Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стань чистотой безоблачного неба

Поиск

 

Первая техника: Летом, когда ты видишь все небо, бескрайнее и чистое, войди в подобную чистоту.

 

Летом, когда ты видишь все небо, бескрайнее и чистое, войди в подобную чистоту. Ум - это беспорядок, путаница; в нем нет ясности. В уме всегда толпа, всегда облака; в нем никог-да нет открытого неба, безоблачности, пустоты. Ум не может быть таким. Вы не можете очис-тить свой ум; быть чистым не является естественным состоянием ума. Ум останется нечистым. Если вы сможете оставить ум сзади, если вы сможете трансцендировать ум, выйти за его пре-делы, то с вами случится эта чистота. Вы можете быть чистым, но не ваш ум. Нет такой вещи, как чистый ум; этого никогда не было и никогда не будет. Ум означает загрязненность, беспо-рядок.

Постарайтесь понять структуру ума, и тогда вам станет понятной эта техника. Что есть ум? Непрерывный процесс размышлений, непрерывный поток мыслей - связанных друг с другом, разрозненных, уместных, неуместных - много разношерстных впечатлений, собранных отовсю-ду. Вся ваша жизни посвящена собиранию - собиранию пыли. И этот процесс повторяется сно-ва и снова.

Рождается ребенок. Ребенок чист, потому что ума еще нет. В тот момент, когда появляет-ся ум, в него входит нечистое, и него входит беспорядок. Ребенок чист, но он вынужден будет накапливать знания, информацию, культуру, религию, условности - необходимые, полезные. Он должен будет собирать очень многое отовсюду, из многих источников - из противопо­лож-ных, противоречивых источников. Он будет собирать из тысяч и тысяч источников. Тогда ум превратится в базар, в толпу. И вследствие такого большого количества источников в нем обя-зательно будет беспорядок. И что бы вы ни собрали, всегда будет оставаться неопределен-ность, потому что знания есть нечто, непрерывно разрастающееся.

Я вспоминаю человека, который рассказал мне одну исто­рию. Он был великим искателем, и он рассказал мне это о своем профессоре, который учил его в течение пяти лет в медицин-ском колледже. В своей области профессор был большим ученым. В конце курса обучения он собрал своих студентов и сказал им: «Я должен научить вас еще одному. Все, чему я вас учил, является правильным лишь на пятьдесят процентов, а остальные пятьде­сят процентов абсо-лютно неправильно. Но беда в том, что я не знаю, которые пятьдесят процентов являются пра-вильными, а которые - неправильными. Я этого не знаю».

Такова вся стройная система знаний. Ничто не является определенным, никто ничего не знает, все делается ощупью. На ощупь мы создаем целые системы, и таких систем тысячи и тысячи. Индусы сказали что-то, христиане сказали что-то другое, мусульмане сказали что-то еще другое - все несогласо­ванно, все противоречит друг другу; никакого согласия, ника­кой оп-ределенности - и все эти источники являются источника­ми познаний для вашего ума. Вы соби-раете: ваш ум становится свалкой ненужных вещей; в нем неизбежно возникает беспоря­док, неразбериха. Определенным может быть только тот чело­век, который не обладает большим количеством знаний. Чем больше вы знаете, тем более неуверенным вы становитесь.

Первобытные люди были более определенными и, очевид­но, были более чистыми. В них не было ясности - просто незнание фактов, которые бы противоречили друг другу. Если ум сов-ременного человека находится в большем беспорядке, то причиной этого является большее количество знаний. Если вы больше знаете, то вы будете в большем беспорядке, потому что теперь вы наполнены большим количеством знаний, а чем больше вы знаете, тем более неуве-ренным вы становитесь.

Только идиоты могут быть во всем уверенными, только идиоты могут быть догматичными, только идиоты никогда не испыты­вают колебаний. Чем больше вы знаете, тем в большей сте-пени земля уходит из-под ваших ног, тем более нерешительным вы становитесь. Я хочу ска-зать, что чем больше разрастается ум, тем больше вы узнаете, что природой ума является беспорядок. Когда я говорю, что только идиоты могут быть уверенными, то я не имею в виду, что идиотом был и Будда, потому что он не был неуверенным во всем. Вспомните разницу. Он не является ни уверенным, ни неуверенным - он просто чист. При наличии ума имеет место неуверенность, при наличии идиотического ума - уверенность. При отсутствии ума и то и дру-гое исчезает - и уверенность, и неуверенность.

Будда - это ясность, чистота, пространство, открытое пространство. Он не является уве-ренным - нет ничего, в чем нужно было бы быть уверенным. Он также не является неуве­рен-ным, потому что не существует ничего, в чем можно было бы быть неуверенным. Неуверенным может быть только тот, кто ищет какой-то определенности. Ум всегда является неуверен­ным, он всегда ищет определенности; он всегда в беспорядке и неразберихе и всегда ищет ясности. Будда - это человек, который отбросил свой ум, а вместе с умом отбрасывается весь беспоря-док, вся неопределенность, вся определенность.

Посмотрите на это таким образом: ваше сознание подобно небу, а ваш ум подобен обла-кам. Облака к небу не прикасаются. Они приходят и уходят; после них не остается никаких сле-дов. Небо остается девственным: никаких записей, никаких следов, никаких облаков, никакой памяти. Облака приходят и уходят; небо остается невозмущенным. То же самое имеет место и в вас: сознание остается невозмущенным. Мысли приходят и уходят, ум развивается и исчеза-ет. И не думайте, что вы имеете один ум - вы имеете много умов, это толпа. Ваши умы все вре-мя сменяют друг друга.

Вы коммунист, поэтому у вас определенный тип ума. Вы можете оставить его и стать анти-коммунистом. Тогда вы будете иметь другой ум; и не просто другой, а диаметрально противо­положный. Вы все время можете менять свои умы как платье, и вы все время делаете это. Вы можете не осознавать этого, но эти облака все время приходят и уходят. Ясность может быть достинута в том случае, если вы начнете осознавать это небо, если вы смените фокус. Если вы не сфокусированы на небе, то вы сфокусированы на облаках. Перестаньте фокусироваться на облаках и сфокусируйтесь на небе.

Эта сутра звучит так: Летом, когда ты видишь все небо, бескрайнее и чистое, войди в подобную чистоту.

Медитируйте на небо - летнее безоблачное небо, бесконечно пустое и чистое, девствен-ное. Созерцайте его, медитируйте на него, войдите в его чистоту. Станьте этой чистотой, этой подо­бной пространству чистотой.

Если вы медитируете на открытое, безоблачное небо, то внезапно вы почувствуете, что ум исчезает, что ум отбрасывает­ся. Возникнут некоторые разрывы, Вы вдруг начнете осознавать себя так, как если бы чистое небо вошло также в вас. Будут некоторые интервалы. На некото-рое время мысли прекратятся - как если бы прекратилось уличное движение.

Сначала это будет происходить только в течение несколь­ких мгновений, но даже эти мгно-вения являются трансформи­рующими. Постепенно деятельность ума будет замедляться, бу-дут появляться все большие промежутки. В течение несколь­ких минут подряд не будет никаких мыслей, никаких облаков. А когда нет мыслей, нет облаков, то внешнее небо и внутреннее ста-новится единым целым, поскольку только мысли являются барьером, только мысли воздвига-ют стену; только благодаря мыслям внешнее остается внешним, а внутреннее - внутренним. Когда мыслей нет, внешнее и внутреннее теряют свои границы, они становятся единым целым. Границ, в действительности, никогда и не было, они появились только из-за мыслей, из-за этих барьеров.

Медитировать на небо прекрасно. Просто лягте так, чтобы забыть о земле; просто лягте на спину на любом безлюдном пляже, на любую землю, и просто смотрите на небо. Полезным бу-дет только чистое небо - безоблачное, бескрайнее. И просто глядя на небо, пристально глядя на небо, почувствуйте его чистоту - безоблачность, безграничное пространство, - а затем вой-дите в эту чистоту, станьте с ней единым. Почувствуйте себя так, как если бы вы стали небом, пространством.

Сначала, если вы только медитируете на открытое небо и больше ничего не делаете, нач-нут появляться интервалы, пото­му что все, на что вы смотрите, входит в вас. Все, на что бы вы ни смотрели, возбуждает вас изнутри; все, на что бы вы ни смотрели, рисуется в вас, отражается в вас.

Вы видите здание. Вы не можете просто видеть его: что-то немедленно начинает происхо-дить в вас. Вы видите мужчину, женщину, вы видите автомобиль - вы видите что угодно. Это не только снаружи, что-то происходит внутри, имеет место какое-то отражение, вы начинаете реа-гировать на это. Таким образом, все, что вы видите, переплавляет вас, формирует вас, моди-фи­цирует вас, создает вас. Внешнее все время отражается внутри. Хорошо смотреть в откры-тое небо. Прекрасным является сам простор, не имеющий никаких ограничений. Ваши собст-вен­ные ограничения также исчезнут, потому что безграничное небо будет отражаться в вас. Хорошо будет, если вы сможете при­стально смотреть на небо, не мигая. Хорошо будет не ми-гать... потому что если вы мигаете, ваш мыслительный процесс будет продолжаться. Приста-льно смотрите, не мигая. Пристально вглядывайтесь в пустоту, двигайтесь в эту пустоту, по-чувствуй­те, что вы становитесь единым с ней, - тогда в любой момент небо войдет в вас.

Сначала вы входите в небо, а затем небо входит в вас. Это встреча: внутреннее небо встречается с небом внешним. В этой встрече - ваша реализация. В этой встрече ум отсутствует, потому что встреча может осуществиться только при отсутствии ума. В этой встрече вы впервые не являетесь своим умом. Нет никакого беспорядка, никакой путаницы. Путаницы и беспо­рядка не может быть при отсутствии ума. Нет никакого страда­ния, потому что страдание тоже не может существовать при отсутствии ума.

Наблюдали ли вы этот факт когда-либо или нет, - что страдание не может существовать при отсутствии вашего ума. Отсутствует сам источник его. Кто будет поставлять вам это стра-дание? Кто будет делать вас страдающим? То же самое справедливо также и в обратном нап-равлении: вы не можете быть страдающим при отсутствии ума и не можете быть блаженными при наличии ума. Ум никогда не может быть источником блаженства.

Поэтому, если внутреннее небо и внешнее небо встречаются и ум исчезает хотя бы на мгновенье, вы наполнитесь новой жизнью. Эта жизнь имеет абсолютно другое качество. Это жизнь вечная, не оскверненная смертью, не загрязненная никаким страхом. В этой встрече вы будете здесь и сейчас, вы будете присутствовать, - потому что прошлое принадлежит мыслям, будущее принадлежит мыслям. Прошлое и будущее являются частью вашего ума. Настоящее является существованием - оно не является частью вашего ума.

Настоящий момент не принадлежит вашему уму. Момент, который прошел, принадлежит вашему уму, момент, который должен наступить, принадлежит вашему уму. Настоящий мо­мент никогда не принадлежит вам. Скорее вы принадлежите этому моменту. Вы существуете сей-час, непосредственно здесь и сейчас. Ваш ум существует где-то в другом месте, всегда где-то в другом месте. Разгрузите себя.

Я читал воспоминания одного суфийского мистика. Он путешествовал по безлюдной доро-ге, путь был пустынен, но потом он увидел крестьянина с воловьей упряжкой. Телега застряла в грязи. Дорога была труднопроходимой. Крестьянин вез в телеге большой груз яблок, но где-то на ухабистой дороге борт телеги откинулся, и яблоки рассыпались. Но он не знал об этом; сначала крестьянин не заметил этого.

Когда телега застряла в грязи, он сначала пытался как-то ее вытащить, но все его усилия были напрасными, и он подумал: «Я должен разгрузить мою телегу, может быть, тогда я смогу вытащить ее». Он посмотрел назад. В телеге осталось не более дюжины яблок - груза уже не было. Вы можете представить себе его страдание. Суфий пишет в своих воспоминаниях, что сказал этот крестьянин в раздражении. Он сказал: «Застрял, черт побери! Застрял окончатель-но - и нет ничего, что можно было бы разгрузить!» Была единственная возможность: он мог вы­браться только в том случае, если бы мог разгрузить телегу; но теперь нечего было разгру-жать.

Вы, к счастью, не увязли таким же образом. Вы можете разгрузиться - ваша телега слиш-ком нагружена. Вы можете сгрузить свой ум, и в тот момент, когда ума не будет, вы начнете летать; вы станете способным к полету.

Эта техника - смотреть в чистоту неба и стать с ним единым целым - является одной из наиболее практикуемых. Ее исполь­зуют многие религиозные традиции. Эта техника особенно полезна для современного ума, потому что на земле не осталось ничего. На земле не осталось ничего, на чем можно было бы медитировать - только небо. Если вы посмотрите по сторонам, то вы увидите, что все является искусственным, все является ограниченным, все имеет грани-цы. Только небо, к счастью, все еще открыто для медитации.

Попробуйте эту технику, она окажется полезной; но пом­ните три вещи. Первое: не мигайте - смотрите пристально, не мигая. Даже если ваши глаза начинают испытывать боль и из них начинают течь слезы, не беспокойтесь. Даже эти слезы будут частью разгрузки; они будут по-лезными. Эти слезы сделают ваши глаза более чистыми и свежими - омытыми. Вы просто про-должайте пристально смотреть.

Второе: не думайте о небе, запомните это. Вы можете начать думать о небе. Вы можете вспомнить много поэм, прекрасных поэм о небе - тогда вы упустите самое главное. Вы не дол-жны думать о нем - вы должны войти в него, вы должны стать с ним единым целым, - потому что, если вы начнете думать о нем, вы снова создадите барьеры. Вы снова упустите небо, вы снова будете заключены в своем собственном уме. Не думайте о небе. Будьте небом. Просто пристально смотрите и двигайтесь в небо, позвольте небу двигаться в вас. Если вы будете двигаться в небо, то небо немедленно начнет двигаться в вас.

Как вам сделать это? Как вы будете осуществлять это - это движение в небо? Просто продолжайте пристально всматривать­ся дальше и дальше. Продолжайте пристально смотреть - как если бы вы пытались найти границу неба. Двигайтесь в глубину его. Продвиньтесь в него настолько, насколько сможете. Само это движение будет разрушать барьеры. И метод этот должен практиковаться в течение как минимум сорока минут; меньшего времени будет недос-таточно, это не поможет.

Когда вы действительно почувствуете, что вы стали с небом единым целым, тогда вы мо-жете закрыть глаза. Когда небо вошло в вас, вы можете закрыть глаза. Вы сможете увидеть его и внутри. Тогда в нем нет необходимости. Итак, только после сорока минут, когда вы почувст-вуете, что единение случилось, что имеет место общение с небом и что вы стали частью его, и ума больше нет, закройте глаза и оставайтесь в своем внутреннем небе.

Третье: вам поможет чистота - войди в подобную чистоту. Чистота поможет – незагряз-ненное, безоблачное небо. Просто осознавайте чистоту, которая вокруг вас. Не думайте о ней; просто осознавайте чистоту, ясность, невинность. Эти слова не нужно повторять. Вы должны ощущать это, а не думать об этом. И раз вы смотрите в небо, ощущение придет, потому что это не ваша задача - вообразить себе это: все это существует и без вас. Когда вы пристально смо-трите, это начнет случаться с вами.

Небо является чистым, это чистейшее из всего сущего. Ничто не загрязняет его. Миры приходят и уходят, появляются и исчезают земли, а небо остается чистым. Чистота здесь. Вы не должны проецировать ее, вы должны просто почувствовать ее - быть достаточно уязвимым по отношению к ней, чтобы почув­ствовать ее. Позвольте небу случиться в вас. Вы не можете заставить его, вы можете только позволить ему случиться.

Все медитации, в действительности, позволяют чему-либо случиться. Никогда не думайте в терминах агрессии, никогда не думайте о действиях с позиции силы. Вы не можете насильно заставить что-либо случиться. В действительности, именно оттого, что вы пытаетесь приме-нить насилие, вы и создаете все страдания. Ничто не может быть свершено насильно, но вы можете позволить всему случиться. Будьте женственным. Поз­воляйте вещам случаться. Будьте пассивным. Небо абсолютно пассивно: оно совершенно ничего не делает, оно просто остается здесь. Просто будьте пассивными и оставайтесь под небом - уязвимые, открытые, женственные, без какой-либо агрессии с вашей стороны, - и тогда небо проникнет в вас.

Летом, когда ты видишь все небо, бескрайнее и чистое, войди в подобную чистоту.

Но если сейчас не лето, что делать? Если небо является облачным, не ясным, то закройте глаза и просто войдите в свое внутреннее небо. Просто закройте глаза, и если вы увидите какие-либо мысли, то воспринимайте их, как если бы это были облака, плывущие по небу. Осознайте фон, небо, и относитесь безразлично к мыслям.

Мы слишком сильно связаны с мыслями и никогда не осознаем промежутки между ними. Проходит одна мысль, а прежде, чем появится другая, имеет место промежуток - в этом про-межутке видно небо. В тот момент, когда нет никаких мыслей, что вы видите? Вы видите пусто-ту. Поэтому, если небо является облачным - время не летнее и небо не является чистым, - за-кройте глаза, сфокусируйте свой ум на фоне, на внутреннем небе, на котором появляются и исчезают мысли. Не обращайте внимания на мысли; обращайте внимание на пространство, в котором они движутся.

Вы, например, сидите в комнате. Я могу смотреть на эту комнату двумя способами. Я, во-первых, могу смотреть на вас, так что я безразличен к пространству, в котором вы находитесь, к самому помещению - я смотрю на вас, я фокусирую свой ум на вас, на том, кто находится здесь, а не на помещение, в котором вы находитесь. С другой стороны, я могу сменить фокус: я могу смотреть в комнату, вы мне становитесь безразличным. Вы находитесь здесь, но я делаю ударение, я фокусируюсь на комнате. Тогда все меняется.

Попробуйте проделать это в своем внутреннем мире. Смот­рите на пространство. В нем движутся мысли: будьте безразличны к ним, не обращайте на них внимания. Они здесь; от-метьте про себя, что они здесь, что они движутся. На улице - уличное движение. Смотрите на улицу, и не обращайте внимания на уличное движение. Не смотрите, чтобы увидеть, кто идет; просто знайте, что кто-то идет, и осознайте то пространство, в котором это происходит. Тогда летнее небо случится внутри вас.

Нет необходимости ждать лета - наш ум таков, что он всегда ищет оправданий. Он скажет: «Лета еще нет, а даже если бы оно и было, небо не является чистым».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.15.124 (0.012 с.)