре, часто бывает в пачке уложена некачественно, что делает работу печатающих устройств с ней некомфортной и непродуктивной и может привести к неисправностям печатных аппаратов. И в этом случае использование сталкивателя позволяет сгладить этот недостаток.

Те, кто регулярно занимается изготовлением брошюр, хорошо знает, как тяжело сделать качественную книгу, если листы в ней недостаточно хорошо уложены — брошюра получается перекошенной, некоторые листы могут быть вообще не прошиты, сам процесс брошюровки усложняется и замедляется.

Сталкиватели бумаги позволяют избавить от этих проблем. Если необходимо аккуратно упаковать стопку бумаги — например, пачку листовок, то и в этом случае без использования сталкивателя бумаги трудно обойтись.

Сталкиватели листов за счет вибрации стопы позволяют аккуратно собрать пачку листов.

Фальцовка. Если полученная после подрезки и разрезки печатная продукция нуждается в фальцовке, то для этого обязательно нужна фальцевальная машина, ибо даже просто точно перегнуть лист бумаги пополам, если этих листов не одна сотня или даже тысяча, — очень трудоемкая задача. А что уж тут говорить, если фальцевать нужно втрое, вчетверо или больше.

Для этих целей существует ряд высокопроизводительных, удобных в обслуживании, надежных фальцевальных машин. Разнообразные конструкции машин высокого класса, позволяющие выполнить ряд различных видов сгибов с предварительным их программированием. Они оснащены микропроцессорными устройства регулирования и управления, которые сокращают потери времени при наладках машин, упрощают управление ими и повышают скорость работы. Фальцевальные машины зачастую имеют модульное построение, что делает процессоры фальцовки более гибкими, расширяя их технологические возможности. Они способны выполнять самые различные виды фальцовки — перпендикулярную и параллельную в один, два, три или четыре сгиба, давая возможность решать практически все задачи, возникающие в типографии при выполнении разнообразных заказов. Фальцевальные машины позволяют перерабатывать от 10 до 40 тысяч листов в час.

Подборка. Но одной только фальцовки часто бывает недостаточно для того, чтобы изготовить книгу или брошюру. В результате фальцовки мы получаем тетради, состоящие из четырех, восьми, шестнадцати или тридцати двух страниц. Но ведь в издании их может быть значительно больше. Тогда несколько тетрадей необходимо подобрать, объединив первую со второй, третьей и т. д. И для того, чтобы эту операцию выполнять не вручную, имеются листоподборочные машины (коллаторы). Конструктивно они выполняются в двух вариантах — башенного типа и роторного типа. Эти машины имеют модульное построение, позволяющее агрегатировать их таким образом, чтобы они были наиболее оптимально приспособлены для успешного выполнения конкретной типографией своих задач, кроме того, в машинах такого назначения обычно введен компьютерный контроль всего подборочно-брошюровочного процесса создания книги. При этом производительность подборочного оборудования составляет примерно 7200 подобранных комплектов издания в час. А сколько времени (уже не в часах, а днях) занял бы процесс подборки вручную?

Брошюровка. Когда подборка тетрадей будущей книги закончена, встает вопрос их скрепления, которое позволит получить законченную книгу. Наиболее распространенные способы скрепления — проволочное и клеевое. Какое из них выбрать — зависит, прежде всего, от объема издания.

Во-первых, необходимо отметить, что существуют два подхода к изготовлению многостраничных изданий: полистный и тетрадный.

Тетрадный способ является более традиционным. Так изготавливается большинство книг и периодических журналов. Печать при этом выполняется, как правило, на рулонных машинах большого формата, причем на выходе после рубки и фальцовки получаются 8-, 16- или 32-страничные тетради. Далее, при объеме издания до 80 страниц, тетради подбираются вкладкой, сшиваются проволокой внакидку и обрезаются с трех сторон. Агрегаты, выполняющие этот комплекс операций, называются вкладочно-швейно-резальными.

При большем объеме издания тетради подбираются в стопу. Корешок издания при этом скрепляется нитками, термонитью или клеевым способом.

Шитье нитками — самый надежный способ брошюровки. При этом отдельные тетради прошиваются нитками в сгибе и скрепляются друг с другом в блок за счет пришивания к специальной основе, проложенной по корешку. Далее к нему может приклеиваться мягкая обложка, а может изготавливаться твердый переплет. По надежности этому способу скрепления нет равных, т. к. даже если клей потеряет эластичность, что приведет к переламыванию корешка, — листы все равно выпадать не будут, да и обложка отваливается редко, то есть в полную непригодность книга обычно не приходит. Недостатком этого вида скрепления является его трудоемкость, а следовательно, дороговизна. К тому же оборудование, предназначенное для этих целей, стоит на порядок дороже, чем машины, скрепляющие брошюры другими способами.

В последнее время, в связи с увеличением выпуска брошюр малыми тиражами, все большее распространение получает полистный способ брошюровки. При этом подбор ведется не тетрадями, а отдельными листами. Полистные процессы легче поддаются автоматизации, и, соответственно, оборудование значительно дешевле. Основными способами скрепления при полистной брошюровке являются скрепление термоклеем («бесшвейное») и шитье проволокой.

Бесшвейное крепление. В этом случае листы, составляющие книгу, собираются в блок, подрезаются со стороны корешка и проклеиваются клеем по торцу. К получившемуся блоку приклеивается обложка. Преимуществом этого способа является простота и небольшое время обработки книжного блока.

Очевидно, для этого способа брошюровки использование в качестве исходного материала тетрадей не только не обязательно, но и неудобно, он рассчитан на отдельные листы. Аппараты бесшвейного скрепления (их называют «биндеры»), ориентированные на работу с тетрадями, имеют фрезу, которая срезает корешок тетради на глубину 3до 3–4 мм, превращая тетради в отдельные листы. Одновременно она придает шероховатость краям листов, улучшая их восприимчивость к клею. Той же цели — улучшить проникновение клея в корешок — служит операция, называемая торшонированием. Она заключается в нанесении узких надрезов глубиной около миллиметра поперек корешка. Клей, проникая в них, лучше склеивает листы. Фрезерование и торшонирование — это различные операции; торшонирование не может заменить фрезерования при работе с тетрадями, даже если они состоят всего из 8 страниц.

Отдельно следует сказать о клеях, используемых для брошюровки. От их качества и правильного использования зависит очень многое. К клею предъявляются противоречивые требования: с одной стороны, он должен хорошо проникать в толщу листов, то есть быть текучим и жидким. С другой стороны, после закрепления он должен обеспечивать одновременно жесткость корешка и эластичность при раскрывании книги.

Основных видов клея два — так называемые горячие и холодные. Холодный клей — это поливинилацетатная эмульсия, хорошо всем известный ПВА. Преимущества этого клея являются продолжением его же недостатков. Он медленно сохнет (около суток), за это время хорошо проникая в толщу бумаги и надежно скрепляя листы. Однако все это время сброшюрованная книга должна лежать под прессом, при подходящей температуре и влажности. К недостаткам ПВА относится и то, что он содержит воду. Некоторые сорта бумаги, впитывая ее, коробятся и после высыхания не распрямляются в достаточной степени. Зато при скреплении тяжелых мелованных бумаг и при изготовлении книг из разных сортов бумаги ПВА позволяет получать лучшие результаты, чем большинство горячих клеев. Кроме того, с течением времени он практически не теряет эластичности.

Но в целом из-за сложностей, связанных с правильной сушкой книг, ПВА используется все реже. Пожалуй, единственная область, где применяется почти исключительно холодная склейка — это скрепление самокопирующих бланков. Стопу высотой несколько сантиметров зажимают в специальном обжимном прессе или просто под балкой бумагорезальной машины и промазывают ровным слоем ПВА. Операцию повторяют 2-3 раза в течение нескольких часов.

Самый оперативный способ брошюровки — термоклеевой. Расплавленный клей при температуре 160–200ОС наносится на корешок и схватывается сразу после остывания. Все устройства для такого скрепления позволяют одновременно с проклейкой блока крыть его мягкой обложкой. Книга, скрепленная термоклеем, может упаковываться уже через несколько минут после окончания брошюровки.

Горячие клеи различаются по многим характеристикам. Прежде всего, для каждого клея существует своя оптимальная температура нанесения. При ее превышении он становится ломким после остывания, при более низкой температуре — плохо проникает в толщу листов. Некоторые клеи могут использоваться в помещениях с обычной бытовой вентиляцией, другие требуют специальных вентиляционных систем. Вязкость в расплавленном состоянии, эластичность в застывшем, степень адгезии к различным материалам — все это тоже различается у разных клеев.

Очень сильно влияет на качество скрепления настройка режимов брошюровальной машины: температура клея, толщина нанесения клеевого слоя, время выстоя перед накидкой обложки, продолжительность и сила обжима. При использовании серьезного аппарата бесшвейного скрепления, имеющего достаточное количество настроек, для каждой работы может быть подобран подходящий клей.

Есть случаи, когда бесшвейного скрепления лучше избегать. Например, очень сложно добиться прочного скрепления плотной мелованной бумаги большого формата, особенно при большой толщине.

Шитье проволокой или скрепками (скобами). Для изданий, скомплектованных подборкой, применяется шитье проволокой или скрепками втачку. Данный вид скрепления достаточно распространен в мелко- и среднесерийном производстве, достаточно прост и экономичен. Недостатком является ухудшенная раскрываемость изданий, поэтому этот вид скрепления чаще всего применяется редко. Однако он обеспечивает очень высокую прочность скрепления, а в сочетании с приклейкой обложки на термоклеевой машине получается и неплохой внешний вид изделия. Поэтому такой способ можно рекомендовать для изданий, рассчитанных на интенсивную эксплуатацию: школьные пособия, справочники, методические руководства.

Для шитья толстых брошюр рекомендуется использовать встречное шитье. При этом брошюру прошивают двумя скобами навстречу друг другу, причем они не выходят на другую сторону блока. Необходимым условием для обеспечения прочности такого соединения, является взаимное перекрытие скоб на глубину не менее двух третей от полной толщины брошюры.

Для скрепления проволокой используют проволокошвейные и скобошвейные автоматы. Первые более экономичны в эксплуатации из-за более дешевого расходного материала (проволока в бобинах). Вторые используют готовые скобы, за счет чего имеют более простую конструкцию и стоят намного дешевле. При этом скобошвейные автоматы обеспечивают большее разнообразие видов скрепления за счет использования скоб различной формы и размера.

Переплетные процессы включают в себя операции накидки обложки и подрезки.

Итак, книжные блоки подобраны и сшиты. Остается их одеть в пере­плеты. Но для этого требуется еще несколько операций.

Во-первых, надо подготовить картонные сторонки. Их кроят на картонорезальных машинах с круглыми ножами. Во-вторых, нужно разрезать переплетные ткани на бобинорезальных станках типа. После этого вступают в работу крышкоделательные машины. Они полностью изготавливают цельнотканевые, составные и цельнобумажные переплеты: намазывают клеем ткань или бумагу, прижимают их к картонным сторонкам, загибают края ткани или бумаги и при­клеивают их на внутренней стороне крышек.

Крышкоделательная машина дает за смену 14–15 тыс. гото­вых переплетов.

На цельнотканевых переплетных крышках и на корешках составных переплетов обычно указываются фамилия автора, на­звание книги, издательство, выпустившее эту книгу в свет. Все эти данные наносятся на переплет с помощью фольги (бронзовой, алюминиевой, красной, зеленой, синей и другой) или тертых цветных красок. В ряде случаев на переплеты наносят рельефные изображения.

Сделать все это руками невозможно. Поэтому в типографиях применяются полуавтоматические позолотные прессы. Они производят тиснение при температуре до 180 градусов и на­жиме до 80 тонн.

Подрезка. Одновременно с изготовлением крышек производится даль­нейшая обработка блока книги. Прежде всего, надо с трех сто­рон обрезать блоки. Эту операцию работники типографии выпол­няют на трехножевой резальной машине. В небольших типографиях процесс подрезки книжных блоков производят на одноножевых бумагорезальных машинах — гильотинах.

После этого обрезанные блоки поступают на блокообрабатывающис агрегаты. Такие машины последовательно выполняют следую­щие операции: автоматическую подачу самонакладом книжных блоков, кругление блоков, кашировку (припрессовывание), промазку корешка клеем, наклеивание марли на корешок, наклеивание каптала, обжим и вывод блока на транспортер. Такой агрегат способен за смену подготовить 12,9 тыс. блоков.

И, наконец, остается последняя операция — вставить блок в крышку и прочно закрепить его в ней. Это с успехом делает книговставочная машина. Ее производительность — 12–14 тыс. книг в смену.

Значительно меньше отделочных процессов проходят брошю­ры и журналы. После фальцовки и подборки листы не шьют нит­ками, а скрепляют на проволокошвейных машинах скобами из специальной стальной проволоки толщиной от 0,35 до 0,8 милли­метра. Тонкие журналы и брошюры скрепляются стальными ско­бами вместе с бумажной обложкой, имеющей шрифтовое, а ино­гда и иллюстративное оформление, более крупные — проходят две операции: сначала блок скрепляется стальными скобами, потом к этим блокам приклеивается готовая мягкая обложка. Для этого используются коробочно-проволочные машины.

В ряде типографий для изготовления «толстых» журналов, брошюр и даже книг используют иные производственные про­цессы. Здесь скрепление блоков производят не нитками и не стальными скобами, а клеем или специальной эмульсией. Эту операцию выполняют полуавтоматы для бесшвейного скрепления книжных блоков (биндеры).

Отделочные процессы. К ним относятся лакировка оттисков, ламинирование, припрессовка пленки, тиснение фольгой, штанцевание и др.

Лакировка оттисков. Лакировкой называется процесс облагораживания листовой печатной продукции (бумаги, картона) нанесением на нее (или ее части — «выборочное», «формное» лакирование) полиграфического лака — для придания блеска, жесткости, для создания более надежной защиты от внешних воздействий, для более яркого выделения отдельных деталей изображения.

Ламинирование — процесс покрытия прозрачной пленкой бумаги или картона под действием высокой температуры. Используется для того, чтобы увеличить прочность оттисков, придать яркость, сочность и контрастность изображению на них.

Припрессовка пленки. Преследует такую же цель, что и ламинирование. Используется триацетатная прозрачная пленка толщиной до 40 мк. Рулон такой пленки закрепляется на специальной машине. При движении пленки на одну ее сторону наносится поливинилацетатный лак, который приклеивает бумажные обложки. После этого пленка с приклеенной обложкой прокатывается каландром при температуре 60–70 градусов и режется на части. Полученные таким образом обложки красивы, отливают глянцем, крепки и долговечны.

Тиснение фольгой. Процесс нанесения текстов и изображений на воспринимающую поверхность с использованием специальной красочной фольги и штампа. Тиснение производится на специальных станках, называемых позолотным прессом.

Высечка (штанцевание). Отделочный процесс для придания фигурной формы изделию из картона. Чаще используется в производстве упаковок. Реже — при производстве книг, особенно детских.

Кроме рассмотренных выше процессов в полиграфии используется большое количество и других. Например, приклейка форзаца, перфорирование, кругление углов блоков, гуммирование (нанесение слоя клея на одну сторону бумаги, картона с последующей сушкой), шитье книжных блоков, аппликация (прикрепление к переплетному материалу рисунка, высеченного по контуру из другого материала, отличающегося, например, по цвету, фактуре), закраску обреза книжных блоков и т. д.

 


В — бумага с оттиском

 

Принцип высокой печати используется уже более 1000 лет. Первые печатные формы представляли собой плоские, с ровной и гладкой поверхностью деревянные доски, на которых изображение получали, вырезая (углубляя) непечатающие пробельные элементы. Такие формы применяют иногда и теперь в качестве одного из приемов художественной репродукции. Изобретение книгопечатания и широкое развитие высокой печати связаны, прежде всего, с созданием составных печатных форм из отдельных литых или резных литер и знаков.

Современные текстовые формы высокой печати составляют вручную из отдельных, предварительно отлитых букв и знаков, либо набирают на наборных машинах (букво- и строкоотливных), а также на фотонаборных. Различные изображения (иллюстрации) в высокой печати печатают с клише, полученных травлением (цинкография) или гравированием. Различают печатные формы первичные и вторичные. Первичные, или оригинальные, формы высокой печати — плоские формы, включающие набор и клише, с которых непосредственно производится печать, а также так называемые гибкие формы, рельефное изображение на которых получено травлением пробелов на металлической пластине или «вымыванием» их в фотополимерном слое, нанесённом на подложку. Вторичные формы, или стереотип, получают с первичных, главным образом для их размножения или для изготовления круглых форм с целью печатания на ротационной печатной машине. Современные вторичные формы высокой печати — металлические литые, пластмассовые или резиновые прессованные либо гальваностереотипы. Печатание с плоских форм высокой печати производится на тигельных, или так называемых плоскопечатных, машинах, с круглых форм — на листовых или ролевых ротационных машинах.


Г — бумага с оттиском

Фототипия — это безрастровый способ прямой плоской печати с использованием печатных форм, на которых разделение поверхности печатной формы на печатные и пробельные элементы обеспечивается различной степенью задубливания желатина и набухания желатина под воздействием увлажняющего спиртового раствора. Поверхность печатной формы для фототипии при сильном увеличении напоминает по внешнему виду корку апельсина. Качество изображения на оттиске, изготовленном способом фототипии, близко к качеству изображения на фотографии. При изготовлении печатной формы на стеклянной основе достигается превосходная передача тонких штрихов и линий.

Фототипия — дорогой способ печати, но он очень хорош для печатания цветных и черно-белых фотографий, карандашных рисунков, состоящих из тонких контурных линий и штрихов и карандашных полутонов. Особенно полно проявляет свои сильные стороны фототипия при печати полутоновых изображений с очень тонкими тоновыми и цветовыми переходами, которые характерны, например, для акварельных рисунков.

Литография — наиболее старый способ прямой плоской печати, для которого печатная форма изготавливается на плоском литографском камне. Рисунок на форму наносится жирной специальной краской при помощи пера (для передачи тонких штрихов) или кисти (для передачи больших участков сплошного тона, то есть для плашек). Полутоновые изображения наносятся на зернистую поверхность камня литографским карандашом. Изменение интенсивности тона достигается различной силой нажима или нанесением дополнительных карандашных штрихов. После нанесения рисунка поверхность камня должна быть обработана для образования пробельных элементов. Для этой цели используют коллоидные растворы азотной кислоты и гуммиарабика или декстрина. Способ литографского воспроизведения цветных изображений носит название хромолитография.

Зернистая структура поверхности литографского камня (прообраз стохастического растра) допускает использование до 20 различных красок без опасности возникновения муара на многокрасочном оттиске.

К способу плоской печати можно отнести также электрографические и магнитографические способы печати. Печатные и пробельные элементы на печатной форме при этих способах печати находятся в одной плоскости, однако, они разделяются диэлектрическими или магнитными свойствами поверхности.

При такой печати используют печатные краски в виде порошка — тонеры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 2343; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.227 (0.081 с.)