Факторы устойчивости и влияния в системе международных отношений.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы устойчивости и влияния в системе международных отношений.



На положение государств в современном мире оказывают влияние:

качество и эффективность государственности

способность отвечать на внешние и внутренние вызовы

ресурс воздействия на окружающую среду

качество жизнеобеспечения собственного населения

институциональный потенциал для демократического развития (традиции конкуренции, представительства, участия и ограничения исполнительной власти)

 

22. БОЛЬШАЯ ВОСЬМЕРКА(G8) – международный клуб, объединяющий правительства ведущих демократических государств мира: Великобританию, Германию, Италию, Канаду, Россию, США, Францию и Японию. Иногда «Большую восьмерку» ассоциируют с «советом директоров» ведущих демократических экономических систем. Роль «восьмерки» в мировой политике определяется экономическим и военным потенциалом входящих в нее держав.

Своим появлением «Большая восьмерка» обязана серии крупных международных событий, приведших к кризисным явлениям в мировой экономике в начале 1970-х например таких как распад Бреттон-Вудской финансовой системы, первый м/н нефтяной кризис октября 1973г. В этих условиях возникла потребность в новом механизме согласования интересов ведущих стран Запада.

«Большая восьмёрка» не является международной организацией, она не основана на международном договоре, не имеет устава и секретариата. Решения «восьмёрки» не имеют обязательной силы. Как правило, речь идёт о фиксации намерения сторон придерживаться согласованной линии или о рекомендациях другим участникам международной жизни применять определённые подходы в решении тех или иных вопросов.

Ценность «Большой восьмерки» заключается в том, что в современном мире главы государств настолько заняты, что у них не бывает возможности выйти за рамки общения с узким кругом приближенных лиц и рассмотрения самых насущных, текущих проблем. Саммиты «восьмерки» освобождают их от этой рутины и позволяют шире, чужими глазами взглянуть на международные проблемы, давая реальную возможность для налаживания понимания и координации действий. По словам Джо Кларка, «они освобождают многосторонние переговоры от присущих им бюрократизма и недоверия». По авторитетному мнению исследовательской группы Атлантического совета, саммиты «восьмерки» все реже поражают мир глобальными инициативами и все больше превращаются в форум для выявления новых угроз и проблем с целью их последующего решения в рамках других международных организаций.

Геополитические проблемы России в условиях глобализации.

В условиях глобализации Россия является полупериферийной зоной и пока не может обрести свое место в общемировых процессах.

Россия сохраняет все признаки зависимого экономического развития:

u Преобладание сырьевого экспорта (95%)

u Внешний государственный долг;

u Увеличение доли иностранного владения промышленностью;

u Застой в сельском хозяйстве.

Также добычей и разведкой полезных ископаемых заняты в России 2 млн. человек. Но: Этот сектор производит не менее 25 % ВВП и 50 % всей валютной выручки

Россия занимает 12,5 % суши Земли, имеет 22 % мировых лесных ресурсов, 20% мировых запасов пресной воды, 30% площади мировых шельфов. Однако доля России в мировой экономике составляет только 2 %

Геополитические приоритеты России.

Геополитические приоритеты России прописаны в новой редакции Концепции внешней политики РФ утвержденной 28 июня 2000 г. президентом В.Путиным.

Приоритет в ней отдан самостоятельной, конструктивной и прагматической внешней политике.

Отводится ведущая роль ООН в международных отношениях.

Россия выступает:

· за дальнейшее снижение фактора силы в МО при укреплении стратегической и региональной стабильности.

· За нераспространение ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения

· За расширение международного миротворчества и против терроризма

Приоритет отдан региональному сотрудничеству в рамках СНГ.

Традиционно важными рассматриваются отношения со странами Европы и ее международными институтами (ОБСЕ, СЕ, ЕС, НАТО)

Приоритетным направлением сотрудничества с США являются проблемы разоружения, предотвращения локальных конфликтов

Предполагается активизация участия России в интеграционных структурах АТР: (АТЭС, АСЕАН, ШОС).

 

Геополитика нефти.

Доказанные запасы нефти в мире оцениваются в 140 млрд т, а ежегодная добыча составляет около 3,5 млрд т. Экономическая статистика оперирует цифрами доказанных запасов, то есть запасов, которые полностью разведаны, описаны и исчислены. А это далеко не все запасы планеты. Даже в пределах многих разведанных месторождений сохраняются неучтенные или не вполне учтенные нефтеносные секторы, а сколько месторождений еще ждет своих открывателей.

Наиболее яркой особенностью размещения запасов нефти является их сверхконцентрация в одном сравнительно небольшом регионе – бассейне Персидского залива. Здесь, в арабских монархиях Иране и Ираке, сосредоточены почти 2/3 доказанных запасов, причем большая их часть (более 2/5 мировых запасов) приходится на три аравийские страны с немногочисленным коренным населением - Саудовскую Аравию, Кувейт и ОАЭ 0,3 % мирового населения).

Среди стран, обладающих очень большими запасами (более 10 млрд т в каждой, или более 6% мировых), - Ирак, Иран и Венесуэла. Эти страны издавна имеют значительное население и, более или менее развитую экономику, а Ирак и Иран - и вовсе старейшие центры мировой цивилизации. Три аравийский монархии – общества вчерашних неграмотных кочевников-скотоводов. Россия с ее семью миллиардами тонн сильно отстает от шести "великих нефтяных держав". США и Китай обладают еще меньшими запасами. Есть мнение, что США сознательно занижает свои нефтяные запасы, чтоб сберечь их "на черный день" и оправдать свое присутствие на Ближнем Востоке. В Европе исчерпание запасов связано со сравнительно небольшой природной нефтеносностью региона и очень интенсивной добычей в последние десятилетия. Однако шельф Северного моря - главная нефтяная бочка Европы - не бесконечно нефтеносен.

Игры вокруг Каспия

С начала 1990-х годов вокруг территории Черных земель туго переплелись геополитические интересы многих государств и монополий. От устойчивого интереса под патронажем США ряда гуманитарно-экологических международных организаций к этому региону, активизации космических съемок до практической реализации (1993-2001) на стадии стратегического партнерства и политики «нового сдерживания» (с 1995-1996) до проекта строительства нефтепровода Тенгиз – Новороссийск.

Однако суммарные объёмы ресурсов углеводородного сырья Северо-Западного сектора Каспия оптимистично оцениваемые в 1-2 млрд.т далеко не главная причина привлекательности Черных земель, как и Каспийского региона в целом, о чем свидетельствует анализ фактических данных по запасам углеводородов.

В начале 90-х годов в Каспийском регионе США сформировали два вектора целей:

1) нерешенность правового статуса Каспийского моря;

2) ожидание сверхвысоких доходов от разработки углеводородного сырья.

Ажиотаж вокруг якобы громадных запасов углеводородного сырья на Каспии уже более 10 лет целенаправленно «подогревают» США, провоцируя конфронтационный настрой ННГ по отношению к своим соседям, провоцируя их на односторонние действия.

Томас Вельд профессор европейского права по энергетике утверждает: «часто преувеличиваемые представления о нефти и газоносности влияют на национальную (курсив – ист.) и международную политику в регионе и сосредоточивают внимание основных добывающих стран почти исключительно на задаче достижения процветания путем разработки энергоресурсов».

Прежде всего, Каспийский регион рассматривается США центром геометрических и геополитических построений, одним из которых является «Стратегический энергетический эллипс», охватывающий Каспийское море и Персидский залив.

При этом геостратегическое и геополитическое положение Черных земель обрекает их на неизбежное отторжение от России. Регион Черных земель рассматривается как промежуточная цель геополитических устремлений США к полному охвату Стратегического энергетического эллипса, с последующим превращением Черных земель в стратегический плацдарм геополитических устремлений Америки к глобальному захвату и контролю северных территорий Шелкового пути на Евразийском пространстве, включая Россию.

По масштабам нашествия на Каспий нефтяных компаний и фирм мировой опыт не имеет аналога.

 

 

Геополитика газа.

 

"Газ представляет собой важнейший источник энергии, по сути это параллель нефти, нефтяной дубль. Фактор нефти – тот мотор, та тёмная сторона цивилизации, без которой невозможно помыслить экономику. Прослеживая асимметрию газа и нефти в экономике, складывается следующее впечатление – если рынок нефти является демонополизированным и здесь существуют полностью открытые рыночные принципы, в определении баррелей как валютных единиц, то газовые сферы во всех странах Европы (за исключением Дании) являются монополиями с эффективной конкуренцией.

Газ выполняет функцию запасного энергетического дубля на случай, если в нефтяной сфере произойдет коллапс, то газовая сфера выступит резервным продуктом энергетики, и мировая энергетика в целом – Западных стран, в первую очередь – не пошатнётся. Газовая отрасль, иными словами, строго монопольной является не случайно.

Геополитики газа принадлежит более серьёзным экономическим циклам, и колебания в газовой сфере идут принципиально иными темпами, с иной частотой. Нефть более гибкая, более живая, с точки зрения энергоносителя, газ более неподвижен, фиксирован, монополизирован.

Основные ресурсы газа, около 70% принадлежат территории Евразии, по объёмам лидирует Россия, на втором месте Иран, на третьем Катар, далее Саудовская Аравия, Ирак и Туркменистан.

Основной газовый массив пролегает вглуби материка, основные потребители – на периферии. Открытый либеральный рынок газа в рамках евразийского материка и являлся бы наиболее последовательным воплощением евразийства, поскольку каждая из стран потребителей газа приходит в состояние стабильного цикла экономического развития.

Именно такой вариант развития газовой энергетики и не желателен однополярному глобалистскому проекту в версии США, цель которых предотвратить такой сценарий через стратегию санитарных кордонов. Когда на евразийском континенте возникает два союзника – между ними создаётся санитарный кордон, экономическая зона которого нерелевантна ни одному из них, и представляющая собой территорию в той или иной степени конфликтную ко обоим союзникам, как зона напряжения.

Сегодня именно такая система создаётся между Европой и Россией – страны Балтии, Украина являются мерами по его расширению.

Такой же санитарный кордон создаётся на Кавказе – возникает проблема диалога между Россией и исламским миром, подобные процессы происходят в Центральной и Средней Азии. Этот пояс санитарных кордонов начиная от стран Балтии, через Кавказ и Центральную Азию к Дальнему Востоку – является главным инструментом атлантистского однополярного управления политическими процессами на евразийском континенте. С помощью этого кордона предотвращается сближение России с Европой, Исламским миром и России с Китаем, и следовательно становление Евразии как геополитического субъекта.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.170.171 (0.006 с.)