Цель: Закрепить навыки словоцентрического и текстоцентрического анализа слова.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель: Закрепить навыки словоцентрического и текстоцентрического анализа слова.



Ответьте на вопросы:

1. В чем заключается сущность структурно-семантического анализа лексического значения слова?

2. Что такое сема? Назовите основные типы сем.

3. Какие значения называют несвободными: лексически ограниченными, фразеологически связанными, синтаксически обусловленными, конструктивно обусловленными? Какова цель текстоцентрического анализа слова?

4. Какие типы переноса значения существуют?

5. Какова методика определения семантической структуры многозначного слова?

Словари:

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: Русский язык, 2002.

 

Практические задания:

1.Выделите гиперсему и гипосемы лексического значения следующих слов: стучать, бренчать, греметь, грохотать, барабанить.

 

2. Следующие слова обладают некоторой общностью значения. Но одно из них выпадает по своей семантике из общего ряда. Найдите это слово и объясните свое решение: чиновничество, студенчество, ученичество, землячество, крестьянство, казачество.

 

3. Найдите третье слово, которое объединяло бы по смыслу два других: супружество – изъян, вес – князь, завивка – революция.

 

4. Охарактеризуйте, учитывая многозначность, лексическое значение слов: абориген, город по следующему плану:

· прямое или производное значение;

· номинативное или неноминативное;

· мотивированное или немотивированное;

· свободное или несвободное;

· синонимичное или не синонимичное.

 

5. Выполните текстоцентрический анализ выделенного слова в тексте: Ай, да мед! И в голову, и в ноги так и бьет!

 

6. Выполните словоцентрический анализ слов орошение, обвал, артиллерия (см.план)


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Тема: Лексическая парадигматика. Лексико-стилистический анализ текста.

Цель:

1) Научиться выделять в тексте и анализировать семантические парадигмы различного типа;

2) находить в тексте стилистически окрашенную лексику и фразеологию.

 

Ответьте на вопросы:

1. Назовите типы и виды семантических парадигм.

2. Чем отличается индивидуально-авторский перенос от узуального?

3. Какие художественные приемы построены на отношениях метафорического переноса?

4. Приведите примеры контекстуальных синонимов и антонимов.

5. Какие стилистические приемы построены на отношениях синонимии и антонимии?

6. Какими признаками обладает межстилевая лексика?

7. Какова роль стилистически окрашенных слов в структуре художественного текста?

8. Каким образом соотносятся стилистическая окраска и эмоционально-оценочная характеристика слова в языке и тексте?

9. В каких словарях и каким образом отражается стилистически маркированная лексика русского языка?

Словари:

1. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. - М., 1986.

2. Бельчиков Ю.А.и др. Словарь паронимов современного русского языка. - М., 1994.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: Русский язык, 1988.

4. Словарь синонимов русского языка / Под ред. А.П. Евгеньевой: В 2-х т.

5. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка / Под ред. Л.А. Новикова. – М.: Русский язык, 1988.

 

Практические задания:

1. Определите тип и функцию синонимов в предложении:

Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя, и золотом сверкала река.

2. Для данных слов назовите омонимы: свет, долг, котик. Приведите максимум доказательств их омонимичности.

 

3. Имеют ли паронимы или парономазы следующие слова: явный, эффективный, дарёный? Что они означают?

 

4. Определите, в каких значениях многозначное слово ВЕСЕЛЫЙ входит в разные антонимические пары: веселый – грустный, веселый – мрачный, веселый – скучный, веселый – печальный?

 

5. Подберите синонимы к словам, входящим в оппозицию: сильный – слабый. Составьте синонимичные пары антонимов.

 

6. Выделите в тексте различные лексико-семантические парадигмы: полисемию, синонимию, антонимию, паронимию, омонимию, родо-видовые отношения (гиперо-гипонимические), видо-видовые (гипо-гипонимические), тематические группы слов и др. Укажите синтаксические способы выражения данных отношений в тексте.

 

7. Найдите в тексте изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры речи), укажите их функцию в тексте.

 

ТЕКСТ ДЛЯ АНАЛИЗА

К сожалению, утренняя прохлада скоро исчезает. Солнце жжет все сильнее; камни уже дышат зноем. Лошадей с кладью ведем под уздцы, а самим пока что можно шествовать налегке, без груза. Маруся уже сняла жакет, Матвей — куртку: жара становится немилосердной.

Дорога взбирается вверх. Мы молча шагаем по тропке, следуя за Георгием Сергеевичем. И вот впереди, среди свежей зелени змеится широкая река. «Приготовьтесь: поплывем!» — кричит Матвей. Антонович не согласен: спокойнее отправиться в объезд. «Ага, испугался! Напрямик давай! Вплавь!» — подзадоривает Матвей. Напрямик до нашей цели — 57 верст, а в объезд 62. Выигрыш пустячный.

Неожиданно Матвея поддерживает Маня. Разгорается спор.

Профессор приказывает: «Достаточно слов. Пусть Матвей и Мария Николаевна едут прямо, а остальные - в объезд».

«Раскомандовались тут некоторые»,— ворчит нарочно громко Матвей…


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

Тема: Социолингвистический анализ слова

Цель:

1) Закрепить навыки социолингвистического анализа слова.

2) Отработать навык находить в словарях информацию, отражающую социальную характеристику слова или оборота речи.

Ответьте на вопросы:

1. Дайте определение заимствованной лексике. Назовите признаки заимствованной лексики.

2. Назовите типы и признаки старославянизмов.

3. Какие слова называют «экзотизмами»? Что они обозначают? Какие слова называют «варваризмами»? Что они обозначают?

4. Какие слова относятся к лексике ограниченного употребления?

5. Дайте определение социального и территориального диалектов. Назовите типы диалектизмов.

6. Дайте определение терминологии. Назовите основные пути и способы образования слов-терминов.

7. Дайте определение жаргонизмов. Назовите основные пути и способы образования жаргонизмов.

8. Какими пометами в словаре сопровождаются стилистически окрашенные и эмоционально-экспрессивные слова?

9. Дайте определение историзмам и архаизмам. Чем отличаются данные единицы?

10. Дайте определение окказионализмам. Чем они отличаются от неологизмов?

 

Словари:

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка.

2. Словарь иностранных слов / Под ред. Ф.Н. Петрова. - М., 1984.

3. Словарь новых слов русского языка (середина 50-х – середина 80-х годов) / Под ред. Н.З. Котеловой. - Спб, 1995.

4. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т.

5. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. – М.: Прозерпина ТОО «Школа», 1994.

6. Толковый словарь русского языка начала XXI века. Актуальная лексика / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М.: ЭКСМО, 2006.

7. Новый словарь иностранных слов. – Минск: Современный литератор, 2006

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. 7-е изд. - М., 1978-1980. Т. I-IY (и последующие издания).

 

Практические задания:

1. Найдите диалектизмы в предложениях и определите их значение и тип.

А в лавке было еще люднее: «Ильич! Хунтик ветчинки не отвесишь?» А старуха сухоногая, дерзкая, отвечает: «Имушшество ... моя, за сына я неплательщица!» «Вот ты, к примеру, бунчливый. За то тебя и не любят. Бунчишь, бунчишь – куму пондравиться?»

2. Выделите слова, не имеющие отчетливых признаков происхождения. Как определить их происхождение?

Слова: повидло, кедр, кочерыжка, брелок, бакенбарды, броколли, подиум, остальной, чемодан, обитель, красный, истина, претить, юнкер, реверанс, бриджи, шприц, мичман, манеж, мандарин, театр, шоу, юннат, мука.

 

3. Выделите слова, имеющие признаки старославянизмов (фонетические, словообразовательные, семантические): разный, перечень, сомнение, смиренный, ярость, милосердие, осень, свет, свеча, казнить, пасха, член, праздник, младенец, презирать.

4. Прочитайте текст и выполните задания.

Клавесин пел полным голосом впервые за многие годы. Он наполнял своими звуками не только сторожку, но и весь сад. Старый пес вылез из будки, сидел, склонив голову набок, и, насторожившись, тихонько помахивал хвостом. Начал идти мокрый снег, но пес только помахивал ушами.

— Я вижу, сударь! — сказал старик и приподнялся на кровати.— Я вижу день, когда я встретился с Мартой и она от смущения разбила кувшин с молоком. Это было зимой, в горах. Небо стояло прозрачное, как синее стекло, и Марта смеялась. Смеялась,— повторил он, прислушиваясь к журчанию струн.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.203.87 (0.01 с.)