Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цель: Закрепить навыки словоцентрического и текстоцентрического анализа слова.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Ответьте на вопросы: 1. В чем заключается сущность структурно-семантического анализа лексического значения слова? 2. Что такое сема? Назовите основные типы сем. 3. Какие значения называют несвободными: лексически ограниченными, фразеологически связанными, синтаксически обусловленными, конструктивно обусловленными? Какова цель текстоцентрического анализа слова? 4. Какие типы переноса значения существуют? 5. Какова методика определения семантической структуры многозначного слова? Словари: 1. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: Русский язык, 2002.
Практические задания: 1. Выделите гиперсему и гипосемы лексического значения следующих слов: стучать, бренчать, греметь, грохотать, барабанить.
2. Следующие слова обладают некоторой общностью значения. Но одно из них выпадает по своей семантике из общего ряда. Найдите это слово и объясните свое решение: чиновничество, студенчество, ученичество, землячество, крестьянство, казачество.
3. Найдите третье слово, которое объединяло бы по смыслу два других: супружество – изъян, вес – князь, завивка – революция.
4. Охарактеризуйте, учитывая многозначность, лексическое значение слов: абориген, город по следующему плану: · прямое или производное значение; · номинативное или неноминативное; · мотивированное или немотивированное; · свободное или несвободное; · синонимичное или не синонимичное.
5. Выполните текстоцентрический анализ выделенного слова в тексте: Ай, да мед! И в голову, и в ноги так и бьет!
6. Выполните словоцентрический анализ слов орошение, обвал, артиллерия (см.план) ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2 Тема: Лексическая парадигматика. Лексико-стилистический анализ текста. Цель: 1) Научиться выделять в тексте и анализировать семантические парадигмы различного типа; 2) находить в тексте стилистически окрашенную лексику и фразеологию.
Ответьте на вопросы: 1. Назовите типы и виды семантических парадигм. 2. Чем отличается индивидуально-авторский перенос от узуального? 3. Какие художественные приемы построены на отношениях метафорического переноса? 4. Приведите примеры контекстуальных синонимов и антонимов. 5. Какие стилистические приемы построены на отношениях синонимии и антонимии? 6. Какими признаками обладает межстилевая лексика? 7. Какова роль стилистически окрашенных слов в структуре художественного текста? 8. Каким образом соотносятся стилистическая окраска и эмоционально-оценочная характеристика слова в языке и тексте? 9. В каких словарях и каким образом отражается стилистически маркированная лексика русского языка? Словари: 1. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. - М., 1986. 2. Бельчиков Ю.А.и др. Словарь паронимов современного русского языка. - М., 1994. 3. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: Русский язык, 1988. 4. Словарь синонимов русского языка / Под ред. А.П. Евгеньевой: В 2-х т. 5. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка / Под ред. Л.А. Новикова. – М.: Русский язык, 1988.
Практические задания: 1. Определите тип и функцию синонимов в предложении: Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя, и золотом сверкала река. 2. Для данных слов назовите омонимы: свет, долг, котик. Приведите максимум доказательств их омонимичности.
3. Имеют ли паронимы или парономазы следующие слова: явный, эффективный, дарёный? Что они означают?
4. Определите, в каких значениях многозначное слово ВЕСЕЛЫЙ входит в разные антонимические пары: веселый – грустный, веселый – мрачный, веселый – скучный, веселый – печальный?
5. Подберите синонимы к словам, входящим в оппозицию: сильный – слабый. Составьте синонимичные пары антонимов.
6. Выделите в тексте различные лексико-семантические парадигмы: полисемию, синонимию, антонимию, паронимию, омонимию, родо-видовые отношения (гиперо-гипонимические), видо-видовые (гипо-гипонимические), тематические группы слов и др. Укажите синтаксические способы выражения данных отношений в тексте.
7. Найдите в тексте изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры речи), укажите их функцию в тексте.
ТЕКСТ ДЛЯ АНАЛИЗА К сожалению, утренняя прохлада скоро исчезает. Солнце жжет все сильнее; камни уже дышат зноем. Лошадей с кладью ведем под уздцы, а самим пока что можно шествовать налегке, без груза. Маруся уже сняла жакет, Матвей — куртку: жара становится немилосердной. Дорога взбирается вверх. Мы молча шагаем по тропке, следуя за Георгием Сергеевичем. И вот впереди, среди свежей зелени змеится широкая река. «Приготовьтесь: поплывем!» — кричит Матвей. Антонович не согласен: спокойнее отправиться в объезд. «Ага, испугался! Напрямик давай! Вплавь!» — подзадоривает Матвей. Напрямик до нашей цели — 57 верст, а в объезд 62. Выигрыш пустячный. Неожиданно Матвея поддерживает Маня. Разгорается спор. Профессор приказывает: «Достаточно слов. Пусть Матвей и Мария Николаевна едут прямо, а остальные - в объезд». «Раскомандовались тут некоторые»,— ворчит нарочно громко Матвей… ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3 Тема: Социолингвистический анализ слова Цель: 1) Закрепить навыки социолингвистического анализа слова. 2) Отработать навык находить в словарях информацию, отражающую социальную характеристику слова или оборота речи. Ответьте на вопросы: 1. Дайте определение заимствованной лексике. Назовите признаки заимствованной лексики. 2. Назовите типы и признаки старославянизмов. 3. Какие слова называют «экзотизмами»? Что они обозначают? Какие слова называют «варваризмами»? Что они обозначают? 4. Какие слова относятся к лексике ограниченного употребления? 5. Дайте определение социального и территориального диалектов. Назовите типы диалектизмов. 6. Дайте определение терминологии. Назовите основные пути и способы образования слов-терминов. 7. Дайте определение жаргонизмов. Назовите основные пути и способы образования жаргонизмов. 8. Какими пометами в словаре сопровождаются стилистически окрашенные и эмоционально-экспрессивные слова? 9. Дайте определение историзмам и архаизмам. Чем отличаются данные единицы? 10. Дайте определение окказионализмам. Чем они отличаются от неологизмов?
Словари: 1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 2. Словарь иностранных слов / Под ред. Ф.Н. Петрова. - М., 1984. 3. Словарь новых слов русского языка (середина 50-х – середина 80-х годов) / Под ред. Н.З. Котеловой. - Спб, 1995. 4. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т. 5. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. – М.: Прозерпина ТОО «Школа», 1994. 6. Толковый словарь русского языка начала XXI века. Актуальная лексика / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М.: ЭКСМО, 2006. 7. Новый словарь иностранных слов. – Минск: Современный литератор, 2006 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. 7-е изд. - М., 1978-1980. Т. I-IY (и последующие издания).
Практические задания: 1. Найдите диалектизмы в предложениях и определите их значение и тип. А в лавке было еще люднее: «Ильич! Хунтик ветчинки не отвесишь?» А старуха сухоногая, дерзкая, отвечает: «Имушшество... моя, за сына я неплательщица!» «Вот ты, к примеру, бунчливый. За то тебя и не любят. Бунчишь, бунчишь – куму пондравиться?» 2. Выделите слова, не имеющие отчетливых признаков происхождения. Как определить их происхождение? Слова: повидло, кедр, кочерыжка, брелок, бакенбарды, броколли, подиум, остальной, чемодан, обитель, красный, истина, претить, юнкер, реверанс, бриджи, шприц, мичман, манеж, мандарин, театр, шоу, юннат, мука.
3. Выделите слова, имеющие признаки старославянизмов (фонетические, словообразовательные, семантические): разный, перечень, сомнение, смиренный, ярость, милосердие, осень, свет, свеча, казнить, пасха, член, праздник, младенец, презирать. 4. Прочитайте текст и выполните задания. Клавесин пел полным голосом впервые за многие годы. Он наполнял своими звуками не только сторожку, но и весь сад. Старый пес вылез из будки, сидел, склонив голову набок, и, насторожившись, тихонько помахивал хвостом. Начал идти мокрый снег, но пес только помахивал ушами. — Я вижу, сударь! — сказал старик и приподнялся на кровати.— Я вижу день, когда я встретился с Мартой и она от смущения разбила кувшин с молоком. Это было зимой, в горах. Небо стояло прозрачное, как синее стекло, и Марта смеялась. Смеялась,— повторил он, прислушиваясь к журчанию струн.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.167.189 (0.008 с.) |