Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отбрось привязанность к телу, осознавая, что Я везде.

Поиск

Тот, кто везде, радостен.

 

Думание ни о чем приведет к снятию ограничений

С ограниченной личности.

 

Я слышал историю об одном старом докторе. Однажды ему позвонил его ассистент, кото-рый был в большом затруднении - его пациент задыхался и был близок к смерти. В его горле застрял бильярдный шар, и ассистент не знал, что делать. Поэтому он спросил старого докто-ра: «Что мне делать?» Старый доктор сказал: «Пощекочите пациента птичьим пером».

Через несколько минут ассистент позвонил снова, очень счастливый и ликующий. Он ска-зал: «Ваше лечение оказалось чудесным - пациент начал смеяться, и шар выскочил. Но скажи-те мне, откуда вы узнали такую замечательную технику». Старик ответил: «Я просто придумал ее. Это всегда было моим девизом: когда не знаешь, что делать, делай хоть что-нибудь».

Но когда речь идет о медитации, такой подход не годится. Если вы не знаете, что делать, не делайте ничего, потому что ум является очень сложным, замысловатым, тонким. Если вы не знаете, что делать, лучше не делать ничего, потому что все, что бы вы ни делали, не понимая этого, приведет к еще большим сложностям, чем вы разрешите. Это может даже оказаться фатальным, это может даже оказаться самоубийственным.

Если вы ничего не знаете об уме... А вы, в действительнос­ти, ничего о нем не знаете. Ум - это всего лишь слово. Вы не знаете его сложности. Ум является наиболее сложным объектом существования; нет ничего сопоставимого с ним. И он является наиболее де-ликатным - вы можете разрушить его, вы можете сделать что-либо необратимое. Эти техники основаны на очень глубоком понимании человеческого ума, на очень глубоком взаимодействии с ним. Каждая из техник является результатом длительного экспери-ментирования.

Поэтому запомните следующее: не делайте ничего по-своему и не смешивайте эти две техники, потому что их функционирование различно, их способы различны, их основы различ-ны. Они приводят к одному и тому же, но как средства они совершенно различны. Иногда они могут быть даже диаметрально противоположными. Так что не смешивайте эти две техники. И вообще ничего не смешивайте - используйте техники в том виде, в каком они вам даются.

Не изменяйте их, не улучшайте их, потому что вы не можете улучшить их, и любое измене-ние, внесенное вами, будет фатальным. И прежде чем вы начнете практиковать какую-то тех-нику, будьте полностью уверены, что вы правильно понима­ете ее. Если вы испытываете неко-торое сомнение и не знаете, что это за техника, то лучше не делать ее, потому что каждая тех-ника способна произвести в вас революцию.

Эти техники не являются эволюционными. Под эволюцией я подразумеваю то, что если вы ничего не делаете и просто живете, то через миллионы лет медитация случится с вами сама собой, вы будете эволюционировать в течение миллионов жизней. При естественном ходе все-го жизненного процесса вы придете к той же точке, к которой приходит будда в результате ре-волюции. Эти техники предназначены для совершения революции. Конечно, эти техники явля-ются кратчайшим путем; они не являются естественными. Природа тоже приведет вас к состо-янию будды, к просветлению - это случится с вами однажды, - но тогда все предоcтавлено при-роде; вы не можете сделать что-либо для этого, кроме как жить в страдании. Это отнимет очень много времени, на это потребуются миллионы лет и жизней.

Религия является революционной. Она дает вам технику, которая может сократить дли-тельный процесс и при помощи которой вы можете совершить прыжок - прыжок, который по-зволит вам избежать миллионов жизней. За единый момент вы сможете пройти миллионы лет. Поэтому они являются опасными, и пока вы не понимаете их правильно, не делайте их. Не смешивайте что-либо по своему собственному разумению. Не изменяйте ничего.

Сначала постарайтесь понять технику абсолютно правиль­но. Когда вы поняли ее, попро-буйте ее исполнять. И не исполь­зуйте девиз этого старого доктора: «Когда вы не знаете, что делать, делайте хоть что-нибудь». Нет, ничего не делайте. Недеяние будет более благоприят-ным для вас, чем любое деяние. Это связано с тем, что ум является весьма деликатным уст-рой­ством, и если вы сделаете что-нибудь неправильное, будет очень трудно исправить это. Очень легко сделать что-то неправильное, но очень трудно исправить это. Помните об этом.

 

Отдели себя от своего тела

 

Первая техника избавления от привязанности: Отбрось привязанность к телу, осознавая, что Я везде. Тот, кто везде, радостен.

 

Здесь требуется понимание многих важных моментов. Первое: Отбрось привязанность к телу. Имеет место глубокая привязанность к телу - так и должно быть, это естественно. Вы жили в теле много, много жизней, с самого начала. Тела менялись, но вы всегда были с телом, вы всегда были заключены в тело.

Были определенные моменты и времена, когда вы не были заключены в тело, но тогда у вас не было сознания. Когда вы умираете из одного тела, вы умираете в бессознательность, и затем вы остаетесь в бессознательности. Затем вы рождаетесь в новом теле, но и тогда вы бессознательны. В промежутке между смертью и очередным рождением вы бессознательны, поэтому вы не знаете, как будете себя чувствовать, находясь вне тела. Вы не знаете, кто вы есть, когда вы вне тела. Вы знаете только одно явление - воплощение в теле; вы всегда знали себя только в теле.

Это продолжается так долго, что вы забыли, что вы отличны от тела. Эта забывчивость, - которая является естес­твенной при определенных обстоятельствах, - имеет своим следствием привязанность к телу, прикрепленность к нему. Вы ощущаете, что вы есть тело - это и есть при-вязанность, прикреп­ленность к телу. Вы чувствуете, что вы есть не что иное, как тело, что вы не более, чем тело. По этому вопросу вы можете со мной не согласиться, потому что много раз вы думали, что вы не есть тело, что вы душа, личность. Но это не ваше знание; это просто то, что вы слышали, то, что вы читали, то, во что вы верили, не зная этого.

Так что первое, что вы должны сделать - это осознать тот факт, что реально вашим знани-ем является то, что вы есть тело. Не обманывайте самого себя, потому что обман не поможет. Если вы думаете, что вы уже знаете, что вы не есть тело, то вы не сможете отбросить привя-занность к нему, потому что тогда у вас нет этой привязанности, вы уже все знаете. Тогда воз-никает много трудностей, которые невозможно решить. Трудности должны быть разрешены с самого начала. Раз вы упустили начало, вы никогда не разрешите их; вы должны будете вер-нуть­ся обратно в начало. Так что хорошо запомните и хорошо осознайте, что вы не восприни-маете себя как нечто, отличное от тела. Это первый основной факт, подлежащий осознанию.

Этого осознавания еще лет. Ваш ум затуманен всем, что вы когда-либо слышали; ваш ум обусловлен знаниями других людей - эти знания заимствованы, они не являются реальными. Это не значит, что они ложные, - тот, кто высказал их, познал их, - но для вас до тех пор, пока они не станут вашими собственными переживаниями, вашим собственным жизнен­ным опытом, они являются ложными. Поэтому, когда я говорю, что что-то является ложным, фальшивым, я имею в виду, что это не является вашим жизненным опытом. Это может быть истин­ным для кого-то другого, но это не является истинным для вас. В этом смысле истина является индиви-дуальной, личностной - эта истина является истиной только в том случае, если она пережита; не пережитая, она истиной не является. Не существу­ет никаких универсальных истин. Для то-го, чтобы быть исти­ной, каждая истина должна быть индивидуальной.

Вы знаете, вы слышали; это часть ваших знаний, часть наследия - что вы не тело, - но для вас это не является реальным. Сначала отбросьте это нереальное знание. Встаньте лицом к лицу с тем фактом, что вы знаете себя только как тело. Это создаст в вас большое напряжение - от вас было скрыто то, что вы собирали эти знания от других. Вы все время верили, что вы не есть тело, но продолжали жить как тело, так что вы разделены, и все ваше бытие становится неестественным, псевдо.

Это, в действительности, является ситуацией возникнове­ния параноидального состояния. Вы живете как тело, а думаете и разговариваете как душа - тогда имеет место борьба и кон-фликт, тогда вы все время находитесь во внутреннем смятении, в глубоком беспокойстве. Так что, прежде всего, столкнитесь с тем фактом, что вы ничего не знаете о своей душе, о своей личности - все, что вы знаете, относится к телу.

Это избавит вас от очень нелегкого обуславливания. Все, что скрыто, начнет выходить на поверхность. Осознавая тот факт, что вы есть тело, вы буквально начнете потеть. Осознавая тот факт, что вы есть тело, вы станете очень беспокойным, странным, но через это ощущение нужно пройти; только так вы можете узнать, что означает привязанность к телу.

Наставники все время говорят вам, что вы не должны быть привязанными к своему телу, но основной факт - что привязан­ность к телу существует, - остается неизвестным вам. Привя-зан­ность к телу является глубоким отождествлением себя с телом, но сначала вы должны по-нять, что есть это отождествление. Так что отбросьте все свои знания, которые дают вам ил-люзорное ощущение, что вы есть душа. Осознайте, что вы знаете только одну вещь, и эта вещь есть тело. Как это создает внутри вас скрытый беспорядок и скрытый ад и как это осво-бождает от них?

В тот момент, когда вы осознаете, что вы есть тело, вы в первый раз осознаете привязан-ность к нему. В первый раз вы ухватите своим сознанием тот факт, что это тело, которое роди-лось и должно умереть, есть вы. В первый раз вы осознаете тот факт, что эта плоть и кровь - это вы. В первый раз вы осознаете тот факт, что эта сексуальность, этот гнев - это вы. Так что все фальшивые образы отпадают. Вы становитесь реальным.

Реальность является болезненной, очень болезненной - вот почему мы все время скрыва-ем ее. Это ловкий трюк. Вы все время думаете о себе как о личности, и все, что вам не нравит-ся в себе, вы перекладываете на тело. Так, вы говорите, что сексуальность относится к телу, а любовь принадлежит вам. Тогда вы говорите, что алчность и гнев принадлежат телу, а состра-дание принадлежит вам. Сострадание принадлежит ва­шей личности, а жестокость принадле-жит телу. Снисходитель­ность и всепрощение принадлежат личности, а гнев - телу. Так что все, что вы считаете неправильным, безобразным, вы подбра­сываете телу, а со всем, что вы счита-ете прекрасным, вы отождествляете себя. Вы порождаете разделение.

Это разделение не позволяет вам узнать, что представляет собой привязанность, а пока вы не узнаете, что представляет собой привязанность, и пока вы не выстрадаете все страда-ние ее и весь ад ее, вы не сможете отбросить ее. Как вы можете отбросить ее? Вы можете от-бросить только то, что оказалось болезнью, что оказалось тяжким бременем, что оказалось пре­исподней; только тогда вы можете отбросить это.

Еще не доказано, что ваша привязанность к телу является преисподней. Не имеет никако-го значения все то, о чем говорили Будда и Махавира. Они могли все время говорить, что при-вязан­ность к телу является преисподней, но это не ваши ощущения. Вот почему вы снова и снова спрашиваете, как отрешиться, как не быть привязанным, как превзойти привязанность. Вы все время задаете вопрос «как» только потому, что не знаете, что такое привязанность. Ес-ли бы вы знали, что такое привязан­ность, вы просто бы выпрыгнули из нее, вы не спрашивали бы «как?».

Если ваш дом в огне, вы не будете никого спрашивать, вы не будете искать руководителя, чтобы спросить, как выбраться из него. Вы не потеряете ни единой минуты. Вы не будете ис-кать учителя, вы не будете справляться в священном писании. И вы не будете пытаться выб-рать тот путь, которым нужно выбраться, те средства, которые нужно применить, ту дверь, ко-торая является правильной. Когда дом в огне, все это не имеет значения. Когда вы знаете, что представляет собой привязан­ность, это равносильно тому, что дом в огне. Вы можете отбро-сить ее.

Чтобы войти в эту технику, вы, прежде всего, должны отбросить ложное понимание своей личности, так чтобы привя­занность к телу раскрылась во всей ее полноте. Это будет трудно; встретиться с ней будет очень неприятно и мучительно. Это не будет легко, это будет трудно, но однажды встретившись с ней, вы сможете отбросить ее - и нет никакой нужды спрашивать, как это сде-лать. Это огонь, ад. Вы можете выпрыгнуть из него.

Эта сутра говорит: Отбрось привязанность к телу, осозна­вая, что Я везде.

И в тот момент, когда вы отбросите привязанность к телу, вы осознаете, что вы везде. По-тому что из-за этой привязанности вы чувствовали, что ограничены пределами тела. Вас огра-ничи­вает не тело, а ваша привязанность к нему. Это не тело возводит барьер между вами и реальностью, это делает ваша привязан­ность к нему. Раз вы знаете, что привязанности нет, то для вас нет и никакого тела. Вашим телом, скорее, становится все существование; ваше тело становится частью всеобщего сущес­твования. Тогда оно не является отдельным.

Ваше тело, в действительности, есть не что иное, как существование, пришедшее к вам, существование, достигшее вас. Это ближайшее к вам существование, это все - и тогда оно рас-пространяется повсюду. Ваше тело лишь ближайший уголок его, и тогда здесь все существова-ние - оно распространяется повсюду. Раз нет привязанности к телу, то для вас нет и тела; или все существование становится вашим телом. Вы везде.

В теле вы где-то; без тела вы везде. Пребывая в теле, вы ограничены конкретным прос-транством; без тела вы не имеете ограничений. Вот почему те, кто познал, утверждают, что те-ло является тюрьмой. Это не значит, что тело является тюрьмой - тюрьмой является привязан-ность к телу. Когда ваш взгляд не сфокусирован на теле, вы повсюду.

Это выглядит абсурдным. Для ума, находящегося в теле, это выглядит абсурдным, безум-ным - как кто-то может быть повсюду? Для будды наше утверждение «Я нахожусь здесь» ка-жется безумным. Как вы можете быть где-то конкретно? Сознание не является пространствен-ным понятием. Вот почему, если вы закроете глаза и попытаетесь выяснить, где в своем теле вы находитесь, вы будете в недоумении. Вы не сможете найти себя.

Было много религий и много религиозных сект, которые проповедовали, что вы находитесь в пупке. Некоторые утвер­ждали, что вы в сердце, некоторые - что вы в голове, другие называли какие-то другие центры, но Шива утверждает, что вы нигде. Вот почему, если вы закроете глаза и попытаетесь выяснить, где вы, то у вас ничего не получится. Вы есть, но для вас нет никакого «где». Вы просто есть.

В глубоком сне вы не осознаете свое тело. Есть вы. Утром вы скажете, что сон был очень глубоким, что вы испытывали блаженство. Вы осознавали глубокое блаженство, пронизываю­щее вас, но вы не осознавали свое тело. В глубоком сне - где вы? Когда вы умираете, куда вы уходите? Люди все время спраши­вают: «Когда человек умирает, куда он уходит?» Но вопрос является абсурдным, глупым. Он связан с нашим воплощенным в тело сознанием - поскольку мы считаем, что мы где-то, то когда мы умираем, куда мы отправляемся? Никуда.

Когда вы умираете, вы нигде, вот и все. Вы не ограничены пространством, вот и все. Но если вы имеете желание быть ограниченным, вы будете снова ограниченным. Ваше желание приводит вас к новому ограничению. Но когда вы не в теле, вы нигде или везде - это зависит от того, какое из слов для вас более привлекательно.

Если вы спросите Будду, то он скажет, что вы нигде. Вот почему он выбрал слово «нирва-на». Нирвана означает, что вы нигде. Вы просто как пламя, которое куда-то уходит - как можете вы сказать, куда уходит пламя? Он скажет, что никуда. Пламя просто прекращает свое сущест-вование. Будда использует негативный термин - нигде. Это то, что означает слово «нирвана». Когда вы не привязаны к своему телу, вы в нирване, вы нигде.

Шива выбирает позитивный термин - он говорит «везде», - но оба термина означают одно и то же. Если вы везде, вы не можете быть где-то. Сказать, что вы везде, означает почти то же самое, что сказать, что вы нигде.

Но в теле мы связаны, мы ощущаем, что мы ограничены. Это ограничение является мыс-ленным действием; это наше собственное действие. А вы можете ограничить себя чем угодно. У вас есть ценный бриллиант. Ваше существо можно ограничить этим бриллиантом, и если его украдут, то вы можете совершить самоубийство или сойти с ума. Что случилось? Существует так много людей без бриллиантов: никто из них не совершает самоубийство, никто из них не испытывает никаких трудностей без бриллиантов, гак что же случилось с вами?

Когда-то и у вас тоже не было бриллианта; никаких проблем не было. Теперь у вас снова нет бриллианта, но возникла проблема. Как возникла эта проблема? Она - ваше собственное порождение. Теперь вы привязаны, ограничены. Бриллиант стал вашим телом. Теперь вы не можете жить без него; без него вам жить невозможно.

Всякий раз, когда вы становитесь привязанным, это стано­вится новым заключением. И все, что бы мы ни делали в жизни, способствует этому: мы все время создаем все новые и но-вые места заключения, все большие и большие тюрьмы для себя. Затем мы украшаем эти тюрьмы, чтобы они выглядели как жилые дома, а затем полностью забываем, что это тюрьмы.

В этой сутре утверждается, что если вы отбросите привязан­ность к телу, то случится осо-знание того, что вы везде. Вы чувствуете себя океаном, ваше сознание существует без привяз­ки к какому-либо месту. Ваше сознание существует без ограни­чения чем-либо. Вы становитесь подобным небу, обволакиваю­щим все; все содержится в вас. Ваше сознание приобретает бес-конечные возможности. И затем сутра говорит: Тот, кто везде, радостен.

Ограниченный в пространстве, вы всегда будете страдать, потому что вы всегда больше, чем то, что вас ограничивает. Это страдание - оно подобно тому, как если бы вы насильно втиснулись в маленький сосуд; океан, втиснутый в маленький кувшин. Вы должны страдать при этом. Это страдание, и всякий раз, когда ощущается это страдание, начинается поиск просвет­ления, поиск Брахмана. Брахман означает бесконечную сущ­ность. Поиск мокши означает поиск свободы. В ограниченном теле вы не можете быть свободным; в определенном месте вы буде-те рабом. Только нигде или везде вы можете быть свобод­ным.

Посмотрите на человеческий ум, в каком бы направлении он ни двигался, он всегда за свободу, он всегда ищет свободу. Направление может быть политическим, оно может быть эконо­мическим, оно может быть психологическим, оно может быть религиозным - в каком бы направлении человеческий ум ни двигался, он всегда ищет свободу. Свобода кажется глубо-чайшей потребностью. Всякий раз, когда человеческий ум обнаруживает какой-либо барьер, какое-либо рабство, какое-либо ограниче­ние, он сражается против них. Вся человеческая ис-тория явля­ется историей борьбы за свободу.

Направления могут быть различными: Маркс и Ленин боролись за экономическую свободу, Ганди и Линкольн боро­лись за политическую свободу. Имеются тысячи и тысячи видов рабст-ва, и сражение продолжается. Определенным является одно - что где-то глубоко внутри чело-век хочет все большей и большей свободы.

Шива и все религии утверждают, что вы можете стать политически свободным, но борьба не прекратится. Не станет только одного вида рабства, но все остальные виды рабства оста-нутся, и когда вы станете политически свободным, вы начнете осознавать другие виды рабст-ва. Экономическое рабство исчезнет, но тогда вы начнете ощущать другие виды рабства –сек-суальное, психологическое. Эта борьба не может прекратить­ся, пока вы не будете знать и не будете ощущать, что вы везде. В тот момент, когда вы почувствуете, что вы везде, вы достиг-нете свободы.

Эта свобода не политическая, эта свобода не экономичес­кая, эта свобода не социологи-ческая. Эта свобода - экзистенци­альная. Эта свобода - тотальная. Вот почему мы называем ее мокшей, тотальной свободой. И только тогда сможете вы быть счастливым. Радость или бла-женство возможны только тогда, когда вы тотально свободны.

В действительности, быть тотально свободным означает радость. Радость не является следствием свободы, это и есть само случившееся. Когда вы тотально свободны, вы радост-ны, вы блаженны. Это блаженство не приходит как следствие. Свобода есть блаженство, раб-ство есть страдание. В тот момент, когда вы чувствуете ограничения, вы страдаете; всякий раз, когда вы чувствуете ограничения, вы испытываете страдания. Когда вы чувствуете себя нео- граниченным, страдание исчезает. Так что страдание существует при наличии барьеров, а бла-женство существует в царстве без границ, при безбарьерном существова­нии.

Всякий раз, когда вы ощущаете эту свободу, с вами случается радость. Даже сейчас, когда вы чувствуете некоторую свободу, даже если она и не является тотальной, к вам приходит ра-дость. Вы влюбляетесь в кого-то: некоторая радость, некото­рое блаженство случается с вами. Почему оно случается? Потому что, когда вы любите кого-то, вы отбрасываете свою привязан­ность к телу. В некотором глубоком смысле теперь тело другого становится также и вашим те-лом. Вы теперь не ограничены только своим собственным телом; чье-то еще тело становится вашим телом, оно также становится вашим домом, оно также становится местом вашего обита-ния. Вы чувствуете свободу. Теперь вы можете двигаться в другого, а другой может двигаться в вас. Некоторым ограниченным образом барьер пал. Вы теперь больше, чем раньше.

Когда вы любите кого-то, вы становитесь большим, чем когда-либо; ваше существо увели-чивается, расширяется. Ваше сознание уже не так ограничено, как раньше; оно овладело но-вой областью. В любви вы ощущаете некоторую свободу. Она не является тотальной, и рано или поздно вы снова ощутите себя ограниченным. Вы будете чувствовать себя расширившим-ся, но все же конечным. Так что тот, кто действительно любит, рано или поздно должен прийти в молитвенное состояние.

Молитва означает еще большую любовь. Молитва означает состояние любви со всем су-ществованием. Вы теперь знаете секрет. Вы знаете ключ, секретный ключ - что вы любите ко-го-то, и в тот момент, когда вы любите, раскрываются двери и исчезают барьеры, и ваше су-ществование расширяется как минимум еще на одного человека. Теперь вы знаете секретный ключ. Если вы сможете быть в состоянии любви со всем существованием, то вы не будете больше телом.

В состоянии глубокой любви вы становитесь бестелесным. Когда вы любите кого-то, вы не ощущаете себя как тело. Когда вы не любите, когда вы не находитесь в состоянии любви, вы в большей степени ощущаете себя как тело, вы в большей степени осознаете свое тело. Тело становится бременем; вы должны носить его. Когда вас любят, тело теряет свой вес. Когда вас любят, и вы сами любите, вы не ощущаете, что на вас действует гравитация. Вы можете танце-вать, вы, в действительности, можете летать. В некотором глубоком смысле тела больше нет, - но лишь в ограниченном смысле. То же самое может случиться, когда вы находитесь в состоя-нии любви со всем существова­нием.

В любви радость приходит к вам. Это не удовольствие. Запомните, радость - это не удо-вольствие. Удовольствие прихо­дит к вам через органы чувств; радость приходит к вам через пребывание без ощущения тех сигналов, которые поступают через органы чувств. Удовольст-вие приходит к вам через тело; радость приходит к вам, когда вы не являетесь телом. Когда на мгновение тело исчезает, и вы остаетесь только сознанием, тогда радость приходит к вам. Ког-да вы являетесь телом, с вами может случиться удовольствие. Оно всегда приходит через те-ло. При наличии тела возможна боль, возможно удовольствие. Радость возможна только тогда, когда вы телом не являетесь.

Это случается также и в обычном состоянии, случайно. Вы слушаете музыку, и вдруг гра-витация исчезает. Вы так погло­щены ею, что забываете про свое тело. Вы наполнены музыкой, вы становитесь с ней единым целым. Вы не слушатель ее: слушающий и слушаемое становит-ся единым. Существует толь­ко музыка; вас больше нет. Вы расширились. Теперь вы плаваете вместе с музыкальными звуками, теперь вы не ограни­чены. Звуки растворяются в безмолвии, и вместе со звуками в безмолвии растворяетесь вы. Тело забыто.

Всякий раз, когда тело забыто, когда оно невольно, бессо­знательно отбрасывается, к вам приходит радость. Благодаря тантре и йоге вы можете достигать этого по определенным ме-тодикам. Тогда это не случайное явление; тогда вы являетесь хозяином этого. Тогда это не случается с вами случайно; тогда вы имеете в руках ключ и можете открыть дверь, когда захо-тите. Или вы можете открыть дверь навсегда и выбросить ключ; нет нужды закрывать дверь снова.

Радость случается также и в обычной жизни, но вы не знаете, как это происходит. Это слу-чается всегда, когда вы не являетесь своим телом, - запомните это. Поэтому если вы когда-то снова ощутите момент радости, то осознайте, являетесь ли вы в этот момент телом или нет. Вас не будет в этот момент. Всякий раз, когда есть радость, тела нет. Это не значит, что тело исчезает - тело остается, но вы не привязаны к нему. Вы не связаны ним, вы не ограничены им. Вы выпрыгнули из него.

Вы можете выпрыгнуть из него благодаря музыке, вы можете выпрыгнуть из него благода-ря прекрасному восходу солнца, вы можете выпрыгнуть из него, глядя на смеющегося ребенка, вы можете выпрыгнуть из него, потому что вы любите. Какая бы ни была причина, но вы вы- прыгнули - выпрыгнули из своего тела. Тело здесь, но в стороне; вы не привязаны к нему. Вы взлетели.

Благодаря этой технике вы узнаете, что тот, кто везде, не может быть страдающим; он ра-достен, он есть радость. Поэтому чем более ограниченным вы становитесь, тем больше вы страда­ете. Расширьтесь, оттолкните ваши ограничения и всякий раз, когда сможете, оставьте свое тело в стороне. Вы смотрите на небо, по которому плывут облака: плывите вместе с обла-ками, оставьте тело здесь, на земле. Вы видите луну: двигайтесь вместе с луной. Всякий раз, когда вы можете забыть про тело, не упускайте возможности - отправляйтесь в путешествие. И тогда вам станет знакомым ощущение пребывания вне тела.

И это только вопрос внимания. Привязанность к телу является вопросом внимания. Если вы обращаете внимание на тело, вы привязаны. Если внимание уходит, вы не привязаны.

Припомните: вы, например, играете на спортивной пло­щадке; вы играете в хоккей, в во-лейбол или что-либо другое. Когда вы увлечены игрой, ваше внимание не на теле. Кто-то уда-рил вас по ноге и потекла кровь - вы не осознаете этого. Боль здесь, но вас здесь нет. Течет кровь, но вы вне своего тела. Ваше сознание, ваше внимание может лететь вместе с мячом, может бежать за мячом. Ваше внимание где-то в другом месте. Игра заканчивается: вдруг вы возвращаетесь в свое тело, сразу же появляются боль и кровь. И вы удивляетесь, как это слу-чилось - когда и как это случилось и как это вы не заметили этого.

Чтобы быть в теле, требуется, чтобы на нем было сконцен­трировано ваше внимание. Так что запомните это - где ваше внимание, там и вы. Если ваше внимание витает в облаках, то вы там. Если ваше внимание сконцентрировалось на цветке, то вы там. Если ваше внимание в деньгах, то вы там. Ваше внимание - это ваше существо. И если ваше внимание нигде, то и вы нигде.

Так что весь процесс медитации должен заключаться в пребывании в таком состоянии, когда ваше внимание нигде, когда для него нет объектов. Когда для него нет объектов, то для вас нет тела. Ваше внимание создает тело. Ваше внимание и есть ваше тело. И когда внима-ние нигде, вы везде - радость случается с вами. Это не очень удачно звучит - что она случает-ся с вами, - вы и есть радость. Она не может оставить вас сейчас; это само ваше существо. Свобода есть радость; вот почему в мире так много стремления к свободе.

 

Думай ни о чем

 

Вторая техника избавления от привязанности: Думание ни о чем приведет к сня-тию ограничений с ограниченной личности.

Это то, о чем я говорил. Если нет объекта для вашего внимания, то вы нигде; или вы вез-де, вы свободны. Вы станови­тесь свободным. В этой второй сутре говорится: Думание ни о чем - или недумание - приведет к снятию ограничений с ограничен­ной личности.

Если вы не думаете, вы не ограничены. Думание наклады­вает на вас ограничения, причем имеется много типов ограниче­ний. Вы индус — это накладывает ограничения. Быть индусом означает быть привязанным к системе мыслей, к определенным шаблонам. Вы христианин - и в этом случае вы ограничены. Религия не может быть индусской или христианской. И если кто-то является индусом или христианином, то он не религиозен - это невозможно, - потому что все это системы мыслей. Религиозный человек не рассуждает; он не ограничен ни мыс­лями, ни ка-кими-либо системами, ни какими-либо шаблонами; он не ограничен умом - он живет неограни-ченным.

Когда у вас есть какие-то мысли, эти мысли становятся барьером. Мысль может быть пре-красной - и все же она является барьером. Прекрасная тюрьма все равно является тюрьмой. Эта мысль может быть золотой, но это не имеет значения, она все равно заключает вас в тю-рьму. И всякий раз, когда вы имеете мысль и привязываетесь к ней, вы против кого-то, потому что барьер не может существовать, если вы не против кого-то. А мысль всегда является при-страстной; она всегда за или против.

Я слышал об одном бедном фермере, очень религиозном христианине. Он принадлежал к «Обществу друзей», он был квакером. Квакеры отвергают насилие, они верят в любовь, в дружбу. Он возвращался из города в свою деревню на тележке, запряженной мулом, и вдруг, без всякой видимой причины, мул остановился и больше не захотел двигаться с места. Фермер пытался заставить его идти, он убеждал мула всякими христи­анскими способами, он очень дру-жественно уговаривал его, он не применял насилия. Он был квакером: он не мог ударить мула, он не мог использовать крепкие слова, он не мог ругать животное и грубо с ним обращаться, но он был наполнен гневом. Но как можно ударить мула?

Он хотел ударить его, поэтому он сказал мулу: «Веди себя как следует! Поскольку я ква-кер, я не могу ударить тебя, я не могу ругать тебя, я не могу совершить насилие, - но помни, мул, я могу отослать тебя к кому-то, кто не является христианином!»

Христианин имеет свой собственный мир, а не христианин - противоположный. Христианин не может себе представить, что не христианин может достичь царства Божьего. Ни индус, ни джайн не могут себе представить, что другие могут войти в царство блаженства - это невоз-можно. Мысли создают ограни­чения, барьеры, границы, и считается, что все те, кто не «за», те «против». Тот, кто со мной не соглашается, тот против меня.

Как вы можете быть везде? Вы можете быть с христиани­ном; вы не можете быть с не хрис-тианином. Вы можете быть с индусом, но вы не можете быть с не индусом, с мусульманином. Мысли должны быть в чем-то против - против чего-то или против кого-то. Они не могут быть тотальными. Запомните: мысли не могут быть тотальными; тотальным может быть только от-сутствие мыслей.

Второе: мысли всегда идут из ума, они всегда являются продуктом деятельности ума. Это ваша позиция, ваши рассуж­дения, ваши предрассудки; это ваша реакция, ваша формули­ровка, ваша концепция, ваша философия, но это не само существование. Это нечто о существовании; это не само сущес­твование.

Перед вами цветок. Вы можете что-то сказать о нем - это мысль. Вы можете сказать, что он прекрасен, вы можете сказать, что он безобразен, вы можете сказать, что он является свя-щен­ным, но, что бы вы ни сказали о цветке, это не сам цветок. Цветок существует независимо от ваших мыслей, и всякий раз, когда вы думаете о цветке, вы создаете между ним и собой барьер.

Цветок не нуждается в ваших мыслях. Он существует. Отбросьте свои мысли, и тогда вы сможете войти в этот цветок. Все, что бы вы ни сказали о розе, значения не имеет; каким бы многозначительным это ни казалось, оно значения не имеет. То, что вы говорите, никому не нужно. Это ничего не добавляет к существованию цветка. Это создает пелену завесы между вами и цветком, это создает ограничения. Поэтому всякий раз, когда вы думаете, вы отгороже-ны; дверь к существованию закрыта. В этой сутре говорится: Думание ни о чем приведет к снятию ограничений с ограниченной личности.

Если вы не думаете, если вы просто есть, с максимально обостренным чутьем, осознаю-щий, но без каких-либо облаков мыслей, то вы ничем не ограничены. Физическое тело не яв-ляется единственным телом - более глубоким телом является ум. Тело состоит из материи; ум тоже состоит из материи - более неуловимой, более утонченной. Тело является внешним сло-ем, ум является внутренним слоем. Нарушить привязанность к телу легко. Гораздо более труд-но отвязаться от ума, потому что при наличии ума вы в большей степени чувствуете себя са-мим собой. Если кто-то говорит, что ваше тело выглядит болезненным, то вы не чувствуете се-бя оскорбленным. Вы не так привязаны к нему; оно немного в стороне от вас. Но если кто-то скажет вам, что в вашем уме наблюдаются патологические изменения, то вы будете чувство-вать себя обиженным Он оскорбил вас. Ум вам ближе. Если кто-то что-то скажет про ваше те-ло, вы можете допустить это. Если кто-то что-то скажет про ваш ум, этого уже вытерпеть невоз-можно, потому что это ранит глубже.

Ум является внутренним слоем тела. Ум и тело - это не две сущности: внешним слоем ва-шего тела является тело, а внутрен­ним слоем тела является ум. Так же обстоит дело с вашим домом: вы можете видеть свой дом снаружи, вы можете видеть его изнутри. Снаружи будет ви-ден внешний слой стен; изнутри будет виден внутренний слой.

Ум является вашим внутренним слоем. Он ближе к вам, но все же это тело. В смерти ваше внешнее тело исчезает, но вы несете с собой внутренний, более утонченный слой. Вы настоль­ко привязаны к нему, что даже смерть не может отделить вас от своего ума. Ум продолжает су-ществовать. Вот почему могут быть известны ваши прошлые рождения, - потому что вы все еще несете в себе все умы, которые у вас когда-либо были. Они здесь, с вами. Если вы когда-то были собакой, то и ум собаки тоже с вами. Если вы когда-то были деревом, то ум дерева все еще с вами. Если вы были женщиной или мужчиной, вы все еще несете их умы. Вы продолжа-ете нести все умы. Вы настолько привязаны к ним, что никогда не можете отделиться от них.

После смерти внешнее растворяется, но внутреннее остает­ся. Это очень тонкая матери-альная субстанция. Это, в действи­тельности, только вибрация энергии, вибрация мысли. Вы несете их, и в соответствии с теми структурами мыслей, которые вы несете, вы входите в но-вое тело. В соответствии со структурой мыслей, со структурой желаний, со структурой ума вы снова формируете для себя новое тело. Программа в уме, а внешний слой снова накаплива-ется.

Первая сутра предназначена для отбрасывания своего тела. Вторая сутра предназначена для отбрасывания ума, внутреннего тела. Даже смерть не может разделить вас - это может сделать только медитация. Вот почему медитация является более вели­кой смертью, это более глубокая хирургия - более глубокая, чем сама смерть; вот почему так много страхов. Люди все время говорят о медитации, но они никогда не входят в нее. В отношении медитации сущест-вует глубокий страх, страх смер­ти.

Те, кто практикует медитацию, приходят однажды к точке, когда они начинают бояться, когда они возвращаются назад. Они приходят ко мне и говорят: «Мы не можем входить в нее больше. Это невозможно». Наступает момент, когда человек чувствует, что он умирает. И этот момент является более глубокой смертью, чем любая смерть, потому что теперь отделе­но са-мое внутреннее; самое внутреннее отождествление рушит­ся. Человек чувствует, что он умира-ет; он чувствует, что сейчас он переместится в небытие. Открывается глубокая бездна, откры-вается бесконечная пустота. Человек боится, бежит назад, чтобы уцепиться за свое тело, что-бы не быть отброшенным, потому что земля под ним шатается, уходит из-под ног. Развер­зает-ся бездна, пустота.

Поэтому, если люди даже и пытаются, то всегда только поверхностно; медитация для них забава. Они бессознательно чувствуют, что если они войдут глубже, их



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.141.155 (0.012 с.)