Дееспособность граждан. Опека и попечительство. Патронат.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дееспособность граждан. Опека и попечительство. Патронат.



Способность иметь права и нести обязанности у гражданина возникает с момента рождения. Но способность самому, своими действиями их приобретать, реализовывать, осуществлять требует определенного уровня сознания и воли. Эта способность от рождения не возникает, а приобретается впоследствие и называется дееспособностью – способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать и исполнять гражданские обязанности (ст.21). Необходимо дополнить только указанием на деликтоспособность, т.е. способности нести самостоятельную имущественную ответственность.

Самостоятельность не значит непременно личного осуществления, «своими руками». Необходимые действия могут быть осуществлены как самим гражданином лично, так и по его поручению другим лицом. Дееспособность дает гражданину право самому решать эту проблему (сам или через представителя), не нуждаясь в чьем-либо одобрении, согласии. Способность к самостоятельности предполагает способность оценивать, руководить, давать отчет и развивается с возрастом. Группы по возрасту :

-По достижении 18 лет (т.е. с момента), совершеннолетние, полностью дееспособные (п.1 ст. 21 ГК РФ);

-От 14 до 18 лет, несовершеннолетние, не полностью дееспособные (ст. 25);

-От 6 до 14 лет, малолетние, частично дееспособные (ст.28);

-До 6 лет – малолетние, недееспособные (ст.28).

На дееспособность оказывает влияние не только возраст, но и иные обстоятельства, указанные в законе :

- Вступление в брак до достижения 18 лет (п.2 ст.21 ГК, ст.13 СК –с 16 лет).

- Эмансипации – объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (ст.27 ГК РФ).

В соответствие с п.16 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. эмансипированные обладают в полном объеме гражданскими правами и обязанностями, «за исключением тех прав и обязанностей, для приобретения которых федеральным законом установлен возрастной ценз»(приобретение оружия, воинская службы и т.д.).

Защиту интересов несовершеннолетних (недееспособных, не полностью дееспособных, частично дееспособных) осуществляют их родители или усыновители. При отсутствии родительского попечения устанавливается опека и попечительство. Опека устанавливается над малолетними. Опекуны – представители в силу закона. Попечительство – над несовершеннолетними, попечители дают согласие. Они назначаются органами опеки и попечительства (органами местного самоуправления), которые контролируют распорядительные действия опекунов и попечителей. Формы контроля – ст.37 ГК РФ. Прекращается опека автоматически в связи с достижением подопечным возраста или обретения дееспособности по другим основаниям.

От опеки и попечительства следует отличать патронаж – особую форму попечительства над совершеннолетними и дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права. Такой попечитель – помощник, которого орган опеки и попечительства назначает по просьбе или с согласия гражданина. Он и в дальнейшем действует по поручению подопечного. Прекращается по требованию подопечного (ст.41 ГК).

3.Признание гражданина ограниченно дееспособным : основания, порядок, последствия.

Ограничение дееспособности означает лишение гражданина права самостоятельного, т.е. без чьего-либо согласия, совершать юридические

действия. В силу ГК РФ это возможно :

1)ст. 30 ГК РФ: основание –злоупотребление (чрезмерное и систематическое потребление, которое находится в противоречии с интересами его семьи и влечет за собой непосильные расходы денежных средств на приобретение (п. 3 Постановления Пленума от 4 мая 1990 г.); наличие семьи; тяжелоематериальное положение семьи (если семья не получает от лица необходимых средств или вынуждена содержать его полностью или частично); порядок –судебный; последствия – устанавливается попечительство, назначается попечитель, подопечный лишается права самостоятельно продавать, дарить, завещать, обменивать, покупать имущество, совершать другие сделки, кроме МБС; непосредственно получать зарплату, пенсию и распоряжаться доходами. Однако он остается полностью деликтоспособен. Отмена ограничения – в судебном порядке.

2)п.4 ст.26 ГК – основание – несовершеннолетие и отсуствие полной дееспособности, наличие заработка, степендии или иного дохода, достаточные основания; порядок – судебный; последствия –ограничение или лишение несовершеннолетнего права самостоятельно распоряжаться доходами.

4. Признание гражданина недееспособным : основания, порядок, последствия.

Ст. 29 ГК РФ указывает на сложный фактический состав основания – психическое расстройство, которое вызвало поражение воли или сознания. Порядок – судебный. Последствия –установление опеки. От имени гражданина все сделки совершает опекун.

5. Признание гражданина безвестно отсутствующим.

Основание –указаны в ст. 42 ГК:отсутствие гражданина в месте постоянного жительства (ст.20 ГК); неизвестность его местонахождения (отсутствие сведений); продолжение такого состояние в течение года.

Последствия –над имуществом назначается доверительное управление (на основании решения суда, органом опеки и попечительства); ДУ производит совершает с ним все необходимые действия от своего имени, но в интересах безвестно отсутствующего.

6. Объявление гражданина умершим.

Основание – ст. 45 ГК: отсутствие в месте жительства, неизвестность местанахождения, состояние 5 лет. Исключения по срокам – 6 мес. и 2 года.

Последствия –приравнены к последствиям смерти, но возможна явка.

 

 

ЛЕКЦИЯ 3. ГРАЖДАНЕ (продолжение).

ВОПРОСЫ :

1. Предпринимательская деятельность граждан : понятие, условия, порядок.

2. Несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя: условия, порядок, последствия.

 

ИСТОЧНИКИ:

- ГК РФ, ст. 2, Глава 3.

- Закон РСФСР от 7 декабря 1991 г.»О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации». – Ведомости, 1992, № 2.

- ФЗ от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы в РФ» ( с изм. и доп.) – СЗ РФ, 1995, № 31 (ст. 11).

- ФЗ от 8 января 1998 г. «О несостоятельности (банкротстве)». – СЗ РФ, 1998, № 2. (Главы 1, 9 – 12).

- ФЗ от 8 января 1998 г. «Об основах муниципальной службы в РФ». – СЗ РФ, 1998, № 2 (ст. 11).

- ФЗ от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности». – СЗ РФ, 2001, № 33.

- Положение о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Утв.Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. – СЗ РФ, 1994, № 11.

- Медведев А. Что такое предпринимательская деятельность граждан? – ХиП, 2000, № 2. С. 65-73.

- Моисеев М. Предпринимательская деятельность граждан : понятие и конститутивные признаки. – ХиП, 1997, № 3.

- Никитин Е. Правовой статус гражданина – предпринимателя без образования юридического лица. – РЮ, 1997, № 12.

 

1. Предпринимательская деятельность граждан – понятие, условия, порядок.

Легальное понятие предпринимательской деятельности дается в ст. 2 ГК РФ – «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». Таким образом, закон дает следующие признаки предпринимательской деятельности :

1) самостоятельная, т.е. осуществляемая организационно обособленным субъектом, который действует в своем интересе, по своему усмотрению;

2) на свой риск, что означает не только возможность неполучения прибыли, но и необходимость несения никем не компенсированных убытков от результата деятельности;

3) направленность деятельности – систематическое получение прибыли, т.е. получение экономической выгоды в денежной или иной форме, подлежащей оценки, регулярная, устойчивая, не эпизодическая, не разовая. Средствами получения такой выгоды являются предоставление за плату своего имущества в пользование другим лицам, продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг (за плату);

4) подлежит государственной регистрации – названа как признак, но на самом деле – это условия ее осуществления;

5) профессиональная –такой признак не назван в законе, но предлагается. Деятельность только тогда может рассматриваться как предпринимательская, когда она осуществляется на профессиональной основе, т.е. людьми, имеющими соответствующую квалификацию, владеющими информацией об этом виде деятельности, действующими по правилам, с соблюдением соответствующих требований к результату.

В соответствие со ст. 18 ГК РФ граждане могут заниматься предпринимательской деятельностью, т.е. это элемент их правоспособности. Ограничение возможно в случаях, установленных ФЗ. В настоящее время эти случаи предусмотрены ФЗ об основах государственных и муниципальных служб (для служащих), о статусе судей, военнослужащих и некоторых других. Кроме того ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в ст. 166 предусматривает запрет на занятие индивидуальным предпринимательством в течение одного года с момента признания его банкротом.

Условия занятия предпринимательской деятельностью граждан :

1) Государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя – ст.23 ГК РФ, ст.1 Закона РФ “О регистрационном сборе…” – порядок : заявление в администрацию района (города) по месту жительства заявителя, регистрационный сбор, выдача в 15- дневный срок свидетельства установленного образца, в котором указываются виды деятельности.

2) Отсутствие законодательного запрета на занятие выбранным гражданином вида предпринимательской деятельности.

3) Получение лицензии, если ФЗ относит выбранный вид деятельности к лицензируемым. Лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности, выдаваемое федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ. Ст. 9 ФЗ «О лицензировании» для получения лицензии необходимо представить документы о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Проблемой является значение такого обстоятельства как дееспособность. ГК в ст. 23 «Предпринимательская деятельность граждан» прямо ничего не определяет. А в ст. 27 «Эмансипация» упоминает о несовершеннолетних, которые с согласия родителей, усыновителей или попечителей занимаются предпринимательской деятельностью. Весьма проблематично признание способности осуществлять предпринимательскую деятельность за ограниченно дееспособным (нет самостоятельности). Недееспособные вообще лишены возможности что-либо осуществлять сами.

Порядок осуществления определен в наиболее общем виде в ст. 23 ГК, в частности установлено, что к предпринимательской деятельности граждан соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Иное :

А) Гражданин – индивидуальный предприниматель действует под своим именем, включающим фамилию, имя и отчество. Псевдонимом (вымышленным именем) он может пользоваться только в случаях, предусмотренных законом (ст.19). Это лишает предпринимателя возможности использовать фирменное наименование (фирму).

Б) Последствия осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации – п.4 ст. 23 ГК .

В) Имущественная ответственность гражданина-предпринимателя (ст.24 ГК РФ). Есть имущество, которым он «не рискует».

Г) Несостоятельность (банкротство).

 

2. Несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя : основания, порядок, последствия.

ФЗ «О несостоятельности» указывает на сочетание двух оснований банкротства гражданина – несостоятельность (ст.3 – если соответствующие обязанности по оплате обязательных платежей, требований кредиторов по денежным обязательствам не исполнены в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения, и неоплатность (ст. 3 - если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества).

Порядок – судебный признания его банкротом арбитражным судом. Инициировать процесс могут сам предприниматель, кредиторы по обязательствам, связанным с его предпринимательской деятельностью, уполномоченные органы, прокурор. Свои требования при применении процедуры банкротства могут заявить и кредиторы по обязательствам, не связанным с предпринимательской деятельностью, по требованиям личного характера (ст.165 ФЗ). Кроме судебного порядка возможно и объявление предпринимателем о своем банкротстве.

Последствия :

1. Открывается конкурсное производство и осуществляется удовлетворение требований кредиторов за счет принадлежащего гражданину имущества – по очередности, установленной ст. 25 ГК РФ и ст. 161 ФЗ.

2. После завершения индивидуальный предприниматель освобождается от исполнения оставшихся обязательств, кроме требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, требований о взыскании алиментов и иных личного характера.

3. Утрачивают силу свидетельство о государственной регистрации и лицензии.

4. Ограничивается на год способность заниматься предпринимательством.

Один раз в пять лет. Если чаще – то нет освобождения от исполнения требований кредиторов.

 

ЛЕКЦИЯ 4 ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА (ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ)

ВОПРОСЫ :

1. Понятие юридического лица.

2. Виды юридических лиц.

3. Правоспособность юридических лиц. Филиалы и представительства юридических лиц.

4. Образование юридических лиц.

5. Прекращение юридических лиц. Банкротство как способ ликвидации юридического лица.

ИСТОЧНИКИ :

- ГК РФ, Глава 4.

- Вводный закон, ст. 2, 6-8.

- Закон о несостоятельности

- Закон о лицензировании

- ФЗ от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц» – СЗ РФ, 2001, № 33 (часть 1).

- Постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части 1 ГК РФ» (п.18-26)

- Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций). Информационное письмо Президиума ВАС от 13 января 2000 г. № 50 – Вестник, 2000, № 3.

- Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 9 июня 2000 г. «О сделках юридического лица, регистрация которого признана недействительной». – ЭиЖ, 2000, № 25.

- Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 14 июня 2001 г. «О некоторых вопросах применения в судебной практике ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» – Вестник, 2001, № 9.

- Артеменков С.В. Имущественная обособленность в теориях юридических лиц и в системе признаков юридического лица. – Юридический мир, 2001, № 7, с. 23-31.

- Беляев К.П. О делении юридических лиц на коммерческие и некоммерческие в гражданском законодательстве. – В сб. : Актуальные проблемы гражданского права. – М. : Статут, 2000, с. 35-49.

- Витрянский В. Новое законодательство о несостоятельности (банкротстве). – ХиП, 1998, № 3, с. 38-48.

- Витрянский В. Пути совершенствования законодательства о банкротстве – Вестник ВАС, 2001, № 3, с.91-104.

- Ершова И. Создание коммерческой организации. – Закон, 2001, № 8. С. 62-72.( Коммерческое предприятие : организация и ликвидация).

- Зинченко С., Карачанский С., Зинченко О.. Поиск новой модели законодательства о банкротстве. – ХиП, 2001, № 3, с.29-40.

- Мозолин В.П. Факторно-нормативная теория как научная основа организации и деятельности ЮЛ в ГП. – Юрид.мир, 2001, № 9. С.14-22.

- Тотьев К. Принудительная реорганизация и ликвидация. – Закон, 2001, № 8. С. 72-77.

- Трофимова Е.Ликвидация юридических лиц по решению учредителей. – Закон, 2001, № 8. С.77-81.

- Щенникова Л. Банкротство в гражданском праве России : традиции и современность. – РЮ, 1998, № 10.

Понятие юридического лица.

Помимо граждан в гражданском обороте действуют и организации – юридические лица. Это общемировая категория, появление которой доктрина гражданского права объясняет рядом обстоятельств :

- концентрация капитала, его объединение, что вызвано интересами оборота;

- стремлением ограничить ответственность каждого участника такого объединения суммой внесенного капитала (как максимального объема риска, к которому готов участник).

Средством реализации этих интересов и служило юридическое лицо – объединение, корпорация, наделенная правосубъектностью отличной от правосубъектности составляющих ее участников, физических лиц.

Понятие ЮЛ гражданское законодательство РФ, как впрочем и в других системах, определяет через перечень признаков ЮЛ. Это позволяет решить двоякую задачу : во-первых, отделить юридические лица от объединений, не обладающих свойствами правосубъектности; во-вторых, отличить юридические лица от других правосубъектых образований (граждан, публичных образований). Ст. 48 ГК РФ указывает на четыре таких признака :

1)организационное единство. Ст. 48 требует, чтобы ЮЛ было организацией.Организационное единство определяет правовые границы ЮЛ, его состав, отделяя его от других социальных образований, в рамках которой формируются внутренняя структура организации. Под ним понимается прежде всего внутреннюю структуру (систему элементов, связи между ними, органы, управляющие деятельностью организации и представляющие ее вовне). При всем разнообразии элементов ЮЛ, для них свойственно нечто общее. Это наличие части ЮЛ, которая существует для приобретения им гражданских прав и обязанностей – органа юридического лица (ст.53 ГК). Орган – это не посторонний субъект, а часть, элемент юридического лица. В качестве элемента, выполняющего такие же функции может выступать в предусмотренных законом случаях участники ЮЛ. Элементы и система связей, делающая образование единой организацией определяются в учредительных документах , которыми располагает всякое ЮЛ. Все его части, структурные подразделения, органы и члены действуют на основании единых учредительных документов, состав которых описан в ст.52 ГК.

2)вторым признаком, названным в законе является наличие у организации обособленного имущества. Обособление имущества предполагает его отделение от имущества других правосубъектных образований (учредителей, государства, членов) и закрепление за ЮЛ на одном из трех вещных прав (права собственности, ПХВ или ПОУ). Первоначально это имущество передается ЮЛ его учредителями, но после внесения оно от них отделяется и закрепляется за ЮЛ. Проявление чего выступают самостоятельный баланс, а учреждения – смету.

3)третьим признаком – самостоятельная имущественная ответственность ЮЛ по своим обязательствам этим, т.е. закрепленным, обособленным имуществом. Всем имуществом, без ограничения, в отличие от гражданина (исключения – п.1 ст. 56 сделано для учреждений).Ответственность ЮЛ обособлена от ответственности государства и от ответственности учредителей (участников ЮЛ. (п.3 ст.56 ГК). Исключения – предусмотрены в ГК РФ или учредительными документами ЮЛ. ГК РФ связывает случаи дополнительной (субсидиарной) ответственности с двумя обстоятельствами. Первое – организационно-правовая форма ЮЛ ; второе – банкротство ЮЛ(п.3 ст. 56) Последнее разъясняется в п. 22 постановления Пленума ВС и ВАС от 1 июля 1996 г. : «К числу лиц, на которых м.б. возложена ответственность, относятся, в частности, лицо, имеющее в собственности или ДУ контрольный пакет акций АО, собственник имущества унитарного предприятия. Указанные лица привлекаются к ответственности лишь в тех случаях, когда несостоятельность ЮЛ вызвана их указаниями или иными действиями».

4)От своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом или ответчиком в суде. Имя – наименование. Основные правила – ст.54, 138 ГК, ст.5 ФЗ «О государственной регистрации», ФЗ об отдельных видах ЮЛ. Наименование (полное и сокращенное). Полное – всегда (организационно-правовая форма и прочее), сокращенное – по желанию. Коммерческие организации могут иметь фирменное наименование (фирму) – средства их индивидуализации в ряду других. Предел – до степени смешения.. Д.б. принят ФЗ о порядке регистрации фирмы, исключительные права, если зарегистрировано.Положение о фирме 1927 г.

Виды юридических лиц.

Классификация осуществляется по различным основаниям. Легально, т.е. в законе, юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие (ст.50 ГК). Основа для этого деления – основная цель деятельности, которую преследуют юридические лица. Коммерческие организации преследуют цель – извлечение прибыли, некоммерческие – преследуют иные основные цели. Цели, которые ставят перед собой некоммерческие организации, определяются в их учредительных документах. В соответствие с законами такими целями могут быть благотворительные, социальные, культурные, образовательные, научные, управленческие, охрана здоровья граждан, развитие физической культуры, защита прав и законных интересов граждан и организаций, и иные, направленные на достижение общественных благ. В литературе по этому поводу справедливо указывают на то, что некоммерческие организации не являются профессиональными участниками гражданского оборота. Их участие в нем обусловлено необходимостью материального обеспечения их основной деятельности, не связанной с участием в имущественных отношениях (Суханов, Дозорцев и др.).

В качестве неосновной, вспомогательной, коммерческая цель может преследоваться и некоммерческими организациями. Некоммерческие организации могут быть субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, т.е. самостоятельно и на свой риск осуществлять деятельность, направленную на систематическое получение прибыли. Однако закон ограничивает пределы такой деятельности. В соответствие с п.3 ст.50 ГК РФ она должна служить достижению целей, ради которых эти организации созданы, и им соответствовать. П.2 ст. 24 ФЗ от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» : «Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признается приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающее целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ЦБ, имущественных и неимущественных прав, участие в ХО и участие в товариществе на вере в качестве вкладчика».

И здесь значение имеет третий их признак – направление прибыли. Они направляют прибыль на достижение целей, ради которых были созданы. Тогда как коммерческие организации могут самостоятельно определеять направления использования прибыли, в том числе и распределять ее между учредителями. Последнее запрещено некоммерческим организациям (п.1 ст. 50 ГК).

Внутри этой основной классификации юридических лиц законодатель распределяет организации на подвиды, именуемые организационно-правовыми формами(по характеру организационного устройства и материальных основам деятельности).Для коммерческих организаций ГК РФ предлагает исчерпывающий перечень, расширение которого за рамками кодекса невозможно : ХТ, ХО, ПК, УП. Для некоммерческих организаций – также предполагается ограниченный законом перечень. Однако источником этого перечня наряду с ГК РФ служат и иные федеральные законы.

Деление на коммерческие и некоммерческие организации (в отличие от деления на организационно-правовые формы) – это изобретение нашего современного законодателя (у него нет истории, нет зарубежных аналогов). В сочетании с довольно неопределенными критериями (основная цель, соответствовать и т.д.) это объективно вызывает различные оценки относительно значения такой классификации. От отрицания до попыток найти объяснение. Обычно положительное значение такой классификации усматривают в том, что она позволяет выявить все разновидности юридических лиц, определить их правовой статус, провести разграничение между организациями с разной правоспособностью.

Легальным же является и деление юридических лиц в зависимости от вида и характера прав на имущество юридического лица у их участников (учредителей). П.2 ст. 48 ГК РФ по этому признаку распределяет юридические лица по двум основным группам. Первая – учредителя имеют вещные права на имущество юридического лица (право собственности) (унитарные предприятия и учреждения). Вторая – обязательственные права (ХТ, ХО, кооперативы). П.3 ст. 48 указывает и на существование юридических лиц, участники которых не имеют имущественных прав (общественные и религиозные организации, фонды, ассоциации и союзы. Значение – характеристика имущественной обсобленности).

В доктрине гражданского российского гражданского права принято выделять еще одну классификацию юридических лиц – в зависимости от наличия или отсутствия членских отношений. Есть организации корпоративного типа, в которых имеются членские отношения и некорпоративные, учреждаемые лицом (лицами), которые не становятся их членами. Первые – ХТ, ХО, кооперативы. Вторые – учреждения, фонды, унитарные предприятия.

Ни в законодательстве, ни в доктрине гражданского права пока не прижились такие распространенные в зарубежных правовых системах классификации юридических лиц как юридические лица публичного и частного права. Юридические лица публичного права обычно наделены государственно-властными полномочиями, имеют специальную правоспособность и некоторые особенности их создания (государство, государственно-территориальные образования, органы власти, учреждения и т.д.). В учебнике МГУ в подстрочной сноске упоминается такое деление российских юридических лиц, но с оговоркой, что государственно-публичные образования по гражданскому законодательству России отнесены к иным, чем юридическое лицо, субъектам гражданского права. А это во многом лишает данную классификацию практического значения.

3. Правоспособность юридических лиц. Филиалы и представительства юридических лиц.

Правоспособность юридического лица в соответствие со ст. 49 ГК РФ можно определить как способность иметь гражданское права, обязанности и нести гражданские обязанности. Юридическое лицо – правоспособное образование, это субъект гражданских прав.

Отличительные особенности гражданской правоспособности юрид. лиц :

1)Неразрывное единство с дееспособностью. У юридического лица одно не может существовать без другого. Оно возникает одновременно и право и дееспособным образованием.

2)Момент возникновения правоспособности – момент государственной регистрации юридического лица, а момент прекращения – момент завершения его ликвидации, т.е. момент внесения записи о ликвидации в единый государственный реестр (п.3 ст. 49 ГК РФ).

3)Некоторые элементы правоспособности, а именно способность заниматься определенными видами деятельности возникает у юридического лица после его регистрации – в момент выдачи лицензии и прекращается по истечении срока ее действия (п.3 ст. 49).

4)Правоспособность юридических лиц является специальной. В соответствие с п.1 ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Таким образом, в силу закона, специальный характер правоспособности юридического лица означает, что она является целевой, ограниченной уставными целями юридического лица.

Толкование «цели» предложено в абз.2 п.1 ст. 49 ГК РФ и п.18 Постановления Пленума ВС И ВАС РФ от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ» через категорию виды деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься. Именно по этому признаку нам предложено отграничивать юридические лица со специальной правоспособностью от юридических лиц с общей правоспособностью.Таковыми в силу закона являются коммерческие организации, кроме унитарных предприятий и иных организаций, предусмотренных законом. Они иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Из этого законоположения следует два основных вывода, имеющих практическое значение. Первый – отнесение юридических лиц к группе обладателей общей или специальной правоспособности является прерогативой самого законодателя и не зависит от решения этого вопроса в учредительных документах. Учредительные документы не делают юридическое лицо ограниченно правоспособным. Напротив, если по закону юридическое лицо относится к организациям со специальной правоспособностью (а таковыми являются некоммерческие организации, унитарные предприятия, а также в предусмотренных законом случаях и другие организации – банки, страховщики), то в учредительных документах обязательно требует указать цель деятельности, а ст. 52 ГК РФ дополняет – и предмет деятельности (виды). Для коммерческих организаций, обладающих общей правоспособностью, такое требование к учредительным документам закон не предъявляет, они лишь могут это сделать, хотя по закону и не обязаны. Второй вывод - юридическое лицо не может само себя превратить в организацию со специальной правоспособностью, если по закону она обладает общей. Даже если такая организация вполне определенно сформулирует в учредительных документах цель и виды деятельности это не сделает ее организацией со специальной правоспособностью. Таковой ее может объявить только закон.

5)Правоспособность юридического лица, а именно, его способность приобретать права и обязанности, реализуется для него органами – часть юридического лица, которая создается именно для этих целей (ст.52 ГК РФ), а в случаях, предусмотренных законом –участниками.

Такими же частями юридического лица являются его филиалы и представительства. В силу ст. 55 ГК РФ – это обособленные подразделения юридического лица, расположенные вне места его нахождения. И кроме того, они создаются для иных задач. Представительство – такое подразделение, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет защиту (в т.ч. дейст

виями представительства создаются гражданские права и обязанности). Филиал – осуществляет все функции или их часть, включая и представительство. Они – не юридические лица и действуют от имени создавшего их юридического лица. Руководитель – по доверенности.

 

 

ОБРАЗОВАНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ.

Сложившейся в России порядок образования юридических лиц характеризуется отсутствием разрешительной системы. Как правило, для создания юридического лица не требуется разрешения государственного органа. Такой порядок в доктрине гражданского права принято называть явочным . Смысл его заключается в признании права создавать юридические лица определенных в законе организационно-правовых форм. Это делает излишним получение индивидуальных разрешений на образование юридического лица. Оно создается учредителями в явочном порядке. Это не исключает государственный контроль над созданием юридических лиц, который осуществляется иными, чем разрешение, способами. Не путать с лицензией, которая является не разрешением на создание юрид.лица, а разрешением на занятие им определенным видом деятельности.

Процесс создания ЮЛ распадается на две стадии :

1. Учреждение, т.е. принятие учредителем (учредителями) решения о создании ЮЛ. Это, в свою очередь, сложный процесс, который начинается с определения состава учредителей (это м.б. граждане, ЮЛ, публичные образования, субъекты, зарегистрированные в качестве предпринимателей, количество может различаться); выбор ими вида создаваемого юридического лица, а внутри вида – организационно-правовую форму; подготовка и принятие учредительных документов (устава, учредительного договора. Учредительный договор – соглашение учредителей, которое они заключают и в котором определяют обязанности по созданию ЮЛ, условия передачи ему имущества, условия участи в деятельности ЮЛ, распределение прибыли и убытков, выход из состава участников (п.2 ст. 52 ГК РФ). Устав утверждается учредителем или учредителями на общем собрании. У него иные задачи – определить статус организации. Это своего рода публичный меморандум, посредством которого ЮЛ информирует всех остальных о себе – наименовании, месте нахождения, органах управления (виды, порядок формирования, компетенция).

Зачастую процесс учреждения на этом и заканчивается. Исключение составляет коммерческие организации для создания которых закон требует формирование уставного (складочного) капитала, т.е. действий по объединению имущества, его передачи. Поэтому надо не только заявить о своих планах в отношении капитала, но и оплатить полностью или в части, которую требует законодатель (50 или 10 %). Противоречивость такого требования. Выход из положения – открытие временных счетов, предъявление доказательств существования неденежного вклада.

2.Этап государственной регистрации ЮЛ. Ст. 51 ГК РФ предлагает новые принципы такой регистрации : полнота (всеохватность); единый регистрирующий орган (орган юстиции); единый реестр; открытость (публичность) данных о госрегистрации. Перед законодателем была еще одна проблема – определить роль регистратора. Два возможных варианта. Первый – установить заявительный порядок, когда достаточным был бы набор соответствующих учредительных документов, с необходимыми разделами («по составу»), когда регистратор не оценивает ни их законность, ни их достоверность. За все несет ответственность сам заявитель. Второй – регистратор должен проверять документы на законность, вникать в их суть. Победила вторая тенденция. В ст.51 ГК РФ определено, что отказ в регистрации возможет принарушении установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствия его учредительных документов закону. (но не целесообразность).

Ст. 51 ГК принятие специального закона о регистрации юридических лиц, что и было сделано 8 августа 2001 г. До введения в действие этого закона ( т.е.1 июля 2002 г.) (ст.27 ФЗ «О регистрации») в соответствие со ст.8 Вводного закона применяется действующий ранее порядок регистрации ЮЛ. Основные характеристики нового порядка :

А)Осуществлять его будет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ;

Б)Государственная регистрация осуществляется по месту нахождения постоянно действующего органа ЮЛ в 5-дневный срок с момента представленияч документов;

В)Такими документами являются : заявление о регистрации, решение о создании ЮЛ, учредительные документы, документ об оплате пошлины (перечень исчерпывающий). Их можно предъявить лично или отправить по почте.

Г)Основания отказа в регистрации – (?) ст.23 ФЗ непредставление необходимых документов и представление документов в ненадлежащий орган (?). Всякий иной отказ – объявлен необоснованным (ст.24).

Д)Ранее созданные ЮЛ. Ст. 26 ФЗ не обязывает их проходить полноценную регистрацию, но в течение шести месяцев с момента вступления ФЗ в силу, должны представить в регистрирующий орган сведения, указанные в ст. 5 ФЗ (наименование, организационно-правовую форму, место нахождение,способ образования (создание или реорганизация),учредители, лицо, имеющее право представлять ЮЛ. Уклонение от предоставления такой информации – основание для принудительной ликвидации ЮЛ.

ТЕМА: НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.212.116 (0.015 с.)