Тема 20. Ответственность за нарушение обязательств.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 20. Ответственность за нарушение обязательств.



1. Что такое гражданско-правовая ответственность и каковы ее особенности?

2. Какие известны виды и формы гражданско-правовой ответственности?

3. Что понимается под составом гражданского правонарушения? Каковы общие и специальные условия гражданско-правовой ответственности?

4. Каковы размеры гражданско-правовой ответственности? Как влияет на размер ответственности должника вина кредитора?

5. В каких случаях возможно снижение размера гражданско-правовой ответственности? Когда должник может быть освобожден от ответственности?

 

Источники:

1. ГК РФ. Часть 1. Глава 25.

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ» (п. 10, 11, 42 – 53).

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 1998 г. «О практике применения положений ГК РФ о процентах за пользование чужими денежными средствами» (в ред. от 4 декабря 2000 г.) (п. 1 - 11).

4. Гражданское право. Часть 1. Учебник. М.: ТЕИС, 1996, гл. 27.

5. Гражданское право. Том 1. Учебник. М.: БЕК, 1998, гл. 13.

6. Баринова Е.В. Понятие, виды и формы гражданско-правовой ответственности за нарушение договорного обязательства/ Актуальные проблемы гражданского права. Вып. 6. М.: НОРМА, 2003. С. 274-310.

7. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право, с.490 - 623.

8. Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. М.: Юрид. лит., 1976.

9. Бороденко Н. Ответственность за пользование чужими денежными средствами// Российская юстиция. 1998. № 2.

10. Ватчин В.А. О некоторых проблемах и роли неустойки в условиях свободы договора// Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ// 2002. № 3. С. 95-106.

11. Витрянский В. Понятие и формы гражданско-правовой ответственности юридических лиц// Закон. 2001. № 12. С. 3-13.

12. Договорная ответственность по зарубежному праву (аналитический обзор)// Журнал Российского права. 1999. № 11, 12.

13. Завидов Б. Особенности взыскания убытков в виде упущенной выгоды// Российская юстиция. 1997. № 3.

14. Иоффе О.С. Развитие цивилистической мысли в СССР (часть 2)/ Избранные труды по гражданскому праву. М.: Статут, 2000.

15. Комаров А.С. Ответственность в коммерческом обороте .М.: Юрид. лит., 1991.

16. Киселев С. Формы и виды вины в гражданском правоотношении// Российская юстиция. 2000. № 4. С. 25.

17. Осипов Е.Б. Общие вопросы ответственности в гражданском праве/ Цивилистические записки. М.: Статут, 2001. С.297-319.

18. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М.: Статут, 1998. С.276-296.

19. Саватье Р. Теория обязательств. М.: Прогресс, 1972.

20. Савельев Д. Ответственность за пользование чужими деньгами// Российская юстиция. 1999. № 7.

21. Тархов В.А. Ответственность по советскому гражданскому праву. Саратов, 1973.

22. Хохлова Г. Принудительность как признак гражданско-правовой ответственности// Хозяйство и право. 2003. № 1. С. 102-107.

Задачи:

Практикум по гражданскому праву. Часть 1. - М.: ПРОСПЕКТ, 1998, Тема 24 (задачи - по указанию преподавателя).


Тема 21: Прекращение обязательств.

1. Что понимается под прекращением обязательств?

2. Каковы основания (способы) прекращение обязательств?

Источники:

1. ГК РФ. Часть 1, Глава 26.

2. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 16 февраля 2001 г. № 59 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». (п.15)// Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 2001. - № 4.

3. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 декабря 2001 г. № 65 «Обзор практики разрешения споров, связанных с прекращением обязательств зачетом» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 2002. - № 3.

4. Гражданское право. Часть 1. Учебник. - М.: ТЕИС, 1996. - гл. 29.

5. Крашенинников Е. О прощении долга // Хозяйство и право. - 2002. -№ 10.

6. Лебедев К. Зачет в предпринимательских отношениях // Закон. - 1998 № 7.

7. Мейер Д.И. Русское гражданское право. Часть 2. - М.: Стутат, 1997. - С.341-348

8. Мурзин Д.В., Мурзина Н.Ю. Новация в российском договорном праве/ Актуальные проблемы гражданского права. - М.: Статут, 2000. - С. 148-193.

9. Рохлин А. Юридические особенности отношений из отступного // Хозяйство и право. - 2002. - № 7. - С. 48-56.

10. Сарбаш С. Прекращение обязательства зачетом в арбитражной практике // Хозяйство и право. - 2001. - № 10. - С. 80-92.

11. Свит Ю. Взаимозачеты между юридическими лицами // Закон. -2001. - № 8. - С. 100-108.

12. Шилохвост О. О прекращении обязательств прощением долга / Гражданский кодекс России. - М., 1998. - С. 353 - 374.

13. Шилохвост О.Ю. Замена исполнения и отступное в зарубежном законодательстве (на примере Германии, Франции, Австрии и Швейцарии) // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 1998. - № 12. - С. 85-95.

14. Шилохвост О. Отступное - способ прекращения обязательств // Российская юстиция. - 1998. - № 11.

15. Шичанин А., Гривков О. Как избежать ошибок при выборе способа прекращения обязательств // Хозяйство и право. - 2001. - № 6. - С. 98-106.

Задачи:

Практикум по гражданскому праву. Часть 1. - М.: ПРОСПЕКТ, 1998, Тема 25 (задачи - по указанию преподавателя)


Методические указания для преподавателей,

ведущих практические занятия по дисциплине

«Гражданское право. Часть первая»


МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ

ПЕРВОГО (ВВОДНОГО) ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

От того, как проведено первое (вводное) занятие зависит восприятие студентами не только данного преподавателя, но и учебной дисциплины в целом. В свою очередь успех или неуспех вводного занятия во многом предопределен не столько уровнем теоретических знаний преподавателя, сколько его методическими навыками, наличием опыта проведения занятий такого рода, це­ленаправленной подготовкой к нему.

I. Подготовка к первому (вводному) практическому занятию.

Она включает: а) определение (уточнение) и уяснение препода­вателем цели, задач и форм проведения практических занятий; б) уточнение почасового плана занятий для каждой учебной группы на основе Примерного почасового плана занятий, утвержденного кафедрой; в) определение форм проведения занятий; г) подбор конкретных учебных задач; д) оп­ределение порядка обеспечения студентов (учебных групп) не­обходимыми учебно-методическими материалами, в той части, в которой это не является обязанностью факультета и (или) ка­федры, а также в случае, если предполагается использовать но­вые материалы, не вошедшие в опубликованные учебные посо­бия.

1.1. Подготовка преподавателя к первому (вводному) заня­то начинается с определения (уточнения) и уяснения им цели, задач и форм проведения практических занятий (как вводного, гак и всех последующих). Здесь следует ис­ходить из того, что практическое занятие не тождественно семи­нарскому занятию (теоретическому семинару).

1.1.1. Цель практического занятия - научить студентов рабо­тать с гражданским законодательством.

1.1.2. Такая цель предопределяет постановку следующих за­дач: а) активизировать теоретические знания студентов примени­тельно к конкретной практической ситуации (вопросу, спору и т.п.); б) научить студентов применять эти знания при решении практических дел, прежде всего — верно определять характер воз­никших правоотношений; в) научить студентов работать с зако­нодательством: находить правовые нормы, соответствующие воз­никшим правоотношениям, правильно читать и комментировать их и на этой основе — верно применять их; г) научить студентов правильно составлять основные типовые документы, оформляю­щие решение (консультацию, экспертизу и т.п.) по делам, спо­рам, связанным с применением гражданского законодательства.

1.1.3.Занятия могут проводиться в следующих формах: а) ре­шение учебных дел (задач) с упором на практическую работу с текстами законодательных и иных нормативных правовых актов (основная форма); б) деловые игры (подготовка и проведение учебных судебных заседаний и т.п.); в) иные формы, позволяю­щие решать указанные выше цели и задачи практических заня­тий. В отдельных (исключительных) случаях практические заня­тия могут быть заменены на теоретические семинары с подготов­кой студентами докладов и (или) на встречу с приглашенными практическими работниками, с обязательным последующим об­суждением поставленных проблем.

 

2. Проведение первого (вводного) занятия.По содержанию первое (вводное) занятие, как правило, делится на четыре состав­ные части: организационную, информационную, методическую, заключительную.

2.1. Организационная часть вводного занятия предполагает:

а) представление преподавателя студентам; б) определение студента (как правило, старосты группы), с которым в дальнейшем будут решаться организационные вопросы; в) знакомство с составом группы, на основе поименного списка группы (список готовится заранее или составляется по поручению преподавателя старостой группы в начале занятия); г) установление преподавателем правил, которые будут действовать в случаях, если студен­ты опаздывают на занятия, пропускают занятия, не выполняют
домашних заданий и т.п.; д) установление преподавателем системы контроля знаний в течение семестра (контрольные, тестирование и т.п.) и др.

2.2. Информационная часть первого (вводного)занятия пред- полагает: а) предоставление студентам систематизированных сведений об учебном курсе (дисциплине), по которому будут вестись практические занятия; б) доведение преподавателем до студентов целей, задач, форм и порядка проведения практиче­ских занятий; в) информирование преподавателем студентов о формах контроля по итогам практических занятий (зачет, экза­мен); о порядке их проведения (форма приема: по билетам (вопросам), без билетов (вопросов), структура билетов (напри­мер, наличие в них не только теоретических вопросов, но и учебных дел (задач) и т.п.; г) информирование преподавателем студентов об учебно-методическом обеспечении практических занятий.

Под учебно-методическим обеспечением практических заня­тий по земельному праву понимается совокупность специальных учебно-методических материалов, которые рекомендуются студен­там для подготовки и проведения практических занятий для дости­жения поставленных целей и задач. К основным указанным мате­риалам относятся: а) материалы лекции по общему курсу гражданского права; б) тексты учебных дел (задач), выбранных для решения на практических занятиях, как правило, в виде практикумов или распечаток; в) подборка материалов учебных дел (задач); г) тексты нормативных правовых актов, как правило, в виде сборников, ис­точников официального опубликования или их копий, из расчета не менее 1 текста на 2-х студентов; д) соответствующие учебные пособия и учебники.

2.3. Методическая часть первого (вводного) занятияпредпола­гает: а) знакомство студентов с методикой решения учебных дел (задач); б) применение этой методики к решению «пробного» учебного дела (задачи).

2.4, Заключительная часть первого (вводного) занятияотво­дится для того, чтобы: а) подвести итоги; б) дать студентам до­машнее задание.

2.4.1. При подведении итогов занятия целесообразно: а) ак­центировать внимание студентов на тех основных теоретических положениях, которые были использованы для решения учебных дел (задач); б) напомнить студентам, как эти теоретические зна­ния помогли решить конкретные практические вопросы; в) об­ратить внимание студентов на наиболее типичные ошибки при работе с законодательством: при определении характера возник­ших правоотношений, нахождении соответствующих правовых норм, их прочтении и комментировании; г) обратить внимание студентов на наиболее типичные ошибки при составлении ос­новных типовых документов.

2.4.2. Домашнее задание включает: а) наименование темы и основных вопросов этой темы по Почасовому плану проведения практических занятий; б) тексты (номера по Практикуму) учеб­ных дел (задач), которые необходимо решить к следующему практическому занятию; при этом следует особо обратить внима­ние студентов на то, что учебные дела (задачи) должны быть ре­шены письменно; в) рекомендации преподавателя по перечню необходимых для решения заданных учебных дел (задач) норма­тивных правовых актов; г) рекомендации преподавателя по пе­речню необходимых для решения учебных дел (задач) актов су­дебной практики (решения по конкретным делам, акты высших органов судебной власти и др.); д) рекомендации преподавателя по основным литературным источникам, которые содержат тео­ретические основы решения домашних учебных дел (задач).



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.142.104 (0.011 с.)