Вы говорили о таком большом количестве методов и техник. Стремление преуспеть в них очень велико. Как нам преодолеть это великое нетерпение?



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вы говорили о таком большом количестве методов и техник. Стремление преуспеть в них очень велико. Как нам преодолеть это великое нетерпение?



 

Мы должны кое-что вспомнить. Прежде всего: духовное не может происходить от желания, потому что желание является источником всех наших беспокойств и страданий. И вы не може-те направлять ваши желания в область духовного. Но мы желаем, это естественно, потому что мы знаем только один движитель - желание. Мы желаем вещи внешнего мира. Кто-то желает богатства, кто-то желает славы, кто-то желает престижа и власти. Мы желаем мирские вещи, и эти желания приводят нас к разочарованию.

Мы обязательно будем разочаровываться - независимо от того, исполняются наши жела-ния или нет. Если они не испол­няются, то мы, очевидно, разочаровываемся. Если они исполня­ются, то мы тоже разочаровываемся, потому что желание исполнилось, но связанные с ним обещания и надежды - нет. Вы можете получить столько богатства, сколько желали, но, в дей-ствительности, вам нужно было не богатство, вы хотели чего-то другого посредством богатст-ва, а это никогда не исполняется. Вы можете достичь богатства, но надежды, которые связа­ны с этим, - мечты о счастье, о блаженстве, о некоторой экстатической жизни - не исполняются. Если богатство не достигнуто, вы испытываете разочарование. Если богатство достигнуто, вы тоже будете испытывать разочарование, потому что не исполнены обещания, не исполнены мечты. Все здесь, все имеется. Средства здесь, а цель ускользнула. Цель всегда является не-уловимой.

Из-за желаний человек приходит к глубокому разочарова­нию. Когда случается разочарова-ние, вы начинаете искать чего-то абсолютно отличного от этого мира - зарождаются религиоз­ные стремления, религиозные желания... но снова вы начинаете желать. Вы становитесь не-терпеливым; вы желаете того, вы желаете этого. Ум не изменился. Объект желаний стал дру-гим: было богатство, теперь стала медитация. Была власть и престиж, теперь безмолвие и покой. Что-то было раньше, что-то другое сейчас. Но ум, механизм, самая работающая часть вашего существа, остался тем же самым. Раньше вы желали А, теперь вы желаете В, - но же-лание осталось.

Но проблемой является сам факт желания, а не объект желания; то, что вы желаете, про-блемой не является. Проблемой является не объект, а сам факт желания. Теперь вы снова желаете и снова будете разочарованы. Если желание исполнит­ся, вы будете разочарованы. Если желание не исполнится, вы будете разочарованы. С вами случится то же самое, потому что вы не можете понять основной смысл, вы все время упускаете суть.

Вы не можете желать медитацию, потому что медитация случается только при отсутствии всяких желаний. Вы не можете желать освобождения, нирваны, потому что это случается в со-стоянии отсутствия желаний - это, не может быть сделано объектом желаний. Поэтому для ме-ня и для всех тех, кто познал, желания являются мирскими явлениями. Это не связано с тем, что вы желаете мирские вещи, - желание, сам феномен жела­ния, является сутью мирской жиз-ни.

А когда вы желаете, нетерпение обязательно возникнет, потому что ум не хочет ждать, не хочет откладывать на потом. Он нетерпелив. Нетерпение является тенью желания. Чем боль-ше интенсивность желания, тем большим будет нетерпение. А нетерпение будет порождать беспокойство. Так как же вы достигнете состояния медитации? Желание повлечет за собой движение ума, а затем желание породит нетерпение, а нетерпе­ние приведет вас к еще боль-шим беспокойствам.

Случается так - а я наблюдаю это ежедневно, - что человек, который живет очень мирской жизнью, обычно не очень обеспо­коен. Когда он начинает медитировать или искать что-либо в религиозном плане, он становится более беспокойным, чем ранее. Причина этого в том, что теперь у него еще более острое желание, еще большее нетерпение. Когда речь шла о мирских вещах, то они были такими реальными и объективными, что он мог и подождать их. Они всегда были в пределах досягаемости. Теперь в духовной области все является таким неуловимым, таким далеким, что оно никогда не кажется лежащим в пределах досягаемости. Жизнь кажется очень короткой, и теперь объект желаний кажется лежащим в бесконечности - отсюда большее нетерпение и большая обеспокоенность. А как вы сможете медитировать при обеспокоенном уме?

Так что это трудная проблема. Постарайтесь понять ее. Если вы действительно разочаро-ваны и пришли к ощущению, что все внешнее является несерьезным, поверхностным - день­ги, или секс, или власть, или престиж, - если вы пришли к пониманию этого, то потребуется также и более глубокое по­нимание. Если все это является несерьезным, то желания являются еще более несерьезными: вы все время желаете, а ничего не случается - и ваши желания порож-дают страдания. Взгляните на тот факт, что желания порождают страдания. Если вы не жела-ете, нет никаких страданий. Так что перестаньте желать! И не создавайте новых желаний; про-сто отбросьте их. Не создавайте желаний в сфере духовного. Не говорите: «Теперь я отправ-ляюсь на поиски Бога. Теперь я собираюсь найти то-то, и то-то. Теперь я собираюсь познать истину». Не создавайте новых желаний. Если вы создаете их, то это показывает, что вы не понимаете своих страданий.

Взгляните на страдания, порождаемые желаниями. Почув­ствуйте, что желания являются страданиями и отбросьте их. Для того чтобы их отбросить, не требуется никаких усилий. За-помните: если вы прикладываете какие-то усилия, вы порож­даете новые желания. Это потому что для того, чтобы отбросить желание, вам требуется какое-то другое желание. Если есть какое-то другое желание, вы можете переключиться на него. Вы можете прицепиться к новому желанию и оставить в покое старое. Если есть что-то новое, то отставить старое легко, но то-гда вы упускаете самое главное. Просто оставьте желания, потому что они являются источни-ком страданий, и не создавайте новых желаний.

Тогда не будет никакого нетерпения. Тогда медитацию не нужно будет практиковать - она начнет случаться с вами, потому что ум без желаний находится в медитации. Тогда вы сможе-те играть с этими техниками. Я сказал играть... Тогда вы сможете играть с этими техниками; это не будет практикой, упражнениями. «Практика» является плохим словом; само слово явля-ется неправильным. Тогда вы сможете играть с этими техниками, и вы сможете наслаждаться этой игрой, потому что тогда нет никакого желания достичь чего-либо, нет никакого нетерпения достичь чего-либо.

Вы можете играть, а через игру, когда медитация является игрой, все становится возмож-ным. И все является возможным немедленно, потому что вы не обеспокоены, потому что вы не нетерпеливы, вы не спешите, вы не собираетесь куда-то, вы не достигаете чего-то. Вы пребы-ваете здесь и сейчас. Если медита­ция случается, то все в порядке. Если она не случается, то тоже все в порядке. С вами не происходит ничего плохого, потому что нет никаких желаний, нет ожиданий, нет будущего. И запомни­те: когда вы не отличаете медитацию от не-медитации, то медитация случается с вами. Вы достигаете. Теперь цель достиг­нута, предельное спустилось в вас. Это будет казаться странным, - что я призываю не превращать медитацию в практику, а скорее делать из нее игру, забаву. Наслаждайтесь самим процессом медитации, не ожидайте никакого результата.

Но наши умы являются очень серьезными, мертвяще серьезными. Даже если мы играем, мы превращаем игру в серьезную вещь. Мы делаем ее работой, долгом. Играйте, как играют маленькие дети. Играйте с техниками медитации, и тогда многое станет возможным. Не будьте серьезными с ними; воспринимайте их как забаву. Но мы все делаем серьезным. Даже если мы играем, мы делаем это серьезно. А по отношению к религии мы всегда были очень серьезны-ми. Религия никогда не была забавой, вот почему земля осталась нерелигиозной. Религия должна стать забавой и весельем, празднованием - празднованием момента, наслаждением всем, что бы вы ни делали; наслаждением таким огромным и таким глубоким, что деятельность ума прекращается.

Если вы действительно понимаете меня, то эти сто двенад­цать техник покажут вам, что все может стать техникой, - если вы действительно понимаете. Вот почему их сто двенадцать. Все может стать техникой, если вы понимаете качество ума, сопут­ствующего медитации. Тогда все, что бы вы ни делали, может стать техникой. Будьте игривыми, празднуйте это, наслаждай­тесь этим. Входите в это так глубоко, чтобы останавливалось время.

Но если имеются желания, время не может остановиться. Желание, в действительности, и есть время. Когда вы желаете, имеется потребность в будущем, потому что желание не может быть исполнено здесь и сейчас. Желание может быть исполнено только где-то в будущем, по-этому вам нужно двигаться в будущее. А тогда время убивает вас. Вы упускаете вечность. Веч-ность здесь.

Итак, сделайте медитацию забавой, весельем, праздновани­ем чего-нибудь. Вы копаете землю в саду - это может стать техникой. Просто копайте и радуйтесь, празднуйте само это действие. Станьте действием, забудьте про действующего. Здесь нет «я», остается только действие, и вы присутствуете на этом действии, блаженно присутствуете. Тогда имеет место экстаз - и никакого нетерпения, никакого желания, никаких стремле­ний.

Если вы привносите в медитацию стремление, желание и нетерпение, то вы все разруша-ете. И тогда чем больше вы делаете, тем больше разочарования вы испытываете. Вы скаже­те: «Я так много делаю, а ничего не случается». Люди приходят ко мне и говорят: «Я делаю это, делаю то так много месяцев, так много лет, и ничего не происходит».

Здесь был один ищущий из Голландии, который исполнял одну конкретную технику триста раз каждый день. И он сказал мне: «В течение двух лет я исполняю эту технику триста раз в день. Я не пропустил ни одного дня. Я оставил все, потому что я должен был делать это триста раз в день - и ничего не случилось». Из-за этой техники он был на грани нервного расстройст-ва.

Поэтому я сказал: «Прежде всего, прекратите это. Делайте что угодно, только не это. Вы сойдете с ума». Он относился к этому слишком серьезно. Это стало для него вопросом жизни и смерти. Ему нужно было достигнуть.

И он сказал: «Кто знает, сколько дней мне осталось? Времени мало, а мне нужно достиг-нуть этого еще в этой жизни. Я не желаю рождаться снова. Жизнь - такое страдание».

Он будет рождаться снова и снова. Тот способ, который он практикует, будет делать его все более и более безумным. Но все это неправильно - все отношение является неправиль-ным. Воспринимайте медитацию как игру, как забаву, наслаждайтесь ею, и тогда изменится само качество ее. Тогда она не есть нечто, что вы делаете в качестве причины, чтобы получить какое-то следствие. Нет, вы наслаждаетесь ею здесь и сейчас. Она и причина, и следствие. Она является началом, она же является и концом.

И тогда вы не сможете упустить медитацию. Вы не сможете упустить ее, она случится с вами, потому что сейчас вы готовы принять ее в себя. Вы открыты. Никто не говорил, что ме-дита­ция должна восприниматься как игра, но я говорю это. Сделайте ее игрой. Играйте с нею, как играют маленькие дети.

 

Последний вопрос:

Вчера Вы сказали, что темнота является одной из основ существования, хотя боль-шинство религий придерживаются противоположного взгляда. Не будете ли Вы так до-бры пролить несколько больше света на эту проблему, особенно с точки зрения того, что говорит об этом современная наука? Разве она не утверждает, что последним дели-мым элементом материи является просто электрическая энергия?

 

Опять то же самое разделение - свет и темнота. Они являются двумя понятиями, если вы смотрите на них посредст­вом ума. Они являются одним, если вы медитируете над ними. Не имеет значения, медитируете ли вы над светом или над темнотой. Если вы медитируете над ними, то они растворяются друг в друге. Тогда свет есть не что иное, как меньшее количество темноты, а темнота есть не что иное, как меньшее количество света; различие в степени про-явления. Это не есть две сущности, противоположные друг другу; это, скорее, две степени про-явле­ния одной и той же сущности. И эта единая сущность не является ни светом, ни темнотой. Эта единая сущность, степенью прояв­ления которой они являются, не есть ни свет, ни темнота - или и то и другое. Вы можете войти в нее со стороны света, вы можете войти в нее со сторо-ны темноты.

Свет используют многие религии, потому что это удобнее, легче. Темнота является труд-ной, более неудобной, и если вы пытаетесь войти через темноту, то вы выбираете более труд-ный путь. Вот почему многие религии выбрали свет. Но вы можете выбрать что угодно; это за-висит от вас. Если вы любите приклю­чения, если вы отважны, выбирайте темноту. Если вы бо-итесь и не желаете становиться на трудный путь, выбирайте свет. Потому что и то и другое принадлежит одной и той же сущности, которая проявляется с одной стороны как свет, а с дру-гой - как темнота.

Это помещение, например, наполнено светом. Но оно не наполнено одним и тем же све-том для всех, не так ли? Если у меня слабые глаза, то этот свет для меня будет не таким, как для вас. Я вижу его несколько более темным. Представьте себе кого-то, кто прибыл с Марса или какой-либо другой планеты, и кто имеет очень острое зрение. Тогда там, где вы видите свет, он будет видеть гораздо больше света, чем вы. А там, где вы видите темноту, он будет видеть свет. Существуют животные и птицы, которые могут видеть в темноте, когда вы видеть не можете. Для них это свет, для вас это темнота.

Итак, что есть свет? Что есть темнота? Это одна сущность. И в какой степени вы можете проникнуть в нее, в какой степени она может проникнуть в вас... это будет зависеть от того, что вы будете называть светом, а что - темнотой. Эти полярные противоположности только кажут-ся противоположными. Это не так, они являются всего лишь относительными степенями прояв-ления одной и той же сущности. Поэтому ученые утвер­ждают, что последними делимыми эле-ментами материи являет­ся просто электрическая энергия. Они не утверждают, что ими явля-ется свет; они говорят об электрической энергии. Темнота тоже является электрической энер-гией, свет тоже является электрической энергией. Электрическая энергия не является синони-мом света. Если вы назовете эту сущность электрической энергией, то свет будет одним ее выражением, а темнота - другим.

Но нет никакой необходимости входить по поводу этого в научную дискуссию. Это беспо-лезно. Думайте лучше о своем уме, о том, что вам нравится. Если вы чувствуете себя спокойно со светом, входите в медитацию через свет. Это ваша дверь. Если вы чувствуете себя спокой-но в темноте, входите через темноту. И то и другое приведет к одному и тому же.

Из этих ста двенадцати техник многие связаны со светом; некоторые из них связаны с тем-нотой. Шива старается изложить все возможные способы. Он не говорит о конкретных типах, он говорит обо всех типах. Но есть некоторое количество людей, которым понравится входить через темноту. Входить через темноту понравится, например, женственному уму, более пас­сивному, более восприимчивому. Мужскому уму будет больше нравиться свет.

Вы, возможно, замечали тот факт, что многие поэты прошло­го и настоящего времени, мно-гие философы и многие другие, кто обладал глубоким пониманием человеческого ума, всегда срав­нивали женщину с темнотой, а мужчину со светом. Свет является агрессивным, мужским элементом; темнота является восприимчивым, женственным элементом. Темнота подобна женской утробе.

Так что это зависит от вас: если вам нравится темнота, хорошо, входите через нее. Если вам нравится свет, входите через него. Иногда привлекательным является как раз противо­по-ложное. Вы можете испытать и противоположное. В этом нет ничего опасного, потому что каж-дый путь ведет к одной и той же цели.

Но не думайте все время о том, что выбрать. Не тратьте на это время, лучше попробуйте. Потому что вы можете очень долго рассуждать о том, что для вас будет более удобным, что делать и чего не делать, почему так много религий настаивают на свете и так мало - на темно-те. Не беспокойтесь об этом; это не поможет вам. Подумайте лучше о своем собственном типе, о том, что будет более удобным для вас, в чем вы будете чувствовать себя более комфорта-бельно, а затем начинайте.

И затем забудьте обо всех остальных методах, потому что все эти сто двенадцать методов не для вас. Даже если вы выберете только один метод, этого будет достаточно. Вы не должны пройти через все сто двенадцать методов; достаточно будет одного. Так что будьте восприим-чивым и осознающим в такой степени, чтобы понять, который из методов предназначен для вас. Вам не нужно беспокоиться обо всех остальных методах; в этом нет необходимости. Вы-берите один, играйте с ним, а если вы почувствуете себя хорошо и что-то будет случаться, то углубляйтесь в него и забудьте про остальные сто одиннадцать методов. Если вы чувствуете, что выбрали метод неправильно, то отбросьте его, выберите другой и играйте с ним. Если вы перепробуете это с четырьмя-шестью методами, то вы натолкне­тесь на требуемый вам. Но не будьте серьезными - просто играйте.

 

Глава 5 (53)

ОТ СМЕРТИ К БЕССМЕРТИЮ

28 мая 1973 года, Бомбей, Индия

 

Сутры:



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.179.228 (0.01 с.)